|
||||
|
Первый День Творения Как и положено в любом расследовании, следующий этап нашей работы после выявления наиболее вероятной причины Происшествия – это реконструкция общей картины, включая основные причинно-следственные связи. То есть мы должны определить, какие наиболее вероятные последствия должен был вызвать в жизни стаи приматов обнаруженный нами Фактор Икс, прервавший замкнутый цикл взаимодействия базовых инстинктов. Одновременно мы должны сверить восстановленную картину Происшествия и его последствий с имеющимися у нас свидетельствами о самых первых этапах антропогенеза. Напомним, что к таким свидетельствам относятся: 1) самые общие стереотипы социального поведения, характерные для всех человеческих сообществ, а также общие закономерности развития личности; 2) доступное нам содержание архаических слоев «коллективного бессознательного» в виде символики древних мифов, религиозных откровений. Заметим, что метод художественной реконструкции широко используется в криминалистике. Например, составление постфактум фоторобота преступника или схемы ДТП. Однако доказательная сила такой реконструкции заключается в совпадении со свидетельскими показаниями. Точно также и в научном исследовании разрозненные свидетельства о первичных и тем более отдаленных последствиях не имеют смысла без реконструкции картины причинно-следственных связей. И наоборот, реконструкция картины Происшествия будет иметь лишь художественное значение, если не подкрепить каждую из воссозданных причинно-следственных цепочек объективными свидетельствами. Наконец, нужно обратить внимание читателей, что в философии, не говоря уже о мифологии, религии, эзотерике, давно существует целый жанр сочинений на тему «предполагаемого начала истории», содержанием которых является именно реконструкция событий «начала Истории», «сотворения Человека». При этом следует различать спекулятивные построения и творческие откровения. Спекулятивные реконструкции, как правило, имеют своей целью подтвердить силу некоего базового постулата, «краеугольного камня» философских или эзотерических систем. Например, фрейдистские спекуляции на тему «эдипова комплекса» проецируются на первобытную стаю, чтобы абсолютно произвольно, без каких-либо объективных обоснований заявить, будто именно взаимная ревность молодых самцов и вожака стаи привела к убийству последнего, что якобы превратило животную стаю в социальную систему. С какой стати? Где логика и где доказательства? Поэтому спекулятивные теории «сотворения человека» нам могут быть интересны разве только как наглядные примеры ошибочной логики, чтобы им не уподобляться. Совсем другое дело – редкие примеры мифологических реконструкций «начала истории». Результатом подлинного, творческого откровения является образное, символическое отражение архетипов «коллективного бессознательного» – невидимого и невыразимого в полной мере рациональными схемами. Эта развитая мифология, например, «Книга Бытия» относятся к весьма древним временам, когда философии еще не существовало, и сложные спекулятивные построения вообще не имели места. Такого рода творческая реконструкция первых этапов Творения, память о которых хранится в «коллективном бессознательном», имеет для нас ценность надежных свидетельских показаний. Главное отличие нашей, научной реконструкции от спекулятивных философских или эзотерических теорий – в том, что мы опираемся исключительно на биологические факторы, вскрывая механизмы взаимодействия базовых животных инстинктов, а также общих принципов биологической эволюции. Без привлечения каких-либо иррациональных, метафизических гипотез. Второе отличие – тщательная проверка гипотезы на основе суммы доступных свидетельств и экспертных мнений. Третье отличие – отсутствие каких-либо отсылок к авторитетным теориям, которые нужно подтвердить. Мы просто расследуем Происшествие, применяя все доступные нам научные знания и методы. Теперь можно возвратиться к обнаруженному нами в ходе достаточно сложных поисков биологическому Фактору Икс, а именно – к девственности как структурной мутации, отличающей организм человека от человекообразных приматов. В ходе наших поисков мы выяснили, что любую животную стаю поддерживает устойчивый круговорот трех базовых инстинктов – охотничьего (агрессия), сексуального, подражательного (мимесис). Причем разорвать этот «непорочный круг» практически невозможно. Внезапная утрата способности, возможности или желания осуществлять инстинкты ведет просто к гибели особи или даже популяции, но в масштабах биологического вида круговорот инстинктов будет