|
||||
|
Глава 32 ПОЛИТИКА КРИМИНАЛИЗИРУЕТСЯ, КРИМИНАЛИТЕТ ПОЛИТИЗИРУЕТСЯ Раньше мир пугали Россией как «империей зла», сейчас — как «империей преступности»В мое распоряжение попал подготовленный в 1997 году вашингтонским Центром по стратегическим и международным исследованиям проект «Российская организованная преступность». Руководитель проекта — Вильям Вебстер. В работе над проектом участвовали следующие ведомства США: министерство обороны, министерство энергетики, министерство юстиции, государственный департамент, Федеральное бюро расследований, таможенная служба, отдел по военным международным исследованиям, Университет национальной обороны, постоянный комитет по расследованиям сената и другие организации. Откуда угроза? Новые экономические реформаторы России стоят перед труднопреодолимой проблемой, не имеющей исторических прецедентов. Несмотря на назначение в марте 1997 года кабинета, ориентированного на реформы, который начал подрывать гранитоподобное основание российских монополий, главные препятствия на пути экономических и политических реформ остались. Излагая принципиальные взгляды на роль России в мире в ХХI столетии, кремлевский Совет безопасности сделал вывод о том, что основная угроза российской безопасности исходит не от внешних врагов, а от чисто внутренних социально-экономических проблем. В течение шестого по счету года валовой национальный продукт (ВНП) снизился на 6 процентов. Четверть населения едва сводит концы с концами, находясь за чертой бедности, составляющей 25 долларов в месяц. Средняя продолжительность жизни упала с 69 лет в 1990 году до 57,7 лет в 1996 году. Демографы прогнозируют, что в последующие три десятилетия население России уменьшится со 147 до 123 миллионов — уникальная убыль населения в стране в мирное время. Несмотря на трудности, российский президент Борис Ельцин в июле 1997 года уверенно высказал прогноз, что экономика наконец достигла своего наихудшего состояния и что в 1998 году будут наблюдаться значительные положительные сдвиги. Однако большинство российских наблюдателей предостерегают от излишнего оптимизма. Множество факторов, начиная от паралича налоговой реформы, неудач в реструктуризации приватизированных компаний, недостаточной ликвидности и хрупкости банковского сектора и заканчивая завышенной оценкой потенциала фондового рынка, подтверждают необходимость осторожного подхода к прогнозированию быстрых перемен к лучшему. Аналогичная неопределенность наблюдается применительно к другой крупной ельцинской программе — программе реформ в Вооруженных Силах, ситуация в которых стала еще хуже. 14 февраля 1997 года командующий Сибирским военным округом направил президенту Ельцину телеграмму, в которой проинформировал о том, что «офицеры и военнослужащие уже находятся на грани выживания. Уже шесть месяцев никто не получает денег. Во многих семьях не хватает денег даже на хлеб». Последовавшее за ней донесение президенту тогдашнего министра обороны Игоря Родионова было еще более зловещим: «Россия вскоре достигнет черты, за которой мы уже не сможем управлять ракетами и ядерными системами». Четыре месяца спустя после этого смелого заявления Родионов был уволен под предлогом затягивания реформ. Симптомы упаднических настроений в армии очевидны. По данным Министерства обороны, в 1996 году более 500 военнослужащих покончили жизнь самоубийством и свыше тысячи были убиты при невыясненных обстоятельствах. Неудивительно, что Вооруженные Силы погрязли в коррупции. Более ста генералов и адмиралов, замминистра обороны и двое других чиновников из руководства Министерства обороны находятся сейчас под следствием, обвиненные в коррупции и растрате имущества. В 1996 году военными было совершено почти 6 тысяч преступлений. Стала распространенным явлением продажа военного снаряжения иностранным государствам на черном рынке. Вырученные средства используются для покупки или строительства домов высшему командному составу. План президента Ельцина о сокращении Вооруженных Сил на 500 тысяч человек может быть воспринят в штыки «ястребами»-националистами, а также коррумпированными генералами и армейскими чинами, наживающимися на нынешнем хаосе в армии. Политические, социальные и экономические кризисы в России вызвали сильную озабоченность на Западе, однако связь между этими дилеммами и феноменом российской организованной преступности (РОП) очень редко признается. То, что президент Ельцин охарактеризовал в 1994 году как «крупнейшее мафиозное государство в мире» и «преступную сверхдержаву», превратилось в то, что Григорий Явлинский, лидер либеральной фракции «Яблоко», называет полукриминальной олигархией. Слияние преступного капитала с коррумпированной государственной бюрократической машиной в России привело к тому, что председатель Комитета по международным отношениям конгресса США Бенджамин А. Гилмэн охарактеризовал как «поистине полностью оперившуюся клептократию». Директора западных разведслужб сейчас имеют неоспоримые доказательства того, что синдикаты организованной преступности в России находятся под защитой правящей олигархии, появившейся в ранний постсоветский