|
||||
|
Глава 8. ENFJ «Специалисты в области пиар» Очерк 1: Рейчел «Меня приводит в ужас мысль об обилии радостей и огорчений, которые может испытать человеческий дух» Можно смело сказать, что Рейчел всегда хотела избрать карьеру советника. Однако ее родители не поощряли ее намерений. В начале пятидесятых годов отец отказался отправить Рейчел в колледж просто потому, что она была девочкой. Но, когда она была в восьмом классе, учительница сказала ей: «Это твоя жизнь. Если ты по-настоящему хочешь учиться в колледже, ты туда поступишь». Рейчел по сей день с теплотой вспоминает о своем педагоге; в 1947 году такой тип женщины был редкостью. Рейчел окончила колледж, и в этом ей помогли ее упорство и независимость характера. Она стала психотерапевтом, и вот уже двенадцать лет занимается частной практикой в центре гештальтпсихологии. [Гештальтпсихология — одна из основных школ европейской (преимущественно немецкой) психологии первой половины XX в. В качестве основы сложных психологических явлений выдвинула принцип целостности и интенциональности сознания. — Прим. перев.] Больше всего в работе Рейчел привлекает общение с пациентами, и она проводит с ними по семь-восемь часов ежедневно. «Я для них — друг и проводник по жизни. Я помогаю им разобраться в процессах, которые происходят у них в сознании, показываю, как воздействует образ их жизни на содержание проблем, с которыми они сталкиваются. В какой-то степени я лечу больного ребенка, который живет в каждом из нас». Рейчел работает четыре дня в неделю и в день принимает шесть или семь человек. Она работает с мужчинами и женщинами, с семейными парами, с подростками, детьми, одним словом, «со всем созвездием разнообразных семей». «Я считаю, что наиважнейшие качества психотерапевта — быть слегка приземленным и жить в реальности. Это значит: быть относительно здоровой личностью, обладать цельным характером и не использовать естественно возникающий контакт с пациентом в своих интересах. Нам необходимо хорошо осознавать, что в каждом из нас живет больной ребенок. Всем нам нужно общение с этим ребенком и понимание того, что нашу жизнь определяют боль и гнев, которые мы носим в себе». Сугубо деловая сторона занимает в работе Рейчел немного места. Ей практически не приходится возиться с документацией, так как в центре есть юристы и бухгалтеры. Лишь изредка Рейчел приходится составлять для пациента отчет, и еще реже она готовит документы, необходимые для госпитализации. Поэтому львиная доля ее времени посвящена тому, что так ей нравится. «Я также люблю делиться психологическими идеями, знакомлю с ними пациентов, чтобы они могли применять их в жизни. Поэтому я использую библиотерапию, то есть рекомендую людям полезную и познавательную литературу». Особое вдохновение Рейчел испытывает тогда, когда ей случается иметь дело с нестандартными случаями. «Они будоражат мой интерес к душе человека. Меня всегда поражала жизнестойкость человека. Поэтому, чем более экзотический случай передо мной, тем мой ум и воображение активнее включаются в работу, и я начинаю разгадывать загадку моего пациента и пытаюсь понять, что привело его в ситуацию, в которой он оказался». Меньше всего Рейчел нравится работать с психопатами. «Они для меня — наказание, потому что они обезоруживающе очаровательны, но совершенно бессовестны. А сильнее всего выматывает работа с теми, кто пострадал серьезно. Они склонны во всем обвинять терапевта и отказываются признавать ответственность за свои действия. Они выворачивают наизнанку истинное положение вещей и направляют на меня всю силу своего гнева. Такие люди — неудачники в полном смысле слова. Дело не в том, что я не умею сдерживать их гнев, противостоять обвинениям; просто у меня плохо получается отстраняться от таких людей. Я слишком стараюсь им помочь и слишком близко к сердцу принимаю их проблемы. А это не приносит плодов, потому что такие люди не в состоянии воспользоваться советами, они ничего не впитывают». Труднее всего Рейчел устанавливать себе рамки. «Поскольку для меня чрезвычайно характерно сочувствие, мне пришлось научиться сдерживать себя. И все же мне не всегда удается совладать с собой. Я часто чувствую, что несу на плечах чрезмерный груз, знаю, что мне нужно отключиться после того, как я столько времени провела, разделяя чужие переживания». Рейчел часто берет отпуск, и в неделю у нее, как правило, три выходных дня. Для нее это не роскошь, а необходимость. Важное значение для Рейчел также имеет распорядок ее рабочего дня. Она не допускает посторонних в свой кабинет, обедает всегда в одиночестве и сводит к минимуму контакты за чашкой кофе. То же и в частной жизни: ее общение с друзьями ограничено, поскольку мужа и детей ей вполне «достаточно». Трудовая жизнь Рейчел начиналась необычным образом. Когда она заканчивала школу, к мальчикам из ее класса обратился человек из ФБР, набиравший молодых сотрудников. Рейчел заинтересовалась этой работой и ради нее освоила машинопись. Постепенно она продвинулась дальше. Затем она познакомилась со своим будущим мужем и продолжала работать в ФБР, пока он учился в колледже. Выйдя замуж и родив четверых сыновей, Рейчел посещала колледж и в итоге получила диплом журналиста. Параллельно она работала в благотворительных организациях и много внимания уделяла проблемам молодежи в своем церковном приходе. Когда старшему сыну Рейчел исполнилось двенадцать, ее муж внезапно тяжело заболел. Ухаживая за мужем, Рейчел окончила университетский курс. Получив после смерти мужа страховку, Рейчел вложила деньги в учебу в аспирантуре, после чего устроилась работать школьным психологом. «Мне нравилось работать с детьми, но меня отталкивала школьная система. Я всегда была независимой и мало считалась с начальством». В итоге она покинула школу, преподавала в разных