продолжаться практически вечно, пока существует экологическая ниша. Однако нас интересовало лишь такое прерывание круга инстинктов, которое ведет к «неполному разделению» стаи на две части, одна из которых становится не просто маргинальной, но «творческим меньшинством». Это меньшинство, не имея возможности участвовать в «социальной» жизни стаи, в круговороте базовых инстинктов, должно в силу четвертого базового инстинкта – «реакции на отсутствие» найти искусственную замену для удовлетворения «прерванных» базовых инстинктов. Чтобы в результате создать искусственную «реальность» – параллельный мир, населенный виртуальными ролями и артефактами, замещающими недоступные инстинктивные функции. Для создания такого «виртуального мира» нужно очень большое субъективное желание и, в конечном счете, сохранение всех физических и психических способностей к базовому инстинктивному поведению. Но одновременно – нужно трудно преодолимое объективное препятствие, которое возможно устранить или обойти только в ходе упорной творческой работы инстинкта животной фантазии – «реакции на отсутствие». То есть, на самом деле, условия для нашего искомого Фактора Икс были поставлены очень жесткие. Объективных препятствий, не связанных с умалением физических или психических потенций, на путях реализации инстинкта агрессии или инстинкта мимесиса мы просто не смогли себе представить. В самом деле, как представить себе объективную природную преграду, вдруг вставшую на пути вожака, пытающегося укусить или побить молодого самца? Это что – структурная мутация в виде панциря? Или, еще интереснее, как может выглядеть объективная преграда на пути реализации инстинкта подражания, мимесиса? Может быть, мутация в виде «шапки-невидимки» для вожака? Просто слепота ведь не годится, она ведет к гибели особи, а не к творчеству. В то же время найденный нами Фактор Икс, он же девственность – является вполне объективной природной причиной, прерывающей путь реализации одного из базовых инстинктов – полового. Но при этом, как показывает практика человеческих сообществ, преграда эта вполне преодолима при наличии определенных знаний и умений. Получается, что круговорот базовых инстинктов, созданный Природой для всех стайных и семейных организаций высших животных, имеет очень большую степень надежности. Практически один шанс из миллиона, чтобы реализовать единственную возможность разорвать кольцо инстинктов, найти единственную «лазейку» из мира животных инстинктов в человеческий мир непрерывного творческого преобразования «социальной реальности». В этой связи будет уместно поставить вопрос, а насколько случайным является само Странное Происшествие в Лесу? Есть ли природная причина у самого Фактора Икс? Или все же здесь есть место для спекуляций об инопланетном, божественном или ином «разумном» вмешательстве в суверенные дела стаи приматов? Во-первых, нужно вспомнить о биологическом законе гомологических рядов, указывающем на непрерывное действие фактора изменчивости. Чем больше размеры популяции, чем больше самих популяций и видов, тем больше реализуется всевозможных вариантов структуры и системных связей между органами и между особями. Доказательством успешности постоянных экспериментов живой Природы является тот факт, что среди млекопитающих есть еще один вид, кроме человека, обладающий признаком девственности. Видимо, не случайно поэты романтической эпохи воспевали «трепетную лань» в качестве метафоры для юных дев. Как видно из этого парнокопытного примера, сама по себе структурная мутация девственности не является основной причиной прерывания кольца инстинктов. Лани в смысле реализации инстинктов практически не отличаются от других оленей. Главной причиной является, очевидно, сочетание Фактора Икс с иным фактором, который является основой «социальной» структуры стаи приматов. А именно заимствованием внешних признаков базового полового инстинкта в качестве символики власти и подчинения, формирующей иерархическую структуру стаи. В стае волков или в стаде парнокопытных для формирования менее сложной иерархии используется инстинкт агрессии, но тоже ограниченный, превратившийся в символическое действие. Что касается базового инстинкта мимесиса, то он и без того является фундаментом любой стайной организации. И потом подражательный инстинкт, по определению, не имеет самостоятельных внешних форм выражения. Так что ограничить мимесис нельзя и заимствовать для «социальной» структуры у него нечего. Теперь мы можем уверенно предположить, что по мере эволюции животного мира сложность стайной организации возрастает