Онлайн библиотека PLAM.RU


IX.

Нев?жество уменьшается, и эволюціонисты-революціонеры разсчитываютъ, что въ близкомъ будущемъ власть будетъ направляться знаніемъ. У насъ есть достаточное основаніе быть ув?ренными въ лучшемъ будущемъ: несмотря на безконечную сложность явленій, исторія даетъ доказательства, что элементы прогресса берутъ верхъ надъ элементами регресса. Обозр?вая вс? факты современной жизни, какъ т?, которые свид?тельствуютъ объ относительномъ упадк?, такъ и указывающіе на движеніе впередъ, мы констатируемъ, что эволюція съ каждымъ днемъ приближаетъ насъ къ тому всеобщему перевороту, мирному или насильственному, который принято называть «соціальной революціей», и который будетъ заключаться главнымъ образомъ въ разрушеніи деспотической власти лицъ и вещей и безусловномъ запрещеніи захвата отд?льными лицами продуктовъ коллективнаго труда.

Фактомъ величайшей важности является возникновеніе Интернаціонала. Безъ сомн?нія, такая международная организація рабочихъ существовала въ зародыш? уже съ того времени, какъ люди различныхъ національностей, съ глубокой симпатіей и ради общихъ интересовъ, стали помогать другъ другу; теоретически она возникла уже съ того дня, какъ философы XVII в?ка во время революціи провозгласили «права челов?ка»; но права эти оставались простой формулой, и собраніе, возв?стившее о нихъ міру, воздержалось отъ проведенія ихъ въ жизнь: оно не см?ло даже отм?нить рабство черныхъ въ колоніи Санъ-Доминго и уступило только посл? ц?лаго ряда возстаній, когда только этой ц?ной можно было сохранить колонію. Однако, Интернаціоналъ во вс?хъ цивилизованныхъ странахъ находился тогда въ процесс? образованія; сознательное же существованіе онъ ведетъ только со второй половины XIX в?ка, и возникъ онъ въ мір? труда: «правящіе классы» были зд?сь не при чемъ. Интернаціоналъ! Со времени открытія Америки и кругосв?тнаго плаванія не было факта бол?е значительнаго въ исторіи челов?чества. Колумбъ, Магелланъ, Эль-Кано первые установили матеріальное единство земли; будущее же идеальное единство, о которомъ мечтали философы, начало осуществляться съ того самого дня, какъ англійскіе, французскіе и н?мецкіе рабочіе, забывъ о національныхъ различіяхъ и понимая другъ друга, не смотря на различіе языка, объединились для того, чтобы образовать свою особую, единую націю, наперекоръ своимъ правительствамъ. Въ начал? организація им?ла весьма скромные разм?ры; едва н?сколько тысячъ челов?къ объединилось въ этой ассоціаціи, образовавшей какъ бы первичную кл?тку будущаго челов?чества, но историки поняли чрезвычайную важность совершившагося событія. И уже въ первые годы существованія международнаго общества рабочихъ, во время парижской коммуны, на прим?р? низверженія Вандомской колонны можно было уб?диться, что идеи Интернаціонала стали живой д?йствительностью. Неслыханная ран?е вещь: поб?жденные съ энтузіазмомъ опрокинули памятникъ былыхъ поб?дъ, не изъ низкопоклонства передъ поб?доносными пришельцами, но для того, чтобы засвид?тельствовать чувство глубокой симпатіи къ своимъ братьямъ, которыхъ вели противъ нихъ, и чувство негодованія къ начальникамъ и королямъ, об?ихъ странъ, ведшихъ своихъ подданныхъ на бойню. Для т?хъ, кто съ презр?ніемъ хочетъ держаться въ сторон? отъ партійной борьбы, созерцая свысока ходъ событій, не было въ этомъ в?к? бол?е внушительнаго знамени времени, какъ это ниспроверженіе императорской колонны!