колледжах в качестве ассистента, вела множество курсов психологии и в конце концов получила степень доктора. Это был трудный период: работа, учеба, четверо сыновей и смерть мужа. Через научного руководителя своей докторской диссертации Рейчел получила предложение стать исполнительным директором программы властей штата, направленной на подростков, находившихся в заключении. «Два года я руководила шестнадцатью тюремными воспитателями. Это было ужасно. Но эта работа в этом Центре придала мне веру в себя и в свой профессионализм. И тогда я сделала следующий шаг: включилась в программу консультаций по вопросам брака и семьи, которую проводили партнеры нашего Центра. Именно тогда я поняла, что наконец нашла себе место по душе. Я по-настоящему уважала своих коллег и приняла их подходы. Вскоре я занялась частной практикой. Моим первым пациентом была нимфоманка. [Нимфомания — болезненное повышение полового влечения у женщины, вызванное эндокринным, нервным или психическим расстройством. — Прим. перев.] Вот это было интересно! Работа показалась мне замечательной в первый же день». Рейчел считает своими главными сильными сторонами цельность личности и «жажду справедливости». Ее сочувствие, заботливость, неподдельная симпатия к людям позволяют ей «проникать в чужую жизнь и понимать, почему человек действует именно так, а не иначе». Рейчел обладает сильной духовной верой, которая не связана с какой-либо определенной религией или организацией. Оглядываясь на свою жизнь и профессиональный путь, Рейчел более всего гордится тем, что ей и ее четверым детям удалось выстоять в те тяжелые годы, что последовали за смертью ее мужа. «Нам удалось преодолеть все трудности и сохранить общность друг с другом. Мой первый муж по-настоящему поддержал меня и заставил пообещать, что я буду идти дальше и стану психотерапевтом. Я боролась за знания, и мои дети боролись, и сейчас я очень горжусь этим своим жизненным опытом». Рейчел предполагает и дальше заниматься частной практикой, а также написать книгу для родителей. «Я неравнодушна к судьбам детей в нашем мире, и это побуждает меня взяться за книгу. В этом я тоже вижу следствие моего жизненного выбора. Я выбрала тему своей жизни и надеюсь, что моя книга станет вкладом в ее разработку. Сейчас я гораздо счастливее, чем была десять лет назад. Мой второй брак стал для меня чудесным подарком. Быть дважды любимой в одной жизни — это истинная удача». Рейчел также считает, что она стала более свободна, нежели была когда-либо прежде. Она меньше ограничена условностями и говорит, что она стала хозяйкой своей судьбы и не позволяет обстоятельствам влиять на ее личность. Она считает, что достичь этого состояния ей помогло ее эмоциональное здоровье и ощущение цельности своей натуры в детстве и в зрелом возрасте. «Я думаю, стремление к высшему образованию определило мою жизнь в большей степени, чем что-либо другое. Я верила в себя и не желала отказываться от своей мечты. Мне повезло: у меня есть работа, отвечающая моим интересам, способности, и мое стремление быть там, где ко мне относятся с уважением, где я независима, вполне вознаграждено. В этом для меня и заключается деловой успех!» Почему работа Рейчел удовлетворяет ее Интуиты-этики становятся психотерапевтами чаще, чем представители прочих темпераментов. Понимание людей, содействие им в их развитии, росте, в том, чтобы они становились счастливее — вот сила, которая движет многими интуитами-этиками. Другой положительный аспект для Рейчел — разнообразие в работе. Каждый ее пациент неповторим, отличен от других, у каждого индивидуальные проблемы, и к решению каждой из них требуется особый подход. То, что Рейчел всегда хотела получить именно эту специальность, еще раз свидетельствует: общение с людьми и помощь им — врожденные характеристики интуитов-этиков. Работа Рейчел дает ей возможность экстравертировать этику (доминантную функцию) самым эффективным образом. Она устанавливает со своими пациентами близкие, доброжелательные отношения, извлекает на свет и анализирует их самые глубинные чувства. Она также с легкостью делится своими чувствами и мнениями. Ее профессиональная жизнь подчинена ее собственным ценностям, отличается цельностью и наполнена сочувствием к людям. Одна из причин того, что Рейчел смогла стать высококлассным психотерапевтом, заключается в том, что она верит в процесс и ею движет желание помогать людям становиться счастливее. При помощи интровертируемой интуиции (вспомогательная функция) Рейчел составляет образ пациента и видит, как его прошлое отразилось на его сегодняшнем душевном здоровье. У нее от рождения есть дар видеть связи между событиями и выстраивать систему поведения человека. Тем самым она помогает клиентам лучше понимать себя и других. Ее интуиция позволяет ей достигать разнообразия в подходах, оценивать преимущества разных методик лечения и применять наиболее эффективную из них в каждом конкретном случае. Рейчел вспоминает, что ближе к сорока годам у нее появились интересы, потребовавшие использования сенсорики (третьей функции). Приблизительно в это время она стала уделять больше внимания собственному здоровью и физическим упражнениям; это произошло за несколько лет до того, когда повышенное внимание к вопросам здоровья и поддержания физической формы приобрело характер общенационального явления. Через несколько лет у Рейчел появился живейший интерес к садоводству, а также к таким аспектам дизайна интерьеров, как цвет, пространство, ткани. Все это требует активного использования органов чувств. Она понимает, что в работе от нее требуется не просто принимать общую философию, а и концентрировать внимание на особенностях различных психологических теорий. Очерк 2: Митч «Помогать людям раскрывать свой потенциал в самой полной мере» Однажды Митч обедал в