|
||||
|
Из мифов и легенд Мифы и легенды – это не только выдумки, небывалые истории о богах и героях древности. В них люди выражали свое мироощущение, пытаясь понять природные или общественные явления. В легендах запечатлены реальные события, которые таким образом осмысливались и оценивались людьми далекого прошлого. То, что раньше считали фантастикой, в конце XIX и начале XX века подтвердили фактами интереснейшие археологические открытия. Литературные памятники античной мифологии известны широкому кругу читателей. Отчасти мы обязаны этим эпохе Возрождения, вызвавшей в Европе интерес к античности. Вслед за античной мифологией заинтересовались и другими. Ценность знаний о названиях, существующих только в мифах и преданиях, в том, что они хранят в себе сведения о мировоззрении предков. Это наша история. Всегда есть такие исследователи, которые будут увлеченно искать загадочные города и страны, пока не найдут доказательства их существования или несуществования. Может быть, чему-то суждено навсегда остаться в легендах. Хотя кто знает – ведь и Трою из поэм Гомера много веков считали выдуманным городом, пока археолог-любитель Г. Шлиман не обнаружил ее. Знакомство с мифологией расширяет наш кругозор. И в искусстве, и в истории, и в литературе мы постоянно обращаемся к легендам. Даже философия, астрономия и архитектура тесно связаны с ними. В мифах, при всем их многообразии, есть ряд основных тем и мотивов. Мы постоянно употребляем крылатые выражения с названиями географических объектов мифологии. Часто их смысл ясен нам в общем значении, но понять его еще глубже можно, лишь узнав значение этих мест в легендах тех или иных народов. Так, в мифологии народов мира есть место, куда души людей уходят после смерти. Это мир, противостоящий миру живых. Как бы он ни назывался (загробное царство, потусторонний мир, тот свет, царство мертвых), где бы ни размещался (в подземелье, на небе или звездах), – в представлениях разных народов об этом месте много общего. Это царство, где души получают наказание за свои грехи или награду за праведничество в виде новой жизни и всех благ в раю. Души умерших способны еще длительное время существовать в царстве мертвых, пока их помнят потомки. Потом они или умирают окончательно, или возрождаются к новой жизни. Позже загробный мир стали представлять как рай и ад. Самое подробное описание царства мертвых дали поэты Вергилий и Данте. Загробные и иные миры У христиан и мусульман Ад (геенна огненная)Это – подземное место наказания грешников, преисподняя, пекло. Христиане представляют его как место вечного наказания отверженных ангелов и грешных душ. Данте изображает ад в виде подземной пропасти-воронки, аж до самого центра земли. Девять кругов ада в зависимости от грехов распределяют наказания для грешников. Слово ад греческого происхождения и значит «подземное царство». РайСлово рай по-еврейски значит «закрытый сад». Рай – место, противопоставляемое аду, туда после смерти попадают праведники. Есть рай небесный и земной – Эдем. В земном раю жили прародители людей Адам и Ева. Ученые до сих пор спорят о том, где находился земной рай и был ли он вообще. По разным версиям, рай был в Палестине, Сирии, Месопотамии, Халдее. Рай же небесный – это место, где обитают души праведников. ЛимбЭто – преддверие христианского ада. Данте поместил в Лимб души праведников, живших в дохристианскую эпоху. Здесь же находятся души некрещеных младенцев. В Лимбе обитают многие языческие поэты, воины. Создатель знаменитых «Илиады» и «Одиссеи» Гомер тоже здесь. Души в Лимбе не мучаются, но испытывают тоску, ведь они не могут попасть в рай. После Страшного суда обитатели Лимба окажутся в раю. ЧистилищеЧистилищем называют промежуточное место загробного мира между раем и адом. Туда попадают души умерших, чтобы очиститься от грехов перед вступлением в рай. От слова чистить и происходит название этого мифического места. В чистилище такое еще возможно, и поэтому молитвы родных также могут помочь «разрешиться от греха». Души, не отягощенные смертными грехами, горят в очищающем огне – так искупляются их грехи. Каждая душа остается там на свой срок, пока не очистится. Это наказание неизбежно, но души попавших в чистилище знают, что их страдания не вечны. В «Божественной комедии» Данте чистилище – второе «потустороннее царство» – находится на земле, это гора в центре океана Южного полушария. Образовалась она от низвержения Люцифера (дьявола) с неба в преисподнюю и имеет форму усеченного конуса. Грешник должен пройти семь кругов чистилища, чтобы смыть с себя печати семи смертных грехов. На вершине горы души достигают земного рая и возносятся на небо. ШеолВ древних иудаистских мифах это одушевленный загробный мир, область неподвижности и бездействия. С еврейского это слово переводится как «вопрошаемый», «неисследимый», с греческого – «преисподняя», «ад». Шеол представляется страшным чудовищем с гигантскими челюстями, которое проглатывает мертвых. Его утроба ненасытна. Эта земля забвения занимает площадь в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше планеты Земля. В отличие от других загробных царств, находящихся под землей, Шеол расположен в ином измерении – там, откуда можно хорошо рассмотреть рай. В Шеол можно попасть через 40 тысяч входов и через трое ворот – у Иерусалима, на морском дне и в пустыне. Шеол имеет также следующие названия: «страна безмолвия», «земля забвения», «долина смертной тени», «погибель», «низший мир», «источник истребления», «врата смерти». Ранние библейские тексты называют Шеол местом обитания всех умерших, а позже Шеол представляли как место заключения грешников, которые при жизни «уподобились животным». Там души этих людей томятся в непроницаемой тьме и испытывают мучения. Царей-тиранов заживо поедают черви, богопротивников низводят к демоническому «царю ужасов», человеконенавистников сжигает огонь ярости бога. Эти грешные души мучаются в Шеоле больше года: полгода – в огне, полгода – во льду. Обычные грешники, попав в Шеол, наказанием очищаются от грехов. Шеол можно назвать чистилищем, в котором избавляются от злобы. Для «исцеления духа» грешников там текут реки пламени, как в геенне огненной, и крики грешных душ слышны даже путешествующим мимо врат Шеола. Но даже там они умудряются грешить и тайком проносят снег, чтобы уменьшить огонь. Зыдон (зиндон)Представляет собой ад в мифологии осетин. Зыдон заперт, а ключ от него находится у Барастыра («наделенного сильной властью»), владыки загробного мира. ДжаханнамЭто – мусульманское название ада. Коран говорит, что в Джаханнам попадут и люди, и джинны, кто-то будет в аду вечно, кто-то временно. Тяжкие мучения будут терпеть там грешники – их ждет огонь, кипяток и гнойная вода. В Джаханнаме растет дерево заккум, вместо плодов на нем – головы шайтанов. К семи воротам Джаханнама, которые охраняют 19 ангелов, ведет мост шириной в лезвие меча. У славянских племен Беловодье (Вырий)Название легендарной страны свободы в русских преданиях XVII–XIX веков. Вырий также считают славянским раем. Название Беловодье объясняется легендой о молочной реке, текущей по раю Вырий из вымени небесной Коровы Земун. По одной из версий, Беловодье находилось где-то на востоке. Как рассказывают легенды, Беловодье располагалось то ли на Урале, то ли в Сибири и на Алтае. Там было огромное озеро Лопонское, а от него текла река Беловодье. Плодородные земли, богатая природа, свободные люди – эта земля была известна как запретная страна, страна справедливости и благоденствия, Белых Вод и Высоких Гор, Светлых Духов и Живого Огня. Только праведникам открыто Беловодье. БуянРайский остров в Восточном море. Славяне-язычники считали его обителью богов плодородия и душ усопших, христиане – обителью ангелов и святых. Сказочный остров Буян знаком каждому по присказке «На море-окиане, на острове Буяне», он постоянно упоминался в языческих заговорах. Его название происходит от слова буйный или буй («гора, холм»). Есть фольклорные упоминания о Буяне как о потустороннем мире, в который можно попасть, переплыв реку. СмородинаНазвание огненной реки у Калинова моста, обычно там славянский сказочный герой-удалец сражается со Змеем Горынычем или Чудом-Юдом. Река называется так совсем не потому, что там растет смородина, а потому, что от нее исходит сильный зловонный запах – смрад. Горящая смола в реке едко дымила, а слово смород как раз означает «сильный, неприятный, удушливый запах». Былины говорят, что Смородина впадает в Волгу. Эта смрадная река отделяла мир живых от мира мертвых и была своеобразной границей между ними. Неслучаен и Калинов мост через нее – он не из калины, а калёный, раскалённый. Макарийские островаВ мифологии славян это место, где нет ночи и всегда вечная весна, где текут винные, медовые и молочные реки с кисельными берегами. Эта «круглая равнина земли» около блаженного рая со всех сторон окружена океаном, туда прилетают райские птицы Гамаюн и Феникс. У европейских народов АидВ переводе с греческого значит «невидимый, ужасный». Аид – это пространство в недрах земли, подземное царство мертвых, преисподняя. Царство мертвых названо по имени своего владыки Аида, в греческой мифологии сына Кроноса и Реи, брата Зевса и Посейдона. Кроме Аида владычицей подземного царства также называют Персефону. В преисподней души умерших (или тени) продолжают свое существование. Гомер указывал, что есть Аид, обитель теней, и Тартар, последнее пристанище низверженных титанов. Позже появилось утверждение, что в Аиде души караются за свои преступления, которые они успели совершить при жизни. Идея загробного воздаяния потом получила распространение во многих религиях. Вход в загробный мир, по словам Гомера, находится «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Позже местонахождение ворот Аида пытались привязать к реальной географической местности, заключив, что души умерших сходят туда через входы, расположенные у Тенарского мыса в Лаконии, в Пилосе (на западе Пелопоннеса), у озера Аверн (в Италии) и других местах. Проводник душ Гермес-Психопомп доставляет тени усопших ко входу в Аид. Там их встречает Харон и перевозит через реку Ахеронт. После прибытия в преисподнюю души судят сыновья Зевса – Минос, Эак и Радамант. После суда души людей, не совершивших тяжких грехов, без страданий, но и без радости, выпивают глоток воды из реки Лета и забывают свою земную жизнь. После этого ритуала они бродят по необъятному лугу, поросшему асфоделом (диким тюльпаном). Страж ворот Аида – чудовищный трехголовый пес Кербер (Цербер) с туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом пропускает всех в Аид, но никого оттуда не выпускает. Посередине у него голова льва, а по бокам – волка и собаки. Это знаки времени: непобедимый лев отражает настоящее, волк – прошлое, которое охотится за воспоминаниями, а преданная собака – будущее. Один из своих подвигов Геракл совершил в царстве мертвых. Это был его последний, двенадцатый подвиг, после которого окончилась служба Геракла Еврисфею. Еврисфей решил послать соперника туда, откуда смертные назад не возвращаются. А его задание было вообще из ряда вон выходящим – привести из царства Аида пса Кербера! Стражник царства мертвых Кербер своим видом внушал ужас: на шее вместо шерсти у него черные змеи, вместо хвоста – живой дракон, из трех разинутых пастей пышет пламя. Геракл, как рассказывает миф, спустился в Аид через пещеру Тенара, по руслу подземной реки. По воле Зевса его сопровождал Гермес. Герой увидел в загробном мире много знакомых: Сизифа из Коринфа, осужденного за жадность на тяжкий и бесплодный труд, мучающегося Тантала. Харон перевез Геракла через Ахеронт. Кербер, не зная, зачем пришел Геракл, пропустил его в Аид. Герой обратился к владыке Аиду с просьбой позволить ему вывести на свет Кербера – показать царю Еврисфею. Аид согласился, но поставил свое условие: Геракл может вывести Кербера, если у него получится сделать это без оружия. Вот как описываются в мифе действия героя: «Геракл быстро приблизился к Керберу и, выставив вперед левую руку, обернутую львиной шкурой, правой рукой схватил пса за шею. Пес завыл; дикий вой его разнесся по всему подземному царству. Он вцепился зубами всех трех голов в левую руку героя, лизал ее огненными языками, все змеи на его спине впились в львиную шкуру, но она была неуязвима, и Геракл не чувствовал боли. Крепко сжимал он шею пса и волок его за собою, на берег реки, к перевозу. Наконец полузадушенный Кербер зашатался, ослабел и лег перед Гераклом. Герой набросил ему цепь на шею и потащил за собой, и страшный пес подземного царства послушно поплелся за победителем». Харону было не по себе при виде Геракла с Кербером, но все же он перевез их на другую сторону. Кербер не хотел оказаться на солнце, он ослеп от света, а изо рта пса стекала ядовитая пена. Герой привел Кербера к Еврисфею в Микены. Царь так испугался подземного стража, что закрыл лицо и стал умолять увести пса. Геракл снял с Кербера цепь и велел ему бежать в Аид и ждать Еврисфея. Асфоделиевые лугаРавнина в древнегреческом царстве мертвых. Она вся поросла асфоделом – диким тюльпаном. Там бродят тени умерших, забывшие свою земную жизнь после глотка воды из Леты, реки забвения. Цветы асфоделы считаются посвященными мертвым. Ими часто обсаживали могилы, поэтому и на лугу в загробном мире растут эти цветы. Ахерон (Ахеронт)Это река скорби, отделяющая мир живых от мира мертвых в древнегреческой мифологии. Именно через Ахерон Харон перевозит умерших. Для уплаты за перевозку через Ахерон по погребальному обряду усопшему клали в рот обол – мелкую медную монету. Болотистый, медленно текущий Ахерон – одна из пяти рек в царстве мертвых. Его воды сливаются с потоками Стикса. СтиксСлово стикс значит «ненавистная». В греческой мифологии река Стикс находилась в царстве мертвых и являлась границей между миром жизни и смерти. Стикс охраняет одноименное божество, дочь Океана и Тефиды, олицетворение первобытного ужаса и мрака. Течет Стикс из мировой реки Океана, которая окружает обитаемую землю. Переплыть ее можно только на лодке Харона. Существовала самая страшная клятва, связанная с этой рекой. Даже боги не могли нарушить клятву водой Стикса, боясь стать на целый год бездыханными и на девять лет изгнанными с Олимпа. В древности считали, что воды Стикса – яд. По Гесиоду (древнегреческому поэту VIII–VII веков до н. э.), река Стикс – это десятая часть водного потока в Аиде, остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Аристофан, древнегреческий поэт, и Данте описывали Стикс как озеро или болото. Геродот, древнегреческий историк, писал о ледяном ручье в Аркадии, отвесно падающем со скалы, его воды оставляют черные следы на камнях. ЛетаВ древнегреческой мифологии это тихая река в царстве мертвых, заросшая высокой травой без цвета и запаха. Греческое слово лета значит «забвение». От одного лишь глотка воды из Леты души умерших навсегда забывают свою земную жизнь. С этим местом в царстве мертвых связано выражение «кануло в Лету», то есть забыто навсегда. Но существовал способ на время вернуть память – для этого тень умершего должна была выпить в Аиде кровь жертвенной черной козы. Пирифлегетон (Флегетон)Название этой реки, текущей в Аиде, значит «огненный поток». Пирифлегетон, по греческой мифологии, окружает Аид и впадает в Стигийские болота вместе с остальными реками загробного мира. Река Пирифлегетон состоит не из воды, а из кипящей крови. ТартарС этим названием связано выражение «провалиться в тартарары» (исчезнуть, деться куда-нибудь). По греческой мифологии, это мрачная бездна в глубине земли, которую страшатся сами боги и которая находится на таком же отдалении от поверхности земли, как сама земля от неба. Гесиод считал Тартар нижней частью Аида. Тартар возник из Хаоса в то же время, что и Гея. Там, в нижней части преисподней, за тройным слоем мрака и железными (или медными) вратами, созданными богом моря Посейдоном, заключены Крон и титаны. Их охраняют гекатонхейры – сторукие и пятидесятиголовые великаны, сыновья Урана и Геи, – Бриарей, Котт и Гиес. В Тартаре страдает Тантал, сын Зевса и Плуто. Всем известно выражение «танталовы муки». Он обречен стоять по горло в воде, но не иметь возможности напиться – вода отступает от его губ. Вокруг него стоят плодоносящие деревья, но их ветви поднимаются вверх, как только Тантал протягивает руку, чтобы сорвать плод. Кроме того, над ним нависает скала, которая вот-вот обрушится на его голову. За что же он обречен на мучения? При жизни Тантал, воспользовавшись тем, что боги благосклонно разрешали ему участвовать в их пирах, подслушал и обнародовал их тайны. Кроме этого, со стола богов он похищал нектар и амброзию (пищу, дарующую бессмертие), а потом раздавал их своим близким. Тантал украл золотую собаку из храма Зевса на Крите и клялся, что не виновен в этом, совершив таким образом клятвопреступление. Но чаша терпения богов переполнилась, когда Тантал решил испытать, насколько всеведущи боги, и подал им в качестве угощения мясо своего убитого сына Пелопа. Сизиф, властитель Коринфа, зарекомендовал себя как хитрец и обманщик. Он обманывал даже богов. Мифология гласит, что когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф рассказал об этом отцу девушки и потребовал в награду воду основанному им храму и городу. Он обманул самого бога смерти Танатоса, посланного Зевсом за ним. Сизиф заковал Танатоса в цепи и держал в плену несколько лет, в течение которых люди не умирали. Как только Арес, бог войны, освободил Танатоса, Сизиф стал его жертвой. Но хитрец Сизиф обманывал и в самом Аиде. Перед тем как уйти в подземное царство, он запретил жене совершать традиционные погребальные обряды по нему и приносить богам жертвы. А потом, сетуя на это, упросил Персефону разрешить ему возвратиться и наказать жену. Сизифу посчастливилось единственному из умерших вернуться на землю. Конечно, Сизиф остался дома, за ним пришлось даже посылать вестника богов Гермеса. Сизиф презирал законы богов и людей, пытался убить своего брата