Онлайн библиотека PLAM.RU


Введение

11 сентября 2001 года клубы густого дыма окутали Манхеттен. Из огня и темноты развалин Всемирного торгового центра вынырнула раненая женщина. Первыми ее словами, обращенными к корреспонденту телевидения, был не простой вопрос «Почему?», выражающий обычное непонимание. Нет, ее вопрос был полон искренней боли:

«За что они нас ненавидят?» Эти слова были немедленно подхвачены. Они повторялись президентом Бушем, политиками и комментаторами, они были напечатаны в газетах и журналах, их снова и снова повторяли по радио и по телевидению, они не сходили с уст людей на улицах и в домах всей Америки. И этот же вопрос задавали люди, находившиеся далеко от Соединенных Штатов.

Беспрестанно повторяясь, эти слова претерпели определенные преобразования. Вопрос приобрел статус факта. утверждения, истинность которого интуитивно допускается, но не служит основой для реального исследования, Желание знать превратилось в повод для того, чтобы не знать.

В апреле 2002 года ветеран британской журналистики Роберт Фиск провел в Соединенных Штатах серию лекций. Известный своим откровенно критическим отношением к политике США на Ближнем Востоке, Фиск дал своему циклу лекций умышленно провокационное название: «11 сентября: спросите, кто сделал это, но ради всего святого не спрашивайте, почему». В самом начале своих лекций он был шокирован, столкнувшись с тем, что огромные аудитории выражают «чрезвычайное нежелание американцев идти в ногу с официальным курсом и растущее осознание того, что их обманывают и вводит в заблуждение».[1] Никогда прежде, говорит Фиск, американцы не спрашивали его: «Как сделать так, чтобы наша печать объективно освещала события на Ближнем Востоке?» или:

«Как сделать так, чтобы правительство стало разделять наши взгляды?» Один американский морской: офицер в отставке поведал собравшимся о своем боевом опыте в ближневосточном вооруженном конфликте 1973 года, прежде чем подвергнуть сомнению позицию американцев в ближневосточном конфликте 2002 года: «Когда я вижу по телевизору наши самолеты и танки, готовые к удару по палестинцам, я хорошо понимаю, за что люди ненавидят американцев.[2]

Мы концентрируемся на вопросе «За что люди ненавидят Америку?», рассматривая его как вопрос, а не как утверждение. Необходимо компетентно и беспристрастно изучить данный вопрос; наша задача — заполнять коммуникативный вакуум и устранить дефицит информации по этому вопросу.

Эта книга рассказывает не о событиях 11 сентября и не о последствиях этого дня. Данная книга лишь вызвана к жизни теми ужасными событиями и посвящена вопросу первостепенной важности, возникшему на развалинах Всемирнбго торгового центра. Наше исследование не касается лишь событий 11 сентября, так как вопрос, рожденный этими ужасными событиями, требует анализа проблем, появившихся еще до теракта и существовавших безотносительно проблемы терроризма. Действительно, теперь все эти настоятельные проблемы стали звеньями одной цепи, но это произошло, в частности, из-за того, что события 11 сентября не послужили поводом для тщательного расследования и серьезной дискуссии, а стали причиной для новых проблем в отношениях между Аме-рикой и остальным миром. Не ускользая от ответа на поставленный вопрос, мы, тем не менее, обращаем особое внимание на предпосылки и контекст проблемы, поскольку, пока они не выявлены и не обсуждаются в рамках дискуссии, остается очень мало надежды на более взвешенные и всесторонние решения.

