|
||||
|
МЕТАТИПЫ - Мы уже представили, с возможной точностью в описаниях, восемь прототипов: Марс, Сатурн, Аполлон, Венера, Юпитер, Меркурий, Луна и Земля. В современном обществе редко встретишь любой из этих прототипов в чистом виде. Правда, иногда вы можете быть поражены ярко выраженными физическими признаками какого-либо типа, но не спешите с выводами — продолжайте обследование. Вы вскоре поймёте обманчивость первого впечатления. Впоследствии всплывают признаки двух или трёх типов, значительно изменяющие поведение индивидуума. Очень трудно создавать классификацию метатипов, не избежав риска построения искусственных расстройств, рассматривая возможность существования различных комбинаций. Эта работа в значительной степени опирается на изучение Греческой мифологии, являющейся первой классификацией человеческих типов. Мифы, отражающие жизнь Олимпийских богов, могут рассматриваться как перечень ожидаемых событий в жизни определённого типа, или как точное выражение обязанностей Божественного Существа, созданных представлением определённого человека. Античное искусство представляет не меньший интерес. Работы греческих скульпторов наделяют каждый тип его собственной структурой и характером. Аполлон всегда отличается от Юпитера, Венеры или Дианы. Иногда черты лица выполнены нечётко, не показывая все возможные детали, откровение намеренно не завершено, поэтому тайна может быть сохранена. Минерва (Марс, Юпитер, Луна) В мифологии Минерва входит в мир полностью вооружённой всевозможными военными атрибутами, и наделённой мужскими качествами. Минерва, которую носил на голове отец — Юпитер, не была рождена женщиной и не вскармливалась материнским молоком. Она — богиня мудрости, войны и городов. Послушайте слова Вулкана, адресованные Юпитеру, и представленные в «Диалогах» Луциана: «Не удивительно, о Юпитер, что ты раздражён, ведь ты носишь. Завёрнутую в твои мозговые оболочки молодую женщину таких размеров, вооружённую с головы до пят. Посмотри на её танец, как она с возбуждением размахивает копьем и потрясает щитом. Она рождена красавицей, с зелёными, цвета морской волны, глазами». Афина — античное имя Минервы, обусловленное цветом её глаз. Это земные глаза Марса, подцвеченные голубым оттенком Луны и лёгкой желтизной цвета Юпитерианской радужной оболочки. ОписаниеМарс, Юпитер, Луна — это составляющие метатипа Минервы. Её щёки кирпично-красные, кроваво-красные или розовые, в зависимости от преобладания одного из типов. Волосы тёплых цветов: каштановые, рыжеватые или коричневые. Лоб высокий, нос орлиный, слегка искривлен. Глаза цвета морской волны. Форма рта напоминает лук. Челюсти у Минервы сильные, щёки круглые. Подбородок большой. Шея мощная, грудная клетка развита хорошо. Фигура плотная, монолитная, с сильными конечностями. Она величественна и не хочет быть другой, высокомерна, неумолима и мстительна, но может проявлять сочувствие к тем, кто слабее. Это — женщина, обладающая мужским характером. ФункцииМинерва энергична и разумна. Она склонна к приступам гнева, часто теряет самообладание — таковы её моральные проблемы. При первой встрече может создаться впечатление психически неуравновешенной личности, но последующие события демонстрируют разумность её поступков. Смелая и дерзкая, активная (возможно, слишком), фантастически воинственная, импульсивная и мстительная, но в то же время щедрая, она никогда не уступает, что подтверждает следующий пример: Воинственная богиня вонзила в землю своё копьё. Немедленно вслед за этим на оливковом дереве вырос плод — символ мира. В споре за власть над Афинами, состоявшемся с Нептуном, она требовала проведения плебисцита. Все мужчины проголосовали за Нептуна, все женщины — за Минерву. Но количество женщин превышало количество мужчин, поэтому Минерва победила. Вслед за этим она забыла все разногласия и примирилась с Нептуном. Между тем, она хорошо выполняет женскую работу и претендует на звание женщины — ремесленницы. Однако. Присущее Минерве тщеславие не позволяет ей терпеть соперниц. Ей свойственны противоречивые черты — стремительная и пылкая, она также способна спокойно решать поставленную перед ней задачу. Минерва — настоящая воинствующая феминистка. Если болезни и несвоевременные увлечения не помешают её деятельности, то она может стать непобедимой. Минерва распоряжается молниями, приносит победу, размахивает щитом и гордится головой Медузы Горгоны. Она — величественная и возвышенная, и её чистая мысль — менее абстрактная, менее абсолютная, менее бестелесная, чем мысль Сатурна, но более живая. Она — Разум, охраняющий город. Она — Национальный Совет, выражение чаяний нации. Поэтому Юпитер вооружил её и заковал в броню. Мы видим в ней молодую девушку с высоким лбом и ясным, твёрдым взглядом, которая деятельна и умна, возглавляет всю интеллектуальную жизнь города. Если наступит война, Минерва наденет шлем Победы, даже если это потребует величайших жертв. Метатипы Минервы Марсианский тип — Богиня Беллона. Юпитерианский тип — ведь она рождена Юпитером. Тип Аполлона — так как она умна и артистична. Лунный тип — с лазурными глазами. Металлическая составляющая лунных статуй имеет голубоватый оттенок. Паллада (Сатурн, Марс, Меркурий) Паллада — тип женщины, обладающий мужскими качествами, ей не свойственна утончённость. ОписаниеВысокий рост. Чёрные волосы. Вытянутое лицо со строгими чертами. Крючковатый нос. Очень острые, проницательные, чёрные глаза. Подбородок напоминает сапог (подобно Марсу). Длинная, жилистая шея. Длинные ноги поддерживают худощавое туловище. ФункцииОсновные характеристики: логика и дедукция. Моральные расстройства: гордость и высокомерие. Паллада жёсткая, деловая, бесчувственная и высокомерная. Она точно знает, чего хочет. Неумолимый логик, в первую очередь — тактик, воинственная богиня Рассудка. Её сознание, наделённое аналитическими и дедуктивными способностями, педантичностью и догматизмом, преисполнено авторитарного скептицизма. К сожалению, хотя конституция Паллады крепка и устойчива, иногда органическая слабость нарушает её планы. Она подвержена приступам слабости, которые провоцируют циркуляторные и нервные расстройства, и которые являются результатом гневливого темперамента и гордыни. Она рыдает, когда находится в одиночестве, заливается краской смущения, когда на неё смотрят, и раздражается, если это становится заметным окружающим. Плутон (Сатурн, Меркурий, Земля) Плутон — одно из имён повелителя потустороннего мира, царства мёртвых Аида. «Плутон — образованный, закоренелый софист, его имя из Aeides, от «чего-то Невидимого», но, вероятнее всего, из-за его способности постигать сущность вещей» — писал Платон в своих «Cratyle». ОписаниеУ Плутона большое количество морфологических черт, комбинация которых позволяет точно описать субъекта. Высокий рост. Мощная голова горделиво посажена. Выражение лица строгое, черты резкие. Его лицо: очень длинное, если преобладает Сатурн; полное и квадратное, если преобладает Земля; тревожное, если преобладает Меркурий. Волосы чёрные и прямые. Глаза очень черные и пронизывающие. Лоб широкий и озабоченный. Нос прямой. Рот и челюсти массивны. Шея короткая и сильная. Плечи широкие, рост выше среднего. Главными чертами Плутона являются мрачность и серьёзность, а также тёмные, проницательные, сверкающие могуществом глаза. Вся его жизненная энергия, кажется, сконцентрирована в глазах. Мы знакомы с одним индивидуумом, который «пересекал огромные пространства, покрытые темнотой, и который жил целиком за счет богатства