|
||||
|
Б БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ — см. Ганглий, Мозг. БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (англ. basal emotions) – врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально-личностные качества. Б. э. немногочисленны, к ним относят радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение. Общепринятой классификации Б. э. не существует. Возникают Б. э. при стимуляции различных подкорковых зон мозга. Левое и правое полушария мозга преимущественно связаны с различными Б. э. Син. фундаментальные (первичные, базисные, основные) эмоции. (Е. Д. Хомская) БАЗИСНАЯ (базовая) СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – см. Модальная личность. БАЗИСНОЕ ДОВЕРИЕ – см. Доверие. БАЗИСНОЕ РАССТОЯНИЕ – см. Стереоскоп. БАЙЕС (англ. bias; в частности, resрonse bias) – так в психометрике, психодиагностике, психофизике и др. областях психологии, где используются или изучаются субъективные измерения, называют любую типичную тенденцию в ответах испытуемых (респондентов, экспертов), искажающую (смещающую) результаты измерения (диагностики) целевых параметров. Б. – источник систематической ошибки измерения. Примеры Б.: центральная тенденция (предпочтение середины шкалы оценок, когда испытуемые мало знают об оцениваемых объектах), тенденция к выбору более социально желательных ответов (самопрезентаций), склонность к согласию или к позитивным ответам и др. Напр., поскольку пункты шкалы нейротизма (N) в личностном опроснике Айзенка построены так, что показатель N прямо зависит от количества положительных ответов, то резонно предположить, что этот показатель подвержен Б., ведущему к завышенным оценкам нейротизма. Величины Б. варьируют как между разными категориями испытуемых в пределах одной культуры, так и кросскультурно. Кроме рассмотренных Б., связанных с суждениями испытуемых, м. б. Б. иного рода, напр. Б., связанные с нерепрезентативными (смещенными) выборками (biased samрles). (Б. М.) БАЛИНТА СИНДРОМ (англ. Balint’s Syndrome) – синдром нейропсихологический, возникающий вследствие двустороннего поражения теменной и теменно-затылочной коры головного мозга. Назван по имени австро-венгерского врача Р. Балинта, давшего его описание (1909). Среди симптомов – оптическая атаксия («психический паралич взора»), нарушение зрительно-моторной координации и симультанная агнозия – неспособность замечать более чем один зрительный объект, даже когда несколько объектов занимают одно и то же место в поле зрения. Демонстрирует диссоциацию двух систем зрительного восприятия: система «восприятия для опознания» (вентральный зрительный путь) при Б. с. сохранна, а система «восприятия для действия» (дорзальный зрительный путь) нарушена. Напр., больной может опознать предъявляемый ему объект, но не может правильно направить к нему движение. (М. В. Фаликман) БАМПИНГ (англ. bamping) – ситуация, когда специалисты (особенно молодые) берутся за работу, выполнение которой не требует их уровня подготовки и квалификации, напр. занимаются торговой или секретарской деятельностью. Ср. Яппи. (Б. М.) БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА — см. Слуховой анализатор. БАРТЛЕТТ ФРЕДЕРИК ЧАРЛЗ (Bartlett, 1886–1969) – выдающийся англ. психолог, предтеча когнитивной психологии. Первый профессор экспериментальной психологии в истории Кембриджского ун-та, занимал эту должность с 1931 по 1952 г. Удостоен рыцарского звания за прикладные исследования для Королевских военно-воздушных сил. Основатель конструктивного подхода к изучению памяти. Отказавшись от ассоцианистского подхода к памяти, провел исследование влияния социокультурного опыта и мотивации на процессы запоминания и припоминания. Разработал новые методы исследования памяти, основанные на многократной передаче и/или воспроизведении определенного материала (напр., описания картины или содержания рассказа). Экспериментально показал, что память человека – социокультурное явление, активный процесс реконструкции материала с опорой на прошлый опыт. Суммировал результаты исследований в книге «Припоминание» (1932). Ввел в психологию памяти понятие схемы как основы организации индивидуального опыта. Занимался также исследованиями соц. природы мышления, изучал повседневное мышление, мышление ученого и художника (Bartlett, 1958). (М. В. Фаликман) БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1892–1931) – сов. психолог, ученик А. Ф. Лазурского. В своих работах обосновывал необходимость объективного исследования психической деятельности, а не поведения в понимании бихевиористов и рефлексологов. Для обозначения своего понимания поведения, включавшего в качестве необходимой составной части переживания, Б. одним из первых вводит в психологию термин «деятельность», пытаясь рассматривать последнюю в ее социально-культурной и исторической обусловленности. Известен также своими исследованиями в области детской психологии и педологии, где использовал различные варианты объективного наблюдения и естественного эксперимента. (Е. Е. Соколова) БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1895–1975) – рос. философ, культуролог, филолог, литературовед, психолог; параллельно с Л. С. Выготским и независимо от него развивал идеи культурно-исторической психологии. Его труды пронизывает идея, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры, прочитывать в ее контексте. Б. решал задачу объединения 2 миров: мира культуры и мира жизни, уничтожения бездны между мотивом поступка и его продуктом. По мнению Б., необходимо изучать жизнь как деятельность не столько физическую, сколько духовную, как сплошное «поступление». Для психологии важны идеи Б. о диалогизме и полифонии сознания, об участности мышления и сознания в бытии, принцип триединства, когда тело, душа и дух рассматриваются в их взаимной связи: «Душа – дар моего духа другому». Большое место в трудах Б. занимает проблема «я-другие», «я-для-себя», «я-для-другого(их)», «другой(ие) – для-меня», т. е. участное внимание к др., сочувственное понимание др., причастная вненаходимость к чужому сознанию. Проникновение в мир Б. обогащает совр. психологию (см. также Диалог, Семейная терапия). Амер. психолог Дж. Верч в книге «Голоса разума» (М., 1996) объединил миры Б. и Выготского в общем контексте культурно-исторической психологии. (В. П. Зинченко) БАШНЯ МОЛЧАНИЯ (англ. silent tower) – каменное сооружение с толстыми стенами и рвом (а также с герметическими лабораторными камерами), построенное в Л. по заказу И. П. Павлова для проведения экспериментов с собаками по выработке условных рефлексов. Предполагалось, что изолированные от случайных внешних шумов