|
||||
|
И был вечер, и было утро Прежде чем двигаться дальше, есть смысл еще раз внимательно свериться с единственным более или менее надежным свидетельством о событиях Начала Времен, а именно – с содержанием самых древних слоев «коллективного бессознательного». Мы считаем, что творческая реконструкция в форме Откровения «Книги Бытия» является надежным свидетельством. Поскольку во времена Моисея человечество еще не научилось философским и эзотерическим спекуляциям, а само «коллективное бессознательное» еще не было сильно загружено сложным опытом Истории. Поэтому нужно внимательно присмотреться к первым стихам первой Книги, чтобы не допустить явных противоречий и нестыковок. Это значит, что символические образы Семи Дней Творения должны обязательно получить рациональную интерпретацию в нашем социально-психологическом исследовании. Например, День Первый описан в Библии так: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» /Быт 1, 1/. Как совместить этот возвышенный тревожный пафос с идиллической картиной первобытного тропического леса, в котором человекообразные обезьяны лениво играют в свои социально-сексуальные игры? Получается, что мы заблудились в Лесу? Если понимать стихи Книги Бытия буквально, тогда мы в тупике. Но в том то и дело, что Библию нужно понимать символически – как образы, относящиеся не к физической реальности, а к психической, духовной субстанции. То есть «земля», «вода», «небо», «деревья», «звери» и «птицы», «мужчина» и «женщина», и многие другие образы Библии – это на самом деле архетипы (элементы) или свойства глубоких слоев психики, скрытых от обычных ощущений и чувств. Об этом «тайном», небуквальном толковании всей Библии, собственно, и говорится в Новом Завете, а также в книгах самых мудрых толкователей. Подробное толкование библейских символов выходит далеко за рамки нашего исследования. Однако кое-какие оригинальные выводы мы можем сделать и сами. Для этого достаточно лишь помнить, что архетипы и другие символы мифологических и религиозных Откровений отражают внутренний (!) психический опыт человечества, в том числе и прежде всего – следы пережитых стрессов и общую картину психологических состояний на том или ином этапе развития рода человеческого. Кроме того, следует помнить, что первый этап развития человеческой психики связан с душевным состоянием лишь одной из двух частей первобытной стаи приматов, а именно – сообщества фрустрированных перезревших девственниц. Так что ничего удивительного, что их психологическое состояние на первом этапе описано в виде опустошенности, в темных, депрессивных красках. Однако мы уже вполне можем догадаться, что за психическая субстанция скрывается за символом воды, занимающей все пространство первобытной психики. Это опять же достаточно простой вопрос для минутного обсуждения в игре «Что? Где? Когда?», особенно если сформулировать его так: «Что общего может быть между большим водным пространством и человеческой психикой?» Правильный и даже, наверное, тривиальный ответ – «Волнение». Действительно, наши девственницы-подростки, как и любые живые существа, не пребывали всегда в самой темной депрессии, а хотя бы иногда предпринимали какие-то действия, играли в игры, в том числе довольно агрессивные. Не случайно похожие состояния в психиатрии называют не просто «депрессивными», а «маниакально-депрессивными». Соответственно, в глубинах «коллективного бессознательного» этот переход от темных полос глубокой депрессии к более светлым полосам маниакальной активности должен выглядеть как мерцающие волны на темной поверхности моря. Заметим, что волнение – это все же свойство воды, точнее – водных пространств, морей. В таком случае, что же такое «море» или «нижние воды» на символическом языке, описывающем духовный мир. Очевидно, что это бездны фрустрации, заполняемые вполне определенным психическим содержанием – темные плотские фантазии, порождаемые инстинктом «реакции на отсутствие». Именно такое толкование символа «моря» можно найти в книгах о тайной символике Библии. Итак, мы разобрались с темной бездной депрессии и водой животной фантазии, которые наполняли почти весь первый этап Творения. Заканчивается День Первый вполне оптимистично: «И сказал Бог: да будет свет... И отделил Бог свет от тьмы». И назвал свет днем, а тьму ночью, а также учредил вечер и утро. Это и был «день один». Что можно сказать об этом? Бог в конце первого этапа антропогенеза не просто впервые сказал Слово, но выступил как активный субъект процесса. До этого только Дух Божий носился над водами, то есть образ животворящего начала властвовал над плотским воображением несчастных девственниц. И вдруг этот