Салмонея, совершал набеги на Аттику, убивал путников огромными камнями. За свои грехи (за жадность, обманы, жестокость) Сизиф теперь в Тартаре. Он постоянно, раз за разом, вкатывает на гору тяжелый камень, который скатывается с вершины. Символически это наказание говорит о тщетности попыток Сизифа взять над богами верх. Элизиум (Элисий, Елисейские поля)В древнегреческой мифологии – страна на западном краю земли; это райские поля, владения Крона (бога времени), где обитают благочестивые души (такими их признает суд загробного мира). Там, где царит вечная весна, души праведников пребывают в радости, вечно молоды и счастливы. Души прогуливаются по прекрасному неувядающему лугу и сказочно красивому лесу, герои пребывают без забот, страданий и болезней. Другое название Элизиума – «острова ? блаженных», о них говорили древнегреческие поэты Гомер, Гесиод и Пиндар. Лучше всех Элизиум описал римский поэт Вергилий в своей «Энеиде»: Эридан…В радостный край вступили они, где взору отрадна В древнегреческой мифологии – подземная река, рожденная Океаном и его супругой Тефидой. Она течет в стране гипербореев; в реальных географических координатах исследователи находят ее в реках По и Нил, а во времена римского поэта Вергилия она отождествлялась с Падом. На старинных небесных картах Эридан изображен как поток из кувшина созвездия Водолея. Эридан упоминается в мифе о Фаэтоне, не справившемся с небесной колесницей Солнца. Бог Гелиос (Солнце), влюбившись в прекрасную Климену, дочь морской богини Фетиды, женился на ней, и у них родился сын Фаэтон («пылающий»). Фаэтон не был бессмертным, поэтому Эпаф, сын Зевса, насмехался над ним, а он огорчался. Климена послала сына к Гелиосу, чтобы тот подтвердил ему свое отцовство. Гелиос обрадовался встрече с сыном и обещал выполнить любую его просьбу. Фаэтон попросил у отца дать ему возможность прокатиться на колеснице с крылатыми конями. На колеснице Гелиоса никто из небожителей (богов) не мог усидеть, не то что смертные. Конечно, Гелиос осознавал это и отговаривал сына от опасной затеи. Но Фаэтон настаивал. Гелиос уступил сыну. Когда Фаэтон оказался на колеснице, кони понеслись так быстро, что он сразу почувствовал: у него нет сил управлять ими. Сбившись с пути, кони испугались созвездия Скорпиона. Фаэтон выпустил из рук поводья, и кони понеслись куда глаза глядят. Колесница спустилась очень низко, и пламя от нее охватило Землю. Гея-Земля попросила Зевса помочь ей, и Зевс погасил колесницу. Фаэтон свалился в реку Эридан. Геспериды вытащили его тело и предали земле. Ученые предполагают, что река Эридан – не выдумка, она текла из Скандинавии в Германию (по территории, где сейчас находятся Балтийское море, Дания и Нидерланды). Вероятно, эта река исчезла, когда растаяли ледники и образовались моря – Северное и Балтийское. ГеликонНазвание реки (см. Бафира), а также горного хребта в древнегреческой мифологии, где обитают музы-геликониды, покровительницы искусств. БафираНазвание реки, в которую превратилась река Геликон, уйдя под землю. Причиной этому стало нежелание Геликона становиться причастным к убийству Орфея. Орфей не одобрил нападение бога Диониса на Фракию (область на северо-востоке Греции) и отказал ему в почестях. Чтобы отомстить, Дионис наслал на Орфея своих спутниц-менад. Когда все пошли в храм, где Орфей был жрецом, менады ворвались в храм. Они разорвали надвое Орфея, а его голову бросили в реку Гебр. Она плыла и пела, пока музы не нашли ее, прибитую к острову Лесбос. Менады пытались смыть с себя кровь певца в реке Геликон, но Геликон внезапно ушел глубоко под землю. Только через три мили появился он над землей уже с другим названием – Бафира. Гиппокрена (Иппокрена)Переводится с греческого как «лошадиный источник». В греческих мифах так называется источник вдохновения на горе Геликон. Он возник от удара копыта крылатого коня Пегаса, и теперь его вода приносит вдохновение поэтам. АваллонВ кельтских мифах это чудесный остров блаженных, потусторонний мир на далеких западных островах. На этом острове было остановлено время. Аваллон называли по-разному: «чудесными островами», «великой землей», «землей жизни и женщин». На Аваллоне растут яблоки, дарующие бессмертие, – их готовы предложить жительницы острова. На острове находится стеклянный дворец, именно туда фея Моргана перенесла своего брата, короля Артура, смертельно раненного в битве при Камлане, где погибли храбрейшие рыцари королевства. Однако есть версия, что Аваллон – не остров, а гора или холм. На валлийском языке lon означает либо остров, либо холм; afal – яблоко. Нередко Аваллон связывают с местечком Гластонбери. Интересно, что это название переводится точно так же, как Инис Витрин (еще одно древнее прозвище Аваллона) – «стеклянный замок». О возвышенности в окрестностях Гластонбери существует немало легенд. Например, о том, что в этом холме есть тайные пещеры, в которых живет Волшебный Народ. О вершине Аваллона известно, что когда-то на ней находился волшебный Торкамень, в котором женщины – жрицы древних богов – могли видеть прошлое, настоящее и будущее. Этот камень был сброшен одним из проповедников христианства, святым Колумбой, посчитавшим его дьявольским предметом. В 1191 году в Гластонбери была найдена могила легендарного короля Артура. Однако во многих преданиях говорится не о смерти Артура, которого называют «королем былого и грядущего». По одной из легенд, Артур и лучшие из его рыцарей спят в зачарованной пещере, чтобы однажды вернуться в наш мир. Может быть, они спят в пещере Аваллона? Вальгалла (Вальхалла, Валгалла)В германо-скандинавской мифологии это рай, в который попадают только храбрые воины, павшие в бою. Вальгалла – огромное помещение, его свод, подпираемый копьями, сделан из позолоченных щитов. 800 воинов готовятся к последней битве, на которую они пойдут, выйдя через 540 дверей зала. На эту битву (Рагнарёк) их позовет бог Хеймдалль. А пока воины-эйнхерии занимаются тем, чем привыкли заниматься (когда были живыми), – рубятся насмерть, потом воскресают и пируют: скандинавы верили, что и на том свете можно есть, пировать. В раю воины питаются мясом вепря Сехримнира, который также ежедневно воскресает. ГьёлльРека, скандинавский аналог греческого Стикса. Позолоченный мост через реку ведет к огромной железной ограде, за которой умершие попадают в подземный мир, где находится дворец Хеллы, богини подземного мира. Хель (Хельхейм)Это царство мертвых в скандинавской мифологии, обычно его противопоставляют Вальгалле, царству мертвых для избранных. Хель находится на Севере, под корнем ясеня Иггдрасиль. Хозяйку этого царства мертвых тоже зовут Хель (Хелла). Она сутулая и наполовину синяя, наполовину красная, живет в Мокрой Мороси. В Хеле человек перерождается, забывая свое прошлое, оставляя прошлого себя, чтобы обрести себя нового. Это – место рождения и смерти. У ворот царства мертвых течет река Гьёлль. Через нее перекинут мост, который строго охраняет дева Модгуд. АсгардВ скандинавской мифологии так называется небесное селение на поле Идавёль, крепость богов-асов (главных богов). Асгард – «ограда асов». Крепость построил великан с помощью своего коня Свадильфари. В награду за строительство великану обещали солнце, луну и богиню Фрейю, но хитрый бог Локи обманул его. Превратившись в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и она не была закончена в оговоренный срок. Великана не только не наградили, но и обезглавили. МидгардСлово означает «срединная земля». В германо-скандинавской мифологии это мир, населенный людьми, в отличие от Асгарда. Его создали Один, Вили и Ве из мяса великана Имира и отгородили веками Имира от других царств. Вокруг Мидгарда – мировой океан, который никому не переплыть, а в нем морской змей Ёрмунганд. Мидгард и Асгард соединяет радужный мост Биврёст. Предсказано, что Мидгард будет разрушен, когда настанет последняя битва – Рагнарёк. В скандинавской мифологии Имир – это великан, появившийся из хаоса мировой бездны. Он – олицетворение первозданной материи, первого, что возникло из хаоса благодаря смешению жара и холода. Из тела великана создан весь мир. УтгардВ скандинавских мифах край земли, противопоставленный Мидгарду, – внешний мир. Там живут враждебные человеку демоны и великаны. Тир-нан-БеоВ мифологии кельтов – Страна живых, или Страна счастливых мертвых. По легендам, она находится где-то в Атлантическом океане. Согласно некоторым преданиям, оттуда в Ирландию прибыли боги, которые долго правили этой страной. Тир ТаирнигирибВ кельтской мифологии – Земля обетованная, страна в потустороннем мире. Ее король – Маннанан Мак Лир, сын морского бога, могущественный волшебник. Маннанан способен менять свой облик и нередко путешествует по миру людей, где у него немало детей от земных женщин. Он может устраивать бури на море и топить корабли. Зеленый плащ Маннанана, оказавшись на свету, легко меняет цвет. Тир-на-ОгВ кельтской мифологии – Страна вечной молодости. Видимо, это просто одно из названий Волшебной страны, которую называют также