|
||||
|
КАК РАБОТАЕТ ПОДСОЗНАНИЕ Разговор с подсознанием в первый раз всегда кажется необычным. Но это только начало. Как только он состоится, вам сразу захочется узнать, что еще можно сделать с подсознанием. Огромная ошибка людей состоит в том, что они ищут источники энергии и радости во внешних стимуляторах: никотине, алкоголе и наркотиках. Любой внешний стимулятор действует недолго и опустошает человека. А ведь в глубине собственной души хранятся океаны энергии и удовольствия. Нужно только научиться пользоваться этим богатством. Вы почувствуете огромную радость от того, что научитесь жить по-новому, откроете фонтаны наслаждения внутри себя. Сейчас мы подробно разберем, как работает подсознание, чтобы затем научиться управлять им. Доступ к подсознанию На любую ситуацию реагирует и сознание, и подсознание, но делают они это совершенно по-разному. Сознание действует просто и линейно: анализирует ситуацию и действует по алгоритму. Хотите попасть в цирк? В голове сразу возникает цепочка действий: сесть на автобус, взять в кассе билет, занять свое место, выйдет клоун — начать смеяться. Но жизнь — сложная штука, в ней немало сюрпризов. Когда туземец идет по джунглям, число окружающих его опасностей безгранично. Есть опасности легкозаметные: тигры, леопарды, весело бегущее на тебя стадо слонов. Есть малозаметные: проползающие змеи, прошмыгивающие каракурты, проплывающие пираньи. Есть совсем незаметные: жирные бактерии и тощие вирусы. У городского жителя ситуация не лучше. Поход в булочную таит не меньше опасностей, чем охота на мамонта. Переходишь дорогу — на тебя устремляется веселая стайка гудящих машин. Идешь мимо завода — тебя окутывает облако какой-нибудь химии. Идешь мимо стройки — падает кирпич. А еще нужно помнить про открытые люки, скользкие тротуары, пронырливых карманников. А бактерии с той норы стали еще более жирными, а вирусы еще более вредными. Если бы мы жили только сознанием, то первая же прогулка — хоть по африканским джунглям, хоть по городским — оказалась бы и последней. Но, к счастью, у каждого из нас есть ангел-хранитель — наше подсознание. Поэтому мы и можем, посвистывая, гулять по улице, загружая сознание важными мыслями по поводу того, кто в этот раз возьмет кубок. Анализируем, размышляем, прикидываем шансы. При этом подсознание действует точно наоборот. Не анализ — алгоритм, а увидел — среагировал. Для этого каждая опасная ситуация снабжена в предсознании маленьким ярлычком, и, как только рядом возникает что-то похожее, подсознание начинает действовать, не дожидаясь, пока хозяин сообразит что к чему. На каждую ситуацию свой ярлычок: «Не влезай — убьет!», «Не пробуй —яд!», «Осторожно— газ!», «Осторожно — в глаз!» Идешь по улице, только ярлычки пощелкивают. Зато цел и невредим. Спасибо подсознанию! Даже если оно иногда перестрахуется. Темной ночью примет дерево за подозрительного человека. Что-то почудилось, и тут же щелкнул ярлычок защиты. Неважно, что там. Важно сразу доложить об опасности. А уж сознание пусть разбирается: дерево это или грабитель. Может показаться, что подсознание живет по принципу: «Прокукарекал, а там и не рассветай». Но совсем пренебрежительно о подсознании думать тоже не стоит. Ярлычков так много, что все вместе они могут дать довольно точное видение ситуации. Это явление мы называем интуицией. Интуиция довольно зыбкая вещь, и, если полагаться только на нее, можно натворить немало дел. Но эту способность можно тренировать точно так же, как и любую другую. А тренированная интуиция — серьезное оружие в борьбе с опасностями жизни. Для управления интуицией нужно уметь управлять ярлычками. Что же представляют собой ярлычки? Это символы. Подсознание насквозь символично. Фото родных в бумажнике, флажок на рабочем столе, значок на груди — все это символы управления подсознанием. Символы намного ускоряют реакцию. Объяснять, что вот там есть опасная зона, долго, это сознательный уровень. А если висит табличка с черепом и костями, то ничего объяснять не надо. Человек подсознательно остановится. Или нарисован кирпич. Не надо долго размышлять. Сунешься — получишь кирпичом! Символы появились вместе с человеческим родом. У примитивных народов символов множество: духи, тотемы, талисманы. Ребенок вырастает среди сказочных символов: золотая рыбка, волшебная палочка, лампа Аладдина. А уж у взрослых этих символов пруд пруди — знамя, туш, парад, погоны, медали, звания, должности, дипломы. Все эти символы нужны для подсознательного управления человеком. Вы можете или слепо подчиняться им, или выбирать, насколько символы управляют вами. Появление символа Ранним весенним утром вы зашли в лес. Вас окружает буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам легко дышится и приятно шагается по мягкой травке. Сквозь кроны деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с ближайшей ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка. Вам очень хорошо, и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом стоит только произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в воспоминание. А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И простой кусок пластмассы будет мысленно возвращать вас туда, где вам было так хорошо. Впечатление не хранится в памяти само по себе. Оно сразу выстраивается в целую систему знаков и символов и включается в плавный ритм мышления уже измененным. Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на отдельную карту. Потом они тасуются в порядке убывания яркости переживания. В нашем примере самым ярким впечатлением была белка. Поэтому карта с белкой лежит сверху. Верхняя карта колоды становится не только впечатлением, но и превращается в символ-ярлычок, за который вытягивается вся колода. Этот процесс символизации подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства. Анатолий Папанов сыграл немало ролей, но верхней картой в подсознании людей всегда будет Волк из «Ну, погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал мою актерскую карьеру». Но бедный Волк здесь ни при чем. Это общее правило символизации подсознания: верхняя карта становится символом. Фаину Раневскую раздражала фраза «Муля, не нервируй меня!». Где бы она ни появлялась, она слышала эту фразу. Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено «Я не Ганжа!». Так артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа. На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели, чью симфоническую музыку исполняют лучшие оркестры мира, вышел на сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл «Чито-грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго матерился. А зря. «Чито-грито» — это символ, позволяющий моментально вспомнить человека. Не более того. У многих великих людей есть свои символы: • граф, пашущий землю; • писатель, сжигающий вторую часть романа; • поэт, называющий себя сукиным сыном. Все они имели в колоде козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но у них есть и простые яркие карты, по которым их легко вспомнить. Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде. Жизнь символа Как только символ укоренился в подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся еще ярче, тусклые стираются окончательно. Вы легко можете представить себе цветок розы и его аромат. А вот как выглядят листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника, вы вряд ли вспомните. Хотя с ближайшим родственником розы — шиповником — все наоборот. Вкус и вид плодов мы помним, а вид и запах цветков — нет. Именно поэтому птиц на гербах по правилам геральдики положено изображать без ног. Почему? Представьте: едет рыцарь на боевом коне, весь в железе с головы до ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря орел на тонких лапках. Такой символ скорее вызовет жалость, а не страх. Символ не только вызывает нужное состояние, но может и изменять его в нужном направлении. Можно сказать, что белка на дереве — это символ живой природы. Одни чувства. А можно сказать, что это — символ Родины. Другие чувства. Как только белка переселится на герб, она начнет выполнять другие обязанности, олицетворяя не конкретное утро, а некоторый образ жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Вот как высоко забралась наша белка! Значки, гербы, логотипы — это все инструменты, позволяющие вызывать те или иные чувства. Их сила в том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок. Символы живут очень долго, часто переживая своих владельцев, а иногда и целые империи. Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом он стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда и она рухнула, полетел на Русь и стал символом Российской империи. В 1917 году его согнали с насиженного места. Он полетал, полетал, а теперь вернулся и опять сидит. Срабатывание символа Зная, что символы запускают автоматическое поведение, можно легко понять самые разные людские проблемы. Откуда у людей избыточный вес? В эксперименте Низбета испытуемым предлагалось поесть. Они заходили в комнату, где стояли стол и холодильник. В первом варианте опыта на столе лежал один бутерброд. Испытуемым говорили, что они могут взять из холодильника столько еды, сколько нужно. Вторую группу на столе ждали три бутерброда. Условие было то же: хочешь еще — возьми в холодильнике. Эксперимент показал любопытное различие в поведении людей с разной массой тела. Люди с нормальным весом в обеих группах либо оставляли бутерброды несъеденными, либо брали еще из холодильника. А вот слишком полные люди вели себя на первый взгляд странно: они съедали все, что лежало на столе, но никогда не брали из холодильника еще. Почему? Потому что при виде еды у них автоматически запускается чувство голода. И они съедают все, что видят. За дверцей холодильника еду не видно, и автоматическая реакция «увидел — съел» не запускается. У тучных людей Громозека постоянно высматривает и вынюхивает вокруг что-нибудь съедобное. А найдя, тут же командует: «Сожри!» И человек не может сопротивляться, это бесполезно. Процесс пожирания неотвратим, как лавина. Вид еды становится кнопкой, которая меняет поведение человека. Показал ему жирное шоколадное пирожное — и делай с ним что хочешь. Срабатывание кнопки порождает в человеке неосознаваемое намерение что-либо сделать, и он тут же начинает его реализовывать. Ведь поведение полностью определяется подсознанием. Пока кнопка срабатывает автоматически, человека нельзя считать рационально мыслящим существом. Что толку, если он все понимает, но поделать ничего не