путем задействования, вовлечения для целей самоорганизации базовых инстинктов. Первый уровень стайной организации характерен для низкоорганизованных видов, таких как лемминги в тундре или та же сельдь в море. Однако уже на этом уровне высокая энергетика мимесиса начинает влиять на реализацию других инстинктов – агрессии и полового. Начинается постепенная интеграция всех инстинктов в единую цепь или «кольцо инстинктов». На следующем уровне интеграции в общую цепь с мимесисом включается инстинкт агрессии, возникает новый уровень стайной организации, как у хищных, так и у травоядных животных, а равно и у некоторых птиц и даже рыб. В свою очередь, необходимость ограничения агрессии включает в «общую цепь» применение для «социальных» целей внешних форм реализации полового инстинкта. Дополнение и частичная замена инстинкта агрессии на половой инстинкт в качестве основы «социальной иерархии» дает следующий уровень сложности стайной организации, характерный для большинства приматов. Наконец, часть приматов, обитающих в вечных сумерках тропического леса, вынужденно развивает психические функции созерцания и интуиции, что требует в целом большего уровня психической энергии. Этот рост пассионарности существенно влияет и на эволюцию «социальной» структуры, поскольку степень «социально» обусловленного полового возбуждения ограничена уровнем психической энергии. Таким образом, усложнение «социальной» структуры стаи напрямую связано с уровнем психической энергии и возросшим объемом информации, обрабатываемым увеличившимся мозгом животных. И эта тенденция в развитии приматов является объективным следствием фактора естественного отбора. В свою очередь этот фактор развития не может не влиять на рост популяции, а значит на реализацию фактора изменчивости. Соответственно, вероятность появления мутации девственности на фоне превращения полового инстинкта в фактор «социальной» самоорганизации стаи повышается в достаточной степени, чтобы проявление нужной мутации стало только делом времени. Те не менее, если хорошенько подумать, то на повышенную вероятность такой мутации действовал не только фактор времени, но и сам «социальный» фактор, формирующий направление естественного отбора. Как мы выяснили в главе «Тело как Улика», «социально-сексуальная» иерархия в стае животных предков человека повлекла существенное увеличение размера половых органов по сравнению с другими приматами. Но из курса медицинской анатомии и эмбриологии можно узнать, что мужские и женские половые органы, несмотря на их внешнюю противоположность, на самом деле развиваются из одинаковых зачатков, соответствующих ранним стадиям эволюции. Так что наследование увеличенного размера половых органов затрагивает оба пола, и у женских особей «лишний» материал также реализуется в виде разного рода «архитектурных излишеств». Поэтому мы можем говорить о вполне закономерном появлении такого рода мутации в стае приматов, где именно гипертрофированный половой инстинкт определяет символику и иерархию власти. Таким образом, мы отследили причинно-следственную связь появления Фактора Икс с двумя самыми общими механизмами видообразования – изменчивостью и направленным естественным отбором. Отличие от классического дарвиновского понимания в том, что внешним фактором направленного естественного отбора здесь выступает не непосредственно естественная среда обитания, а «социальная» структура стаи, сформировавшаяся для адаптации в этой самой среде. Наконец, нужно вспомнить еще один важный механизм видообразования, который признан биологами в качестве существенного дополнения к классической теории эволюции. Этот механизм заключается в постепенном накоплении популяцией разного рода мутаций, часть из которых становится фактором выживания при экологическом кризисе. В нашем случае этот механизм эволюции также имеет место: Мы уже отмечали, что более высокий уровень интеграции и взаимодействия в стае приматов, спаянной «социально-сексуальной» иерархией, является фактором повышения конкурентоспособности вида. Как за счет вытеснения из Леса других видов растительноядных и насекомоядных животных, так и за счет совместного организованного отпора хищникам. Однако именно отсутствие естественных врагов в экологической нише есть самый прямой путь к экологическому кризису перенаселения. При этом фактор «социальной интеграции» ведет в своей сексуальной части к повышенной половой активности и, как следствие, к высокой рождаемости, а в «социальной» части – к снижению смертности. То есть скорость движения к экологическому кризису возрастает. В то же