|
||||
|
Долгая дорога к морю Итак, в первой половине Дня Третьего из вод многих родились суша и море. Мы предположили, что эти образы могут быть как-то связаны с переходом маргинальной, преследуемой части стаи к преимущественно водному образу жизни. Однако по зрелому размышлению это объяснение кажется несколько натянутым, подгонкой под известную водную гипотезу. Во всяком случае, нам пришлось бы также предположить одно весьма и весьма случайное, маловероятное обстоятельство, будто наш тропический Лес находился непосредственно рядом с большим озером или морем. Однако, скорее, наоборот – для «зачатия» человечества и начала антропогенеза наиболее вероятным было бы сочетание тропического леса с холмами и скалами, давшими материал для первых каменных орудий. Хотя буквальная связь Дня Третьего с каким-то «лукоморьем» должна быть, но причина и следствие могут вполне поменяться местами. Первичным является разделение духовного, внутреннего мира на две качественно отличные психические субстанции, символами которых являются «земля» и «вода». А уже следствием этого разделения психики является не менее глубокое разделение стаи на две части, весьма неравнодушные друг к другу в смысле ненависти – оборотной стороны настоящей неразделенной любви. А уже это разделение станет причиной изгнания «юных дев» с твердой земли. Так что же такое «суша» или «земля» с точки зрения библейской символики? И почему эта символическая «суша» рождается из «воды»? Наиболее логично выглядит известная взаимосвязь между двумя духовными субстанциями: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» /Евр 11.1/, где ожидаемое и есть надежда, а невидимое – любовь. В нашем конкретном случае первого явления Веры осуществилась надежда многих поколений девственниц на полную эмансипацию. Теперь во главе стаи не просто вожак, но одновременно и «первосвященник», обладающий всеми атрибутами как светской, так и духовной власти. В одной руке у него Артефакт, он же «жезл», в другой руке – «держава», заостренный с одной стороны булыжник. Стереотипы поведения стаи дополнились сложными инстинктами – «трудовым» инстинктом обработки дерева и каменных орудий, а также возрожденными от далеких предков инстинктами мелких хищников, обладающих теперь более крупными телами и развитыми мозгами, а главное – весьма острыми и тяжелыми орудиями убийства, опробованными во внутрисемейных конфликтах. Так что первобытная стая пралюдей становится еще более полным хозяином тропического Леса, вытесняя за его пределы всех конкурентов и небольших хищников. А крупные хищники в тропическом лесу и так не водятся, не проберутся сквозь сетку корней и лиан. То есть приобретенное приматами новое качество организации и индивидуального развития опять возвращает Лес к состоянию экологического кризиса перенаселения. Если исходный Лес достаточно большой, то могло произойти постепенное разделение на несколько отдельных стай, разделенных какими-то естественными границами (реками, горами) и достаточно быстро вытеснивших из всего Леса остальных приматов и хищников. Тем не менее, для наших умозрительных целей будет достаточно рассуждать об одной стае, полностью контролирующей весь тропический Лес. Казалось бы, все в порядке, надежды многих поколений свершились и обратились в веру, укрепившую единство стаи. Никаких внешних врагов у стаи больше нет, живи себе и размножайся. Но в том-то и дело, что влажный тропический лес весьма продуктивен в части листвы, стволов и корней, но довольно скуп на съедобные плоды, ягоды, корешки или побеги. Поэтому первоначальной стае и приходилось постоянно патрулировать большую территорию, чтобы постепенно перемещаться от участка к участку по мере созревания плодово-ягодной пищи. И пришлось вырабатывать внутри стаи строгий порядок доступа к трапезе – вожак, фаворитки, дети фавориток, фавориты фавориток и лишь затем остальные. Но самое главное – пришлось выработать дисциплину постоянного наблюдения и быстрой мобилизации вокруг вожака, чтобы в любой момент сообща напасть на конкурентов, покушающихся на угодья стаи. Этот сложный инстинкт вытеснения чужаков будет работать тем более эффективно и автоматически в обновленной стае более крупных, хорошо размножающихся, а потому вечно голодных приматов. Поэтому особи, относящиеся к нижним слоям иерархии, в том числе пониженные за ссору с руководством, были бы обречены на