Эта книга не повествует о положительных сторонах политики Соединенных Штатов: тот, кто ищет в ней возражения и опровержения ненависти в отношении Америки, может сразу отложить книгу в сторону. Эта книга — об ответственности за свои поступки в нашем мире, где чудовищное неравенство власти, богатства, свободы и возможностей оказывает свое влияние практически в каждой ситуации. На нашем тесном земном шаре и добрые, и злые намерения формируют характер нации и в итоге — ее взаимоотношения с остальным миром. В данной книге мы особо хотим подчеркнуть, что некоторые самые худшие последствия американского могущества возникли в результате действий, производившихся с самыми лучшими намерениями. В итоге враждебность других стран по отношению к США в пределах самой Америки часто выглядит необоснованной и загадочной, и поэтому благонамеренным американцам так трудно бывает осуществить эффективные преобразования в американской политике. Еще мы поговорим о влиянии политики США в прошлом и настоящем на общемировую политику и будем приводить примеры, в частности, из опыта стран третьего мира. Влияние американской политики волнует не только жителей развивающихся стран, но также многих людей в Европе и в самой Америке: известны так называемые антиглобалисты, а также многочисленные движения за мир и справедливость. Однако мы полагаем, что более тщательный и наглядный анализ международной политики США необходим даже и в том случае, если мировые антиамериканские настроения не выйдут из-под контроля. Ясно изложив, что именно заставляет людей ненавидеть Америку, мы надеемся показать, какие коррективы требуется внести в формирование новой политики.

Вопрос о том, за что люди ненавидят Америку, не нов, но он приобрел новое звучание после событий 11 сентября. В частности, выявилось острое расхождение во взглядах между левыми и правыми, которое успелоочень сильно ослабеть в 90-е годы под влиянием «либерализации» и «глобализации». На поверхность вылезли глубокие и застарелые предубеждения в отношении мусульман и ислама, существующие в западном обществе в целом и в Соединенных Штатах в частности.

При обсуждении событий 11 сентября в американских средствах массовой информации главные исходные положения данного вопроса считались сами собой разумеющимися. Как заявила журналистка газеты Boston Globe Бе-верли Бэкхем, одна вещь очевидна: «Они ненавидят нас, люди той культуры, которую мы не знаем, не понимаем и даже никогда не давали себе труда задуматься над этим». Более того, утверждает она, эту ненависть ни с чем нельзя сравнить. «Есть люди, которые тихо ненавидят нас прямо на задворках нашей страны, целые группы ненавистников:

они набрасываются на негров и геев, на католиков и на евреев. Но эта ненависть направлена на ВСЕХ американцев, она серьезней и смертельней, потому что ее питает ярость, расчетливая ярость, которую ничто не сможет удержать, она проявит себя любой ценой».[3] Как мы увидим в 1-й главе, Бэкхем выразила мнение, разделяемое почти всеми СМИ по обе стороны Атлантики.

Итак, «За что люди ненавидят Америку?» Формулировка вопроса предполагает, что существует некая единая «Америка», объект колоссальной ненависти. Подразумевается также, что эта ненависть односторонняя: «люди» за рубежом ненавидят «Америку» и «всех американцев», но Америка сама по себе благожелательна и миролюбива. Во 2-й главе мы попытаемся понять, какие аспекты этой проблемы вызывают широкий разброс во мнениях. Анализируя и рассматривая вопрос в более широком историческом контексте, мы надеемся выяснить, что же служит причиной неоднозначности ответа на него.

Как поясняет Роберт Фиск, разнообразие мнений по этому поводу в самой Америке гораздо шире, чем могло бы показаться при виде официально навязываемого образа единения нации вокруг государственного флага. Нам предельно ясно, что Америка не стала единой; этот факт мы попытаемся отразить в нашей книге, когда будем анализировать образ себя, сформировавшийся у американцев под влиянием национального лозунга «Е pluribus unum» («Единство в многообразии»). Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что слово «Америка» употребляется нами, равно как и многими другими, чрезвычайно часто и не всегда корректно. Начиная с XIX века, после принятия «доктрины Монро», говоря «Америка», имеют в виду лишь одно государство — Соединенные Штаты Америки. Такое бессознательное расширение Соединенных Штатов свидетельствует об их могуществе, основанном на богатстве ресурсов, экономической силе и ее приложении к идее государственности, и является по-своему чем-то уникальным. Эта уникальность и ее влияние на окружающий мир являются одной из основных тем данной книги.

