|
||||
|
КОММЕНТАРИИ Существование и герменевтика In: Interpretation der Welt. Festschrift fur Romano Guardini zum achtzigsten Geburtstag. Wurzburg, Echter-Verlag, 1965. P. 32–51. Кастпелли (Castelli-Gattinara) Энрико (p. 1900) — итальянский философ, сторонник «теологического экзистенциализма», радикальный критик солипсизма; в 1961–1966 гг. — один из организаторов научных конференций в Риме по проблемам демифологизации религии, в которых П. Рикёр принимал активное участие. [309] Quid — зачем, к чему, для чего, с какой целью (лат.). [310] Стоическая школа — древнегреческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. [311] Галаха, Аггада — жанры талмудической литературы. [312] Речь идет о труде немецкого философа и историка культуры, одного из основоположников философской герменевтики Вильгельма Дильтея (1833–1911) «Возникновение герменевтики» (1900). [313] Dasein — присутствие, наличное существование (нем.). [314] Полное название труда Эдмунда Гуссерля (1859–1938): «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936); это последнее (незаконченное) произведение философа, материалом к написанию которого послужили доклады, сделанные им в 1935 г. в Вене и Праге. [315] Cogilo — мыслить, думать, рассуждать (лат.); Рене Декарт (1596–1650), один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, признавал Cogito (Со-gito ergo sum — мыслю, следовательно, существую) первым достоверным суждением науки и первым непосредственно данным сознанию объектом. [316] Речь идет о работе П. Рикёра «Символика зла» («Symbolique du mal»), входящей в состав его труда «Философия воли» («Philosophie de la volonte. II. Finitude et culpabilite». Paris, I960): [317] Ван дер Л eye (Leew van der) Жерар (1890–1950) — голландский пастор, ученый, специалист в области истории религий. Леенхардт (Leenhardt) Морис (1878–1945) — протестантский пастор, этнолог, специалист в области первобытного мышления и мифологии. Элиаде (Eliade) Мирче (1907–1986) — французский философ культуры, исследователь мифологии, религиовед, писатель. [318] Булътман (Boultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религии, философ, представитель «диалектической теологии»; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования. Автор работ: «Иисус» («Jesus», 1926), «Новый Завет и мифология» («Neues Testament und Mythologie», 1948), «Теология Нового Завета» («Theologie des Neuen Testaments», 1953); см. раздел «Предисловие к Бультману» в наст. изд. [319] Полное название работы Э. Гуссерля: «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию» (1913; рус. пер. А. В. Михайлова — 1999 г.). [320] Набер (Nabert) Жан (1881–1960) — французский религиозный философ, в центре внимания которого проблемы самопознания, свободы, зла, веры. Автор работ: «Внутренний опыт свободы» («L'experience interieure de la liberte», 1932), «Основы этики» («Elements pour une Ethique», 1943), «О зле» («Essai sur le mal», 1955), «Жажда Бога» («Le desir de Dieu», 1966). П. Рикёр посвятил Ж. Наберу работу «Символика зла». [321]Culpa — вина, проступок (лат.). [322] Герменевтический круг — особенность процесса познания, отражающая его циклический характер. Различные представления о герменевтическом круге связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания, с другой: чтобы нечто понять, его надо объяснить, и наоборот. Св. Августин утверждал: для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание; в герменевтике XVIII–XIX вв. герменевтический круг представлен как круг целого и части: для понимания целого необходимо понимание отдельных частей, но для понимания отдельных частей необходимо уже иметь представление о смысле целого. [323] В связи с тем, что психоаналитическая терминология занимает в данной работе П. Рикёра значительное место, позволю себе отослать читателя, незнакомого или малознакомого с ней, к вышедшему на русском языке всемирно известному «Словарю по психоанализу» (М., 1996; пер. с фр. Н. С. Автономовой), авторами которого являются философ и врач-психоаналитик Жан Лапланш (р. 1924) и философ и литератор Жан-Бернар Понталис (р. 1924), научным редактором — Даниэль Лагаш (1903–1972), один из наиболее известных психоаналитиков, работавших в области психологии. В «Словаре» дана полная библиография трудов Фрейда. [324] Conatus — влечение, стремление (лат.). [325]См.: Платон. Пир 203 Ь-е. [326] Arche — начало, принцип (греч.). Telos — цель (греч.). I. Герменевтика и структурализм Структура и герменевтика Первоначальное название работы: Symbolique et temporalite. In: Ermeneutica e Tradizione (Actes du Congres international. Rome, janvier 1963). Archivio di Filosofia, direction E. Castelli. 3, 1963, 12–31. Переиздано с небольшими сокращениями: Esprit, november 1963. P. 596–627. [327] Вероятно, Рикёр имеет в виду свой труд «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» («De l'interpretation. Essai sur Freud», 1965) и, в частности, первую главу: «О языке, символе и интерпретации». [328] Gnose — познание (греч.: gnosis). [329] Гностики — представители гностицизма, религиозно-философского учения поздней античности, в котором основные факты и учение христианства разрабатывались как принадлежащие языческой (восточной и эллинской) мудрости. [330] Экзистентное (existential) понимание — анализ человеческого существования, игнорирующий онтологическую перспективу (см.: Хай-деггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 12–13. Пер. В. В. Бибихина). [331] «Первобытное мышление* — труд К. Леви-Строса, опубликован в 1962 г. (рус. пер. А. Б. Островского — 1994). [332]Здесь и далее см.: Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. Соссюр (Saussur) Фердинанд де (1857–1913) — швейцарский лингвист, один из основателей структурной