|
||||
|
Жизнь после смерти? Пока одни исследователи стараются продлить жизнь среднестатистического человека, другие пытаются подобраться к проблеме бессмертия с другой стороны. Вернувшиеся «оттуда» Ох, и наделала переполоха эта книжка! Шутка ли сказать, человек с медицинским дипломом за пять лет исследовал более 100 пациентов, перенесших клиническую смерть. «Исследования, о которых рассказывается в книге доктора Р. Муди, проливают новый свет и подтверждают то, чему нас учили в течение двух тысяч лет, — что есть жизнь после смерти», — пишет доктор медицины Элизабет Кублер-Росс. Давайте совершим небольшой экскурс по страницам этой книги. Тем более что к зарубежному опыту мы можем кое-что добавить. Итак, о чем же пишет доктор Раймонд Муди в своей книге «Жизнь после смерти»? Прежде всего, как отмечает Муди, многие люди, вернувшиеся «оттуда», слышали о своей «смерти». Один молодой человек, которого сочли мертвым после автомобильной катастрофы, рассказывал: «Я слышал, как одна женщина, находившаяся на месте аварии, сказала: «Он мертв» и кто-то еще подтвердил: «Да, он мертв». В другом случае у женщины, перенесшей несколько сердечных приступов, случился приступ такой силы, что она едва не умерла. «Внезапно я почувствовала пронизывающую боль в груди, — рассказывала сама пострадавшая. — Мой муж и наш друг услышали, как я упала, и прибежали ко мне на помощь. Я очутилась в глубокой тьме и сквозь нее услышала, как муж словно издалека говорит: «На этот раз: все». И я подумала: «Да, все». Многие люди отмечают, что пекле первоначальных страданий, вызванных травмой, приступом и так далее, испытывали необычайно приятные чувства. «В момент травмы я ощутил внезапную боль, — рассказывал один из пострадавших. — Но затем боль исчезла. У меня было такое ощущение, словно я парю в темном пространстве. День был очень холодным, однако, когда я находился в этой темноте, мне было тепло и приятно. Я, помню, подумал: «Наверно, я умер». Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях. Иногда эти ощущения бывают весьма неприятные, раздражающие, но могут быть и совершенно другими. Одна молодая женщина рассказывала, что в момент наступления клинической смерти она слышала «какую-то музыку, величественную и прекрасную…» Часто одновременно с шумовым эффектом появляется ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то темное пространство, которое люди описывают как пещеру, тоннель, дымоход, трубу… Вот рассказ мужчины, перенесшего клиническую смерть во время операции. «Первое, что произошло, — это было действительно сразу же — я ощутил, что проношусь через темный, черный вакуум на предельной скорости. Я думаю, его можно сравнить с тоннелем, Ощущение было такое, как если бы я мчался вниз на американских горках в Луна-Парке…» При этом человек обнаруживает, что он вышел за пределы собственного тела и движется уже не он, а как бы его душа. Одна женщина, к примеру, так описывает свои ощущения, когда ее реанимировали: «Я видела, как они (т. е. врачи — С.З.) пытаются вернуть меня к жизни. Это было очень странно. Я находилась не очень высоко, было похоже, как если бы я была на пьедестале, но на небольшой высоте, так. что могла глядеть поверх них. Я пыталась говорить с ними, но никто меня не слышал». Во время клинической смерти люди, часто видят события, немыслимые в реальной жизни. Например, один из пациентов доктора Муди вспоминал, что в критический момент рядом с ним появился Боб — близкий друг, убитый за несколько недель до происходящего. «Я спросил его: «Боб, куда я сейчас иду, что случилось, умер я или нет?» Но он ничего не ответил мне, не сказал ни слова. Все время, пока я был «мертв», он был возле меня… И только в тот день, когда доктор сказал обо мне: «Он возвращается к жизни», — Боб исчез. Я больше его не видел и не чувствовал его присутствия…» В других случаях люди встречаются с лицами, которых они не знали в своей физической жизни. Чаше всего это были такие же люди, как и те, кто о них рассказывал. Однако иногда опрашиваемые считали, что существа, которые их встречали, были духами-хранителями. Еще в некоторых эпизодах пациенты доктора Муди говорили о светящихся существах или просто о свете и голосе, доносящемся из источника этого света. Некоторые, особенно верующие, связывали этот образ с Христом. Часто перед умирающими проносятся картины прошлого. Ветеран, получивший тяжелое ранение во Вьетнаме, вспоминал: «С момента ранения передо мной начали проноситься картины моей жизни. Мне казалось, что я вернулся в то время, когда был еще ребенком, и картины сменяли друг друга, показывая мою жизнь. Я все мог вспомнить, все было так живо… Больше всего это было похоже на серию картин наподобие слайдов. Как будто кто-то очень быстро показывал слайды о моей жизни…» Пройдя через тоннель, через воспоминания, попав в светящееся пространство, люди тем не менее вернулись обратно. Как правило, ими двигало чувство долга. «Я думала, что я останусь здесь, — вспоминала молодая женщина, имевшая маленьких детей. — Но потом я вспомнила о моих детях и муже. Теперь мне трудно точно изложить эту часть моего опыта. Когда я переживала эти удивительные ощущения в присутствии этого света, я действительно не хотела возвращаться. Но я всерьез подумала о моей ответственности, о моих обязанностях по отношению к семье. Так что я решила постараться и вернуться обратно…» Прежде чем мы перейдем к заключительной части книги Р.