Онлайн библиотека PLAM.RU


25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В конце 40–50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

— философский;

— ментальный;

— мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее науки — за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

— если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

— лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

— важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие «нормальной науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм». Основными представителями его являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др.

Основная задача «научного материализма» — соотношение материи и сознания.

«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов.

Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием — медициной, биологией, физикой и др.

Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.