ресторанчике, и к нему подошла женщина, которую он когда-то консультировал по поводу выбора профессии. Она сказала ему: «Вы перевернули всю мою жизнь!» Вспоминая тот случай и свои ощущения, вызванные выслушанным признанием, Митч говорит, что получил тогда одну из самых ценных для него наград. Помощь людям была мотивацией и лейтмотивом всей его профессиональной карьеры. В тридцать пять лет Митч стал менеджером отдела кадров в крупной страховой компании. Больше всего в работе его привлекают ежедневно открывающиеся перед ним возможности помогать людям в их карьерном росте, в повышении их компетентности и в развитии лидерских качеств. Сфера деятельности Митча включает три основных аспекта: подбор сотрудников, поддержка уволенных при сокращениях и осуществление программ повышения квалификации, обычно в форме симпозиумов и семинаров. В связи с переменами в экономике число принимаемых на работу и увольняемых сотрудников в тот или иной период варьируется. Но Митч доволен всеми сторонами своей работы, особенно тогда, когда требуется организовать и проводить «квалификационные программы». Он работает независимо, без подчиненных, однако в составе оперативной команды. В своей ипостаси нанимателя Митч разрабатывает стратегии, которые позволяли бы находить подходящих людей на подходящие позиции. Он сотрудничает с «охотниками за головами» из ряда агентств, а также проводит поиски самостоятельно. Он знакомится с соискателями, оценивает их, после чего высказывает свои рекомендации руководству подразделения, в котором новому сотруднику предстоит работать. Другая сторона кадрового круговорота — работа с сотрудниками, потерявшими работу. Митч помогает им выразить ощущения, вызванные потерей, и готовит их к выходу на рынок рабочей силы, к поиску новых возможностей. «Я уделяю этим людям время, узнаю их и даю советы относительно того, какие пути были бы лично для них наиболее подходящими». Он любит оставаться рядом со своими клиентами, следить за их судьбой до того момента, пока они не найдут новое место в другой компании. «Лучшая сторона моей работы, в которой я черпаю энергию, — это консультации, направленные на то, чтобы люди добились успеха. Мне нравится заниматься с руководителями тренингом, который должен им помочь более эффективно работать со своими сотрудниками. Я получаю немалый заряд на семинарах, которые провожу. Я люблю приходить к самым различным аудиториям и снабжать людей полезной для них информацией. Эта деятельность придает мне силы». Наименее интересны Митчу его рутинные обязанности: составление месячных отчетов, подготовка документации, требуемой при приеме на работу. Он освоил компьютерную программу, обрабатывающую таблицы. Процесс изучения программы нравился ему, однако ее использование не приносит Митчу удовольствия. Также Митча утомляет избыточная информация, получаемая им от кадровых агентств. «Когда я считаю, что данные ненадежны, у меня опускаются руки. Но тяжелее всего для меня те моменты, когда у меня возникает конфликт с деловым партнером. И хуже всего, когда наши разногласия касаются решений, которые затрагивают вопрос ценностей. Я стремлюсь к таким переменам, которые способствовали бы улучшению качества жизни людей, а встречаются партнеры, принимающие чисто практичные, приземленные решения. Такие люди кажутся мне чрезмерно жесткими. Они не видят того, что вижу я: значения наших решений для клиента». Когда конфликтная ситуация возникает у кого-то другого, Митч с удовольствием содействует в решении проблемы. Конфликты же, задевающие Митча персонально, даются ему намного тяжелее. Митч пришел в мир бизнеса, чтобы выполнить свою личную профессиональную программу. Впрочем, трудовой путь он начинал в качестве менеджера студии керамики. Там он работал в годы учебы в колледже, а после его окончания занял место управляющего, пока владелец мастерской восстанавливался после серьезной автомобильной аварии. Годом позже Митч вернулся в колледж с целью получить степень магистра в области профессионального ориентирования. Во время обучения он принимал участие в работе университетского отдела кадров, что помогло ему войти в мир консультирования. Закончив учебу, он занял должность советника по персоналу в другом университете. В течение двух лет Митч продвинулся до позиции директора отдела кадров. «Там я объяснял людям, как составлять резюме, чтобы найти работу в большом мире, сам же я не имел опыта работы в бизнесе, поэтому я перешел на работу в отдел персонала крупной страховой компании. Первоначально я намеревался за пару лет набраться опыта и вернуться в университетскую жизнь большим экспертом, но вдруг почувствовал себя на своем месте и задержался в компании на целых семь лет!» За время работы Митч вырос до поста менеджера по персоналу, а затем приобрел большую независимость в той должности, которую занимает поныне. Он так определяет дальнейшие ступени своего карьерного роста: в течение двух лет — ассистент вице-президента, не позже чем через пять лет — вице-президент. С самого начала своего пути Митч знал, что ему нужна работа, на которой он мог бы помогать людям. Он задумывался о карьере психиатра или юриста, «поскольку я смотрел на эти профессии как на один из способов помогать. Но в процессе учебы я увидел, что таких профессий гораздо больше. Я даже подумывал стать артистом эстрады, так как у меня есть чувство юмора, и мне нравится смешить людей. Это и сейчас доставляет мне удовольствие, и юмор занимает значительное место в моей жизни и в работе, помогая мне не воспринимать вещи чересчур серьезно». Но одним из своих самых важных дарований Митч считает умение общаться. «Ко всякому плану я отношусь так: каким образом достичь того, что мне нужно, и при этом помочь другому? Мне свойственно сопереживать, и у меня есть способность и желание слушать, когда