лингвистики. [333] Фонологическое направление в лингвистике — раздел лингвистики, в котором изучаются структуры и функциональные закономерности звукового строя языка. [334] Трубецкой Николай Сергеевич (1890–1938) — русский лингвист, один из ярких представителей Пражского лингвистического кружка; разработал основы фонологии как особой лингвистической дисциплины; сформулировал принципы и задачи морфонологии. Якобсон Роман Осипович (1896–1982) — русский и американский лингвист, литературовед, семиотик, один из основоположников структурализма. Мартине (Martinet) Андре (р. 1908) — французский лингвист, фонолог, последователь Н. С. Трубецкого. [335] Здесь и далее см.: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983 (пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова). В данном случае см. с. 83 и след. [336] Мосс (Mauss) Марсель (1872–1950) — французский социолог и этнограф, ученик Э. Дюркгейма; оказал влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса. [337] Одрикур (Haudricourt) Анри (р. 1911) — французский лингвист, исследователь языков Юго-Восточной Азии. Гранэ (Granet) Марсель (1884–1940) — французский синолог. [338] Боас (Boas) Франц (1858–1942) — американский антрополог, этнолог, лингвист, один из основоположников структурной лингвистики. [339]Бриколаж (фр.: bricolage) — поделки, изготовление самоделок. [340] Рад (Rad) Герхард фон (1901–1971) — религиовед, специалист по изучению Ветхого и Нового заветов. [341] Амфиктиония — в Древней Греции религиозно-политический союз племен и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войн. [342]Машина feed-back — машина с обратной связью (англ.). [343] Праксис (praxis) — термин, введенный Сартром для обозначения творческого характера деятельности в отличие от подавляющей индивида инертной деятельности. [344] Речь идет о трагедиях древнегреческого драматурга Софокла (ок. 496–406) «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». [345] Шеню (Chenu) Мари-Доминик (1895–1990) — французский теолог-доминиканец, автор работ по средневековой теологии и томизму. [346] Signum — знак, клеймо (лат.). [347] Symbolon — символ (греч.). [348] Дионисии — по всей вероятности, Рикёр имеет в виду Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), христианского мыслителя V или VI в., использовавшего символизм для истолкования всего сущего. [349]Analogia — соразмерность, соответствие, подобие, сходство (греч.). Anagoge — раскрытие внутреннего смысла (греч.). [350]*Allegoriae — аллегория, иносказание (греч.). Disunctiones — различение, распознавание (лат.). [351] Гуго Сент-Викторскии (Hugo de Saint-Victor, ок. 1096–1141) — средневековый философ, представитель схоластики. [352]Ортиг (Ortigues) Эдмон (р. 1917) — французский философ, религиовед, этнограф, лингвист. [353] Translatio — перенос, перемещение, перевод (лат.). Двойной смысл как герменевтическая и семантическая проблема In: Cahiers internationaux du symbolisme, 1966, № 12. Pp. 59–71, a также: Mythes and Symbols. Studies in honor of Mircea Eliade. Ed. by Kitagawa and Ch. Long. University of Chicago Press, 1969. P. 63–81. [354] Ульман (Ulmann) Стивен (1914–1976) — английский лингвист. Гиро (Guiraud) Пьер (p. 1912) — французский лингвист. [355] A fortiori — тем более (лат.). [356] Пирс (Pierce) Чарлз Сандерс (1839–1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель; родоначальник общей теории знаков — семиотики. [357] Огден (Ogden) Чарлз Кей (1889–1957) — американский лингвист. Ричарде (Richards) Айвор Армстронг (1893–1979) — английский лингвист. [358]Годель (Godel) Роберт (р. 1902) — австро-швейцарский лингвист, представитель социологического направления в лингвистике. [359]Трир (Trier) Йост (1894–1970) — немецкий лингвист, последователь Гумбольдта (см. далее комм. 41). [360] Inpraesentia — в присутствие (лат.). [361] In absentia — в отсутствие (лат.) [362]Греймас (Greimas) Альгирдас (р. 1917) — французский лингвист (см. комм, к с. 452). [363] Башляр (Bachelard) Гастон (1884–1962) — французский философ, методолог науки, эстетик; см. его книгу «Психоанализ огня». М., 1993. 3&Рюйе (Ruyer) Реймон (р. 1902) — французский философ. Структура, слово, событие In: Esprit. «Structuralisme, ideologie et methode», mai 1967. P. 801–821. [364] Хомский (Chomsky) Ноам (р. 1928) — американский лингвист, основоположник генеративной лингвистики и теории формальных языков как раздела математической логики. *°Елъмслев (Hjelmslev) Луи (1899–1965) — датский лингвист. [365] Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (1767–1835) — немецкий языковед, философ, эстетик, государственный деятель и дипломат; основоположник философии языка как самостоятельной дисциплины, оказавший огромное влияние на развитие языкознания в XIX–XX вв. [366]Мейе (Meillet) Антуан (1866–1936) — французский лингвист, последователь Соссюра, глава французской социологической школы в лингвистике. [367] Бенвенист (Benveniste) Эмиль (1902–1976) — французский лингвист, ученик А. Мейе, специалист по общему и европейскому языкознанию, а также в области семиотики. **Фреге (Frege) Фридрих Людвиг Готлоб (1848–1918) — немецкий философ, логик и математик, основоположник современной формальной логики и логической семантики. *ьГич (Geach) Питер — английский философ, представитель лингвистической философии. Блэк (Black) Макс (р. 1909) — американский философ, представитель лингвистической философии. [368]Erfullung — выполнение, исполнение (нем.). [369] Гийом (Guillaume) Гюстав (1883–1960) — французский философ, лингвист, последователь А. Мейе. [370] Unterwegs zur Sprache — на пути к языку (нем.). Намек на одноименную работу — «На пути к языку» (1959) М. Хайдеггера. [371] Дюфрен (Dufrenne) Микель (р. 1910) — французский философ и эстетик. II. Герменевтика