|
||||
|
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций. Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности. Параметры истины Объективность. Объективная истина — это независимое от общества в целом и человека в частности познавательное содержание. Истина — свойство человеческого знания, поэтому она по своей форме субъективна. Истина не зависит от произвола сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна. Абсолютность. Абсолютность истины — это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса знания. От абсолютной истины следует отличать вечную истину, которая обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность. Относительность. Относительность истины — это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи. Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях. Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия. Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории. Основные пункты конкретности истины: — истина исторична — реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия; — истина динамична — абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения; — истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима. Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного: — теории, содержащие противоречия; — недоказанные теоремы; — неразрешенные проблемы; — гипотетические объекты с неясным познавательным статусом; — парадоксы; — противоречивые объекты; — неразрешимые положения; — необоснованные предположения; — порождающие антиномии представления и рассуждения и др. Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|