|
||||
|
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ Методологией называется учение о методах познания и преобразования действительности. Методом называется система регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической деятельности. Методикой называются конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Методика основана на методологических принципах и производна от них. Метод находится в неразрывной связи с теорией, что находит свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и синтез; индукция и дедукция и др. Философские методы — это приемы исследования объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Сравнительно-исторический метод — это установление различия и сходства предметов. Сравнение — необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство: — тех или иных животных; — определенных языков; — народов; — некоторых религиозных верований; — художественных методов; — закономерностей развития общественных формаций и др. Анализ и синтез. Анализом называется мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтезом называется мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрагирование — это выделение с помощью мысли: — какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами; — какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств; — какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование — это необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация — образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Обобщение — мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Процесс ограничения — мысленный переход от более общего к менее общему. Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|