Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Схема исследования
  • Часть I. История развития данной личности
  • Часть II. Психомоторная сфера
  • Часть III. Заключение
  • Иллюстрации
  • Московский институт мозга
  • Владимир Маяковский (1893–1930)
  • Андрей Белый (Борис Бугаев) (1880–1934)
  • Эдуард Багрицкий (1895–1934)
  • Ленин (Владимир Ульянов) (1870–1924)
  • Приложение

    Схема исследования

    Часть I. История развития данной личности

    ДЕТСТВО

    Год и место рождения. Национальность. Где провел первые годы жизни. Кем воспитывался. Когда начал ходить, говорить.

    Как выглядел в детстве (рост, телосложение, окраска кожи, волос и т. д.).

    Какие черты унаследовал от отца и матери.

    Какой обнаруживал характер, привычки, был ли шаловлив или тих и скромен.

    Был ли общителен или замкнут.

    Какие имел склонности, к чему был особенно привязан. Кто из родителей или окружающих имел большое влияние на умственное развитие.

    Каковы были взаимоотношения в семье. В каких материальных условиях жил. Чем болел в детстве. Когда начал читать и писать.

    Любил ли читать и какие книги читал преимущественно. Любил ли игры и какие.


    ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Когда поступил в школу и где учился.

    Как относился к учению – с охотой или занимался по принуждению.

    К каким предметам обнаруживал особые склонности.

    Была ли выражена способность к точным наукам.

    Обнаруживал ли какие-либо склонности к искусству, интересовался ли природой, животными или был к ним безразличен.

    Не изменились ли в этот период материальные условия.

    Каковы были взаимоотношения с окружающими – учениками, педагогами, обслуживающим персоналом.

    Были ли близкие товарищи.

    Изменился ли внешне в этот период.

    Особенности характера в этот период.

    Как прошел период наступления половой зрелости.

    Какие стремления обнаруживались особенно ярко.

    Кем хотел быть.

    Интересовался ли общественно-политическими вопросами. Какие документы сохранились от школьного периода (аттестаты, дневники, тетради, заметки. Образец почерка).


    УНИВЕРСИТЕТ

    Успешно ли сдал экзамен в университет. Где учился и окончил университет. Успешно ли шли занятия.

    Какие дисциплины интересовали особенно сильно. Рано ли определилось направление дальнейшей деятельности. Замыкался ли в своей специальности или занимался рядом смежных дисциплин.

    Занимался ли научной работой.

    Принимал ли участие в общественно-политической жизни университета или других организаций.

    Исключался ли из университета и подвергался ли репрессиям.

    Каково было материальное положение в период учебы – приходилось ли зарабатывать самому, помогать кому-либо или был обеспечен.

    Особенности характера в этот период.

    Был ли общителен или замкнут.

    Были ли близкие друзья.

    Не изменился ли характерно по сравнению с более ранним периодом.

    Привычки, склонности, увлечения.

    Документальный материал.

    Если лицо, о котором собираются сведения, не училось в университете, необходимо иметь сведения о наиболее важных моментах послешкольного периода, оказавших наиболее существенное влияние на формирование личности (политическая деятельность, литературная, искусство и т. д.).


    ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Рано ли определился как самостоятельный работник.

    Какой род деятельности избрал вначале и изменял ли его впоследствии.

    Общественно-политическая деятельность.

    Научная деятельность.

    Литературная деятельность.

    Художественная деятельность.

    К какому роду деятельности имел наибольшее отношение. Важнейшие этапы деятельности. Наиболее важные события личной жизни. Имелся ли заметный сдвиг в характере во второй половине жизни.

    Как протекали последние годы жизни.

    Последнее заболевание (история болезни), смерть.

    Протокол вскрытия.

    Документы, относящиеся к этому периоду.


    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

    Сведения о всех родственниках по восходящей и нисходящей линии.

    Подробная характеристика каждого – возраст, перенесенные заболевания, интоксикации, конституциональные особенности, причина смерти.

    Характерологические данные о каждом члене рода, привычки, особенности, патологические отклонения, профессия и т. д.

    Заключение о наследственности.

    Приложение. Графическая схема наследственности.


    КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    Рост_, вес_.

    Телосложение. Форма черепа.

    Лицо – глаза, уши, прагматизм, соотношение лба, носа, подбородка.

    Строение костей – нежное, плотное.

    Развитие мускулатуры.

