|
||||
|
1. Что такое социология? Что такое социология? Сам термин, введенный основоположником новой науки О. Контом, сконструирован из слов двух разных языков: латинского – socium, societas (общество) и греческого– logos (изучение). Он отражает основной замысел Конта: социология – это изучение общества. Однако такого определения явно недостаточно, поскольку изучением общества занимаются и другие науки, например: история, экономика и т. п. Более того, общество в разных его аспектах изучалось задолго до появления этого названия, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта – философов эпохи Просвещения и др. Для понимания сути науки важно точно определить ее предмет. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития. Главное же отличие социологии от предшествующих учений об обществе хорошо показано в одном из современных определений: «Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н. Смелзер). Именно научность, получение нового знания при помощи особым способом сконструированных методов и методик, обеспечивающих достоверность результатов, является основой современной социологии. Итак, научное знание в целом – это знание достоверное. Однако достоверность, особенно в общественных науках, – вещь чрезвычайно тонкая, предъявляющая к исследователю особые требования. Как известно, расцвет естественных наук в XVII–XVIII вв. в значительной мере был обеспечен выработкой определенных принципов, которым должны были соответствовать процесс и результаты научных исследований. В первую очередь, это возможность эмпирической проверки (от греч. empeiria – опыт). Знание должно быть основано на наблюдении и опыте, результаты исследования должны поддаваться измерению и количественному выражению. Однако эти результаты могут быть признаны достоверными, только если какой-либо другой опыт (опыты), проведенный по аналогичной методике, давал такие же результаты. Это требование получило название «воспроизводимость». И последний принцип научного исследования – каузальность (от лат. causa – причина). Научное знание должно выявлять и объяснять причины возникновения того или иного изучаемого явления. Совокупность перечисленных принципов получила название естественнонаучной, впоследствии названной «позитивистской», парадигмы научного познания, принципы которой О. Конт заложил в концепцию новой науки. Термин «парадигма» (от греч. paradigma – пример, образец) применительно к науке вообще – это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения информации о нем. В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, разрабатывающих собственные теории и методы получения информации, например: парадигма структурного функционализма. В повседневном обиходе это слово может использоваться для характеристики особенностей мышления (познания) отдельного человека. Для социологии, как и для всех социальных наук, важную роль играет также соблюдение принципа историчности, т. е. требование обязательного учета более широкого контекста особенностей временного периода, к которому относится изучаемое событие. Так, в частности, для социолога, в отличие от историка, на первый взгляд, не должно иметь особого значения знание страны, в которой жил и работал тот или иной ученый, дат его рождения и смерти, года опубликования той или иной работы и др. Однако подобные данные, в сопоставлении с конкретно-историческими условиями того времени, страны, позволяют лучше понять возможные предпосылки выдвижения именно тех проблем в центр научного анализа, появления именно таких путей их решения, которые связаны в истории социологии с именем исследователя. Более того, зачастую для выявления факторов, предопределивших выбор тем или иным социологом проблем для изучения и подходов к их решению, важными являются особенности его жизненного пути: образование, род занятий, личные особенности и пр. Хорошим примером здесь может служить научная деятельность П. Сорокина. Он был непосредственным участником Февральской революции, свидетелем Октябрьской революции 1917 г. Впоследствии им была разработана концепция социологии революций и опубликована книга с таким названием (1925). Хотелось бы подчеркнуть, что сама социология как современная наука возникла не ранее, чем в евроатлантической цивилизации начались радикальные перемены во всех сферах общественной жизни: экономике, науке, обществе (этот период сейчас принято называть началом эпохи модернизации, или модерна). Известный французский социолог А. Турен отмечал, что социологию часто определяли именно как критический анализ модерна. Иногда начало этой эпохи связывают с индустриализацией, однако индустриализация является лишь одним из аспектов модернизации как более широкого процесса. Общества наиболее быстро развивавшихся в то время стран столкнулись с необходимостью получения возможно более точного научного знания о самом обществе, принципах его построения, путях и направлениях дальнейшего развития и пр. Именно в этих странах (Франция, Великобритания, Германия) и возникла социология. Здесь требуется небольшое отступление. Как известно, «проблема» – это задача, требующая решения. «Научной» проблема становится тогда, когда ее решение невозможно без проведения научных исследований и она становится предметом научного анализа. Что же тогда такое «социальная» проблема? Это проблема, которая осознается обществом как значимая для его существования, без решения которой затруднено или невозможно дальнейшее развитие. Каким образом происходит осознание обществом той или иной проблемы? Первым этапом является формулирование некоего феномена как социальной проблемы наиболее продвинутыми представителями общества. Далеко не всегда это осуществляется социологами, но почти всегда – людьми, обладающими социологическим подходом, под которым понимается способность увидеть общее в частном. Затем следуют проявление общественного интереса, выработка общественного мнения по отношению к выдвинутой проблеме и поиск решения, как правило, с помощью науки. Предметом широкого обсуждения в европейских государствах XVIII–XIX вв. стали базовые социальные проблемы общественного переустройства, поиск решения которых и предопределил появление новой науки – социологии. Впоследствии многообразие, возраставшая и возрастающая сложность и изменчивость явлений и процессов социального мира выдвигали перед исследователями все новые задачи, которые не удавалось разрешить в рамках одной парадигмы. В социологии ХХ в. получили развитие новые парадигмы, например парадигма качественного изучения, снимающая, в частности, требование количественного измерения результатов. На протяжении всего ХХ в. продолжалась бурная полемика между различными течениями, претендующими на истинную «научность». Лишь к концу века большинство представителей мирового социологического сообщества пришли к единому мнению – содержательная научная дискуссия возможна лишь в рамках одной парадигмы, полемика в понятиях разных парадигм – бессмысленна. Поскольку социология, таким образом, была фактически признана полипарадигмальной наукой, в тексте ответов часто приводятся точки зрения представителей основных социологических течений. К настоящему времени принято, в качестве наиболее крупных, выделять три парадигмы современной социологической теории: структурно-функциональную, социального конфликта и символического интеракционизма. Существует и другой подход, который выделяет парадигмы по основному объекту исследования: социальной структуре, социальным фактам, социальному действию, поведению и т. п. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|