Онлайн библиотека PLAM.RU


ЛЕКЦИЯ № 5. Статистика доходов и расходов населения

Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения

Данные государственной и ведомственной статистики являются источниками о доходах и расходах населения.

Государственная статистика обладает наиболее полной информационной базой, получаемой прямо от населения и домохозяйств при осуществлении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, сдающих отчетность по труду и выплате заработной платы. Помимо этого, проводятся периодические проверки задержки выплат заработной платы по отдельным отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.

Ведомственная статистика осуществляет обобщение информации о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на базе ведомственной отчетности. К таким данным относятся:

1) баланс денежных доходов и расходов населения, обобщающий информацию от финансовых учреждений и ЦБ РФ;

2) данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;

3) суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ). В ФНС формируется реестр налогоплательщиков, в котором накапливается и обобщается информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.

Основными задачами статистики при изучении доходов и расходов населения являются:

1) характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;

2) анализ дифференциации денежных доходов и потребления;

3) изучение динамики денежных доходов;

4) моделирование доходов, расходов и потребления населения;

5) изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.

В современных рыночных условиях возрастает необходимость в исследовании платежеспособности населения как одного из значимых факторов развития рынка.

Но, к сожалению, информация о доходах менее достоверна из-за разнообразия источников доходов, существования теневого дохода, который никто не учитывает, разрыва во времени между выполненной работой и ее оплатой, наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Из-за этого статистика все больше и больше концентрирует свое внимание на изучении расходов, т. е. производит исследование доходов через расходы населения.

Улучшение статистической методологии по изучению доходов и расходов населения содействует расширению международных сравнений в этой области.

Концепция доходов Джона Хикса

Методология изучения доходов в Системе национальных счетов 1993 г. (СНС-93) основана на концепции Джона Хикса. Согласно ей под доходом понимается наибольшее количество средств, которое индивид может потратить в течение данной недели при условии, что капитальная стоимость будущих поступлений в денежном выражении сохранится прежней.

Особенность концепции Джона Хикса в том, что в ней:

1) отчетливо разделены определения «доход» и «актив». Следовательно, не каждая сумма зачисленных денег закрепляется как доход, а только та, которая расходуется на потребление. К тому же размер имеющегося капитала (актива) будет без изменения. Тем не менее трансформация актива, например приобретение на сбережения недвижимости, не рассматривается как доход;

2) сумма сбережений не соответствует сумме прироста денежной наличности (облигаций, акций и депозитов в банке), следовательно, финансовых активов, потому что их рост, возможно, это результат смены формы активов;

3) прирост капитала, инициируемый случайными факторами (ростом стоимости земли, инфляцией), не рассматривается как доход.

Согласно концепции выделяются два понятия дохода:

1) ex ante – доход предвиденный, ожидаемый, т. е. количество средств, которое может быть потрачено; при этом предполагается, что положение останется столь же хорошим, как и в начале периода;

2) ex post – доход, включающий непредвиденные поступления или убытки в связи с изменением условий[34].

Для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на макроуровне в СНС осуществляется построение и анализ следующих счетов:

1) первичного распределения доходов:

а) счета образования доходов;

б) счета распределения первичных доходов;

2) перераспределения доходов:

а) счета вторичного распределения доходов;

б) счета перераспределения доходов в натуральной форме;

3) использования доходов:

а) счета использования располагаемого дохода;

б) счета использования скорректированного располагаемого дохода.

Определение дохода (income) состоит из всех денежных поступлений определенного человека или домохозяйства за установленный интервал времени (месяц, год). Доход определенного домохозяйства обычно делят на три группы:

1) доход, который получает владелец фактора производства – труда;

2) доход, который получается за счет применения других факторов производства (земли, капитала, предпринимательских способностей);

3) трансфертные платежи.

Первичные доходы населения – показатель его благосостояния. Например, номинальный доход в США состоит из дивидендов, заработной платы, процентов, наличных трансфертных платежей, таких как пособие по социальному обеспечению и безработице, стипендий. Данный доход определяется до удержания налогов, из него еще не вычли налог на личный доход и налог на заработную плату.