    Форма грудной клетки.

    Пропорции туловища и конечности.

    Строение кистей рук.

    Другие особенности строения.

    Отложение жира.

    Характер роста волос на лице, распределение растительности на коже.

    Цвет волос, их особенности.

    Цвет глаз, особенности кожи, пигментация, экзема и т. д. Особенности сердечно-сосудистой системы. Особенности дыхательного аппарата. Желудочно-кишечный тракт. Паренхиматозные органы. Эндокринная система. Перенесенные заболевания.

    Часть II. Психомоторная сфера

    ДВИЖЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕР И ТЕМП

    Был правшой или левшой. Какой рукой резал хлеб, бросал предметы, писал, делал грубую и тонкую работу. Не владел ли одинаково хорошо обеими руками.

    Был ли сильным, мог ли поднимать большие тяжести.

    Был ли способен к продолжительной физической работе, насколько быстро утомлялся.

    Был подвижным или малоподвижным. Предпочитал ли ходить, или сидеть, или лежать.

    Не было ли скованности или разболтанности в движениях.

    Не было ли дрожания или судорог в туловище и конечностях.

    Были ли движения мягкими, плавными или резкими, угловатыми.

    Были ли движения скупы или широки и размашисты. Не было ли излишней беспорядочности и суетливости в движениях.

    Насколько быстро ходил и бегал.

    Сильно ли размахивал руками при ходьбе. Не покачивался ли при ходьбе. Был ловким или неуклюжим.

    Тверд ли был на ногах. Когда скользил, легко ли избегал падения. Не падал ли слишком часто.

    Любил ли заниматься гимнастикой, спортом, танцами, подвижными играми и успешно ли.

    Занимался ли каким-либо мастерством или ремеслом (столярничанье, плотничанье и т. д.) и удавалось ли это.

    Насколько хорошо мог выполнять более тонкую ручную работу и любил ли заниматься ею.

    Быстро ли усваивал навыки в ручной работе.

    Быстро ли одевался и раздевался.

    Не замечалось ли случаев внезапного или систематического забывания и недоумения производить обыденные, привычные движения или действия (например, неумение зажечь спичку, застегнуть пуговицу и т. д.).

    Какие были излюбленные жесты и другие привычные движения.

    Как раскланивался.

    Как подавал руку при встрече.

    Не замечалось ли манерности, вычурности, странности, театральности и рисовки в движениях.

    Были ли мимика и жестикуляция живыми и выразительными или вялыми и бедными.

    Не было ли порывистости или, наоборот, скованности в мимике и жестикуляции.

    Часто ли улыбался. Опишите характер улыбки.

    Часто или редко смеялся. Опишите, как смеялся.

    Не было ли склонности к гомерическому смеху.

    Что чаще: улыбался или смеялся.

    Не было ли склонности к гримасничанию.

    Обладал ли способностью передразнивать и копировать жесты и другие выразительные движения.

    Была ли способность к театральному мастерству. Если была, то насколько хорошо была выражена.


    ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

    Играл ли и насколько хорошо на музыкальных инструментах и каких именно.


    РЕЧЬ

    Высота и тембр голоса.

    Голос был звучный и громкий или тихий и приглушенный.

    Говорил ли четко, с хорошей дикцией или неясно. Не было ли заикания/шепелявости и других расстройств речи.

    Говорил быстро или медленно.

    Был ли голос выразительным или, напротив, маломодулирующим, «деревянным».

    Часто ли менялся голос во время речи.

    Правильно ли произносил слова, ставил ударения и строил фразы.

    Лилась ли речь плавно и свободно или, наоборот, была прерывиста, с трудом подбирал нужные слова и фразы.

    Был ли словоохотлив или скуп на слова.

    Не было ли случаев выпадения из памяти или неумения произнести отдельные слова или обороты речи во время разговора.

    Не было ли случаев непонимания смысла и значения слов или фраз собеседника.

    Не отмечалось ли способности копировать речь других людей.

    Мог ли подражать звукам животных.


    ПЕНИЕ

    Был ли певческий голос, и если был, то какой.

    Не любил ли напевать, свистеть, насвистывать сквозь зубы.

    Быстро ли писал или медленно.

    Охотно ли прибегал к письму и много ли писал.

    Характер почерка (обязательно приложение разнообразных образцов почерка), образец подписи.