и психоанализ Сознательное и бессознательное In: Inconscient (VI-e colloque de Bonnevale). Bibliotheque neuro-psychiatrique de langue francaise, sous la direction de H. Ey. Paris: Desclee de Brouwer, 1966. P. 409–422. [372] См. раздел «Диалектика бытия и небытия» платоновского диалога «Софист», 236с—259е. [373] Речь идет о статье «Бессознательное», включенной в сборник работ 3. Фрейда «Метапсихология» («Metapsychologie». Paris, 1952), куда вошли также статьи «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Мета-психологические дополнения к учению о сновидениях», «Скорбь и меланхолия». [374] Ноэсис и ноэма — термины платоновской и аристотелевской философии. Гуссерль использует их для раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения; они связаны с центральным понятием феноменологии — интенциональностью, то есть предметной направленностью сознания. Рикёр так поясняет эти термины: поете — воспринимаемое, желаемое; noese — восприятие, желание (см. rRicoeurP. Reflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 30). [375] Политцер (Politzer) Жорж (1903–1942) — французский мыслитель; разрабатывал проблемы философии, политэкономии, психологии с позиций диалектического материализма (См.: Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. М., 1980). [376] les, PCS, Cs — принятое в психологической и философской литературе сокращенное обозначение содержаний душевной жизни, признаваемых и психоанализом: les (inconscience) — бессознательное, PCS (preconscience) — предсознательное, Cs (conscience) — сознание. [377] Es (нем.), Id (лат.), Ca (фр.) — «Оно» — наиболее архаичная, безличная часть психики, содержащая бессознательные влечения (les), которые коренятся в телесной организации человека и стремятся к удовлетворению. [378] Интроспективная психология — одно из ведущих направлений в психологии конца XIX — начала XX в., положившее в основу своих исследований метод самонаблюдения; главные ее представители В. Вундт (Wundt, 1832–1920) и Э. Титченер (Titchener, 1867–1927). [379]Речь идет об американской школе «психологии «Я»», или «эго-пси-хологии». [380]См. раздел «Самосознание» в труде Гегеля «Феноменология духа» (СПб., 1913). [381]Веланс (Waelhens) Альфонс де (1911–1981) — бельгийский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления; в 60—70-е гг. был близок психоанализу. [382] Вслед за Сартром термином «редкость» (rarete) обозначают отношение индивида к окружающей среде в условиях нужды, нехватки. [383]Алэн (Alain, псевдоним Эмиля Шартье) (1868–1951) — французский философ-моралист; в политике ставил целью спасти человека от тирании. [384] Стоицизм — школа древнегреческой философии; основана Зено-ном из Китиона ок. 300 до н. э. [385] Скептицизм — древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. [386] См.: Гегель. Феноменология духа. С. 90 и след. [387] Hybris — высокомерие (греч.). [388]Речь идет об английских писателях XVI–XVII вв., современниках королевы Елизаветы Тюдор (1558–1603). [389] Аполлон — в греческой мифологии олимпийский бог, сочетающий в себе функции как губительные, так и благодетельные, стороны мрачные и светлые; со временем Аполлон приобрел значение устроителя социально-политической жизни Греции, а также организующего начала в области морали, искусства, религии. [390] Софокл. Эдип-царь, 556–558 (пер. С. Шервинского). [391] «О вещая моя душа» (Шекспир. Гамлет. Акт 1, сцена 5 (пер. М. Лозинского)). [392] Bildung (нем.), naioeia (греч.), education (англ.), eruditio (лат.) — образование, воспитание. Психоанализ и развитие современной культуры In.: Traite de psychanalyse, sous la direction de S. Nacht. T. I, Histoire. Paris: P.U.F., 1965. P. 79—109. [393] См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1933. С. 1. [394]Ананке — в греческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. [395] Здесь и далее см.: Фрейд 3. Недовольство культурой (пер. А. Рут-кевича) // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. [396] Человек человеку волк (лат.). [397]Буквально: «сказочка о небесах» (нем.). Слова из поэмы Г. Гейне «Зимняя сказка». [398] «Так совесть делает из всех нас трусов» (Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена 1). [399] Эпикур (341–270) — древнегреческий философ-материалист. Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) — римский философ и поэт, автор поэмы «О природе вещей»; его идеи близки материалистическим взглядам Эпикура. [400]См.: Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997. С. 190–191. [401] Смит Робертсон (Smith Robertson, 1846–1894) — американский историк, этнолог, религиовед (см.: Фрейд 3. Тотем и табу. С. 178 и след.; 203). [402] «Имаго» («Imago») — международный психоаналитический журнал, основанный соратниками Фрейда Гансом Саксом и Отто Ранком (см. далее). [403] Атон («диск солнца») — в египетской мифологии олицетворение солнечного диска; первоначально — одна из ипостасей бога солнца, впоследствии — единый бог всего Египта. [404] Фараону Эхнатону приписывается свершение «монотеистической революции» — удаление всех древних богов из египетского пантеона ради единственного бога — Атпона. [405] Ранте (Rank) От/по (1884–1939) — один из ведущих представителей психоаналитической школы Фрейда; разрабатывал теорию «травмы рождения», отвергнутую Фрейдом; автор работ «Миф о рождении героя» (1909), «Мотив инцеста в литературе и фольклоре» (1912). [406]Райк (Reik) Теодор (1884–1939) — австрийский психоаналитик. [407]Керигма — провозвестие, проповедь (греч.). [408] Искусство поэзии (лат.). [409] «В орехе», то есть в зародыше (лат.); здесь: по сути дела, по существу. [410] Статуя Моисея, анализируемая Фрейдом в указанной работе, выполнена Микеланджело для гробницы папы Юлия II (Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи). [411]См.: «Литература». С. 601. [412] Онеирические (от греч. oyeipoc — сон) — сновидческие, фантастические, бредовые. [413] Aufklarer — просветитель, представитель эпохи Просвещения (Aufklarung — нем.). [414] См.: Ницше. По ту сторону добра и зла //Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 238 (пер. Н. Полилова). [415] Во французском языке on — безличное местоимение (ср. нем. «тал»). [416] Эпикуреизм — мироощущение, основанное на этике Эпикура, считавшего главной целью человека удовлетворение чувственных инстинктов и достижение полной душевной безмятежности. [417] См.