время структурная мутация девственности, которая оставляет без «социального» статуса и без сексуального удовлетворения часть молодых самок, действует на понижение рождаемости и, следовательно, является, как минимум, фактором, смягчающим экологический кризис. То есть проявление такой мутации в условиях экологического кризиса было, в целом, благоприятным фактором для сохранения конкретной популяции. Другое дело, что закрепление данной мутации в популяции, то есть увеличение числа девственниц среди самок повлекло за собой очень далеко идущие последствия не только для стаи, но и для всего вида, и даже для всей Природы. Итак, мы имеем достаточно подробную и логичную реконструкцию чисто биологических причинно-следственных связей, приведших к проявлению мутации девственности как системного Фактора Икс. Теперь, зная в достаточной степени подробности все биологические предпосылки возникновения Фактора Икс, мы можем продолжить реконструкцию картины Странного Происшествия в Лесу - точнее, серии событий и последствий, вызванных проявлением Фактора Девственности. Еще раз оговоримся, что для исследования отдаленных исторических событий не существует иного метода, кроме художественной реконструкции. Не случайно среди девяти муз есть Клио – муза Истории. Однако к такой исторической реконструкции современная наука предъявляет достаточно жесткие требования – выявление и учет всех значимых факторов, а также возможность непротиворечивой интерпретации всех свидетельств и артефактов, относящихся к данному ряду событий. В случае нашей художественной реконструкции есть две группы обстоятельств, влияющих на качество творчества. Во-первых, речь идет о самом Первом Событии, причем даже не в Истории, а в Предыстории человечества. То есть исторических событий отдаленнее этого просто не бывает. Отсюда проблемы со свидетельствами и поисками артефактов, относящихся к событию. Однако, по большому счету, все события древней истории, описанные, точнее – реконструированные историками, имеют примерно то же качество в смысле отражения в исторических источниках. И большой разницы для нас, было ли событие десять тысяч, сто тысяч или миллион лет тому назад, практически нет. Зато нам благоприятствует другая сторона этой же медали, а именно тот факт, что никаких внешних исторических и социальных обстоятельств на момент свершения Странного Происшествия в Лесу просто не существовало. Никаких факторов и сил, влияющих на процесс, не было не только за пределами Леса, но даже за пределами стаи. Поэтому для полной реконструкции нам вполне достаточно выявленного нами набора биологических факторов, прежде всего, «социально-сексуальных» стереотипов, определявших статус и поведение всех без исключения взрослых членов стаи вплоть до проявления Фактора Девственности. Отметим, что по своей сложности достоверная художественная реконструкция примитивных проблем первобытной «социальной» иерархии не относится к задачам повышенной сложности. Уж точно не «Анна Каренина», и даже не «Таис Афинская». Здесь сложнее будет, наоборот, удержаться от проекций на примитивную ситуацию привычных для нас социальных сложностей. Так что даже сказка о Маугли - нам не пример. Нужно абстрагироваться от всего «человеческого», социально обусловленного, и «предельно цинично» описать стандартное действие довольно прямолинейных животных инстинктов. Сразу условимся, что мы описываем обобщенную ситуацию, которая может иметь несущественные вариации в своем развитии. Например, нам все равно, появилась первая девственница в единственном числе или же их было несколько сестер. В любом случае одна или несколько должны были дать многочисленное потомство, чтобы девственность стала фактором развития. Также нам все равно, что какое-то творческое решение проблемы открыла одна или сразу несколько девственниц, потому что в силу инстинкта подражания это решение стало общим достоянием. Поэтому мы будем писать «девственница», имея в виду всех девственниц, и наоборот – обо всех, имея в виду каждую. Итак, мы вплотную приблизились к описанию момента собственно Странного Происшествия. Потому что само по себе рождение первой девственницы вряд ли привлекло внимание сородичей и даже ее матери. Уж больно незначительна новая деталь организма. Поэтому девственница, как и все детеныши, сначала висела на мамке, потом бегала за ней, потом играла со сверстниками во взрослых и, наконец, выросла, годам к четырем-пяти до половозрелого состояния. Что случается обычно с половозрелыми молодыми самками, я думаю, особо подробно рассказывать не надо. Хотя, на самом деле, в