Аваллоном – Яблоневым островом, Гвлад Ир Хав – Страной вечного лета, Маг Мелл – Равниной блаженства. НифльхеймОзначает «туманная земля» – изначальный мир, олицетворение первозданного хаоса, мир мрака и холода, льдов и туманов. В германо-скандинавской мифологии – один из девяти миров, существовавших до начала жизни на земле. По преданиям, он находился к северу от бездны Гинунгагап, в которой и возник, так же как и Муспельхейм. Там живут ледяные великаны. Первое живое существо появилось именно в Нифльхейме. Это был Имир, который родился от слияния двух миров – Нифльхейма и Муспельхейма. Вначале в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Источник распадался на 12 потоков Эливагар, там была самая холодная в мире вода. Несмотря на мороз, источник не замерзал, вокруг него образовывались ледяные глыбы. Постепенно эти глыбы дошли до Муспельхейма, царства огня, и начали таять. Искры Муспельхейма и талая вода Нифльхейма смешались и дали начало жизни. Из тех же искр асы (боги) создали звезды, неподвижные и подвижные, и разместили их так, чтобы за год они совершали полный круг, а по ним можно было узнавать время. МуспельхеймЭто «огненная земля». Так называется огненная страна, древнее которой нет на земле, потому что она возникла еще до начала творения. Муспельхейм – мир огня в германо-скандинавской мифологии, страна, где живут огненные великаны. Находится она к югу от бездны Гинунгагап. Вход в Муспельхейм охраняет великан Сурт, повелитель огненных великанов. Он сидит на самом краю Муспельхейма. У азиатских народов БуниТак называется мир мертвых в тунгусо-манчжурской мифологии. Нанайцы верят, что в Буни души усопших отвозят помощники шаманов – духи. Они имеют вид рыб и животных – лосей, оленей. Буни расположен на большой реке Энгдекит. Нанайцы считают, что туда уходит телесная душа человека – бэен, в то время как воздушная душа – ханян (отражение) – растворяется в воздухе, а мать-душа оми отправляется в родовое вместилище душ. НгекарНазвание мира нерожденных душ у тунгусов (эвенков), народа Сибири. Эти души живут у подножия горы верхнего шаманского мира, на ветвях деревьев, слетают на землю пушинками и хвоинками. Когда шаман устраивает камлание (ритуал, приводящий исполнителя в экстатическое состояние и сопровождающийся пением и ударами в бубен) для тех женщин, которые не могут родить, он сбрасывает добытые души в виде хвоинок на платок. ЭнгдекитГлавная священная река нанайских шаманов (название переводится как «место запрета»). Эта река соединяет верхний и нижний миры; берет начало в верхнем мире на востоке и течет сначала на запад, а потом на север; она заканчивает свое движение в буките – пропасти, наполненной вечным мраком и холодом, куда безвозвратно попадают души умерших. По преданию, у ее истока находятся мир нерожденных душ и место скопления нерожденных оленей. Притоки реки Энгдекит – во власти шаманов разных родов. В устье каждого из притоков жили предки, которые и передавали свой дар шаману. Все входы туда охраняют их духи-помощники. Люди раньше попадали туда через водовороты в реках. Внизу река проходит несколько порогов, их охраняют злые духи. Душа шамана может путешествовать (плыть на лодке) по реке Энгдекит – например, во время камлания (священного шаманского ритуала). Бубен шамана символизирует лодку. Шаманская душа должна проводить в иной мир душу умершего, встретить душу новорожденного или найти душу заболевшего. МлывоЗагробный мир у нивхов (коренного населения низовья реки Амур и острова Сахалин). Войти туда душа могла через отверстие, которое находилось в строжайшем секрете от смертных. Душа, освобожденная от тела, безошибочно могла найти туда дорогу. Живут души там почти так же, как и до смерти, только солнце там светит не днем, а ночью, а луна – днем. Жители Млыво в своих родовых поселениях ведут абсолютно земной образ жизни: рыбачат, женятся (обычно это происходит тогда, когда вдовый супруг на этом свете заключает брак), рожают детей, болеют и даже умирают. Умереть в Млыво можно несколько раз, потому что срок пребывания там значительно дольше земного. Мужчины могут умереть там еще три раза, а женщины – четыре. После последней смерти душа переходит в следующий мир, и это происходит до тех пор, пока она не превратится в траву, насекомое, животное, птицу. Ёми-но КуниВ японской мифологии – страна мертвых; название в переводе с древнеяпонского означает «страна Желтого источника». Здесь, в этой подземной стране, – вечная тьма, царство ночи; в некоторых источниках ее так и называют – тьма. Соприкосновение с этой «нижней» страной оскверняет. В мифе о Ёми-но Куни выражены представления древних японцев о загробном мире. В нем сообщается о Идзанаки и Идзанами, которые производили на свет богов. При рождении бог огня опалил лоно Идзанами, и она удалилась в страну мертвых. Ее супруг Идзанаки надеялся забрать ее оттуда, а Идзанами уже отведала «пищи с очага подземной страны» (то есть она уже была причислена к обитателям мира мертвых и вернуться в мир живых не могла). Однако Идзанами захотела спросить у богов, можно ли ей все-таки вернуться в верхний мир. Она строго запретила Идзанаки следовать за ней. Но супруг нарушил запрет, обеспокоившись долгим отсутствием Идзанами. Когда он нашел ее, она рожала страшных богов грома. Идзанаки испугался и убежал; жена рассердилась и стала преследовать мужа. Идзанаки сумел спастись посредством магии: сетка для волос и гребень, превратившись в тростник, преградили дорогу сердитой Идзанами и ее страшным детям; три персика с дерева, растущего у выхода из подземной страны, помогли окончательно избавиться от преследований адского воинства. Идзанаки решил расторгнуть брак с Идзанами. Тогда она предрекла: каждый день тысяча человек на земле умрут. Идзанаки не мог с этим смириться и построил 1500 домиков для рожениц: «Потому-то на тысячу человек, что непременно в день умирает, непременно по тысяче пятьсот человек в день нарождается». АбхиратиЭто буддийский рай. Слово абхирати значит «наслаждение» в переводе с санскрита. Абхирати находится на востоке. Здесь нет ни гор, ни камней, деревья одинаково высоки, а люди одинаково счастливы, у них нет пороков и болезней. ПоталаПотала («мистическая гора») – название рая в буддийской мифологии. Там живут боги Тар и Авалокитешвар. Поиски этого места не увенчались успехом: его не нашли ни на вершине горы на побережье Индийского океана, ни на острове в Восточно-Китайском море. Это же название носит дворец далай-лам в Лхасе. БрахтингЗагробная страна в южной части Вьетнама в мифологии народа срэ. Там живут антиподы, у которых все наоборот. Черное стало там белым, женщины пашут в поле, а мужчины делают работу по дому. Как написано в Белой книге: «Белая сажа витиеватой страны Брахтинг, где все наоборот, где железо мягче масла, а жемчуг черен и ароматен, где с восходом солнца люди ложатся, а с заходом – встают, где женщины могучи и бесстрастны, а мужчины нежны и грациозны, словно ручные лани». Срэ думают, что Брахтинг находится в стране их соседей тьору. У банаров, родственного срэ народа, это место называется манглунг. ДиюиВ китайской мифологии – некое подобие ада, иначе – «подземное судилище». Китайцы верили, что души умерших отправляются к Желтому подземному источнику, где их судьбу вершат духи земли и гор. Вот душа попадает в Диюи, и ей назначается шесть форм перерождения: безгрешные заново рождаются князьями, полководцами, сановниками; кто был при жизни менее добродетельным – купцами, учеными, сиротами, бездетными; те, кто заслуживает наказания, получает его в виде рождения в облике животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Каждое из 10 судилищ Диюи насчитывает 16 залов для наказания. Безгрешные оказываются в десятом, и их награждают новым рождением. Грешные в «зеркале зла» видят отражение своих грехов. Самоубийцы становятся голодными демонами, после чего попадают в «город напрасно умерших», и больше их души не перерождаются. Души плохих лекарей и обманщиков находятся в нечистотах, их колют вилами. В одном из судилищ шесть мостов (золотой, серебряный, нефритовый, каменный и два деревянных) соединяют загробное царство и мир живых. ЮдуВ переводе с древнекитайского – «столица мрака». Юду – столица подземного мира в древнекитайской мифологии. Она расположена на крайнем севере, а вход туда находится на северо-западе, в горе Бучжлушань. АмарватиЭто «обитель бессмертных» – город в индийской мифологии, сказочно богатая столица небесного царства Индры, Индралоки. Там находится дворец Индры Пушкарамалини. БрахмалокаЭто мир Брахмы, седьмое небо, рай в древнеиндийской мифологии, мир богов. Он расположен на вершине горы Меру или над ней, в вышине. Только тот, кто был истинным праведником и избавился от бесконечной цепи перерождений (сансары), может жить там, вечно блаженствуя и созерцая истину. Души праведников сопровождают в Брахмалоку боги. Там праведники обретают силы Брахмана, за исключением способности творить, поддерживать и разрушать мир. Седьмого неба могут достичь