образ воплотился в Артефакт, значение которого определяется вовсе не физической аналогией с плотским животворящим началом, а качественно новым психическим состоянием девственниц – переносом на Артефакт своих социально-сексуальных вожделений. Поэтому Артефакт для наших девственниц – это и «бог», и «свет» как символ нового, «тайного» знания о магических свойствах первого «инструмента». Однако, что значит в данном контексте слово «сказал»? Не только Артефакт, но никто из участников «мистерии» не мог ничего сказать, просто в силу неразвитости голосовых связок и других речевых механизмов. Может быть, ответ даст другая версия этого же стиха, приведенная в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»? Но мы все же зайдем с другой стороны, сугубо рациональной. Что такое «слово» с точки зрения науки? Во-первых, любое слово – это знак, точнее в большинстве языков – набор знаков алфавита, но все равно – сложный знак, графическое изображение. В древних языках слово – это иероглиф. В любом случае слово имеет некоторую внешнюю форму Знака – графическую или звуковую. С этой внешней знаковой формой в коллективной памяти сообщества связано некоторое устойчивое понятие. Так, что при назывании или написании Слова у всех членов сообщества всплывает один внутренний образ. Поэтому Слово – это не просто Знак, но Символ, ключ к скрытому образу, обеспечивающий социальную коммуникацию и управление психическим состоянием сообщества и каждого из членов. Пусть даже в наши дни инфляция слов делает такие изменения в психическом состоянии минимальными и неглубокими, но все равно делает. Теперь внимательно посмотрим на наш Артефакт. Разве он не обладает всеми главными признаками Слова? Какая разница, что это не графическое, а скорее скульптурное изображение. Все равно Артефакт – это Знак. И не просто Знак, а Символ, имеющий для каждой девственницы понятное значение «животворящего начала», то есть Бога. А потому способного к инициации, то есть к изменению психического состояния всего сообщества девственниц и каждой из них. В этом смысле наш Артефакт – не только Слово, но одновременно виртуальный Субъект: «И Слово было Бог». Для иллюстрации можно привести еще один пример. Если первобытный человек не умел считать, но ему нужно рассказать другим о количестве мамонтов в соседней долине, то есть один способ. Он может показать число на пальцах, а если мамонтов больше десяти, то добавить к пальцам еще и несколько веточек. Такой набор счетных палочек – это тоже «слово», имеющее конкретное значение, невыразимое первобытными людьми. В этом смысле наш Артефакт является не только первым Словом, но и первым числом – Единицей. Между тем в языке символов Библии числительные тоже имеют значение, и число «один» или «Единый» имеет значения «Бог» или «Истина». Поэтому «день один» означает не просто первый день или сутки, но и день явления Бога. Заметим, что в описании начальных этапов Творения появились слова «день» и «ночь», «утро» и «вечер». Как и другие символы Библии, они означают не буквальные чередования дня и ночи в первобытном лесу, а чередования психических состояний «творческого меньшинства» в стае приматов. Те самые – из анекдота про клиента психоаналитика: «Помните, доктор, вы в прошлый раз сказали, что жизнь похожа на зебру? Так вот, оказывается, в прошлый раз была не черная, а белая полоса». После этого замечания можно перейти к реконструкции следующего, Второго Дня Творения. Итак, наши девственницы успешно прошли «непорочную», чисто социальную инициацию. Чтобы понять революционный характер этого сдвига, достаточно вспомнить, что окончательная эмансипация женщин произошла только в XX веке, и то не всюду. Главным в женской эмансипации стал переход к социально-образовательной инициации – на основе «аттестата зрелости» и возраста гражданской правоспособности. Но начался этот переход к социальной инициации в день обретения первого Слова. Тем не менее, похвальное стремление к обретению высокого знания не отменяет плотских желаний. Поэтому инициированные Словом девственницы (назвать их бывшими нельзя, поскольку речь идет об ином состоянии психики) повторно проходят процедуру инициации, уже в основном сообществе. И начинают жить двойной жизнью, поскольку оставшийся за спиной Артефакт обладает для них большей притягательностью, чем вожак с его устаревшим символом власти. Однако это не мешает девам стремиться к повышению статуса в основном сообществе. В целом эта полоса жизни для девственниц, да и для всей стаи, должна считаться светлой, поскольку освящена сразу двумя источниками нуминозного «света». Однако за всякие излишества рано или поздно приходится расплачиваться. И