человекообразной стае с ними случается не просто первый половой опыт, а ритуал «социальной инициации». Поскольку в стае приматов половой акт имеет, кроме репродуктивного, еще и символическое значение, определяющее статус животного, место в иерархии. Но это «два в одном» – совпадение биологического и «социального» акта имеет значение не только для инициируемой самки, но и для инициирующего самца. Для него каждый публичный половой акт – это подтверждение доминирующего статуса, первого в «социально-сексуальной» иерархии. Очевидно, что не может быть вожаком самец, не справившийся с ритуальными обязанностями, включая инициацию молодняка. То есть неспособность вожака публично оплодотворить самку является признаком импотенции и бесспорным поводом для обструкции и низложения лидера, уронившего «социальный штандарт». После чего группа самых сильных самок избирает нового вожака. Однако проблема оказывается не персональной, а системной. Никто из самцов не обучен обращению с девственницами, так что ситуация внезапной «импотенции» вожака повторяется много раз, прежде чем вся стая оказывается деморализована и дезорганизована. Состояние всеобщего стресса и хаоса в тесном мирке первобытной стаи – вот начало творения человека и начало Предыстории. Однако даже со стрессовым опытом общения с первой девственницей нужно как-то справляться, порядок в стае нужно восстанавливать. Причем это должен быть прежний порядок на основе привычных стереотипов. Напомним, речь идет о стае мирных, довольно добродушных и ленивых зверушек. Поэтому никаких жестоких санкций к первой девственнице не могло быть. Просто в результате Странного Происшествия она осталась в статусе неполовозрелого детеныша. Поскольку это единственный способ для всей стаи вернуть статус-кво. Хотя, разумеется, пережитый стресс отпечатался в памяти всей стаи. Так что следующая инициация была очень нервной и осторожной, даже если очередная молодая особь и не была девственницей в анатомическом смысле. Но, тем не менее, вся стая более или менее успокоилась, вернулась в состояние привычной суеты. И только первая девственница после очередных безуспешных попыток привлечь внимание самцов так и осталась вечным ребенком. Итак, самым первым следствием Странного Происшествия становится появление маргинальной части сообщества – взрослых самок, имеющих не только социальный статус детеныша, но и вынужденно сохраняющих детское психическое состояние, поскольку инициация не состоялась. Между тем у высших животных детеныши отличаются повышенной игривостью. Это тоже проявление базового инстинкта животной фантазии – «реакции на отсутствие», в данном случае – на отсутствие взрослого статуса. Детеныши хищников играют в охотников, проявляют агрессию. Детеныши приматов играют в «дочки-матери» и другие социальные игры, тренирующие участие во взрослой жизни. Будет вполне естественно предположить, что основным занятием группы девственниц, оказавшихся в статусе вечных «второгодниц», становятся игры, имитирующие участие во взрослой иерархии. Теперь ненадолго прервем процесс реконструкции Происшествия, чтобы сразу отметить важное совпадение со свидетельскими показаниями антропологов. Существенное отличие человека от всех животных – необычайно длинный период детского развития, включая долгий период роста головного мозга. Между тем, первым последствием обнаружения сексуально-социальной непригодности первой девственницы было именно продление детского периода на неопределенный период. Причем продление детского социального и психического статуса влечет и продление физиологических процессов, характерных для детского периода. В силу взаимосвязи психосоматических процессов в организме и, особенно, вследствие пережитого и переживаемого заново в имитирующих играх стресса. То есть девственницы получили шанс вырасти до больших размеров, чем их более счастливые сверстницы, включая объем мозга. Это предположение подтверждается рутинным медицинским наблюдением – прекращением физического роста и психического развития у рано забеременевших молодых особей вида homo sapiens. Что касается психического развития первых девственниц, то из-за неучастия во взрослых социально-половых играх, психическая энергия должна была неизбежно канализироваться по двум главным направлениям. Во-первых, это проявление повышенной агрессии, характерное для подросткового периода и у вида homo sapiens. И, второе направление проявления такого же подросткового либидо – напряженность инстинкта подражательного поведения, инстинкта обучения. При этом первые девственницы должны были выйти далеко за