может? Кстати, подсознательным механизмом объясняется и тот известный факт, что любая диета приводит к кратковременному уменьшению веса. Этот факт трудно объяснить рациональными причинами, ведь среди сотен разнообразных диет львиную долю составляют бессмысленные с точки зрения физиологии советы. Но они работают! Ларчик открывается просто. В то время когда человек осваивает новую диету, он сознательно контролирует процесс приема пищи. Поэтому он и ест столько, сколько нужно. А как только диета стала привычной, то он опять начинает слушаться подсознания, которое радостно кричит: «Вот оно, вкусное! Ешь давай!» И человек опять начинает расти вширь, как на дрожжах. Калейдоскоп настроений Зайдите на кухню. Посмотрите, что варится на плите, откройте холодильник, ощутите запахи, попробуйте на вкус. Как вы себя чувствуете? Это зависит от того, насколько вы голодны. Если только что поели, то все это не произведет никакого впечатления. А вот если не ели пару дней... Тогда произойдет совсем другое. Вам понравится не только вкус и запах пищи. Сама обстановка кухни, вид ножей, вилок, тарелок будет вам приятен, будет доставлять наслаждение. Ведь все это связано с едой. А теперь загляните на кухню шикарного ресторана. Здесь обилие поваров в белых колпаках и официантов с бабочками, блеск посуды и разнообразие продуктов произведет на вас совсем другое впечатление. Вам захочется чего-то изысканного, необычного, экзотического. Предметы на кухне или в ресторане имеют не только практическое значение. Они служат символами, создающими соответствующий настрой. Каждое помещение создает свое настроение. Энергичная атмосфера тренажерного зала — гантели, снаряды, стук железа, бодрая музыка — вызывает физический подъем. Хочется рвануть к ближайшему тренажеру и бодро взметнуть вверх стопку металлических болванок. Полумрак библиотеки, мягкий свет настольных ламп, тишина, шорох перелистываемых страниц вызывают желание углубиться в толстенный фолиант и узнать какую-нибудь тайну Вселенной. Настроение формируется внешними символами. Хотите научиться управлять настроением — научитесь понимать значение символов вокруг себя. Подсознательная жизнь символов Появление символа достаточно просто. Переживания — это набор образов. Самый яркий образ переживания становится ярлычком, который вызывает в душе это переживание. Поэтому мы храним старые вещи, делаем фото на память, привозим сувениры из путешествий. Но жизнь символа внутри подсознания гораздо сложнее. Символы не просто сидят рядком на полках памяти. Они ходят, встречаются, обмениваются впечатлениями. Одни символы сильнее других, и они приказывают слабым символам во всем их слушаться. У вас было романтическое свидание на берегу реки. И теперь фото цветущего луга на берегу этой реки вновь вызывает романтические чувства... если только вы не разругались вдрызг и не расстались со своей пассией. Тогда то же самое фото будет вызывать только желание его порвать. Если вы всю поездку были в плохом настроении, то любые привезенные сувениры будут воскрешать в памяти только неприятные воспоминания. Символ похож на переключатель. Включили люстру — и комната озарилась ярким светом. А если включить ночник, то комната озарится розоватым полумраком. Представьте себе летний пляж. Палящий зной. Темно-синее море. Волейбол на песке. Визг и смех купающихся детей. Морской воздух. Обжигающий песок под ногами. А теперь поверните выключатель. Тот же пляж ночью. Тишина. Прохладный ветер. Легкий плеск волн. Уходящая за горизонт дорожка лунного света. Что вы сейчас сделали? Вы изменили свои воспоминания. Но в подсознании теперь будут храниться и реальные воспоминания, и те, которые вы сконструировали. Воображаемые воспоминания действуют на подсознание так же, как реальные. Поэтому мы понимаем сказки и фантастику. Мы можем создавать новые миры и жить в них. Мы управляем образами с помощью слов. Слова могут вызывать приятные воспоминания, комбинировать их, стирать неприятные. Слово — это основной инструмент работы с подсознанием. Мир слишком многообразен, чтобы его можно было воспринять сознанием. А подсознание не только воспринимает весь реальный мир, но и хранит в себе множество воображаемых миров. Если вам захочется, вы можете воплотить воображаемые образы в жизнь. Для этого нужно только рационально мыслить. Успешный человек — это человек, умеющий обращаться со своими образами. Инвентаризация души Возьмите амбарную книгу и спуститесь в подсознание. Вам нужен душевный порядок, а порядок начинается с учета. Но спустившись по лестнице и открыв тяжелую дверь, вы в ужасе отшатнетесь. Наверняка вы ожидали увидеть небольшую кладовку, а перед вами расстилается бездна. Множество миров живут в подсознании, и все они борются за ваше внимание. С детства вам рассказывали сказки о мире, и все они продолжают жить в вашем подсознании. Все так же спит волшебным сном царевна, ходит по цепи ученый кот, а русалка сидит на ветвях и думает: «Что я делаю на дереве? Я же водоплавающая!» Став постарше, вы узнали про капитана Немо, детей капитана Гранта и голову профессора Доуэля. И все они тоже поселились в катакомбах подсознания. Вы набирали жизненный опыт: первый раз увидели змею, пожарили яичницу, получили зарплату. Из ближайших пещер доносятся звуки: шипение