период и консолидировавшей свою власть во время болезни президента Ельцина в 1996 году. Юрий Лужков, могущественный мэр Москвы и кандидат на смену господину Ельцину в 2000 году, говорит, что Россия стоит сейчас перед фактом «безграничной криминализации экономики… и самого правительства». Вся власть — преступникам! По оценке Министерства внутренних дел России, организованная преступность контролирует до 40 процентов частных предприятий, 60 процентов государственных предприятий и 50–85 процентов банков. Таким образом, две трети российской экономики находится под каблуком у преступных синдикатов. С момента крушения коммунистического правления рэкет стал нормой. Большинство частных предприятий и коммерческих банков вынуждены платить организованной преступности дань в размере 10–30 процентов от прибыли. Берлинская неправительственная организация «Транспаренс Интернациональ», специализирующаяся на борьбе с преступностью, поставила Россию по уровню преступности на четвертое место, в один ряд с Колумбией, Нигерией и Боливией из числа 50 стран, отраженных в результатах исследования за 1997 год. Руководящие работники из мира бизнеса США рассматривают Россию как одно из худших мест в мире с точки зрения бизнеса не только по причине укоренившейся преступности и коррупции, но и из-за расторгаемости контрактов и неоднозначности в применении законов. Действующие в России рэкетиры узурпировали традиционно правительственные юридические функции и средства защиты. В бывшем СССР действует почти 8 тысяч преступных группировок, из которых 200 самых крупных являются сейчас международными конгломератами. 26 из них учредили свои филиалы в США, где они договорились о распределении сферы влияния с американскими, сицилийскими и колумбийскими преступными синдикатами. Их преступная деятельность была зафиксирована в 17 городах США. Директор ФБР США Луис Фри засвидетельствовал перед комитетами Конгресса, что российские преступные синдикаты установили рабочие отношения со своими партнерами еще в 50 странах (в 1994 году таких стран было 29). Правоохранительные органы США и Европы рассматривают эту напасть как основную угрозу. Предпринятое Центром стратегических и международных исследований двухлетнее изучение деятельности РОП и ее международных связей показало, что после падения СССР и появления Российской Федерации Комитет госбезопасности и его дочерние разведслужбы сократили свой численный состав почти на 100 тысяч человек. Опыт, контакты и способности, связанные с разведдеятельностью, были в большом дефиците у преступных синдикатов, что обеспечило работой бывших сотрудников КГБ всех рангов и специализаций. Например, те, кто работал шпионами за границей, были хорошо осведомлены о «надежных» финансовых каналах отмывания денег. КГБ также очистил свои тюрьмы от закоренелых преступников, многие из которых подались в США с поддельными паспортами и фиктивными биографиями. Председатель подкомитета сената США по терроризму, наркотикам и международным операциям сенатор Джон Керри считает, что «реальная власть находится в руках российских крестных отцов и их союзников — бывших сотрудников КГБ, занимающих важные посты в секторах экономики независимо от того, приватизированы они или все еще контролируются государством, а также в руках коррумпированных высокопоставленных политиков». На всех уровнях российского правительства наиболее проворные члены верхушки старой номенклатуры, коррумпированные правительственные чиновники и нувориши-мафиози соревнуются друг с другом в борьбе за контроль над инструментами государственной власти, которые являются самым верным гарантом безбедного существования в постсоветской России. В российских городах коррумпированные мэры и берущие мзду городские советы нанимают к себе «крыши» из числа частных агентств безопасности для прокручивания преступных сделок. С момента коллапса СССР происходило разворовывание достояния России, и десятки миллиардов долларов перекочевали в закрома оффшорных банковских центров. Главными из тех, кто вкусил плоды приватизации, проводившейся на «аукционах», срежиссированных в пользу заранее определенных физических лиц или банков, были синдикаты организованной преступности. По данным аналитического центра Российской Академии наук, «55 процентов капитала и 80 процентов акций, имеющих право голоса, было передано во время приватизации в руки отечественного и иностранного преступного капитала». Российский прокурор Юрий Скуратов сообщил, что только в 1996 году было совершено почти две тысячи преступлений, связанных с приватизацией. В начале 1996 года на совещании, спонсированном МВД, главный специалист по экспорту капитала заявил, что в предшествовавшие семь лет из России было вывезено 150 миллиардов долларов. Эта цифра сейчас приближается к 200 миллиардам долларов. По некоторым российским оценкам, она составляет 300 миллиардов долларов. Главари организованной преступности и их клиенты в новой номенклатуре купили отборные объекты собственности — от Буэнос-Айреса до Берлина и от Туниса до Таиланда. Они страстно жаждут респектабельности, начиная с дорогих гардеробов