рамки обычных детских игр, имитируя поведение не только самок, но и самцов, включая вожака. В дальнейшем этот же гипертрофированный подражательный инстинкт мог сыграть важную роль в приобретении девственницами навыков и умений, отличных от обычных стереотипов лесных приматов. Например, навыков охоты или ныряния в воду, заимствованных у других видов животных. Таким образом, можно с высокой вероятностью утверждать, что в результате Странного Происшествия усложнилась не только структура стаи, но и структура психики значительной части особей. Правда, нужно сразу отметить, что структура стаи уже содержала до этого маргинальную часть – группу детенышей, и первоначально удвоилась, усложнилась не основная, взрослая структура, а опекаемая, детская часть стаи. В результате детская стадия развития психики значительной части особей – девственниц, дополнилась новой, подростковой стадией развития, сочетающей статус ребенка с почти взрослой физиологией. Первичное усложнение половозрастной структуры стаи должно было просуществовать достаточно долгое время, чтобы связанные с этим стереотипы поведения устоялись и закрепились в коллективном опыте стаи. Продлению этого периода первоначального накопления опыта способствовало общее снижение рождаемости, смягчившее экологический кризис перенаселенности. Чтобы новоприобретенные девственницами стереотипы поведения и новая структура психики стали фактором видообразования, девственницы должны были на каком-то этапе получить возможность реабилитироваться и вернуться в общий круг реализации взрослых инстинктов стаи. Такое возвращение стало вторым важным Событием в ряду событий, начавшимся Странным Происшествием. Причем нужно представлять себе, что стая в целом достаточно быстро адаптировалась к фактору девственности. Память о пережитом Страшном Стрессе внесла определенные коррективы в процесс инициации молодых особей. После первичной проверки новые девственницы сразу направлялись в подростковый круг себе подобных и, после доходчивых объяснений с применением воспитательных мер, вряд ли сами решились бы повторить негативный, сугубо стрессовый опыт. Единственное, что оставалось девственницам, это имитировать взрослую жизнь в подростковых играх в качестве «реакции на отсутствие». Поэтому единственно возможным способом разрешения сложившейся ситуации могла быть практическая «инициация» в рамках имитационной игры во взрослую жизнь. Попросту говоря, должна была случиться дефлорация девственниц искусственным фаллосом. Сама по себе потеря девственности из-за неосторожного обращения с посторонними предметами не является ни проблемой, ни приобретением для психики девственницы, находящейся в социальном статусе подростка. Такого рода случайность не изменяет стереотипного течения жизни в животном и даже в человеческом сообществе. Потому что для изменения половозрастного статуса особи нужна именно инициация как соблюдение определенного ритуала. Это значит, что в рамках подростковой игры девственниц во взрослых должна быть воспроизведен весь ритуал, сформироваться такая же иерархия, «как у взрослых», включая вожака, единственно обладающего правом применять свой сакральный инструмент для «инициации». Нет ничего сложного для высших приматов в том, чтобы в порядке «реакции на отсутствие» использовать посторонние предметы, например, обломок дерева для игры в вожака. Здесь даже нечего особо фантазировать. Однако, чтобы в психике девственницы-подростка произошло переключение психической программы, изменение стереотипа поведения с детского на взрослый, необходимо нечто большее, чем просто устранение физического препятствия с помощью вновь изобретенного инструмента. Для этого «игра во взрослых» в исполнении группы девственниц должна стать больше чем игрой. Она должна была стать в глазах девственниц более важной и психологически привлекательной, чем постоянно наблюдаемый ими со стороны ритуал взрослой жизни. Естественной причиной такого превращения подростковой игры в сакральную «мистерию» стал повышенный уровень нерастраченного либидо, направленный на выполнение стереотипной «программы» приобретения взрослого статуса. Непосредственное участие в имитации недоступного ритуала, в поставленной силами девственниц «мистерии», оказывается психологически наиболее важно. За счет прилива психической энергии такое мистическое соучастие окрашено в нуминозные, светлые тона в большей степени, чем обычное наблюдение за ритуалом в основной стае. Соответственно, для экзальтированной девственницы ритуал инициации Артефактом в ходе «мистерии» оказывается более чем