Онлайн библиотека PLAM.RU


VI.

Наивные люди над?ются, что въ конц? концовъ все устроится и въ одинъ прекрасный день совершится мирная революція, когда пользующіеся всякими привиллегіями по доброй вол? согласятся уступить свои права всему народу.

Конечно, мы в?римъ, что они уступятъ когда нибудь, но то, что ихъ толкнетъ на уступки, не будетъ внезапнымъ порывомъ гуманнаго чувства, а страхъ передъ будущимъ, въ особенности ввиду «совершившихся событій»; безъ сомн?нія эти люди изм?нятся, но только тогда, когда для нихъ явится абсолютная невозможность продолжать жить по старому, а это время еще далеко. Всякій организмъ функціонируетъ только сообразно своему устройству — онъ можетъ перестать функціонировать, разрушиться, но онъ не можетъ развиваться въ обратномъ направленіи. Всякая власть естественно стремится увеличить свое вліяніе надъ большимъ числомъ подчиненныхъ ей индивидуумовъ; всякая монархія по той же причин? старается сд?латься всемірной. — Если нашелся одинъ Карлъ V, который, удалившись въ монастырь, издали, какъ зритель наблюдалъ за траги—комедіей народовъ, то сколько найдется другихъ царей, страсть которыхъ ко власти ни ч?мъ не можетъ быть удовлетворена и которые, если не по слав? и талантамъ, могутъ вс? считаться Аттилами, Александрами Македонскими и Юліями Цезарями. Точно также р?дко можно встр?тить и капиталистовъ, отрекшихся отъ любостяжанія и отдавшихъ свои сокровища на осуществленіе какого нибудь общеполезнаго д?ла; даже т?, которые желали бы ограничить свои потребности, не могутъ этого сд?лать, подчиняясь вліянію своей среды: ихъ капиталы будутъ расти, принося проценты на проценты. Какъ только челов?къ получаетъ какую бы то ни было власть духовную, военную, административную или финансовую, его естественно толкаетъ пользоваться ею безконтрольно; н?тъ тюремщика, который бы, поворачивая ключъ въ замк? камеры ,не ощущалъ бы н?которого самодовольнаго чувства своей власти, н?тъ стражника, который, охраняя имущество своего господина, не относился бы враждебно къ бродяг?, или судебнаго пристава, который не ощущалъ бы глубокаго презр?нія къ подчиненному его власти преступнику.

И если отд?льныя личности такъ легко поддаются обаянию власти, которую имъ предоставили, то во сколько разъ сильн?е это обаяніе для ц?лыхъ классовъ, сохранившихъ свою власть по насл?дственной традиціи и обладающихъ чрезвычайно развитымъ чувствомъ кастовой чести! Можно еще понять, что отд?льная личность, подчиняясь чьему либо вліянію, можетъ быть послушна голосу сов?сти и чувства или, подчиняясь внезапному благородному порыву, отказывается отъ своей власти, отдаетъ свое имущество, радуясь успокоенію своей возмущенной сов?сти и тому, что теперь дружески протягиваютъ руки т?, которыхъ она эксплуатировала раньше безсознательно или противъ своей воли; но какъ ждать такой перем?ны отъ ц?лой касты людей, связанныхъ другъ съ другомъ ц?лой ц?пью общихъ интересовъ, партійной дисциплиной, дружбой, сообществомъ или даже преступленіемъ? И когда іерархическіе тиски и стремленіе къ возвышенію прочно объединятъ весь правительственный механизмъ, то какая остается надежда на то, что люди, составляющіе его, вдругъ изм?нятся къ лучшему, какое чудо свыше можетъ очелов?чить эти враждебныя обществу касты, — армію, духовенство и чиновничество? Нужно быть сумасшедшимъ, чтобы думать, что такія общественныя группы могутъ проникнуться гуманитарными чувствами и подчиниться другимъ вліяніямъ, кром? страха? Правда, что это живой механизмъ, составленный изъ челов?ческихъ индивидуумовъ, но онъ двигается, толкаемый сл?пой силой коллективнаго эгоизма и остановить его можетъ только коллективная непоб?димая сила революціи.