Съ т?хъ поръ она возстановлена, точно также, какъ возстановлена была и королевская власть въ Англіи посл? смерти Карла I и во Франціи посл? смерти Людовика XVI, но мы знаемъ ц?ну такимъ реставраціямъ; ящерицу можно окрасить въ любой цв?тъ, но при треніи о землю краска съ нея быстро сойдетъ, можно возстановить разрушенный храмъ, но этимъ не воскресишь ту в?ру, которая его воздвигла. Прошедшаго нельзя реставрировать, также какъ нельзя изб?жать будущаго. Законы вс?хъ странъ пресл?довали Интернаціоналъ. Въ Италіи онъ квалифицировался, какъ «ассоціація злод?евъ», во Франціи противъ него были изданы «исключительные законы». Членовъ Интернаціонала наказывали тюрьмой и каторгой. Въ Португаліи сурово пресл?довалось даже произнесеніе его имени. Жалкая предосторожность! Подъ т?мъ или инымъ названіемъ интернаціональная федерація рабочихъ т?мъ не мен?е всюду существуетъ и развивается, становясь все бол?е и бол?е могущественной и солидарной. Какая страшная иронія судьбы! Вс? эти министры, администраторы законодатели и ихъ прислужники легко одурачиваютъ самихъ себя, запутываясь въ своихъ собственныхъ законахъ. Ихъ оружіе едва послужило имъ, какъ уже притупилось, утратило остроту. Они пресл?довали Интернаціоналъ, но не могли уничтожить естественнаго и инстинктивнаго взаимнаго сочувствія между мыслящими рабочими, все бол?е и бол?е соединявшаго ихъ чувства солидарности, все бол?е и бол?е т?снаго союза ихъ противъ паразитическихъ классовъ и народовъ—угнетателей. Такіе законы д?лаютъ только см?шными т?хъ важныхъ и сановныхъ особъ, которыя ихъ издаютъ. Жалкіе безумцы, вы думаете справиться съ моремъ!

Правда, оружіе, къ которому приб?гаютъ рабочіе въ своей освободительной борьб?, можетъ показаться до см?шного слабымъ, и въ большинств? случаевъ оно д?йствительно таково. Жалуясь на какую-нибудь вопіющую несправедливость, выражая свою солидарность съ пострадавшимъ товарищемъ, требуя повышенія заработной платы или уменьшенія рабочихъ часовъ, они угрожаютъ своимъ патронамъ бросить работу: какъ плебеи древняго Рима, они бросаютъ свою работу и удаляются на «Авентинскую гору». Ихъ уже не удается вернуть на работу басней «о членахъ челов?ческаго т?ла и желудк?», хотя и намъ благомыслящія газеты еще преподносятъ эту аналогію въ подновленной форм?; теперь стачечниковъ окружаютъ войсками въ полномъ вооруженіи, съ заряженными пушками и держатъ подъ постоянной угрозой разстр?ла; и это называется «охранять свободу труда».

И д?йствительно, солдаты иногда стр?ляютъ въ стачечниковъ; кровь обагряетъ пороги мастерскихъ и входы въ шахты. Но если оружіе и не пускается въ ходъ, то голодъ не хуже д?лаетъ свое д?ло: не им?я никакихъ сбереженій, лишенные кредита, рабочіе оказываются передъ лицомъ неумолимой судьбы; поддерживавшее ихъ возбужденіе, внушенное гн?вомъ и воодушевленіемъ первыхъ дней, скоро проходитъ, и подъ страхомъ смерти имъ приходится уступить, постыдно подчиниться предписаннымъ условіямъ и съ поникшими головами возвратиться въ т? самыя копи, которые они еще вчера называли своей каторгой. Поистин?, борьба неравная: съ одной стороны, капиталистъ, совершенно свободный въ своихъ д?йствіяхъ, не боящійся за свое благополучіе; булочники и другіе поставщики постоянно толпятся вокругъ него, а солдаты охраняютъ входъ въ его жилище; все могущество государства и даже, въ случа? необходимости, помощь со стороны сос?днихъ государствъ — къ его услугамъ. И съ другой стороны толпа людей съ поникшимъ взоромъ, безъ мал?йшаго проблеска надежды въ будущемъ, сумрачныхъ и голодныхъ, бредущихъ въ ожиданіи чуда!