Муди, в которой он попытался объяснить описанные события и прокомментировать их влияние на дальнейшую судьбу испытавших их людей, позвольте, я задержу ваше внимание еще на одной книге. В отличие от труда Муди, изданного в нашей стране сравнительно солидным тиражом в 300 тысяч экземпляров, эта книга мало кому известна. Ведь она впервые вышла в свет еще в 1911 году, а ее переиздание, осуществленное Обществом православной культуры «Благовест», малотиражно. Да и читать с «ятями» для многих затруднительно. Итак, о чем же эта книга, названная «Невероятное для многих, но истинное происшествие»? Представьте себе, практически о том же, о чем написана книга Муди! Человек еще в самом начале XX века испытал те же ощущения, что и наши современники. Коротко же суть дела такова. Аноним, от имени которого ведется повествование (в самом начале сказано только, что автор после описанных им событий ушел в монастырь и отрекся от всего мирского), в начале книги предстает перед нами обыкновенным обывателем, но очень верящим в Бога. Но вот однажды по делам службы он попадает в некий город К., заболевает воспалением легких и ложится в больницу. Болезнь поначалу протекала как обычно. Потом жар вдруг спал, температура стала нормальной. Однако этот факт, судя по повествованию, вызвал почему-то тревогу медперсонала. Как потом выяснилось, не зря. «Помню часов около четырех я почувствовал как бы легкий озноб и, желая согреться, плотно завернулся в одеяло, но мне вдруг сделалось очень дурно, — пишет автор. — Я позвал фельдшера; он подошел, поднял меня с подушки и подал мешок с кислородом. Где-то прозвенел звонок, и через несколько минут в мою палату торопливо вошел старший фельдшер, а затем, один за другим, и оба наши врача». Ну а дальше больной стал совершенно безучастен к происходящим событиям, смотрел на них как бы со стороны. Он отчетливо слышал произнесенное доктором слово «агония», почувствовал тяжесть, а затем ощутил необычайную легкость. «Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал: заложив руки за спину и пристально глядя на что-то, чего мне за их фигурами не было видно, стоял старший врач, подле него, слегка наклонившись вперед, — младший старик-фельдшер, держа в руках мешок с кислородом, нерешительно переминался с ноги на ногу, по-видимому, не зная, что делать ему теперь со своей ношей: отнести ли ее или она может еще понадобиться; а молодой, нагнувшись, поддерживал что-то, но мне из-за его плеча виден был только угол подушки. Меня удивила эта группа: на том месте, где стояла она, была койка, что же теперь привлекало там внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не было, когда я стоял посреди комнаты? Я повернулся и взглянул туда, куда глядели все они: там на койке лежал я». Пациент пытался позвать докторов, но это ему не удалось. Никто не обратил внимание и на его знаки. И вообще для остальных он был невидимым и бесплотным. «Астральное тело. Кажется, это так называется?» — мелькнуло в голове псевдоумершего. А дальше он совершенно отчетливо увидел, что медперсонал прекратил попытки оживить его, поняв их бесплодность. Старушка-сиделка, повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное в таких случаях пожелание: «Ну, царство ему небесное, вечный покой…» Тут же «умерший» увидел двух ангелов, которые вынесли «астральное тело» на улицу прямо через стену палаты. И стали подниматься все выше и выше, и вскоре открылось бесконечное пространство. А затем послышался шум, и откуда-то «к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ». Естественно, это были бесы, потребовавшие себе душу человека неправедного, по существу, отрекшегося от Бога. Но он вовремя вспомнил о Заступнице рода христианского и, обратив к ней молитву, прорвался сквозь заградительный кордон. А еще спустя некоторое время, поднявшись еще выше, он попал в царство света. «Боже мой, да что же это такое, что это за свет такой? Для меня ведь та же тьма. Я не могу смотреть и, как во тьме, не вижу ничего, — взмолился я, сопоставляя мое земное зрение и забыв или, может