Допустивъ даже, что «добрые богачи» вступятъ вс? на путь обращенія къ истин?, ос?ненные сознаніемъ своего беззаконія, какъ бы св?томъ молніи, допустивъ даже, что вообще мы считаемъ невозможнымъ, чтобы они посп?шили отд?латься отъ своихъ богатствъ на пользу обиженныхъ или неимущихъ и что, явившись въ собраніе б?дняковъ, они скажутъ имъ: «берите — это ваше», если бы они сд?лали это, то и тогда этимъ не была бы достигнута полная справедливость, такъ какъ за ними останется право на славную роль, которая въ сущности не принадлежитъ имъ, и исторія представитъ ихъ въ ложномъ св?т?. Такимъ образомъ поступали льстецы, желавшіе заслужить расположеніе потомковъ феодаловъ, восхваляя ихъ подвиги въ ночь на 4-ое августа 1789 года, когда т? отказались отъ своихъ привиллегій, какъ будто этотъ моментъ — отказъ отъ привилегій, которыхъ народъ уже не признавалъ, является центромъ движенія всей французской революціи. И если такое фиктивное отреченіе, вынуждаемое подъ давленіемъ совершившихся событій, прославляется какъ н?что достоприм?чательное и славное, то что скажутъ про бол?е искреннее и д?йствительное отреченіе отъ сокровищъ, добытыхъ эксплоатаціей темныхъ народныхъ массъ? Можно было бы опасаться, что толпа возвратитъ этимъ героямъ ихъ прежнее положеніе лишь изъ чувства благодарности за ихъ великодушіе! Н?тъ для торжества справедливости нужно, чтобы все пришло въ естественное равнов?сіе, нужно, чтобы угнетенные сами добились своего права, чтобы обездоленные вернули сами себ? все, что у нихъ было насильно отнято, чтобы рабы добились свободы собственными усиліями. И они будутъ пользоваться ею только тогда, когда сум?ютъ добыть ее. Всемъ намъ знакома фигура выскочки, добившагося богатства. Онъ почти всегда исполненъ глупаго чванства и презр?нія къ б?днымъ. Туркменская пословица говоритъ: «когда сынъ садится на коня, онъ не узнаетъ больше своего отца», а индусы говорятъ: «если твой другъ ?детъ въ колесниц?, то у него н?тъ уже друзей». Но ц?лый классъ подобныхъ людей гораздо опасн?е отд?льныхъ своихъ членовъ: онъ связываетъ каждаго, заставляя его руководиться только общими, свойственными ему, какъ члену класса, инстинктами и даже противъ его воли увлекаютъ его по своему пагубному пути. Жадный купецъ, ум?ющій изъ «всего» извлекать прибыль, — конечно, опасный членъ общества, но что сказать о ц?ломъ класс? современныхъ эксплуататоровъ, анонимной ассоціаціи капиталистовъ, основанной на облигаціяхъ, акціяхъ, и кредит?? Какъ морализировать эти облигаціи и банковые билеты? какъ внушить имъ идеи солидарности со вс?мъ челов?чествомъ, которыя подготовляютъ пути къ лучшему порядку вещей? Такой банкъ, хотя бы члены его были филантропы чист?йшей воды, не переставалъ бы учитывать векселя, брать проценты и проч.: тамъ не знаютъ сколькихъ слезь и мукъ стоили эти потертыя монеты, которыя въ конц? концовъ попадаютъ въ его жел?зныя несгораемыя кассы съ хитрыми замками и засовами. Намъ постоянно сов?туютъ положиться на время, которое должно будетъ смягчить нравы и привести все къ лучшему концу, но какъ можетъ смягчиться эта жел?зная касса, какъ остановится это ужасное чудовище, которое называютъ капиталистическимь хозяйствомъ, которое пожираетъ одно за другимъ ц?лыя покол?нія людей? Да если капиталъ, которому служитъ все, сохранитъ свою силу, то мы вс? сд?лаемся его орудіемъ и рабами — простыми колесиками въ его чудовищномъ механизм?: если къ сбереженіямъ, собраннымъ въ жел?зныхъ кассахъ банкировъ, безпрестанно будутъ прибавляться новыя сбереженія то напрасны будутъ наши крики о помощи — никто не услышитъ ихъ. Тигръ можетъ еще оставить свою жертву — но банковыя книги неумолимы. Отд?льныя лица, ц?лые народы раздавлены этими тяжелыми фоліантами, безмолвныя страницы которыхъ, своими безстрастными цифрами, разсказываютъ о вс?хъ ужасахъ и жестокостяхъ, совершившихся зд?сь.