    Правильно ли строил фразы и обороты письменной речи. Было ли письмо связным и логически последовательным.

    Не встречались ли в письме частые пропуски букв, слогов или целых слов? Не было ли в письме частых описок.

    Писал ли чисто или с большим количеством помарок и переделок?

    Писал ли сразу начисто или сперва всегда начерно. Употреблял ли какие-либо самим выработанные сокращения в письме.

    Обладал ли способностью копировать чужие почерка. Что преобладало: устная речь или письменная и не было ли большого несоответствия (разрыва) между тем и другим.

    Цифровое письмо (желательно приложение образцов письменного счета).

    Черчение и графика, их характер и особенности.


    РИСОВАНИЕ И ЖИВОПИСЬ

    Была ли склонность и способность к рисованию или живописи.

    Любил ли больше рисовать с натуры, срисовывать или рисовать по памяти.

    Быстро или медленно рисовал.

    Характер рисунков и их техническое оформление (карандаши, краски и т. д.). Если возможно, приложение образцов рисунков.

    Не было ли склонности к рисованию шаржей и карикатур.


    ЧТЕНИЕ

    Быстро ли читал. Сколько приблизительно страниц читал в час (или в день) беллетристики, специальной литературы и т. д.

    Психосенсорная сфера


    ЗРЕНИЕ

    Хорошо ли видел вдаль и вблизи. Не было ли близорукости, дальнозоркости, косоглазия, двоения в глазах и каких-либо других недостатков зрения.

    Хороший ли был глазомер. Мог ли хорошо стрелять и хорошо ли удавались игры, требующие точности зрительной оценки (бильярд, крокет, городки).

    Хорошо ли видел в сумерки.

    Правильно ли различал цвета и мог ли различать тонкие оттенки различных цветов. Не было ли дальтонизма.

    Не было ли случаев неузнавания формы или значения предметов или того, что вокруг происходит.

    Не было ли обманов зрения (иллюзий и галлюцинаций).

    Быстро ли запоминал виденное, например лица, страницы и строки в книгах и т. д.

    Не говорил ли, что раз виденное, например картина и т. п., неотступно и образно стоит перед глазами.

    Долго ли удерживал в памяти подробности виденного.

    Любил ли яркие тона и краски или, наоборот, предпочитал более тусклые и скромные.


    СЛУХ

    Хорошо ли слышал на оба уха. Хорошо ли разбирал шепотную речь.

    Хорошо ли определял расстояние и направление по слуху.

    Не замечалось ли, что лучше слышал высокие тона, чем низкие, или наоборот.

    Не было ли случаев непонимания смысла и значения слов или любых других слуховых впечатлений.

    Не было ли обманов слуха (иллюзий и галлюцинаций).

    Хорошо ли запоминал и надолго ли удерживал в памяти слышанное, например беседы, лекции, доклады и т. д.

    Не говорил ли, что слышанное неотступно звучит в ушах.

    Насколько точно и уверенно передавал подробности слышанного.

    Что делал увереннее и свободнее – тогда ли, когда передавал слышанное или когда рассказывал о виденном.

    Во время занятий (когда готовился к выступлению, экзамену и т. д.) прибегал ли охотнее к помощи зрения (подчеркивания, пометки на полях, выписки, конспекты) или к помощи слуха (повторял вслух отдельные слова и фразы, шептал губами).

    Любил ли или не любил слушать, как другие читают вслух.

    Если рассказывал о своих сновидениях, то не указывал ли на преобладание в них зрительных или слуховых образов.

    Любил ли слушать музыку. Был ли музыкальным. Не отличался ли отсутствием всякой музыкальности.

    Был ли абсолютный слух.

    Мог ли различать составные части аккорда.

    Быстро ли и насколько точно запоминал мелодию.

    Хорошо ли различал инструменты по тембру.

    Быстро ли улавливал ритм музыкального произведения.

    Мог ли читать по нотам с листа.

    Какой музыкальный инструмент любил или не любил слушать (рояль, скрипка, струнные инструменты и т. д.).

    Какого характера музыку предпочитал. Что любил больше – оперу или балет.

    Какие музыкальные произведения нравились особенно сильно.

    Не говорил ли, что слуховые впечатления связываются с определенными цветами или зрительными образами и наоборот.


    ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ

    Хорошо ли ориентировался в малознакомой местности, квартире и т. д.

    Не страдал ли головокружением.

    Не боялся ли высоты.