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. Гл. 1: Моральная обязанность. Философская интерпретация Фрейда In: Bulletin de la Societe francaise de philosophie, seance du 22 janvier 1966. Paris, Armand Colin, n 3, 73–89. [418] Геру (Gueroult) Марсиал (1891–1976) — французский историк философии. [419] Quid — здесь: нечто (лат.). [420] Речь идет о сообщении, сделанном П. Рикёром на заседании Французского философского общества 22 января 1966 г. См. книгу П. Рикёpa «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» (Ricoeur P. De l'interpretation. Essai sur Freud. Paris, 1965). [421] См. комм. 15 на стр. 25. Ь1Финк (Fink) Ойеен (1905–1975) — немецкий философ, пропагандировавший гуссерлевскую феноменологию, сближая ее с идеями Хайдеггера. [422] Своими учителями Фрейд считал выдающегося австрийского физиолога Эрнста Брюкке (1819–1892), руководившего психологической лабораторией Венского университета, который Фрейд начал посещать в 1873 году, а также его ассистентов Зигмунда Экснера и Эрнста фон Флеиш-Марксова; в 1881 году Фрейд познакомился с профессором Физиологического института в Вене Йозефом Брейером (1842–1925), ставшим его покровителем в науке, поддерживавшим его морально и материально. [423] Category mistake — категориальная ошибка (англ.). [424] Stricto sensu — в строгом смысле (лат.). [425] См.: Ricoeur P. De l'interpretation. P. 387. Здесь Рикёр приводит цитату из «Толкования сновидений» Фрейда: «В наиболее конкретной форме процесс сгущения в сновидении проявляется в том случае, когда он избирает своим объектом слова и имена. Слова вообще очень часто играют в сновидении роль вещей и претерпевают тогда те же самые соединения, смещения, замещения, сгущения, как и представления о вещах» (Цит по: Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб, 1998. С. 333). [426] «Тетическое же суждение есть такое, в котором нечто не приравнивается и не противополагается ничему другому, а только полагается себе равным…» (Фихте И. Г. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1916. С. 93). [427]Hypotheton — предпосылка, предположение (греч.). [428]Anhypotheton — здесь: беспредпосылочность (греч.). [429]См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 181 (пер. с нем. Барышниковой Г. В.). [430] Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис (1908–1961) — французский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления. Эснар (Hesnard) Ангело Луи Мари (1886–1969) — французский психиатр, сторонник «открытого» психоанализа, обогащенного современными идеями биологии, лингвистики, феноменологии, социологии; книга «Творчество Фрейда«(«L'Oeuvre de Freud») была опубликована в 1960 г. [431] Ипполит (Hyppolite) Жан (1907–1968) — французский философ, историк философии, представитель неогегельянства, стремившийся соединить идеи Гегеля с экзистенциализмом. Техническое и нетехническое в интерпретации In: Tecnica e casistica (Actes du Congres international. Rome, janvier 1964). Archivio di filosofia, direction E. Castelli. 34, 1964. P. 23–37. [432]In absentia — здесь: в (его) отсутствие (лат.). In effigie — здесь: с (его) призраком, тенью (лат.). [433] См.: Шекспир. Гамлет, акт III, сцена 2 (пер. М. Лозинского). КОММЕНТАРИИ 611 [434]Вергот (Vergute) Анри-Бернар (р. 1913) — французский философ, специалист в области философии религии и философии морали; значительную часть своих работ посвятил творчеству С. Кьеркегора. [435] Wunscherfullung — исполнение желания (нем.). [436]'Бихевиоризм — направление в психологии XX в., сводящее психику к различным формам поведения, трактуемого как совокупность реакций организма на раздражения внешней среды. [437] Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (1768–1833) — немецкий протестантский теолог и философ; с его именем обычно связывают возникновение философской герменевтики. Вебер (Weber) Макс (1864–1920) — немецкий социолог, историк, экономист. Бультман (Bultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религий, философ, представитель «диалектической теологии», отталкивающийся от основных положений христианского экзистенциализма; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования. *вЛакан (Lacan) Жак (1901–1981) — французский теоретик и практик «структурного психоанализа», врач-психиатр; именно Лакан, считает Рикёр, дал наиболее правильное истолкование психоанализа Фрейда, выделив языковую структуру бессознательного (см.: RicoeurP. Reflection faite. Autobiographie intellectuelle. P. 33). [438]Entzauberung — расколдовывание (нем.). Entgotterung — разбожествление (нем.). [439] Речь идет о «Новых сериях лекций по введению в психоанализ» Фрейда (1930), которую многие сторонники и критики психоанализа считают развернутым и окончательным вариантом фрейдизма, где его основоположник обсуждает социологические, философские и общемировоззренческие проблемы (см.