скорую гибель. Если бы в обновленной психике стаи не был теперь запрограммирован бунт. Любое ущемление социального статуса у потомков «дев» означает выпадение из традиционного круга инстинктов и возобновление действия довольно агрессивных и маниакальных стереотипов. А значит, вновь возобновляется и растет маргинальное сообщество девственниц, которые изготовляют себе альтернативный Артефакт и начинают точить боевые топоры против вожака основной стаи. Однако мы помним, что в новой системе символов обладание Артефактом – есть атрибут вожака. Появление другого вожака или «жрицы» с Артефактом означает сигнал «чужие», и влечет немедленную инстинктивную реакцию ревности всей стаи. Основная часть стаи бросает все дела до тех пор, пока не изгонит конкурентов за пределы своего Леса. Если во главе отколовшейся части будет самец, то речь идет просто об уходе новой самостоятельной стаи. Но если отколовшаяся часть формируется на основе стереотипов, инстинктов поведения агрессивных «юных дев» образца вечера Дня Второго, то полного разделения не будет. Для такой «стаи ведьм» вожак и другие самцы основной стаи остаются предметом инстинктивного влечения, но эта «неразделенная любовь» оборачивается яростной ненавистью, побуждающей, как минимум, к бурному самовыражению в вокальной сфере. Приближаться к основной стае на расстояние видимости наши первобытные «сирены» опасаются, но в пределах слышимости стараются выразить в «песнях» весь диапазон переполняющих их чувств. Итак, бесповоротное изгнание наиболее упорных в своих заблуждениях «девственниц» из родного тропического Леса – еще одно важное Событие антропогенеза, знаменующее сумерки вечера Дня Третьего. Теперь самое время обратить внимание на описание второй половины Дня Третьего в Книге Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя…дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле» /Быт 1,11/. Казалось бы, ну что в этом описании интересного? Воссоздавая картину сотворения мира, Моисей обязан был разъяснить, когда были созданы растения. Однако мы уже договорились, что во времена пророков понятия о спекулятивной интерполяции между исходным и конечным состояниями не существовало в принципе. Это для рационального европейского интеллигента будет естественным заподозрить пророка в банальной дидактике. Для творческих людей, испытавших силу интуитивных прозрений, гораздо легче поверить в то, что Откровение Книги Бытия не содержит ни одной лишней детали, ни одного лишнего образа, кроме продиктованных свыше, из глубин коллективного Опыта. Поэтому мы обязаны объяснить, что означает символика травы и деревьев, и почему она относится именно к вечеру Дня Третьего. Теперь представим себе, чем в первую очередь должны были заняться изгнанные из привычного Леса девственницы, кроме самообороны от хищников и других видов приматов, обитающих в промежуточных экологических нишах между Лесом и саванной? Разумеется, главным занятием должно быть добывание пищи, причем именно растительной – ягод и корней травы, плодов деревьев. Потому что героини нашего детективного романа пока еще остаются строгими вегетарианками. Голод – не тетка, а потому «пятиминутки ненависти» в виде песнопений на опушке Леса, перемежаются поисками съестного естественным методом проб и ошибок. Постепенно передовой отряд, волей судеб выдвинутый в новую для прачеловека экологическую нишу, ценой немалых жертв начинает различать среди новых плодов и ягод съедобные и ядовитые, подсматривает у местных обитателей, где можно выкопать съедобные корни. А еще отрабатывает на практике новые тактические схемы защиты своей новой территории от конкурентов и хищников. Так что расшифровка символики в данном случае, как в анекдоте про Фрейда: «иногда банан – это просто банан». Трава и деревья из символики Дня Третьего – это действительно отраженный в «коллективном бессознательном» опыт освоения новых видов растительной пищи и отдельно стоящих деревьев как убежищ. Итак, передовой отряд «дев», пополняемый перебежчицами из голодного Леса, постепенно адаптируется к новой среде обитания. Однако в заботах о материальном не забывает и о «духовном», устраивая основной стае регулярные демонстрации и совершенствуя пение на опушке Леса. Поэтому обе части стаи оказываются как бы привязанными друг к другу, не отдаляясь далеко от границы двух экологических ниш. Однако между двумя экологическими