люди, способные погрузиться в глубокое созерцание. ВайкунтхеРай в индийской мифологии. Он занимает 80 тысяч миль в окружности. Там течет небесный Ганг, в озерах растут чудесные лотосы – синие, белые и красные, а здания сделаны из философского камня. Великолепные дворцы из золота окружают дворец Вишну. Справа от трона Вишну сидит его супруга Лакшми, богиня счастья и богатства. НаракаТак назывался ад в древнеиндийской мифологии. Нарака, по разным данным, разделен на 7 кругов (или 21, 28 и 50 кругов), расположенных друг за другом. На верхней границе Нараки определяется участь умершего. Первый круг Нараки – для бездетных, второй – для ждущих нового воплощения, в третьем наказывают согрешивших по мелочам, еще три круга – для тяжких грешников (их терзают змеи, насекомые, звери и птицы, олицетворяющие укоры совести); в седьмом круге – пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники. Они будут испытывать мучения до тех пор, пока не погибнет вся вселенная. Другие души оживут и начнут новую жизнь. ГолокаВ индуистской мифологии это рай Кришны. Голока означает «коровий мир». Он расположен недалеко от Вайкунтхе, на южных склонах горы Меру, где течет небесная река Ямуна. Около реки находятся пастбища, где прошло детство Кришны. Голоку называют коровьим миром потому, что умершие, верящие в Кришну, попадают в свой рай в виде коров, а также в виде других животных и птиц. Самые праведные становились в Голоке пастухами и пастушками, которые, видимо, будут пасти этих коров. Там они живут в прекрасных рощах и беседках, беззаботно радуясь. СваргаВ позднейшей индуистской мифологии так называется рай Индры, небесное царство (слово значит «идyщий на небо»). Находится в антарикше (пространстве между небом и землей), на вершине горы Меру; по другим источникам – в Рипейских горах над Белой Алатырской горой. Сварга – это обитель низших божеств и блаженных смертных. В столице – Амаравати – стоит дворец, который окружен парком, где живет священная корова Сурабхи. В парке растут деревья, готовые исполнить любое желание, а также легендарное дерево париджата с золотой корой – именно благоуханием дерева париджата наполнено это райское место. Тут погибшие воины ждут своего нового рождения. У древних египтян АментиЦарство Озириса, обитель египетского «сокрытого, тайного бога» Амена (Амуна, Амона). Это царство закрыто за пятнадцатью вратами, главные из которых – «врата входа» (или Русту) и «врата выхода» (реинкарнации). Аменти состоит из четырнадцати частей, каждая из них – для своей эзотерической цели, связанной с состоянием покойника после смерти. В одной из них находится зал суда, в другой – зал двух истин, есть там и страна блаженства, Нетер-ксер, «место погребения (или сожжения)», Отамерксер, «Безмолвие – любящие Поля», мистические залы и обители. Единственное, чего там нет, – это места, похожего на христианский ад. ДуатДуат – преисподняя в египетской мифологии, глубокая и бесконечная. Представляли ее как составную часть вселенной, а также в образе женщины-матери умерших. Иару (Иалу)Это название носит мифическая страна блаженных в египетской мифологии. Райские поля Иару находятся на восточном небе, откуда восходит солнце, бог Ра. Фараон тоже вместе с Ра блаженствует в Иару, они каждое утро совершают омовение в озере, куда их перевозит «перевозчик Иару». Подземные поля рая Иару очень плодородны, там много еды и напитков. Так как Иару – идеал землевладельцев, души умерших там занимаются сельскохозяйственными работами. От внешнего мира Иару отделяет стена из бронзы. У индейских племен МиктланЭто название подземного мира в мифологии ацтеков, куда после смерти попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, умерших в родах. Путь туда был нелегок. В течение четырех дней шел умерший. При этом ему нужно было пройти между двумя горами, которые вот-вот раздавят его, избежать нападения змеи и гигантского крокодила, преодолеть восемь пустынь, восемь гор, морозный ветер с камнепадом, метавший обсидиановые лезвия. Последним препятствием была широкая река, которую умерший мог переплыть на спине маленькой красной собаки. Путешествие в загробный мир завершалось подношением даров Миктлантекутли, правителю Миктлана. Лишь после таких испытаний покойник получал место в одной из девяти преисподних. ШибальбаВ мифах народа киче (индейского народа в Гватемале) – это подземный мир (название в переводе означает «исчезающее»). Состоит из десяти слоев, вход в первый находится на земле. Владыки Шибальбы насылают на людей болезни: кровотечения, желтуху, горловые кровотечения со смертельным исходом. В эпосе народа киче «Пополь-Вух» есть миф о том, как близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке победили владык подземного мира. Нереальная реальность По славянским сказаниям Лукоморье (Лукорье)Означает «лука у моря» – морская излучина, залив, бухта. Это образ Древней Руси, великолепно описанный А. Пушкиным. Есть и другая трактовка – это древняя земля, страна предков, которая на старинных картах обозначена примерно на месте побережья Оби. Это общая прародина славян. Рипейские (Рифейские) горыВ мифах славян это горы, где находится сад Ирий. Путь к горам преграждают грифоны, могучие птицы-собаки. Там растут волшебные деревья: древо смерти кипарис, древо поэзии береза, вишневое дерево, солнечный дуб. КитежНевидимый город, чудом спасенный от разорения монголами в XIII веке. Согласно русской легенде, княжна просила Бога сделать ее родной Китеж невидимым для врагов, когда войска хана Батыя подошли к городу, и Бог внял ее молитве. Китеж стал невидимым, будто исчез, прямо на глазах неприятелей, а утром опустился на дно озера Светлояр. Град-Китеж является символом убежища староверов, а также обителью земного счастья. Утверждают, что на берегу озера Светлояр бывает слышен колокольный звон храмов Китежа. Некоторые видели в воде и сами храмы; скептики говорят, что виделось лишь отражение на водной глади, хотя рядом нет никаких церквей, никаких построек. Были попытки найти затонувший город на дне озера Светлояр в Нижегородской области и в других местах (например, в районе Самарской Луки, волжской излучины, огибающей Жигулевские горы), но поиски не дали никаких результатов. По преданиям других народов Атлантовы пределыВ древнегреческой мифологии – это земля на крайнем западе. Там Атлант, наказанный Зевсом за свой мятеж, держит на своих плечах небосвод. Геркулесовы столбы (столбы Геракла, столбы Мелькарта)Название скал, поставленных Гераклом на краю мира в память о своих странствиях и в знак того, что дальше человек не может проникнуть. (Географически это место связывали с Гибралтарским и Мессинским проливами.) Существует выражение «дойти до Геркулесовых столбов»; оно означает: «дойти до предела чего-либо, до крайней точки, поставить все точки над i». Симплегады (Планкты)Это сталкивающиеся скалы; между ними не могли проплыть корабли – скалы их раздавливали, а море вокруг бурлило от их движения в водовороте. Опасные скалы находились при выходе в Понт Эвксинский (Черное море) из Мраморного моря. Аргонавты, древнегреческие герои, отправившиеся за золотым руном, услышали шум, похожий на рев бури, раскаты грома вдалеке. Симплегады разошлись и вновь сошлись, ударяясь друг о друга. Путешественники вспомнили, что Финей советовал им пустить вперед голубя: если он пролетит между Симплегадами, то и корабль «Арго» (на нем плыли аргонавты) пройдет между ними. Эвфем выпустил голубя. Голубь пролетел между скалами, которые вырвали у него лишь несколько перышек из хвоста. И «Арго» приблизился к скалам, а затем поплыл между ними. Вода бурлила. Скалы уже начали сходиться – еще немного, и корабль будет раздавлен. Тогда на помощь героям пришла Афина Паллада. Одной рукой она придержала скалы, а другой подтолкнула корабль. «Арго» проскочил меж скал, только конец руля оказался поврежденным о скалы. Когда аргонавтам удалось проплыть между Симплегадами, скалы застыли навсегда и больше не представляли угрозы для мореплавателей. СхерияЭто остров феаков, мифического народа мореплавателей. Туда они переселились, когда их вытеснили кентавры, по древнегреческой мифологии – полулюди-полукони. На Схерию, к феакам на пир, являлись боги, не скрывая своего облика. ЭолияВ древнегреческой мифологии – плавучий остров, где живет Эол (повелитель ветров), а с ним – его сыновья и дочери. Царь Одиссей, герой мифов и поэмы Гомера, по окончании Троянской войны попал во владения Эола. Повелитель ветров отнесся к Одиссею хорошо. Он дал герою мешок, в котором были заключены все ветра, кроме попутного, которому Эол приказал подгонять корабли Одиссея к Итаке, родине героя. Но спутники Одиссея решили, что их предводитель получил от Эола подарки, и развязали мешок. Конечно, все ветры вырвались наружу. Тогда корабли Одиссея вскоре снова причалили к берегам Эолии, но царь ветров теперь отказался помогать герою. Некоторые ученые полагают, что Эолия – это небольшой островок Стромболи, лежащий в Средиземном море, недалеко от острова Сицилия. Эя (Остров