и загородных клубных тусовок и заканчивая дорогими, шикарными школами-пансионами для своих детей. Банковские нормативные органы жалуются, что они бессильны оштрафовать или закрыть банки, факты преступной деятельности которых уже установлены. В 1997 году Центральный банк России сообщил, что три коммерческих банка перевели почти 500 миллионов долларов федеральных бюджетных средств на рынок высокодоходных правительственных ценных бумаг. После чего банки объявили об убытках на рынке, и правительство оказалось бессильным получить обратно свои деньги, в том числе 237 миллионов долларов, ассигнованных на финансирование выпуска истребителей «МиГ» для продажи Индии. Попытки расследовать этот случай привели к выстрелам, которые были сделаны по дому шефа российского Центробанка Сергея Дубинина. В мае 1997 года президент Ельцин развернул свою шестую по счету антикоррупционную кампанию. На этот раз указ № 484 требует, чтобы высшие правительственные чиновники (но не члены Государственной думы) ежегодно подавали декларации о своих доходах и собственности налоговым инспекторам и в отделы кадров. Этот указ дает каждому уйму времени, чтобы осуществить трансферт своих авуаров за рубеж или родственникам. Борис Березовский, тогда заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации, является мультимиллиардером (журнал «Форбс» поставил его с учетом принадлежащей ему суммы в три миллиарда долларов на 193 место в мире). Однако общая заявленная им сумма составляет 39 тысяч долларов. Организованная преступность разрабатывает правила, которые принудительно и безжалостно выполняются — в отличие от законов, принимаемых Госдумой. За год в среднем совершается пятьсот заказных убийств. До сих пор ни одно из них раскрыто не было. Нет ни одной правоохранительной организации, которая могла бы обеспечить защиту от всемогущественных синдикатов. Собственная кремлевская аналитическая служба президента Ельцина подготовила в январе 1994 года доклад, основанный на исследованиях, проведенных по всей России, в котором говорится, что правоохранительные органы были «сильно скомпрометированы организованной преступностью». В 1996 году МВД вынесло 857 обвинительных актов в отношении коррумпированных чиновников, в процессе расследования находились тысячи других дел. Лишь незначительное их число доходит до суда. Чиновники, которых просят оказать услуги мафии, стоят перед «серебряным или свинцовым выбором»: сотрудничать и брать деньги или быть убитым. Любой «неподмазанный» человек внутри правительства вызывает подозрение у коррумпированных чиновников. Синдикаты организованной преступности продвигают своих кандидатов на госслужбу, обеспечивают финансирование и, если избираются их кандидаты, приобретают статус парламентской неприкосновенности. На черном рынке они покупают посты помощников членов Думы за 4 или 5 тысяч долларов. Оргпреступность способна оказывать прямое влияние на любые попытки ликвидировать ее коррупционистскую практику. Джон Дейч, будучи директором ЦРУ, сообщил Конгрессу, что «связь между правительственной элитой и преступными элементами препятствует российскому правительству реализовать свои возможности в удовлетворении ожиданий народа, связанных с вопросами социальной справедливости, равенства возможностей и улучшения жизненного уровня». Если проблема преступности в России не будет решена, это усилит нестабильность в крупной ядерной державе, что обусловит угрозу для остального мира. Из-за продолжающегося обнищания России и неуплаты налогов, необходимых правительству для выплат солдатам, ученым, конструкторам оружия и гражданским служащим, миллионы рабочих получают сейчас зарплату в виде производимой ими продукции. Отчаяние, вызванное невыплатой зарплаты, вывело на улицы 27 марта 1997 года 1 800 тысяч рабочих, что стало крупнейшей акцией протеста во время президентства Ельцина. Сколько бандитов в России? Согласно российской статистике, в 1994 году в России была 5691 организованная преступная группировка. В 1996 году — уже 8 тысяч. В них входило примерно 100 тысяч постоянных членов. По данным ООН, в 1994 году РОП состояла из 5700 банд, в которые входили около трех миллионов человек. Только в Москве, по данным МВД, действуют 189 преступных организаций, 23 из них имеют международные связи. В целом по России зафиксировано 3500 преступных организаций. Из 189 преступных организаций, действующих в международном масштабе, 151 занимается совершением преступлений, связанных с насилием. МВД отмечает в последнее время тенденции образования альянсов между московскими группировками и группировками других регионов, что ведет к увеличению торговли наркотиками и оружием в Московской области. МВД также утверждает, что для отмывания незаконных прибылей оргпреступность создала или купила собственные юридические фирмы, банки и прочие приносящие доход предприятия. По данным МВД, на начало 1996 года оргпреступность в Москве контролировала 860 фирм и 40 процентов совместных предприятий. В каком государстве живут россияне Из доклада вытекает, что Россия представляет собой криминально-синдикалистское государство. Его