Онлайн библиотека PLAM.RU


Самоврачеваніе и скотол ? ченіе у русскаго старожилаго населенія Сибири 1 .


(Матеріалы по народной медицин? и ветеринаріи).


Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижнеудинскій у?здъ,


Иркутская губернія.


***


Вступленіе .

Собираніемъ матеріаловъ по народной медицин? я занялся л?томъ 1912 года, проживая въ Нижнеудинскомъ у?зд? Иркутской губ.; тогда мною былъ собранъ небольшой гербарій л?карственныхъ растеній, прим?няемыхъ жителями села Тулуна и окрестныхъ деревень и заимокъ. Въ сл?дующія два л?та (1913 и 1914 гг.) сборы были продолжены мною по бол?е широкой программ?, причемъ и районъ моихъ наблюденій расширился до прежнихъ границъ Тулуновской волости, когда изъ нея не выд?лились еще самостоятельныя теперь волости: Шабартинская, Шарагульская, Перфиловская и Икейская.

Во время своихъ по?здокъ и п?шеходныхъ путешествій по селамъ, деревнямъ и заимкамъ я им?лъ д?ло не исключительно съ такъ называемыми л?карками, знахарками, баушками, а вообще съ обитательницами и обитателями деревень и заимокъ. Каждый изъ нихъ обладаетъ изв?стнымъ minimum’омъ знахарскихъ и медицинскихъ познаній, въ особенности по части собиранія травъ и пользованія ими. Благодаря этому обстоятельству, я им?лъ возможность св?рять показанія относительно утилитарнаго назначенія травъ у различныхъ лицъ, въ разныхъ м?стахъ. Это же можно сказать и о другихъ практическихъ народно-медицинскихъ средствахъ.

Наибол?е полныя и подробныя св?д?нія получены мною отъ лицъ, изв?стныхъ въ своей сред? ум?ньемъ „помогчи? челов?ку али скотин?, если какой гр?хъ случитца“. Ихъ обычно называютъ л?карями и л?ка?рками, баушками, р?дко называютъ ла?дельшицами, и только однажды (въ деревн? Никитаевой) пришлось услышать названіе знатки? люди2. Въ ихъ сред? и въ сред? ихъ

326

многочисленныхъ паціентовъ мн? пришлось жить съ ранняго д?тства, съ д?тства завязать знакомства. Всегда я находилъ у нихъ радушный пріемъ, прив?тливое отношеніе, а иной разъ самое искреннее, безкорыстное желаніе „поучить“, под?литься своими знаніями, своимъ опытомъ.

Полную готовность „разсказать, что? знаетъ“, изъявила Олья (Ольга) Петровна Ферулёва, изв?стная больше подъ именемъ „Ферули?хи“. Она – сибирячка; первую половину жизни прожила въ притрактовомъ сел? Курзан? (25 в. отъ с. Тулуна); теперь живетъ въ Тулун?; ей далеко за 60; безд?тная вдова. Славится какъ спеціалистка по д?тскимъ бол?знямъ и по ветеринаріи. Съ ея словъ записано 7 наговоровъ: 2a, 3a, 3b, 11d, 16a, 17, 20a.

?едора Митревна Горошкина („Горошиха“) – тоже сибирячка: „в?къ изжила въ Тулун?“; ей – подъ 70, вдова. Опред?ленной спеціальности у нея н?тъ: она собираетъ травы („запасаю травку: не себ?, – доброму челов?ку го?дитца“) и л?читъ ими; названія травъ не употребляетъ, просто говоритъ: „это – сердешна трава, эта – отъ нутра помогатъ, а вотъ эта – отъ р?зи идетъ“ и т. д.; бабничаетъ и, какъ баушка, ребятамъ „ла?дитъ“; „маракуетъ“1 въ ветеринаріи. Въ Тулун? большой популярностью не пользуется, особенно какъ баушка-повитуха, зато очень изв?стна въ окрестныхъ селахъ (Манутъ, Бадаръ, Перфилово, Шарагулъ) и заимкахъ, откуда за нею часто прі?зжаютъ. Слыветъ какъ „воро?жка“ и знатокъ различныхъ обрядовъ. Она научила 10 заговорамъ2: 4, 6, 11a, 11b, 11c, 11e, 13, 16c, 21b, 22b, указала утилитарное назначеніе н?которыхъ травъ и пр.

