|
||||
|
Приближение к Сказке В современном мире Заповедь Субботы еще труднее выполнима. Скорость социального круговорота растет, как и страх не успеть. Видимое разнообразие чувственных поощрений (увы, фальшивых) соревнуется с растущим предложением вредных и полезных привычек. Как вырваться из этого египетского плена цивилизации? Каждый свободный человек должен уподобиться Богу и сотворить свой виртуальный мир, чтобы взглянуть на него и сказать «Это хорошо!». Потом посмотреть внимательнее и захотеть улучшить творение. Поскольку источником является наш внутренний мир, то сотворенный мир будет отражать наши достоинства и недостатки. Улучшая творение, мы сначала рисуем идеальную романтическую модель, потом изобретаем критический реализм, потом переходим к идеализированному реализму – как бы нам хотелось видеть себя и свою жизнь. Затем очередной кризис разочарования и, наконец, мы захотим заново создать себя в соответствии с идеализированным, но все же реалистическим образом. Это долгий путь, который проходит свободный человек, и такой же Путь проходит Человечество в его свободной, творческой ипостаси. Самый верный и давно проверенный способ выйти на этот Путь – взять и написать для себя сказку. Полет фантазии необходим для осознания личной мифологии, а значит для взросления личности. Кстати, основоположники психоанализа изобрели заново этот метод свободных ассоциаций. Однако они неверно отождествили рассказанную сказку с внутренним миром людей. А это очень важно – не спутать сотворенный мир с реальностью. Иначе даже самое великое открытие, как «бессознательное» у Фрейда, может превратиться в пошлый догматизм. Жанр сказки наиболее безопасен в этом смысле, поскольку изначально не претендует на тождество с реальностью. Но нам нужна реалистическая сказка, обладающая психологической достоверностью. Для этого требуется интуиция, способность направлять полет фантазии на основе критического осмысления образов, извлекаемых из глубины «коллективного бессознательного». Такая целесообразная интуиция называется Искусством. Рациональным основанием искусства, необходимого для нашей Страшной Сказки является, прежде всего, аналитическая психология. Прежде чем создавать новый виртуальный мир – реконструкцию древнейших времен, мы должны расчистить место и положить ровный фундамент априорных условий. Как мы помним из Юнга, есть четыре психологические функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. В начале этого эссе уже шла речь обо всех четырех, но другими словами. Страхи и обязанности определяют мышление, эмоции и удовольствия – содержание чувствующей функции. Привычки и ритуалы – формы проявления ощущающей функции, которая может иметь любое содержание. Наконец, творческая фантазия – это содержание разных форм интуиции. Для начала нам нужно подробнее рассмотреть две стороны творчества Человека. Во-первых, это умение самому создавать сложные инструменты. Использовать уже готовые инструменты могут и высшие животные. Например, шимпанзе, встретившись с препятствием, отделяющим его от вожделенного банана, включит всю свою фантазию и подберет палку нужной длины. Но соединить вместе две палки – на это фантазии уже не хватит. Создание новых инструментов – одно из первых проявлений человеческой природы. И это инструментальное творчество тесно связано с мышлением. Именно эта психологическая функция направляется социальными страхами или обязанностями, которые имеют в своей первичной основе инстинкты выживания – добывания пищи или спасения. Вторая творческая ипостась Человека связана с чувствами и эмоциями, то есть средствами побуждения других к тем или иным действиям. В изначальном животном состоянии развитие этой функции ограничивается амплитудой и частотой побуждающих криков, в чем приматы также опередили всех остальных соседей по джунглям. Наши человекообразные предки не остановились только на развитии глотки и диафрагмы. Кроме «кнута» резких криков, был развит до совершенства механизм чувственного поощрения. Лишь у высших приматов половой инстинкт работает круглогодично – не столько для продолжения рода, сколько для сплочения стаи и поддержания иерархии. Замена инстинкта Искусством и здесь состоит в создании второй сигнальной системы, языковых средств для передачи эмоций далеко за пределы прямой видимости. Что есть по своей сути отвлеченное созерцание или «ощущение» по Юнгу? Это наполнение неких специально созданных для этого форм произвольным содержанием. В информатике можно привести аналогию с заполнением отдельной папки в памяти файлами фото или видео, или аудио. Другая аналогия попроще – губка, которая