|
||||
|
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; — Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; — Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания. 2. Школа Пифагора. Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины. В числах пифагорейцы видели: — свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; — объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. 3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами: — выступал против антропоморфических элементов в религии; — высмеивал богов в человеческом виде; — жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека; — считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных; — стоял во главе монотеистов и во главе скептиков; — осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы: — разграничивал истину и мнение; — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; — сущее считал лишенным изменчивости и многообразия; — бытие есть, небытия нет. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида: — вся его жизнь — борьба за истину и справедливость; — он развивал логику как диалектику. 4. Школа Сократа. Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|