И однако такое чудо иногда совершается. Какой-нибудь бол?е внимательный къ своимъ рабочимъ хозяинъ иногда приносится въ жертву своими собратьями, не желающими быть солидарными съ нимъ. Другой влад?лецъ завода или мастерской, сознавая свою явную неправду, уступаетъ голосу сов?сти или, в?рн?е, общественному мн?нію. При небольшихъ стачкахъ, когда д?ло идетъ о незначительныхъ потеряхъ, или когда самолюбіе могущественныхъ финансовыхъ бароновъ отъ этого не страдаетъ, рабочіе одерживаютъ небольшую поб?ду; какой-нибудь честолюбивый соперникъ иногда даже не отказываетъ себ? въ удовольствіи сыграть дурную игру со своимъ коллегой, ставшимъ на дорог?, и смертельно поссорить его съ рабочими. Но въ т?хъ случаяхъ, когда д?ло идетъ д?йствительно о серьезной борьб?, въ которой на карту поставлены огромные капиталы, борьб?, требующей крайняго напряженія всей энергіи, тамъ безграничное различіе въ рессурсахъ, которыми располагаютъ борящіеся силы, отнимаетъ у рабочихъ, обладающихъ только мускулами и правотой, всякую надежду на усп?хъ въ борьб? съ лигой капиталистовъ. Посл?дніе могутъ безконечно расширять свои средства къ сопротивленію, располагая, сверхъ того, вс?ми рессурсами государства и поддержкой транспортныхъ компаній. Ежегодная статистика стачекъ доказываетъ намъ неопровержимыми цифрами, что такія неравныя столкновенія чаще и чаще оканчиваются подавленіемъ стачекъ. Стратегія въ войн? подобнаго рода въ настоящее время достаточно опред?лилась: лица, стоящія во глав? крупныхъ предпріятій и компаній, хорошо знаютъ, что въ подобныхъ случаяхъ они свободно располагаютъ капиталами другихъ такихъ же обществъ, войскомъ и жалкой толпой полуголодныхъ.

Такимъ образомъ историки современной эпохи должны признать, что, въ зависимости отъ условій среды, практика частичныхъ стачекъ, предпринимаемыхъ толпой рабочихъ со сложенными руками, конечно, не представляетъ никакихъ шансовъ привести къ соціальному преобразованію. Но сл?дуетъ придавать значеніе не столько д?йствительнымъ фактамъ, сколько плодотворнымъ идеямъ и тенденціямъ будущихъ событій. И идейное движеніе среди рабочихъ проявляется съ такой силой, которая во много разъ превосходитъ мелкую стачечную борьбу, въ общемъ признающую и, сл?довательно, поддерживающую институтъ найма, т.-е. подчиненіе рабочихъ работодателямъ. Въ собраніяхъ, гд? мысль отд?льныхъ лицъ слагается въ коллективную волю, увеличеніе заработной платы не провозглашается идеаломъ: на международныхъ конгрессахъ рабочіе вс?хъ странъ единодушно высказываются за захватъ земли, заводовъ и фабрикъ, разсматриваемый уже какъ исходный моментъ новой соціальной эры. Въ Англіи, Соединенныхъ Штатахъ, Канад?, Австраліи раздается кличъ: «націонализація земли!» и отд?льныя коммуны и даже само правительство въ Новой Зеландіи уже сочли за лучшее отчасти уступить народнымъ требованіямъ. И разв? въ простонародныхъ соціалистическихъ п?сенкахъ и прип?вахъ настойчиво не выражается надежда на присвоеніе вс?хъ продуктовъ коллективнаго труда?

Negre de l'usine,
Forcat de la mine
Ilote des champs,
Leve — toi, peuple puissant:
Ouvrier, prends la machine!
Prends la terre, paysan![1]

Пробудившееся сознаніе рабочихъ не выливается въ однихъ п?сняхъ. Стачки принимаютъ порой аггрессивный, угрожающій характеръ. Это уже не простое проявленіе пассивнаго отчаянія, или шествіе голодныхъ людей, требующихъ хл?ба: н?тъ, подобныя манифестаціи принимаютъ уже оборотъ, весьма непріятный для капиталистовъ. Разв? мы не вид?ли, какъ рабочіе въ Соединенныхъ Штатахъ въ теченіе 8 дней были хозяевами вс?хъ жел?зныхъ дорогъ Индіаны и части прибрежья Атлантическаго океана? А во время большой стачки лондонскихъ грузчиковъ и носильщиковъ разв? вс? доки не находились фактически въ рукахъ международной толпы рабочихъ, объединившихся въ братскій союзъ? Въ городк? Вьеннъ, близъ Ліона, сотни рабочихъ и работницъ, ткачи шерстяныхъ фабрикъ, сум?ли благородно отпраздновать день 1-го мая, выломавъ ворота одной фабрики не какъ грабители, а какъ судьи: величественно и съ религіознымъ воодушевленіемъ они взяли ими самими вытканный кусокъ сукна длиной бол?е 300 метровъ и спокойно разд?лили между собой, зная, что на общественной площади въ это время уже стягивались ц?лыя бригады жандармеріи, вызванныя по телеграфу изъ вс?хъ сос?днихъ городовъ, чтобы аттаковать и, можетъ быть, даже стр?лять въ нихъ; но они знали также, что этотъ актъ захвата фабрики, коллективной собственности, захваченной капиталомъ, не будетъ забытъ ихъ собратьями по труду и страданіямъ. Они жертвовали собой ради общаго блага, и тысячи людей поклялись сл?довать ихъ прим?ру. Въ самомъ д?л?, не открываетъ ли это зам?чательное событіе новую эпоху въ исторіи челов?чества? Вотъ настоящая революція въ благородн?йшемъ смысл? слова: и притомъ, будь сила на ея сторон?, она т?мъ не мен?е могла бы остаться совершенно мирной.