змеи, шкворчание яичницы и шуршание купюр. И вот канцелярия выдала нам справку: «Жить может совершенно. Летний». Нет, не так: «Жить может. Совершеннолетний». А уж вы спланировали ваше распрекрасное будущее: какие законы вы примете, когда станете президентом, где будете хранить олимпийское золото и на что потратите Нобелевскую премию. И все это тоже хранится тут. И президентский лимузин, и баночка для медалей, и гора мороженого. Подземелья подсознания безграничны. Не будем долго ходить по ним, чтобы не заблудиться. Наша задача — инвентаризация. Итак, пишем. В подсознании находятся: • шаблоны действий (чесаться, плавать, вышивать крестиком); • образы-воспоминания реальных событий (экзамен, поцелуй, приз); • воображаемые образы (ведьма, русалка, марсианка); • символы-ярлычки для управления образами (опасно, вкусно, хотя бы разик); • слова для управления ярлычками и конструирования новых образов («Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор».). Все это живет само по себе, определяя ваше настроение, самочувствие и довольство жизнью. Возьмем лешего. Неважно, живет он в лесу или нет. В пещерах подсознания он живет точно. И все определяет тот факт, влияет он на ваше поведение или нет. Если вы не идете в лес, потому что боитесь лешего, то вашим поведением управляет леший. А если скажете: «Какого лешего?!», то леший забьется в пещеру и будет испуганно выглядывать оттуда, а вы будете поступать так, как хотите. Наведение порядка Самое важное свойство подсознания — это существование связки: «штамп — шаблон». В любой ситуации подсознание сначала ставит штамп: «приветствие», «прощание», «светофор», «кошка дорогу перебежала». И тут же включается шаблон действия: • сказать «Привет!»; • сказать «Пока!»; • красный — стоять, зеленый — бежать; • ждать, пока другой прохожий не пройдет. Любое подсознательное действие — это «ш—ш», штамп — шаблон. Что бы ни случилось, внутри нас раздается шипение «ш—ш», и мы, как заезженная пластинка, выдаем одно и то же действие. Он сказал: «Привет!», у вас зашипело: «На его привет наш привет». И вы тоже сказали: «Привет!» Принимая решение ответить, вы не отвлекались ни на секунду, все сработало само по себе. В одинаковых условиях вы ведете себя одинаково. Пусть даже вам это неприятно, пусть даже во вред, пусть даже угрожает жизни. Но, заметив штамп, включается шаблон. «Ну, за здоровье!» — и очередная порция ядовитого зелья вливается в глотку. Лучший пример использования штампов — Эллочка-людоедка. Она создала тридцать штампов и использовала их во всех случаях жизни: «Хамите, парниша», «Знаменито», «Не учите меня жить!», «Хо-х о!» и т. д. На любую жизненную ситуацию можно поставить подобный штамп и больше ничего не делать. Штамповка отсекает мышление, поэтому штамповщиков обманывать проще всего. Остапу Бендеру осталось только подобрать для Эллочки подходящий штамп и обменять нужный ему стул на не нужное ему ситечко. Ситечко пошло под штамп «Знаменито!». Не осознавая связку «ш—ш», вы действуете как робот. Но ее можно разрушить, если специально погрузиться в миры подсознания и найти ее там. Сначала ее нужно заметить. Для этого необходимо перестать штамповать ситуации. Пока вы не поставите штамп, шаблон не сработает. Вот женщина никак не может наладить отношения с мужчинами. Потому что как только они начинают флиртовать, она ставит штамп «Домогательство!» и действует соответственно. Но если штамп не ставить, а внимательно посмотреть на мужчину? Послушать, что он говорит, как он это говорит, как смотрит, как вздыхает. И привычный шаблон «Не пошел бы ты...» уже не включится. Дальше действуем так: • находим связку «штамп — шаблон»; • меняем штамп с помощью смены образа; • если нет подходящего образа — придумываем его. Допустим, вам не нравится отвечать как попугай: «Привет—привет». Порывшись в памяти, вы можете найти другой вариант: поясной поклон, реверанс, книксен. Не нравится? Придумайте свое приветствие: дернуть за ухо, подпрыгнуть, ударить в челюсть. Нестандартное приветствие обеспечит вам нестандартный день. Тоже не нравится? Ничего страшного. Здоровайтесь как эскимос — потритесь носом о нос своего начальника. Или придумайте, как здоровался бы Соловей-разбойник, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. И вот уже сослуживцы прячутся по углам, только завидев вас издали. Шаблон поменяли — скука прошла. Серые казенные будни превратились в жизнь, полную приключений. Миры, в которых мы живем Наскучить может не только приветствие. Любая сторона жизни может стать занудной и однообразной. Подсознание только шипит на все. Уберите штамп и поменяйте шаблон. Найдите тот образ себя, который вам больше нравится. Если как следует поискать, то подходящий вариант всегда найдется. А искать есть где. Благодаря подсознанию мы живем сразу в трех мирах. Два мира находятся внутри нас: мир опыта и мир мечты. Вне нас — окружающий мир. Человек душевно здоров, когда все три мира гармонично сочетаются. Ему нравится жить, он с удовольствием мечтает и каждый день радуется своему успеху. Если мир мечты совсем сказочный, то в реальном мире его реализовать невозможно. Отсюда постоянные неудачи, поражения, разочарования. Человек впадает в депрессию, а в тяжелых случаях полностью переселяется в воображаемый