человек рассказывает мне, в чем он нуждается». Кроме того, Митч доволен своим умением излагать мысли, и окружающие нередко хвалят его литературное и ораторское мастерство, ведь даже самый сухой или сугубо технический предмет Митч может сделать интересным и понятным. «Я горд тем, как мне удалось в неформальной манере применить некоторые приемы в ходе учебных курсов, которые я организовал несколько лет назад. В свободное время я встречался с небольшой группой слушателей, которым помогал развивать лидерские качества и пробовать себя в тех областях, где они могли бы обрести дополнительный успех». Не менее важное место в жизни Митча занимают отношения с женой. «Меня радует, что теперь наши отношения не сводятся только к романтической любви, но включают глубокую дружбу. Я доволен, что способствовал установлению мира в семье, члены которой несколько лет испытывали отчужденность. Мне нравится, когда люди могут рассчитывать на меня». В свободное время Митч увлекается спортом — поднимает тяжести, бегает трусцой, занимается каратэ; все это — новые для него интересы. Перемены в себе Митч обнаруживает преимущественно в профессиональной жизни. «Я более реалистичен в мире моей работы, лучше оцениваю свои сильные и слабые стороны. Я стал более амбициозным и сейчас уже понимаю, что деньги действительно имеют значение. К тому же у меня расширился кругозор, я стал видеть больше способов помогать людям. И одновременно я стал более толстокожим, чем был десять лет назад, потому что научился воспринимать критику целиком и уже не занимаю неизменно оборонительную позицию. Я даже научился проявлять жесткость, когда это необходимо. Раньше уволить кого-то было для меня невыносимо. Я и сейчас сочувствую человеку и сообщаю ему плохие новости деликатно, но могу взять на себя и более трудную задачу». Митч ценит в себе высокую трудоспособность, продуктивность и ориентированность на результат. «Я работаю с усердием, потому что так и нужно. Мои работодатели всегда знают, что вложенные в меня деньги потрачены не напрасно!» Но подлинным ключом к успеху Митча является его умение выстраивать и поддерживать отношения. «Надеюсь, что меня запомнят как человека, который охотно делал шаги навстречу другому и помогал окружающим реализовать их потенциал». Почему работа Митча удовлетворяет его Дело Митча — помогать людям и максимально использовать их потенциальные возможности. И работая советником по кадрам в колледже, и будучи менеджером по персоналу в крупной корпорации, он осуществлял свою природную тягу: помогать людям, открывая им то, на что они способны, выбирая, какой путь был бы для них оптимальным, и развивая в них качества, необходимые им для наивысшего успеха. Как и большинству интуитов-этиков, искренняя симпатия к людям и удовольствие, получаемое от общения, дают Митчу отменные способности к коммуникации. Митч, прирожденный советчик, экстравертирует этику (доминантную функцию), строя отношения с клиентами и коллегами. Поддерживая людей, которые потеряли работу, он сопереживает им, помогает осознать и выразить им свои чувства. Если же он обучает сотрудников, повышая их квалификацию, или проводит семинары, то с удовольствием делится полезной информацией и взамен получает положительную энергию, которая часто сопровождает его выступления. Кроме того, Митч — миротворец. Он сводит людей, а они получают взаимную выгоду от контактов, в чем сам он видит для себя награду. Поскольку значительную часть времени Митч отдает собеседованиям и подыскиванию для людей подходящей работы, ему приходится использовать интровертируемую им интуицию (вспомогательную функцию). Она же помогает ему понять чужие движущие мотивы. Он проявляет свои творческие способности разными способами; один из примеров — разработанная им программа учебных курсов. Также Митч использует интуицию, обрабатывая сухую или сугубо техническую информацию, и придумывает способы сделать ее доступной и интересной. В последнее время Митч стал чаще использовать сенсорику (третью функцию). У него она проявляется в увлечении спортом — каратэ, беге, поднятии тяжестей. В итоге он приобрел более реалистичный взгляд на мир своей деятельности, на ее материальные результаты, на свои сильные и слабые стороны. Использование органов чувств привело к повышению его заинтересованности в приобретениях и в стремлении зарабатывать больше. Есть также признаки того, что у Митча начала развиваться и логика (четвертая функция). Он сделался более «толстокожим», легче принимает критику и научился проявлять в отношениях с сотрудниками жесткость, хотя делать это даже в необходимых случаях ему не нравится по-прежнему. Очерк 3: Лора «Мне нравится постоянно узнавать что-то новое и делиться информацией» Работа Лоры могла бы стать воплощением мечты многих людей. Она работает репортером в крупной телевизионной компании, в программе новостей. Она ищет сюжеты, пишет тексты и передает в эфир свои репортажи, адресованные широкой аудитории, трижды в день. Она любит свою работу и чувствует себя перед камерой как дома. «Я бываю собой, когда сообщаю зрителям свежие новости. Но, безусловно, эта работа требует определенных навыков и желания постоянно расти». Очень просто — и очень трудно. Рабочий день Лоры долог. Ее утро начинается с просматривания газет и сообщений телеграфных агентств, что позволяет ей быть в курсе последних событий. Четыре раза в день она встречается с директорами программ, продюсерами и администраторами. На этих встречах решается, какие из новостей дня наиболее значимы и войдут в эфир. Лора собирает материал из разных источников, пытается рассмотреть то или иное событие под разными углами. Из этих подробностей и разных точек зрения и складывается текст, который выйдет в эфир. «Я сама пишу все, что прочитываю потом в эфире, отчасти потому, что