быть, даже не сознавая, что теперь такое сравнение не годилось, что теперь я мог видеть и во тьме. Эта невозможность видеть, смотреть увеличивала для меня страх неизвестности, естественный при нахождении в неведомом мне мире, и я с тревогой размышлял: «Что же будет дальше? Скоро ли минем мы эту сферу света и есть ли ей предел, конец?» Но случилось следующее. Величественно, без гнева, но властно и непоколебимо сверху раздались слова: «Не готов!» И затем… затем мгновенная остановка в нашем стремительном полете вверх — и мы быстро стали опускаться вниз…» И вот уже под божественный музыкальный аккорд наш герой покидает высшие сферы, чтобы в скором времени вновь оказаться на грешной земле. Ангелы доставили свою ношу в больничный морг, к покинутому телу, после чего один из них, ангел-хранитель, сказал, указывая на мертвое тело: «Войди и готовься». После этого ангелы пропали, а человек очнулся снова лежащим на больничной койке. Попытки объясниться с медиками по поводу столь странного происшествия ни к чему не привели: врачи предположили, что их пациент после перенесенного немного не в себе. Выписавшись из больницы, он в скором времени ушел в монастырь готовится к повторной встрече с кем-то в высших сферах. Такая вот история. Ей можно верить, можно и сомневаться в ее правдивости. Для нас в данном случае важно другое: история эта во многих деталях совпадает со свидетельствами пациентов доктора Муди. И выход из собственного тела имеется, и быстрое движение, и свет, и голос, и возвращение… И люди, пережившие подобное, становятся несколько иными, по-новому начинают смотреть на окружающий их мир. Так давайте тогда вслед за доктором Муди попробуем объяснить суть этих явлений. Объяснений тут может быть несколько, пусть каждый выбирает наиболее приемлемый для него вариант. Во-первых, можно не объяснять, а просто поверить и в качестве убеждения привести цитату из Библии. Вот, например, что сказано в описаниях Апостола Павла: «Средь дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедший со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке…» Этот эпизод несколько напоминает некоторые встречи со Светящимся Существом людей, прошедших через клиническую смерть. Существо это как бы невидимая личность, обладающая голосом, исходящим как будто ниоткуда. Но есть и отличия. В частности, Апостол Павел вовсе не был при смерти, когда видел все это. Кроме того, свет был настолько ярок, что Апостол потом не видел три дня, чего никогда не бывает с людьми, пережившими клиническую смерть. Кроме сверхестественного, есть несколько вполне научных объяснений подобных видений. Некоторые, скажем, предполагают, что все виденное во время клинической смерти вызывается наркотическими лекарствами, которые обычно вводят больному в момент кризиса. То, что такие наркотики способны вызывать у некоторых людей галлюцинации, медики знают довольно давно. Тот же Муди отмечает, что одна из пациенток видела «ангелов» во время пребывания в кресле дантиста, когда ей дали двуокись азота. В то же время она хорошо слышала о чем говорят Врач с сестрой. Второй вариант научного объяснения состоит в том, что при клинической смерти мозг хуже снабжается кислородом, и это может привести к возникновению различных видений. И наконец, третий вариант объяснения — психоневрологический. При нервном расстройстве некоторые люди способны воспринимать себя как бы со стороны. Известно также, что люди, пребывающие в долгой и полной изоляции или тяжело больные, могут галлюцинировать, то есть вполне отчетливо видеть то, чего на самом деле нет. Конечно, каждое из этих объяснений имеет и достоинства, и недостатки. Я не буду настаивать, чтобы вы предпочли какое-то одно из них. Напротив, мне кажется, что ставить тут точку еще очень рано. Ясно пока лишь одно: существует некий феномен, в природе которого неплохо было бы разобраться. Это может помочь людям и в лечении каких-то болезней, и в более глубоком понимании собственной при роды. А что мы далеко не все знаем о себе, о своей жизни, говорят еще и такие факты. Кем я был в прошлой жизни? Наверное, многим приходилось испытывать такое неожиданное чувство: приезжаешь в незнакомое место, и вдруг через некоторое время начинает казаться, что ты здесь уже когда-то был, ты можешь даже сказать заранее, какой вид откроется за следующим поворотом. Объяснить это можно по разному. Самый простой вариант: многие города, местности настолько схожи друге другом, что немудрено и впасть в невольное заблуждение. Но есть другой вариант, более сложный. Как известно, в повседневной жизни человек использует лишь незначительную часть мощности своего мозга — процентов 15–20… Но ведь природа не терпит ничего лишнего, те органы, или их части, которые не