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989). [440]3ёйдер-3е — залив в Северном море у побережья Нидерландов. Искусство и фрейдовская систематика In: Entretiens sur Г Art et la Psychanalyse. Decades du Centre culturel international de Cerisy-la-SalIe (6—11 septembre 1962). Paris — La Haye, Mouton, 1968. P. 24–37, 361–368. [441] In fine — в конечном счете, в итоге (лат.). [442]Липпс (Lipps) Теодор (1851–1914) — немецкий философ, психолог, эстетик. [443]*Фехнер (Fechner) Густав Теодор (1801–1887) — немецкий философ и физиолог, один из основоположников экспериментальной психологии. [444] Речь идет о картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (ок. 1509). [445] Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961) — швейцарский психолог и культуролог, признававший себя учеником Фрейда, затем резко порвавший с ним; основатель аналитической психологии, в центре которой лежит понятие коллективного бессознательного, передаваемого из поколения в поколение совокупностью архетипов. III. Герменевтика и феноменология Жан Набер об акте и знаке In: Etudes philosophiques. Paris, P.U.F., 1962. № 3, 339–349. [446] Мэн de Биран (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер (Confier de Biran, 1766–1824) — французский философ и политический деятель. [447] Малъбранш (Malebranche) Никола (1638–1715) — французский философ, главный представитель окказионализма, стремившийся соединить идеи картезианства с учением Августина. [448]Речь идет о втором издании «Критики чистого разума», осуществленном в 1787 г. Хайдеггер и проблема субъекта Впервые опубликовано на английском языке: The Critique of subjectivity and Cogito in the Philosophy of Heidegger, in: Heidegger and the Quest for Truth, ed. Manfred S. Frings. Chicago, Quadrangle Books, 1968. P. 62–75. [449] В 1929–1930 гг. Хайдеггер осуществляет радикальную переориентацию своего мышления, названную им самим «поворотом»; именно с тех пор исследователи творчества немецкого мыслителя говорят о «раннем» («Бытие и время», 1927) и «позднем» («Неторные тропы», 1950; «Время картины мира», 1950) Хайдеггере. [450]Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (пер. B. В. Бибихина). [451]Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 (пер. В. В. Бибихина). [452] См. комм. 4 на с. 606. [453] См. комм. 44 на с. 611. [454] Gelassenheit — брошенность, одиночество (нем.) Вопрос о субъекте: вызов семиологии Впервые частично воспроизведено: «Die Zukunft der Philosophie und die Frage nach dem Subject». — In: Die Zukunft der Philosophie. Olten u. Freiburg i. B., Walter-Verlag, 1968,128–165. — ив: «New developments in Phenomenology in France — the Phenomenology of language». — In: Social Research. New York, ed. New School for Social Research, vol. 34, № 1, 1967. P. 1—30. [455] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 348–349. [456] См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. C. 229–258. [457]Habitus — внешность, наружность, облик (лат.). [458]Здесь и далее см.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974 (пер. с фр. Ю. Н. Караулова). [459] Hic et nunc — здесь и теперь (лат.). [460] Статья «Трансценденция ego» явилась своего рода творческим итогом изучения Ж.-П. Сартром феноменологии и экзистенциализма в Германии (1933–1934); опубликована в 1936 г. в журнале «Recherches philosophiques». Символика интерпретации зла Первородный грех: исследование значения In: Eglise et Theologie. Bulletin trimestriel de la faculte de Theologie protestante de Paris, 23, 1960. P. 11–30. [461] Пелагианство — христианская ересь, возникшая в начале V в. на латинском Западе в связи со спорами о божественной благодати, первородном грехе человека, свободе воли и предопределении; свое название получило от имени монаха Пелагия (ок. 360–410). [462]Климент Александрийский (ок. 150–215) — христианский богослов и писатель. [463] Манихейство — религиозное учение об окончательном торжестве добра (Света) над злом (Мраком), созданное персом Мани (III в.). * Peccatum originale — врожденный грех (лат.). Peccatum naturale — природный грех (лат.). *Йонас (Jonas) Ханс (1903–1993) — немецко-американский философ, занимавшийся проблемами философии биологии, философии сознания, этики. Пёч (Puech) Анри-Шарль (р. 1902) — французский религиовед, специалист в области истории религий. [464] Сотериология (от греч. sortier — спаситель) — учение о спасении через искупителя. [465] Речь идет о трактате Августина «Рассуждение против Фортуна-та-манихея» («Disputatio contra Fortunatum manichaeum»), 392. [466] Defecius — нехватка (лат.) [467] Aversio a Deo — отпадение от бога (лат.). [468] Und malum faciamus — Откуда мы берем зло (лат.). [469] Declinatio — отклонение (лат.). Corruptio — порча (лат.). [470] Libertas adpeccandum et ad non peccandum — свобода греховности и непогрешимости (лат.) [471] Речь идет о трактате Августина «О различных вопросах к Сим-плициану» («De diversis quaestionibus ad Simplicianum»); в трудах: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997; Анри-Ирене Марру. Святой Августин и августинианство. М., 1999 — годом издания этого трактата значится 396-й. [472] В тех же трудах (см. предыдущий комм.) название этого трактата и дата его написания указаны так: «О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия» («De Gratia Christi et de peccatooriginal!contraPelagiumetCoelestium», 418). Герменевтика символов и философская рефлексия (1) In: II Problema delia Dimitizzazione (Actes du Congres international. Rome, janvier 1961), Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 31, 1961. P. 51–73. [473] «EnumaElish» — древняя вавилонская поэма о сотворении мира.. [474] «Прометей прикованный* — трагедия Эсхила. [475] Орфики — представители религиозного движения в Древней Греции, возникшего в результате реформы культа Диониса. [476]Цит по: Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 50. [477] Минерва — в римской мифологии покровительница ремесел и искусств, позднее — богиня мудрости, войны и городов. Юпитер — в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы; царь богов. [478] aOr^ia— несправедливость (греч.). oqjxxaia — неумеренность (греч.). [479] Per generationem — по рождению (лат.). [480]Здесь и далее см.: Кант. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. [481] См.: Иов. 38,1. [482] Hiatus — пропасть, расселина, отверстие (лат.). [483] Мардук — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог Вавилона. "^Гераклит (ок. 540–480) — древнегреческий философ (именно он ввел в философию понятие логоса как говорящего с самим собой космоса, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал). Филон Александрийский (кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.) — иудей-ско-эллинистический философ, теолог, экзегет; логос у него создает космос из огненной стихии и является организующим принципом и наиболее совершенным творением мира. [484] Спиноза. Этика. М.;Л., 1933. С. 143 (пер. Н. А. Иванцова). [485]Maitre Jacque (по имени персонажа комедии Мольера «Скупой», бывшего одновременно и кучером и поваром) — мастер на все руки (франц.). [486] «Атласный башмачок» (1929) — пьеса французского писателя Поля Клоделя (1868–1955). Герменевтика символов и философская рефлексия (2) Первоначально под названием «Hermeneutique et reflexion». — In: De-mitizzazione e immagine (Actes du Congres international, Rome,Janvier 1962), Ar-chivio di Filosofia, direction E. Castelli, 32, 1962. P. 19–34. [487] См. комм. 56 на с. 611–612. [488] Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа (1613–1680) — французский моралист. [489]Eschaton — последний, конечный (греч.) Демифизация обвинения In: Demythisation et Morale (Actes du Congres international. Rome, janvier 1965), Archivio di Filosolia, direction E. Castelli, 35,1965 et Paris, Aubier, 1965. P. 49–65. [490]От лат. principium — начало, первопричина, первоисточник. [491]Ponit sednon tollit — полагает, а не отвергает (лат.). [492]Semeljussit semperparet, anaC teyouevov— принятому однажды подчиняются всегда (лат., греч.) ^Ансельм Кентерберийский (1033–1109) — средневековый теолог и философ, представитель августинианства. Барт (Barth) Карл (1886–1968) — швейцарский протестантский теолог, основоположник «диалектической теологии». [493]Intellectsfidei — разумная вера (лат.) [494]Faktum — факт (нем.). [495]Deus sive natura — Бог, или природа (лат.). Интерпретация мифа о наказании In: Le Mythe de la peine (Actes du Congres international. Rome, janvier, 1967). Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 37,1967 et Paris, Aubier, 1967. P. 13–42. *°Литтре (Littre) Эмиль (1801–1881) — французский лексикограф позитивистской ориентации, автор пятитомного «Словаря французского языка» (1863–1873). [496] Здесь и далее см.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 (пер. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной). [497]Massa реrdita — загубленная масса (лат.). [498] «Орестея» — трилогия древнегреческого драматурга Эсхила (525–456), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». [499] Lex — закон, юридическая норма (лат.). Nomos — обычай, закон (греч.). Септуагинта — наиболее древняя и значимая греческая версия Ветхого Завета, созданная «семидесятью толковниками» между 250 и 130 гг. до н. э. [500]См.: Ос. 2, 18–23; Ис. 50, 1. [501] Паскаль различает три несводимых друг к другу порядка бытия: физический, интеллектуальный, нравственный (см.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994). Религия и вера» Предисловие к Бультману In: Bultmann R. Jesus, mythologie et demythologisation. P., ed. du Seuil, 1968. [502] Речь идет об аллегоризме стоиков, представителей одного из главных течений эллинистической философии, зафиксированном в их диалектике, которая делится на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или предмете высказывания. [503] Имеется в виду аллегоризм Филона Александрийского', понимавшего священную историю не буквально, как того требовал иудаизм, а аллегорически, с помощью отвлеченных понятий языческого пантеизма. [504]См.: Быт. 16; 21; 25. [505]См.: Гал. 4, 24. [506] Речь идет о представителях александрийской филологии (возникла в начале III в. до н. э.), подчинявших изучение языка практическим потребностям критики текста (Аристарх, Дионисий Фракиец и др.). [507]Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский оратор и государственный деятель, теоретик красноречия. [508]Тертуллиан Квинт Септимии Флоренс (ок. 160 — ок. 220) — христианский богослов и писатель; в своих суждениях тяготел к парадоксам, подчеркивая существование пропасти между верой и разумом. Ориген (ок. 185–254) — христианский теолог, философ и ученый, основатель библейской филологии; разрабатывал учение о трех смыслах Библии — «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философско-мистическом), отдавая последнему безусловное предпочтение. [509]Маркион (конец I в. — 160 г.) — христианский теолог, гностик; сторонник отграничения христианства от иудейства. [510]Любак (Lubac) Анри de (1896–1991) — французский философ и теолог. [511]Lectio divina — Священные тексты (лат.). [512] Multiplex intelectus — многозначное понимание (лат.). Intellectus de mystherio Christi — понимание таинства Христа (лат.). [513]Св. Бернар (1090–1153) — католический теолог-мистик. [514] Fidex ex auditu — здесь: вера на слух (лат.). [515]Досократики — ранние греческие философы VI–V в. до н. э., а также их ближайшие преемники в IV в. до н. э. [516]Sacrificmm intellectus — принесенный в жертву разум (лат.). [517]П. Рикёр в своей «Интеллектуальной автобиографии» отмечает, что под структурализмом он прежде всего имеет в виду разнообразные лингвистические концепции, вытекающие из учения Фердинанда де Соссюра: семиология Р. Барта, семиотика А. Греймаса, литературная критика Ж. Жене, наука о мифах К. Леви-Строса (См.: RicoeurP. Reflexion faite. Autobiografie intellectuelle. P. 38). [518] Фидеизм — утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. [519]Экзистенциалы — понятия, выражающие, по Хайдеггеру, духовный опыт личности, ощущающей свою неповторимость и смертность. Свобода и надежда Первоначальное название работы: «Approche philosophique du concept de liberte religieuse». — In: L'Hermeneutique de la liberte religieuse (Actes du Congres international. Rome, janvier 1968). Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 38, 1968 et Paris, Aubier, 1968. P. 215–234. [520]Мольтман (Moltmann) Юрген (р. 1926) — немецкий теолог, предпринявший попытку соединить традиционную христианскую эсхатологию с идеями социальной теологии: надежда на божественное вмешательство в земные дела должна, по его мнению, сочетаться с преобразованием общества и самого человека в духе христианских принципов. [521]"Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875–1965) — немецкий мыслитель, близкий «философии жизни»; теолог, врач, музыковед, автор трудов по философии культуры, этике, новозаветной экзегезе. [522]Бубер (Buber) Мартин (1878–1965) — еврейский религиозный философ, поэт и литератор; создатель «диалогической теологии», близкой к «диалектической теологии» и экзистенциализму. [523]Exnihuo — из ничего (лат.). [524]Речь идет о философской поэме «О природе» древнегреческого философа и поэта Парменида (ок. 540–480 до н. э.) [525]Necspe — пес теш — если нет надежды, нет и страха (лат.). [526]Promissio — обещание, обетование (лат.); Missio — послание (лат.). [527]Creatio ex nihilo — творение из ничего (лат.). [528] Синоптики — обозначение евангелистов Матфея, Марка и Луки. [529]Spero ш intelligam — надеюсь, чтобы понять (лат.). [530]Вейлъ (Weil) Эрик (1904–1977) — французский философ. [531] Intellectus fidei et spei — разум веры и (разум) надежды (лат.). [532] Die Absicht aufs hochste Gut — устремленность к высшему благу (нем.). [533]См. работы Бэкона: «О прогрессе наук…», «О достоинстве и преуспеянии наук», «Новый органон» — Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. М., 1972. Виновность, этика и религия Впервые опубликовано на английском языке: Guilt, Ethics and Religion. — in: Talk of God. Royal Institute of Philosophy. Lectures, vol.11,1967–1968. Londres, Macmillan, 1969. P. 100–117. [534] ^Петтаццони (Pettazzoni) Рафаэль (1883–1959) — итальянский историк религии. [535] Ego sum qui fed — Я тот, кто это сделал (лат.). Религия, атеизм, вера Впервые опубликовано на английском языке: Religion, Atheisme and Faith. I: on Accusation, II: on Consolation. — In: The Religious significance of atheism. By Alasdair Maclntyre and Paul Ricoeur. XVIII Series of Bampton Lectures in America, delivered at Columbia University (1966). New York et Londres, Columbia University Press, 1969. P. 57–98. [536] Танатос (греч. thanatos) — в греческой мифологии бог, олицетворяющий смерть; в психоанализе — термин, означающий влечение к смерти. [537]См.: Материалисты Древней Греции. С. 45. [538]См.: Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1990 (особенно с. 99, 103,107; пер. С. Л. Франка). ^Sils-Maria — деревушка близ Венеции, где в 1881 г. у Ницше родилась идея работы «Так говорил Заратустра»: «Я здесь засел и ждал в беспроком сне, По ту черту добра и зла…» (Фр. Ницше. Сильс-Мария). ^Бонхёффер (Bonhoeffer) Дитрих (1906–1945) — немецкий протестантский теолог, автор концепции «безрелигиозного христианства». [539]См.: Иов 38, 1. [540] См.: Иов 38,4. [541]См.: Иов 40, 10–24; Пс. 103, 26; 73, 14; Ис. 27, 1. [542]См.: Иов 42, 5. ^Сократики — философские школы, основанные вскоре после смерти античного философа Сократа (469–399). [543]Physis — природа (греч.). [544]Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. С. 769 (пер. Ю. М. Антоновского). [545] См., например, Хайдеггер М. Письмо о гуманизме; Вопрос о технике; Поворот // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Отцовство: от фантазма к символу In: L'Analyse du langage theologique: le nom de Dieu (Actes du Congres international. Rome, janvier 1969). Archiviodi Filosofia, direction E. Castelli, 39,1969 et Paris, Aubier, 1969. P. 221–246. [546] — термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви, милосердия («Ага-пе — это братская любовь со свойственными ей непротивлением, жертвенностью, мученичеством». — RicoeurP. Histoire et verite.?., 1964. P. 253). [547] Период творчества Гегеля в годы преподавания в Йенском университете (1801–1806). [548]Personenrecht — личное право (нем.). ^Sachenrecht — вещное право (нем.). [549]Moralitat — моральность (нем.). [550]Sittlichkeit — нравственность (нем.). [551] Пропп Владимир Яковлевич (1889–1970) — русский лингвист, фольклорист. Русские формалисты — русские языковеды, в конце XIX в. выступившие за поиск собственно лингвистических критериев при изучении языка; их пафос, по словам Ельмслева (см. комм. 40 на стр. 608) состоял в протесте против смешения грамматики с психологией и логикой. [552] Барт (Barth) Ролан (1915–1980) — французский литературовед (см. комм. 17 на стр. 618). ^Erinnerung — воспоминание (нем.). [553]Здесь: реализующей себя эсхатологией (нем.). ^Redivivus — воскресший, обновленный (лат.). Примечания:3 См.: Рикёр П. История и истина. СПб., 2002. С. 12. 4 «France catholique». 1992, № 2338. P. 16. 5 Reflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 18. 30 3 31 1 32 2 33 3 34 греха 35 Quid — зачем, к чему, для чего, с какой целью (лат.). 36 Стоическая школа — древнегреческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. 37 Галаха, Аггада — жанры талмудической литературы. 