    Не жаловался ли на то, что плохо переносит быструю езду (в автомобиле, поезде и т. д.).

    Был ли подвержен и насколько сильно воздействию морской и воздушной качки.

    Не говорил ли, что не может ехать спиной к движению.

    Был ли чувствителен к изменениям барометрического давления и к погоде.


    ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

    Мог ли делать привычную тонкую работу в сумерках или в темноте, а также при отвлечении внимания (например, во время разговора).

    Хорошо ли мог узнавать на ощупь предметы или определять их форму, консистенцию, материал, из которого они сделаны.

    Видя впервые какой-либо незнакомый предмет или механизм, старался больше вглядеться, вслушаться или ощупать руками.

    Не было ли большой чувствительности к горячему или холодному.


    ВКУС

    Хорошо ли различал вещества по вкусу и не жаловался ли на недостаток вкуса.

    Была ли склонность к острым вкусовым веществам и каким именно.

    Не казалось ли неприятное на вкус приятным и наоборот.


    ОБОНЯНИЕ

    Хорошо ли различал запахи.

    Не было ли излишней чувствительности к запахам или, наоборот, не отмечалось ли недостаточности обоняния.

    Не было ли особой склонности к запахам цветов, духов и других душистых веществ, и каким именно.

    Не связывал ли определенные запахи с какими-либо образами.

    Не приводили ли определенные запахи в сильное волнение и возбуждение и с чем это было связано?

    Не воспринимал ли приятные запахи как неприятные и наоборот.

    Эмоционально-аффективная сфера


    НАСТРОЕНИЕ

    Какое было обычное настроение (серьезное, деловитое, веселое, шутливое, довольное или грустное, меланхоличное, вялое, апатичное, угрюмое, мрачное).

    Было ли настроение всегда ровным и спокойным или часто менялось.

    Какие причины вызывали изменение настроения. Быстро ли менялось настроение.

    Быстро ли восстанавливалось обычное настроение или долго находился под влиянием момента, вызвавшего изменение настроения.

    Не бывало ли периодических смен хорошего и плохого настроения, подъемов и упадков жизнедеятельности.


    ХАРАКТЕР РЕАКЦИИ

    Не был ли чрезмерно чувствителен и впечатлителен. Приведите конкретные примеры.

    Как проявлялись внешне испытываемые переживания. Краснел или бледнел, покрывался потом, начинал дрожать, легко разражался смехом или плачем, наступали изменения в лице, приходил в двигательное беспокойство, изменялись голос и дыхание и т. д.

    Реагировал ли непосредственно и горячо на все происходящее вокруг, или было трудно удивить, смутить, вывести из обычного состояния.

    Не давал ли чрезмерно сильных реакций на несущественные поводы при одновременной тупости к более важным.

    Не говорил ли, что глубоко чувствует связь с окружающим – природой, обществом и т. д. Или, наоборот, не жаловался ли, что чувствует себя оторванным от жизни, что жизнь проходит стороной от него.

    Не было ли раздвоенности, неспособности целиком отдаться одному какому-либо чувству.

    Не было ли склонности к постоянному копанию в своих переживаниях и поступках, к мучительному самоанализу.

    Склонен ли был скрывать свои переживания и уходить в себя или открыто выявлял их вовне.

    Какую давал реакцию на большую радость и большое горе.

    Помнил ли долго свои переживания или быстро их забывал.

    Не был ли склонен действовать мгновенно и импульсивно, под влиянием момента. Или, наоборот, мог подавлять первоначальные импульсы и увлечения.

    Склонен ли был к частым увлечениям и каким именно.

    Мог ли увлечься до самозабвения, всецело отдаться чему-либо.

    Склонен ли был давать сильные вспышки гнева, доходить до ярости и исступления.

    Склонен ли был к риску и азарту. Играл ли в азартные игры и какие.

    Не было ли пугливости, сильно ли вздрагивал при неожиданном шуме, например выстреле, стуке и т. д.

    Был ли смел, отважен или боязлив, труслив.

    Как вел себя в моменты внезапной опасности. Терялся ли, лишался способности двигаться, дрожал, поддавался панике или оставался спокоен, хладнокровен, действовал обдуманно. Бросался ли навстречу опасности с безрассудной смелостью. Насколько сильно был выражен страх смерти.

    Правильно ли передавал подробности необычных, сильно подействовавших на него событий, и связно ли излагал испытанные при этом переживания.