Если за капиталомъ должна остаться конечная поб?да, то намъ нельзя уже мечтать о золотомъ в?к?, и мы только съ сожал?ніемъ можемъ оглядываться назадъ и смотр?ть, какъ на угасающую зарю, на все, что на земл? было когда то прекраснымъ, любовь, радость, надежды. Челов?чество было бы осуждено на исчезновеніе. Вс? мы, которыя были свид?телями политическихъ переворотовъ, можемъ отдать себ? отчетъ о т?хъ безпрестанныхъ изм?неніяхъ, которымъ подвержены вс? организаціи, основанныя на власти однихъ надъ другими. Было время, когда слово: «Республика» приводило насъ въ энтузіазмъ; намъ казалось, что это слово составлено изъ чудныхъ звуковъ и что міръ будетъ обновленъ въ тотъ же день, когда его можно будетъ безъ страха произносить въ публичныхъ м?стахъ. Кто были т?, которые гор?ли вдохновенною любовью къ этому слову и въ его воплощеніи въ д?йствительность вид?ли вм?ст? съ нами начало новой эры прогресса? Это т? самые что зас?даютъ теперь въ министерствахъ и другихъ хорошо обезпеченныхъ м?стахъ, подобострастно улыбаясь и кровавымъ убійцамъ армянъ и могущественнымъ баронамъ финансоваго міра. Но я не думаю, что вс? эти выскочки были безъ исключенія лицем?рами и обманщиками. Между ними, безъ сомн?нія, были и такіе, но большинство казалось мн? искреннимъ. Эти посл?дніе были фанатиками Республики и чистосердечно восторгались громкими словами: «Свобода, Равенство, Братство.» Твердо в?ря, что ихъ преданность общему благу никогда не изм?нитъ имъ, приняли они посл? поб?ды назначенныя имъ должности. Но уже н?сколько м?сяцевъ спустя, когда эти республиканцы уже находились у власти, другіе тоже республиканцы медленно проходили съ обнаженными головами по Версальскому бульвару межъ расставленныхъ рядовъ п?хоты и конницы. Толпа поносила ихъ, плевала имъ въ лицо и среди нея, среди лицъ искаженныхъ ненавистью и гн?вомъ, пл?нники узнавали своихъ бывшихъ товарищей по баррикадамъ, съ которыми они вм?ст? боролись за осуществленіе своего идеала!

А много-ли прошло времени съ т?хъ поръ, какъ эти недавніе революціонеры превратились въ ярыхъ консерваторовъ! Республика была учреждена и, по м?р? своего усиленія, становилась все бол?е угодливой. Будто подчиняясь движенію часового механизма, правильно, какъ движеніе т?ни солнечныхъ часовъ, подчиняясь законамъ эволюціи, вся эта ревностная молодежь, которая еще недавно такъ героически боролась съ пресл?довавшей ее полиціей, превратилась теперь въ осторожныхъ, боящихся слишкомъ см?лыхъ реформъ, людей, зат?мъ въ довольныхъ существующимъ порядкомъ консерваторовъ и наконецъ, падая все ниже, даже въ нагло наслаждающихся предоставленными имъ благами, защитниковъ своего привиллегированнаго положенія.