Помимо этого, к доходам стоит причислить обеспечение товарами и услугами по ряду правительственных программ, доходы от роста стоимости облигаций, акций, недвижимого имущества, поддержку на образование, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров.

Давая в пользование организаций экономические ресурсы, домохозяйства зарабатывают вознаграждение в виде прибыли, зарплаты, ренты и процента. Данные четыре компонента формируют в сумме доход домохозяйств.

Первичные доходы отображаются в счете формирования доходов, которые выплачиваются работодателями (помимо доходов от собственности). Процесс получения первичных доходов участниками производства, к тому же получение и выплата доходов от собственности отображается в счете распределения первичных доходов.

Процессы трансформации первичных доходов и остаток первичных доходов от собственности под воздействием всевозможных трансфертов в денежной форме (то, как совершается перераспределение доходов согласно с текущей социально-экономической политикой страны) показываются в счетах вторичного перераспределения доходов. Выступают текущие трансферты в денежной форме как перераспределительные текущие платежи и поступления, которые не сопровождаются движением товаров. Таковыми являются: выплата страховых премий и выплаты из госбюджета на социальные нужды (стипендий, пенсий, пособий); текущий налог на доходы и собственность.

Первичные доходы, измененные на остаток текущих трансфертов в денежной форме, формируют располагаемый доход:


 ?ТТДЕН остаток текущих трансфертов в денежной форме[35].

Располагаемый доход является конечной суммой доходов, которую можно применять для потребления и сбережений за счет труда этого года[36]

На отдельном счете осуществляется перераспределение социальных трансфертов в натуральной форме. На данном счете обнаруживаются расходы, осуществляемые органами государственного управления и некоммерческими предприятиями в пользу домашних хозяйств. Демонстрируют собой трансферты в натуральной форме потребление бесплатных услуг культуры, образования, здравоохранения и других социальных областей. Располагаемые текущие трансферты в натуральной форме формируют измененный располагаемый доход:


где СТНАТ социальные трансферты в натуральной форме[37].

В счетах применения располагаемого и скорректированного располагаемого доходов показывается конечное использование доходов на удовлетворение надобностей домашних хозяйств, совокупного государственного управления и некоммерческих предприятий, которые обслуживают домашние хозяйства и их сбережения. Для прочих секторов экономики сбережения равны располагаемому доходу.

Материальный стандарт жизни (личное богатство) всего лишь выявляет возможности, которыми обладает человек, но не находит применения подобным возможностям. В качестве одной из составляющих индекса формирования (развития) человеческого потенциала (ИРЧП) применяется индекс скорректированного реального ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности (ППС) в долларах США:

Индекс реального ВВП на душу населения в


                                     [38]

Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют

Сопоставление уровня жизни населения различных стран путем сравнения доходов домохозяйств широко применяется международными организациями и национальными правительственными органами при разработке мер социального и экономического развития. В основании Программы международных сопоставлений (ПМС) ВВП, которая реализовывается Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под руководством ООН с задачей предоставления международных сравнений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют.

Паритеты покупательной способности валют (ППСВ) выступают как соотношение двух или нескольких денежных единиц, т. е. количество единиц валюты различных стран, нужное для приобретения определенного типового набора товаров и услуг. Данный набор товаров и услуг можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны (одну единицу общей валюты группы стран – долларов США, евро, австрийских шиллингов). Паритет покупательной способности (ППС) может выступать и как частный, устанавливаемый по определенной группе товаров, и как общий, устанавливаемый по всему общественному продукту. Например, если один и тот же набор потребительских товаров, в частности потребительская корзина, стоит 600 руб. РФ или 100 долл. США, то паритет покупательной способности рубля по отношению к доллару США составит:

ППС = 600 / 100 = 6 руб. на 1 долл.

Паритет покупательной способности валют является в своем роде дефлятором, сходным с индексом потребительских цен, т. е. индексом, характеризующим изменение стоимости потребительской корзины товаров и услуг. Разница среди них заключается в том, что индексы цен находят трансформацию покупательной способности валюты одного государства во времени, а ППСВ определяют трансформацию покупательной способности валют различных государств в один и тот же период времени. К тому же отличаются индексы потребительских цен (так называемые национальные дефляторы) от паритетов покупательной способности (ППС) тем, что допускают игнорирование изменений строения ВВП во времени, в то время как при построении межстранового ППСВ намечается отвлечение (в установленных пределах) от различий в строении национальных объемов ВВП.