Кирки)В древнегреческих мифах это остров, где живет волшебница Кирка (Цирцея). Все животные острова – заколдованные волшебницей люди. Именно Цирцея превратила всех спутников греческого героя Одиссея в свиней. А самого Одиссея удерживала на острове целый год. Об этом повествует поэма Гомера «Одиссея». В древности люди не только верили, что остров Эя действительно существует, но и точно знали, где он находится. Тогда это был небольшой остров, отделенный от берегов Италии узким проливом. Шли века, из-за отложений песка и других осадочных пород остров соединился с сушей. Однако и до сих пор на побережье Италии есть гора Цирцеи – то, что осталось от острова Эя. КассотидаВ древнегреческой мифологии – источник пророческого вдохновения близ храма Аполлона, на горе Парнас. Из этого источника пифия (прорицательница) перед пророчеством впитывала божественную мудрость. Сначала пифия должна была очиститься в воде Кастальского ключа, затем ей следовало совершить воскурение в храме, пить воду из источника Кассотиды, жевать лавр и вдыхать поднимавшиеся из расселины одурманивающие испарения. Войдя в особое состояние исступления, она прорицала со специального треножника – произносила обрывки слов или вообще издавала лишь какие-то звуки. Находившиеся в соседнем помещении жрецы слушали и запоминали «прорицание», чтобы по окончании «сеанса» приступить к толкованию услышанного. Определив суть пророчества, жрецы облекали содержание в стихотворную форму или составляли хотя и прозаическую, но лаконичную фразу, а результат выдавали «заказчику». (Трактовка пророчества была неоднозначной и туманной, чтобы избегать недоразумений.) Тот, кто желал получить пророчество, платил за это налог и приносил в жертву черную козу. Обычно при храме «работали» три пифии. Пророческому экстазу пифии способствовали: самонастрой; листья лавра (в них есть вещество, вызывающее галлюцинации, при избыточном употреблении наступает смерть); газы, выходившие из разлома в скале. Всем в храме руководили жрецы. Сами они не занимались предсказаниями, а только разъясняли их. ЛевкаСлово означает «белый». Это остров в Понте Эвксинском (Черном море), где-то у устья Дуная, один из райских островов блаженных в древнегреческой мифологии. Туда после гибели была перенесена душа Ахилла, а позже – душа Елены Троянской, которая в вечной жизни стала его женой. История его названия имеет несколько версий: то ли это имя он получил из-за множества белых птиц на острове, то ли от имени нимфы Левки. Современные исследователи считают, что остров Левка из древнегреческих мифов – это реальный остров Змеиный в Черном море. Необычный остров прежде всего удивляет своими размерами: его длина – 615 метров, ширина – 560 метров, а самое узкое место – чуть больше 90 метров. Конечно, в древние времена он был куда больше, а знали его уже три тысячи лет назад. Ведь это было самое святое место на берегах Понта Эвксинского. Древние греки говорили, что там находится вход в царство Аида. Много раз остров менял название: остров Ахилла, остров Блаженных, Филоксий, Фидониси, Илан-Ада, Шерпилор, Змеиный остров. На нем не живут люди, зато они привозят на остров коз в дар Ахиллу. На Змеином есть храм Ахилла с его статуей. Постоянно на остров приезжают экспедиции и ищут тайники с сокровищами или древнюю статую Ахилла. Ищут и его щит, воспетый Гомером, – щит, который за одну ночь из пяти медных листов выковал хромой бог Гефест. Но поиски пока безуспешны – находят лишь куски амфор и древние монетки. АнаклифраЭто название означает «скалы отклика». Древнегреческие мифы рассказывают, что возле Анаклифры Деметра, богиня плодородия, звала свою дочь Персефону, ставшую женой Аида, бога подземного мира. Считалось, что эта скала может дать ответ на любой вопрос. ОгигияГреки считали этот остров центром и серединой моря – там герой Одиссей провел семь лет в плену у нимфы Калипсо. Предполагают, что слово огигия означает «древняя», «первозданная» и что это не название острова, а лишь эпитет, которым его характеризовали. Огиг – мифический царь: у греков есть выражение «в Огигиев век» – это то же, что и «при царе Горохе», то есть очень-очень давно. ГолгофаНазвание этого холма в Иерусалиме переводится с греческого как «череп». Это место, где казнили Иисуса Христа. По описаниям, гора Голгофа расположена за городской стеной к северо-западу от Иерусалима. Все знают, что она есть, но никто не может точно сказать, где она находится. Сейчас вершина горы, которую принято считать Голгофой, закрыта стеклом, к ней нет доступа. Происхождение названия горы объясняют так: Голгофа – это холм, круглый, как череп. В древнем Иерусалиме черепа преступников складывали на месте казни. Также утверждалось, что на Голгофе был похоронен Адам. Содом и ГоморраЭто города, стоявшие у устья реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря; о них известно из Библии, и они являются символом безнравственности: Бог испепелил города за грехи живших в них людей. Жители этих городов были очень порочны (к примеру, в Содоме не было и десяти праведников). Для гостей там были свои правила: если гость оказывался высоким и не умещался в кровать, ему обрубали лишнее, а если малорослым – растягивали. По поводу существования этих ужасных городов споры не прекращаются и в настоящее время, но их местонахождение так и не установлено. Ученые предполагают, что во время землетрясения города погибли и были залиты водами Мертвого моря. АрмагеддонВ представлении христиан это место битвы добра и зла, а также название самой этой битвы. Произойдет она на исходе времен. Есть предположение, что слово армагеддон произошло от еврейского словосочетания «гора у города Мегиддон». С этим городом на севере Палестины связаны важные сражения, описанные в Ветхом Завете. КамелотВ английской мифологии Камел – небольшой город, а также имя одной из его правительниц. Камелот (слово означает «крепость на холме Камел» или «двор Камел») – стольный город (столица) Артура, мифического короля Британии, которая во время его правления, если верить легендам, как никогда процветала; после смерти (или загадочного исчезновения) короля Артура процветание быстро сошло на нет. В преданиях Артур предстает мудрым, справедливым и доблестным; он выиграл 12 значительных битв, но особенно прославился благодаря созданию своеобразного рыцарского братства – дружины Круглого стола. Круглый стол стоял в главном зале замка Камелот: только тот рыцарь, имя которого волшебным образом появлялось на одном из сидений, имел право занять место за Круглым столом. Исследователи расходятся во мнении, где мог находиться Камелот. Многие поддерживают гипотезу о том, что развалины замка Кэдбери в графстве Сомерсет и есть останки легендарной столицы Артура. Некоторые утверждают, что Камелот – это замок Карлеон в Уэльсе. Хай-Брезал (Хай-Бразил)Это остров Брезала. Брезал – король этого острова. Древние ирландцы верили, что остров лежит под водой. Но раз в семь лет этот таинственный остров поднимается над поверхностью моря и его можно увидеть с западных берегов Ирландии. Существовало поверье, что однажды, когда земли волшебного острова коснется огонь, остров навсегда останется над водой. Древние жители Ирландии не сомневались в том, что Хай-Брезал – реально существующее место. Его даже помещали на картах. Когда была открыта Бразилия, некоторые люди подумали, что это наконец-то найден волшебный Хай-Брезал. Однако картографы по-прежнему рисовали этот остров у юго-западных берегов Ирландии – там, где он находится согласно легендам. БучжоушаньВ китайской мифологии это гора на северо-западе от гор Куньлунь. Слово бучжоушань значит «неполная», «ущербная». Когда-то гора была опорой для неба, но дух вод Гун-гун как-то разгневался и ударился об нее головой, отчего Бучжоушань сломалась. Одна сторона земли и небосвод частично обрушились, заполыхал огромный пожар. Подземные воды затопили сушу так, что волны поднялись до неба, а земля превратилась в океан. ГуйсюйЭто бездна, о которой рассказывают древнекитайские мифы. В нее стекали все воды с восьми сторон света, девяти пустынь и Небесной реки (так называли китайцы Млечный путь). Несмотря на это, размеры бездны оставались прежними. ИнчжоуНазвание священной горы, о которой рассказывают древнекитайские легенды. Там, на горе в Восточном море, живут бессмертные. Своей долгой жизнью они обязаны растущей на Инчжоу чудесной траве сяньцао, которая по вкусу похожа на вино. КуньлуньВ китайской мифологии это название горы, столба, подпирающего небо, расположенного в центре мира. На вершине горы Куньлунь царствует верховный бог. Эта священная гора якобы находится на окраине Китая, достигает более 7 тысяч километров в высоту. Из этой горы, как говорят легенды, берет начало Хуанхэ. Там растет песочное дерево шатан, съев удивительный плод которого, похожий на плод сливы без косточек, человек никогда не утонет. Также на Куньлуни растет чудесная трава, мгновенно снимающая усталость, и дерево бессмертия, которое плодоносит персиками раз в тысячу лет. Вокруг