|
||||
|
47 ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Современная политология выделяет 2 типа политических режимов: демократические и антидемократические. Демократические режимы делятся на парламентский и президентский, антидемократические – на тоталитарные и авторитарные. Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в 1922 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1956 г. политологи К. Фридрих и З. Бже-зинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима: 1) наличие официальной идеологии, которой подчинены все стороны жизни общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система контроля над обществом, средствами массовой информации и вооруженными силами; 4) централизованная экономика. Авторитаризм – это тип режима, для которого характерна монополия на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются: 1) монополия на власть одной группы или лица; 2) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; 3) сильно централизованная структура власти; 4) сохранение ограниченного плюрализма; 5) наследование как главный способ рекрутации правящей элиты; 6) отсутствие возможности ненасильственной смены власти; 7) использование силовых структур для удержания власти. Отличие авторитарного режима от тоталитарного состоит в том, что ограничиваются не личные, а политические права и свободы человека. Кроме того, основой режима является не идеология или политическая партия, а армия. Демократическому режиму свойственны следующие признаки: 1) признание народа в качестве источника власти; 2) наличие выборных государственных органов; 3) легальное существование оппозиции; 4) провозглашение политических прав и свобод граждан; 5) построение государственного механизма в соответствии с принципом разделения властей. В зависимости от того, как организована законодательная власть, возникают парламентская и президентская республики. Парламентская республика не предусматривает четкого разделения властей. Правительство и его глава избираются парламентариями. Парламент контролирует работу правительства и может отправить его в отставку в том случае, если оно не справляется со своими функциями. Президентская республика предполагает строгое разделение властей. И глава страны, и парламент избираются путем общенациональных выборов. Президент назначает министров и следит за их деятельностью. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|