Применение обменных валютных курсов для межстрановых сопоставлений объема ВВП обеспечивает менее правдоподобную картину фактического благосостояния населения, чем применение ППС. Так как расчеты с использованием обменных валютных курсов отображают не только отличия в количестве товаров и услуг, произведенных в соответствующей стране, но также и различия в уровне цен между странами. ППС получают путем прямого сопоставления цен на товары и услуги в различных странах, и, когда их применяют для расчетов сопоставимых показателей ВВП, они отражают более точно различия в объемах произведенных товаров и услуг. Международные сопоставления удельных (душевых) значений ВВП, которые приведены благодаря ППСВ к одному размеру цен, дают возможность обнаружить отличия в степенях экономического достатка населения различных государств, оценить экономический потенциал стран Европейского и Мирового содружества на базе сопоставлений объемов ВВП.

Сопоставление ППСВ с валютным обменным курсом дает возможность получить еще один показатель, значимый в международных сравнениях уровня благосостояния населения, а именно – сопоставимый уровень цен. Отличие между ППС и обменным валютным курсом используется как мера определения «более дешевых» или «более дорогих» государств по соотнесению с другим государством.

Нахождение паритетов покупательной способности валют является довольно сложным и трудоемким процессом, который предполагает сбор и обработку немалого массива сведений о ценах, объемах изготовленной и употребляемой продукции по определенным группам товаров. Технология определения паритетов покупательной способности является следующей:

1) ВВП любого государства делится на ряд однотипных товарных групп (первичные группы) в соответствии с элементами конечного употребления ВВП;

2) в границах любой товарной группы экспертным путем отбирается какое-то количество товаров-представителей, на базе которых осуществляется регистрация национальных цен, а потом определяются индивидуальные и групповые ППСВ;

3) групповые ППСВ собираются в сводный ППС (может быть, различными способами), обычно по средним взвешенным, где весами является часть расходов на компоненты конечного использования.

Индивидуальный ППСВ определяется по первичным товарным группам по формуле средней геометрической, не взвешенной из частных соотношений цен:



ipjиндивидуальный индекс цен страны А к стране В;

п – число товаров-представителей в группе[39].

ППСВ на собирательном уровне рассчитывают благодаря формуле агрегатных индексов Пааше и Ласпейреса, применяя полученные по указанной формуле среднегрупповые паритеты покупательной способности и веса товарных групп в национальной валюте. При определении ППСВ по формуле Ласпейреса он выглядит следующим образом:



где WBстоимостной объем товарных групп в стране В (стране-измерителе) в национальной валюте;

А/Bсреднегрупповой индекс цен страны А к стране В[40]

При нахождении ППСВ по формуле Пааше он будет выглядеть следующим образом:



где WAстоимостной объем товарных групп в стране А (изучаемой стране) в национальной валюте[41].

Для ликвидации популярных возражений, которые характерны для индексов Паагпе и Ласпейреса, при определении ППС используют индекс Фишера, определяемый как средняя геометрическая из произведения индексов Пааше и Ласпейреса:



Когда определяется ППСВ, то в статистической практике используется принцип «картофель есть картофель». Суть этого убеждения состоит в том, что тождественные продукты, реализуемые на различных рынках (разных по формам собственности торговых организаций, территориальному нахождению, условиям торговли), при международных сравнениях изучаются как один и тот же товар, а цены на данный продукт фиксируют все специфики (обстоятельства) продаж. В момент последнего расчета ППСВ производится объединение итогов, полученных по главным элементам ВВП. В данном случае информация о расходах оценивается на базе паритетов по ключевым элементам в валюте страны-измерителя. После этого данные индексы используют для пересчета стоимостных показателей этого государства (ВВП, доходов и расходов домашних хозяйств) в валюты иных государств. С целью проведения межстрановых сопоставлений уровня жизни населения выполняется оценка удельных показателей ВВП (в расчете на душу населения), а также доходов домохозяйств в реальном выражении (в национальной валюте страны-измерителя).