используются, вскоре начинают атрофироваться. С мозгом этого не происходит, значит, его излишняя емкость зачем-то нужна? А вот вам второй факт. Известно, что под гипнозом многие люди вспоминают то, что они уже, казалось бы, начисто забыли. Вспоминают номера телефонов, по которым уже давно не звонят, цитируют наизусть целые страницы учебников, над которыми корпели когда-то, с фотографической точностью указывают, кто и как был одет в компании, собиравшейся лет двадцать тому назад… Словом, опять получается, что в обыденной жизни мы используем свою память далеко не полностью. Теперь объединим оба факта воедино в таком предположении. А что если «излишний» объем памяти, мозга нужен нам для того, чтобы мы хранили там опыт, накопленный предыдущими поколениями? Если это так, то выходит, что каждый из нас живет как бы несколько жизней, только вот мало задумывается над этим. А стоило бы… Хотя бы потому, что «настоящее бежит, пожирая будущее и превращая его в прошедшее, и нет такого будущего, которое бы вдруг не стало прошлым. Память ведет борьбу с этим страшным процессом. Память — это часть нас. Если нет памяти — это сумасшествие. Не накапливается опыта, невозможно что-либо предвидеть. И тогда человек лишен, быть может, самого человеческого, что в нем есть, — преемственности». Так пишет ленинградский писатель Михаил Глинка. И с ним, согласитесь, трудно спорить. В другом месте его книги «Водяной знак» есть рассуждения о том, что никто из нас в принципе не вправе поступать так, как нам заблагорассудится. Потому что каждый из нас стоит в незримом строю. Сзади тебя подпирают, обеспечивают надежный тыл предки, спереди пристраиваются, равняясь на тебя, потомки… Но какое отношение все эти рассуждения имеют к теме нашей книжки вообще и этой главы в частности? Самое непосредственное. Похоже, что, если исходить из некоторых данных, у каждого из нас есть и достаточно реальная возможность прожить несколько жизней. Мы уже упоминали о гипнозе. Так вот, оказывается, в некоторых случаях «путешествие в прошлое» под гипнозом позволяет не только вернуться в свою юность, детство, вплоть до момента рождения, но и в еще более отдаленное прошлое. Вот, например, какой случай произошел не столь давно с молодым американцем Джорджем Филдом. Гипнотизер Лоринг Уильямс ввел 15-летнего подростка в состояние глубокого гипнотического сна, а затем поэтапно вернул мальчика не только к моменту его рождения, но и заставил его вспомнить что было… более 100 лет тому назад! «Я был Джонотан Пауэлл, — вспоминал мальчик, — простой крестьянин из Северной Каролины. Жил там один неподалеку от городка Джефферсон. Родился в 1832 году. Во время гражданской войны в 1863 году меня убили мятежные солдаты, выстрелив мне в живот…» Рассказ попробовали проверить по документам. Оказалось, что мальчик сумел правильно назвать по именам всех «отцов города» Джефферсона, перечислил многие подробности, которые невозможно придумать, а надо знать. Правда, документально не удалось подтвердить существование самого Джонатана Пауэлла, поскольку в данной местности начали регистрировать родившихся и умерших лишь с 1912, года. Однако одна ссылка все-таки нашлась. Бабушку Джонотана Пауэлла, как утверждал под гипнозом Филд, звали Мэри Пауэлл. Так вот, в архиве нашелся документ, датированный 1803 годом, подтверждающий, что Мэри Пауэлл купила в окрестностях Джефферсона земельный участок. Уильямс опубликовал рассказ о своем впечатляющем эксперименте. И вот через некоторое время Джордж Филд получил письмо от женщины, которая в девичестве носила фамилию Пауэлл. Она написала, что является внучатой племянницей Джонатана Пауэлла, и подтвердила некоторые подробности из рассказа загипнотизированного, которые были известны ей по семейным преданиям. Известно еще несколько подобных случаев. Ян Курье в книге «Никто не умирает навсегда» рассказал об опытах врача из Филадельфии. В 1955 году он провел серию гипнотических сеансов со своей 37-летней женой. Он попытался прозондировать ее прошлое. Каково же было его удивление, когда во время одного из сеансов женщина вдруг заговорила низким мужским голосом да еще с ярко выраженным скандинавским акцентом. Женщина утверждала, что она мужчина по имени Йенсен Якоби, а затем вообще заговорила на каком-то скандинавском наречии. Когда на следующий гипнотический сеанс врач пригласил специалиста, шведского ученого Нильса Салина, выяснилось, что женщина говорила на устаревшем шведском языке, который был в ходу в начале прошлого столетия. Подобные факты позволяют думать, что каждый из нас проживает несколько жизней, только далеко не всегда подозревает об этом. Самое интересное, что иногда «жители прошлого» самостоятельно прорываются в настоящее, и тогда в одном