|
||||
|
РАСПАД: Имитация в оранжевых тонах Статья первая. Киев, июль 2005 За последние полгода по поводу украинской "оранжевой революции" было сказано и написано, наверное, больше, чем за последние годы об Украине в целом. На мой взгляд очевидца "революционных" событий и человека, который непосредственно наблюдает их социально-политические и экономические последствия, большая часть сказанного и написанного имеет слабое отношение к реальной действительности. Комментаторы, как правило, говорят о новой волне «либерально-демократической модернизации», захлестнувшей постсоветские государства с подачи госдепа США (через сеть т.н. неправительственных организаций). К этому еще добавляют факт радикальной смены правящих элит и соответствующего изменения внешнеполитического курса. Если исходить лишь из идеологически-пропагандистской формы "цветных" революций вообще и "оранжевой" в частности, то вышеизложенные комментарии достаточно адекватны, если же обратиться к субстанциональной сути этих феноменов, то они всего лишь слова о словах. Более того, в реальной действительности имеет место внутренний антагонистический конфликт между словами и действиями новой украинской власти, т.е. между тем, что она провозглашает, и тем, что делает. Фактически «оранжисты» оказались перед неразрешимой дилеммой: с одной стороны, они были вынуждены взять четкий курс на либеральные преобразования (под которые «революция» получила финансовую и организационную поддержку Запада), а с другой, на несколько порядков усилить социальную составляющую внутренней политики (т.к. только демонстрация заботы о народе позволит им удержаться у власти в стране с катастрофически обнищавшим населением). Таким образом, «оранжевая власть» Украины проводит совершенно непоследовательную и абсолютно противоречивую внутреннюю политику. На данный момент украинскому президенту и премьеру приходится одновременно ублажать американских и европейских «друзей» (последовательно открывая внутренний рынок страны для западных товаров и капитала), одновременно с неменьшим рвением пытаясь как-то реализовать социальные программы (в рамках своих предвыборных обещаний). Причем, что характерно, для того чтобы удержать свой стремительно падающий рейтинг, украинский президент и премьер интенсивно продавливают через парламент, ломая бешеное сопротивление левых сил, пакеты законов по ВТО. Это, безусловно, позволит наполнить внутренний рынок Украины дешевыми западными товарами, сбить цены на отечественную продукцию и в очередной раз продемонстрировать свою заботу о простом народе. Однако ради подобного кратковременного тактического успеха (накануне выборов в парламент) вожди украинских «оранжистов», судя по всему, готовы поставить на грань уничтожения и без того слабого национального производителя с одновременным усилением масштабов массовой безработицы в стране. Причем методы осуществления экономической политики «оранжевой власти» трудно назвать рыночными, несмотря на без устали провозглашаемый украинским президентом либеральный курс. Так, например, в финансовой сфере в директивном порядке была укреплена украинская гривна путем понижения курса американского доллара (в результате чего за одну ночь, по приблизительным подсчетам, население Украины лишилось около 300-400 миллионов долларов). Не менее оригинальны методы «оранжистов» и в сфере непосредственного регулирования цен на мясо и бензин, когда украинский премьер-министр (естественно защищая кровные интересы простого народа) лично установила цену как на мясо, так и на бензин, заявив, что это защитные меры, направленные против внешних врагов, стремящихся задушить украинскую революцию. Очень необычные методы были предприняты «оранжевым правительством» и в области налогообложения. Так, опять-таки во имя интересов народа, в середине года весь мелкий и средний украинский бизнес был неожиданно лишен своих налоговых льгот, что поставило многие фирмы на грань банкротства. И это при том, что «оранжисты» шли к власти под лозунгами защиты именно мелкого и среднего бизнеса! Ситуация совершенно абсурдная. Очень интересные формы приобрела политика «оранжевой власти» и относительно большого бизнеса. Здесь был провозглашен лозунг «экспроприации экспроприаторов», иными словами, был объявлен передел крупной собственности. Под удар реприватизации попали самые эффективные предприятия Украины. Смешно сказать, но политическая верхушка «оранжистов», представляя собой конгломерат олигархических кланов, объявила тотальную войну… олигархам, правда не всем, а только тем, которые на данный момент оказались в оппозиции. Все эксперты единодушно отметили тот факт, что новая власть рассчитывает выполнить свои социальные обязательства перед народом, используя деньги, полученные от реприватизации предприятий своих политических оппонентов. Вряд ли подобные методы можно назвать либеральными. Уже исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что «оранжисты» не только не имеют хоть сколько-нибудь четкого продуманного плана или стратегии действий, но и не контролируют на данный момент ситуацию в стране. Прежде всего, этому способствовали кадровые чистки в органах государственной власти. Тысячи чиновников разных уровней были уволены лишь потому, что им довелось работать при "антинародном режиме". Им на смену пришли люди, отбор которых осуществлялся по принципу «свой-чужой», при котором учитывалось лишь "революционно-оппозиционное" прошлое человека, но не его компетентность. В итоге центральные органы власти были наполнены выходцами из западных регионов Украины (составивших социальную базу "оранжевой революции"), у которых напрочь отсутствуют знания и навыки, необходимые госслужащему для работы, понимание того, как функционирует госаппарат и представление о том, что такое реальная политика (в отличие от идеологии и пропаганды, с которой они привыкли иметь дело). Кроме этого, несмотря на все заверения «оранжевой власти» о полном обновлении