наступает эта расплата, когда девственницы достигают пика своего влияния в стае. Во-первых, прошедшие подростковую стадию развития девственницы заведомо умнее и сильнее своих более «счастливых» сестер, получивших статус взрослых сразу по окончании «детского сада». Во-вторых, они, как любое угнетаемое в прошлом меньшинство, более сплоченны и дружат против остальных. Поэтому достаточно быстро в ближнем круге вожака, состоящем из самых сильных самок, оказываются одни девственницы. Что, как минимум, ведет к увеличению доли девственниц среди новорожденных. Но также и к рождению молодых самцов, наследующих коллективный опыт первого поколения девственниц, в том числе бессознательное понятие о священном Артефакте. Для предыдущих поколений самцов манипулирование девственниц с Артефактом не имело никакого символического значения. Другое дело – для потомков девственниц, которые так же имеют преимущество при продвижении по «социально-сексуальной» иерархии. Поэтому вскоре должна была случиться ситуация, когда на смену старому вожаку, не имевшему понятия, а потому не ревновавшего к Артефакту, должен прийти новый, более сильный и умный вожак – сын девственницы. На своем пути к успеху такой претендент, догадывающийся о тайном смысле первого Слова, вполне мог оказывать Артефакту положенные знаки внимания и завоевать сердца девственниц, влияющих на выбор нового вожака. Казалось бы, с победой сторонника «тайного общества» должна наступить окончательная и полная победа «тайного знания» над косным обществом. Но не тут то было. Как бы не так! Первое проявление на высшем уровне того или иного революционного движения всегда в истории оборачивалось расколом, поражением и репрессиями. И в первый раз тоже. Итак, новый вожак, победивший конкурентов благодаря знанию о силе Артефакта, оказывается в результате один на один с этим самым Артефактом. Уж он-то, сын девы, точно знает, что манипуляции девственниц с Артефактом есть признание старшинства Артефакта. То есть Артефакт является для нового вожака соперником и объектом инстинктивной ревности. Причем этот инстинкт агрессии никакой культурой не ограничен. Напротив, нуминозный свет Артефакта добавляет психической энергии в топку инстинкта ревности. Так что Артефакт, не способный самостоятельно оказать отпор, весьма быстро изгоняется за пределы стаи. Разумеется, кто-то из девственниц пытался вернуть в стаю выброшенный Артефакт. После чего подвергается репрессиям со стороны нового руководства, оказавшегося реакционным. В жизни сообщества девственниц наступает вечер, сумеречная полоса, когда поклоняться Артефакту можно лишь тайно, под страхом физического наказания и понижения статуса, то есть доступа к пище. Нужно заметить, что члены стаи приматов и до начала всех странных событий пристально следили друг за другом, поскольку несоблюдение правил – это повод для общего остракизма в конкуренции за место «под солнцем». Так что в новых условиях любая самовольная отлучка члена стаи влечет репрессии. Кроме этого территория стаи скоро вычищается от всех предметов, похожих на Артефакт. Казалось бы, вот оно пусть серое, сумеречное, но спокойствие достигнуто. И дальше можно наслаждаться единством и порядком. Но мы забыли о детях. Новые девственницы рождаются и рождаются, причем пропорция среди новорожденных резко сдвигается в пользу носителей признака девственности. Для нового поколения девственниц опять возникают затруднения с «инициацией». Поскольку все потенциальные «артефакты» изгнаны, сломаны, выброшены за пределы места обитания, например, в соседнюю реку. Если на маниакально-депрессивные игры первого поколения девственниц-подростков остальные смотрели сквозь пальцы, то теперь вся стая пристально следит, чтобы «никаких новых артефактов», то есть нецензурных Слов. Отлучки из места расквартирования также строго запрещены. Ну и что делать в такой ситуации девственницам-подросткам, которые в отличие от первых поколений точно знают, чего хотят? Они направляют свое воображение уже не на изобретение Артефакта, а на способы его изготовления. Это уже качественно другой тип воображения, окрашенный не темными плотскими устремлениями, а достаточно светлыми успехами в опытах производства новых Артефактов, несмотря на постоянное наблюдение и угрозы наказания со стороны взрослых. В ходе постоянных стычек и конфликтов дистанция между основной стаей и подростковым сообществом растет, приобретаются навыки конспирации и утаивания Артефактов. Наиболее вероятным в этой ситуации является фактическое переселение подросткового сообщества девственниц на «верхние этажи» деревьев. Там где растут недоступные для тяжелых сородичей редкие ветки