Волшебница Цирцея или, другими словами излишества власти и богатства превратили ихъ въ свиней! Единственной ц?лью ихъ стало защищать то, противъ чего они прежде боролись — и это они называютъ: «защитой завоеваній свободы»! Теперь они великол?пно уживаются со вс?мъ, что ихъ возмущало когда-то. Они, метавшіе громы противъ церкви и ея слугъ, теперь охотно признаютъ конкордатъ и подобострастно кланяются Монсиньорамъ Епископамъ.

Всеобщее братство вдохновляло ихъ когда-то на громкія фразы, но повторить имъ ихъ теперь, значило бы оскорбить ихъ; — въ то время воинская повинность «налогъ кровью» казался имъ ч?мъ-то чудовищнымъ — а теперь они вербовали чуть ли не д?тей и кажется готовились обратить вс?хъ школьниковъ Франціи въ пушечное мясо. «Оскорблять армію», т. е. не скрывать всей мерзости безконтрольнаго авторитаризма, и пассивнаго повиновенія въ ихъ глазахъ является теперь тяжкимъ преступленіемъ. Не уважать нахальнаго агента нравовъ, называть подлаго провокатора его настоящимъ именемъ, а всякаго чиновника министерства юстиціи — крючкотворомъ, по ихъ мн?нію, значитъ оскорблять юстицію и мораль. Н?тъ теперь такого устар?вшаго учрежденія, которое они не старались бы сохранить. Благодаря имъ «академія», столь презираемая когда то, сд?лалась теперь чрезвычайно популярной они тщеславно прохаживаются подъ ея сводами, прив?тствуя кого-нибудь изъ своихъ сообщниковъ, который, сд?лавшись шпіономъ, получилъ возможность украсить по французски академическимъ значкомъ петлицу своего сюртука. Они см?ялись когда-то надъ орденомъ Почетнаго Легіона, а теперь сами изобр?ли новые значки вс?хъ цв?товъ, которыми украшаютъ себя. Такъ нареченная республика широко открыла свои двери для вс?хъ, кто раньше ненавид?лъ даже имя ея: герольдамъ божественнаго права, силлабическимъ п?вцамъ почему бы и не войти туда? Не у себя ли они среди вс?хъ этихъ выскочекъ, которые окружаютъ ихъ?

Но мы не задаемся зд?сь ц?лью судить и критиковать т?хъ, которые всл?дствіе медленной или внезапной перем?ны воззр?ній перешли отъ культа святой республики къ культу власти и злоупотребленій. Путь, который они прошли, есть именно тотъ, который они должны были пройти. Они были уб?ждены, что общество должно представлять изъ себя государство и им?ть надъ собой правителей и законодателей; они пылали благороднымъ стремленіемъ служить своей родин? и «посвятить себя» ея процв?танію и слав?. Принявъ этотъ принципъ, они должны были принять вс? посл?дствія: саванъ долженъ былъ служить пеленками для новорожденныхъ. Итакъ республика и республиканцы обратились въ то печальное явленіе, которое мы теперь наблюдаемъ; почему бы намъ возмущаться?