управленческого состава госаппарата, чиновники высшего (начиная с президента и премьер-министра) и, в основной массе, среднего уровня «новой» власти являются всего лишь революционизированными и перелицованными (за счет западных фондов) представителями предыдущего «антинародного режима» с той же ментальностью, моралью, ценностями, жизненными целями, которые были присущи чиновникам кучминского режима. Такая кадровая революция действительно сломала годами отлаженный механизм государственного управления, но не смогла создать новый. Именно поэтому на данный момент Украина все глубже погружается в хаос, прикрытый дутой бухгалтерией правительства и революционной риторикой средств массовой информации. Поэтому говорить, что «оранжевые революционеры» оснащены современными методиками социально-политического и финансово-экономического управления и выступают как менеджеры общественно-политических структурных реформ, можно лишь только иронизируя. Как это не комично, но, осуществив в Киеве по сути дворцовый переворот, Вашингтон привел к власти разношерстную группу раздираемых внутренними противоречиями маргиналов, настолько ограниченных и некомпетентных, что они не способны не только стать проводниками американских интересов в этой стране, но и элементарно контролировать в ней ситуацию. Можно только гадать, в какую форму выльется удивление и разочарование Белого дома, когда до них дойдет, что они вручили власть людям, ничем не отличающимся в моральном плане от представителей предыдущего режима и менее дееспособным в плане управления страной. Безусловно, «оранжевая революция» на Украине, с точки зрения ее западных инвесторов, является либеральным проектом. Но, как свидетельствуют факты, в реальной действительности она всего лишь имитация, театральная постановка весьма посредственных (если не сказать – бездарных) актеров, рассчитанная как на западных инвесторов, так и на украинский народ, ненависть которого к предыдущему режиму и надежды на лучшее были использованы «оранжевыми революционерами» для захвата власти. Рассматривать украинскую «оранжевую революцию» как либерально-демократическую модернизацию украинского общества можно лишь при условии искаженного представления о происходящем на Украине. «Оранжевая революция» – это такой же красивый, мыльный пузырь американской внешней политики, как и грузинская «революция роз», последовательно ведущая страну к хаосу и упадку. В мае этого года президент Грузии Михаил Саакашвили в своей статье «Пять ключевых принципов для реформаторов всего мира», опубликованной в британской газете The Financial Times, не исключил своего досрочного ухода с поста главы государства. Грузинский лидер был вынужден признать, что его рейтинг в республике стремительно снижается в связи с постоянно растущим недовольством населения Грузии реформами «революционного правительства», в результате которых неуклонно возрастает безработица и падает уровень жизни. И это при том, что не правительство Саакашвили, а Соединенные Штаты из специальных фондов выплачивают пенсии и зарплаты бюджетникам этой маленькой страны, чтобы удержать на плаву совершенно недееспособную грузинскую власть (!). Если украинские «оранжисты» рассчитывают, что Вашингтон намерен решать их проблемы точно так же, то они серьезно ошибаются, ведь по своим масштабам Украина абсолютно не соизмерима с Грузией. Также сложно согласиться и с утверждением, что "цветным революциям" подвержены, прежде всего, общества, «стремящиеся всеми своими производительными силами вписаться в постиндустриальный "золотой миллиард"». Но дело в том, что на Украине нет даже малейшего намека на это. Все украинские производительные силы уже давно вписаны в российскую промышленную инфраструктуру (включая замкнутые производственные циклы, энергоносители и рынки сбыта) и без нее существовать не могут. Как это ни смешно, но тот факт, что Западу экономика Украины не нужна, поняли не экономисты-теоретики, бесплодно рассуждающие вот уже пятнадцать лет об удивительных прелестях евроинтеграции, а олигархи-практики, на личном опыте убедившиеся как в бесперспективности попыток в качестве индустриального государства «вписаться в постиндустриальный "золотой миллиард"», так и катастрофических последствиях для украинской экономики либеральных реформ. Надо напомнить, что снятие в свое время В. Ющенко с поста премьер-министра Украины было инициировано как раз ведущими украинскими финансово-промышленными группами, по интересам которых в первую очередь ударили либеральные реформы радикально настроенного главы правительства. А президентство В. Ющенко под лозунгом либеральных реформ несет угрозу уже непосредственного разрушения индустриальной базы Украины, основная часть которой принадлежит как раз тем, кого принято называть олигархами, а поэтому последние обречены рано или поздно создать настоящую оппозицию для борьбы с прозападной либеральной властью, ставшей политическим тараном транснациональных корпораций. Вообще, возникла парадоксальная ситуация: криминально-олигархические кланы Украины, которые пятнадцать лет жирели на приватизированной индустриальной базе страны, высасывая из нее все соки, теперь вынуждены вступить в схватку с откровенно компрадорской «оранжевой властью» (главной опорой которой стали транснациональные финансово-политические группы (т.е. транснациональная олигархия)), взявшей курс на осуществление либеральных реформ, грозящих уничтожением украинской промышленности. Нелепо-беспомощная «оранжевая власть» вполне способна пересажать олигархов, провести реприватизацию в интересах западного капитала и протащить через парламент пакеты законов по ВТО, которые никто не то что не изучал, но даже не читал. Не исключено, что ничего другого от нее и не требуется – ведь, как показывает практика, под плотной завесой демагогических рассуждений о созидании «оранжизм» способен лишь разрушать. Киев, июль 2005. * * * |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|