мир. В реальном мире его переселяют в сумасшедший дом. Если мир опыта слишком хаотичен и непредсказуем, то человек похож на листок на ветру. Его постоянно бросает и вертит — то удача, то поражение. Внешний мир кажется ему рулеткой, он отказывается что-либо предпринимать, считая себя игрушкой в руках обстоятельств. Хотя чаще всего он оказывается в руках хозяина рулетки. И наконец, если человек крепко ухватился за хвост удачи, но перестал мечтать, то энергия жизни иссякает и он начинает донашивать однообразную и скучную жизнь. Три мира человека составляют мировоззрение. У здорового человека: • мир мечты — реален; • мир опыта — чудесен; • внешний мир — достоин того, чтобы в нем жить. Исполнение желаний Жить одновременно в трех мирах может только подсознание. Сознание для этого слишком узко, поэтому оно прыгает то туда, то сюда. То вы сидите, мечтаете, то нахлынут воспоминания, а то в переполненном автобусе вам наступит на ногу здоровенный дядька, и вы снова вернетесь в реальность. А подсознанию все равно. Оно может и мечтать, и вспоминать, и действовать одновременно. Проблема в том, что именно оно вспомнит и куда рванется. А ведь вам хотелось бы, чтобы оно вело вас к вашей мечте. Но, к сожалению, это не всегда получается. Само исполнение желаний выглядит очень просто. Нарисовали красивую картинку, расставили символы управления, завели мотор и бодро рванули к цели. Но вот беда: по пути вы встретите другие символы: «Нельзя», «Тупик», «Проезд запрещен», «Вход закрыт», «Выхода нет». Вот и приехали. Бывает и похуже: — Туда не ходи. Сюда ходи. — А мне туда! — А кого это интересует? Прямых дорог в жизни нет. Кругом овраги, болота, обрывы и пропасти. Желания исполнять можно. Вполне. Только не тупо. Нужна сноровка, сметка, метода и система. Сознание — всего лишь маленькая верхушка айсберга. Вся сила в подсознании. Но вызвать эту силу непросто. В психологии существует оптимистичное направление под названием нейро-лингвистическое программирование — НЛП. Его адепты рекомендуют, как только у вас хорошее настроение, щелкнуть пальцами, чтобы «заякорить» это состояние. А как только вам станет грустно, то щелчок пальцами опять вернет вам радость. Эх, если бы все было так просто! Вы можете заякорить только верхнюю карту колоды. А колода уже давно перетасована. Поэтому, что именно вам выдаст щелчок пальцами, неизвестно. Грамотная работа с подсознанием напоминает работу полководца. Вы можете приказывать только штабу. Ваши приказания адъютанты поскачут развозить по дивизиям, комдивы разошлют свои приказы полкам. Приказы множатся и спускаются все глубже в войска, пока Анка-пулеметчица не заправит пулеметную ленту и не нажмет на гашетку. И очень хорошо, если она не будет стрелять по своим. Вы можете решить что угодно, но ваш палец и не шевельнется, пока не получит указания от двигательного нейрона. А до него от мозга путь не близкий и лежит через подсознание. Через какую пещеру пойдет гонец и какой леший его напугает — неизвестно. Путешествие гонца по мирам подсознания Вы вышли от начальника с вопросом: «Почему вы до сих пор не подготовили предложения по улучшению совершенствования?» Вы возвращаетесь за свой стол, кладете перед собой лист бумаги и задумываетесь: «Что бы такого написать?» Подсознание получает приказ: «Включить вдохновение». Гонец запрыгивает на коня и уносится вдаль. Последуем за ним. Горячий конь легко пересекает небольшую речку, поднимая кучу брызг, и уходит вверх по зеленому холму, навстречу белой усадьбе с колоннами. Это усадьба Обломова. Обломов встречает гонца радушно. — Что нужно хозяину? — Хозяину нужно доклад подготовить, — отвечает гонец. — Доклад — это хорошо. Главное — это принять удобную позу. И правильно начать. Я, видишь ли, всегда начинаю с того, что точу перья. — Ему не надо точить перья. У него ручка. — Ну и что, ручку тоже надо расписать. А потом непременно расслабиться. Вдохновение само придет. Еще лучше вздремнуть. Лучшие мысли приходят во сне. — Понял! — отвечает гонец, садится на коня и скачет дальше. На опушке леса его встречает поручик Ржевский. — Куда скачешь? — Хозяину нужно вдохновение. — Женщину соблазнить? — Какую женщину? — оглядывается гонец. — Здесь нет женщин. — У меня хороший бинокль, — поясняет Ржевский. — Да нет, ему доклад писать. — Вот и славно. Шерше ля фам. Она и напишет, — радуется Ржевский. — А еще лучше, шерше ля кучу фам. — Хорошо, — говорит гонец и скачет дальше. Солнышко светит, птички поют. На дороге имение Манилова. На пороге стоит Манилов в халате и говорит: — Знаю, что спросишь. У меня все продумано. Зачем делать такую короткую справку? Нужно написать серьезный доклад. Начальник ахнет и повысит оклад. Нет, сделает замом. Даже нет, сделает начальником, а сам станет замом. — А вдохновение? — интересуется гонец. — Ты прав. Нужно выучить скорочтение, английский язык и систему йогов. Тогда можно использовать иностранные источники и писать доклад в позе лотоса. Да, потом этот доклад можно опубликовать и получить Нобелевскую премию. — А с чего начинать? — спрашивает гонец. — У меня тут целый список: серфинг, рафтинг и пауэрлифтинг. — Ладно, передам, — говорит гонец, вскакивая в седло. — А про гарем я тебе не забыл сказать? — кричит ему вслед Манилов. — А лучше два гарема. Гонец