отличительные черты: коррумпированность чиновников всех уровней — от министра до налогового инспектора и мелкого клерка; неизменность «профессиональных» преступников; отношение бизнесменов к законодательству как к некоему препятствию, которое так или иначе необходимо обойти. Если коррумпированная бюрократия, организованная преступность и «коммерция без правил» сольются в России в единое целое, то общеприемлемые контакты США и других государств с формирующимся российским криминально-синдикалистским государством станут невозможны. Действительно, как сможет правительство США определить, выступает российское правительство в своих национальных интересах или в интересах личного обогащения? Ключевой участник — «крыша» 30 процентов сотрудников милиции обеспечивают «крышу» коммерческим структурам. Участковые инспекторы «держат» коммерческие киоски, оперативники защищают ТОО и АО, а их начальство присматривает за банковскими структурами. До увольнения в июне 1996 года президентом Ельциным генерала Александра Коржакова (ныне депутата Государственной думы), возглавлявшего службу безопасности президента, Коржаков, по мнению многих, руководил крупнейшей «крышей» в России. «Крыши» действуют не только в крупнейших городах, но и по всей РФ, и в бывших советских республиках, включая прибалтийские. Разнообразие «крыш» в современной деловой России иллюстрируется замечанием одного московского уголовного авторитета: «Работать стало невозможно, в одном месте „крышу“ обеспечивают милиционеры, в другом — КГБ, в третьем — ребята Коржакова или группы „Альфа“. Кто может во всем этом разобраться?» Учитывая глубину проникновения и распространенность «крыш», они вполне могут стать постоянным атрибутом посткоммунистической России, перерасти в интегрированные элементы российского государства, общества, бизнеса и промышленности. Некоторые обозреватели считают, что это уже происходит. Бегство капитала Николай Ковалев в бытность директором ФСБ утверждал: «Огромная часть юридических лиц переводит до 80 процентов своей выручки в твердой валюте за границу ежемесячно. И эти средства не возвращаются. Этот процесс рассматривается нашими экспертами как „отмывание денег“. Однако, как правило, мы не имеем юридических оснований для возвращения этих денег или даже для получения доступа к подозрительным счетам». Общее бегство капитала из России с 1991 года оценивается в 300 миллиардов долларов. МВД сообщило, что «только в последние пять лет наши бизнесмены скрыли за границей от 150 до 300 миллиардов долларов». Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский полагает, что порядка 65 процентов из 120 миллиардов долларов, которые Россия получила от западных стран, преимущественно из Германии и международных кредитных организаций, вернулись на секретные счета на Западе. Проблема бегства капитала для российской экономики настолько существенна, что заставила Куликова предложить следующее: «По-моему, нам нужно серьезно подумать об амнистии для преступных денег за границей и об их возвращении в Россию». Инвестиционные заморозки Для того чтобы стимулировать российскую экономику, создать новые предприятия и модернизировать устаревшие технологии и инфраструктуры, необходимы вливания капитала. Однако страх перед российской оргпреступностью отпугивает многих иностранных инвесторов. В апреле 1997 года в обращении к российско-американскому деловому совету заместитель секретаря казначейства США Суммерс отметил, что Россия привлекает всего 47 долларов иностранных инвестиций на душу населения в сравнении с 326 долларами на душу населения в Польше и 585 долларами в Чили. По его словам, взятки и выплаты рэкетирам составляют 15 процентов общих доходов в России. Он добавил, что «инвестиции не будут происходить при таком уровне неопределенности и при такой степени страха». Министр внутренних дел Германии утверждает, что иностранные компании в России выплачивают от 10 до 20 процентов своих прибылей российским преступным группировкам. Единственная компания, получающая существенные капиталы с Запада, — это Газпром, устойчивый гигант, обладающий политическим влиянием. Российское правительство стремится улучшить климат для иностранных инвестиций. Директор ФСБ Ковалев отметил, что «российские преступники действуют по хорошо налаженной схеме. В управленческие структуры СП внедряется свой человек, который внимательно изучает финансовое положение конкретной фирмы. После этого силовыми методами осуществляется овладение активами». Ковалев работает над созданием специального подразделения ФСБ по обеспечению безопасности иностранных инвесторов. Ковалев указывает, что «если такая программа будет утверждена правительством, мы готовы заняться защитой иностранных бизнесменов, включая их физическую безопасность». Банковские мошенничества По данным Центрального банка России, в 1995 году 71 процент банков в Москве допустил различные нарушения банковского законодательства. 