Безраздельное употребление понятия «Америка» для обозначения многих весьма различных аспектов влияния Соединенных Штатов на весь остальной мир отражает так называемый синдром гамбургера. Мы имеем в виду, что хотя информационные поводы, касающиеся Америки, зачастую очень различны — международная политика, военные операции, работа разведслужб, достижения культуры, СМИ, потребительские товары, крупные корпорации, благотворительные учреждения н неправительственные организации, учебные заведения, — однако все они тесно связаны между собой. Гамбургер продается в уже готовой упаковке: это отдельный продукт, его изготавливают, пролают и потребляют частным образом; однако способ потребления гамбургеров в американской культуре представляет собой неотъемлемую часть существования данного продукта. Нельзя взять что-то одно и не брать остального. Вы можете вынуть из гамбургера лист салата, кусок помидора или соленого огурца, но когда вы покупали — гамбургер, все эти ингредиенты были вместе, вы заплатили за них, вам их дали в одной упаковке, хотелось вам того или нет.

Америка во всех своих проявлениях и влияниях на людей во всем мире формирует чрезвычайно цельную картину. Когда американец путешествует, он берет весь этот мир с собой и живет по его законам. Если окружающий мир не распознает каких-либо тонкостей американской действительности, то исключительно ввиду того, что сама Америка стремится к тому, чтобы так происходило. В 3-й и 4-й главах мы подробно анализируем этот вопрос. Через анализ американской международной и экономической политики, ее политики по отношению к странам—членам ООН, контроля над международными организациями, такими как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, и ее взаимоотношений с развивающимися странами на протяжении последних пяти десятилетий мы изучаем основные причины недовольства всего мира в отношении Америки. Кроме того, мы пытаемся понять, каким образом торговая марка под названием «Америка» оказалась настолько распространена во всем мире и каковы последствия распространения американской культуры в развивающихся странах.

Большинство американцев не осознают общемирового влияния американской культуры и политики. Но, что еще более важно, подавляющее их большинство просто не верят тому, что Америка может быть в чем-то не права. Опрос общественного мнения касательно лидеров в политике, СМИ, бизнесе и культуре, проведенный по заказу парижской International Herald Tribune, показал, что большинство респондентов-неамериканцев (58 %) считают, что политика Вашингтона представляет собой «главную движущую силу» недовольства и раздражения в отношении Соединенных Штатов. Напротив, только 18 процентов опрощенных американцев недовольны политикой своего правительства. Более того, 90 процентов американцев в качестве основной причины своего недовольства обозначили могущество и богатство Америки, тогда как неамериканцы в подавляющем большинстве случаев сочли, что Соединенные Штаты несут ответственность за мировое расслоение людей по уровню доходов. По результатам опроса «большинство людей в мире полагают, что американские военные акции являются симптомом растущего резкого расслоения между имущими и неимущими»; кроме того, на Америке лежит ответственность за развивающиеся страны, «которым недоступны блага экономического прогресса».[4]

Почему же так разителен контраст между восприятием Америки американцами и жителями других стран? Почему в сознании американцев неизменно фигурирует презумпция невиновности Америки и ее правоты? В 5-й и б-й главах мы рассмотрим представление американцев о себе в рамках исторического контекста и американской мифологии; с точки зрения образа американского героя, который в изображении Джона Уэйна всегда твердит: «делай то, что должен делать мужчина». По нашему мнению, никакие определения не могут быть абсолютными; наш образ себя всегда отчасти опирается на образ другого человека. Собственно, в этом и заключается относительная сущность Америки, представляющая для нас особый интерес. Идея Америки, ее образ себя, идентичность и уникальность всегда имели меньше отношения к истории, нежели к предвидению будущего, требующего определенного образа действий в настоящем. Особенно нас беспокоит то, что идеализированный американский взгляд на человеческое будущее может вести к неправомерному, опасному и часто неоправданно деструктивному разрыву между целями и средствами. Лдя того, чтобы декларировать идею Америки как будущее—будущее всех и каждого—требуется самонадеянное отрицание свободы других, а также потенциала, которым обладает настоящее, — потенциала создания иных, альтернативных образов будущего всего мира и населяющих его людей.