мертвых» (Orpheus, гимн XVII). ФункцииОсновная черта — софист. Моральные проблемы: гордость, злость, ревность, скупость. У него, как писал в своей «Theogony» Гесиод, «непреклонное сердце». Это — деспот, который хочет править всем. Завоеватель в любви, он может быть жестоким, и похитить объект своей дикой страсти. Яростный, но молчаливый, такой субъект может быть или терпеливым, или взрываться ужасными приступами злости. Периодами способен сделать всё, что угодно, а иногда — полностью расхолаживается. В нём — два различных человека: один здоровый и активный, другой — слабый, меланхоличный и ленивый. Тип Плутона не способен контролировать свои страсти, которые обычно пытается скрыть. Это поэт, не умеющий соотнести рифмы, но, тем не менее, постоянно мечтающий об этом. Это художник, который не может выразить себя, но создаёт странные картины. Это исследователь, который не в состоянии ухватить тонкую, призрачную мысль, покоящуюся в глубинах его сознания. Плутон — это сформировавшийся циник, который разочаровался прежде, чем испытал свою первую настоящую радость. Он любопытен, но никогда не бывает удовлетворённым. Часто прячет свою пылкую душу за каменной маской скептика и пессимистичной безмятежностью. И только неспокойные, горящие глаза выдают истинные устремления этой личности. Обладая пылким темпераментом, такая личность — суровый философ, ироничный софист, неумолимый логик в своих ошибочных рассуждениях, Плутон обычно одинок, недоверчив и несчастлив. Присутствует страх одиночества, который заставляет его преступать через гордость. Любимые женщины часто бросают его, или он оставляет их. Партнёра считают Плутона тираном и деспотом, он же полагает, что очень застенчив и предан в любви. Это — сложный человек, сам себе создающий трудности. Гордый, деспотичный и совершенный, он, в тоже время, застенчив и неловок. Плутон страдает молча, в гордом отчаянии презирая тех, кого любит. В тайне, он чувствует себя униженным перед тем, кто заставил его страдать или отнесся к нему с презрением. Его злость и негодование могут быть ужасными, приступы гнева не знают границ. Оскорбления облекаются в самые неподходящие и грязные выражения, одни за другими, невзирая на лица и, несмотря на то, что Плутон считает себя джентльменом. Создается впечатление, что он пребывает во власти дьявола. В этом случае его поведение похоже на поведение невменяемого человека, хотя обычно он спокоен и сдержан. Плутон застенчив из-за высокомерия и покорен из-за гордости. Он предпочитает занимать последнее место, если не может получить первое. Если захочет, то способен быть ярким и привлекательным, но как только кто-либо начинает думать, что понял его, он исчезает. Внутри он ощущает себя революционером. Ум Плутона склонен к оккультным наукам, философии, софизму, противоречиям, парадоксам и доминированию. Его дух бродит по тёмным закоулкам, несмотря на то, что ум может проявлять блестящие способности. Женщина типа ПлутонЖенщины такого типа встречаются редко и могут быть рассмотрены как один из подвидов (аспектов) Меркуриального типа. Сатурн часто отсутствует или ещё не появился. Подобную женщину можно узнать по глазам, которые могущественно сверкают, как чёрные алмазы. Огненный темперамент такой женщины скрыт под маской суровости и равнодушия. Она никогда не позволит пересечь свои границы, поэтому, её переживаний никто не знает и даже не догадывается. Она доблестная женщина, энергичная и сильная, но, тем не менее, обычно неловкая и непонятливая. Женщины этого типа страдают молча. Прозерпина (Сатурн, Венера, Земля, Луна) Прозерпина (Персефона, Кора) — дочь Цереры, которая восхищалась Плутоном, и была богиней Подземного Мира. Только полгода Прозерпина жила в своём королевстве. Существует скульптура Меркурия (Гермеса), пришедшего по воле Зевса (Юпитера) весной за Прозерпиной, для того, чтобы на Земле вновь возродилась жизнь, и прекратились неурожаи и засуха, насланные Церерой (Деметрой) в наказание за похищение Прозерпины Аидом. Описание Прозерпина, или Персефона — всегда женский тип среднего или высокого роста, в зависимости от преобладания Земли или Сатурна. Лицо широкое, удлинённое и гладкое. Глаза искрящиеся, чёрные или голубые. Если преобладает Луна — они голубые, если Сатурн — чёрные. У неё — греческий профиль, полные красные губы и твёрдый подбородок. Талия тонкая и гибкая. Узкая грудная клетка с опущенными плечами. Бёдра широкие. Прозерпина — характерный Средиземноморской тип, с изнеженной леностью людей, рождённых под тёплым солнцем. ФункцииЕё характер, как и темперамент, холодный и чувственный, но ленивый. Прозерпина — женщина, созданная для высшего света. Ей необходим комфорт. Она мечтает о роскоши и наслаждениях. Природная комедиантка, она играет в жизненном спектакле с такой удивительной наивностью, что её действия воспринимаются как искусная форма флирта. Она постоянно меняет свою внешность, ревнива и очень чувствительна. Прозерпина страдает от ужасных депрессий, следующих за маниакальной эйфорией. Как и все, в ком сочетаются противоположные типы (одни — активные, другие — пассивные), таких людей охватывает меланхолия от нехватки солнечного тепла, о котором они мечтают, даже если никогда его не ощущали. Нептун (Сатурн, Юпитер, Луна) Имя Посейдон (Нептун), как писал Платон во втором томе своих «Cratyle», происходит от pollo eidos, и означает «тот, кто много знает»; и, возможно, также имеет отношение к seion — «мешалка, взбалтывание, перемешивание». Нептун легко обучается, но при этом у него возникают некоторые расстройства. Подобные расстройства в дальнейшем он сам вызывает у окружающих. ОписаниеНептун — очень выразительная фигура, сочетающая в себе голубые глаза Луны, румянец Юпитера и чёрную смоль волос Сатурна. Он может быть довольно высоким, с сильными конечностями, прямой осанкой, удлинённым лицом с выражением серьёзности и смелыми чертами, лазурными глазами (Orpheus, гимн XVI), тёмными волосами. Его энергию гасит лень. Нептун гордится своими мышцами, принимает активное участие в спортивных состязаниях, во время которых никто не может заподозрить о его привычной лени. ФункцииЕго основная черта — развитое воображение. Моральные расстройства включают нервную слабость и тенденцию к пьянству. Нептун не так стар и слаб, как Сатурн. Его организм более податлив и наделён мощными восстановительными силами, а характер не такой мрачный и пессимистичный, более выражены предприимчивость и скептицизм. Голубые глаза озаряют своим насмешливым блеском суровое лицо. Мысли Нептуна — смесь поэзии, идеализма и мечтаний. Его природная интуиция позволяет встать на путь подлинных и смелых научных исследований, совместное влияние Юпитера и Луны придаёт темпераменту типов Нептуна смелость. Печальный и утомлённый, как Сатурн, смелый и шумный, как Юпитер, неуравновешенный и беспокойный — как Луна, Нептун обнаруживает тенденцию к нестабильности, выраженной настолько, насколько Сатурн и Юпитер внутри него находятся в оппозиции и не способны к примирению. Комбинация этих противоречивых темпераментов ведёт к психологическим проблемам и ментальной дисгармонии, которую можно предвидеть, понять, и от которой можно избавиться. «Неистовый Нептун», описанный Гесиодом, наделён странными импульсами, которые утомляют его компаньонов. За внешностью здорового человека скрывается темперамент человека, предрасположенного к циркуляторным и нервным расстройствам. Он часто страдает от приступов болей в грудной клетке, похожих на приступы грудной жабы. Иногда