Весь вопросъ въ томъ, насколько подобныя д?йствія осуждаются или оправдываются моралью рабочихъ. Склоняясь все бол?е къ ихъ оправданію, она создала бы и соотв?тствующіе факты. Каменщикъ объявитъ своимъ выстроенное имъ зданіе, точно также какъ ткачъ взялъ себ? вытканную имъ матерію, а землед?лецъ завлад?етъ продуктами сельскаго хозяйства. Таковы надежды работника и таковы опасенія капиталиста. И разв? въ лагер? привиллегированныхъ уже не раздавались крики отчаянія, разв? они уже не приб?гали къ крайнимъ м?рамъ самозащиты? Такъ, знаменитый заводь Гомстэда въ Пенсильваніи, выстроенъ, какъ настоящая кр?пость, по вс?мъ правиламъ современной науки, со вс?ми приспособленіями для защиты и отпора противъ рабочихъ. На другихъ заводахъ эксплоатируется трудъ арестантовъ, охотно поставляемыхъ государствомъ за самую низкую плату; вс? усилія инженеровъ направлены къ прим?ненію бездушной силы машинъ, управляемыхъ автоматическими движеніями несвободныхъ и отуп?вшихъ людей. И кто хочетъ быть благоразумнымъ, долженъ разслаблять и ув?чить себя, сод?йствуя такимъ образомъ торжеству бол?е ловкихъ и искусныхъ: онъ отступаетъ передъ трудностями борьбы, которая все-же скоро его настигнетъ.

Съ того времени, какъ только идея захвата проникнетъ во всю массу угнетенныхъ, всякое событіе, даже, повидимому, самое незначительное, можетъ оказаться р?шающимъ толчкомъ къ соціальному преобразованію, совершенно также, какъ одна искра взрываетъ ц?лую бочку съ порохомъ. И уже были предв?стники этой великой борьбы. Такъ, когда въ 1890 г. раздался призывъ къ празднованію «1-го мая», брошенный неизв?стнымъ лицомъ, можетъ быть, какимъ нибудь товарищемъ-австрійцемъ, мы вид?ли, какъ быстро объединились рабочіе всего міра, воодушевленные одной и той же мыслью. Въ этотъ день они доказали, что оффиціально погребенный Интернаціоналъ ожилъ однако — и не по призыву вожаковъ, но подъ натискомъ толпы. Ни «мудрые сов?ты» соціалистовъ по должности, ни репрессивныя м?ры правительства не могли пом?шать угнетеннымъ вс?хъ народностей земного шара сознавать себя братьями и громко заявить объ этомъ всему міру. А между т?мъ, повидимому д?ло шло о такой невинной и простой вещи, какъ платоническая манифестація, объединяющій лозунгъ, пароль для пропуска! Д?йствительно, предпринимателями и правительствомъ, при сод?йствіи самихъ вождей соціалистическаго движенія, удалось свести этотъ в?щій призывъ къ ничего незначущей формул?. И не смотря на это, этотъ кличъ, этотъ установленный день по своей универсальности получили этическое значеніе.

