|
||||
|
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ С начала XX в. начинается возвращение к онтологии. Мысли людей снова устремлены к простому, единому и целостному. Русская метафизика. Метафизика — первофи-лософия. Ее задача — докопаться до истины путем описания богатого многообразия и загадочных глубин бытия, а также через построение и толкование связи всего сущего. Предмет изучения метафизики: бытие; ничто; свобода; бессмертие. Русские философы считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а если сказать точнее, являются их отражением. Русские философы связывали решение проблемы бытия со спецификой: — мировоззрения; — мироощущения народа; — людей определенной культуры. Русские мыслители не приняли европейского толкования бытия, потому что специфика русского мировоззрения базируется на ином по сравнению с западным мироощущении. Русская философия питается соками русского мироощущения и тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма. Отношение русской философии к онтологии имеет истоки в русском религиозном сознании. Суть русской религиозности — бытие в Боге. Именно эта религиозность определила философское решение темы бытия. Религиозный онтологизм стал родоначальником философского онтологизма. Русскому мировоззрению и русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально-личностной сфере как подлинном бытии. Духовное творчество светских и религиозных мыслителей в России было направлено на объяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни. Неотомизм. Неотомизм — философия католической церкви, ядро неосхоластики. Неотомизм возник в конце XIX в., энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был назван единственно истинной философией, соответствующей христианскомуучению. Неотомизм — одно из наиболее значительных направлений в философии, основное распространение он получил в Бельгии и Франции, но имеет своих представителей почти во всех странах. Важнейшим исследовательским центром является Высший институт философии, который был основан при Лувенском университете в 1882 г. кардиналом Дезире Мерсье. Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозныхдогм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики; проблемами метафизики — учением о действии и потенции: наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию. Главный раздел неотомизма — метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал. Основная проблема неотомизма — проблема Бога. Бог постигается как реальность: бесконечная; вечная; несотворенная; совершенная; личностная. Неотомизм также разрабатывает: — проблемы натурфилософии; — проблемы духа; — вопросы познания; — проблемы этики. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|