такова установившаяся в компании практика, но также и потому, что мне самой так удобнее. Я не могу читать в эфире то, что написал кто-то другой. Это уже не я». Тремя ежедневными прямыми эфирами обязанности Лоры ограничиваются, но она еженедельно представляет компанию, выступая на многочисленных публичных мероприятиях. Когда два с половиной года назад у Лоры родился сын, она стала выступать перед публикой реже, раз в две недели, стараясь в качестве «компенсации» появляться перед публикой на различных светских вечеринках и приемах, куда она стала с удовольствием брать с собой ребенка. Словом, у нее напряженный жизненный ритм, и она всегда находится в форме. Лоре по душе работа репортера. «Она делает мою жизнь разнообразной. Я постоянно в центре событий, встречаюсь с новыми людьми. А потом я рассказываю другим, что узнала и осмыслила». Стержень дня Лоры — ее выходы в эфир. «Это мое любимое время суток. После подготовки сюжетов я расслабляюсь перед камерой. В эти минуты я чувствую себя увереннее и комфортнее всего». Конечно, всегда присутствует волнение, объясняемое непредсказуемостью прямого эфира: могут возникать технические проблемы, например, видеозапись не включается в нужный момент. Но Лора отлично научилась адаптироваться к подобным маленьким неприятностям и преодолевает их, используя свое умение контактировать с аудиторией. Взаимоотношения Лоры со зрителями служат для нее по большей части источником радости. Но случаются и сбои, и тогда происходит то, что Лора больше всего не любит в своей очень публичной профессии. «Моя публичность оставляет очень мало места для частной жизни. Всегда находятся ненормальные, которые шлют мне злобные письма или угрожают по телефону. Кто-то ломится ко мне домой, и были случаи, когда ночью на дороге меня пытались выбросить из машины. К сожалению, мне приходится с опаской относиться к незнакомым людям и не терять бдительности». В результате получается, что большинство друзей Лоры — люди, с которыми она вместе работает, или ее коллеги-журналисты из других СМИ. С ними Лоре не приходится задаваться вопросом, не объясняется ли их дружеское расположение к ней ее популярностью. Помимо риска, связанного с публичным характером профессии, Лора также испытывает затруднения при необходимости создать цельную картину, когда новости приходят в последнюю минуту и доступна лишь информация самого общего плана. «Делать сюжет, владея неполной информацией, крайне неприятно; я не люблю так работать. Я предпочитаю владеть ситуацией и творчески интерпретировать события». Новости идут постоянно — вплоть до последнего мгновения перед эфиром, и бывает, что Лора буквально мчится в студию и бросается к микрофону, не успевая даже привести в порядок прическу и поправить макияж. А ведь она должна всегда блестяще выглядеть; в противном случае она получает выговоры от руководства и зрительские письма с упреками. Но она относится к нервному напряжению, вызванному постоянными цейтнотами и сюрпризами, с юмором. Она всегда энергична и излучает оптимизм. Ей не изменяет подлинный энтузиазм, что помогает ей преодолевать сиюминутные трудности. «Я стараюсь помнить о том, что тяжелые времена когда-нибудь кончаются, приобретать опыт в любой ситуации, учиться и двигаться дальше». Лора работает в программах новостей пятнадцать лет — значительно дольше, чем ей представлялось, когда она только начинала заниматься своим делом. В свои сорок Лора — фактически ветеран среди женщин, подвизающихся на том же поприще. Она защитила диплом по истории афроамериканского народа («Я была до умопомрачения увлечена профессором!»), а второй ее специализацией были риторика и театр. Тогда Лора еще не знала, какое приложение сил для нее наиболее желательно. Она пошла в аспирантуру и получила степень магистра психологии обучения. Она решила, что станет преподавателем, но не нашла работы в этой сфере. Отец предложил ей поработать в авиакомпании и уже затем определиться с выбором дела своей жизни. Эта работа дала Лоре определенную отсрочку. Работая стюардессой, Лора проклинала каждую минуту. Но прошло всего пять месяцев (включая период подготовки), и она перешла в отдел рекламы и маркетинга этой авиакомпании. Эта работа позволяла много путешествовать, а путешествия всегда привлекали Лору. Одна деловая поездка решила ее судьбу: в качестве представителя по общественным связям авиакомпании она сопровождала президента Джералда Форда с женой. Женщины сдружились, и Лора получила приглашение посетить Вашингтон. Она влюбилась в этот город, где познакомилась с двумя журналистами, которые стали ее друзьями и наставниками. Когда в авиакомпании началась забастовка, Лора перебралась в Вашингтон и получила должность спичрайтера в штабе сенатора из ее родного штата. Тем временем она наладила контакты с радиостанцией, обслуживавшей Белый дом и Капитолий. В течение последующих восемнадцати месяцев она училась журналистике и решила, что хочет работать на телевидении. Но, прежде чем получить соответствующую работу, она продолжала сотрудничать с радиостанцией, а также на внештатной основе писала материалы для газеты местного масштаба, желая набраться опыта. Следующим этапом были прогнозы погоды в прямом эфире местного телеканала. Далее Лора стала давать в эфир одной программы сюжеты и репортажи о дорожных происшествиях и других городских событиях. После шести месяцев эфиров по выходным дням и отпуска Лора стала постоянно работать в Капитолии. В те времена женщин в программах новостей не было, и Лора по прошествии трех лет стала первой женщиной, вышедшей на экран в роли ведущей такой программы. Этим достижением она гордится и по сей день и считает, что оказалась причастна к важному историческому событию — вхождению женщин в область производства новостей. Вскоре у нее появились последовательницы