скачет дальше. У дороги стоит трактир, где толстый Гаргантюа ждет жареного каплуна с черносливом. — Вижу, опять работа у хозяина? — спрашивает Гаргантюа. — Да, ему вдохновение нужно. — Это легко. Сначала нужно как следует перекусить. — Так хозяин только что вернулся с обеда. Сытый, — возражает гонец. — Это не страшно. В жизни всегда есть место пудингу! — А потом? — интересуется гонец. — Потом нету. Вдохновение приходит в момент еды. Вот посмотри, с каким вдохновением я буду есть каплуна. — Ясно, — говорит гонец и скачет дальше. И вот гонец прибывает к воротам тела. Его встречает телохранитель. — Ну, что делаем с телом? — интересуется он у гонца. — Да как сказать. Для вдохновения нужны: удобная поза, сон, женщина и пудинг. Остальное не. запомнил. — Хорошо, — говорит телохранитель и начинает давить на кнопки. Начальник застает следующую картину: вы сладко спите в кресле, положив ноги на стол. Во сне вы причмокиваете, приветствуя жен из своего гарема, принесших вам пудинг. ПУСКОВЫЕ КНОПКИ ПОДСОЗНАНИЯ Чтобы навести порядок в подсознании, сначала определите, какие штампы вы используете чаще всего. Затем выстройте шаблоны так, чтобы подсознание в нужный момент двигалось в нужном направлении. А потом расслабьтесь. Подсознание само все сделает. Вы рванете вперед, как Иван-царевич на сером волке. Только ветер в ушах свистит да верстовые столбы мелькают. Жизнь подсознания закрыта от вас, поэтому, например, настроение часто портится словно бы на пустом месте. Даже во сне вас может посетить такой кошмар, что вы проснетесь с колотящимся сердцем и подумаете: «Ну и зачем меня сбросили с самолета в смирительной рубашке?» Встреченные символы вызывают в вашей душе ответные реакции, о которых вы и не подозреваете. Ладно еще, если вы случайно встретили добермана, напомнившего, как вы испугались собаки, сидя в песочнице. А ведь вам могут и специально устроить «козью морду» (тоже символ), чтобы вы сделали то, что от вас требуют. Возможно, не очень приятно узнать, насколько легко управлять вами без вашего согласия. Но это именно так. Появляется какой-нибудь ловкач и начинает упорно лезть в душу. Наследит там, набросает указателей и превратит вас в зомби. Вы послушно выполняете чужие команды, вызывающие отклик глубоко внутри вашей души. Вы и не хотите, но что-то так схватит за душу, что про все другое забываешь. А вас умело направляют по нужной дороге, как волка загоняют в узкий коридор красных флажков. Красные флажки выставляются глубоко внутри вашей души — это пусковые кнопки подсознания. Это значит, что думать про себя вы можете все, что угодно: что вы и хороший, и умелый, и что у вас грандиозные планы. Но на самом деле каждый день вы делаете то, что нужно от вас другим людям. Они просто используют вас без вашего ведома. Как это происходит? Для того чтобы жить и действовать, нужна энергия. Можно считать, что человек — это маленькая энергетическая установка. Кнопки направляют энергию в нужную сторону. Человеку легче сделать то, что от него требуется, если у него есть нужное для этого количество энергии. Поэтому управлять человеком легко. Направьте его энергию в нужную сторону, и он сделает все, что вам надо. Для этого нужно задеть его за живое. Нарисовать такую привлекательную картинку, чтобы захотелось рвануть за ней. Или наоборот, настолько ужасную, чтобы в панике бежать от нее. Важно только, чтобы эти картинки действовали на подсознание. Сознательно человек не пойдет на то, что ему вредит, а подсознание легко обмануть. Но именно подсознание управляет поведением. Поэтому человек будет послушно выполнять все то, на что нацелено подсознание. Хотя сам может быть категорически против этого. На уровне сознания это выглядит так. Вы понимаете, что вам нужно что-то сделать, но делать это не хочется (то есть нет энергии), а что-то другое вам почему-то захотелось сделать, и вы делаете это, хотя умом понимаете, что это не стоило бы делать. Если человек не умеет обращаться со своим подсознанием, он мгновенно превращается в марионетку. Сообразить, что им управляют, он не может. Сознание слишком перегружено информацией. Бесшумно срабатывает кнопка, и ваше поведение меняется. А вы потом удивляетесь: «И что это на меня нашло?» Изменить положение вещей можно, только детально разобравшись с тем, как именно символы воздействуют на вас. Почему какое-то слово, картинка или вещь начинают обретать над вами мистическую власть? Скрытая власть символов Вернемся к нашей любопытной белке. Вы сидите на работе в душном помещении и разбираетесь с какой-то справкой, которая кому-то срочно понадобилась. Спина затекла, настроение тоскливое, работа занудная. Взгляд случайно скользнул по маленькой фигурке белки. И тут же в подсознании всплыло «Утро с белкой». Свежий воздух. Запахи леса. Бодрость духа и тела. Вам хочется повторить это прекрасное мгновение. Но это желание возникло подсознательно. Вы не отследили, как оно связано с белкой. Сознательно вы чувствуете, что вам хочется все бросить и рвануть на природу, а работа становится скучной и постылой. Или вы увидели героя на экране. Он избит, замучен и брошен в темницу, но находит в себе силы перегрызть стальные прутья, перебить охранников и вырваться на свободу. Вы хотите подражать ему. Стать таким же