Куньлуни сооружена нефритовая стена, с каждой стороны – по девять колодцев и ворот. Внутри находится дворец, окруженный пятью стенами с двенадцатью башнями. Около дворца растет многометровый рисовый колос. Также Куньлунь охраняют огнедышащие горы, а ее хозяин – дух Луу с туловищем тигра и головой человека – имеет девять хвостов и тигриные когти. Там можно встретить зверя-людоеда тулоу в облике черного барана, а также птицу циньюань, которая может клюнуть дерево – и оно засохнет. ПоупаСлово означает «цветущая». Это священная гора бирманцев, народа государства Мьянма. Поупа внезапно поднялась на равнине после землетрясения. Ее называли обителью богов и домом духов. Говорят, что там, в пещерах, живут феи. ТебуТак называется страна, затерянная на Тибете. Даосцы (последователи китайской религии даосизм) говорят, что это самая прекрасная страна во всем мире. Среди заснеженных гор и долин, рек и водопадов живут совершенные физически и духовно люди. Меру (Сумеру)Мифическая гора, главная гималайская святыня, которая вершиной уходит в небо, а подошвой – настолько глубоко в бездну, что можно представить, будто Меру поддерживает землю. Ее местонахождение определяют по-разному: кто-то уверен, что Меру находится в Гималаях или немного севернее их, а кто-то вообще отождествляет ее с землей, говоря, что Меру находится на оси мироздания, и светила вращаются вокруг нее. Как гласит легенда, на горе Меру, в центре вселенной, в центре шести материков и океанов, медитирует Шива. ЛанкаИндийский мифический город из золота. Индийские легенды рассказывают о том, что сначала Ланка был одной из вершин золотой горы Меру, а островом стал потому, что потом его унесло ветром в море. Ланка – название реального острова Цейлон (сейчас Шри-Ланка). ЛоисаомонгСтолб мира, как и гора Меру. На ней живут все ветры. В мифологии шанов Бирмы говорится, что гора Лоисаомонг стоит на огромной рыбе и выросла из цветка лотоса, который принесли на землю боги. Из листьев этого цветка возникли четыре материка земли. ДвипаСлово переводится с санскрита как «остров», «континент», «суша». В индуистской и буддийской мифологии это материки, которые омываются каждый своим океаном. Эти континенты символизируют земные расы. ДжамбудвипаОдин из континентов Двипы с пятью священными странами – Ваджрасаной, Утай, Поталой, Уддияной и Шамбалой. Название Джамбудвипа произошло от дерева джамбу (яблоня), растущего на южном склоне Меру. ШамбалаЛамы Тибета и Монголии считают этот город богов местом, где соприкасается земное и небесное. В древнеиндийском источнике «Пураны» есть описание острова Шамбала в центре озера нектара. Первоначально о Шамбале заговорили как существовавшем до XV–XVI веков гималайском княжестве или царстве. В основе легенды лежит пророчество о приходе Мессии, посланца Бога, из Шамбалы. Современные представления о Шамбале распространились благодаря Е. Блаватской и Н. Рериху. Попасть в Шамбалу очень трудно, почти невозможно, она скрыта от взоров непосвященных; лишь чистые сердцем посвященные достигают ее. Шамбала находится севернее Тибета (в легенде она называется «северным местом спокойствия»). Там Будда был посвящен в учение Колеса времени. Это счастливая земля, земля высочайшей мудрости и блаженного счастья, где перерождаются праведники. Это святая вечная земля (которую не уничтожить ни огнем, ни водой), простирающаяся среди восьми гор, напоминающих лепестки лотоса. Население страны – совершенные люди, в ней нет бедных, нет болезней и голода, нет угнетения. Жители Шамбалы – искусные врачеватели, ясновидцы и долгожители. Тайны Шамбалы раскроются, когда последний ее царь уничтожит зло. Всего же в Шамбале будет 32 царя, каждый из которых будет править по 100 лет. Шамбалу давно ищут и не могут найти. В 1960-х годах в одной из тибетских религиозных книг нашли карту, где были указаны древние страны, в том числе и страна Шамбала. То, что туда невозможно попасть, подтверждают многие путешественники: всякий раз что-то мешает в пути – снег сходит с гор, камнепад начинается, вдруг внезапно появляется пропасть. СиволаЭто «страна семи городов» у мексиканских индейцев. Согласно легенде, христианин-архиепископ и шесть его епископов основали семь поселений на далеком острове в Атлантическом океане. Прошло время, и поселения стали богатыми городами. До сих пор некоторые исследователи пытаются отыскать эти города, но не обнаруживают никаких следов. Хотя Сивола не раз наносилась на карты, причем – с разными координатами. Есть сведения о том, что Сиволу искали испанские конкистадоры. В 1530 году Н. Гусман (с этим именем связаны кровавые страницы истории завоевания Мексики) отправился на поиски Сиволы, предварительно получив под пытками от индейцев нужную информацию: на севере, в 40 днях пути от Мехико, есть семь больших богатых городов, на их улицах несметное количество лавок с серебром и золотом; добрые жители дарят слитки золота каждому гостю. Экспедиция Гусмана (400 испанцев и нескольких тысяч индейцев) оказалась безрезультатной. Все страдали от жажды, индейцы (и без того измученные, так как несли провизию) отказались идти дальше. Пришлось повернуть назад. Священник М. де Ниса перешел пустыню и считал, что почти добрался до Сиволы. У местных жителей он выяснил, что недалеко есть город. Добравшись до города, священник послал нанятого человека на разведку. Вскоре мертвое тело этого человека было сброшено с городской стены. Тогда священник сложил напротив недружелюбного города холм из камней и водрузил на него деревянный крест. Город получил имя Сивола, что означало его «законное присоединение» к испанским землям. Весной 1540 года отряд в тысячу человек во главе с 30-летним офицером, комендантом К. Коронадо, двинулся на поиски Сиволы. Пустыню, которую не смог преодолеть Гусман, отряд Коронадо обошел стороной. Экспедиция Коронадо тоже не была особенно легкой, но и на этот раз путешествие закончилось ничем – не нашли никаких ценностей. Впрочем, польза все-таки была. Путешественники увидели горы на северо-западе. Командир Коронадо разделил отряд на две группы: одна была под его началом, а другая оказалась под предводительством капитана Карденаса. Капитану повезло. Его группа вышла к чудесной долине. Это был Большой Каньон, проложенный рекой Колорадо. Зато группа Коронадо открыла реку Рио-Гранде. ЭльдорадоЭто город или страна, где таятся несметные богатства (в переводе с испанского эльдорадо – «золоченый, золотой»). Конкистадорам рассказали об Эльдорадо индейцы: это «золотая страна», где золота так много, как камней вокруг. Легенды об Эльдорадо широко распространились после открытия Америки. Орелано, сподвижник предводителя испанцев Писарро, «переработал» индейскую легенду и опубликовал в Европе. Он писал, что Эльдорадо находится между реками Амазонка и Ориноко, в Гвиане, на берегах озера Париме. Искали Эльдорадо на территории Бразилии и Центральной Америки, особенно активно – с 1530 по 1630 год. Рассказы испанца Х. Мартинеса, якобы семь месяцев жившего в Эльдорадо, усилили желание многих найти золотую страну. Хотя с Мартинесом в действительности все обстояло иначе. Во время службы он нарушил военную дисциплину. Его должны были казнить. Но казнь заменили на жестокую «ссылку»: в лодке без весел отправили по реке Ориноко. Он был обнаружен индейцами и отвезен в столицу Маноа, к королю Моксо. Мартинес рассказывал, что король каждое утро золотит свое тело, а вечером смывает позолоту. Крыши домов в столице – из золота. В трех тысячах мастерских непрерывно куют золото. Мартинеса отпустили с подарками (конечно, золотыми), но по пути он был ограблен. Ученые считают: легенда берет начало из обычая индейцев муисков короновать вождя, окрашивая его золотой краской, а во время церемониального омовения бросать в озеро золото. «Жрецы приводили нового избранника к озеру, где его ждал плот, нагруженный золотом и драгоценностями, умащивали его тело смолой, а затем через трубочки пудрили с головы до ног золотой пылью. Сияющий, как солнце, избранник всходил на плот, который четыре жреца выводили на середину озера; здесь он сбрасывал драгоценности в воду, дабы умилостивить живущую на дне змееподобную богиню Фуратену, и совершал омовение: если золотая пыль полностью смывалась с тела вождя – значит, жертва принята и он угоден богине». Последняя экспедиция в Эльдорадо в 1775–1780 годах была организована Н. Родригесом. Путешественники сделали много этнографических и географических открытий. Самым неудачным можно назвать поход Уолтера Рэйли, который наивно верил в существование легендарной страны. Он потратил свои 40 тысяч фунтов на снаряжение кораблей экспедиции. Сэр Уолтер ничего не нашел; по возвращении в Англию он был заключен в тюрьму и через некоторое время казнен. К XIX веку поиски Эльдорадо в основном прекратились. В 1925 году британский исследователь П. Фоссетт (один из последних искателей Эльдорадо) организовал экспедицию на центральное плато Южной Америки, где и пропал бесследно. СагенейЭто Страна сказочных богатств, также ее называют