Венера замещает Сатурн во внешности Нептуна. Такой Нептун сконцентрирован на себе, авторитарен и эксцентричен, это — чувственный невротик. В заключение можно сказать, что Нептун авторитарен и эксцентричен, яростен и капризен. Он привносит живость, оригинальный ум и обладает нестабильной нервной системой. Его интересуют любопытные и необычные предметы и события, особенно в области естественных наук. Женщина типа НептунЭта женщина меланхолична, загадочно привлекательна, хотя не осознаёт этого. Она — Дидо, Астарта, Саламбо (подобная Сатурнианским типам Петрарки или Данте), может стать также Лаурой и Беатриче. Королева или куртизанка, гетера или домашняя хозяйка, она всегда выделяется, всегда загадочна. Высокомерная от природы, она остаётся холодной даже тогда, когда охвачена страстью. Женщина этого типа ищет необычных ощущений и не посвятит себя мужчине, которым будет управлять, и, следовательно, презирать. Она самодостаточна, если не пуста так же, как и холодна. Как идол, она требует свою порцию добычи и фимиама. В настоящее время представители Нептуна часто выбирают карьеру учёного. В интеллектуальной сфере женщина-Нептун может осознать свои истинные способности, а природная любознательность подтолкнёт её к изучению живых существ. Обладая талантом учёного, познающего жизнь, она может стать доктором, не теряя при этом своей холодности и проницательности. Она не мягкосердечна, все желания обдуманно запланированы; такая женщина точно знает, как достичь того, чего пожелает. Питает ли она склонность к искусству? У неё есть музыкальные и художественные способности. В музыке она — виртуоз. Как художник, представительница Нептуна лучше чувствует линии, чем цвета, и, менее всего, рельеф. Женщина-Нептун, недостаточно одарённая, будет менее духовной. Она насмехается и порочит, завистлива и иронична. Кроме того, представители Нептуна выглядят старше своего возраста. В двадцать пять им можно дать тридцать или тридцать пять. Они рано взрослеют, длительно остаются энергичными, и только в возрасте около сорока пяти лет полнеют и тяжелеют. При этом женщина типа Нептун никогда не бывает молодой, у неё нет возраста. Геба (Сатурн, Луна, Аполлон) Геба (Ювента, Гебея) — богиня юности, дочь Зевса и Геры. Пребывая или нет в зависимости от других типов, Геба никогда не достигает зрелости, она полностью сосредоточена на себе. ОписаниеХрупкая, девичья внешность. Выражение лица спокойное, безмятежное и грациозное, светящееся, но не сияющее. Лицо удлинённое, с правильными чертами, бледное. Волосы светлые. Чистые, красивые, но невыразительные глаза. Мягкое, гибкое тело. Жесты искусственны и заучены. Она довольно приятна, но скучна. Вариации Метатипа · Геба + Венера — Нарцисс. · Геба +Земля — Эндимион, который способен только осторожно и благосклонно принимать ухаживания и физическую близость, и засыпает во время этого. · Геба +Меркурий — Адонис. · Геба +Марс — Гиацинт · Геба + Юпитер — Ганимед. ФункцииОсновная характеристика — индифферентность. Моральная проблема — сосредоточенность на себе. Желание утвердиться и настоять на определённых представлениях может подтолкнуть к суициду. Мягкий, тщеславный, отрицающий характер. Лимфатическая и очень деликатная Геба непостоянна, изменчива, кокетлива и фривольна. Геркулес (Юпитер, Марс, в сочетании с Землёй, Луной и Венерой) «Эй, тиран отец, Геркулес, твоё сердце преисполнено мужеством», — говорил Орфей (Orpheus, гимн XI). «Геркулес, чьи необычные руки наделены неимоверной силой, жестокий бог меняющихся форм, могущественный завоеватель с массивными конечностям». «Меняющиеся формы», о которых говорит Орфей — это те, которые рождены Землёй, Луной и Венерой. Они не являются существенным элементом типа Геркулес (Юпитер, Марс), но создают дополнительные возможности, проявление которых наделяет Геркулеса различными чертами, в зависимости от преобладающего типа. Геркулес (Мелькарт, Геракл) — это человек, ставший Богом за свои заслуги; прообраз непобедимого царя, бога и героя победы, вечного труженика и помощника в нужде, посредника между богами и людьми. Описание.Мускулистый тип, Геркулес демонстрирует мышечную силу. Это высокий, хорошо сложенный гигант, с мощной головой. Глаза обычно тусклые, не блестят. Шея подобна буйволиной. Квадратные, мускулистые плечи. ФункцииГлавная черта — изобретательный ум. Моральная проблема — отсутствие настойчивости. Геркулес демонстрирует не только крепкие мышцы, но и мощный ум. Он способен не только строить грандиозные планы, но и выполнять их. Типу, который комбинирует в себе черты Марса и Юпитера, — Геркулесу, может кое- что достаться и от Луны, Земли и Венеры. Эти модификации поведения и настроения придают человеку дополнительную силу воображения, вес или интуицию. Он наделён смелостью и храбростью сильной личности, воинственными чертами человека, не признающего препятствий на своём пути. Но, заметьте, что этот сильный мужчина, этот Самсон, становится робким, как ребёнок, когда имеет дело с женским коварством или хитростью. Для исполнения каприза куртизанки он готов часами сматывать шерстяные нитки в клубок. Герой, который отрубил головы Гидры и убил стервятника, клевавшего печень Прометея, носит рубашку Деяниры. Победитель львов, Геркулес был отравлен испарениями крови кентавра. Психология Геркулеса навсегда запечатлена в этих легендах — его психологические и патологические расстройства, а также сила, смелость и крайности его настроения. Щедрый и смелый, но безрассудный и непостоянный, Геркулес наделён глубоким умом, способен конструктивно мыслить, но он поразительно наивен перед искусным обманом и безумной страстью. Юнона (Юпитер, Венера, Луна) Юнона (Гера, Календария, Монета, Луцина) — Богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы; супруга Юпитера (Зевса). Гомер, в его «Гимне Аполлону», описывает Юнону, охваченную гневом ревности. Это — сварливая, авторитарная жена или мать. Выйдя из среднего класса, она выгодно вышла замуж совсем молодой девушкой. Затем она постоянно обманывает, неутомимо шпионит, ужасно ревнует. ОписаниеМетатип, являющийся результатом сочетания Юпитера, Венеры и Луны, исключительно женский, красивый, если не слишком грузный. «Эта ужасная Юнона с алебастровыми руками обладает белым, пышным телом», — писал Гесиод в «Theogony». Она ведёт себя высокомерно, но несколько вульгарно. Поступь Юноны величественна. Лицо округлое, янтарного цвета, с правильными чертами, глаза ярко блестят, в них то мелькнёт лукавая хитреца, то вдруг взгляд тяжелеет. Анализируя цвет глаз Юноны, мы можем получить ценную информацию о её характере: — голубой цвет означает, что она изобретательна в своём деспотизме, может подражать и преклоняться, но неспособна высоко взлететь; — коричневый или золотистый цвет обнаруживает желание интеллектуального доминирования; такая Юнона будет искать мужчину, которого она будет продвигать вперёд; — чёрные глаза и чувственный взгляд — она хочет стать победительницей, вооружившись кокетством, желая царствовать и править; — чёрные глаза и отупевший взгляд говорят о предрасположенности к ипохондрии, неврозу; — сверкающий взгляд — опасайтесь приступов гнева, способных вызвать неприятные эксцессы. Нос орлиный, крючковатый или прямой, выглядит непропорционально тонким между пухлыми щеками. Рот презрительно сжат, его очертания имеют форму лука. Подбородок квадратный — признак несгибаемой воли, или округлый и полный — означает упрямство и чувственность. Её хорошо сложенное, полное и сбитое тело отличается своей белизной. Грудь