Всякій другой призывъ — внезапный, непроизвольный, непредвид?нный — можетъ привести къ еще бол?е неожиданнымъ результатамъ. Сила вещей, т.-е. совокупность экономическихъ условій, конечно, породитъ по тому или другому поводу и, можетъ быть, самому незначительному, одинъ изъ т?хъ кризисовъ, которые воспламеняютъ даже равнодушныхъ, и мы увидимъ, какъ вдругъ забьетъ ключемъ та неистощимая энергія, которая долго накоплялась въ челов?ческихъ сердцахъ отъ оскорбленій, наносимыхъ чувству справедливости, отъ неискупленныхъ страданій и неутомленной ненависти. Съ каждымъ днемъ можно ожидать катастрофы. Увольненіе какого нибудь рабочаго, ничтожная стачка, случайное убійство, могутъ послужить поводомъ къ революціи: д?ло въ томъ, что чувство солидарности захватываетъ все большія массы, и всякое м?стное волненіе грозитъ потрясти все челов?чество. Вотъ уже н?сколько л?тъ, какъ по вс?мъ мастерскимъ раздается новый лозунгъ: «всеобщая стачка». Лозунгъ сначала показался см?шнымъ, его приняли за пустую мечту, химеру, зат?мъ онъ повторился громче, и теперь онъ раздается съ такой силой, что не разъ уже заставлялъ содрогаться капиталистическій міръ. Н?тъ, общая стачка и я разум?ю подъ этимъ словомъ не простое прекращеніе работы, но грозное требованіе всего, что должно быть достояніемъ рабочихъ, — н?тъ, осуществленіе ея не невозможно, оно стало неизб?жнымъ и, можетъ, быть близкимъ.

Англійскіе, французскіе, бельгійскіе, н?мецкіе, американскіе, австралійскіе наемные рабочіе понимаютъ, что отъ нихъ зависитъ въ одинъ и тотъ же день отказаться отъ работы на своихъ хозяевъ, захватить заводы и фабрики въ коллективное пользованіе и сознавая или, по крайней м?р?, предчувствуя это сегодня, почему не могли бы они завтра осуществить это, въ особенности, если бы къ стачк? рабочихъ примкнули и солдаты? Газеты единодушно и весьма благоразумно замалчиваютъ военные бунты и массовые уходы со службы. Консерваторы, р?шительно игнорирующіе факты, несоотв?тствующіе ихъ желаніямъ охотно склоняются къ мысли, что подобная общественная гнусность невозможна, но массовое дезертирство, частичные мятежи, отказы стр?лять — факты, часто повторяющіеся въ плохо организованныхъ войскахъ и случающіеся также въ самыхъ прочныхъ военныхъ организаціяхъ. Т? изъ насъ, кто помнитъ Коммуну, живо представляютъ себ? еще и теперь, какъ разоружены были народомъ и легко склонялись на его сторону тысячи солдатъ, оставленныхъ Тьеромъ въ Париж?. Когда большинство солдатъ проникнется необходимостью стачки, то рано, или поздно представится возможность осуществленія ея.

Стачка или скор?е даже только идея стачки, въ самомъ широкомъ смысл? этого слова, пріобр?таетъ особое значеніе въ особенности т?мъ, что она вноситъ солидарность въ ряды борцовъ за свои права. Борясь за общее д?ло, они научаются любить другъ друга. Но кром? того существуютъ и профессіональныя организаціи, работа которыхъ все въ большей и большей м?р? также сод?йствуетъ соціальной революціи. Правда, такія ассоціаціи, объединеніе силъ пролетаріевъ, землед?льческихъ или промышленныхъ рабочихъ, встр?чаются съ очень большими затрудненіями всл?дствіе недостаточности у нихъ матеріальныхъ средствъ: необходимость заработка, обезпечивающаго существованіе, принуждаетъ н?которыхъ изъ нихъ покидать родину, чтобы выгодн?е продать свою рабочую силу, другихъ оставаться на м?ст?, соглашаясь на самыя низкія условія, которыя предлагаются нанимателями. Они порабощаются вс?ми способами и ежедневная работа не оставляетъ времени на размышленія о будущемъ или на свободный выборъ товарищей въ жизненной борьб?. Такимъ исключительнымъ образомъ имъ приходится осуществлять сравнительно скромное д?ло, носящее т?мъ не мен?е по отношенію къ окружающему міру зародыши новой жизни. И д?йствительно, въ жизни рабочихъ мы наблюдаемъ многочисленные признаки будущей жизни, если условія благопріятствуютъ и если идеи проникли въ соціальныя группы, принадлежащіе къ привиллегированнымъ классамъ.

Насъ часто спрашиваютъ съ сарказмомъ о т?хъ опытахъ бол?е или мен?е коммунистическихъ ассоціацій, которые уже д?лались въ различныхъ частяхъ св?та, и мы плохо бы понимали д?ло, если бы отв?тъ на такіе вопросы насъ хоть сколько нибудь затруднилъ.

