|
||||
|
Вперед! — Вы прошли уже с Марией Семеновной остановку кровотечения? Хорошо. Давайте решим более сложную задачу. Итак, перед вами человек с артериальным кровотечением на левом предплечье и ушибом ноги. Окажите ему помощь. Звено Миши Богатырева подошло к Феде. — Прижимаю плечевую артерию, — сказал Миша. — Кровотечение остановлено. Зина, достань у меня из сумки жгут. — Зина стала рыться в сумке. Дима и Витя наблюдали за ней. — Подождите, ребята, — сказал я. — Верю, что вы умеете остановить кровотечение, но организация этого дела у вас хромает. Зине неудобно искать жгут в сумке, которая надета на другом. Зоя и Дима отдыхают, а ведь работать надо обязательно всем, быстро и слаженно. Давайте сделаем так: плечевую артерию прижмет номер второй, а номер первый достанет жгут из сумки и наложит его на плечо. При накладывании жгута руку пострадавшего надо поднять. Номер третий стоит без дела, пусть поможет. А номер четвертый пока приготовит записку с обозначением времени, когда наложен жгут. Вот все сразу и будут заняты. Другое дело, если бы перед нами было несколько пострадавших. Тогда мы расставили бы силы иначе. Но в любой обстановке нужно стремиться к тому, чтобы все работали, чтобы не было «простоев». Так, жгут наложен правильно. Поместим пострадавшего на носилки. Задание было выполнено. — К носилкам! — Подождите, — остановил я ребят, — кто скажет, какую ошибку допустило все звено при укладке раненого на носилки? — В прошлый раз мы так укладывали… — Да, но в прошлый раз ранение было на правой ноге, а сегодня на левой руке. Между правым и левым есть разница? — Разница есть. — Каковы же выводы? — А-а, — сообразил Миша. — Федя, вылезай! Ребята, ставьте носилки с той стороны, а вы перейдите на эту. — Запомните, брать раненого надо всегда со здоровой стороны. Разберемся, почему. Вы подняли раненого, положили к себе на колени, при этом, естественно, вы прижмете раненую руку к себе, пострадавший почувствует боль. Если же раненая рука будет с другой стороны, ее осторожно поддержит в воздухе первый номер. — Берись! — Поднимай! — Опускай! — К носилкам! — Взять носилки! — Поднять! — Шагом… Виноват! Вперед! Хорошо. Теперь представим себе дорогу. Вы идете по узкой тропинке, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз, то делая большой крюк, чтобы обойти препятствие. Но вот вы зашли в тупик. Перед вами железная балка на высоте одного метра, обойти ее нельзя. Подлезть под нее с носилками трудно. Что делать? Поставим в ряд несколько стульев — вот какое препятствие перед вами. На помощь приходят свободные номера первый и третий. Они перенимают у первого звеньевого ручки носилок. Номер второй любым способом преодолевает препятствие и оказывается по ту сторону его. Ему подают ручки носилок и передвигают их до заднего конца. Теперь что делать? — Номер четвертый должен перелезть… — Попробуем. Как он теперь возьмется за ручки носилок? Ему очень неудобно. Носилки можно уронить. А лучше сделать так: номер первый и третий переходят через препятствие, берут у номера четвертого ручки носилок, номер четвертый переходит через препятствие и встает на свое место. После этого номер второй поворачивается… Стойте, вы же можете уронить раненого! Номера первый и третий должны помочь номеру второму повернуться: они берут ручки носилок, а потом отдают их. Все это делается без команды, как бы по уговору, быстро и слаженно. Теперь попрактикуемся. Правильно! Еще раз. Ну, а если перед вами не балка, а канава, ров. Порядок его преодоления будет примерно такой же. Только помогающие номера должны спуститься на дно рва и на вытянутых руках передавать носилки. Наступила пора сменяться. Это можно сделать двумя способами. Первый способ. По команде носилки опускают на землю, у ручек встают новые звеньевые, по команде поднимают носилки и несут дальше. Второй способ. Если почва под носилками неровная, то сменяются, держа носилки на весу. Идущего у ножного конца носилок сменить нетрудно. Но, чтобы сменить идущего у головного конца носилок, нужна помощь свободных звеньевых. Например, номер первый должен встать на смену номера второго. Сначала одну ручку носилок у него перенимает освободившийся номер четвертый. Номер второй переходит за ручку и встает сбоку. Номер первый занимает его место и берет обе ручки носилок. Теперь выйдем на местность. Попрактикуемся во дворе школы. Пострадавшей будет Ира. Второе звено, уложите ее на носилки. Так. Почему вы понесли ее головой вперед? — Она опасно ранена. Надо наблюдать за лицом. — Хорошо, пошли. — Вперед! Школьники группой вышли из класса и двинулись за носилками. Шутки летели вслед Ире. Стали спускаться по лестнице на первый этаж. — Стойте, ребята! Вы же сказали, что она у вас тяжело ранена. — Д-да-а… — А вы ее головой вниз несете! Надо повернуть носилки. Не так. Свободные номера должны помочь. Теперь другое дело. — Вперед! Вышли во двор. Я расставил звенья на расстоянии 20 метров друг от друга и сказал: — Будем передавать раненого эстафетой. Начинает первое звено. Второму звену приготовиться! Второе звено развернуло носилки. Ира визжала и ворчала, когда ее стали перекладывать с носилок на носилки. — Стойте! — закричал Миша. — Кладите обратно! Вы что, забыли? Раненых не перекладывают с носилок на носилки. — Молодец, Миша! — похвалил я его. — Такие вещи нельзя забывать. Существует строгий закон: пострадавший должен прибыть в лечебное учреждение на тех носилках, на которые он был положен с самого начала. Вспоминаю… Это было в октябре 1941 года. Госпиталь, в котором я работал, только что прибыл на фронт. В Москве нам выдали совершенно новое имущество, в том числе новенькие, чистенькие носилки. И вот в госпиталь привезли тяжелораненых. Носилки, на которых их доставили, были старыми, в пятнах от крови, некоторые с заплатами, но мы отдали санитарам взамен старых новые носилки, чтобы лишний раз не беспокоить раненых. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|