объёмна, бёдра массивны. Руки несколько коротковаты и тяжелы. Голос громкий, жесты вульгарны. ФункцииЮнону отличают лимфатизм и грузность. С возрастом броские цвета и яркость сильнее подчёркивают вульгарность таких людей. Запои, которые, как она считает, придают ей силы, усугубляют ситуацию, провоцируют присущие типу гневливость и раздражение. Сам Юпитер дрожит от взрывов ярости Юноны, старательно пытается примириться с разгневанной госпожой его Олимпийских владений. Обычно он добивается своего. Деспот против деспота, Отец богов, достигающий триумфа. Он приказывает Меркурию погрузить сына Геи Аргуса (Аргоса) в сон и умертвить, заставив себя льстить инстинктам жены. Юнона простила Юпитера и временно умерила свою ревность, но на следующий же день вновь стала следить за ним. Главные черты — воображение, избалованность. Моральные проблемы — авторитаризм и ревность. В её характере нет гармонии. Находясь дома в плохом настроении, она заставляет себя быть приветливой с незнакомцами. Её властный ум поверхностен, удовлетворяется посредственностью, она оказывает влияние на людей только благодаря своему острому языку, но не благодаря разуму. Высокомерная и авторитарная, импозантная, требовательная и ревнивая, она может быть мужественной и сильной женщиной, которая покушается на территорию мужчин. Иногда вы заметите намечающуюся бородку на её подбородке. Соперничая с мужчинами, она гордится как павлин — птица, занимающая особое место в её жизни (на её хвост она перенесла глаза умерщвлённого Аргуса). Она может быть скучной, как дождь, который является её специфическим элементом. Последовательно и результативно она поддерживает порядок в своих владениях (королевствах и империях), дисциплину дома. Юнона выбирает слабого мужа, которым руководит; воспитывая детей, здесь она также упражняется в авторитаризме. Вулкан (Марс, Венера, Меркурий, Юпитер) Гефест (Вулкан) — сын Юноны и Юпитера (Геры и Зевса), брат Марса и Гебы, Бог разрушительного и очистительного пламени, а также защитник от пожаров и покровитель кузнецов. Он не похож ни на кого из своей семьи, и даже ни на одного из Олимпийских прототипов. Можно сказать, что его физиогномия представлена собственным прототипом, полностью разбивающим грациозную гармонию греко-римской мифологии и привносящую в неё безобразие и немощь. Вулкан — злобный карлик, хромой, презираемый, воплощающий гения ремесленного искусства. Мать и отец дважды сбрасывали его на Землю с высот Олимпа. Это неполноценное существо, которое, тем не менее, стало мужем Венеры. Более того, ему приписывали связь с магией, со способностью на десять лет отсрочивать веления Судьбы. Для того, что бы правильно понять данный тип, ознакомьтесь с мифами античных поэтов. Вулкан — бородатый, волосатый карлик, имеющий врождённую деформацию скелета. Он слаб телом, но силен разумом, обладает мужским умом. Искусственно оплодотворяя неживую материю, он вкладывает всю свою горечь и отчаяние в работу. Вулкан отомстил человечеству, создав Пандору — куртизанку, украшенную редкими драгоценностями, наделённую грацией Меркурия и извращённостью Минервы; сделав Титана из удара молнии Юпитера; выковав вместе со своими Циклопами Уранид из цепи Прометея. Он делает безделушки для Нереид, избегающих его, оружие для героев, насмехающихся над ним, дарит подарки богам, презирающим его. Вулкан творит непрерывно, желая отвлечься от грустных мыслей, обуреваемый жаждой мести. Он творит для того, чтобы забыть своё безобразие и почувствовать собственное могущество. Он мечтает обладать властью над своей матерью, надеясь, таким образом, получить от неё поцелуй, который не может быть подарен ему из любви и жалости. Он изготовил для неё золотую цепь. Любой, кто сядет на эту цепь, не сможет подняться до тех пор, пока Вулкан не освободит его. Юнона, не зная об этом, была восхищена красотой цепи и села на неё. Она попалась, как птица в клетку, и Вулкан не отпускал её. Марс, молодой и отважный, побежал вызволять свою мать, легко поборол Вулкана и спас её. Вулкан сильно разгневался, но, поняв безвыходность ситуации, поклялся больше не возвращаться на Олимп. Только Бахус задобрил его, впервые напоив. Вино помогло Вулкану забыть оскорбление. Он стал плести стальную западню, в которую должны были попасть Марс и Венера. Но так как боги могли насмехаться, вспоминая измену его жены, то Вулкан заставил Юпитера вернуть наследство своей неверной супруги. Послушайте, как Гомер передаёт слова Вулкана: «Вы, счастливые бессмертные, с радостью взирающие вокруг. Из-за того, что я искалечен, дочь Юпитера мучает меня, постоянно оскорбляя. Она связала себя с этим дерзким Марсом, потому, что он ловок и красив, а я безобразен, мои ноги искалечены. Мои родители несут полную ответственность за это несчастье, они не должны были оставлять меня в этом мире. Цепь, которую я выковал для этих любовников, должна удерживать их до того дня, пока отец Венеры не вернёт мне все подарки, которые я отдал за его неблагоразумную дочь». Вулкан, нескладный брат Марса — изобретатель оружия. Ироничный, как Меркурий, он начинает серию монстров, введённую в номенклатуру зоологических характеров, предпочитаемую Египтянами. ОписаниеВулкан — исключительно мужской тип. Густые, чёрные пушистые волосы, подобные гриве, покрывают величественную голову. Низкий, широкий лоб, изборождённый морщинами озабоченности. Чёрные глаза злобно сверкают. Короткий крючковатый нос с горбинками. Большой рот саркастически усмехается, в его углах — глубокие складки, выражающие горечь. Подбородок выступает вперёд, но он часто спрятан за пышной чёрной бородой. Массивные плечи нависают над маленьким, худеньким, неоформленным телом. Руки тонкие, но жилистые, с широкими, костистыми ладонями. Ноги кажутся искалеченными, разной длины. ФункцииОсновная черта — творческое воображение. Моральные расстройства — бунтующий, злой, пьющий. Несмотря на свою слабую, и, зачастую, рахитичную конституцию, Вулкан выживает благодаря уму и силе нервной системы. У него мрачный и вспыльчивый характер, он легко сердится, мстителен, но его ум и замечательные способности изобретателя одерживают победу над яростью и злостью. Яркий и интуитивный, независимый и изобретательный, нерациональный тип личности, который, однако, обладает огромным творческим потенциалом. Вулкан — неутомимый труженик, который способен расслабиться только тогда, когда выпьет вина, не столько для того, чтобы забыться, сколько от охватывающего его в этот момент мстительного сарказма. Диана (Меркурий, Луна, Аполлон) Диана (Артемида, Геката, Тривия, Немезида, Целеста) — мужеподобный (андрогинный) тип, женщина с мужскими чертами. Она — сестра Аполлона, любившая и опекавшая его. Диана символизирует независимую женщину, которую интересуют только те мужчины, которыми она может руководить. «Хозяйка леса», богиня растительности и охоты, родовспоможения, покровительница Латинского Союза и олицетворение Луны. Каллимахии свидетельствуют, что юная Диана, сидящая на коленях у Юпитера, обратилась к нему со следующей мольбой: «О, мой отец, позволь своей дочери всегда оставаться девственницей, и дай мне столько же имён, сколько Аполлону. Дай мне, как и ему, лук и стрелы. Позволь мне также брать факел и носить тунику с бахромой до колен, не запрещай мне охотиться. Дай мне в помощь шесть дочерей океана, едва достигших зрелости, и восемь других нимф, которые будут заботиться обо мне тогда, когда я не буду преследовать оленя или рысь, которые займутся моими сандалиями и преданными