Авдотья Паладьевна Пушмина („баушка Паладьевна“), 80-л?тняя вдова, родомъ изъ с. Гадалея (въ 20 в. отъ с. Тулуна), заимочница. Пользуется большой популярностью, какъ баушка и спеціалистка по д?тскимъ бол?знямъ, въ с. Тулун?, Бадар?, на Иннокентіевскомъ завод? (въ 12 в. отъ Тулуна), въ дер. Никитаевой и по заимкамъ. „Травы-то забывать ужъ стала“. Съ ея словъ записаны 7 наговоровъ: 2b, 7, 9, 10a, 16b, 18a, 20b, св?д?нія по акушерству и н?которые рецепты.

Ея нев?стка и „ученица“ – Наталья Сидоровна Пушмина (съ заимки Кукуче?й; теперь живетъ на заимк? Сахту?й) указала, „кака? трава отъ чево идетъ“.

Распространенныя названія многихъ м?стныхъ растеній и ихъ утилитарное назначеніе сообщила – Елена Алекс?евна Виноградова, 60-л?тняя вдова, коренная сибирячка: „и отецъ-то мой родился въ Сибири, въ Шабарт?, а д?душка-то мой изъ поляковъ, сказываютъ, былъ“. Выросла въ Шабарт?, живала въ Худоелани, въ Курзан?, бол?е 30 л?тъ живетъ въ Тулун?. Обладая р?дкостной памятью, помнитъ много старинныхъ п?сенъ3, разсказовъ, прим?тъ и пр., слышанныхъ въ д?тств?. Знаетъ употребленіе травъ и запасаетъ ихъ, но никого, „акромя? своихъ коровёнокъ“, не л?читъ, – снабжаетъ только незапа?сливыхъ сус?докъ. Собираетъ, по ея словамъ, потому, что „въ л?съ л?томъ манитъ, а зря что пойдешь“… Ссобщила н?которыя св?д?нія по акушерству; она не бабничаетъ, но „сама принесла десять челов?къ – видала баушекъ-то разныхъ“.

Макаръ А?анасьичъ Долгихъ (по уличному – Вдовичёвъ), крестьянинъ с. Тулуна, далъ н?которыя св?д?нія по народной ветеринаріи; съ его же словъ записанъ наговоръ 14a. – Н?которыя указанія сд?лала его жена Агафья Семеновна Долгихъ, со словъ которой записаны и наговоры 5, 8, 19. Ихъ нев?стка ?едосья

327

?едоровна Долгихъ, сообщила наговоры: 15b, 22a, 24a. Семья Долгихъ – старожильческая: „разв? что прад?душки-то наши изъ Росеи“…

Леонтій Измайловичъ Травкинъ, старикъ 80 л?тъ, живетъ на Иннокентіевскомъ завод?; прежде живалъ въ Тулун?, въ с. Барлук?. Онъ – мельникъ, и потому за нимъ есть слава колдуна. Всл?дствіе преклоннаго возраста онъ многое забылъ. Что? помнитъ, т?мъ д?лится съ видимымъ удовольствіемъ. Онъ познакомилъ съ прим?неніемъ н?которыхъ травъ, научилъ „пособиться отъ зм?и“ (заговоръ 1a). „Я вотъ что? хочу теб? сказать: ты научись (это всякому хорошо знать!) отъ зм?и-то… Тутъ никакія л?карства не помогутъ, а это поможетъ. Тебя ли, скажемъ къ прим?ру, гадина ожалитъ, другова ли челов?ка, или тамъ скотину, – не бойся, если знаешь“… – Самъ онъ учился у чернокнижника. Въ одной изъ бес?дъ съ нимъ я коснулся вопроса о вымираніи знахарства. Не выяснивъ его причинъ, мой собес?дникъ показалъ на прим?р? процессъ вымиранія. „Мой-то учитель былъ чернокнижникъ. Онъ много зналъ, а все говаривалъ: глупъ, говоритъ, былъ, – можно бы, говоритъ, еще больше понять. Значитъ, тотъ, его-то учитель, еще больше зналъ. Мой учитель ужъ поменьше, а я ужъ совс?мъ мало поня?лъ… Молодой я вту?пори былъ, не вникалъ въ это, а много можно было понять у старика!.. Слышь, говоритъ, учись: во?тъ какъ апосля? годится… Поня?лъ я кое-что у старика, только мало су?противъ его-то, а теб? передамъ и того меньше: ужъ сталъ забывать все. Ты-то, выходитъ, меньше вс?хъ поймешь. Такъ оно и кончится, сойдетъ на н?тъ“…

Изъ жителей дер. Никитаевой (въ 10 в. отъ с. Тулуна) сообщили:

Афимья Васильевна Непомнящая – пріемы л?ченія д?тскихъ бол?зней и наговоры 1b, 12b, 21c, 24b.