Д?йствительно, исторія этихъ ассоціацій гораздо чаще говоритъ о неудачахъ, ч?мъ объ усп?хахъ, въ этихъ случаяхъ не могло быть иначе, такъ какъ д?ло идетъ о полной революціи, о зам?н? труда индивидуальнаго или коллективнаго въ пользу одного — трудомъ вс?хъ для блага вс?хъ. Лица, вступающія въ одно изъ такихъ обществъ, организованное соотв?тственно новому идеалу, сами еще не вполн? освободились отъ предразсудковъ, старыхъ привычекъ, закосн?лаго атавизма; они еще не «сбросили съ себя ветхаго челов?ка». Въ своемъ «анархическомъ» или «гармоническомъ» мірк? имъ постоянно приходится бороться противъ т?хъ разлагающихъ и разъединяющихъ силъ, которыя представляютъ собой привычки, нравы, семейныя связи, всегда очень сильныя, дружба съ льстивыми сов?тами, любовь съ ея дикой ревностью, проявленія суетнаго честолюбія, жажда приключеній, страсть къ перем?намъ. Самолюбіе, чувство достоинства могутъ еще н?которое время поддерживать новичковъ, но при первомъ разочарованіи въ нихъ зарождается тайная надежда, что предпріятіе не удастся и они вновь погрузятся въ мятежныя волны вн?шней жизни. Напоминаютъ о попытк? поселенцевъ Brok-Tarn въ Новой Англіи, которые, оставаясь в?рными ассоціаціи только изъ привязанности къ доброд?тели и в?рности своему первому влеченію, т?мъ не мен?е мечтали о томъ, что случится пожаръ, который разрушитъ у нихъ общественные дворцы, освободивъ ихъ такимъ образомъ отъ связывающаго ихъ клятвеннаго договора, хотя и не заключеннаго по монашескимъ обрядамъ. Очевидно, ассоціація была осуждена на гибель, хотя бы и не случилось пожара, котораго втайн? желали многіе, потому что внутренняя воля членовъ общества находилась въ противор?чіи съ д?ятельностью ихъ колоніи.

Большинство коммунистическихъ ассоціацій погибло по причинамъ аналогичнымъ, т. е. неприспособленности къ сред?: он? не управлялись, какъ казармы или монастыри, неограниченной волею духовныхъ или военныхъ властей, державшихъ въ безусловномъ повиновеніи подчиненныхъ имъ солдатъ, монаховъ или в?рующихъ. Съ другой стороны у нихъ не было развито достаточно то чувство глубокой солидарности, которое связано съ уваженіемъ къ другой личности, съ умственнымъ и художественнымъ развитіемь, съ перспективой широкаго и безконечно развивающагося идеала. Случаи такихъ разногласій и распаденій т?мъ бол?е возможно предвид?ть, что колонисты, увлеченные миражемъ об?тованной земли, направились въ страну, совершенно отличную отъ ихъ родины, гд? все казалось имъ чуждымъ, гд? приспособленіе къ свойствамъ почвы, климату и м?стнымъ нравамъ сопряжено было съ величайшими испытаніями. Основатели фаланстерій, сопровождавшіе вскор? посл? установленія второй имперіи Виктора Консидерана по равнинамъ с?вернаго Техаса, шли на в?рную неудачу, предполагая поселиться среди народа съ грубыми и жестокими нравами, которые не могли не шокировать утонченныя чувства парижанъ, въ особенности при соприкосновеніи съ такимъ позорнымъ институтомъ, какъ рабство черныхъ, относительно котораго, въ силу м?стнаго закона, они не могли даже выражать свое мн?ніе. Точно также попытка основать колонію Фриланда или «свободную землю», предпринятая подъ руководствомъ одного австрійскаго доктора, въ странахъ, изв?стныхъ только по неопред?леннымъ разсказамъ, и съ трудомъ завоеванныхъ посл? истребительной войны, могла казаться только см?шной въ глазахъ историковъ: напередъ нельзя было сомн?ваться, что вс? эти разнородные элементы не могли объединиться въ гармоническое ц?лое.