Северным Эльдорадо. Легенда об этой стране появилась в канадской провинции Квебек (считается, что она родилась в индейском племени алгонкинов). Говорили, что в королевстве Сагеней живут светловолосые люди, у которых много золота, серебра и мехов. Довольно долго шли поиски этой страны. Вполне возможно, что индейцы обманули первооткрывателей, чтобы завлечь их красивым рассказом на север, как можно дальше от индейских поселений. По рассказам о таинственных землях АтлантидаЭтот огромный остров находился в Атлантическом океане к западу от Гибралтара. Как пишет Платон, узнавший о погибшей цивилизации из древних источников, остров раскололся и опустился на дно океана в результате сильного землетрясения. Удивительно, но эту катастрофу предсказали сами атланты, жители островной страны. Зная будущее своего острова, они успели переселиться. Атлантидой управлял Атлас (или Атлант), ее можно считать символом идеального государства, сверхразвитой цивилизацией; знания атлантов хранили и передавали жрецы. Некоторые специалисты придерживаются версии, что Египет был колонией спасшихся атлантов, которые и построили египетские пирамиды. В эту эпоху возникли все семь человеческих рас. В Атлантиде господствовал культ Солнца. Остров был плодородным, богатым минералами, многообразной фауной. В рассказе Платона об Атлантиде содержится информация, полученная им от своего деда Солона. По развитию Атлантида была первой среди соседних государств. Атланты трудились (не до изнеможения) и всегда получали большой урожай (даже собирали по два урожая в год). За 9 тысяч лет до н. э., при столкновении греков и атлантов, произошло землетрясение, а затем потоп. Греческих воинов поглотила земля, а Атлантида ушла под воду. Геродот писал: «У соленого озера стоит гора Атлас. Узкая и высокая настолько, что ее вершина круглый год окутана облаками. От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами». Феопомп, современник Платона, сообщал о гигантском государстве-острове. Упоминается Атлантида у разных авторов, хотя точного ее местоположения никто не указал. Споры о причинах гибели Атлантиды и о том, была ли она вообще, продолжаются и в наше время. Поиски Атлантиды начались в XIX веке. Сегодня предполагают, что ее остатками могут быть Багамы, Куба, Крит, устье Гибралтара, побережье Испании и Ирландии. Или Атлантида могла находиться на месте Азорских островов, островов Санторин, Крит, Вознесения. За семь лет до первого кругосветного путешествия П. Рейс составил карту на основе материалов эпохи Александра Македонского – на ней значилась Атлантида. На дне Атлантического океана, в районе Бермудского треугольника, в 1992 году американские океанографы обнаружили пирамиду, которая гораздо больше пирамиды Хеопса. Стены сооружения – гладкие и совсем не заросшие водорослями. РутаНазвание одного из островов – «спутников» мифической Атлантиды. Рута погибла за несколько веков до гибели другого острова Атлантиды – Посейдониса, последнего из оставшихся после Атлантиды островов. Гиперборея (Арктида)Это древняя цивилизация, древний материк или большой остров в районе Северного полюса (в переводе с греческого Гиперборея означает «северный край»). Она могла находиться, предположительно, в Минусинской котловине. Легенды гласят, что там, далеко на Севере, живут счастливые люди, и к ним в гости часто спускаются боги. Рассказы о Гиперборее связаны с полярной прародиной человечества. Гиперборея символизирует сакральный духовный центр Севера. Гиперборейцы считались преемниками титанов и жили за Бореем (обителью северного ветра). В почете у них были лебеди; Овидий даже писал, что на теле у гиперборейцев есть лебединые перья. Уверяли, что этот народ пришел с Севера в эпоху Белого Солнца. Жизнь гиперборейцев протекала в молитвах и песнях, а смерть наступала лишь тогда, когда, пресытившись жизнью, старики бросались в море. Фламандский картограф Г. Меркатор изображал Гиперборею на своих картах в виде архипелага из четырех островов, разделенных реками, которые вытекали из центрального моря; изображение Гипербореи на карте напоминало круглый щит с крестом. Многие полагали, что и священный Грааль (чаша, в которую собрали кровь Христа) тоже спрятан в Гиперборее. Вергилий называл Гиперборею Ultima Thule – «крайний Туле». Некоторые исследователи преемницей Гипербореи называют Россию, а ее потомками – ариев, славян и россиян. Плиний Старший писал, что гиперборейцы облегчали себе передвижение тем, что умели летать. Другим людям было трудно добраться в Гиперборею без такого умения (нужно же было преодолеть северные Гиперборейские горы). Жители Гипербореи, проделав нелегкий путь, принесли свой первый урожай в дар Аполлону, но бог насильно оставил девушек, принесших дары, у себя на Делосе. После этого дары Аполлону оставляли на границе с соседней страной, откуда другие народы несли их дальше. Земля СанниковаЭто остров в Северном Ледовитом океане, которого в действительности нет. Яков Санников, полярный путешественник, опытный исследователь (открыл острова Столбовой и Фаддеевский, Новую Сибирь и Землю Бунге), увидел среди льдов, к северу от Новосибирских островов, что-то похожее на остров. Земля Санникова, напоминавшая очертания высоких каменных гор, оказалась грядой ледяных громад. Однако исследователь М. Геденштром нанес неизвестный берег на карту как «землю, виденную Санниковым», предположив, что эта земля соединяется с Америкой. Позже сам Санников искал свою землю, но не нашел. В. Обручев написал роман «Земля Санникова». Прежде писатель работал в геолого-географической экспедиции на севере Якутии, там он и узнал историю о загадочной Земле Санникова, якобы расположенной в Северном Ледовитом океане. Еще в 1886 году руководитель экспедиции барон Э. Толль с берега острова Котельного видел в бинокль силуэты четырех гор; через 16 лет он пытался отыскать Землю Санникова, но не смог. Не обнаружили ее и в 1937 году исследователи с советского ледокола «Садко», а также специально посланные туда самолеты арктической авиации. Через несколько десятилетий случайно было найдено большое мелководье – как раз к северу от Новосибирских островов. Тогда решили, что Земля Санникова, возможно, существовала и была уничтожена льдами (как и многие острова), и на месте ледника осталась отмель. ЛемурияЭто древний континент в Индийском океане, существовавший, по утверждению современных теософов, до Атлантиды и погибший во время Всемирного потопа. Лемурия располагалась южнее Индостана (ее история насчитывает 4400 лет). Также относят эту землю к Южной Африке, Мадагаскару, Индии и части Индостана. Доказательством существования Лемурии служит то, что на Мадагаскаре представлена не африканская, а индостанская флора и фауна. Здесь жили лемурийцы (третья раса), обладавшие обширными знаниями. Уцелевшие жители Лемурии расселились на соседних землях – от нее, по преданию, остались острова Индийского океана, в том числе Мадагаскар и Цейлон. Несколько экспедиций, задачей которых был поиск Лемурии, не дали каких-либо значимых результатов. Пацифида (Пасифида, континент Му)Это якобы затонувший миллионы лет назад континент в Тихом океане; упоминание о нем встречается в легендах. Не было попыток искать Пацифиду где-либо под водой, поэтому информации о ней немного. Известно из легенд, что она затонула в результате природных катаклизмов, а еще и потому, что ее жители нарушили великие космические законы. Существует гипотеза, что Пацифида была частью Лемурии и там жили высокоразвитые люди. Континент Му («мать»), согласно легендам, располагался в южной части Тихого океана. Это был живописный и богатый край – пастбища, поля, заросли тропических растений, пальмовые рощи, озера, реки и ручьи, вымощенные камнем дороги и прекрасные жилые дома. Население Му состояло из представителей всех рас, и в отдельные времена на Му жили около 64 миллионов человек. Десять государств континента подчинялись правителю Ра-Му. Муанцы были отличными мореплавателями и архитекторами. В найденных на Юкатане летописях народа майя (эти летописи, расшифрованные французским ученым Б. де Бурбуром, получили название «Троанский манускрипт») говорится о гибели континента: «В год 6 Кан, в день 11 Мулук месяца Сак начались ужасные землетрясения, которые продолжались до 13 Чуэн без перерыва. Страна холмов земли – страна Му – была принесена в жертву. Дважды сдвинувшись с места, она исчезла в течение ночи, непрестанно сотрясаемая огнями из-под земли. Будучи сжатыми в глубине, они заставили землю приподняться и обрушиться несколько раз в разных местах. Наконец поверхность земли не выдержала, и десять стран были разорваны и рассеяны. Они затонули вместе с 64 миллионами жителей за 8060 лет до того времени, когда пишется эта книга». В ходе вычислений установлено, что континент My исчез 11 тысячелетий назад. Некоторые исследователи предполагают, что острова Фиджи, Тонга, Никафоу, Самоа, Мангаиа, Таити, Маркизские и остров Пасхи – это горы затонувшего континента Му. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|