Определяются ППСВ как для сопоставления уровня жизни для государств (бинарные сравнения), так и группы государств (многосторонние сравнения). Особенность многосторонних сопоставлений состоит, помимо того, что они проводятся для группы стран, еще и в том, что сведения о ценах и количестве произведенной и потребленной в этих странах продукции рассматриваются как единое целое для получения системы взаимосвязанных индексов, соответствующих ряду требований аналитического характера. Существует множество методов многосторонних сравнений, среди которых максимальное использование получили метод ЭКШ и метод Гири-Камиса.

Программа международных сравнений ВВП, которая выполняется ОЭСР, рассчитывает на получение один раз в 5 лет оценок, служащих базой для нахождения ППСВ в период между сравнениями.

По оценке ЦРУ США 2006 г., объем ВВП России по паритету покупательной способности национальной валюты составлял,3 трлн долл. США; ВВП ЕЭС – 11 трлн долл. США; США -11 трлн; Китая – 6,5 трлн; Японии – 3,6 трлн; Франции – 1,66 трлн долл. США.

В 2006 г. сокращается разрыв между курсом рубля и паритетом покупательной способности национальной валюты, тарифы инфраструктурных монополий и доля оплаты труда в ВВП доходят до показателей середины 1990-х гг., и трудовые ресурсы уже не являются настолько дешевыми[42]

Доходы и расходы населения

С момента перехода к рыночной экономике стала меняться модель государственного регулирования качества жизни народа и домохозяйств. Постепенно начинает вырабатываться новая модель социальной защиты и помощи населению и домашним хозяйствам, выражающаяся в государственной политике помощи неимущим слоям населения, объединениям домашних хозяйств, формированиям малого и среднего, семейного дела. Соответственно, увеличиваются требования к правдивости данных, которые характеризуют доходы и потребление населения и домашних хозяйств как в общем по России, так и на уровне отдельных субъектов РФ.

Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств выступает как система балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:

1) адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населенного пункта, период и время проведения наблюдения;

2) расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением (налоги, сборы, погашение кредита, платежи, взносы, возврат ссуды или долга, расходы на покупку недвижимости, сбережения);

3) расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства (затраты на покупку земельного участка, посадочных материалов и др.);

4) реестр домохозяйства (основная и дополнительная занятость, дотации и льготы);

5) затраты домохозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;

6) общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том числе наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);

7) денежные доходы (оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты);

8) поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения). Потребление делится на следующие группы продовольственных товаров: хлебопродукты, фрукты и ягоды, овощи, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, сахар и кондитерские изделия, яйца, масло растительное и другие жиры и прочие продукты (чай, кофе, соль и т. д.);

9) расходы на покупку непродовольственных товаров по следующим видам: одежда, обувь; ткани, теле– и радиоаппаратура; предметы для отдыха; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фармацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; транспортные средства; топливо и др.; 10)денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-просветительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.)[43]

Реальные располагаемые денежные доходы населения России, по сообщению Росстата, выросли в марте 2007 г. на 12,6% по сравнению с мартом 2006 г.

Также можно проследить динамику доходов населения РФ с 2001 по 2005 гг. (см. табл. 5)




Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

При рассмотрении предмета социологии была обнаружена тесная связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структура выражается через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда[44]

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Заполняя пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако известно, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав – это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.

Возникает вопрос: что же формирует большие социальные группы? Оказывается, разделение мнений в обществе о значении и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Таким образом, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Получается четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Других нет, потому что они включают в себя весь круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу[45]

В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев:

1) верхний слой – экономическая, политическая и силовая элита;

2) верхний средний слой – средние и крупные предприниматели;

3) средний слой – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;

4) базовый слой – массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

5) нижний слой – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

6) «социальное дно» – бездомные, освобожденные из мест заключения и т. д.[46]Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:

1) множество общественных образований носит взаимный характер, и переход из группы в группу имеет нечеткие, расплывчатые границы;

2) отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;

3) возникает тотальная маргинализация практически всех социальных групп;

4) появление нового российского государства не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою очередь, эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;

5) криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;

6) современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;

7) в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до «критической массы» потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для «классического» среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.

Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.

Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества[47]

Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг» к началу 2005 г. было осуществлено обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества». Производился опрос анкетой из 200 вопросов более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборке оказалось 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. На данной основе достаточно хорошо смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны:

1) менеджеры – 7,2%. К ним относится первая подгруппа – 1,8% – топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68% – мужчины, 32% – женщины), которые работают в основном в частном секторе (69%), преимущественно в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход – 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 35 тыс. руб. 90% в подгруппе имеют сотовый телефон, 70% – компьютер, 60% – автомобиль. В данной подгруппе 90% к предпринимателям относятся хорошо, 88% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5,4% – менеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации (по 50% мужчин и женщин), которые работают 50 на 50% в частном и госсекторе. 80% – в организациях численностью до 500 человек, 60% – в организациях численностью до 100 человек. Заявленный доход – 8 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 14 тыс. руб. 71% в подгруппе имеют сотовый телефон, 44% – компьютер, 32% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 70% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

2) интеллигенция и служащие – 15%. К ним относится подгруппа – 10% – педагоги, врачи, служащие, которые работают в государственном либо в частном секторе хозяйства. 70% – женщины. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 12 тыс. руб. 59% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 23% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5% – медсестры, санитарки, учителя начальных классов, воспитатели, нянечки детских садов. 75% подгруппы работают в государственном (муниципальном) секторе, 82% – женщины. Заявленный доход – 2100 руб., доход семьи – 6500 руб. 31% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – компьютер, 16% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

3) квалифицированные рабочие – 19%. К ним относится первая подгруппа – 2,7% населения, на 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный (например, оператор высокотехнологичного оборудования на производстве). 70% работают в частном секторе экономики. Заявленный доход – 15 тыс. руб. в месяц. 74% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 34% – автомобиль. В данной подгруппе 94% к предпринимателям относятся хорошо, 81% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5,5% – квалифицированные рабочие промышленности частного сектора. 80% – мужчины, 20% – женщины. Заявленный доход – 9 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 15 тыс. руб. 54% в подгруппе имеют сотовый телефон, 22% – компьютер, 26% – автомобиль. В данной подгруппе 87% к предпринимателям относятся хорошо, 72% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Третья подгруппа – 10,8% – рабочие промышленности, занятые в госсекторе. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 10 тыс. руб. 40% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

4) неквалифицированные рабочие – 14,8%. К ним относится первая подгруппа – 10% населения. 62% – мужчины, 38% женщины. Их профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. 55% заняты в госсекторе, 45% – в частном секторе. Заявленный доход – 3500 руб. в месяц, доход семьи – 6500 руб. 26% в подгруппе имеют стиральную машину, 12% – автомобиль. В данной подгруппе 81% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики. Вторая подгруппа – 4,8%. На 60% состоит из женщин, большинство проживают в сельской местности. 60% в подгруппе работают в госсекторе, например в здравоохранении (санитарки, медсестры и др.), среди них же – неквалифицированные сельские работники. Заявленный доход – 1500 руб. в месяц, доход семьи – 4700 руб. 10% в подгруппе говорят о том, что им не хватает денег на еду 18% имеют стиральную машину. В данной подгруппе 48% полагают, что переход к рынку был необходим, 54% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка;

5) безработные и временно работающие – 10% трудоспособной части российского общества – это нищие с личным доходом 800 руб. в месяц. В данной группе 65% – женщины. Образование группы низкое – 43% имеют общее среднее образование, 9% – ниже среднего, происходят из малообразованных семей – 40% родителей нынешних безработных имели неполное среднее образование. 42% – сельчане, лишь 10% – жители городов-миллионников. В 40% нищих семей работает 1 человек. 18% группы говорят о том, что им не хватает денег на еду 41% – не хватает денег на одежду. У 19% семей есть стиральная машина. 80% нищих хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