38 Речь идет о труде немецкого философа и историка культуры, одного из основоположников философской герменевтики Вильгельма Дильтея (1833–1911) «Возникновение герменевтики» (1900). 39 Dasein — присутствие, наличное существование (нем.). 40 Полное название труда Эдмунда Гуссерля (1859–1938): «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936); это последнее (незаконченное) произведение философа, материалом к написанию которого послужили доклады, сделанные им в 1935 г. в Вене и Праге. 41 Cogilo — мыслить, думать, рассуждать (лат.); Рене Декарт (1596–1650), один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, признавал Cogito (Со-gito ergo sum — мыслю, следовательно, существую) первым достоверным суждением науки и первым непосредственно данным сознанию объектом. 42 Речь идет о работе П. Рикёра «Символика зла» («Symbolique du mal»), входящей в состав его труда «Философия воли» («Philosophie de la volonte. II. Finitude et culpabilite». Paris, I960): 43 Ван дер Л eye (Leew van der) Жерар (1890–1950) — голландский пастор, ученый, специалист в области истории религий. Леенхардт (Leenhardt) Морис (1878–1945) — протестантский пастор, этнолог, специалист в области первобытного мышления и мифологии. Элиаде (Eliade) Мирче (1907–1986) — французский философ культуры, исследователь мифологии, религиовед, писатель. 44 Булътман (Boultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религии, философ, представитель «диалектической теологии»; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования. Автор работ: «Иисус» («Jesus», 1926), «Новый Завет и мифология» («Neues Testament und Mythologie», 1948), «Теология Нового Завета» («Theologie des Neuen Testaments», 1953); см. раздел «Предисловие к Бультману» в наст. изд. 45 Полное название работы Э. Гуссерля: «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию» (1913; рус. пер. А. В. Михайлова — 1999 г.). 46 Набер (Nabert) Жан (1881–1960) — французский религиозный философ, в центре внимания которого проблемы самопознания, свободы, зла, веры. Автор работ: «Внутренний опыт свободы» («L'experience interieure de la liberte», 1932), «Основы этики» («Elements pour une Ethique», 1943), «О зле» («Essai sur le mal», 1955), «Жажда Бога» («Le desir de Dieu», 1966). П. Рикёр посвятил Ж. Наберу работу «Символика зла». 47 Culpa — вина, проступок (лат.). 48 Герменевтический круг — особенность процесса познания, отражающая его циклический характер. Различные представления о герменевтическом круге связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания, с другой: чтобы нечто понять, его надо объяснить, и наоборот. Св. Августин утверждал: для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание; в герменевтике XVIII–XIX вв. герменевтический круг представлен как круг целого и части: для понимания целого необходимо понимание отдельных частей, но для понимания отдельных частей необходимо уже иметь представление о смысле целого. 49 В связи с тем, что психоаналитическая терминология занимает в данной работе П. Рикёра значительное место, позволю себе отослать читателя, незнакомого или малознакомого с ней, к вышедшему на русском языке всемирно известному «Словарю по психоанализу» (М., 1996; пер. с фр. Н. С. Автономовой), авторами которого являются философ и врач-психоаналитик Жан Лапланш (р. 1924) и философ и литератор Жан-Бернар Понталис (р. 1924), научным редактором — Даниэль Лагаш (1903–1972), один из наиболее известных психоаналитиков, работавших в области психологии. В «Словаре» дана полная библиография трудов Фрейда. 50 Conatus — влечение, стремление (лат.). 51 См.: Платон. Пир 203 Ь-е. 52 Arche — начало, принцип (греч.). Telos — цель (греч.). 53 См. в наст. изд. разд. IV. Символика интерпретации зла, гл. «Герменевтика символов и философская рефлексия» (1 и 2). 54 Вероятно, Рикёр имеет в виду свой труд «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» («De l'interpretation. Essai sur Freud», 1965) и, в частности, первую главу: «О языке, символе и интерпретации». 55 Gnose — познание (греч.: gnosis). 309 1 310 2 311 3 312 4 313 5 314 6 315 7 316 8 317 9 318 10 319 11 320 12 321 13 322 14 323 15 324 16 325 17 326 18 327 1 328 2 329 3 330 4 331 5 332 6 333 7 334 8 335 9 336 10 337 11 338 12 339 13 340 14 341 15 342 16 343 17 344 18 345 19 346 20 347 21 348 22 349 23 350 24 351 25 352 26 353 27 354 28 355 29 356 30 357 31 358 32 359 33 360 34 361 35 362 36 363 37 364 39 365 41 366 42 367 43 368 46 369 47 370 48 371 49 372 1 373 2 374 3 375 4 376 5 377 6 378 7 379 8 380 9 381 10 382 11 383 12 384 13 385 14 386 15 387 16 388 17 389 18 390 19 391 20 392 21 393 22 394 23 395 24 396 25 397 26 398 27 399 28 400 29 401 30 402 31 403 32 404 33 405 34 406 35 407 36 408 37 409 38 410 39 411 40 412 41 413 42 414 43 415 44 416 45 417 46 418 47 419 48 420 49 421 50 422 52 423 53 424 54 425 55 426 56 427 57 428 58 429 59 430 60 431 61 432 62 433 63 434 64 435 65 436 66 437 67 438 69 439 70 440 71 441 72 442 73 443 7 444 75 445 76 446 1 447 2 448 3 449 4 450 5 451 6 452 7 453 8 454 9 455 10 456 11 457 12 458 13 459 14 460 15 461 1 462 2 463 3 464 6 465 7 466 8 467 9 468 10 469 11 470 12 471 13 472 14 473 15 474 16 475 17 476 18 477 19 478 20 479 21 480 22 481 23 482 24 483 25 484 27 485 28 486 29 487 30 488 31 489 32 490 33 491 34 492 35 493 37 494 38 495 30 496 41 497 42 498 43 499 44 500 45 501 46 502 1 503 2 504 3 505 4 506 5 507 6 508 7 509 8 510 9 511 10 512 11 513 12 514 13 515 14 516 15 517 16 518 17 519 18 520 19 521 20 522 21 523 22 524 23 525 24 526 25 527 26 528 27 529 28 530 29 531 30 532 31 533 32 534 33 535 34 536 35 537 36 538 37 539 40 540 41 541 42 542 43 543 45 544 46 545 47 546 48 547 49 548 50 549 51 550 53 551 54 552 55 553 57 |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|