414 банков были оштрафованы, у 74 отозваны лицензии. Уголовно наказуемые преступления в банковском секторе составили 2005, что почти вдвое превышает уровень 1994 года. По оценкам ЦРУ, половина из 25 крупнейших российских банков связаны с организованной преступностью. Недоверие к российским банкам привело к тому, что россияне хранят 18,5 процента своих общих средств дома в иностранной валюте, преимущественно в долларах США. Одним из наиболее значимых препятствий для борьбы правоохранительных органов с коррумпированными банками является тайна банковских операций. Министр внутренних дел Куликов признал в марте 1997 года, что «сегодня у нас нет права вмешиваться в так называемые коммерческие и банковские тайны». Отсутствие государственного контроля за финансовыми потоками в конечном счете оборачивается эпидемией заказных убийств и ростом правонарушений. В настоящее время Россией управляет олигархия из шести банкиров и бизнесменов во главе с неоднозначной фигурой Бориса Березовского, который в числе прочего является заместителем секретаря Совета безопасности России (освобожден от этой должности осенью 1997 года). Считается, что Березовский руководит усилиями по установлению безналогового режима в Чечне, от которого может выиграть его предпринимательская деятельность. Растущая концентрация контроля над финансами, промышленностью, СМИ, спецслужбами и даже самим Кремлем является тревожной для России тенденцией. Заказные убийства В большинстве случаев фигуры РОП ищут респектабельности, являясь членами лучших клубов западных стран, отправляя своих детей в дорогостоящие частные школы. 20 процентов учащихся швейцарского колледжа, стоимость обучения в котором достигает 75 тысяч долларов в год, — русские. Несмотря на внешнюю респектабельность, члены РОП не чураются применять насилие. Заказные убийства являются наиболее серьезной проблемой российских правоохранительных органов. В 1996 году было зарегистрировано 580 таких случаев. Только 70 из них раскрыто. Стоимость заказного убийства в России колеблется от одной тысячи до 100 тысяч долларов — в зависимости от значимости предполагаемой жертвы. Оргпреступность и службы безопасности В декабре 1996 года бывший директор департамента разведки Джеймс Вулси предупредил, что находящиеся на посту и отставные сотрудники российской Службы внешней разведки, а также чиновники Министерства внутренних дел и Министерства обороны «очень тесно связаны с группировками РОП». Отставные и действующие сотрудники служб разведки и безопасности связаны с группировками РОП, по крайней мере, тремя путями: через использование методов разведки в преступных целях; через свои возможности защищать деятельность РОП при помощи правительства; через свои связи с зарубежными компаниями на основании операций, проводившихся КГБ во времена развала СССР в конце 80-х. Первым признаком связи между РОП и разведкой является использование РОП методов работы разведорганов. Развал СССР привел к значительному сокращению числа работников КГБ. Новое российское правительство сократило или отправило на пенсию сто тысяч сотрудников. Потерявшие место специалисты обретали новый дом в группировках РОП, которым требовался их опыт. Полиция и разведслужбы Запада установили факт объединения оргпреступности и отдельных лиц из бывшей советской разведслужбы и служб безопасности. Бывший директор ЦРУ Дейч подтвердил: «Я согласен с тем, что в рядах РОП присутствуют бывшие сотрудники КГБ». Второй помощник директора ФБР Алан Ринггольд заявил на конференции в Маниле, что многие преступные группировки из бывшего СССР пользуются членством и опытом бывших советских разведслужб и служб безопасности. Второй признак связи РОП и служб безопасности — подкуп сотрудников разведки и служб безопасности. Криминальные элементы с помощью служб безопасности стремятся контролировать, подкупать и направлять действия правоохранительных органов. Поражающе низкий уровень зарплаты сотрудников российских служб безопасности является основной причиной коррумпированности. Сотрудники разведки, занимающиеся продажей западных предметов потребления на «блошиных» рынках, — это достижение демократической России! Третий признак связи РОП и служб безопасности касается участия КГБ в рождении новых форм хозяйствования в стране. КГБ был одним из немногих учреждений, который первым почувствовал приближающийся развал коммунистической системы. С середины 80-х годов советская разведка знала, что система двигалась к развалу. Внутри страны органы КГБ ослабили давление на преступные группы и отказались от какой бы то ни было видимости соблюдения социалистической законности. Они приняли воровской кодекс и другие неписаные законы российского подпольного мира. Когда в 1991 году советская система рухнула, КГБ и другие органы безопасности уже находились на пути создания «формирований» и даже СП со старыми и вновь образованными преступными организациями. Это касается не только элементов внутренней безопасности, например собственных органов КГБ и МВД, но и службы внешней разведки КГБ, Первого Главного управления (ныне СВР). В ПГУ было принято решение использовать широкую международную коммерческую деятельность российских фирм посредством усиления неофициальной крыши для своего зарубежного присутствия в целях разведки. Элементы внешней разведки