гончими псами». Диана (Луна) не хочет уступать своему брату Аполлону (Солнцу) в силе, мастерстве и ловкости, стремится иметь те же привилегии. Она — феминистка. Ни один мужчина не способен ей угодить, и даже не имеет права флиртовать с её нимфами. Актеона, увидевшего Диану обнажённой во время купания, сожрали его собственные гончие псы. Послушаем Орфея: «О, Титан среди девственниц, с сильным, твёрдым сердцем, преследующая любовников, охотящаяся по ночам. Многие женщины сердиты на тебя, Богиня, идущая мужской дорогой, неподкупная, дикая, всегда приветствующая весеннюю пору жизни (Orpheus, гимн XLVII). Ты также охраняешь наиболее интимные стороны женской жизни…, ты привлекательна для мужчин…, и ты непобедима»(Orpheus, гимн I). ОписаниеВысокий рост. Тонкие черты. Чистое лицо с изящным овалом, гладкое, розовое. Прекрасные светло-коричневые волосы. Глаза тёмного серо-голубого цвета, очень красивые, но суровые и холодные, подобно стали. Властный взгляд, прямой нос с узкими ноздрями. Губы тонкие, уголки рта пренебрежительно опущены. Среднего размера, красиво очерченные уши. Грациозная шея, гибкая талия. Конечности тонкие, но мускулистые. Ноги длинные. Диану легко узнать по стальным голубым глазам, властному холодному тяжёлому взгляду, презрительному и высокомерному выражению её губ. ФункцииОсновные качества — холодность, ум. Моральные расстройства — гордость, бесчувственность, суровость. Мускулистый, высокомерный, авторитарный, эгоистичный тип, представляющий Диану (мужчину или женщину), обладает восприимчивым умом, замечательно быстро схватывающим новые идеи. Жадно стремящийся к знаниям, любознательный, размышляющий, такой индивидуум быстро устанавливает параллели и связи. Легко усвоив новую идею, Диана трансформирует её в категоричный собственный взгляд. Диана властвует над теми женщинами, которые либо ещё совсем не знали мужчин, или не подчинялись им. Она олицетворяет гротескную дикую скромность: вспомните, как она бросила Актеона на растерзание псам за то, что он увидел её обнажённой; она ласкала Эндимиона только тогда, когда он спал. Диана — девственница, импульсивная, гордая и вспыльчивая, дикая и независимая. Она увлекается многими видами спорта и хочет доминировать, как над женщинами, так и над мужчинами. Вариации метатипаДиана + Сатурн — Прозерпина. Диана +Юпитер — можно найти среди муз. Диана + Марс — Геката. Её ноздри открыты преимущественно вертикально за кончиком орлиного носа, напоминая птичий клюв. У такой женщины — рыжие волосы и своенравное, недовольное выражение лица, её зелёные глаза наполнены злостью и пренебрежением. Сжатый рот, заострённый нос. «Лучше повеситься, чем повстречаться с ним», — популярное высказывание об этом жёлчном и сварливом типе. Это Гарпия — адская нимфа, которая ощетинилась всеми своими колючками и перьями, способными поразить Любовь. Но, настоящая Диана — это Меркурий+Луна+Аполлон, женщина, которая холодна и не гневается на окружающих. Она лежит, ожидая своего противника, и побеждает его в тот момент, когда он думает, что она подчинилась ему. Упорно выполняя намеченное, Диана никогда не уступает своих позиций. Лунная Диана — это подлинная Диана, не способная флиртовать. Она производит впечатление очень загадочного существа, мечтательного и идеалистичного. Фактически, у неё нет идеала, но она прячется за этим привлекательным и высокомерным образом. Бахус (Венера, Меркурий, Земля) Бахус (или Дионис, Вакх) — это дух Земли, так же как Церера — её материальная субстанция. Он — Вино для её Хлеба. Рожденный от удара молнии в бедро Юпитера, младенец Бахус полон уверенности в себе и в своих силах. Этому ревнивому божеству угрожает церебральная конгестия и конвульсии, но он ведёт физически активный образ жизни, избегая, таким образом, сумасшествия. Он охотится на львов и тигров, затем засыпает, укутавшись мехом пантеры, ни о чём не тревожась, — он свободен. Но в юности он был слаб. Его грациозное тело не отличалось мускулистостью, округлая грудная клетка похожа на женскую, — всё это говорит о лени и вялости Бахуса. ОписаниеВ основе типа Бахуса может быть Гермес (Меркурий) или Афродита (Венера), вместе с сильным, преимущественно кубической формы, телом Земли. Это мужчина или женщина, с широкими бёдрами, развитыми грудными железами, но мужеподобным лицом. Высокий рост. Дородное тело. Слабая мускулатура, округлые черты. Медленная, величественная походка. Красивые чёрные вьющиеся волосы (Orpheus, гимн XLVII; Гомер, гимн VI). Открытое, свежее улыбающееся лицо, выразительные глаза волосы (Orpheus, гимн XLVII). Большой лоб прямоугольной формы — «бычий лоб» волосы (Orpheus, гимн XXIX и XLIV). Искрящиеся и озорные чёрные глаза. Вздёрнутый орлиный нос. Чувственный рот. Чётко очерченные, красные, полные губы под коричневыми усами. Широкие бёдра и плечи волосы (Гомер, гимн VI). С возрастом Бахус полнеет, становится вульгарным, больным и бедным. Трагические обстоятельства жизни вызывают у него слезы и отчаяние, он пьет для того, чтобы забыть горе и несправедливость. ФункцииОсновные качества — ум, шарм, литературные способности. Моральные расстройства: лень, склонность к пьянству, чрезмерная любовь к удовольствиям. Общительный, смелый и предприимчивый, Бахус — лорд на земле. «Он — победитель, коронованный листьями виноградной лозы, который наслаждается каждой минутой жизни. Он — король Настоящего, приспосабливающий окружающих под себя. Этот Бог мимолетного мгновения так же твёрдо придерживается своего пути, как Сатурн — лорд Текущего Времени, но сила Бахуса другого рода — он склоняется и приспосабливается как виноградная лоза среди камней. Он следует течению жизни, и его возможности возрастают с каждой жизненной волной. Без усилий он растёт профессионально, достигает успехов в бизнесе или политике» (Gary de Lacroze, Les Hommes). Бахус силён, но ленив, хотя способен существенно улучшить своё состояние, усилив физическую активность. Он — экстраверт, хулиган, изобретательный и яркий, чаще предпочитает перебрасываться идеями, чем углубляться в них. Он живёт неорганизованной жизнью, в которой рутину застоя сменяют мощные рывки вперёд. Он быстро овладевает мастерством и становится знаменитым благодаря своей способности реально мыслить и гениально приспосабливаться. Вариации метатипаВнешность, характер и темперамент Лунного Бахуса имеют сходство с Юпитерианскими качествами. У Бахуса с чертами Марса высоко расположенные и заострённые уши. Это тип похож на тип Вулкана. Женщина типа БахусЖенская версия Бахуса — Вакханка, Баханта, — это свободно живущая девушка, стремящаяся к удовольствиям, любящая движение, танцы, веселье, легко преступающая жизненные ограничения. Вакханка может содержать или продавать своих любимцев, в зависимости от обстоятельств и тех чувств, которыми она поглощена в данный момент. Марсианская Баханта — Фурия, злобная Менада. Лунная Баханта напоминает Прозерпину. Вакханка, которая связана с Луной и Марсом — это вариант Гекаты, которая ужаснее всех остальных. Она известна как «утроенная Геката» — Геката с тремя головами: с головой лошади — Марс, с головой шакала — Меркурий, с головой собаки — Луна. Силен (Юпитер, Луна, Земля) Силен — исключительно мужской тип. Это — миксантропичные демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Вместе с сатирами составляют свиту Диониса (Бахуса). В мифологии представлены два типа Силена: один — маленький, квадратный, жирный и грубый, другой — высокий, сильный, мускулистый и привлекательный. ОписаниеСилен — «Низкий» тип. Грубая