|
||||
|
36 ПОЛИТИЧЕСКИЕ МИФЫ И УТОПИИ В структуре политического сознания, политической культуры в целом выделяются и такие феномены, как политические мифы и утопии. Они хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли своей функциональной полезности. Мифологией называют иррациональный, мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. Мифологический тип мировоззрения возник в глубокой древности и постепенно был вытеснен религиозным и научным типами мировоззрения. Но мифологическое мышление не исчезло бесследно: оно продолжает жить в массовом политическом сознании. Мифу свойственны алогичность, безразличие к противоречиям, культ богов и героев и т. д. Подобные черты можно обнаружить и у многих современных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исключительности, превосходства социализма, непогрешимости политических вождей демонстрируют родство с мифологией. Эта форма сознания воспроизводится в политике из-за своей простоты, логической непритязательности. Мифологизированные представления встречаются не только на уровне обыденного, но и теоретически организованного сознания. Технологию создания современных политических мифов раскрыл Э. Кассирер. Он первым доказал, что главное отличие политического мифа от простого мифа – его заказной характер. Политический миф, следовательно, служит практичным целям. Объектами мифотворчества могут быть политики, властные структуры и даже символы государства. Основным объектом мифологизации является прошлое конкретного общества, которое сохраняет свою актуальность для настоящего. К числу наиболее часто встречающихся мифологических образов относятся: 1) светлое царство (образ будущего); 2) образ врага (используется при демонизации враждебной страны); 3) Бог Отец (идеализация лидера). Рационализированной формой мифа являются утопии – произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называются потому, что их практическая реализация невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). Но утопия вдохновляет и направляет людей на борьбу за изменение существующей реальности, препятствует процессу догматизации мышления. Однако не следует и преувеличивать необходимость утопий. В больших количествах утопии дезорганизуют общество, ведут к бессмысленной трате сил и энергии. Следует также отличать утопии от реализуемых социальных проектов. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|