|
||||
|
Дающий должен благодарить Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено. Умедзу Сейбей, купец из Эдо, решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю. Сейсецу сказал: «Хорошо, я возьму их». Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен отношением учителя. Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за 500 рё! — В этой сумке 500 рё, — как бы невзначай сказал Умедзу. — Ты мне уже сказал, — ответил Сейсецу. — Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги, — снова заговорил Умедзу. — Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них? — спросил Сейсецу. — Ты должен это сделать, — ответил Умедзу. — Почему должен я? — спросил Сейсецу. — Дающий должен благодарить. КОММЕНТАРИЙУчитель потребовал большое помещение. Потребовал, а не попросил. Это значит, что иначе не будет учить, и это может напугать. Значит, он учит хорошо. Если его требование не будет удовлетворено, а с его стороны не последует никаких санкций, то авторитет учителя станет ниже. То есть требуя, учитель рискует своим авторитетом, своим самым ценным средством производства.
Раз рискует, значит действительно новое большое помещение необходимо, и это понятно всем. Понятная проблема подтолкнула учеников к конкретным действиям, и один из них, столичный купец — человек не бедный, принес деньги на строительство просторной школы. Учитель согласился их взять — значит, мог бы и не согласиться. Учитель не нищий. Нищий — это человек, кроме всего прочего, согласный принять деньги от любого. А учитель — нет!
Купец недоволен тем, что учитель не придал должного значения его поступку, и даже не поблагодарил за деньги. Он намекает на значимость своего поступка и на ожидание благодарности. Учитель намек явно игнорирует, и купец переживает столкновение с неожиданностью. Поведение учителя его раздражает, и совершенно ему непонятно. Купец настойчиво делает намек еще более явным: это и для него самого чувствительная сумма, а он принес её небогатому учителю. Теперь уж учителю придется как-то объясниться!
В картине мира купца он принес большую сумму конкретному человеку — небогатому учителю, а не общему делу. Купец, несмотря на то что является учеником, всё же в глубине души остается циничным, настолько, насколько этого требует его ремесло. Уж кто-кто, а купец понимает разницу, говоря сухим языком, между физическим и юридическим лицом! Учитель без всякой вежливости обнажает конфликт ценностей: «Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя?!» Но и купец готов идти на конфликт: «Ты должен это сделать!» Конфликт налицо. Ведь теперь учитель должен или поблагодарить, или вернуть деньги.
Вместо этого купец слышит иное: «Дающий должен благодарить!» Он в растерянности. Почему дающий?!
Благодарность, в отличие от оплаты, не имеет конкретных размеров и конкретного срока, после которого моральная задолженность быть благодарным исчезла бы полностью. Учитель, благодарный ученику, уже не на 100 % учитель, а он еще и должник. Возникает асимметрия но отношению к другим ученикам. Теперь он не такой хороший учитель как по отношению к этому ученику, так и по отношению к другим ученикам также. Ученику же быть в долгу перед учителем не только не помеха ученью, но даже напротив: если ученик не ощущает себя в долгу перед учителем, то он уже не совсем ученик, а скорее покупатель знаний. Но знания не продаются, а передаются, продается же только информация. Учитель — в своей картине мира — согласился пойти навстречу купцу и принять от него деньги. А мог бы и не принять! Так кто же кого должен благодарить?! Купец, похоже, не понимает разницы между нищим и учителем: нищий берет от любого и тратит на себя, а учитель берет не от любого и тратит на общее дело. Почему учитель берет не от любого? Потому что тогда он действительно становится лицом нуждающимся и должен быть благодарен каждому ученику-спонсору. А как он может отблагодарить ученика? Либо выйти для этого ученика из роли учителя, в которую потом трудно, если не невозможно, вернуться. Это значит, в каком-то смысле, потерять ученика. Может быть, вместо этого приобрести друга, партнера или, напротив, критика или недовольного клиента. Либо отблагодарить его, оставаясь в роли учителя, выделив его некоторым образом среди других учеников. Но любое выделение из чувства благодарности ухудшает процесс обучения как выделенного ученика, так и учеников не выделенных — так сказать, обделенных.
Как учителю избежать задолженности перед учеником-спонсором безоговорочно? Как говорил великий Мао: «Чтобы палку выпрямить, её надо перегнуть!» Учитель не будет должником дающего лишь в случае, когда дающий сам является его должником. И не может принять деньги в случае, если дающий не готов ощущать себя должником учителя.
Принимая от купца деньги, учитель проявляет доверие купцу, верит, что купец способен остаться благодарным. От кого-то другого он бы и не принял денег. Купец же, даже если сам этого сейчас не понимает, может остаться тем же самым учеником, но с еще большим чувством благодарности к учителю.
Прямое разъяснение всего этого купцу — дело многосложное, лучше пока оставить его наедине с проблемой. Дающий должен благодарить!
|
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|