КГБ, литературно говоря, «вошли в бизнес». Хотя зарубежная деятельность КГБ и предназначалась для разведывательных операций, она использовалась коррумпированными чиновниками для личного обогащения, что приводило к сотрудничеству с преступными организациями. Многие аналитики сейчас соглашаются с президентом Борисом Ельциным в том, что Россия стала «супердержавой преступности». Но это произошло не только из-за отсутствия адекватных законов и якобы существующей стадии экономического развития, именуемой «стадией баронов-разбойников». В российский бизнес глубоко проникли бывшие высокопоставленные чины КГБ, которые в конце 80-х годов фактически способствовали его созданию и развитию и переводу значительной части этой организации в преступный мир. Чего боится Запад Западные страны озабочены перспективами разгула преступности в России. По ряду причин Россия не может применять меры для подавления бандитизма. Нынешняя ситуация в России угрожает национальной безопасности США по трем причинам. Во-первых, из-за создания среды, когда в России снова может утвердиться авторитарный режим, который займет враждебную позицию по отношению к Западу. Во-вторых, содействие увеличивающейся транснационализации деятельности РОП. В-третьих, исчезновение и без того хрупкого контроля над материалами ядерного деления, создание возможности их перевода в преступные страны. Первая опасность, исходящая от деятельности РОП, направлена в адрес самой России. По мере того как создание преступно-синдикалистского государства становится все более реальным, увеличивающаяся часть бюджетных средств России будет ассигноваться на борьбу с РОП. Если проблема оргпреступности останется на нынешнем уровне, то коррумпированные бюрократы и главари оргпреступности разберутся и с этими ограниченными средствами, расхитив их. Проблема, стоящая перед преступно-синдицированным государством, заключается в первую очередь в стабильности. Говоря политическим языком, неверное использование госструктур для личного обогащения и увеличение власти некоторых лиц ведет к разочарованию и потере веры среди населения. Разочарование в структурах, которые предназначены для социальной защиты граждан, ведет к социальным катаклизмам. Сегодня эта ситуация в России налицо. Мафия уже сейчас становится серьезной влиятельной политической силой в России. Все это способствует тому, что часть населения начинает с тоской вспоминать годы сталинского режима. Многие российские пенсионеры считают, что при Сталине люди, по крайней мере, имели работу, на столе всегда был хлеб, а Россия была гордой страной. Криминальная ситуация дестабилизировала Российское государство. Она ослабила приток западных инвестиций и способствовала возникновению «новых русских», сделавших громадные состояния в то время, когда другие живут в тяжелых экономических условиях, постоянно сталкиваясь с финансовыми проблемами. Эта ситуация привела к укреплению позиций коммунистов на выборах в Думу в декабре 1995 года. Президентские выборы 1996 года показали, что позиции коммунистов и других партий, выступающих против реформ, усиливаются. Особенно ясно это было в первом туре голосования, когда кандидат коммунистов Геннадий Зюганов чуть-чуть проиграл президенту Ельцину. Преступно-синдицированная Россия опасна США еще и потому, что в ней все слышнее голос националистических политических групп, выступающих с антизападными заявлениями. Одно из таких движений — Патриотический союз — имеет тесные связи с коммунистами, военно-промышленным комплексом и другими сторонниками бывшего советского режима. Возврат к авторитарному правлению является одной из опасностей, исходящих из дестабилизированной России. В этой связи крайне важным становится вопрос о преемнике президента Ельцина. Либеральный политик Григорий Явлинский, украинец по происхождению, описывает «новую правящую элиту» как «ни демократическую, ни коммунистическую, ни консервативную, ни либеральную, ни красную, ни зеленую. Это просто жадные и цепкие люди». Бесхозный атом Потенциальная угроза, которая беспокоит спецподразделение по борьбе с РОП, состоит в том, что ядерные материалы могут ввозиться в США через «преступные» государства для террористической деятельности. Спецподразделение также признает растущую угрозу, вызванную сочетанием упавшего уровня жизни большинства россиян и уязвимостью мест хранения ядерных материалов. В попытке избежать экономических трудностей работники атомных электростанций или охранники ядерного оружия могут предоставить ядерные материалы в распоряжение террористов или «преступных» государств. Живым примером волнений среди служащих атомных станций стала забастовка в Санкт-Петербурге более 400 работников из-за невыплаты зарплаты. Несколько рабочих заняли центр управления станцией, угрожая отключить подачу энергии городу, если зарплата не будет выплачена. Российское правительство в этом случае быстро пошло на уступки, но работники десятков других, более изолированных объектов остаются без оплаты их труда. До тех пор, пока положение на этих объектах не улучшится, возможность незаконной передачи ядерных материалов остается