и уродливая внешность. Большой опухший нос с толстыми ноздрями. Маленькие, «поросячьи» глазки на ярко-красном лице. Большой рот с огромными и толстыми красными губами. Толстые, обвисшие щёки. Большие и мясистые, низко расположенные уши. Очень короткая шея. Квадратное, тучное тело на коротких согнутых ногах. Его внешний вид груб, жесты вульгарны, он шумно выражает переполняющую его радость. Он общительный и энергичный, наделён крепкой конституцией, но в таких типах полностью отсутствует утончённость. «Низкий» Силен — тупой крестьянин, который совершенно не знаком со злобой и коварством. Силен — «Высокий» или Мудрый тип. Высокий рост. Спокойный, величественный облик. Маленькое, квадратное лицо. Прямой или вогнутый нос. Улыбающиеся голубые глаза. Твёрдый подбородок с мощными челюстями. Толстая шея, сильные плечи. «Высокий» Силен — красивый гигант, сильная и гармоничная личность. Основная черта — безмятежность. Моральные проблемы — пренебрежение, ведущее к недоверию. Уравновешенный и сдержанный, справедливый и бескорыстный человек, «высокий» Силен — это сильный, беспристрастный, внимательный и чуткий индивидуум. Он — разновидность Геркулеса — спокойного, достаточно сильного, чтобы вынести Бахуса, и достаточно разумного, чтобы обмотать шерстью ноги Омфалы. Точнее говоря, он — мудрец, способный воздерживаться от спиртного. Пан (Меркурий, Марс, Венера, Сатурн) Козлоногое божество стад, лесов и полей. Как описано в мифологии, наименование происходит от «пан» — всё, понравившийся всем, хотя вид новорождённого Пана ужаснул мать, но развеселил Олимпийских Богов. На самом деле, основной корень — «pus, paus» — делать плодородным. Исключительно мужской тип, Пан почти полностью похож на Вулкана, но без влияния Юпитера. Он — сын Меркурия (Гермеса) и нимфы Дриопы, художник и ремесленник, живущий среди Сатиров и Фавнов, которые, как и он, любят природу, несмотря на чувственность и животную развращённость. Известен своим пристрастием к вину и веселью. ОписаниеЕго длинное, заострённое лицо напоминает козлиную морду. Узкий, высокий лоб. Ярко-зелёные глаза с косящим взглядом. Высоко расположенные заострённые уши. Хорошо развитая грудная клетка. Широкие плечи и длинные руки. Узкий таз. Чрезвычайно тонкие ноги. Из-за внешнего вида нижние конечности пана получили название «козьих». Сатир больше похож на козла, но у Пана характерные ноги, он менее похотлив и более капризен, чем Сатир. ФункцииОсновной чертой являются музыкальные способности. Моральные расстройства: чувственный, похотливый. Непостоянный и капризный, Пан — типичный индивидуалист, мечтатель. Он — очень нервная, эксцентричная персона, импульсивный, изобретательный, спорящий и парадоксальный. Земные типы Чистые Типы Земли Комбинированные Типы: Флора — Земля +Аполлон Рея — Земля + Марс + Сатурн Веста — Земля + Сатурн + Аполлон Церера — Земля + Юпитер Помона — Земля + Венера Кибела — Земля + Меркурий Прозерпина — Земля + Сатурн + Венера + Луна (см. выше) Флора (Земля, Аполлон) Исключительно женский тип, Флора — приятная, грациозная, мягкая (как на картинах Тициана и Рембрандта). Она — богиня цветения колосьев, цветов и садов, и именно ей были посвящены флоралии. Её кожа — бархатистая и белая. Правильные черты лица. Цвет лица розовый. Блестящие, смеющиеся, искрящиеся глаза. Нос прямой. Оживлённое выражение лица. Это — утончённая и милая женщина. Беременность и роды у Флоры протекают легко. Однако, вследствие длительного кормления своих детей грудью, она слабеет, становится анемичной, и не способна быстро восстановить свои силы. Материнство накладывает отпечаток на её фигуру, но, тем не менее, такая женщина ухитряется оставаться привлекательной. Рея (Земля, Марс, Сатурн) Рея — девочка (Orpheus, гимн XIII; «Parfum de Rhea»), трепещущая от звуков цимбал и тамбуринов, заунывной флейты (Гомер, гимн XII). Из любви к Сатурну (Кроносу, пожирающему своих детей из-за страха остаться лишённым власти), Рея спасла жизнь сына Зевса, и принесла на свет Весту (Гестию), Цереру, Юнону, Плутона, Нептуна. Она — Земная крепость, с короной в виде орудийной башенки на голове. ОписаниеКостистое, более или менее крепкое тело. Голова — кубической формы. Волосы каштановые или с красноватым отливом. Большой лоб. Кончик носа нависает надо ртом. Губы плотно сжаты. Большие глаза. Выступающие скуловые кости. Тип Земля + Марс всегда брюзжит. Молчаливы, но вспыльчивы, безобразны, — таких едва переносят окружающие. Никогда не улыбаются, с большим трудом могут чем-то увлечься. Женщина часто остаётся старой девой. Веста (Земля, Сатурн, Аполлон) Веста (или Гестия, богиня городской общины, курии, дома, священного очага) — Сатурнианская Земля — печальная, таинственная, но строгая, целомудренная, — является преимущественно женским типом. Ранее её изображали с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, скипетром, факелом и палладием. Она ничего не знает о подлости, стремится к созерцанию, пророчествам и святости. Наиболее древняя из всех типов, Веста — род божественного Пифона, которую превозносят выше Священного Храма Аполлона (Гомер, гимн XXIII). До сих пор пространство после входа в дом называют вестибюлем, а преддверие ротовой полости — vestibulum, и нарушения координации — вестибулярными расстройствами. Античные предания объясняют композицию данного метатипа — Земля, Сатурн, Аполлон. Венера неприятна Весте, почитаемой девственнице, первому ребёнку хитрого Сатурна, которая в последствии была им выпущена на дневной свет по приказу Великого Юпитера. Дотронувшись до головы могущественного защитника, она навеки поклялась остаться девственницей (далее — культ весталок) (Гомер, гимн III, «To Venus»). ОписаниеПродолговатое и полное лицо. Гладкий, высокий, нависающий лоб. Тусклые, карие глаза. Орлиный нос. Аккуратный рот. ФункцииОсновная черта — сомнамбулизм. Моральное расстройство — меланхолия. Строгий, целомудренный, в основном женский тип, — Веста предрасположена к сомнамбулизму, экстазу и каталепсии, усиливающимся из-за разногласий составляющих её образ типов — тяжёлой Земли, меланхоличного Сатурна, хрупкого Аполлона. Стремления и желания составляют форму мистического инстинкта, с помощью которого она способна воодушевлять и помогать. Когда Веста просыпается, её сонное состояние продолжается, и, при этом, она способна видеть. Присутствует озабоченность подобным состоянием, без понятия, что это — просто физиологическая особенность некоторых конституций. Веста не вооружена для жизненной борьбы. Богиня или святая, она поклоняется, даже если чего-то не одобряет. У неё благостная, мечтательная, мистическая, одинокая и созерцательная душа (Гомер, гимн XXIII). Можем ли мы её уберечь, и как? Это зависит от обстоятельств, в основном от неё самой и от окружения, в котором она живет. Такие женщины могут подарить миру очень много ценного, больше, чем можно себе представить, но наше общество не способно оценить или понять это, не умеет распоряжаться подобным богатством. Во времена античности к таким женщинам относились с большим уважением и заботой. Эгерии, защищавшие государство, способны была перевоплощаться в различные божественные формы. Более того, подобный темперамент, под влиянием изменяющихся условий жизни, может претерпевать соответствующие изменения, с обилием пауз. Чтобы избежать неточностей, Веста или отдаёт себя, или подают ей. Церера (Земля, Юпитер) Древнейшая хтоническая богиня производительных сил Земли, материнства и плодородия, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая безумие на людей. В отличие от богини нобилитета — Кибелы, была преимущественно богиней плебса. Исключительно женский тип, Церера или Деметра, — богиня сельского хозяйства и урожая. «Белокурая Церера — её сердце изнурено горем» (Гомер, гимн IV). «Изис», или, на языке Греции, — Церера (Гесиод, том 2). «Статуя женщины с коровьими рогами — так греки представляли Ио» (Гомер, гимн IV и XII). Красивые, белокурые волосы Цереры покрыты ажурной вуалью (Платон, «Cratyle», том 2). Имя Деметры связано с пищей, которую она предлагает, как мать. Женщины типа Земля + Юпитер широко представлены на картинах мастеров Фламандской школы. Это полные, плотно сколоченные, грубовато-вульгарные женщины со светлыми (яркими) глазами, очень плодовитые (фертильные). Помона (Земля, Венера) Помона — богиня плодов, имевшая свой собственный праздник. Средиземноморской тип. Нос не такой прямой, как у чистого типа Венеры. Ноздри вибрируют. Помона поверхностна и не очень умна, не интеллигентна. В ней нет глубины, внешность для неё имеет максимальную ценность. Кибела (Земля, Меркурий) Богиня, пришедшая в греческую мифологию из Фригии, и быстро снискавшая себе признание у представителей высшего света — нобилей. В эпоху синкретизма она стала покровительницей благосостояния государства и городов. Владычица гор, лесов и зверей, восседающая в зубчатой короне на золотой колеснице. Кибела ориентирована на материальные ценности и на мужчин, способных её ими обеспечить. Она служит таким мужчинам, иногда обманывая, сохраняя постоянную выдержку. Кибела легко вязнет в мелочах. В любом обществе она служит, обманывает и присваивает. В начале своей карьеры Кибела использует одних мужчин в интересах других, которые будут о ней заботиться. Она много лжёт, но сама может попасть в лапы мошенников. Поднявшись наверх, Кибела становится совершенно необходимой своему благодетелю. Она опытна и реалистична, и очень преданная мать. Размышления Типология свидетельствует о факте Сотворения Мира. Человек — существо сотворённое, имеющее своё предрасположение и предопределение. Каждое человеческое существо — биологический результат трёх формирующих его сил — переданной (полученной) и потенциальной. Переданная сила, описанная Парацельсом как «сущность семени» — результат наследства, переданного нам нашими предками (атавизм, наследственность). Приобретённые элементы составляют два основных типа: естественный и патологический. Потенциал, описанный Парацельсом как «сущность становления», — это образец, содержащий все свойства или «возможности», характеризующие каждого индивидуума; их реализация позволит ему проявить свою личность. «Целостность» личности включает все возможности, которыми она наделена, и которые даны ей (с определёнными ограничениями) при рождении. Этот «образ» личности очень важен, так как характеризует индивидуальную предрасположенность и предопределённость. Наследственные факторы сравнивают с природной моделью, конституцией. Конституция человека не изменяется, она остаётся «тем, чем есть», «светокопией» развития индивидуума. Основанная на наследственности, конституция наделяет человека определёнными чертами с момента его рождения. Существует три конституции: Карбоническая, Фосфорная, Флюорическая. У людей Фосфорной конституции наследственность всегда туберкулёзная, у Флюорика черты специфической наследственности (сифилитической) — болезни, появившейся давно, длительно персистирующей в последующих поколениях. Всё это представляет особый интерес для врачей-гомеопатов, позволяя им узнавать симптомы и лечить многочисленные расстройства с ранее неизвестными причинами возникновения, в то же время, помогая Природе совершать необходимые изменения для того, чтобы пациент мог вернуться к своему нормальному состоянию (Leon Vannier, «La Typologie et ses Applications Therapeutiques; Premiere Parte; Les Constitutions», 3rd edn, — Doin, 1952). Предназначение индивидуума можно предсказать. Изучая лицо, мы собираем точные признаки, интерпретацию которых переносим на поведение субъекта, его ум, характер, склонности и способности (склонности связаны с пассивными качествами, способности — с активными). «Будь самим собой», — любил говорить д-р Генри Фавр, а мы, в свою очередь, можем добавить: «Стань тем, кем можешь стать». Это означает, что необходимо учитывать свои потенциальные возможности. Человек — сотворённое существо, с момента рождения наделённое определённым потенциалом, который он должен использовать, если стремится понять своё предназначение. Судьба человека полностью не предрешена. Она зависит от прилагаемых им усилий, при условии, что они гармонично сочетаются с его уникальными, естественными возможностями. Он должен понимать, что, таким образом, совершенствует себя, осознаёт свою истинную ценность. Он должен уметь определять возможности других людей, не только из предосторожности, для собственной защиты, но и для того, чтобы способствовать развитию их личного потенциала. Типология рассматривает человеческое существо, которое несёт в себе все признаки, позволяющие увидеть его «предрасположенность» и предвидеть его «предопределённость». Она внимательно изучает индивидуальные возможности вместе с фактами, которые касаются прошлого, настоящего и будущего этой личности. Кажется, что легко «смотреть» на человека, но необходимо научиться «видеть» его. Эти признаки уже «проявлены», нам остается только заменить, понять и интерпретировать их. Изучая лицо и тело пациента, мы обогащаем портрет болезни деталями, которые уточняют диагноз. Возможности физиогномии позволяют использовать способности на практике, тренировать склонности, реализовывать в жизни интеллектуальные разработки. Благодаря типологии мы узнаём комплекс возможностей человеческого существа. Достаточно увидеть его прототипы. Когда мы их поймём и определим, то сможем продемонстрировать реальные причины проблем и неудач этого человека. Прототипы внутри личности могут противостоять друг другу, находиться в противоречии, в результате приводя к внутреннему напряжению, которое провоцирует расстройства у субъекта и вокруг него. Также, зачастую, возможности одного из прототипов не реализуются. Грамотный исследователь, выбрав правильное направление и подходящий момент, способен привнести в жизнь субъекта новые достижения, раскрыв способности, которые тот прежде не осознавал. Благодаря типологии мы знакомимся с внутренними силами, характеризующими каждое человеческое существо. Конечно, нельзя утверждать, что как только человечество поймёт свои внутренние возможности, оно начнёт укреплять энергетическую мощь и будет жить совершенно счастливо. Но, первым шагом каждого индивидуума в правильном направлении будет осознание им своих возможностей и их границ. Он не сможет ничего достичь, если поставит перед собой цель, значительно превышающую его потенциал. Более того, применяя своё внутреннее понимание в общении с людьми, он приобретёт новые возможности для того, чтобы обезопасить себя. Эти знания человек может использовать в качестве настоящей самозащиты, способствуя своему выживанию в этом мире. Мы не можем игнорировать влияние окружающей среды, но и не должны также преувеличивать важность этого воздействия. «Освобождённое от материнского влияния человеческое существо не живёт как слепая игрушка мимолётных сил. Объединив в себе изначальные качества, человек шагает своим собственным ритмом, согласуясь с окружающими его ритмами. Его форма, в последствии, претерпевает изменения под влиянием подобных