    Не было ли попыток к самоубийству.


    ПРИВЫЧКИ И ВЛЕЧЕНИЯ

    Не было ли склонности к кочеванию с места на место, бродяжничеству и что в этом играло доминирующую роль: неуживчивость с людьми, неспособность долго усидеть на одном месте и жажда новых впечатлений или стремление изучить жизнь во всех ее проявлениях.

    Не было ли частой смены профессии и чем она вызывалась.

    Какие привычки и манеры были наиболее типичными на работе и в быту.

    Как любил проводить время, свободное от работы.

    Любил ли комфорт, находил ли удовольствие в еде, питье, сне и т. д. или был безразличен к удовлетворению своих потребностей. Не доходил ли при этом до аскетизма.

    Уделял ли большое внимание своей внешности или был к этому безразличен.

    Легко ли переносил физические лишения, голод и жажду. Как переносил тепло и холод.

    Легко ли переносил боль.

    Быстро ли засыпал и пробуждался? Был ли сон крепким или спал чутко. Не страдал ли бессонницей.

    Часто ли видел сны и любил ли о них рассказывать.


    СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

    Сильно ли было развито сексуальное влечение. Был ли страстен. Жил ли интенсивной половой жизнью, был умерен или холоден и равнодушен к женщине.

    В каком возрасте проявилось впервые осознанное сексуальное влечение.

    Что вам известно о его первой любви.

    Какие женщины (какие черты характера и внешности) больше всего нравились. Менялось ли поведение под влиянием увлечения.

    Не жаловался ли на импотенцию.

    Когда угасло сексуальное влечение.

    Не было ли сексуальных извращений.


    ЧЕРТЫ ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

    Не был ли нервным, раздражительным. Не был ли вспыльчивым и быстро отходчивым.

    Не было ли навязчивых страхов, например темноты, одиночества. Не боялся ли переходить через площадь или улицу, прикоснуться к ручке двери и т. д.

    Не было ли излишней чистоплотности.

    Не было ли навязчивых действий.

    Не был ли чрезмерно мнительным.

    Не было ли сильно выраженной брезгливости. Не возбуждало ли отвращение рвотных движений.

    Легко ли было привести в смущение и замешательство. Не было ли страха показаться смешным.


    ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ «Я»

    Был ли независим и оригинален или следовал привычкам и традициям.

    Был ли добр, сострадателен и отзывчив или холоден и равнодушен. Не был ли злым и бессердечным. Не был ли сентиментальным.

    Насколько сильно было развито самолюбие. Не был ли честолюбив, властолюбив, горд или, наоборот, не было ли излишней скромности и желания остаться незамеченным.

    Не было ли в характере тщеславия, показного оригинальничания.

    Не было ли в характере завистливости, мстительности. Была ли выражена страсть к коллекционированию. Был ли бережлив. Не доходила ли бережливость до скупости. Был ли щедр. Не переходила ли щедрость в расточительность.


    ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ИСКУССТВУ

    Любил ли природу.

    Любил ли животных. Приведите конкретные примеры.

    Что любил больше: городскую или деревенскую жизнь и какие стороны той или другой представляли наибольший интерес.

    Любил ли смотреть произведения искусства и из какой области (живопись, скульптура, гравюры и т. д.).

    Какие отдельные картины, статуи и т. д. нравились особенно сильно.

    Как воздействовали произведения искусства на эмоциональную сторону личности.


    ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ

    Любил ли свою семью и родных. Был ли внимателен и заботлив.

    Принимал ли активное участие в жизни семьи.

    Любил ли детей. Как относился к своим детям и как относился к чужим.


    ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

    Какие черты характера у других любил или не любил. Был ли общителен. Или, наоборот, был нелюдимым. Был ли замкнут и скрытен или доступен и склонен к откровенности.

    Каков был в обращении. Делал ли большие различия между людьми или был ровен в обращении со всеми.

    Считался ли в своих действиях с интересами и мнениями других людей или главным образом со своими собственными. Способен ли был к глубокой дружбе.

    Сильно ли была выражена разница в поведении и обращении с людьми на работе (при исполнении служебных обязанностей) и в быту (семье, у друзей, в театре и т. д.).

    Быстро ли разбирался в людях. Умело ли подбирал работников.

    Какое впечатление производил на других при первой встрече.