смелым, храбрым, сильным. Образ притягивает вас, дает силу. Будь это Илья Муромец, Рэмбо или Семен Семеныч Горбунков. Все они справились со своими проблемами. Не случайно у космонавтов возникла традиция смотреть перед полетом фильм «Белое солнце пустыни». Так же как и товарищ Сухов, они оказываются в ситуации, когда смерть совсем рядом, и в черной космической пустыне под лучами гигантского белого солнца можно рассчитывать только на себя. Между образом и вами возникает мистическая связь. Вы сживаетесь с героем, вы становитесь героем. Когда Хома в ужасе чертит в заброшенной церкви меловой круг, вы делаете это вместе с ним. Это ваши пальцы судорожно сжимают крошащийся мел. И вы вместе с ним боитесь летающего гроба с ожившей панночкой. Отсюда колоссальная популярность всякой эзотерики. Человек легко переступает грань, за которой реальный мир переплетается с вымышленным. Это переплетение образует ирреальный мир, который воспринимается как часть материального. Но именно здесь кроется опасность попасть под власть символов. Как только символы начинают играть главную роль, человек тут же погружается во мрак символизма. Ему кажется, что во всем есть скрытый смысл. Ему кажется, что все не просто так. Каждая мелочь начинает затемнять общий смысл. Человеком становится легко управлять. Нужно только подобрать образ, который включит опыт человека, и истолковать этот образ против него. — Ой, я так стукнулся коленкой! — А это потому, что мне рубль не вернул. Ты испортил карму. А теперь за это расплачиваешься. Прямые переживания очень трудно подделать. Невозможно заставить человека есть глину, убеждая его, что это шоколад. А вот символами манипулировать очень легко. Поэтому все жулики так любят символы: «Лучший знахарь республики Атлантида, почетный магистр Академии оборотней, дипломированный заклинатель вампиров легко избавит вас от лишних денег». Как устроена марионетка Любой образ может быть символом чего угодно. Для манипулирования символами человеку служит воображение. Общий принцип манипуляции всегда один. Нужно взять реальное переживание человека и связать его с некоторым символом. А потом от имени символа можно приказывать: «У тебя венец безбрачия, плати деньги». На ситуацию поставлен штамп: «Венец безбрачия». Внимание отвлечено на штамп. И дальше тупик. Вместо того чтобы научиться строить отношения с молодыми людьми, девушка платит деньги профессиональной мошеннице. Та найдет еще массу причин, почему молодые люди воротят нос. Почешет в затылке, переберет штампики: «порча», «сглаз», «порок», «прореха». А потом прямо на лбу ставит штамп: «Плохая карма». Все — ловушка захлопнулась. Девушка переселилась в вымышленный мир, а там молодые люди не живут. Только штампы. Причин уйти в вымышленные миры масса: неудачи, болезни, разводы, увольнение. Иногда кажется, что колдуньи помогают людям. Ведь своими черепами, свечами и колокольчиками они отвлекают человека от тягостных мыслей. Но символы могут только выявить внутреннюю энергию, если она есть. Дать энергию извне они не могут. Если жизненной энергии нет, то любые действия становятся вялыми, безжизненными потугами. Чувства обеднены — ведь это чужие чувства. Даже редкие приятные переживания быстро сгорают, потому что не подпитываются внутренней энергией. Энергии так мало, что человеку не хочется работать, общаться и вообще как-либо напрягаться. Внешние кнопки при этом рвут человека на части: «Ты должен, ты обязан, ты виноват». И марионетка послушно дергается, не испытывая ни радости, ни удовольствия, ни счастья. А умелые манипуляторы успешно создают видимость того, что человек сам все это выбрал. У вас есть только один путь перестать быть марионеткой — увидеть за расхожими штампами живую жизнь. Лишние штампы вносят в душу неразбериху. Этнографы, изучавшие примитивные племена, были удивлены. Оказывается, аборигены шагу не могут ступить свободно. Их со всех сторон окружают ритуалы, традиции, табу: места, где нельзя ходить; дни, когда нельзя работать, слова, которые нельзя говорить. Вот так они и мучаются из года в год. Не уподобляйтесь дикарям. Выделите в подсознании используемые шаблоны. Почистите их. Уберите лишние звенья. Создайте эффективные подсознательные реакции. В этом вам поможет великий разведчик. Сейчас мы детально рассмотрим тайное оружие Штирлица. «А вот это провал!» — подумал Штирлиц В фильме «Семнадцать мгновений весны» есть множество тем для размышления. Сейчас нас интересует тот эпизод, когда Штирлиц заперт в тюремной камере. Рядом разложены инструменты для пыток. Мюллер сообщил, что отпечатки пальцев Штирлица обнаружены на чемодане с рацией русской радистки. Казалось бы, игра окончена. Но только не для Штирлица! Сначала посмотрим, чем бы занялся на его месте человек со слабыми нервами. Он стал бы истязать себя мыслями: «Это конец! Меня будут пытать! Меня расстреляют!» По сути, это равнозначно тому, что он взял бы инструменты для пыток и стал вырывать себе ногти. Но Штирлиц не стал заниматься самоистязанием. Он использовал секретное оружие — работу с подсознанием: взял колоду воспоминаний и стал тасовать образы. Цель — сформировать такой образ, в котором прогулки по Берлину с русской рацией сочетаются с лояльностью к рейху. Первая задача решается легко. Ходил с чемоданом, но не