6) пенсионеры – 31% – наибольший социальный слой россиян, более чем в 3 раза лучше обеспечен, чем 10% российских нищих. В этой группе – 65% женщин. Более 1/3 имеют образование ниже среднего, лишь 9% – высшее образование. Средний личный доход пенсионера – 2300 руб. в месяц. 17% в подгруппе имеют сотовый телефон, 17% – стиральную машину, 6% – автомобиль, 5% – компьютер, обеспеченность жильем – 24 кв. м на человека. В данной подгруппе 62% к предпринимателям относятся хорошо, 40% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики, 45% полагают – не приспособились. 42% полагают, что переход к рынку был не нужен, 34% – нужен[48]

Из этого всего следует вывод, что к бедным относится до 15% населения (5% – женщины: служащие, воспитатели, медсестры; 10% – мужчины: неквалифицированные рабочие госсектора) с ежемесячным доходом порядка 3000 руб.; нищим является 14,5% населения (4,8% – женщины, работающие в здравоохранении на селе; 9,7% – безработные, преимущественно женщины) с ежемесячным доходом порядка 1030 руб. Совершенно отдельный слой – пенсионеры – 31% населения. Их финансовое положение – ежемесячный доход около 2300 руб. – как правило, одинаковое у всех.

По любому домашнему хозяйству рассчитывается уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, который равен отношению денежного дохода домашнего хозяйства к числу проживающих членов семьи.

Для исследования дифференциации производится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. По показателю среднедушевого дохода в российской статистике выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб., а в статистике зарубежных стран шкала доходов основывается на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; 3у и т. д. Моделирование данного распределения дает возможность распространить результаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.

Распределение населения по величине среднедушевых доходов исчисляется в процентах. Доходы берут до 1000 руб. и более 1000 руб. (см. табл. 6)



Дифференциация доходов

Наиболее ярким признаком социальной дифференциации можно считать дифференциацию населения по уровню доходов.

Для изучения дифференциации доходов и потребления населения используются следующие показатели:

1) модальный доход, т. е. уровень дохода, который более часто встречается среди населения;

2) медиальный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения;

3) децильный коэффициент дифференциации доходов населения, характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;

4) коэффициент фондов определяется как соотношение между средними доходами населения в десятых и первых децильных группах;

5) коэффициент концентрации доходов Джини, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца.

Так как неравенство в доходах существует, следовательно, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения.

Для измерения неравенства в доходах применяется кривая М. Лоренца, отражающая неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (см. рис. 2).



Если наблюдается равенство доходов, то оно отражается прямой линией ОЕ. Если происходит неравенство в доходах, то линия ABCDE показывает фактическое распределение доходов и называется кривой Лоренца.

Коэффициент Джини определяется по формуле:



где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы ОЕ, тем будет больше площадь фигуры T, соответственно, тем больше будет коэффициент G.

В действительности фактическое распределение дохода изображено линией OABCDE. Величина G может колебаться теоретически от 0 до 1, но на практике не доходит до этих крайних значений.

Бесспорно, что большее отклонение кривой Лоренца от биссектрисы будет приводить к образованию большей площади фигуры Т, и, таким образом, коэффициент Джини начнет больше приближаться к 1.

Решение такой напряженной социальной проблемы, как бедность, является одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, которые живут за чертой бедности.

Стоит также обозначить, что разный уровень потребления может зависеть и от причин, которые не касаются внутренних особенностей труда и его качества у самого работника. Главным образом к таким обстоятельствам относятся: географические и климатические условия, масштаб семьи, доля работающих членов семьи по отношению к иждивенцам в семье, состояние здоровья и т. д.

Действия государства по ослаблению резкой дифференциации в доходах населения:

1) правительство производит трансфертные выплаты, занимается распределением продуктов и услуг, а также осуществляются государственные мероприятия по стабилизации доходов;

2) через каналы государственных мероприятий поддержки обеспечиваются потребности в воспитании новых членов общества, содержании людей преклонного возраста и нетрудоспособных, сохранении здоровья, предоставлении (частично) получения образования.

Слишком сильное вторжение государства в перераспределительные процессы, уравнивание доходов ведет к уменьшению деловой активности в обществе и снижению результативности производства в целом. Впрочем, уменьшение роли государства в регулировании доходов населения приводит к увеличению дифференциации доходов, социальной напряженности, усилению социальных конфликтов и в результате к падению производства, понижению его результативности.