человеке утверждаются несколько личностей. Впервые такой случай был описан еще в 1905 году американским невропатологом Мортоном Принсом. Свою книгу он так и назвал — «Раскол личности» и описал в ней 23-летнюю женщину, в которой помещалось сразу четыре личности. Правда, коллеги доктора отнеслись к феномену весьма скептически, сочтя, что подобные рассказы сочинять к лицу разве что фантастам. Однако коллеги Принса смеялись напрасно. Случай, описанный доктором, весьма походит на правду. Впрочем, судите сами. Весной 1809 года кабинет Принса в Бостоне посетила женщина, страдавшая от хронических головных болей. Родственники мисс Бошампс — так назвал доктор Принс свою пациентку — считали, что девушка время от времени вела себя в высшей степени странно. Она бродила во сне, как лунатик, лгала без видимых на то причин, становилась то истеричной, то совершенно апатичной. С помощью гипноза Принсу удалось установить причину такого поведения пациентки. Время от времени она полностью утрачивала память и после очередного такого провала превращалась как бы в другую личность. Всего Принс насчитал четыре личности, причем каждая, как правило, ничего не ведала о других и заметно отличалась от них поведением и чертами характера. Принс для удобства пронумеровал их и описал каждую. В-1 — это была та женщина, которая приходила лечиться. В-2 оказалась в некотором роде созданием самого Принса, поскольку она проявлялась только во время гипнотических сеансов. А вот В-3 очень бойко сама представилась доктору и сказала, что ее зовут Салли. В-4 оказалась довольно капризной и сварливой особой, за что и получила у Салли прозвище Идиотка. Салли, кстати, занимала особое положение в этой удивительной компании. О ее существовании не подозревали остальные личности, зато она знала о них практически все и время от времени использовала свои знания для разных проказ. Например, В-1 не переносила курение, а Салли назло ей частенько дымила сигаретой. Как-то Салли случайно обожглась и в целях самозащиты, чтобы не испытывать боль от ожога, нырнула, так сказать, в глубь сознания, оставив вместо себя страдать В-1. Впоследствии между доктором и Салли состоялся по этому поводу занятный Диалог: Салли: Я ненавижу В-1. Принс: Но ты и она вообще-то одно и то же… Салли: Нет, это не так. Принс: Почему? Салли: А потому что я знаю то, чего она не знает. Принс: Но разве у вас обеих не одни и те же руки и ноги? Салли: Да, это так. Но это вовсе не значит, что мы с ней одно и то же. Салли так не любила В-1, что время от времени делала ей мелкие подлости. Так, скажем, ложась спать, она обязательно раздевалась донага, чтобы заставить В-1 краснеть только от одной мысли о том, что кто-то может увидеть ее голой. А однажды она специально отправилась за город, наловила змей и пауков, упаковала их в красивую Коробку и отправила по почте на имя мисс Бошампс, то есть В-1, хорошо зная, что та смертельно боится такой нечисти. Бедняжка, получив коробку, вскрыла ее и в истерике выскочила из комнаты. Остальные личности практически не контактировали и не враждовали друг с другом, хотя имели свои отличия. Например, несмотря на внешнюю схожесть поведения, В-1 была неважным едоком, в то время как у В-4 был отличный аппетит. В-1 питалась вегетарианской пищей, а В-4 предпочитала мясо и вдобавок была неравнодушна к вину. В-1 была религиозной, а В-4 никогда не ходила в церковь. После семи лет лечения Принсу почти удалось свести все четыре личности воедино, а его книга, осмеянная современниками, заставила потомков обратить большое внимание на подобные феномены. Во всяком случае, когда в 1957 году вышла книга психиатров С.Х.Тигпена и Х.М.Чекли «Три лица Евы», по ней тотчас же сняли фильм. И книга, и фильм пользовались шумным успехом, а исполнительница главной роли Дж. Вудворд была даже удостоена премии Оскара за блистательное исполнение трудной роли. В самой же книге авторы описывали трагическую судьбу 25-летней женщины, в которой независимо друг от друга существовали три личности: Эва Уайт, Эва Блэк и Джейн. У каждой была своя манера говорить и свой почерк. Они подвергались десяткам различных тестов на интеллект, у них записывали энцефаллограммы, и все эти показатели оказались разными, словно это действительно были совершенно независимые друг от друга личности. Эва Уайт добровольно согласилась на лечение. Она была замужней женщиной, матерью дочки Бонни. Она страдала от жестоких головных болей, с ней бывали внезапные приступы потери памяти, которые не раз ставили ее в щекотливое положение. А вот Эва Блэк, как и в прошлом случае, отличалась крайней безответственностью и легкомысленностью, пускалась на любые авантюры. Она была капризной, кокетливой. Свой брак она рассматривала как жутко тоскливое