Таковъ законъ природы: дерево приноситъ свои плоды, а всякое правительство неизб?жно порождаетъ произволъ, тиранію, ростовщичество, преступленія, убійства и несчастія. Какъ только возникаетъ какое нибудь новое учрежденіе, хотя бы именно для борьбы съ существующимъ зломъ, оно уже самымъ фактомъ своего существованія создаетъ новое зло; оно должно приспобляться къ дурной сред? и проявлять себя въ патологическихъ формахъ. Иниціаторы его служатъ, быть можетъ, возвышенному идеалу, но исполнители, которыхъ они назначаютъ, напротивъ считаются прежде всего съ величиной своего жалованья и продолжительностью своихъ занятій. Они быть можетъ, и желаютъ усп?ха д?лу, которому они служатъ, но желаютъ его лишь въ отдаленномъ будущемъ; или, даже совс?мь не желаютъ и приходятъ въ ужасъ, когда его тріумфъ близокъ. Для нихъ важенъ теперь не самый трудъ, а т? почести и выгоды, которыя связаны съ ихъ положеніемъ. Такъ напр., комиссія инженеровъ, избранная для того, чтобы удовлетворить справедливыя жалобы н?сколькихъ собственниковъ, права которыхъ были нарушены постройкой водопровода, находятъ бол?е выгоднымъ для себя, вм?сто того, чтобы просто разобраться въ этихъ жалобахъ, положить ихъ подъ сукно и употребить ассигнованныя для этого средства на новую нивеллировку м?стности, въ которой уже н?тъ надобности и къ дорого стоющимъ бумагамъ приложить ц?лый ворохъ новыхъ. Было бы химерой ожидать, что анархія, идеалъ челов?чества, можетъ развиться изъ республики, представляющей одну изъ формъ правительства. Зд?сь совершаются два эволюціонныхъ процесса въ противоположныхъ направленіяхъ и изм?неніе существующаго порядка можетъ произойти только внезапно: т. е, при помощи революціи.

Республиканцы стараются же декретомъ осчастливить народъ, а свое собственное существованіе они охраняютъ полицейской силой! Такъ какъ власть есть ничто иное какъ насиліе, то ихъ первая забота по достиженіи власти заключается въ томъ, чтобы упрочить вс? т? учрежденія, посредствомъ которыхъ они управляютъ обществомъ. Быть можетъ у нихъ хватитъ даже см?лости воспользоваться и научными выводами для обновленія старыхъ учрежденій съ т?мъ, чтобы сд?лать ихъ бол?е приспособленными. Такъ въ армію вводится употребленіе новыхъ разрушительныхъ орудій, бездымнаго пороха, усовершенствованныхъ вращающихся пушекъ т. е. всевозможныхъ изобр?теній, служащихъ для бол?е быстраго и в?рнаго истребленія. Такъ въ полиціи прим?няется антропометрія, посредствомъ которой всю Францію можно обратить въ одну громадную тюрьму. Начинаютъ изм?рять черепа настоящихъ или предполагаемыхъ преступниковъ, зат?мъ будутъ изм?рять подозрительныхъ, а въ конц? концовъ придется вс?мъ подчиниться этой унизительной процедур?. «Полиція и наука протянули другъ другу братскія объятія», сказалъ бы псалмоп?вецъ.

Такимъ образомъ ничего хорошаго не можетъ намъ дать ни республика, ни республиканцы «выскочки», т. е. т?, которые стоятъ у кормила ея правленія; и было бы безуміемъ ждать чего нибудь съ этой стороны.

Классъ имущихъ и стоящихъ у власти фатально долженъ быть врагомъ всякаго прогресса. А двигателемъ современной мысли, умственнаго и нравственнаго прогресса является та часть общества, которая трудится, страдаетъ и угнетаема. Это она осуществляетъ свои собственныя идеи, и шагъ за шагомъ толкаетъ впередъ общество, движеніе котораго консерваторы пытаются безпрестанно остановить, задержать или свернуть съ прямого пути.

Но скажутъ: соціалисты, эти друзья эволюціи, эти революціонеры, неужели они тоже могутъ изм?нить своему д?лу и мы увидимъ ихъ идущими по пути регресса, когда они достигнутъ наконецъ власти? Безъ сомн?нія. Соціалисты, сд?лавшись хозяевами положенія, будутъ поступать и поступаютъ уже также, какъ ихъ предшественники, республиканцы; законы исторіи не могутъ изм?ниться въ ихъ пользу. Когда въ ихъ рукахъ будетъ сила и даже до момента ихъ полнаго обладанія ею они, конечно, воспользуются своимъ преимуществомъ, хотя бы и воображая, что употребляютъ его для уничтоженія препятствій, стоящихъ на ихъ пути. Міръ полонъ наивныхъ честолюбцевъ, воображающихъ, что они призваны изм?нить общество, благодаря своимъ удивительнымъ способностямъ управлять имъ; но когда они достигаютъ вершинъ власти и становятся однимъ изъ рычаговъ правительственнаго механизма, они начинаютъ понимать, что ихъ собственныя стремленія не им?ютъ никакого вліянія на д?йствительную власть, т. е. на тотъ сложный механизмъ власти, которымъ имъ приходится управлять и ихъ усилія и благородныя стремленія парализуются индиферентностью и оппозиціей окружающей ихъ среды. Тогда имъ не остается ничего другого, какъ сл?довать по избитому пути вс?хъ стоящихъ у власти, т. е. воспользоваться своимъ положеніемъ, чтобы обогащаться самимъ и раздавать м?ста своимъ друзьямъ.