Нет другого общества, которое было бы столь же открытым, как американское, столь же оснащенным средствами коммуникации и ресурсами, позволяющими учиться и получать знания, выражать и воплощать свои идеи. Тем не менее, итоговый продукт этой 'колоссальной инфраструктуры — американская массовая коммуникация — в значительной степени страдает эгоцентризмом и обеспокоен в основном внутренними проблемами страны. Окружающий мир узнает и воспринимает Америку тоже большей частью через средства массовой коммуникации, особенно через Голливуд, чьи творения создаются под очень большим влиянием американского массового сознания. Кино и телевидение в настоящее время становятся, наравне со СМИ, основными изобразительными средствами формирования американской реальности; глядя на экран, люди задумываются или — чаще — даже не задумываются, а просто воспринимают. Мы не ищем оправданий тому, что большая часть анализа в нашей книге разворачивается вокруг фильмов и телевизионных программ, поскольку для более глубокого понимания главного интересующего нас вопроса необходимо выйти за рамки обычной политики и взглянуть на культурные оковы, охватывающие весь земной шар. Еще раз подчеркнем, что вся мощь американских средств коммуникации способствует изоляции американцев от остального мира; таким образом формируются отгороженность, эгоцентризм и невежество, что и составляет первостепенную проблему окружающего мира в отношении Америки.

Феномен Америки можно обозначить термином «великая держава», то есть страна могущественная до такой степени, что она влияет на жизнь людей по всему миру. И все же сами американцы надежно защищены от информации и споров вокруг фактических последствий вмешательства Соединенных Штатов в дела окружающего мира. В телевизионных уличных интервью в первые дни после событий 11 сентября простые американцы сами то и дело признавали этот факт. Государственное могущество при отсутствии демократического способа регулировки информационных потоков приводит к безответственности. Оно вовсе не является выражением «справедливости», а представляет собой лазейку для потворства неправедным деяниям, творимым от имени народа, но без его ведома и вопреки всякому здравому разумению,

События 11 сентября нанесли серьезную травму американскому духу. После этих событий возникло огромное количество курсов лекций и образовательных инициатив на всех уровнях американской системы образования. Один из наших основных аргументов состоит в том, что в основе отношений Америки с окружающим миром лежит проблема осведомленности. Для большей точности можно обозначить эту проблему как «осведомленное невежество»:

изучение людей, идей, цивилизаций, религий, истории под видом того, чем они не являются и никогда не могут являться; и сохранение этих представлений даже когда есть возможность узнать нечто обратное. Осведомленное невежество — термин, применимый, в частности, к западным взглядам в отношении ислама и мусульман. Этот термин относится не только к негативным установкам и взглядам в целом, он определяет также и то, каким образом эти установки встроены в парадигму ориентализма.

Недостаточная осведомленность не является исключительной особенностью одной лишь Америки, это общее свойство западной цивилизации, имеющее большую историю. То, каким образом создаются представления Запада о Востоке — научные мнения и ученые труды, — представляет собой отдельную проблему. Для Америки критерием социальных норм являются ее собственная история и идеалы, то есть Америка строит свое знание о других культурах в виде бинарной оппозиции: «похоже — не похоже». Таким образом, Америка приходит к выводу, что ей лучше всех все известно о других людях, об их характерах, осмысленности их существования и так далее. При этом накапливаются частные суждения, основой которых служит анализ, преследующий корыстные цели, что не может не привести к появлению двойных стандартов.

В отношении событий 11 сентября двойные стандарты, основанные на осведомленном невежестве, проявились со всей отчетливостью. Мы считаем, что проблема осведомленности должна быть сформулирована именно как проблема, которая может быть преодолена, только если уметь слушать и считаться с тем, что другие люди сами говорят о себе. В культурах развивающихся стран и в диаспорах этих стран на Западе существует огромное многообразие убеждений, философских течений, ведутся многочисленные споры по самым разным поводам. Ни ислам, и никакая другая восточная цивилизация не являются монолитной. И что немаловажно, у этих цивилизаций достаточно высокая гибкость и адаптивность, их развитие не определяется лишь их древней историей. Сохраняются живые традиции, которые постоянно развиваются и адаптируются в рамках своей внутренней реальности, своих ценностей и идеалов. Но пока осведомленное невежество служит барьером для необходимой информации, касающейся стран третьего мира, и не дает возможности услышать то, что они хотят сказать о себе, взаимное понимание культур не может возникнуть.