дело, предпочитала игнорировать существование мужа и дочери. Однажды она даже вознамерилась было убить Бонни, но Эва Уайт разоблачила этот план. Третья личность, Джейн, проявлялась только под гипнозом и ничем себя особенным не выдавала. Больше всего ей хотелось примирить между собой враждующие стороны. Лечение длилось несколько лет. В конце концов Тигпену и Чекли удалось докопаться до корня зла. Первопричиной заболевания оказалось жуткое потрясение, которое Эва испытала в пятилетнем возрасте: мать заставила ребенка поцеловать в гробу мертвую бабушку. Девочка сопротивлялась как могла, но мать все-таки настояла на своем. И вот когда девочка склонилась над трупом, она вдруг крикнула чужим голосом: «Мама, не заставляй меня этого делать!» С этого момента и начался раскол личности. Психиатрам удалось вызвать обе личности на исповедь и снова воссоединить их. Позднее Эва сама написала книгу, в которой рассказала, как развивалась ее личность в последующие 20 лет. Эта книга была подписана собственным именем, а не псевдонимом, придуманным психиатрами. Звали женщину Крис Костнер Сейзмар. И в заключение главы позвольте рассказать совсем уж об уникальном случае, описанном журналистом Рет Шрайбер в книге «Сибил». В ней описана женщина, вмещавшая в себе не менее 16 личностей, причем двое из них были мужчины — Майк и Сид. Психиатры докопались, что Сибил оказалась жертвой матери-садистки, которая изыскивала любой способ, чтобы поиздеваться над ребенком. Девочка не раз убегала из дома и вела себя в соответствии с окружением. Понятное дело, иногда ей было гораздо удобнее быть мальчиком. Кроме того, в подобном перевоплощении, как установили психиатры, играл роль и тот факт, что Сибил хотела стать мальчишкой еще и потому, что мальчик, как ей казалось, мог бы скорее отомстить матери за унижения. Здесь, пожалуй, я должен сделать остановку в своем повествовании, чтобы ответить на резонный вопрос читателя: зачем, собственно, обо всем этом рассказано? Какое все это имеет отношение к продлению жизни? Ответ будет таким. Биологи считают, что жизнь бабочки-поденки ничуть не менее насыщена событиями, чем жизнь 300-летней черепахи. Просто каждая живет в своем особом ритме. В принципе то же происходит и с людьми. Вся жизнь одного вмещается в короткое тире между датами рождения и смерти на могильной плите, а приключений другого хватило бы на несколько жизней. Более того, каждая личность, и включает в себя несколько жизней. Так, разве не интересно попытаться узнать о них, включить их в свою собственную судьбу? Разве это не способ продлить нынешнюю жизнь, сделать ее более насыщенной? К сожалению, как это часто бывает в окружающей нас действительности, наряду с благими пожеланиями соседствуют и злонамеренные… Эффект зомби Вы, возможно, уже слышали о нем. Зомби — так некоторые африканские племена называют псевдомертвецов, которые, подчиняясь заклятиям колдуна, вдруг оживают после смерти и, словно, роботы, лишенные разума, могут вершить подчас страшные вещи. Подчиняясь чужой воле, они способны убить даже собственную мать, жену, детей… Долгое время считалось, что рассказы о подобном феномене — досужие вымыслы. Однако факты, которых в последнее время становится известно все больше, заставляют думать, что это не так. Довелось мне как-то посмотреть американский приключенческий фильм. Сюжет его вкратце таков. Молодая женщина попадает в аварию. В больнице ей делают операцию, после которой она становится совершенно иным человеком, начинает уничтожать совершенно незнакомых ей людей. Но затем она вдруг осознает, что ей навязывают чужую волю, и свои недюжинные способности к убийству (возможно, тоже навязанные ей под гипнозом) обращает против своих же мучителей. В титрах значилось, что фильм научно-фантастический. Однако, выйдя из кинотеатра на улицу, я вдруг понял, что науки тут значительно больше, чем фантастики. Судите сами. Некоторое время назад журнал «Изобретатель и рационализатор», газета «Комсомольская правда» и другие массовые издания поместили заметки о неком сотруднике одного НИИ, радиоинженере по профессии, который разработал способ радиоуправления поведением животных. В заметках указывались и фамилия инженера, и место его работы. Однако я воздержусь от этого, поскольку, по моим данным, человеку крепко нагорело от начальства за подобные эксперименты. На суть же дела его фамилия не влияет. А она, эта суть, такова. На животное надевается плотно облегающая его оснастка-сбруя, от которой животное самостоятельно избавиться не может. На сбруе смонтирован электростимулятор с датчиками-контактами, дифференцированно размещенными, по телу животного (вправо, влево, вперед, вверх, вниз), а также элементы электропитания, компьютер, радио и навигационное