|
||||
|
70 ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Наиболее важный и необходимый компонент власти – это государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территория, на которую распространяется его власть, механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство – это инструмент организованного насилия, оно обладает монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Государство – это комплекс органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Политическая государственная жизнь действительно постоянно колеблется между двумя противоположными теориями: невмешательством государства в общественную жизнь и его полным контролем над нею. Выбор той или иной модели определяется способом истолкования общества и человека, различием приоритетов в их соотношении. В рамках первой, либерально-индивидуалистической теории, общество рассматривается как собрание индивидов, а политика и государство существуют прежде всего для защиты прав личности, регулирования отношений между людьми. В рамках второй, этатистской теории, общество рассматривается как органическая целостность, а смысл существования человека в ней видится в служении, подчинении себя требованиям целостности. Право в этом случае мыслится как должное в человеческих отношениях. Рассматривая специфику властных отношений, выделяют следующие основные качества власти, присущие любому ее типу. Власть – это: 1) форма управления, регулирования и контроля, вид направления энергии, возможностей и ресурсов, которыми располагает человеческое общество; 2) мощное средство упорядочения социальных отношений; 3) волевое отношение, имеющее целенаправленный (целенаправляющий) характер, это изменение поведения через изменение мотивов и целей людей. Власть связана с: 1) культурой человеческих сообществ, с мерой, нормированием отношений людей, с принятием ими на себя определенных ограничений в поведении; 2) дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ. Как управление в условиях социальной дифференциации, власть носит политический характер. Высокая оценка значения властных и государственных отношений для регуляции жизни человеческих сообществ не означает отказа от видения другой стороны медали – связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Существует очевидная опасность бесконтрольности власти, обостряющая значение ее регулирования. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|