и тонкие верхушки, из которых легче изготовить новые Артефакты взамен отнятых. А теперь сравним эту ситуацию с символическим описанием Дня Второго в Книге Бытия: «Бог создал свод и отделил воды под сводом от вод над сводом. И дал своду имя «небо» /Быт 1,8/. Это вполне соответствует ситуации расколотого сообщества, охваченного волнениями. При этом волнения нижнего, основного сообщества и волнения верхнего, подросткового или даже уже юношеского сообщества имеют разную направленность. Поддерживающий волнения инстинкт воображения имеет разное качество внизу и наверху. Внизу – темные волны животных фантазий, связанных с ревностью и страхами. Наверху – проявления творческой фантазии, как сделать источник «света» Артефакт из остатков веток и верхушек доступных деревьев. Что касается библейской символики «неба», то она имеет несколько значений. Во-первых, небеса – это место обитания Бога, то есть на данном этапе Артефакта, остающегося, несмотря ни на что, притягательным для большинства взрослых членов стаи. В этом смысле буквальное обитание наверху, на небесах маргинального сообщества хранителей Артефакта могло породить именно такой символический образ неба, как ранее душевное волнение породило символику воды. Второе значение библейского символа «неба» или «воздуха» – это психологическое состояние Любви. Здесь объяснение будет не столь простым, как с верхушками деревьев. В отличие от «неба», символика «воздуха» как субстанции более абстрактная, а потому намного более поздняя, чем само «небо». Точно также как абстрактная «вода» со значением психологического состояния Надежды появляется много позже конкретного «моря». Да и само человечество должно достичь определенного уровня развития и дифференциации психики, чтобы различать столь тонкие духовные субстанции, как вера, надежда и любовь. Тем не менее, уже при первом появлении символики «неба» можно заметить, речь идет о незримой, прозрачной преграде, разъединяющей две волнующихся части. Этот «небосвод» буквально пронизан достаточно сложными психологическими связями, сочетанием сил притяжения и отталкивания. Нижняя часть сообщества по-прежнему вожделеет Артефакт и одновременно боится его появления. А верхняя, маргинальная часть стремится вниз, хочет воссоединиться с основным, получить заветный взрослый статус, но при этом тайное обладание Артефактом делает его заносчивым и дерзким. Если это не описание ситуации любовного треугольника, то что? И вообще состояние любви отличается от обычной эротики именно этим – наличием проницаемого для коммуникации, но трудно преодолимого социального барьера. Что касается «воды» как символа надежды, то и здесь связь с воображением достаточно прозрачна. Функция воображения как раз и продуцирует образы некоторого будущего состояния, что и составляет надежду. Другое дело, что воды как образ душевного волнения могут быть темными, нижними, питаемыми страхом, негативным знанием. А могут быть прозрачными, верхними, очищенными светом знания об Артефакте и о том, как его делать. Светлая середина второго этапа обусловлена достигнутым равновесием сил между верхним и нижним сообществом, психическим состоянием любви, питающим творчество верхнего сообщества «юных дев». Однако новые деревья растут медленно, а сломанные верхушки не восстанавливаются. Поэтому рано или поздно, но материал для изготовления Артефактов голыми руками закончится, а нижнее сообщество методически отнимает и репрессирует оставшиеся экземпляры. То есть постепенно общее настроение двух частей взволнованного сообщества клонится ко все более темному вечеру и ночи. Так завершается День Второй. Теперь попытаемся представить, что будет значить на символическом языке, описывающем психологические состояния, утро Третьего Дня. Утро – это, очевидно, переход от темной к светлой полосе «зебры», от состояния фрустрации к удовлетворению, когда наиболее активная часть сообщества находит свет нового знания, чтобы хотя бы на время примирить отцов и детей, нижних и верхних. Однако, как доказывает вся человеческая история, основой примирения соперничающих групп в расколотом обществе может быть лишь уравнение в силах, достижение «стратегического паритета». Заведомо более слабое физически верхнее сообщество «юных дев» должно было найти способ уравновесить силу и численность взрослого, нижнего сообщества. Причем это изобретение, новое знание должно появиться в процессе поисков способа изготовления новых Артефактов из деревьев, на которых уже давно не осталось легко отламываемых частей. Очевидно, что таким изобретением в условиях Леса могло быть только использование острых камней для рубки дерева. Это намного более сложное