нишами есть качественная разница. Экосистема тропического леса полностью освоена и находится на пределе возможностей для пропитания бурно размножающихся приматов, не имеющих теперь естественных врагов. В то же время новая экологическая ниша открыта для экспансии, поскольку доступ к новым видам пищи ограничен лишь борьбой с конкурентами и хищниками. А на этот случай у наших вегетарианцев есть очень неплохое каменное вооружение и агрессивная, вполне хищная организация. Поэтому постепенно, от поколения к поколению происходит перетекание большей части популяции из Леса в новую экологическую нишу. «Девы», обладающие опытом адаптации к новым условиям, рождают и мальчиков, которые по взрослении должны изгоняться в основную стаю. И наоборот, молодые самки из основной стаи в поисках пищи легко присоединяются к сообществу «сирен», а потом возвращаются. Так что происходит постоянный «обмен опытом» и «молодыми кадрами» между двумя частями разделенной стаи, иначе сам механизм экспансии в новые ниши был бы невозможен. Но как только члены основной части стаи приобретают новый опыт адаптации к условиям соседней экологической ниши, должно происходить вытеснение сообщества «сирен» за границы и этой новой ниши, в следующий соседний ландшафт с новыми травами и деревьями. Таким образом, из-за разделения стаи на две качественно разные социально-психологические системы («земля» веры и «море» надежды) возникает механизм экспансии нового вида приматов. А это уже действительно совершенно иной вид – обладающий другим набором инстинктов, другим местом в экосистеме, да и с бывшими родственниками, не прошедшими через «чистилище» внутреннего раскола, нет шансов на скрещивание при встрече. Наоборот, беспощадное изгнание или уничтожение. Нужно отметить также еще один важный для эволюции человека момент, связанный с неполным разделением двух частей стаи. На уровне отношений между взрослыми – непримиримая вражда и конкуренция, но при этом общее принятие в свой круг молодых особей из обоих лагерей. Просто потому, что это входит в сложный инстинкт лидерства в стае – инициация и покровительство молодым. Инициация вообще в силу предшествующих событий должна быть заглавным ритуалом в жизни не только молодняка, но и обеих стай. Отсюда принцип: «молодым – везде у нас дорога». В таких условиях наибольшие шансы на выживание получают особи, сохраняющие во взрослом состоянии физические и психические признаки детенышей. Та самая неотения, которая является одним из главных отличий человека от других приматов. В том числе постепенное уменьшение волосатости, детские формы и пропорции головы, а также инфантильные повадки. Причем в большей степени такая неотения должна затрагивать женскую часть популяции, поскольку молодые самцы могли мигрировать лишь в одну сторону, а юные самки – в обе стороны между двумя лагерями. В значительной степени эти древнейшие стереотипы социальной миграции сохранились и по сей день. В большинстве традиционных сообществ именно молодые девушки покидают свой род или отчий дом, чтобы поселиться на новом месте. Но даже и в «цивилизованных» городских сообществах зачастую можно встретить молодых женщин, сочетающих резкие контрасты поведения. В кругу себе подобных «сирен» такие особы производят впечатление циничных хищниц. Хотя все «песни» сводятся к обсуждению вопросов социальной миграции в круг «серьезных мужчин». При этом главным способом обольщения вожделенного противника является имитация инфантильного поведения и подчеркивание детских черт внешности – розовые щечки, пухлые губки, длинные ресницы, тонкие брови, светлые волосы. И в более зрелом возрасте «песни» на партсобраниях «сирен» вполне соответствуют первобытному стандарту: «все мужики – сволочи». Так что самые устойчивые стереотипы женского поведения выработались в самом начале Предыстории, когда у этих «песен» еще не было слов. Однако мы отвлеклись от процесса экспансии нового вида приматов за пределы изначального тропического Леса. Эта первоначальная экспансия имела достаточно жесткие ограничения. Она могла проходить лишь по влажным зеленым ландшафтам, дающим плодово-ягодную пищу, с достаточным количеством ветвистых деревьев для защиты от самых крупных хищников – тигров, львов и гиен. В том числе и поэтому вечер Дня Третьего неразрывно связан с образами зеленой травы и деревьев. Кстати, мы забыли ответить на