оборудование ориентации в пространстве и определения своего местоположения. По команде, передаваемой по радио или от компьютера, в котором заложена программа действий, карта местности и маршрут следования, электростимулятор начинает вырабатывать сигналы, подаваемые на тот или иной датчик, управляющий движением животного примерно так же, как запряженная лошадь управляется вожжами и кнутом. Опыты с крысами и собакой показали, что методика управления действительно оказывается достаточно эффективной. Однако автор изобретения, как уже говорилось, был жестоко раскритикован за бесчеловечное обращение с животными. При этом критики, похоже, постарались закрыть глаза на методы укротителей, использующих в своей практике не только сахар, но и железную палку. Более того, пока мы упражняемся в гуманизме, используя методы и лозунги деятелей Лиги защиты животных, эксперименты, судя по некоторым данным, давно уже перенесены на людей. Вот вам только один пример. Американский журналист Уолтер Боуард потратил несколько лет, чтобы по крупицам собрать материал для своей книги «Контроль над сознанием». В ней он, в частности, утверждает: «Более 35 лет ЦРУ ведет секретные работы, чтобы добиться контроля над человеческим мозгом, волей, памятью. Никем не сосчитанные миллионы долларов ушли на субсидирование работ специальных лабораторий ЦРУ и его субподрядчиков — больниц для умалишенных, тюрем и частных институтов. Тысячи ничего не подозревавших граждан были использованы в качестве подопытных морских свинок…» Одной из таких «морских свинок» была, по всей вероятности, секс-бомба времен второй мировой войны Кэнди Джонс. Она снималась в кино и поднимала своими выступлениями боевой дух американских солдат на европейских фронтах. Но со временем красота ее увяла, зато ЦРУ открыло в ней новые качества — высокую чувствительность к гипнозу и внушению. Муж бывшей кинозвезды обратил внимание на странности ее поведения. Он, будучи знаком с гипнозом, попытался проникнуть в подсознание супруги. И вдруг обнаружил человека, который незримо присутствовал в их семье. — Это был офицер медицинской службы армии США Гилберт Дженсен. Он регулярно делал Кэнди инъекции «витаминов». Кэнди с трудом, вспоминала то, что происходило с ней после посещения Дженсена. Попытки воссоздать портрет «врача» тоже ни к чему не привели — возможно, Кэнди была запрограммирована так, чтобы забыть его внешность. Постепенно удалось выяснить следующее: Кэнди прошла специальную подготовку на ферме, законспирированной под лагерь для обучения террористов, там ей во время сеансов гипноза стирали память, давали новое имя — Арлен Грант, — и вместо исчезнувшей на время Кэнди по приказу спецслужб начинала действовать уже Арлен. Однажды, как вспомнила сама Кэнди, Дженсен собрал несколько десятков сотрудников ЦРУ и стал им демонстрировать способности своих подопечных. Первой была Кэнди. Ее заставили обнаженной лечь на стол и приставили к телу зажженную свечу. «Арлен, ты ничего не чувствуешь!» — скомандовал Дженсен, и Кэнди действительно не чувствовала боли. Интересная деталь: на столе лежало тело Кэнди, а обращался Дженсен к Арлен Грант. Вот, оказывается, каким образом можно использовать раздвоение личности. После этого показа Кэнди начала выполнять спецзадания ЦРУ. Обычно по телефонному звонку она прилетала в Сан-Франциско и шла к Дженсену. Тот под гипнозом открывая ей новое сознание, и с паспортом на имя Арлен Грант она улетала в Юго-Восточную Азию или в иной район мира со спецпакетом. Там ее ждал человек, знавший особенности ее кодировки, получал пакет, и Кэнди возвращалась обратно. После того как ЦРУ перестало нуждаться в услугах спецкурьера, ее хотели уничтожить. Причем этот акт тоже должен был свершиться весьма оригинальным образом: Арлен Грант должна была сбросить тело Кэнди Джонс со скалы в море. Однако женщина была замужем за человеком, который сумел разобраться в странностях ее поведения, и это спасло ей жизнь. Спецслужбы между тем не отказались от использования спецагентов-зомби. Второго марта 1967 года в Маниле был арестован американский гражданин испанского происхождения Луис Анджело Кастильо. Он был обвинен в подготовке заговора с целью убийства тогдашнего президента Филиппин Маркоса. Во время допросов следователи по просьбе самого Кастильо ввели ему так называемую сыворотку правды — вещество, заставляющее человека говорить правду. После этого с арестованным провели ряд сеансов гипноза, во время которых он рассказал, что уже участвовал в одном убийстве четырьмя годами ранее. По словам Кастильо, он не знал имени человека, но был запрограммирован убить того, кто проедет мимо в определенное время в открытой машине. Все приметы сошлись с известной далласской трагедией 