знал, что в нем. Случайно помог донести. Тут же появляется вторая задача. Этот образ должен быть не только убедительным, но и доказуемым. Его должны будут подтвердить свидетели. Поэтому Штирлиц ищет в колоде лица тех, кто сможет подтвердить этот образ. В колоде находится охранник из оцепления. Он видел Штирлица, поэтому может уверенно подтвердить, что Штирлиц там был. Разведчик тасует колоду дальше. Вот образ, где он помогает женщине с коляской. Сюда можно пририсовать чемодан. Охранник не сможет это уверенно отрицать. Раз с коляской помог, то, может быть, и чемодан поднес. Образ закончен. Штирлиц встает и стучится в тюремную дверь. Он создал образ, который подарит ему свободу! Почему этот эпизод так важен для нас? Потому что в нем Штирлиц сознательно занимается той работой, которую все время делает наше подсознание: тасует колоду образов, чтобы составить мировоззрение, помогающее жить в этом непростом мире. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» Теперь посмотрим на Штирлица с совершенно другой стороны. Ведь его образ сохранился в душе каждого и имеет массу вариантов, тем и оттенков. Попробуем сделать с образом Штирлица то, что Штирлиц сделал со своими образами — потасуем колоду. В зависимости от точки зрения Штирлиц символизирует: • штандартенфюрера СС, истинного арийца, члена партии НСДАП; • хладнокровного советского разведчика; • гениальную игру Вячеслава Тихонова; ловкого героя анекдотов. Все эти грани живут в вашей душе. И теперь вы научитесь использовать многогранный образ Штирлица в своих интересах. Допустим, вам нужно вовремя встать. Штирлиц вам поможет. Берем знаменитую фразу «Но ровно через двадцать минут он проснется...» и достаем золотой ключик: «А чем Я хуже?». Засыпая, вы вспоминаете эту фразу и воображаете себя Штирлицем, давая себе команду: «Я проснусь в восемь утра». Подсознание имеет встроенные часы, поэтому легко может выполнить эту команду. Сначала оно, конечно, взбрыкнет. «Да какой ты Штирлиц!» — возмутится Громозека. Не обращайте внимания. Действуйте, и подсознание подчинится. Но рано встать вам и будильник поможет. А вот когда вам предстоит трудный разговор с начальником и вы нервничаете, вспомните — ведь Штирлицу приходилось разговаривать с Мюллером. Не думаю, что ваш начальник страшнее шефа гестапо. Вы можете возразить: «Так ведь я не разведчик!» Ну и что? Тихонов тоже не разведчик, а как вошел в образ! Так и вы войдите в образ. Как только перед вами встанет трудная задача, возьмите четыре кусочка бумаги, нарисуйте на них картинки и глубоко задумайтесь, как Штирлиц над карикатурами вождей рейха. Собственно, в любой затруднительной ситуации полезно задать себе вопрос: «А как бы на моем месте поступил Штирлиц?» Этот вопрос гарантирует, что гонец вашего подсознания побежит не через пещеры с оборотнями, а через кабинеты разумных людей. Чебурашка — наш рулевой! Но вам поможет не только Штирлиц. В вашей Душе столько образов, что для каждой ситуации вы можете подобрать себе помощника. Предположим, жизнь повернулась так, что вы оказались на новом месте, без денег, без связей, без поддержки. Вы один, и положиться вам не на кого. То есть вы оказались в положении Чебурашки. Но ведь Чебурашка не растерялся. Нашел друзей, построил дом, избежал козней гражданки Шапокляк. Ну и чем вы хуже? Тем более что вы не маленький Чебурашка, а большой и серьезный Чебурах. Как только вам приходят в голову вредные мысли, зовите на помощь Чебурашку. • У вас маленькая квартира? А Чебурашка начинал с телефонной будки. • Вам не дали заслуженную награду? А Чебурашку не приняли в пионеры. • У вас неидеальные друзья? У Чебурашки друг вообще крокодил. Помните, что Чебурашка не сдавался. И вы не сдавайтесь — чебураштесь изо всех сил. Свистать всех наверх! В пещерах вашей души живет много героев. Вы забываете про них и не ходите к ним в гости. А ведь они ваши самые верные друзья: Винни Пух и Колобок, Робинзон и Дюймовочка и многие-многие другие. Они переживали удивительные приключения, боролись с трудностями, добивались исполнения желаний. Учитесь у них, подражайте им. А иногда и спорьте с ними. С чего вдруг Золушка сбежала от Принца? Ну превратится карета в тыкву, и что? И лимузин иногда ломается. Теперь поставьте себя на место Принца. Стоите, как дурак, с туфлей на лестнице. Что приятнее держать в руках: холодную туфельку или теплую девушку? Конечно, можно нанять курьеров, чтобы примерять туфельку. Но туфелька одна, а ножек много. А если королевство большое? Сколько придется ждать? Золушка явно поторопилась. А ведь она могла использовать эту ситуацию в своих интересах. Как только стрелка подошла к двенадцати, Золушке нужно было сказать принцу: — О, скоро полночь! Пойдем к моей карете, я покажу тебе крутое шоу. Только скажи слугам, чтобы приготовили приличную одежду, а то в конце шоу я могу остаться без платья. Вот и все. Заинтригованный принц пошел бы за ней на край света. Да и сама бы развлеклась. Когда еще увидишь, как кучер превращается в крысу? У каждого образа свои трюки, свои приемы. Изучайте их, применяйте в жизни. Поучитесь у Буратино совать нос во всякие темные углы. Вдруг вы обнаружите тайную дверь. Откроете ее — и шагнете в совершенно другую жизнь. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|