Эти неудачи не должны насъ смущать; посл?довательно повторяясь, он? указываютъ на непреодолимое стремленіе соціальной воли. Ни насм?шки, ни неудачи не могутъ заставить отказаться отъ такихъ попытокъ. Съ другой стороны у вс?хъ на глазахъ прим?ръ «кооперативовъ» и другихъ потребительныхъ обществъ, которыя также вначал? встр?чали затрудненія, а теперь въ большинств? случаевъ они достигли цв?тущаго состоянія. Безъ сомн?нія, большинство такихъ ассоціацій получили очень дурное направленіе, въ особенности наибол?е процв?тающія, въ томъ смысл?, что достигнутое благополучіе и желаніе увеличить прибыль разжигаютъ корыстолюбіе у членовъ кооперацій или, по меньшей м?р?, охлаждаютъ революціонный пылъ молодости. Это наибол?е угрожающая опасность, такъ какъ челов?ческая природа склонна пользоваться мал?йшимъ поводомъ, чтобы изб?жать борьбы, сопряженной съ рискомъ. Легко уйти въ свое «доброе д?ло», изб?гая вм?ст? съ т?мъ тревогъ и опасностей, сопряженныхъ съ преданностью революціонному д?лу во всей его широт?. Говорятъ себ?, что важн?е всего способствовать усп?ху предпріятія, съ которымъ связана коллективная честь столькихъ товарищей, и понемногу вовлекаются въ мелкую практику обыкновенной торговли. Им?я вначал? твердое нам?реніе преобразовать міръ, они невольно превращаются въ простыхъ лавочниковъ.

Т?мъ не мен?е, серьезные и искренніе анархисты могутъ многому научиться у такихъ кооперативныхъ союзовъ, во множеств? возникающихъ повсюду, которые соединяются одни съ другими, образуя все бол?е растущій организмъ, захватывающій самыя разнообразныя области: промышленность, транспортъ, землед?ліе, науки, искусства, развлеченія; они стремятся даже образовать организмъ, охватывающій производство, потребленіе и ритмъ эстетической жизни. Научная практика взаимопомощи распространяется и облегчается, остается только придать ей ея истинный смыслъ и нравственное значеніе, упростивъ всякій обм?нъ услугъ, сохранивъ только простую статистику производства и потребленія вм?сто вс?хъ этихъ толстыхъ книгъ съ «приходомъ» и «расходомъ», сд?лавшихся совершенно безполезными.

И такой коренной переворотъ не только близокъ къ осуществленію, но м?стами уже и осуществляется. Однако совершенно излишне приводить прим?ры попытокъ, какъ кажется, все бол?е и бол?е приближающихъ насъ къ нашему идеалу, такъ какъ ихъ шансы на усп?хъ могутъ возрастать только при условіи молчанія и если шумъ рекламы не смущаетъ ихъ скромнаго начала. Вспомните исторію небольшого общества друзей, изв?стнаго подъ именемъ «Монтрейльской коммуны». Маляры, столяры, садовники, экономки, учительницы, соединились съ ц?лью работать только другъ для друга, не давая никакихъ прямыхъ расписокъ и не спрашивая сов?та ни у сборщиковъ податей, ни у сельскихъ нотаріусовъ. Кому нужны были столы или стулья, тотъ бралъ ихъ у своего товарища, который ихъ д?лалъ; у кого домъ требовалъ окраски, — ув?домлялъ объ этомъ товарища, и тотъ на сл?дующій же день приходилъ съ кистью и ведромъ съ краской. Въ хорошую погоду гражданки разв?шивали для просушки хорошее чистое б?лье или ради прогулки отправлялись за св?жими овощами къ товарищу садовнику, и ежедневно мальчуганы учились грамот? у учительницъ, членовъ общества. Это было слишкомъ хорошо! Подобный скандалъ надо было прекратить. Кстати, «анархистское покушеніе» испугало буржуазію и у министра, жалкое имя котораго напоминаетъ намъ о «преступныхъ сообществахъ», явилась мысль предложить консерваторамъ, пользуясь благопріятнымъ случаемъ, издать декретъ о массовыхъ арестахъ и обыскахъ. См?лые коммунары Монтрейля подошли подъ этотъ декретъ, и наибол?е виновные, т. е. самые лучшіе, подверглись вс?мъ испытаніямъ, такъ называемаго, секретнаго предписанія.

Такъ была убита маленькая грозная коммуна; но не бойтесь, она оживетъ!


Примечания:



1

Фабричный негръ, каторжникъ копей, илотъ полей, поднимайся, могучій народъ: рабочій возьми себ? машину, крестьянинъ возьми себ? землю!









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.