Америка видит «ось зла» как вредоносное, враждебное образование, не просто скрывающееся в ряде стран, а распространенное по всему миру. Террор, терроризм и террористы становятся единой карой для всего человечества, оторванного от своих политических, социальных, исторических и культурных корней. Подобное проявление абсолютизма имеет свою обратную сторону: Америку тоже рассматривают как нечто враждебное и вредоносное, вмешивающееся во внутренние дела других стран всего земного шара. Вот он — верный путь к гибели. Вот основа дегуманизации и демонизации нашего мира, становящегося все более взаимосвязанным. Единственная надежда, единственное, что может как-то гарантировать безопасность, — это стремление понять себя, заново открыть для себя весь окружающий мир, не боясь узнать того, что знают другие люди о себе.

У Америки достаточно сил и ресурсов для того, чтобы вовсе отказаться от самоанализа. Подчеркнем, что в Америке давно развивается традиция не помнить своего прошлого. Тем не менее для Америки характерна также сильная самокритика и резкое расхождение во мнениях среди писателей, художников, ученых и даже политиков. На протяжении книги мы будем обращаться к их высказываниям. Проблемой для окружающего мира—и, как утверждает Роберт Фиск, для многих американцев — является то, что очень немногие из разнообразных американских мнений отражаются в политическом дискурсе власти, в конгрессе и в средствах массовой информации. Если вы находитесь в Соединенных Штатах, 'у вас может возникнуть ощущение, что самая острая тема для полемики — это, собственно, идея Америки и различные аспекты этой идеи. Сама идея, возможно, нуждается в некоторой коррекции, что вызывает серьезное разочарование среди американцев и служит главным источником недовольства, враждебности и даже ненависти за пределами Америки. Если Америка не способна подвергнуть сомнению себя, свою историю, свои ритуалы, взглянуть по-новому на злоупотребления силой и властью внутри страны и за рубежом, на издержки американского образа жизни, связанного с изобилием, иначе посмотреть на взаимосвязь между качеством жизни и основными ценностями, между идеалами и практическим применением этих идеалов, если все остается, как было, то разве можно ожидать каких-то конструктивных изменений в результате всех этих бесконечных дискуссий?

Ненависть, конечно, не лучшая основа для построения безопасного мира. В 7-й главе мы приводим тематическое изложение причин того, почему американцы стали, как было написано в одной пакистанской газете после событий 11 сентября, «самыми ненавистными людьми на планете». И мы пытаемся найти путь, с помощью которого мы все—и американцы, и неамериканцы—смогли бы превозмочь ненависть и начать двигаться по направлению к более жизнеспособному и желанному будущему.

Мы переступили порог XXI столетия, и перед нами стоит общая опасность—мир переполнен ужасом людской боли и страданий. Но при всей жестокости, царящей в современном мире, одно лишь кажется очевидным. Мы все—отдельные люди и общественные организации, американцы и неамериканцы—несем ответственность за то опасное положение, в котором оказался наш мир. Мы все обязаны думать, действовать и работать вместе, везде, в каждом обществе, необходимо искать пути решения проблемы ненависти и закладывать основы мирного сосуществования. Мы надеемся, что эта книга станет первым шагом в этом направлении.



Примечания:



1

Robert Fisk, 'Fear and Learning in America', The Independent, 17 April 2002.



2

Cited in ibid



3

Beverly Beckham, Boston Globe, editorial section, 21 September 2001, p. 35.



4

US policies played "significant role" in terror attack'. International Herald Tribune, 20 December 2001.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.