|
||||
|
44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания — специальное исследование познания, которое делится: — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: — природа познания; — возможности и границы познания; — отношение знания и реальности; — соотношение субъекта и объекта познания; — предпосылки познавательного процесса; — условия достоверности знания; — критерии истинности знания; — формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание); — episteme — знание, умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: — знание как данность, добытый факт; — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: — обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: — исследует природу человеческого познания; — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|