в других компаниях. Через три года Лора получила (при посредстве своего агента) предложение о месте ведущего репортера на другом канале. А еще через три года она заняла позицию, которую занимает сегодня: она ведущий репортер. В этом году срок действия контракта Лоры истекает, и она опять начнет рассматривать многочисленные предложения. Впрочем, на этот раз принимать решение ей будет труднее, поскольку она замужем, у нее маленький сын, а у мужа — двое детей от предыдущего брака. «Сейчас для меня гораздо большее значение имеют компромиссы. Раньше я могла думать только о том, что было бы полезно для моей карьеры; сейчас на передний план выходит семья. Но моя профессия требует самоотдачи, если ты хочешь продвигаться вперед. Я не сомневаюсь, что сумею принять правильное решение, которое пойдет на пользу моей семье. А предложения есть, я востребована, и это главное». Преимущества Лоры — естественность, способность установить эмоциональный контакт со зрителем — стали источниками ее успеха. «Бывает, меня упрекают в том, что я проявляю свои чувства. Но мне кажется, что моя аудитория знает: я искренна и попросту не могу скрывать того, что происходит во мне. Отклик зрителей приносит мне большое удовлетворение. Мне доставляет невероятную радость осознание того, что я принесла кому-то информацию, которая положительно повлияла на его жизнь». Наибольшие изменения в Лоре произвели события ее частной жизни. Ее сын приносит ей чистую радость, и в отношениях с близкими кроется залог ее счастья и успеха. «Мои личные дела и работа неразрывно связаны. Если мои дела идут неудачно, это отражается и на другой стороне моей жизни. Мне кажется, что сейчас я лучше концентрируюсь, чем раньше. Понятно, времени всегда не хватает, но я приняла решение отдавать свои силы немногим друзьям, работе и семье, а не разбрасываться на ту публичную суету, которая увлекала меня когда-то». Сын, по мнению Лоры, принес ей новые интересы и новые радости. Она теперь умеет наслаждаться жизнью здесь и сейчас, ей хочется сливаться с природой и открывать для себя ее чудеса. Она получает удовольствие от простых забот, которые она делит с сыном. На работе ей «интереснее уделять внимание одной теме, анализировать ее, собирать все факты и подробности, что способствует точности изложения». «Беглые обзоры, — говорит Лора, — увлекают меня меньше, чем глубоко и тщательно разработанные сюжеты. Я поняла, что настоящее знание предмета часто окрыляет меня. По-моему, я обрела раскованность. Жесткий, но ценный урок я извлекла из собеседования, которое проходила в Вашингтоне, когда добивалась работы спичрайтера. Мне был задан трудный вопрос, от которого веяло мужским шовинизмом: если мой шеф будет занят, соглашусь ли я поужинать с его ближайшим другом (при том, что тот женат)? Я ответила вежливо, но твердо: я не гожусь для такой работы, и поднялась, чтобы выйти из комнаты. И тут мне было сказано: вы приняты. Я одна выразила то, что действительно думаю. В принципе я склонна говорить людям то, что им хочется услышать, но эту потребность необходимо преодолевать, быть честной, а не пытаться предугадать, какого ответа от тебя ждут». В понимании Лоры, деловой успех предполагает возможности узнавать новое и занимать перспективное положение. «Я нуждаюсь в серьезных задачах. Очень здорово узнавать что-то о множестве предметов. Этого мало, чтобы стать знатоком, но достаточно, чтобы поддержать содержательную беседу с настоящим знатоком. Это увлекает!». Почему работа Лоры удовлетворяет ее Специальность Лоры — передача информации. Ее работа — узнавать новости и доносить их до телезрителей. Подобно многим интуитам-этикам, Лора не любит фальшь. Она ценит то, что в эфире она может оставаться собой. Работа приносит ей разнообразие, так как она каждый день встречается с новыми людьми, и жизнь подбрасывает ей новые сюжеты. Ее творческие качества находят себе применение, когда она сама пишет для себя тексты. Для Лоры важен профессиональный рост. Она исполнена решимости достичь максимальных высот в деле производства новостей. В результате она стала в отрасли женщиной-первопроходцем, проложившей путь для множества ее коллег. Общение со зрителями теленовостей дает Лоре возможность экстравертировать этику (доминантную функцию). Ей нравится поставлять зрителям информацию, которая, возможно, окажется им полезной. Она эмоционально открыта, она делится своими чувствами охотнее, чем большинство ее коллег, которые не находят для себя удобным раскрываться в такой степени. Она находит удовлетворение, получая положительные отклики на плоды своего труда. Представляя компанию на различных мероприятиях, она имеет множество возможностей контактировать со зрителями непосредственно. Для нее ценны близкие отношения, которые складываются у нее с товарищами по работе и другими коллегами. Лора полагается на интровертируемую интуицию (вспомогательную функцию), когда собирает информацию для выпусков новостей. Она ищет свежий угол зрения, аспекты, которые сделали бы ее сообщения необычными, информативными и притягательными для зрителя. Другая привлекательная сторона работы Лоры — непрерывное познание. Интуиция помогает ей понять, к какому итогу приведет развитие событий, с кем ей надлежит вступить в диалог, как получить у своего источника желаемую информацию. Благодаря накопившемуся опыту Лора чувствует себя хозяйкой своих репортажей, что также приносит ей удовлетворение. Как многие, у кого развивается сенсорика (третья функция), Лора находит новые радости, любуясь красотой текущего момента. Она заново открывает природу — для себя и для сына. Что касается работы, теперь Лора полюбила глубже погружаться в предмет и приглашает в это увлекательное путешествие и зрителей. Ей приходится также чаще использовать логику (четвертую функцию). Обретя