    Какое отношение вызывал к себе со стороны окружающих. Сходились ли мнения в оценке его характера, или в этом отношении наблюдались большие разногласия.


    ВОЛЕВАЯ СФЕРА

    Был ли настойчив в осуществлении своих намерений. Был ли инициативен. Был ли сам дисциплинированным.

    Был ли внушаем. Легко ли поддавался убеждениям. Легко ли можно было заставить что-либо сделать даже против воли. Был ли склонен к подражанию.

    Долго ли колебался перед принятием какого-либо решения или принимал решения быстро. Не было ли нерешительности.

    Был ли человеком сильной воли. Мог ли заставить других выполнять свои приказания даже против их воли.

    Не был ли уступчив в мелочах, но непреклонен в проведении важных и существенных моментов.

    Были ли действия и стремления окрашены страстью или действовал холодно. Был ли человеком чувства или воли.

    Интеллектуальная сфера


    РЕЧЬ

    Была ли речь простой и лаконичной, или преобладала склонность к цветистым и напыщенным фразам.

    Была ли речь понятной или неясной, сбивчивой.

    Была ли речь богата выражениями и словами или однообразна. Интересно или скучно рассказывал.

    Любил ли цитировать на память.

    Не было ли склонности к употреблению необычных или старинных, малоупотребительных и иностранных слов. Были ли любимые словечки и какие.

    Любил ли выступать публично и часто ли выступал. Был ли хорошим оратором.

    Была ли склонность к декламированию или чтению стихов, и насколько хорошо это удавалось.

    Быстро ли и насколько хорошо усваивал незнакомый язык и иностранную разговорную речь.


    ПИСЬМО

    Характер письменной речи – была ли разница между устной и письменной речью в стиле.

    Писал ли многословно или кратко и лаконично.

    Было ли построение письменной речи строго логическим или образным, богатым сравнениями.

    Была ли склонность к определенному виду письма (письма, дневники, заметки, стихи и т. д.).

    Характер писем – не было ли в них каких-либо особенностей.

    Любил ли подчеркивать и делать пометки на полях книг при чтении.


    ЧТЕНИЕ

    Много ли читал. Был ли начитанным.

    Какую литературу читал помимо относящейся к его специальности (художественную, научную, философскую, популярную, публицистику, мемуары и т. д.).

    Предпочитал ли какой-либо определенный вид художественной литературы (прозу, поэзию, драматические произведения и др.).

    Какого писателя, поэта, ученого, политического деятеля любил особенно сильно.

    Читал ли регулярно газеты и журналы.


    ВНИМАНИЕ

    Было ли внимание преимущественно направлено на внешний мир, или был углублен в себя и рассеян.

    Был ли наблюдательный. Мог ли подмечать мелкие черточки в поведении и облике окружающих.

    Мог ли передать в подробностях мельком виденную картину, сцену, предмет и т. д.

    Легко ли сосредоточивался? Был ли способен к длительному сосредоточению, или внимание быстро утомлялось и притуплялось.

    Обязательна ли была во время умственной (творческой) работы спокойная, изолированная от внешних раздражений обстановка, или мог работать в любых условиях, мог творить на ходу.

    Какие раздражения извне мешали больше всего умственной (творческой) работе.

    Умел ли наперекор сильно мешающим посторонним раздражениям или мыслям продолжать заниматься умственной работой.

    Мог ли заставить себя работать при плохом самочувствии, головной боли, тревожном настроении и т. д.

    Был ли способен одновременно заниматься несколькими делами, например писать или делать что-либо, требующее внимания, и в то же время слушать чтение и т. д.

    Быстро ли переключался с одного вопроса на другой или с одного вида деятельности на другой. Быстро ли включался в работу, например после сна, отдыха и т. д. Быстро ли входил в работу после длительного перерыва, например отпуска.


    ВООБРАЖЕНИЕ

    Богатое ли было воображение. Не было ли склонности к выдумыванию сказок, фантастических историй и т. д.

    Был ли изобретателен в своих детских играх. Приведите примеры.

    Любил ли фантастические романы, утопии и т. д. Любил ли мечтать. Что составляло предмет мечтаний.


    ПАМЯТЬ

    Хорошая ли была память.

    Хорошо ли запоминал события ближайшие или лучше помнил отдаленные.

    Хорошо ли запоминал даты исторических событий.

    Была ли хорошая память на отвлеченные понятия (философско-научные теории, математические формулы).