Конечно, говорятъ намъ фанатики соціалисты, миражъ власти и обладаніе ею могутъ быть очень опасны для людей, воодушевленныхъ только благими пожеланіями; но она не можетъ представлять опасности для т?хъ, которые руководятся тщательно выработанной совм?стно съ товарищами программой, которые сум?ютъ призвать ихъ къ порядку въ случа? злоупотребленія или изм?ны. Эти программы д?йствительно тщательно выработаны, закр?плены подписями и печатью, ихъ публикуютъ въ тысячахъ экземпляровъ, наклеиваютъ на ст?ны и двери общественныхъ собраній и каждый кандидатъ знаетъ ихъ наизусть. Казалось бы, что это — достаточныя гарантіи! Однако, смыслъ этихъ тщательно взв?шенныхъ выраженій м?няется изъ года въ годъ, сообразно личнымъ видамъ и условіямъ ихъ прим?ненія; каждый понимаетъ ихъ по своему, а когда ц?лая партія начинаетъ понимать вещи иначе, ч?мъ прежде, то самыя опред?ленныя заявленія принимаютъ лишь символическій характеръ и въ конц? концовъ превращаются въ простые историческіе документы или даже въ звуки, до смысла которыхъ трудно доискаться.

И въ самомъ д?л? т?, которые хотятъ завлад?ть общественными должностями, должны употреблять и соотв?тствующія средства. Въ республиканскихъ странахъ съ всеобщей подачей голосовъ, они будутъ заискивать у толпы, у большинства, они сведутъ знакомство и будутъ оказывать протекцію виноторговцу, искать популярности въ кабакахъ, заискивать у лицъ, которыя будутъ голосовать за нихъ, кто бы они ни были, принося въ жертву все и сохраняя только вн?шній видъ защитниковъ интересовъ толпы, они протянутъ руки врагамъ общаго д?ла и заразятъ ядомъ лжи весь правительственный организмъ. Въ монархическихъ странахъ н?которые соціалисты будутъ относиться индифферентно къ образу правленія, даже обратятся сами къ царскимъ министрамъ, разсчитывая на ихъ помощь для т?хъ соціальныхъ преобразованій, которыя они им?ютъ въ виду, какъ будто есть какая нибудь логическая возможность согласовать самодержавіе и братскую солидарность людей. Но нетерп?ніе этихъ д?ятелей м?шаетъ имъ вид?ть истинныя препятствія и они легкомысленно воображаютъ, что ихъ в?ра въ состояніи будетъ сдвинуть горы. Лассаль мечталъ воспользоваться союзомъ Бисмарка для переустройства міра, другіе обращаются къ Римскому пап? и требуютъ, чтобы онъ сталъ во глав? униженныхъ и нуждающихся, а когда претенціозный императоръ Вильгельмъ пригласилъ къ столу н?сколькихъ изв?стныхъ соціологовъ и филантроповъ, то нашлись люди, которые говорили, что великій день соціальнаго переворота уже недалекъ.