изобретение, чем просто использование палки или камня. Кроме того, использовать палку или камень умеют также нижние, более сильные, а потому хотя и просто, но более эффективно. А вот использование камня в качестве топорика для работы с деревом требует гораздо большего искусства. Такая изощренность и постоянная тренировка не нужны нижним, но жизненно необходимы верхним, чтобы создать новый Артефакт для ритуала инициации. Поэтому орудование камнем и обработка дерева становится почти инстинктивным действием, направляемым узконаправленным, но все же творческим воображением. И что важно, сами по себе камни-рубила, в отличие от изготовленных Артефактов, не являются табу, не вызывают инстинктивных ревности и репрессий со стороны нижних. Нижние с их «темным» воображением не способны оценить последствий применения «юными девами» новых каменных игрушек. Впрочем, и верхние тоже не думают о последствиях. Очевидно, что темный период в начале третьего этапа антропогенеза столь же длительный, как и самая первая ночь. Одним из достижений этого этапа становится очередное усложнение психического развития, формирование наряду с подростковой еще и юношеской стадии развития. Коренное отличие событий Дня Третьего от первого этапа в том, что даже после изготовления Артефакта и инициации, «юные девы» не могут просто так приблизиться к основной стае для получения полноценного статуса взрослых. Это первое поколение «дев-подростков» было для взрослых всего лишь детенышами, хотя и странными. «Юные девы» из третьего периода для основного сообщества остаются чужими, опасными даже после инициации, именно из-за обладания Артефактом. Поэтому попытки преодолеть незримый психологический барьер между двумя частями сообщества заканчиваются ревнивыми репрессиями и возвращением «юной девы» в круг своих товарок. В этом случае восстановление депрессивного статус-кво по законам психологии ведет и к восстановлению прежних занятий – маниакальной тренировке владения камнем-рубилом, что называется – до кровавых мозолей. Естественным продолжением становится обработка камнем всего, что попадается под руку, включая сами камни, то есть изобретение более острого оружия. Затем неизбежно использование оружия в ссорах между самими «юными девами». А мы помним, что в животных сообществах наличие острых зубов, когтей или иного оружия приводит к формированию более жесткой иерархии во главе с вожаком. Такая волчья иерархия неминуемо должна была установиться и в верхней части стаи. Впрочем, как и в любом «революционном подполье» в дальнейшей Истории. Даром что самое первое «подполье» было на самых верхних ветках Леса. (Вот интересно, Достоевский фамилию «Верховенский» для своих «Бесов» долго придумывал?) После формирования новой, более жесткой иерархии «юные девы» предпринимают более организованные вылазки на нижний уровень, инстинктивно стремясь, естественно, к общению с вожаком «реакционного режима». «Мирная» депутация получает организованный отпор, в том числе с помощью камней – не забываем, нижние тоже умные и инстинкты подражания вполне работают. Да и просочились уже давно «юные девы» и их потомки, владеющие камнем, в ряды «охранителей». Однако, кроме натренированного владения каменными орудиями, наши «юные девы» имеют теперь более агрессивную и сплоченную организацию. Посему переходят к «революционному террору» – нападают на отдельных самцов, слишком оторвавшихся от стаи, нанося серьезные раны, а то и убивая. Что вызывает рост общей напряженности и сплачивает основную стаю, все же способную дать отпор. Происходит «первая революция», в которой неизбежно гибнут самые агрессивные особи. Более осторожные приучаются вскоре не делать резких движений, возможно даже, приветствовать друг друга открытой ладонью, чтобы показать отсутствие камня или Артефакта. Результатом становится «разрядка напряженности», при которой верхние получают «политические права» в основном сообществе, включая участие в общих ритуалах. Однако все участники «объединительного процесса» отлично помнят, кто свой, кто чужой. Так что эта «светлая полоса» проходит под пасмурным небом короткого зимнего дня. Весьма вероятно, что долгий период смуты в начале Дня Третьего должен был заметно ослабить конкурентные позиции всей стаи в первобытном лесу – так что другие стаи приматов и хищники постепенно вытеснили стаю на самый край леса, сильно сократив угодья для сбора пищи. Так что внутреннее примирение и прекращение смуты рано или поздно, но должно было произойти просто в силу появления многочисленных хищных врагов, привлеченных запахом крови и наличием инвалидов. Фактор внешней агрессии позволяет всему сообществу, кроме самых «твердокаменных» хранительниц Артефакта, вспомнить «старые добрые времена», когда порядок в стае и почитание вожака позволяли держать всех соседей в страхе и подальше от нашего Леса. С учетом агрессивной и оснащенной новым оружием молодежи, достойный отпор внешней угрозе был обязательно дан, равновесие в экологической нише восстановлено. Из-за внешних врагов все теперь в стае вооружены каменными рубилами, но при этом соблюдают «традиции». Наиболее сильные и агрессивные «революционные в душе» самки, согласно старинным правилам составляют «ближний круг» вожака. Вожак в окружении таких союзников вынужден тщательно скрывать свою неустранимую «реакционную» сущность. Прошу меня простить за использование историко-публицистических штампов, но так короче описывать противоречивую психологическую реальность «единой стаи». Как только ситуация на «внешних фронтах» стабилизируется, вожак-«реакционер» фактически оказывается в заложниках у ближнего круга «революционных» самок. Скорее рано, чем поздно, прежний вожак погибает, после чего «революционеры» устанавливают, наконец, в стае верховенство Артефакта. Опять наступает кульминация, полная победа «светлых» сил над «темными», «тайного знания» над «мракобесием», и снова полная победа быстро приводит к поражению победителей. Потому что все преимущества «социальной» организации стаи зависят от ориентации подражательного инстинкта на фигуру вожака, поведение которого организует всю стаю для походов за пищей, для защиты от врагов или для ритуальных церемоний. Артефакт, конечно, очень уважаем не только среди революционной молодежи, но не способен вести за собой, как живой вожак. Как следствие, происходит полное разрушение порядка, хаос, разброд и шатания, совсем как в самом начале первого этапа. При этом естественным инстинктивным желанием каждого самца является занять место вожака. Однако, самые агрессивные из числа «юных дев» отчаянно и сплоченно защищают Артефакт. Так что ситуация начала второго этапа не может повториться, хотя бы в силу наличия коллективной памяти о пережитом девственницами стрессе. Но и сохраниться ситуация хаоса также не может. Не будем забывать, что в этот период в стае сохраняется альтернативный центр притяжения, состоящий из «дев», прячущихся и хранящих дубликат Артефакта «на верхнем этаже». По мере ослабления основного центра, захваченного первой волной «революционеров», молодые самцы обращаются к альтернативному центру, и кто-то самый смелый присваивает или сам изготовляет новый Артефакт. Возникает качественно новый «революционный» центр, объединяющий в себе символику двух прежних – одновременно и вожака, и Артефакт в его руках. Так что вокруг «революционного вождя» возобновляется эффективно работающая иерархия стаи. Событий произошло более чем достаточно, однако по библейской шкале это лишь полдень Дня Третьего. Вот теперь «революция» в первобытной стае завершена и привела к окончательной победе Артефакта, а значит к новому и еще более глубокому расколу. Агрессивная и сплоченная организация «революционных дев» не может быть удовлетворена новым порядком. Для них новая власть имеет образ чужой стаи конкурентов. То есть раскол в стае достиг степени настоящей гражданской войны. Но при этом в одной из двух враждующих частей стаи опять оказываются только самки из числа бывших «юных дев». То есть и на этот раз разделение стаи оказывается неполным, не окончательным. Степень взаимной агрессии уже такова, что полюбовного разделения на нижний и верхний уровни, как в начале Дня Третьего, уже не может быть. Поэтому происходит разграничение двух качественно разных частей стаи не по вертикали, а на плоскости. В Книге Бытия это символически звучит так: «И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» /Быт 1,10/. Как и в случае с «воздухом» и «водой», символизирующем любовь и надежду, «земля» в Библии имеет свой символический смысл – психологическая субстанция веры. Однако, как и в предыдущих случаях, нам следует полагать, что внешняя, буквальная форма связана с какими-то реальными обстоятельствами событий, приведших к появлению этого образа. Остается предположить, что речь как раз и идет о буквальном изгнании части стаи с суши на воду, точнее на деревья, растущие над водой. Причем в библейской реконструкции речь идет не просто о появлении суши, но и о том, что вода собралась. Здесь вообще-то логическое противоречие, поскольку это суша появилась, а вода под небом как бы уже была изначально. Поэтому можно предположить, что «собрание вод» - это на самом деле соединение вместе всех изгнанных из основного сообщества «младых дев». |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|