Уровень бедности

Уровень бедности – размер дохода, который обеспечивает прожиточный минимум, как правило, рассчитывается либо в виде соотношения со средним доходом в стране, либо методом прямого расчета.

При содействии Всемирного банка Росстатом в 2003 г. был осуществлен представительный выборочный опрос «Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах» (НОБУС) 44,5 тыс. домохозяйств-респондентов, целью данного опроса был сбор данных как о занятости, так и о доходах и расходах домашних хозяйств. Анализ этих данных дает возможность детально проанализировать уровень, профиль, причины и факторы бедности.

В основе официально публикуемых данных об уровне бедности лежит индекс численности бедного населения, который определяется в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Индекс численности бедного населения в процессе оценки совокупного прогресса в уменьшении уровня бедности является совершенно адекватным инструментом анализа. Тем не менее в отдельных случаях, как показывает анализ воздействия на бедных тех или иных политических мер, применение показателя части бедного населения не дает возможности оценить приобретаемые результаты. Так происходит, например, тогда, когда программа устремлена на особенно бедных и в итоге ее мероприятий получатели социальной помощи не оставляют группу бедных, но значительно увеличивают степень доходной обеспеченности. В таких ситуациях более точную оценку динамики получают от показателя дефицита дохода. Данный показатель бедности исчисляется как сумма доходов, необходимая для доплаты всем бедным, чтобы они прекратили быть подобными, в процентном выражении от объема доходов населения в общем. Тем не менее в процессе увеличения доходов средне– и высокообеспеченных слоев населения этот показатель, возможно, будет уменьшаться даже при обострении проблем бедности. Например, в случае, если не изменятся доходы бедных, но прослеживается общее увеличение доходов, дефицит, показанный в процентах от объема всех доходов, уменьшается.

Наиболее информативным считается душевой дефицит дохода, который выражен в процентах от величины прожиточного минимума.

В первом квартале 2007 г. численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума (3,7 тыс. руб.) снизилась до 16,3% от всего числа граждан. Согласно исследованиям Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) уровень бедности в России постепенно снижается. Но региональные отличия и дифференциация по доходам все еще весьма велики. В общем по РФ численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 18,9% в первом квартале 2006 г., до 16,3% в первом квартале 2007 г. Прожиточный минимум в 2007 г. составил 3713 руб. Меньше всего бедных, которые живут на еще меньшие деньги, в Ханты-Мансийском АО – 7,9%, Ямало-Ненецком АО – 8,6%, Санкт-Петербурге– 10,2%.

Разрыв по уровню бедности между регионами по-прежнему высок. Ситуацию можно назвать крайне острой в тех регионах, где количество бедных достигает 30%. В 2007 г. количество бедных регионов – 13 (в 2006 г. – 20). Среди беднейших находятся регионы Усть-Ордынский АО, где количество бедных достигает 72%, Калмыкии – 59%. А также среди них и регионы центра – Ивановская (41%), Владимирская (29,2%) области.

По данным Росстата, в среднем по стране в 2006 г. доходы 10% самых богатых были выше доходов 10% самых бедных в 25,3 раза. При этом разрыв между богатыми и бедными не снижаться: в целом по стране он в 2004-2006 гг. вырос с 24,9 до 25,3 раза[49]

Индексация доходов

Индексация доходов – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами механизм пересчета и изменения денежных доходов населения (зарплаты, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции; одна из форм социальной защиты населения от инфляции.

Индексация оказывает поддержку в предотвращении снижения реальной заработной платы или минимизировании степени снижения. Индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, которые причитаются работнику, т. е. он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляции.

Законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) имеет право выбрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Как правило, индексация осуществляется путем повышения тарифных ставок (должностных окладов). Величина увеличения, его повторяемость, минимальные и максимальные размеры определяются соответствующим органом государственной власти или работодателем.

Повышение должностных окладов работников организаций, финансируемых из бюджета, обычно осуществляется раз в год (2-3 года) и охватывает всех без исключения работников указанных организаций. Размер повышения должностных окладов устанавливается в процентах к действующим окладам. Новые оклады используются до следующего повышения.

Индексация заработной платы работников организаций, не получающих бюджетного финансирования, либо работодателей – физических лиц осуществляется по правилам, ими самими установленным.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.