И если престижъ правительственной власти, царствующей «божьей милостью», или по праву сильнаго, еще осл?пляетъ н?которыхъ соціалистовъ, то т?мъ бол?е они будутъ преклоняться передъ всякой другой властью, которая основана на популярномъ прав? частичныхъ или всеобщихъ выборовъ. Чтобы завоевать въ свою пользу голоса избирателей, чтобы заслужить благосклонность гражданъ, что съ перваго взгляда можетъ показаться весьма законнымъ, соціалистъ, кандидатъ на общественную должность, охотно будетъ приспособляться ко вкусу толпы, потворствовать ей и даже умалчивать о ея недостаткахъ; онъ будетъ игнорировать старые споры и антипатіи и сд?лается на время другомъ и союзникомъ т?хъ, съ которыми онъ всегда находился въ антагонизм?. Въ клерикал? онъ постарается увид?ть соціалиста—христіанина, въ либеральномъ буржуа — реформатора; въ шовинист? — славнаго защитника гражданскаго достоинства своей націи, а въ н?которыхъ случаяхъ онъ будетъ даже стараться не затрогивать и «собственника» или «патрона», онъ постарается представить ему свою программу, какъ единственную гарантію прочнаго міра. И «первое мая», которое было н?когда символомъ поб?доносной борьбы пролетаріата противъ царя — капитала, превращается такимъ образомъ въ обычный праздникъ съ гирляндами цв?товъ и танцами. Въ этомъ заискиваніи передъ толпой кандидатъ на общественныя должности мало по малу забываетъ свои прежнія гордыя р?чи въ защиту истины и независимое положеніе бойца, и наружно и внутренно онъ совершенно м?няется въ особенности, когда онъ наконецъ садится на обитыя бархатомъ скамьи противъ покрытой краснымъ сукномъ съ золотой бахромой трибуны, такъ какъ тутъ то именно и нужно ум?ть прив?тливо улыбаться, пожимать руки и оказывать услуги нужнымъ людямъ.

Такова челов?ческая природа, и было бы абсурдомъ съ нашей стороны упрекать за это лидеровъ соціалистовъ, которые вм?шавшись въ избирательную борьбу, мало по малу превращаются въ свободно-мыслящихъ буржуа: они помирились съ окружающими ихъ условіями, которыя въ свою очередь подчинили ихъ себ?. Таковой конецъ неизб?женъ, и историкъ долженъ только констатировать этотъ фактъ и указать на опасность, которая грозитъ революціонерамъ, бросившимся очертя голову на политическую арену. Впрочемъ, мы не хотимъ преувеличивать результаты эволюціи соціалистовъ въ политиковъ, такъ какъ группа борцовъ всегда состоитъ изъ двухъ элементовъ, взаимные интересы которыхъ все бол?е и бол?е разнятся. Одни изм?няютъ своему д?лу — другіе служатъ только ему, и этого достаточно, чтобы произвести новую дифференціацію индивидовъ, согласно ихъ д?йствительнымъ склонностямъ. Точно также въ недавнемъ прошломъ мы вид?ли и республиканскую партію расколовшуюся на два враждебныхъ лагеря — «опортюнистовъ» и «соціалистовъ». А эти въ свою очередь разд?ляются на политикановъ и неполитикановъ, первые стараются смягчить свою программу до возможности принятія ея консерваторами, другіе отворачиваются отъ всякаго компромисса, чтобы сохранить свою революціонную силу и искренность. Испытавъ временами минуты колебаній, неув?ренности, даже скептицизма, они въ конц? концовъ оставятъ «мертвецовъ хоронить своихъ мертвыхъ», и сами займутъ подобающее имъ м?сто въ рядахъ активныхъ д?ятелей. Но пусть они знаютъ, что всякая «партія» требуетъ партійныхъ приверженцевъ, а сл?довательно требуетъ солидарности какъ въ дурномъ, такъ и хорошемъ смысл?: каждый членъ партіи становится солидарнымъ съ ошибками, ложью и честолюбивыми поползновеніями своихъ товарищей и руководителей. Только свободный челов?къ, присоединивши по собственному влеченію свои силы къ силамъ другихъ, ему подобныхъ свободныхъ личностей, им?етъ право не оправдывать и порицать ошибки или злоупотребленія своихъ товарищей. Онъ будетъ отв?тствененъ только за самого себя.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.