воздействий», — писал Jaquin («L'Homme et les Hommes»). Не только наследственность и окружающая среда вызывают нашу ситуацию. Рассмотрим определение Парацельса: «Сущность определяет мысли, которые способны руководить телом». Мы должны понять эту сущность, эту громадную власть внутри нас, эту волшебную силу, оживляющую нас, которая не столько обманывает, сколько «вознаграждает» нас, и распознать которую — наша задача. В тоже время, индивидуум часто бывает окружён «враждебными» силами, конфликтными или лживыми сотрудниками, настроенными против него. Он болезненно воспринимает крушение своих желаний, разочарован собственными неэффективными усилиями, обескуражен. Его настроение меняется, пропадает смелость духа, развиваются болезни, вызванные бактериями и другими микробами. Действительно, индивидуум часто «не в порядке», не в том порядке, который соотносится с его конституцией и типом. Посмотрите, как много людей выбирает профессию, к которой не только не готовы, но и которая совершенно не соответствует их способностям и наклонностям. Типология, определяя «жизненный потенциал» индивидуума, может помочь мобилизовать, направить и выявить качества, о которых никто прежде и не подозревал. Целью типологического наблюдения является определение этих возможностей. Может ли типология «предсказывать» будущее? Нет, но она способна «предвидеть» развитие субъекта. Если пользоваться «правильной» характеристикой личности, то можно предупредить множественные «неожиданные» проблемы, возникающие в жизни человека в различных областях — моральной, психологической, интеллектуальной, физической, биологической. Человеческое Существо — не игрушка Фатума. Судьбу каждого человека можно спланировать — утверждал один мудрый человек, живший в средние века. Лучше всего это получится тогда, когда индивидуум, хорошо изучив своё «Я», сумел полностью сконцентрироваться на освобождении от своих собственных внутренних врагов. После этого он может ограничить честолюбивые личные планы действительно необходимыми достижениями, и, в дальнейшем, приобретает способность к восприятию того, что дано ему при рождении, возможность развивать в себе благоприятные черты, осознавать себя целостной личностью. Эти идеи очень важны не столько для развития индивидуума, сколько ради возможности приобретения им физического и психического равновесия. Действия многих людей, не нашедших свой «природный порядок», не соответствуют их возможностям, приводят к умственным и физическим расстройствам. В этом «умопомешательстве», не свободном или бессознательном, субъект работает против собственной природы, не в своём ритме. Он «дизритмичен», если игнорирует указания, которые дала ему природа при рождении. Без сомнения, типолог, передавая индивидууму знания о его природе, может восстановить «порядок», который был проигнорирован пациентом, — его собственный, исконный «порядок». Обнаружив доминирующие наклонности индивидуума, и, направив их против окружающих проблем, специалист способен оградить субъекта от ошибок, и привнести в его жизнь удовлетворение и умиротворение, о которых тот и не мечтал. Врач уравновешивает и перестраивает пациента, описывая присущие ему типы, которые могут находиться либо в благоприятных соотношениях, либо в опасной конфронтации. Но советы типолога способны оказать эффект только в том случае, если субъект дисциплинирован. К сожалению, врач часто становится чудовищем, чья разрушительная активность, основанная на «научной поддержке» непогрешимых доктрин приводит к непониманию больного. Пациенты, толпящиеся в многочисленных административных отделениях, должны следовать предписаниям своих докторов, и, понятно, что те и другие не свободны в своих действиях, так как основания принимать лечение и лечить продиктованы абсолютно безапелляционно. Правда, некоторые врачи желают оставаться «свободными», но на их протесты никто не обращает внимания. Технический прогресс полностью оттеснил клиническую проницательность. Исследования в лабораториях и у «специалистов»-теоретиков достаточны для того, чтобы установить «научно подтверждённый» диагноз пациенту, — сложно и неоднозначно сотворённому человеческому существу, которое, в данном случае, совершенно игнорировано. Подобные действия стали, наконец, вызывать реакцию, и подвергаться обсуждению. «Как может техник от медицины знать, что у пациента «есть», если он не знает, кто он «есть» на самом деле?!» — писал Gustave Thibon («Qu’Attendez vous du Medecin?»; Plon, 1953). Вопрос поставлен замечательно. Можно ли на него ответить, если врач не знаком с типологией? Вдумаемся в слова Клода Бернара (С. Bernard): «Доктор — это врач, и он — не свободный человеческий тип; это — индивидуум, окружённый заболеваниями, характерными для него». Часто говорят, что нет болезней, есть больные люди. «Это я — тот, кто болен» — писал Thibon. «Мои наследственность, темперамент и характер принадлежат только мне. У меня есть семья, профессия и круг друзей, и мои болезни имеют ко всему этому прямое отношение». Гомеопатия — это раздел медицины, который учитывает человеческое существо, так как на выбор лекарства указывают симптомы, отражающие индивидуальные реакции пациента. Эти симптомы рассматривают не только в аспекте клинического диагноза. Все признаки, представленные пациентом, очень важны, — объективные и субъективные, неврологические или функциональные, физические или психологические. Все жизненные проявления могут и должны быть учтены в характеристиках гомеопатических лекарств. Нет мнимых больных. Бесполезно гомеопату отсылать к психоаналитику «печальную личность», ослабленную и индифферентную ко всему, и даже к своим собственным делам, семье, раздражающуюся на других и на себя, ищущую уединения и избегающую общества (сведения из гомеопатической Материа Медика). Показания для Сепия очевидны, но, если мы также будем знать, что субъекты наделены качествами Сатурна, то сможем вооружить его против неблагоприятных признаков этого типа. Грамотный типолог знает основные препараты рассматриваемого типа; гомеопат может дать точные описания острого или хронического состояния. Он способен подразделить признаки, предъявляемые субъектом, на Типологические, Клинические и Терапевтические. Здоровый субъект, больной субъект и лекарство не должны быть разобщены в наших мыслях. Так же, как все изменения можно проницательно заменить и действительно предвидеть, также и знания о здоровом типе должны быть обязательными. Совершенно необходимы сведения о больном человеке, так как болезнь, даже острая, не спонтанна, — она всегда причинно обусловлена. Определить главную причину патологии — это значит, понять сущность индивидуума и правильно его лечить. Современные врачи — это компетентные ученые, которые, проведя исследование больного, ставят диагноз. Гомеопат — внимательный наблюдатель, понимающий пациента и ищущий причины (внутренние или внешние), которые лежат в основе его функциональных возможностей и патологических сдвигов. Хорошо подобранные лекарства действуют на субъекта как медиатор до и после болезненных изменений. Спасительно, когда бесконечно малая доза быстро восстанавливает нормальное состояние субъекта, — состояние, которое отвечает возможностям личности. Jean Koller писал: «Подлинным здоровьем руководит Дух». Гомеопатия не подменяет всю медицину, но является её частью, — возможно, самой важной. Это — «человечная медицина», необходимая пациентам, которые устали от обмана и оскорблений. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|