животные будут демонстрировать нормальное поведение, а исследователи смогут проводить «чистые» эксперименты. Против всех ожиданий собаки «отказывались» работать в таких условиях и демонстрировали явно ненормальное поведение. (Б. М.) БДИТЕЛЬНОСТЬ (англ. vigilance) – особая форма внимания, связанная с ожиданием некоторого целевого события и требующая длительного поддержания определенной направленности и концентрации внимания. Согласно результатам исследований Н. Макуорта, состояние Б. может поддерживаться не более получаса, однако введение обратной связи, как верной, так и неверной, вновь снижает количество ошибок, по всей видимости, за счет повышения общего уровня активации (Mackworth, 1948). (М. В. Фаликман) БДИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА (англ. vigilance) – свойство человека-оператора, характеризующее его способность своевременно обнаруживать сигналы и выполнять необходимые действия. См. Готовность к действию. БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – см. Мышление без-образное. БЕЗОРИЕНТИРНОЕ ПОЛЕ (нем. ganzfeld) – пустое, гомогенное, лишенное зрительных ориентиров поле, естественным примером которого является безоблачное небо (и без звезд). Восприятие локального объекта в Б. п. отличается рядом специфических особенностей, в частности потерей стабильности пространственного положения. В полной темноте неподвижный светящийся объект кажется хаотически движущимся (автокинетическая иллюзия, автокинез). См. Иллюзии восприятия. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (англ. unconditioned reflex, UCR) – рефлекс, осуществляемый на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами н. с. и исполнительными органами. Термин принадлежит И. П. Павлову. Б. р. – врожденная реакция, всегда осуществляющаяся при действии на организм определенных раздражителей. Имеются простые Б. р., обеспечивающие нормальную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела и т. п.), и более сложные Б. р. поведенческого характера (пищевые, оборонительные, сексуальные и т. п.), лежащие в основе инстинктов. См. Зрачковый рефлекс, Новорожденность, Оборонительный рефлекс, Условный рефлекс. БЕКЕШИ ДЖОРДЖ (ДЬЕРДЬ) фон (Bekesy, 1899–1972) – венгерский и амер. био– и психофизик, занимался исследованиями по био– и психоакустике, автор психофизической нейроквантовой теории; за работы по изучению механизма возбуждения в улитке внутреннего уха удостоен Нобелевской премии (1961). См. Ухо внутреннее. БЕЛЫЙ ШУМ звуковой (англ. white noise) – шум, лишенный высотной и тембровой определенности, объективно характеризующийся статистически неизменным во времени непрерывным, равноамплитудным во всем используемом диапазоне частот спектром. На слух к Б. ш. близко подходит шипение пара или газа при выходе из сопла. Б. ш. широко используется в психоакустических исследованиях в качестве маскера (заглушающего компонента) и для измерения порогов звукоощущения. См. Спектр звуковой. БЕРКЛИ ДЖОРДЖ (Berkeley, 1685–1753) – англ. и ирландский философ, представитель субъективного идеализма. В психологии известен распространением принципа ассоциации на объяснение явлений зрительного восприятия пространства, что сыграло свою роль в становлении ассоциативной психологии. (Е. Е. Соколова) БЕРЛИНСКАЯ ШКОЛА – см. Гештальтпсихология. БЁРН ЭРИК (Berne, 1910–1970) – амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей транзактный анализ (см. Транзактный анализ). В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Б. считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа – выделение сценариев (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также структурный анализ состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний три: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства). В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру транзакций (единиц общения, см. Транзакция). Важнейший вид такой структуры – игра (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е. Е. Соколова) БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896–1966) – выдающийся сов. психофизиолог. Концепция физиологии активности, созданная Б. на основе теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Б. новых методов их регистрации и обработки (циклография), послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см. Двигательная задача, Координация движений), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Б. получили свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики. Концепция Б. нашла широкое практическое применение при восстановлении движений раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др. См. также Двигательный навык, Двигательный состав, Действие, Живое движение, Рефлекторное кольцо. (Е. Е. Соколова) БЕРТРАНИЗМ — см. Садизм. БЕСЕДА (англ. conversation, talk) – 1) в широком смысле – любое коммуникативное взаимодействие между двумя и более людьми, диалог; 2) в узком смысле – относительно неформальное, неподготовленное коммуникативное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом информацией и чувствами между двумя людьми и более. Амер. философ Пол Грайс (Grice) выделил 4 принципа (максимы), которых должны придерживаться собеседники, чтобы оптимизировать общение: 1) принцип кол-ва: не сообщать ни много, ни мало информации; 2) принцип качества: не говорить то, что считаете неправдой и для чего нет достаточных доводов (см. Блеф); 3) принцип уместности: говорить по делу, т. е. информация должна быть релевантна интересам; 4) принцип манеры (формы): говорить последовательно, кратко, однозначно и понятно. См. также Деловая беседа, Интервью, Собеседование. (Б. М.) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious) – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает (см. Психоанализ). Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии, так и в экспериментальной психологии. На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б. 1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их соц. неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля. 2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться. 3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. 4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.). 5. Структуры общественного Б. – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и соц. нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление). Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека – неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. См. также Автоматические процессы, Бессознательные умозаключения, Гельмгольц Герман фон. (Д. А. Леонтьев) БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (англ. unconscious inferences) – термин Германа фон Гельмгольца для автоматических и незаметных для сознания процессов интерпретации сенсорных данных, т. е. процессов перехода от ощущений к образу восприятия. Гельмгольц считал, что Б. у. формируются в раннем жизненном опыте и служат основой многих перцептивных явлений, включая константное восприятие объектов и удаленности. (Б. М.) БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927) – рос. невропатолог, психиатр, физиолог, рефлексолог. Создатель 1-й в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского ун-та (1885), основатель Психоневрологического ин-та в СПб. (1908), который стал центром комплексного исследования человека. Психологическое творчество Б. можно условно разделить на 2 этапа. В 1-й период (до 1910-х гг.) Б. говорил о равноправном существовании 2 психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Б. называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И. М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Б. считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т. е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности н. с. На 2-м этапе творчества (с 1910-х гг.) Б. создает учение, названное им рефлексологией. По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Б. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Б., идеи Б. о комплексном изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. (Е. Е. Соколова) БЕЦОЛЬДА – БРЮККЕ ФЕНОМЕН (Bezold – Brucke effect) – эффект изменения воспринимаемого цветового тона при значительном увеличении интенсивности (яркости), названный по имени обнаруживших его нем. ученых. Этот эффект имеет место для всех цветовых тонов, за исключением 3 спектральных (476, 507 и 575 нм) и 1 смешанного – пурпурно-малинового. У. Эбней обнаружил аналогичное изменение цветовых тонов при понижении интенсивности с теми же самыми исключениями. См. Цветовое зрение. БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ (от лат. bini – два + auricula – ухо) – восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы. Б. с. позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет детекции различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши. При этом наиболее точная дифференциальная локализация звуков наблюдается, когда интенсивность сигналов равна 70–100 дБ над порогом слышимости. Если сигналы поступают с разной интенсивностью или временным интервалом, то звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука (напр., при интервале 0,6 с звуковой образ смещается на 90°). Минимальный интервал, вызывающий смещение звукового образа, равен 40 мкс. При интервале более 2–3 мс звуки воспринимаются как 2 последовательных раздражения. Зависимость локализации звука от фазы тональных сигналов при Б. с. наблюдается при действии только низкочастотных тонов (до 1500–2000 Гц). Звук имеет тенденцию к локализации в сторону того уха, к которому движется ведущая по фазе звуковая волна. Степень смещения звукового образа возрастает при увеличении бинауральной фазовой разности до локализации звукового образа в одном ухе. Порог бинауральной фазовой разности при тоне 100 Гц составляет 3° (разность по времени – 100 мс). Тоны выше 1500–2000 Гц при Б. с. локализуются из-за отличий интенсивности звука на разных ушах (голова и ушные раковины ослабляют высокочастотные тоны эффективнее, чем низкочастотные). При действии более сложных звуков (напр., звуки речи) для локализации используется и их тембр, поэтому они локализуются легче, чем простые. Абсолютный и дифференциальные пороги при Б. с. понижаются по сравнению с монауральным слухом (слушание одним ухом); наблюдается суммирование громкости, которое тем больше, чем больше интенсивность звука. Механизмы Б. с. недостаточно выяснены. Наиболее распространенная гипотеза объясняет способность локализации источника звука при Б. с. разной картиной возбуждения, возникающей либо в результате неодновременности прихода звука на разные уши, либо при одновременном действии звуков разной интенсивности. См. также Восприятия пространства нарушения, Слух. БИНЕ АЛЬФРЕД (1857–1911) – фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. – автор работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, проблемам умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии и др. Однако наибольшую известность получили разработки Б. в области создания тестов интеллекта, сделавшие Б. одним из основателей тестологии. В нач. XX в. Б. вместе с Т. Симоном проводит ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития (см. след. статью). По Б., этот уровень детерминируется генетическими факторами и не зависит от обучения. Тесты Б. – Симона широко использовались во Франции, были адаптированы в ряде др. стран, в т. ч. в России. Б. ввел в тестологию понятие умственного возраста в отличие от хронологического (паспортного) возраста. В 1912 г. В. Штерн предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеллекта (IQ), который был использован в видоизмененной шкале Б. – Симона, получившей название шкалы Стэнфорд-Бине (по названию Стэнфордского ун-та, где она была разработана под руководством Л. Термена). (Е. Е. Соколова) БИНЕ – СИМОНА ТЕСТ (англ. Binet – Simon Scale) – тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75 % детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка. При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Б.—С. т. переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд-Бине). Однако во всех редакциях Б.—С. т. направлен в основном не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания. БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ (от лат. bini – два + oculus – глаз; букв. «зрение обоими глазами») – видение двумя глазами; обеспечивает восприятие глубины и объемности предметов. В основе бинокулярного восприятия глубины и объемности лежит бинокулярный параллакс — различия в проекционных изображениях объекта на сетчатке левого и правого глаза, возникающие вследствие различий в пространственном положении обоих глаз (см. Диспаратность). При Б. з. возбуждения, идущие из сетчатки одного глаза, сливаются в коре мозга с возбуждениями, идущими из сетчатки др. глаза. Их полное слияние (фузия) дает восприятие одного объекта в поле зрения. При неполном слиянии имеет место либо восприятие двойственных объектов, либо возникает впечатление объемности (стереоскопический эффект, см. Стереопсис). (Т. П. Зинченко) Б. з. в совершенном виде – это зрение при обоих открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, т. е. слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз, и