1963 года. После этого арестованный попросил политического убежища. При этом он очень много говорил о некой мадам Крепс, которая контролировала поведение и сознание Кастильо. Тюремный гипнотизер обнаружил, что его подопечный может пребывать на четырех различных гипнотических уровнях, соответствовавших как бы четырем различным личностям. В состоянии «зомби-1» арестованный был полностью уверен, что он — Антонио Рейес Елориага, как и значилось в паспорте, бывшем при нем. Состояние «зомби-2» обнаруживало несговорчивого агента ЦРУ. «Зомби-3» — это был агент, который провалился и запрограммирован на самоубийство. В состоянии «зомби-4» арестованный сознался, что настоящее его имя Мануэль Анджело Рамирес, ему 29 лет, он уроженец района Бронкс в Нью-Йорке. Он также вспомнил, что проходил спецподготовку в составе группы агентов ЦРУ, где его обучали диверсионной деятельности. Интересно отметить, что при переходе с уровня на уровень у арестованного менялись пульс, частота дыхания, потовыделение и некоторые привычки. А когда гипнотизер в ответ на просьбу Кастильо о переводе в другую тюрьму сказал: «Это зависит от большого начальства», — арестованный неожиданно впал в спячку и долгое время попытки разбудить его оказывались безуспешными. Видимо, гипнотизер нечаянно произнес кодовую фразу, отпиравшую подсознание. Начались поиски других ключей. Вспомнили о записной книжке Кастильо, в которой значилось несколько фраз не совсем обычного содержания. Врач, стоя над спящим, стал громко и отчетливо читать: «Я выиграю, если буду держать себя в руках… Я должен верить себе, иначе никто не поверит мне…» Услышав эти слова, Кастильо проснулся. Кроме того, среди вещей арестованного был обнаружен аккуратно сложенный листок с 12 латинскими буквами. Специалисты поинтересовались у Кастильо, что значат эти знаки, написанные вразброс? Тот толком не знал, но сказал, что этот листок он получил от инструктора в центре подготовки. Снова в ход пошел уже испробованный метод. Кастильо загипнотизировали, а когда он впал в транс, стали читать буквы с листка в разных вариантах с паузами. Выяснилось, что при определенной комбинации пациент тотчас откликался: «Я убил его сам!» Кроме того, если врач произносил одну из трех дат, написанных на листке, Кастильо хватал воображаемый пистолет, приставлял его к виску и спускал курок. Выяснили также, что, если у загипнотизированного оставались открыты глаза, он начинал «стрелять», когда ему показывали фотографию Маркоса. В общем, получилось, что в руки филиппинских специалистов попал самый настоящий зомби современного производства. Однако финал у этой истории довольно необычный. По всей вероятности, спецслужбами США были нажаты некие тайные пружины, и Кастильо был выслан на родину. Вернувшись в США, он тотчас же выступил с заявлением, что все свои показания он попросту выдумал и симулировал. Вскоре при довольно непонятных обстоятельствах он был осужден за кражу на 37 месяцев, а выйдя из тюрьмы попросту исчез. Тайна зомби так и осталась до конца не раскрытой. Причем если вы думаете, что такое возможно лишь «на гнилом Западе», то скорее всего ошибаетесь. Во всяком случае, в некоторых средствах массовой информации стали появляться сведения о подобных разработках наших спецслужб». Впрочем, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР академик П.В.Симонов утверждает, что сломить самоконтроль человека воздействием со стороны не удается. «Даже под гипнозом человеку нельзя внушить преступление, его нравственные критерии остаются незыблемыми…» Как говорится, хотелось бы в это верить. Но ведь всегда можно воспользоваться человеческим материалом, нравственные критерии которого и без всякого внушения достаточно низки, чтобы пойти на убийство. Кроме того, академик вспоминает, что еще двадцать лет назад в мозгу были найдены центры, ведающие страхом и яростью, а немного позже обнаружены и участки положительных эмоций. Словом, используется на новом уровне известная политика «кнута и пряника», и апробирована в опытах над животными, в том числе и на близких нам по физиологии обезьянах. Так есть ли реальные причины, могущие удержать спецслужбы от заманчивой возможности заполучить в свое распоряжение идеально послушных и тут же все забывающих агентов для самых грязных дел? А ведь существует еще и мафия с ее огромными финансовыми и прочими возможностями… …Вот как далеко в сторону завела нас попытка исследовать все возможности продления человеческой жизни, вместить в одну жизнь сразу несколько. Нужны ли такие возможности обыкновенному, нормальному человеку? Нет, нет и еще раз нет! И я рад, что имею возможность рассказать вам и о совершенно других вариантах. Итак… |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|