    Хорошо ли запоминал стихи, отрывки из различных произведений.

    Не встречалось ли изменение памяти в течение жизни и какое именно.

    Что лучше помнил – события, связанные с каким-либо переживанием, или обычного порядка.

    ОБЪЕМ ЗНАНИЙ

    Был ли узким специалистом в своей области или обладал большим запасом знаний из других областей и каких именно.

    Какие области знания привлекали больше.

    К чему проявлял большую склонность – к точным или к отвлеченным наукам.

    Как давалась математика и точные науки. Умел ли и любил ли играть в шахматы.

    Был ли эрудирован в вопросах искусства.


    ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ И МЕТОД РАБОТЫ

    Какой метод умственной (творческой) работы был характерен: обдумывал ли предварительно и писал уже в готовом виде или творил во время самого процесса писания, по многу раз переделывал уже написанное.

    Был ли логичен и строго последователен в своей умственной деятельности.

    Отличался ли критическим умом или в своих суждениях и теоретических построениях был склонен к поспешным, поверхностным и малопроверенным выводам.

    Был ли склонен мыслить конкретными образами или отвлеченными понятиями. Оперировал ли конкретным, чувственным материалом или абстрактным (математическими, философскими, логическими и т. д. построениями).

    Насколько хорошо была выражена способность к анализу наблюдаемых вещей и явлений.

    Был ли способен к обобщениям наблюдаемых фактов и явлений.

    Был ли способен к созданию теорий и гипотез.

    Преобладало ли комбинирование чужих мыслей или оригинальное творчество.

    Имели ли место удачные открытия, проекты, изобретения.

    Была ли выражена склонность к построению схем и классификаций.

    Строил ли их по существенным и важным или по внешним и формальным признакам.

    Делал ли свои заключения в результате кропотливого изучения материала или исходил при этом из определенных, более широких теоретических построений.

    Был ли способен делать те или иные практические выводы из своих обобщений.

    Мог ли отделять существенное и главное от несущественного и второстепенного или расплывался и тонул в подробностях.

    Умел ли в сравнительно немногих словах передать суть прочитанной книги, прослушанного доклада и т. д.

    Был ли сообразительным. Был ли сметливым. Был ли находчив.

    Быстро ли ориентировался в незнакомой и малознакомой области.

    Быстро ли ориентировался в сложной ситуации.

    Был ли способен в процессе научно-исследовательской работы быстро менять перед лицом фактов одно предположение на другое.

    Был ли сильным спорщиком и с одинаковым ли успехом мог спорить в обстановке собеседования и в обстановке собрания (дискуссии и т. д.).

    Как спорил: строго логически и последовательно развивая свою точку зрения или спорил путем наскоков на противника с разных сторон. Не отвлекался ли во время спора в сторону, Не уклонялся ли от поставленных в упор вопросов.

    Легко ли находил ответы в спорах, не считался ли тяжелодумом, участвуя в собраниях и заседаниях, часто ли выдвигался в председатели.

    Мог ли резюмировать прения или предложения.

    Отличались ли решения и выводы простотой, ясностью и определенностью.

    Не был ли склонен к неожиданным (парадоксальным) утверждениям и афоризмам. Удачны ли они бывали.

    Не было ли явных недочетов в логичности суждений.

    Часть III. Заключение

    Анализ влияния факторов среды на формирование данной личности.

    Наследственность и ее особенности.

    Характеристика конституциональных факторов.

    Особенности сенсомоториума.

    Анализ отдельных сторон личности, эмоционально-аффективной, волевой и интеллектуальной сфер и их взаимодействия.

    Особенности творчества данной личности.

    Выделение основных особенностей характера данной личности, основного ее ядра.

    Иллюстрации

    Московский институт мозга


    Микротом – аппарат, давший возможность разложить полушарие мозга на отдельные ровные куски



    Процесс резки мозга на микротоме



    Директор института проф. О. Фохт и его помощник доктор С.А.Саркисов

    Владимир Маяковский (1893–1930)


    Владимир Маяковский



    1899



    1825



    1827

    Андрей Белый (Борис Бугаев) (1880–1934)


    Андрей Белый


    1880-е



    1914


    1833

    Эдуард Багрицкий

    (1895–1934)


    Эдуард Багрицкий


    1896



    1828



    1833

    Ленин (Владимир Ульянов)

    (1870–1924)


    1970-е



    1923









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.