истинным стереоскопическим восприятием рельефа предмета. Б. з. – филогенетически относительно молодая функция зрения: сформировалась она лишь на том уровне развития восприятия, когда оба глаза оказались расположенными на фронтальной плоскости головы и основная часть поля зрения стала в результате общей для них. Морфологический субстрат Б. з. у человека почти совсем развит к моменту рождения: это анатомическая симметрия обеих половин зрительного анализатора, начиная с сетчатки и заканчивая зрительной корой, а также конвергенция монокулярной зрительной информации от левого и правого глаза на одних и тех же нейронах коры (у человека – г. о. нейронов 18-го поля затылочной коры по Бродману). Но Б. з. у новорожденных еще нет. Глаза новорожденных обращаются к яркому свету, однако движения их еще разобщены; лишь в возрасте 3–4 нед. у ребенка появляются согласованные движения обоих глаз. Несколько позднее ребенок уже может прослеживать обоими глазами движения мелких предметов. Но только в возрасте 6 мес. эти движения становятся вполне точными. Б. з. продолжает совершенствоваться и далее. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в единый образ возможно лишь в том случае, если они попадают на т. н. корреспондирующие (соответствующие) точки сетчаток. Известно, что все, что мы фиксируем (и что проецируется в центральные ямки сетчаток), воспринимается нами в одиночном виде. Центральные ямки сетчатки поэтому должны считаться корреспондирующими точками сетчатки. Одиночно воспринимаются также все объекты, проецирующиеся на сетчатки обоих глаз одинаково по отношению к центральным ямкам: эти точки также называются корреспондирующими. Геометрическое место всех точек пространства, проецирующихся на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптер. Если изображение предмета в обоих глазах падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток, то это приводит, в зависимости от степени диспаратности (бинокулярного параллакса), к стереоэффекту (стереопсису) или диплопии (двоению изображений). Диплопия может обнаруживаться, напр., при параличе 1 из наружных мышц глаза (см. Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Панума зона). БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (англ. biogenetic law) – положение, сформулированное Э. Геккелем (1834–1919), отражающее закономерное повторение (рекапитуляцию) признаков предковых форм в индивидуальном (преимущественно эмбриональном) развитии высших организмов. При этом онтогенез (термин, введенный Геккелем) рассматривается как сжатое и сокращенное повторение процесса филогенеза – тех этапов, которые прошли предки в своей эволюции. С усложнением телесной организации взрослой формы индивидуальное развитие удлиняется путем надставок, последовательно повторяющих путь эволюции данного вида. Б. з. не охватывает все закономерности индивидуального развития организмов и не отражает всю взаимообусловленность онто– и филогенеза. Как показал А. Н. Северцов (см. Адаптация), не только филогенез определяет онтогенез, но и онтогенез является базой для филогенеза. Ошибочное распространение Б. з. на психику человека выразилось в концепции, согласно которой психическое развитие индивида повторяет путь развития предшествующих поколений (более или менее отдаленных предков ребенка) и предопределяется им (см., напр., Холл Стенли, Периодизация психического развития). Психическое развитие постулируется здесь как стихийный процесс, якобы не зависящий от воспитания и обучения ребенка, сознательной деятельности человека и общественной практики. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, БОС (англ. biofeedback) – метод бихевиоральной терапии, в котором используются технические устройства, обеспечивающие субъекту непосредственно воспринимаемую обратную связь об активности его физиологических систем; напр., предоставление в реальном режиме времени информации о частоте сердечных сокращений, температуре кожи или мозговых волнах. БОС облегчает формирование способности к произвольной регуляции физиологических характеристик. См. Лисина Майя Ивановна, Модификация поведения. (Б. М.) БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (англ. biological clock) – эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе биологической хронометрии (способности организмов к отражению времени). Первоисточник биологических эндогенных ритмов – короткопериодные химические или физико-химические колебательные процессы на клеточном уровне. У высших животных доказано существование центральных осциллирующих механизмов в ц. н. с. Наряду с короткопериодными ритмами (ультрадианные ритмы), обеспечивающими непрерывное функционирование органов и систем (ц. н. с., сердца, кишечника и др.), существуют и ритмы с суточной (циркадианные, или циркадные, ритмы), приливо-отливной, лунной, сезонной периодичностью (ритмы с периодом больше суток и меньше года называются инфрадианными). Эндогенные ритмы коррелируют с периодичными процессами во внешней среде, которые действуют по отношению к Б. ч. как датчики времени (синхронизаторы). По расхождениям между ними и Б. ч. с циркадными (околосуточными) циклами организмы ориентируются во времени и пространстве (напр., использование животными солнца в качестве компаса при нахождении пути к жилищу или при миграциях). Б. ч. играют важную роль как один из факторов поведения животных. См. Восприятие времени, Гипотеза Хогланда, Ориентация (у животных). БИОНИКА (англ. bionics) – наука, изучающая принципы строения и функционирования живых систем для решения инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов, строительных конструкций и технологических процессов. Как самостоятельная наука Б. начала формироваться в 1960-х гг. в связи с бурным развитием автоматических и автоматизированных систем управления. В основе Б. лежит метод моделирования. Возникнув на грани биологических и технических наук, Б., опираясь на новейшие математические, физико-химические и физические методы, объединяет и обогащает эти науки. Биологическая Б. изучает процессы, происходящие в биологических системах; теоретическая Б. строит математические модели этих процессов; техническая Б. применяет модели теоретической Б. для решения инженерных задач. Основное внимание ученых-биоников направлено на изучение возможностей применения в технике закономерностей систем приема и переработки информации, присущих человеку и животному. Достигнуты значительные успехи в разработке перцептронов, моделей нервных сетей и т. п. По мере усложнения конструируемых машин исследования в Б. все теснее смыкаются с психологическими. Сформировалось особое направление в Б. – психобионика. См. также Экобионика. БИОСИНТЕЗ – см. Телесно-ориентированная психотерапия. БИФУРКАЦИЯ – см. Синергетика. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ НАУКА (англ. behavioral science – поведенческая наука) – общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп; в частности, к Б. н. относятся психология, социология, соц. антропология, этология. Часто используется как син. социальной науки (А. Ребер, 1995). См. Человекознание. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – см. Аверсивная терапия, Ассертивность, Биологическая обратная связь, Модификация поведения. БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – крупное психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев). Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S—R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им. Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, соц. поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с другими (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память). Другое основание классификации реакций – степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения, – внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) – или же для опосредованного наблюдения с помощью специальных приборов – внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т. зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, – с другой. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания – он не считал его предметом научного исследования) вызвали серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S—R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б. До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. (Е. Е. Соколова) БЛЕФ (англ. bluff) – 1) обман противника посредством сообщения ложной информации о реально не существующих силах, средствах, способностях, намерениях с целью запугивания оппонента; 2) в покере: тактика игры «на повышение», когда на руках нет сильной карты, в расчете запугать противника и вынудить его к «пасу». См. Манипуляция. БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (англ. twin studies) – один из основных типов исследований наследуемости в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.: 1) существует 2 типа близнецов – монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп). В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре– и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м. является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов. Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и популяционным методами (см. Психогенетика). Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, соц. психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо) БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) – см. Оптическая система глаза. БЛОКИ МОЗГА (англ. brain blocks) – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в нейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции. 1-й Б. м. – блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Он обеспечивает уровень общей и избирательной активации, необходимый для осуществления психической функции. С дефектами этого Б. м. связаны, напр., модально-неспецифические расстройства памяти. 2-й Б. м. – блок приема, переработки и хранения информации; включает основные анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Работа данного блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки информации, необходимые для осуществления высших психических функций. См. Модально-специфические расстройства памяти. 3-й Б. м. – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции; включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры больших полушарий. Характеризуется большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Обеспечивает формирование и осознание мотивов деятельности, ее замыслов и целей, а также регуляцию и контроль за результатами деятельности (см., напр., Расстройства памяти как мнестической деятельности). См. также Локализация высших психических функций. (Е. Д. Хомская) БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884–1942) – рос. и сов. педагог, психолог и философ. До Октябрьской революции был приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологии Б. считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Б., следует рассматривать как функцию соц. жизни. Б. – автор одной из классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу: Б. выделяет моторную, аффективную, образную и вербальную память (см. Памяти виды). Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы сов. власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном ун-те А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией. (Е. Е. Соколова) БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (Baudouin de Courtenay, 1845–1929) – выдающийся польский и рос. лингвист, один из создателей учений о фонемах (термин Ф. де Соссюра), морфемах и графемах (последние термины ввел Б. де К.). Преподавал в Казанском, Дерптском, Краковском, Петербургском ун-тах; среди его учеников много знаменитых отечественных лингвистов (Н. В. Крушевский, Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский). Придавал большое значение психологическому обоснованию лингвистических фактов; проводил исследования в области психологии языка (см. Психологизм). Отредактировал и дополнил 3-е и 4-е изд. «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. (Б. М.) БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908–1981) – известный отечественный психолог, ученица и последователь Л. С. Выготского; родилась в Курске; в 1930 г. окончила 2-й Московский ун-т (II МГУ; в настоящее время Московский педагогический гос. ун-т, МПГУ; несколько ранее – Московский гос. педагогический ин-т, МГПИ), где она слушала лекции Выготского и работала в его семинаре. Большую часть своей научной жизни Б. посвятила изучению формирования личности в онтогенезе. В качестве центральной проблемы ее исследований можно назвать изучение формирования мотивационной сферы человека. Аффективно-потребностная сфера, мотивы, самосознание (самооценка и уровень притязаний личности, внутренняя позиция, идеалы, личностная рефлексия), эмоциональная сфера (аффективность, тревожность), аффективные переживания (аффект неадекватности, смысловой барьер), высшие чувства (эмпатия), направленность личности (альтруизм, коллективизм, эгоизм), воля (целеполагание, формирование намерения, борьба мотивов), устойчивость личности и конформизм, готовность ребенка к школьному обучению, формирование отдельных личностных качеств – основные направления исследований, проводившихся в лаборатории Б., находившейся в составе старейшего психологического ин-та России, основанного в 1914 г. С. И. Щукиным и переданного им в дар Московскому ун-ту. Лаборатория, возглавляемая Б. с 1946 по 1976 г., сменила несколько названий, но неизменно занималась вопросами формирования личности в онтогенезе. Научное направление Б. в культурно-исторической психологии по праву может называться научной школой, т. к. работы этого направления объединены единым концептуальным аппаратом, характерными методами исследования и оригинальной концепцией формирования личности в онтогенезе. Ключевым положением этой концепции является представление о личности как о целостной структуре, формирующейся под влиянием воздействий внешней среды, а затем становящейся независимой от внешних условий, устойчивой к воздействиям среды, при этом личность становится способной преобразовывать не только среду, но и саму себя. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности» (Б., 1966, с. 28). Важнейшим фактором личностной устойчивости является сформировавшаяся мотивационная сфера человека, представляющая собой мотивационную иерархию, на вершине которой находятся устойчиво-доминирующие мотивы, определяющие личностную направленность человека. Отсюда понятно то значение, которое в школе Б. придавалось изучению формирования мотивационной сферы в онтогенезе. Важно отметить, что под мотивами поведения Б. понимала внутренние, а не внешние побудители. С ее т. зр., за внешним объектом-побудителем всегда стоит некая потребность, или чувство, или переживание, вот они-то и являются истинными побудителями к действию, или мотивами. В качестве движущей силы психического развития ребенка рассматривался мотив, представляющий собой базальную духовную ненасыщаемую потребность в новых впечатлениях. По мере развития мотивационной сферы и формирования личности большая часть человеческого поведения начинает побуждаться опосредованными мотивами, т. е. мотивами, которые сами по себе не имеют для данного человека побудительной силы, но приобретают таковую за счет опосредования их теми или иными духовными потребностями. Роль высших ненасыщаемых духовных потребностей в формировании личности – это еще одна важная составляющая концепции Б. Исследования по этому вопросу показывают, как из натуральных потребностей путем опосредования, происходящего в результате присвоения ребенком человеческой культуры, появляются высшие духовные потребности, понимаемые Б. как психологические новообразования, качественные изменения в психике человека, свидетельствующие о его развитии: «…аффективно-потребностная сфера действительно проходит принципиально тот же путь развития, что и сфера познавательных психических процессов. В ходе развития потребностей также возникают качественно новые, опосредованные по своему строению функциональные структуры, а их сплав, в состав которого входят и аффективные, и познавательные компоненты, а также усвоенные формы и способы поведения, в конечном счете и образует тот высший синтез, который, по словам Л. С. Выготского, “с полным основанием должен быть назван личностью ребенка” (1960, с. 60)» (Б., 1978, с. 168–169). В этом же ключе рассматривалось ею развитие воли в онтогенезе. Еще одним ключевым понятием в работах Б. было понятие внутренняя позиция, подчеркивающее важность изучения внутренней психической жизни детей. «Внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать» (Б., 1968, с. 174). Это понятие согласуется с идеями Выготского о социальной ситуации развития (Выготский в этом понятии делал акцент не на самой внешней среде, в которой живет и воспитывается ребенок, а на его переживаниях, связанных со средой, и на том отношении, которое возникает у него к среде). Многие важные положения школы Б. стали возможны благодаря разнообразным экспериментальным исследованиям и, в частности, методам, применявшимся в них. Можно сказать, что на 1-м этапе работы лаборатории (до 1-й пол. 50-х гг.) в основном применялся формирующий эксперимент, называвшийся в лаборатории Б. «преобразующим» (см.: Б., 1968, с. 263, 265), а на 2-м этапе – констатирующий эксперимент (см. Обучающий эксперимент). Отличительной особенностью исследований школы Б. было то, что эти эксперименты, как правило, проходили в форме естественного эксперимента, т. е. в условиях, максимально приближающих экспериментальную ситуацию к реальной жизненной, что позволяло получать факты и закономерности, интересные не только психологической науке, но и педагогической практике. Существенное место в констатирующих экспериментах занимали методики, либо напрямую взятые из школы К. Левина (напр., методика А. Карстен по изучению психического пресыщения), либо являющиеся модификацией существовавших там методических приемов (напр., методика исследования уровня притязаний и самооценки, сделанная на основе методики Ф. Хоппе). В 1-й период своего существования лаборатория преимущественно занимается изучением готовности ребенка к школьному обучению, изучением познавательного интереса детей, мотивов игры, мотивов учения, изучением становления отдельных личностных качеств (организованность, отношение к учебе, труду, общественным поручениям), изучением способов повышения интеллектуальной активности уч-ся. Именно в это время формулируется положение о внутренней позиции ребенка, подростка, и как частный случай «внутренней позиции» рассматривается внутренняя позиция школьника, выступающая в трудах Б. как критерий готовности к школе. Во 2-й период (до 1-й пол. 70-х гг.) на первое место выходят работы по изучению самооценки и уровня притязаний, аффекта неадекватности, направленности личности, устойчивости личности, конформизма, произвольного и волевого поведения. Оба периода деятельности лаборатории Б. отражены в 2 основных ее названиях: «Лаборатория психологии воспитания» и «Лаборатория психологии формирования личности» и обобщены в 2 самых крупных теоретических трудах Б.: «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968), написанная по материалам докторской диссертации (1966), и 3 обобщающие теоретические статьи, опубликованные в журнале «Вопросы психологии» (1978, № 4; 1979, № 2 и № 4) под общим названием «Этапы формирования личности в онтогенезе». См. также Славина Лия Соломоновна. (Н. И. Гуткина) БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. рain, рain sensations) – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей (см. Ноцицептивная чувствительность). Б. о. характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами – учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т. д. От ощущений др. видов Б. о. отличаются практически