|
||||
|
71 ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ, ВСЕОБЩНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Негативная часть деятельности практически любого государственного образования – бюрократизм, смысл которого заключается не просто в наличии специальной группы людей, занятых осуществлением функций социального управления, а именно в образовании у этой социальной группы особых, отличных от задач государства и общества интересов и целей. Бюрократ подчиняет политическую деятельность, государственную службу обслуживанию только своих эгоистических интересов. Тенденция кбюрократизации власти в политике как социальный феномен, вырастающий из диалектики общих и частных интересов, есть всегда, и любое общество нуждается в выработке соответствующих правовых, культурных, политических гарантий, способных ограничивать или блокировать такую тенденцию. Бюрократия как социальное явление обладает рядом технико-организационных и социальных характеристик. К ним относятся: 1) иерархическое построение властных отношений в бюрократической организации; 2) нацеленность этой организации на реализацию определенной задачи; 3) строгое разделение труда между членами бюрократической организации; 4) небольшое значение персональных характеристик для осуществления бюрократических функций; 5) подчинение деятельности бюрократа жестким правилам; 6) стремление к обеспечению тайны, закрытости политических процессов; 7) активное использование различных политических и социальных привилегий при строгом ранжировании их доступности, размера и качества для каждой категории лиц бюрократического труда; 8) представление государства как главного источника благополучия социального порядка; 9) подчинение законодательства исполнительной власти; 10) коррупция; 11) равнодушие к закону как главная черта массовой психологии граждан в бюрократическом обществе. Бюрократизм характеризуется ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что рано или поздно оборачивается политической слепотой, потерей способности видеть необходимость перемен (желаемое принимается за действительное). Возникают шаблоны мышления, серьезно упрощающие социальную реальность, а те политические акции, которые на них строятся, ведут не к разрешению социальных и экономических противоречий, а к их умножению. У такого рода упрощения политического мышления и политического действия вполне определенный социальный смысл: он заключается в подведении реальной картины социального, политического процесса под мерку собственного, частного интереса занятых управлением социальных групп. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|