может впитать большой объем жидкости, причем все равно какой – чистой воды или морской, уксуса или мочи, нектара или яда. Функция губки – впитывать, а искусство губки – впитывать как можно больше и уметь отдавать впитанное без остатка, досуха. То есть Искусство созерцания сводится к развитию внешней формы, впитывающей и отдающей информацию. В животном мире мы также можем обнаружить прообраз созерцательной функции. Если прообразом инструментальной функции является охота, добывание (плюс инверсная форма - бегство от хищника), то прообразом созерцательной функции является выслеживание, вынюхивание (плюс инверсия – маскировка, скрытность слежения). То есть речь идет о наиболее эффективных формах восприятия необходимой информации. Когда охотничья собака застывает в траве, вытянувшись в струну навстречу запаху добычи, - это есть природное, естественное искусство созерцания. Аналогичное человеческое Искусство созерцания есть результат долгих поколений тренировки, которые формируют слух и даже Абсолютный слух, аналогичное искусство восприятия цвета, формы, вкуса, а кроме этих чистых искусств – также интегральные формы соединения созерцания с интуицией – например искусство врачебной диагностики. На высокой стадии развития цивилизации появляются также инструменты созерцания – стетоскопы, телескопы, микроскопы и так далее. Однако даже среди высших животных стайные приматы отличились найденным в ходе эволюции умением самосозерцания. При этом субъектом и одновременно объектом самосозерцания является стая в целом. Сексуально-социальная иерархия – это форма и умение стаи внимательно следить за своим состоянием, включая статус каждого из членов стаи. Это умение коллективного самосозерцания стало одной из предпосылок формирования будущего коллективного сознания. Отличие в том, что самосозерцание стаи – непосредственное, бессознательное, через условные инстинкты. А Искусство самосозерцания человеческого общества опосредовано Словом и потому не сиюминутно, а стремится к постижению Вечности. Наконец, самая сложная функция – интуиция, неотъемлемой инверсной формой которой является фантазия. Точнее наоборот, фантазия – это непосредственно направленная функция, а интуиция – обратная сторона этой медали, аналогично сопряжению «охота – спасение». Животная фантазия – это инстинктивная «реакция на отсутствие», попытки подобрать замену отсутствующей форме удовлетворения инстинкта. А вот интуиция – это более сложная форма ограничения, структурирования фантазии, вытекающая из накопленного и передаваемого генетически опыта фантазирования, прежде всего негативного опыта. Проще говоря, не все фантазии безопасны. Голодное животное, оказавшееся в новой или резко изменившейся экологической нише, должно найти новую пищу взамен привычной, но при этом отличить по каким-то отдельным признакам ядовитые растения или грибы от съедобных. Это и есть животная интуиция. Назвать аналогию для Человека в данном случае сложнее, поскольку фантазия и интуиция есть основа любого человеческого Искусства. То есть Искусство инструментальное обязательно обладает мыслительной интуицией. Искусство эмоциональное – своей чувствующей интуицией. И даже Искусство созерцания имеет интуитивный компонент. Можно ли говорить в таком случае о чистом Искусстве интуиции? В том смысле, что интуиция может быть проявлена помимо иных искусств – вряд ли. Искусство интуиции – есть развитие форм усвоения и передачи Опыта, который включает и мысли, и чувства и ощущения. Искусство интуиции состоит в том, чтобы оперировать с уже накопленным Опытом так же эффективно, как с актуальным содержанием. Отсюда происходит разделение психологических функций на экстравертные и интровертные, работающие с внешними образами и с образами памяти, в том числе коллективной. При этом возникает вопрос, на который первооткрыватель психологических типов Юнг давал сначала отрицательный, а потом иной ответ. А именно, возможна ли «экстравертная интуиция»? Есть ведь еще одна часть общей Тайны: способность, разительно отличающая Человека от животного. Что такое смех и Искусство смешного? И не есть ли это то самая загадочная «экстравертная интуиция»? Однако, это уже детали, которые нужно будет шлифовать и дорабатывать. Общая картина все же складывается. Можно даже уточнить задачу: искомая Первопричина должна быть такой, чтобы из нее могли постепенно развиться все четыре типа Искусств – инструментальное, эмоциональное, созерцательное и интуитивное. Цель для полета сказочной фантазии известна, осталось найти надежные ориентиры в выбранном направлении. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|