известность, она стала более осторожно и скептически относиться к попыткам некоторых людей сблизиться с ней, так как понимает: проявляя чрезмерную доверчивость, она подвергает себя риску. Путеводные нити Хотя Рейчел, Митч и Лора получили разное образование, приобрели различный опыт и нашли себя в различных сферах деятельности, их биографии связаны общими нитями. Индивидуальные интересы, способности, ценности могут отличаться, но благодаря общим особенностям темперамента эти люди обладают одной иерархией психологических функций, и «миры» (внешний или внутренний), где эти функции используются, совпадают, поэтому мы можем представить вам некоторые наблюдения в отношении потребностей многих ENFJ. Перед вами перечень основных элементов успеха ENFJ. Поскольку каждый человек неповторим (даже если несколько людей относятся к одному типу), эти элементы не могут одинаково подходить для всех ENFJ. Важно то, что эти десять элементов — в разной степени и в индивидуальном для каждого человека порядке — определяют, что необходимо для успеха ENFJ. Ознакомившись со списком, вернитесь к нему еще раз и определите приоритеты, расположите элементы в соответствии со степенью их значимости для вас. При этом принимайте во внимание и прежний профессиональный опыт, и обстоятельства, связанные с сегодняшней трудовой деятельностью. Определите наиболее и наименее благоприятные для вас факторы. Старайтесь искать мотивы, характерные не исключительно для одной вашей работы, а для нескольких ситуаций. Для меня, как для ENFJ, профессиональный успех означает, что моя работа: 1. Позволяет мне устанавливать и поддерживать теплые, дружеские взаимоотношения с коллегами, клиентами и т. п. 2. Предоставляет мне возможности для выработки творческих решений, которые, по моему мнению, положительно скажутся на моих усилиях, направленных на помощь людям 3. Проходит в такой атмосфере, когда ожидания ясны, личный вклад ценится, личностный и профессиональный рост поощряется 4. Дает мне возможность быть членом команды, состоящей из творческих людей, которым я доверяю, с которыми могу работать интенсивно и продуктивно 5. Дает мне время для поиска творческих решений проблем и позволяет делиться ими с людьми, у которых я нахожу внимание и поддержку 6. Проходит в обстановке активности и широких перспектив, когда я могу заниматься сразу несколькими проектами 7. Открывает простор для моих организаторских и творческих способностей, позволяет управлять ситуацией и брать на себя ответственность за мои проекты 8. Предоставляет разнообразие деятельности и в то же время позволяет действовать в относительно упорядоченном и организованном стиле 9. Проходит в отсутствии личных трений и постоянной напряженности 10. Позволяет мне быть открытым для новых идей, прибегать к новым подходам, в особенности в вопросах, имеющих отношение к помощи другим людям Профессии, популярные среди ENFJ В силу особенностей сочетания преференций, перед ENFJ открывается широкий спектр возможных профессий. При перечислении профессий, популярных среди ENFJ, важно помнить, что в любых профессиях есть достигшие успеха представители всех типов. Здесь же мы называем профессии, которые могут оказаться особенно привлекательными для ENFJ, и поясняем, почему может произойти именно так. Безусловно, перечень этот не исчерпывающий, но в нем вы можете найти варианты, которые до сих пор не рассматривали. Все эти профессии открывают перед вами возможности делового успеха. На некоторые из них в будущем ожидается особый спрос. Основываясь на результатах исследований, мы выделяем курсивом те специальности, на которые ожидается наибольший спрос в ближайшие годы. КОММУНИКАЦИИ — Менеджер по рекламе — Специалист по пиар — Информационный директор — Писатель, журналист — Артист (в т. ч. эстрады) — Сборщик благотворительных взносов — Агент по подбору кадров — Менеджер в индустрии развлечений — Продюсер на телевидении — Радиокомментатор — Политик — Маркетолог (радио, ТВ, кабельное вещание) — Графический дизайнер — Редактор (журнала) — Художник-график — Редактор веб-сайта — Продюсер мультимедиа — Автор рекламных объявлений — Репортер, корреспондент — Редактор-организатор ENFJ — мастера коммуникации. Им интересно понимать других и доставлять им удовольствие, поэтому для них характерны дипломатичность и такт. Есть ENFJ, которые предпочитают устную форму, а многие из них отлично владеют и письменной речью. Им нравится собирать информацию, беседуя с людьми, понимать личные аспекты сюжета или проблемы. Часто к ним приходит успех в мире рекламы, связей с общественностью, в сборах пожертвований, особенно в тех случаях, когда ENFJ сам верит в продукт, услугу, цель, а рабочая атмосфера не наполнена конкуренцией и конфликтами. ENFJ быстро налаживают отношения с клиентами, покупателями, коллегами, умеют убеждать, поэтому из них могут получиться хорошие агенты, продюсеры, кадровики, политики. ENFJ — прирожденные харизматические лидеры, им нравится обслуживать интересы больших и малых групп. КОНСУЛЬТАЦИИ — Психолог — Работник сферы услуг — Консультант по профессиональной ориентации — Консультант по личным вопросам — Священнослужитель — Консультант для лишившихся работы — Переводчик (устный и письменный перевод) — Консультант по проблемам наркомании и т. п. — Консультант-ассистент — Консультант по профессиональной реабилитации — Психолог учебного заведения — Консультант по вопросам управления Очень многие ENFJ приходят к деловому успеху, помогая клиентам обрести удовлетворение и счастье через познание себя. Им нравится постигать личные проблемы других и устранять препятствия. Людям этого типа обычно свойственны теплота, способность к переживанию, и они бывают авторитетными психотерапевтами. Нередко они становятся священниками, поскольку это дает им возможность нести другим