Пелагея Арсентьевна Татаринова („Пи?миха“), женщина среднихъ л?тъ. – наговоры 15a и 18b. „Я только учусь у нашихъ у старухъ, – сказала она, – мало еще поняла“.

Заговоры 12a и 14c сообщилъ Петръ Кичи?гинъ, 70 л., родомъ изъ Россіи; въ Нижнеудинскомъ у?зд? живетъ, по его словамъ, не мен?е 40 л?тъ; больше всего жилъ въ Тулун?. Въ д. Никитаевой изв?стенъ какъ хорошій л?карь; слыветъ также колдуномъ.

Агафья Гладкихъ („баушка Мартыниха“), 75-л?тняя вдова, славится въ сел? Икей и въ окрестностяхъ какъ хорошая л?карка травами; бабничаетъ, л?читъ ребятъ, помогаетъ скоту, „соблюдатъ стари?нку“ – обряды и пр. Она сообщила н?которыя св?д?нія по ветеринаріи; съ ея словъ записаны наговоры 10b, 14b, 21a, 23.

Сиклитинья Никитишна Васильева, мать 18 д?тей, 60 л. Живала въ Тулун?, Бадар?, Евдокимовой, на Ике?, на Ирсым?; посл?дніе 4 года живетъ на участк? Аршанъ. Бабничаетъ, травами и наговорами л?читъ. Знаніе травъ и наговоровъ переняла въ молодости отъ своей матери, родомъ изъ Забайкальской области. Под?лилась толъко т?ми св?д?ніями, которыя усп?ла передать своимъ д?тямъ (изъ наговоровъ – 1с); когда передастъ имъ весь запасъ своихъ знаній, можетъ научить и чужихъ.

Вс?мъ этимъ лицамъ, хранителямъ и носителямъ народной мудрости, за ихъ указанія и сообщенія я признателенъ и благодаренъ.

За дружескія услуги, оказанныя мн? при сбор? матеріаловъ, я весьма признателенъ Агриппин? Іосифовн? Татариновой, записавшей для меня н?которые способы л?ченія д?тскихъ бол?зней, Николаю Іосифовичу Татаринову, записавшему, по моей просьб?, н?сколько наговоровъ и „рецептовъ“, и Кузьм? Семеновичу Виноградову, который доставилъ мн? значительную часть св?д?ній по народной ветеринаріи, записанныхъ имъ со словъ Семена ?едоровича Виноградова1.

328

Выражаю глубокую благодарность Семену Яковлевичу Сизыхъ за трудъ по опред?ленію собраннаго мною гербарія народно-медицинскихъ растеній и консерватору Красноярскаго городского музея Аркадію Яковлевичу Тугаринову – за любезное предоставленіе въ мое распоряженіе книгъ изъ библіотеки музея.

Приношу свою искреннюю благодарность Алекс?ю Алекс?евичу Макаренко, ц?нными указаніями и программой котораго1 я пользовался при собираніи и обработк? матеріаловъ.

Я допускаю, что мои наблюденія окажутся неполными, отрывочными, проведенными безъ стройной системы; все же я р?шаюсь под?литься собранными мною св?д?ніями въ надежд?, что другіе, бол?е опытные собиратели дополнятъ мои записи. Тогда предлагаемые „Матеріалы“ будутъ полезны изсл?дователю народной жизни при всестороннемъ и глубокомъ выясненіи затронутыхъ зд?сь темъ.

При написаніи этой работы мн? представлялось не безынтереснымъ и не безполезнымъ попутно отм?чать т? случаи, въ которыхъ мои наблюденія совпадаютъ съ наблюденіями другихъ авторовъ подобныхъ работъ.

При изложеніи собранныхъ мною св?д?ній я старался сохранить какъ форму разсказовъ хранителей народной мудрости, такъ, по возможности, и особенности м?стнаго говора.

Георгій Виноградовъ.

13. II. 1915 г.

Красноярскъ.

329









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.