достаточной заменой обычной инициации. После этого освобожденная девственница легко переходит к стереотипной программе взрослого поведения. Она предлагает себя настоящему вожаку, и после проверки становится полноценным членом стаи. Как и другие девственницы, прошедшие обряд «инициации». Результатом найденного девственницами решения проблемы становится уже не удвоение «детской» части стаи, а латентное удвоение всей взрослой иерархии. При этом для девственниц более привлекательной из двух параллельно существующих структур остается именно та, в которой они прошли «инициацию». Кроме того, в альтернативной иерархии девственницы имеют заведомо более высокий статус. Поэтому девственницы совмещают участие в основном «социально-сексуальном» процессе с участием в самом первом «тайном обществе», осуществляющем таинство «инициации посвященных» – девственниц, достигших определенной ступени в играх «тайного общества». Наша реконструкция дошла до такой степени усложнения исходной животной стаи сообщества, которая уже имеет много признаков, характерных для человеческих сообществ. Во-первых, это «неполное разделение» исходного сообщества на две автономных части, имеющих сходную социальную структуру, но разную психологическую природу. Самое главное, что уже произошло в первый день Творения, это достигнутое частью сообщества («творческим меньшинством») полное отделение социальной иерархии от исходного замкнутого круга базовых инстинктов, включая половой инстинкт. Соответственно, сакральная, инициирующая роль символа власти, принадлежавшая половому органу вожака, в новой социальной структуре переходит к Артефакту – деревянной копии исходного плотского прототипа. Однако для сообщества девственниц этот деревянный Артефакт, породивший их к взрослой жизни и полноценному статусу, имеет уже большую сакральную ценность, чем даже исходный прототип. В новой, девственной части сообщества сформировалась структура, в центре которой находится уже не вожак, руководящий повседневными делами стаи, а Артефакт, окруженный жрицами, руководящими священными ритуалами. С точки зрения основной иерархии сообщество девственниц как бы и не существует. Именно в этом смысле его можно назвать «тайным обществом», спрятанным от взгляда основного сообщества. Для всех остальных существует только маргинальное общество девственниц-подростков, обладающих статусом детенышей, и есть бывшие девственницы, занявшие нижние этажи иерархии. Сакральное же значение Артефакта для «этих животных», в отличие от посвященных «девственниц», просто не существует. Но такое разделение сообщества на посвященных и непосвященных сохраняется недолго. Потому что все потомки девственниц, в том числе и мужского пола, несут в своей бессознательной психике образ Артефакта. Так вскоре после второго События в основном сообществе, кроме действительных участниц «тайного общества», появляются латентные «посвященные». Однако реакция сыновей первых девственниц, не участвующих, но «понимающих» значение альтернативных ритуалов и иерархии, скорее всего, была неоднозначной. Итак, уже второе Событие в процессе антропогенеза, «творения человека», формирует полноценную первичную структуру социума, которая затем воспроизводится на каждом новом уровне развития и усложнения. Практически во всех человеческих сообществах есть деление на две неравные части. С одной стороны – иерархия во главе с вождем, царем, президентом, занятая поддержанием порядка при распределении материальных благ и чувственных поощрений. С другой стороны – альтернатива, ведающая тайным, сакральным знанием во главе с верховным жрецом. Нужно также особо заметить, что в конце Первого Дня Творения для посвященных произошло разграничение двух частей сообщества, двух иерархий, одна из которых оказывается окрашена нуминозным светом священного Артефакта, а вторая пребывает на этом фоне буквально во тьме. Причем символика света и тьмы при этом означает также степень сопричастности к сакральному знанию. Если же говорить о значении Артефакта, то он становится не только символом животворящей, оплодотворяющей силы, но и первым постоянно используемым Магическим Инструментом. То есть в конце Дня Первого проявилось первое значение имени «Зевс», известное в древнейшей крито-микенской цивилизации. Однако, как мы помним, у имени верховного божества есть еще несколько значений – топорик и сардонический смех, а также бык, птица и змея. А в ветхозаветной реконструкции речь идет о семи «днях творения». Так что нам еще есть куда стремиться в наших поисках. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|