опасно высокой. Спецподразделение полагает, что в России вполне вероятно воровство и вывоз контрабандой материалов ядерного деления за границу. Директор ФБР Луис Фри публично выразил свою озабоченность по поводу того, что российские банды «готовы покупать и продавать ядерные материалы». Спецподразделение отмечает, что до сего времени кражи ядерных материалов в основном осуществлялись мелкими преступниками, которые похищали не подходящие по качеству для оружия материалы, полагая, что их можно продать. Необходимость периодической перевозки ядерных материалов с объекта на объект в пределах страны дает канал для скрытого присвоения материалов, предназначенных для оружия. Недостаток охраны и мер предосторожности на этих предприятиях создает риск потенциального вреда здоровью детей, которые могут контактировать с материалами, не зная об этом. Основные выводы Группа изучения российской организованной преступности установила: если перестать осуществлять контроль за Россией, то есть опасность, что она превратится в «преступно-синдикалистское государство», контролируемое коррумпированными правительственными бюрократами, политиками, бизнесменами и преступниками, с которыми нормальные отношения будут невозможны. РОП представляет собой прямую угрозу интересам национальной безопасности США из-за усиливающейся нестабильности в крупной, имеющей ядерное оружие державе. В равной степени зловещей выглядит опасность в отношении системы национальной безопасности и охраны правопорядка, обусловливаемая транснациональными операциями и альянсами групп РОП. По данным ФБР, группы РОП сейчас поддерживают отношения со своими преступными партнерами в 50 странах, тогда как всего два года назад таких партнеров было 29. В целом сейчас во всем мире функционирует почти 200 крупных групп РОП. Группы РОП имеют в своем распоряжении уникально опасную возможность приобретения и перевозки ядерных материалов. Преступный климат в России часто сравнивают с эпохой воров в законе в истории США. Это аналогия, вводящая в заблуждение. Группы РОП прячут втихомолку миллиарды денег за рубежом и изредка реинвестируют свои доходы на подпитку отечественной экономики, осуществляемую посредством строительства современной инфраструктуры. Коррупция, пронизавшая все этажи российской бюрократии, является главной сложностью в борьбе с ОП в России. РОП серьезно подрывает процессы демократизации и экономической либерализации в России. Эрозия правительства, осуществляемая РОП, грозит сорвать совместные усилия в сфере поддержания мира, нераспространения ядерного оружия и экономической реструктуризации. РОП распространила свои щупальца во все сферы российской экономики, окутав аурой легитимности свою деятельность, включая манипулирование банковской системой и финансовыми рынками России. В отсутствие эффективных судов, рабочей юридической системы и соответствующего осуществления коммерческого и договорного права преступные элементы стали де-факто вершителями судеб. Рэкет фактически узурпировал традиционные правовые функции и средства защиты, присущие правительству. Усилия внутри России, направленные на борьбу с ОП со стороны правительства, СМИ и других структур, остаются до настоящего времени слабыми, зачастую побочными из-за страха и взяточничества и часто сводятся на нет заказными убийствами. Рекомендации Группа изучения РОП рекомендует предпринять следующие шаги: из уст президента США общественность должна услышать, что РОП представляет собой угрозу национальной безопасности. Развитие свободного рынка в России, основанного на законности, должно быть определено как единственная долгосрочная политическая возможность решения проблемы РОП, и это должно проходить красной нитью во всех политических решениях США. Чтобы ослабить проявление коррупции в российском правительстве, политика и действия США должны сместить акцент с поддержки политических деятелей на поддержку тех сегментов в российском правительстве, которые работают, соблюдая букву закона. Укрепление законности приведет к более быстрому появлению жизнеспособной рыночной экономики в России, свободной от насильственной и вымогательской деятельности групп РОП. Россия должна работать в направлении создания прочной и недвусмысленной юридической системы с целью осуществления справедливых положений гражданского, уголовного и договорного права, направленного на возвращение в свои руки контроля над вынесением судебных решений, которые в настоящее время выносят группы РОП. Американская поддержка реформ должна укреплять систему обучения и обменов, осуществляемых в настоящее время, финансируемых через Национальный фонд демократии, министерство юстиции и Агентство международного развития. Эти программы, а также аналогичная работа в частном секторе и в научных кругах должны продолжаться и расширяться с учетом соответствующих выводов Конгресса. Аналогичная работа должна осуществляться в частном секторе в поддержку легитимного законодательства в российской промышленности, бизнесе, торговле. В особенности помощь российскому правительству должна быть оказана в выработке единых нормативных правил в