отсутствием адаптации (см. Адаптация сенсорная). Вопрос о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности остается предметом дискуссий. Наличие специальных рецепторов и центростремительных проводников боли иногда отрицается на том основании, что Б. о. м. б. вызваны повреждением любого чувствительного нерва. Однако в последнее время накапливаются экспериментальные данные, показывающие, что, наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б. о., при повреждении любых афферентных нервных проводников, по-видимому, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецепции. Их адекватным раздражителем, вероятнее всего, являются особые вещества – кинины (в первую очередь брадикинин), образующиеся при контакте белков крови с измененными тканями. Кинины легко разрушаются специальными ферментными системами (кининазами) и блокируются у рецептора такими обезболивающими веществами, как аспирин и пирамидон. Возбуждение свободных нервных окончаний передается в ц. н. с. по особым тонким нервным волокнам – проводящим путям системы протопатической чувствительности, идущим преимущественно в клетчатке, которая окружает кровеносные сосуды. В спинном мозге импульсы болевой чувствительности переключаются в особых нейронных структурах и поступают далее к ядрам таламуса, а оттуда – к новой коре и лимбической системе. Таламус играет особую роль в возникновении Б. о., т. к. повреждение этого отдела мозга нередко характеризуется резкими болями в против. половине тела (см. Гиперпатия). Болевая рецепция подвержена центральному контролю. Выявлены эфферентные противоболевые системы, блокирующие проведение болевой импульсации на разных уровнях ц. н. с., начиная с афферентного входа в спинном мозге. Выключением этих центральных механизмов обусловлен обезболивающий эффект препаратов морфина и наркотиков общего действия. Однако центральные психофизиологические и психологические механизмы, лежащие в основе возникновения Б. о., изучены еще более слабо, чем периферические механизмы болевой чувствительности. См. Классификации ощущений, Наркозависимость, Нейропептиды, Ощущения органические. БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА (англ. the big five) – 5-факторная модель основных личностных свойств, созданная с помощью методов кластерного и факторного анализа (П. Коста, Р. Мак-Крей, Л. Голдберг и др.). Модель включает след. основные факторы: «открытость опыту», или, короче, «открытость» (oрenness for exрerience, O), «добросовестность» (conscientiousness, C), «экстраверсия» (extraversion, E), «дружелюбность» (agreeableness, A), «нейротизм» (neuroticism, N). Для удобства запоминания англ. названий факторов предложен акроним OCEAN (John, 1990); ради тех же дидактических целей можно пожертвовать точностью перевода и создать похожую аббревиатуру ОСЭАН из след. названий: открытость, сознательность, экстраверсия, альтруистичность, нейротизм. Для диагностики факторов Б. п. разработано несколько опросников. Одним из первых был 181-пунктный NEO Рersonality Inventory (NEO-РI; Costa, McCrae, 1985, 1989), который измеряет 5 основных личностных параметров, причем для 3 из них (N, E, O) определяются по 6 более специфических параметров – аспектов, или граней (см. Субшкалы Большой пятерки). Позднее создан т. н. ревизованный NEO-личностный опросник NEO-РI-R (Costa, McCrae, 1992), состоящий из 240 пунктов и позволяющий помимо основных параметров определять 30 граней (по 6 на каждый фактор). NEO-РI-R переведен более чем на 30 языков, в т. ч. рус., нем., голландский, эстонский, китайский и корейский. Исследования, в которых применялись эти версии, показали, что в разных культурах воспроизводится очень похожая 5-факторная структура, что дало основание для создания 5-факторной теории личности, постулирующей общечеловеческую универсальность такой структуры, генетическую детерминацию черт личности и хода их онтогенетического развития, иммунность черт личности к прижизненному опыту и т. д. (Costa, McCrae, 1996, 1999). (Б. М.) БОЛЬШАЯ СИСТЕМА (англ. big system) – управляемая система, объединяющая комплексы машин и коллективы людей. Примеры Б. с.: крупный аэропорт, электростанция, железнодорожная станция; «сверхбольших» – единая энергетическая система, единая система управления транспортом и т. п. Для таких систем характерна возможность непредусмотренных отклонений параметров состояния управляемых объектов от заданных значений. Поэтому деятельность человека, выполняющего в Б. с. функцию управления, связана с решением непериодически возникающих сложных задач, нахождением новых, не предусмотренных программой способов регулирующих воздействий. При изучении деятельности человека в «больших» и «сверхбольших» системах особенно остро стоят проблемы оперативного мышления, групповой деятельности, средств визуальной (и др. видов) коммуникации и др. См. Система «человек – машина», Социотехническая система. БРЕД — см. Синдромы психопатологические. БРЕНТАНО ФРАНЦ (Brentano, 1838–1917) – нем. философ, в прошлом – католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы. В самой известной его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психологией акта. Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в вюрцбургской школе, на идеи австрийской школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии и лейпцигской школе, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском ун-те, оказал влияние на философские интересы З. Фрейда, который во время учебы на мед. факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии. (Е. Е. Соколова) БРОДБЕНТ ДОНАЛЬД ЭРИК (Broadbent, 1926–1993) – англ. психолог, один из зачинателей когнитивной психологии. Заинтересовался психологией, служа летчиком в Королевских военно-воздушных силах и столкнувшись с проблемой ошибок внимания у пилотов. Ученик сэра Ф.