|
||||
|
15 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ АРАБСКОГО ВОСТОКА Арабская политическая традиция является важной частью истории политических учений в целом. Данная традиция связана с процессом образования в Аравии VII в. государственности. Арабская традиция, так же как и процесс формирования арабской государственности, тесно связаны с религиозным контекстом. Главной религиозно-политической доктриной в этом регионе стал ислам, который сыграл большую роль в консолидации арабских племен. Официально ислам был утвержден в 622 г. н. э., когда Мухаммед совершил переселение из Медины в Мекку и была образована первая мусульманская община – умма. Ислам в этот период обеспечивал высшую общественную связь, выступая стержнем мировоззрения и культуры арабского народа. Ислам освящал существовавший в арабском обществе порядок во главе с непререкаемым авторитетом – Аллахом. Изложенные в Коране – священной книге мусульман – принципы содержали общественно-регулирующее начало. Особое внимание уделялось в исламе процессам укрепления власти. Это способствовало формированию арабского этноса и сильного государства, проведению активной завоевательной политики и распространению учения ислама на огромной территории. Ислам как политическая доктрина отстаивает следующие принципы: 1) теократизм – утверждение превосходства духовной власти над светской; 2) обоснование необходимости общественного и политического неравенства; 3) богоустановленность верховной власти правителя; 4) покорность и смирение. В период становления государства на территории Аравии – Арабского халифата (XII–XIII вв.) – оформился шариат – основной правовой нормативный свод. Его источниками являются: 1) Коран – основной нормативный источник ислама; 2) Сунна – сборник повествований о делах Мухаммеда; 3) фетва – заключение высших духовных лиц по отдельным делам общественной жизни. В исламе выделяется несколько течений, которые неоднозначно трактуют политические проблемы. Суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – это течение, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки, иные правители незаконны. Политические идеи на Востоке развивали такие мыслители, как: 1) Аль-Фараби, который исследовал проблемы компетентности правителей, механизмов осуществления власти в мусульманской общине; 2) Ибн Сина, которого интересовали многие проблемы, связанные с осуществлением властных отношений. Воздействие ислама на Востоке на общественные и политические процессы было особенно сильным. И на современном этапе ислам продолжает быть не только религией, но и образом жизни мусульман. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|