отношении ведения бизнеса, профессиональных стандартов и требований к выдаче и регулярному возобновлению лицензий и прочих разрешений на проведение хозяйственной деятельности. Во избежание попадания денежных средств в руки ОП и для обеспечения того, чтобы эти средства доходили до соответствующего адресата, должны быть реализованы строгие требования, касающиеся обеспечения прозрачности использования Россией иностранной помощи, а также многосторонних кредитов и экспортного финансирования. Соединенные Штаты должны начать обсуждение на уровне встречи восьмерки инвестиционного договора об отказе выдачи экспортных кредитов западным фирмам, осуществляющим деятельность в России с фирмами, контролируемыми ОП. Поскольку деятельность РОП требует реагирования со стороны многочисленных американских правительственных служб, выполняющих разнообразные функции и задания, поэтому решения о том, что должно возобладать — задачи судебного преследования или задачи внешней политики, — должны приниматься в зависимости от конкретного случая. Поскольку бизнесмены часто становятся мишенями в деятельности РОП, более значительные усилия следует приложить в обеспечении их соответствующей информацией. Иностранная коммерческая служба министерства торговли в связке с консультативным советом по вопросам заграничной безопасности госдепартамента должны работать с остальными американскими структурами и российским правительством в предоставлении рекомендаций и поддержки бизнесменам, обеспечивая их в особенности альтернативами выплаты вымогаемых сумм преступным элементам в России. В помощь инвесторам со стороны Соединенных Штатов и других стран должна быть создана совместно используемая открытая база данных по РОП, включающая сочетание рассекреченных материалов и материалов из открытых источников. Эта база данных могла бы быть подкреплена секретной базой данных, предназначенных только для правительственных структур США. Необходимо также рассмотреть вопрос о диапазоне транснациональной деятельности РОП, вопрос о базе данных, поддерживающих совместное использование разведданных различными группами, подобными Р-8, Европолу и «группе шести государств», которой фиксировались бы транснациональные аспекты угрозы РОП. Разведслужбам США следует дать указание о ликвидации значительных пробелов в разведданных о РОП. Их элементы должны использовать хорошо проверенные, рабочие ноу-хау и спецнавыки по вербовке информаторов внутри РОП или инициировать случаи предательства на самых разных уровнях среди людей, могущих предоставлять достоверную информацию о том, как работают, не работают, сотрудничают и не сотрудничают различные элементы РОП. Взаимное проникновение российских сотрудников бюрократического аппарата, бизнес-предприятий и преступных организаций становится более важным, чем когда-либо, причем правоохранительные и разведорганы США должны полностью сотрудничать и делиться плодами своей деятельности на благо американской политики, безопасности и коммерческих интересов. Тесная связь правительства США с коррумпированными элементами российского политического истеблишмента создает риск серьезных общественных неурядиц внутри России. США должны избегать появления неклассифицированной поддержки, которая, как правило, рассматривается в качестве клептократического истеблишмента. Такая связь усиливает растущее восприятие населением того факта, что демократические политические системы и системы рыночной экономики являются лишь кодовыми словами, обозначающими ненасытный характер криминального мира. США должны рассматривать это восприятие посредством увеличения своей общественной дипломатии при обсуждении конкретных случаев, связанных с деятельностью РОП. Американское правительство должно поддерживать не только высокопоставленных реформаторов, но также и реформаторов вне правительства. США должны сохранять спокойствие перед лицом официальной враждебности, высказываемой в адрес лидеров, занимающихся правами человека, подобных Сергею Ковалеву из Фонда имени Сахарова, или перед лицом сфабрикованных обвинений против защитника окружающей среды капитана Никитина. Кто придумал «русскую мафию»? После оглашения в Конгрессе США доклада о криминальной обстановке в России, которая стала беспокоить правоохранительные органы других государств, в конце 1997 года в Москву приехал директор ФБР Луис Фри. На пресс-конференции он неожиданно заявил, что никогда не употреблял термин «русская мафия», ибо считает его неправильным в отличие от названия «сицилийская мафия», которое используют сами итальянцы. После отъезда Фри на родину высокопоставленные российские политики вдруг в унисон заговорили о том, что обвинения России в полной пораженности криминалом и коррупцией — это часть целенаправленной кампании против российского бизнеса. Директор ФБР приезжал в Москву, чтобы провести необходимые разъяснения? А как же быть с утверждением, что российская организованная преступность представляет угрозу национальной безопасности США? Сознательная утечка информации, чтобы узнать, как прореагируют на это в России? |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|