-Ч. Бартлетта. До 1974 г. возглавлял отдел прикладной психологии в Кембридже, впоследствии был профессором Оксфордского ун-та. Один из основателей информационного подхода к восприятию и вниманию. Отталкиваясь от теории информации и теории связи К. Э. Шеннона, предлагал рассматривать познание как процесс переработки информации устройством с ограниченной пропускной способностью, а внимание – как фильтр на ранних этапах переработки, отбрасывающий ненужную информацию по физическим признакам (см. Модели ранней селекции, Модель с фильтрацией). Эту модель представил в форме блок-схемы в книге «Восприятие и коммуникация» (1958). Впоследствии проводил исследования слухового и зрительного внимания, имплицитного научения во взаимодействии со сложными динамическими системами, принятия решения, а также прикладные исследования стресса и когнитивных стратегий на производстве. (М. В. Фаликман) БРОКА – ЗУЛЬЦЕРА ФЕНОМЕН (англ. Broca – Sulzer effect) – нарушение закона Блоха (см. Закон Блоха). Экспериментально показано, что при увеличении длительности светового стимула сверх критической ощущение яркости продолжает возрастать, проходит через максимум и затем падает до некоторого стационарного уровня. Этим частично объясняется то, что несколько коротких световых вспышек более заметны для наблюдателя по сравнению с равной по яркости одиночной вспышкой, длительность которой равна суммарной длительности нескольких вспышек. Длительность вспышки, при которой ее видимая яркость достигает максимума, зависит от интенсивности стимула, уменьшаясь при возрастании уровня адаптации. Она зависит также от цветности стимула: медленнее развиваются во времени ощущения, вызываемые синим светом, быстрее – красным. (Б. М.) БРОКА ЦЕНТР (англ. Broca’s area; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3-й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н. афазия Брока, или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия (см. Афазия), – невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают участие и др. зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоторные и префронтальные отделы коры. См. также Вернике центр, Нейролингвистика. (Е. Д. Хомская) БРУНСВИК ЭГОН (Brunswik, 1903–1955) – австрийский психолог, эмигрировавший в США в 1930-е гг., основатель вероятностного функционализма. Б. получил известность благодаря экспериментальным и теоретическим исследованиям константности восприятия, предложил формулу для вычисления коэффициента константности. Известны также его работы по истории и методологии психологии. (О. А. Гончаров) БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1933–2002) – рос. психолог, член-корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С. Л. Рубинштейна. С позиций субъектно-деятельностного подхода исследовал основания психологической науки, природу психологии субъекта, закономерности мышления, тенденции развития психологической науки в XX столетии. Разработал континуально-генетический метод исследования психики человека. Предложил теорию мышления как непрерывного процесса прогнозирования субъектом исходно неизвестного решения задачи; раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов мышления; описал новый вид инсайта – «немгновенный инстайт». (В. А. Барабанщиков) БУЛИМИЯ НЕРВНАЯ (англ. bulimia nervosa; греч. bus – бык + limos – голод) – психогенное расстройство пищевого поведения, при котором чередуются крайности – избыточное потребление пищи сменяется строгим соблюдением диеты. По сравнению с анорексией (см. Анорексия нервная) этот тип девиантного пищевого поведения характеризуется меньшей степенью фанатизма и самоотречения. Син. психогенная булимия. Строгое соблюдение диеты у людей, страдающих Б. н., через какое-то время прерывается срывами – эпизодами «запойной еды». Непосредственно за этими пароксизмами (приступами) голода, когда больные поглощают огромные количества пищи, с неизбежностью приходят акты «чистки» организма. При этом нередко используются слабительные и рвотные средства. Б. н. встречает много чаще, чем анорексия. Считается, что ок. 10 % населения развитых стран испытывали легкие формы такого пищевого поведения. С очень мягкой формой Б. н. м. б. ассоциирован современный синдром «соц. едока», т. е. завсегдатая презентаций, фуршетов, застолий. См. также Ощущения органические. (В. М. Кроль) БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ (англ. bulbar рaralysis) – паралич черепных нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), ядра которых располагаются в продолговатом мозге. Проявляется г. о. расстройством глотания (дисфагия) и речи (дизартрия). См. Речи расстройства. Дадим пояснение к термину «Б. п.»: прежнее название продолговатого мозга – bulbus cerebri (современное название – medulla oblongata) сохраняется в названиях ряда симптомов и синдромов («Б. п.», «псевдобульбарный паралич»), а также в анатомических названиях (напр., бульбарная пирамида). (Б. М.) БУМЕРАНГА ЭФФЕКТ — см. Эффект бумеранга. БЭКОН ФРЭНСИС (Bacon, 1561–1626) – англ. философ, разрабатывавший проблемы методологии эмпирического познания. В психологии особую роль сыграло учение Б. об «идолах познания», т. е. заблуждениях человеческого разума, не позволяющих эмпирически изучать психические явления «как они есть» без апелляции к душе как особой сущности, лежащей «за» психическими явлениями (см. Антропоморфизм). Средством освобождения от «идолов» являются, по Б., соответствующие «орудия разума», под которыми понимаются, в частности, методы индуктивной логики и эксперимент. Т. о., Б. сыграл свою роль в переходе от умозрительной метафизической психологии души к эмпирической психологии сознания. Идеи Б. о роли вспомогательных средств в познании нашли своеобразный отклик в XX в. в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. (Е. Е. Соколова) БЭН АЛЕКСАНДР (Bain, 1818–1903) – англ. психолог, представитель ассоциативной психологии. В творчестве Б. появляются моменты, объективно сыгравшие свою роль в разложении системы ассоциативной психологии: 1) идеи о спонтанной активности н. с., проявления которой (движения) закрепляются, если они сопровождаются чувством удовольствия (из чего впоследствии выросло учение о формировании навыков путем «проб и ошибок»); 2) положение о том, что ассоциации не могут образовываться без особой активности ума, которая не одинакова у разных людей; 3) признание существования т. н. творческих ассоциаций, объясняющих, по Б., возникновение новых продуктов, неопределяемых просто суммой полученных в опыте ощущений. (Е. Е. Соколова) БЮЛЕР КАРЛ (Buhler, 1879–1963) – нем. австрийский психолог. В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве «безобразности» процесса мышления (см. Мышление без-образное). Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии. Известен своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дильтей и др.). (Е. Е. Соколова) БЮЛЕР ШАРЛОТТА (Buhler, 1893–1974) – нем. – амер. психолог. Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоциации гуманистической психологии (1970). В 1920–1930-е гг. Б. возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный Б. вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т. ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни. Амер. период творчества (с 1940 г.) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т. ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е. Е. Соколова) |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|