один достаточно важный вопрос, который должен возникнуть у критически настроенного читателя: Если в «коллективном бессознательном» человечества отражен реальный опыт освоения новых экологических ниш, то почему в самом начале описан темный хаос, а не картина тропического леса с его плодами, ягодами и прочими насекомыми? На этот резонный вопрос есть один удовлетворительный ответ. Опыт освоения приматами тропического леса также отражен в «коллективном бессознательном». Но эти «записи» относятся к более древним слоям, когда никакого Артефакта в стае обезьян еще не было. А при «путешествиях» пророков в глубины «коллективного бессознательного» именно символика Бога является тем ключом, который открывает хранилища памяти, где этот образ содержится. По этому поисковому запросу доступны лишь те «записи», в которых есть это Слово. Поэтому библейская реконструкция процесса Творения начинается с рождения первого непроизносимого Слова, но не раньше. А что касается насекомых, которых наши предки тоже употребляли, то для них это были такие же плоды травы или деревьев. Так же как моллюски будут плодами водорослей и деревьев, растущих над водами большого озера или морского залива. Ну вот теперь, к концу Дня Третьего, мы собственно и добрались до настоящего моря. Рано или поздно экспансия нового вида по влажным тропическим ландшафтам должна была достичь своих естественных пределов. И в этом случае единственной соседней экологической нишей, в которую могли быть вытеснены «сирены» без риска погибнуть от голода или от хищников, являются, скорее всего, мангровые заросли на берегу моря, или же заросшие острова на больших водоемах. Многим поколениям сухопутных «сирен» до этого уже приходилось спасаться от сородичей вплавь через реки, так что определенный русалочий навык уже имелся. Теперь, когда мы методом достаточно простых и проверяемых рассуждений показали, как наше разделенное надвое сообщество должно было неминуемо добраться до крупного водоема, можно считать доказанным обязательный переход «чисто женского коллектива» к водному образу жизни. Главное отличие этой самой крайней экологической ниши от предыдущих – в том, что добровольно к этим довольно сложным условиям существования перейти невозможно. То есть это конечная точка первоначальной экспансии разделенной надвое стаи, потому что основное сообщество вслед за маргинальной частью уже в воду не пойдет. Вполне вероятно, что общая экспансия нового вида вышла на берега озер и морей во многих местах. Это никак не нарушает общности наших рассуждений, наоборот – подчеркивает закономерный характер общей эволюции нового вида, независимо от конкретного местообитания отдельных популяций. Главное, что, оказавшись на берегу больших водоемов, разделенная надвое стая уже никуда более не могла продвигаться, кроме как вдоль берега. Почему? Это элементарная психологическая задача, ответ на которую читатель может найти самостоятельно. С достижением водной, точнее – прибрежной экологической ниши, дальнейшая экспансия в смысле освоения новых территорий фактически прекращается. То есть какие-то из популяций могли еще продолжать двигаться по суше в пределах влажного тропического пояса, но это не тот путь, который ведет к новому витку развития человека. Возможно, что разделение вида на популяции, вышедшие к водным нишам и на чисто сухопутные, как раз и породило разные древние ветви рода homo. Что касается стаи, добравшейся до обетованного нами Лукоморья, то единственным выходом психической энергии, становится несбыточная до поры надежда «сирен» на социальный реванш. То есть «море» надежды приобретает глубокие формы. Рост напряженности между «сушей» и «морем» завершает процесс почти полного разделения двух враждебных лагерей. Так что с точки зрения символики библейского времени, процесс антропогенеза вновь достиг полночи, конца Дня Третьего. Что характерно, у нашего Лукоморья действительно должны расти раскидистые деревья, на ветвях которых могут укрыться от врагов русалки. Что же касается «ученого Кота», то и у него в свое время будет своя божественная роль в конце Предыстории. А пока что-то и меня клонит ко сну. Говорят, утро вечера мудренее, особенно если нужно попытаться разъяснить очередную загадку: Что может означать символика солнца, луны и звезд, знаменующих начало Дня Четвертого? |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|