свои ценности и помогает им полностью реализовать свой потенциал. Они умело находят возможные альтернативы и решения и учат своих клиентов также находить их. ОБРАЗОВАНИЕ, ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА — Преподаватель: санитарное просвещение, драматическое искусство, изобразительное искусство, языки — Профессор колледжа: гуманитарные науки — Декан факультета — Библиотекарь — Социальный работник — Директор некоммерческой организации — Преподаватель специальных дисциплин — Учитель начальных классов — Преподаватель иностранных языков — Воспитатель детей — Социальный работник (обслуживание престарелых) — Директор детского центра — Консультант благотворительной организации — Директор образовательных программ — Директор социальной службы «community service» [Community service — «служение обществу» (англ.). Специальная социальная программа, осуществляемая в рамках образовательных систем, в частности, Международного бакалавриата. — Прим. перев.] — Преподаватель наук об обществе (средние школы, колледжи) — Консультант по проблемам семьи, детскому развитию — Музыкальный директор — Инструктор в области здравоохранения — Администратор в колледже, университете — Менеджер в религиозной организации — Консультант по городскому и региональному планированию — Социолог — Координатор дневных стационаров ENFJ нередко предпочитают работу в сфере образования, так как здесь они могут напрямую работать с людьми, способствуя их становлению и развитию. Они обычно преподают те предметы, в которых могут сосредоточиться на общечеловеческом значении материала, строить преподавание на интерпретации и давать выход чувствам. Они нуждаются в атмосфере слаженности и сотрудничества, терпимости к разным взглядам, открытого обмена мнениями и ощущениями. Социальные организации привлекают ENFJ возможностью работать ради улучшения своей и чужой жизни. ENFJ склонны быть лидерами, направлять осуществление своих проектов и видеть возможные результаты своих действий. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — Специалист по общему укреплению здоровья (нетрадиционная медицина) — Диетолог — Логопед, специалист по проблемам слуха — Специалист по трудотерапии — Хиропрактик — Координатор транспорта — Специалист по коррекции Здравоохранение сейчас развивается быстрыми темпами, и в молодых областях медицины перед ENFJ открываются возможности изучать, диагностировать и лечить человека как цельный организм. ENFJ часто интересны психологические, эмоциональные, духовные корни болезней; их привлекают новые и нетрадиционные методы лечения. Им импонирует творческий элемент в трудотерапии и коррекции нарушений речи. БИЗНЕС, КОНСАЛТИНГ — Консультант по динамике трудовых ресурсов — Инструктор по продажам — Агент по подбору кадров — Туристический агент — Администратор в малом бизнесе — Разработчик программ — Коммерческий директор — Менеджмент-консультант: построение команды — Инструктор компании (команды) — Консультант для лишившихся работы — Специалист по экотуризму — Менеджер по трудовым отношениям — Специалист по подготовке встреч и конференций — Психолог производства и организации — Менеджер по рекламе — Маркетолог — Менеджер гостиницы, ресторана — Специалист по поиску талантов — Специалист по настольным издательским системам — Организатор разовых мероприятий Разнообразные занятия в области консультирования приносят ENFJ удовлетворение благодаря независимому характеру отношений с окружающими. ENFJ — мастера презентаций и инструктажа, в особенности когда эти мероприятия имеют своей целью помощь клиентам или группам людей в повышении эффективности их деятельности. ENFJ способны энергично и творчески разрабатывать новые программы и системы услуг, но для этого их работа должна быть направлена на благо других. Обычно они предпочитают административную работу в небольших компаниях или организациях, где у них имеется возможность оказать позитивное влияние. Им нравится ситуация выбора, процесс испытания новых путей в работе. При этом им важно самим управлять данной деятельностью. Помните, что вы прочитали лишь о некоторых областях, открывающих для ENFJ возможности успешного раскрытия их особых природных талантов. ТЕХНОЛОГИИ — Менеджер по взаимодействию с клиентами — Штатный советник (консультант по технологиям) — Тренер — Руководитель проекта — Координатор занятости — Агент по подбору кадров Распространение технологий приводит к росту востребованности людей, не только этими технологиями владеющих, но и обладающих искусством человеческого общения. Многие ENFJ были бы рады стать связующим звеном между экспертами в той или иной технологии и ее пользователями. Такая роль удовлетворяет потребность ENFJ в оказании содействия кому-то и в контактах с коллегами. Направление поиска работы Знание индивидуальных плюсов и минусов вашего типа существенно облегчит вам выбор стратегии поиска работы. Все стороны этого процесса — исследование существующих вакансий, поиск потенциальных работодателей, контакты с ними, подготовка документов (резюме и пр.), договоренности о собеседованиях, сами собеседования, обсуждение финансовых условий, наконец, ваше согласие на работу — будут определяться тем, что подходит вашему типу. Умеете ли вы извлекать пользу из ваших активов и компенсировать вложения — вот в чем состоит разница между удачным и неудачным поиском работы. Разница типов может быть едва ощутимой, а может быть кардинальной. И именно легкие различия в предлагаемых нами советах существенны для понимания разницы между успехом и неуспехом в поисках работы. Хороший пример — налаживание контактов, то есть встречи и беседы с людьми как инструмент поиска работы. Для экстравертов налаживание контактов — процесс естественный, и им желательно использовать этот путь как можно шире. Интровертам же легче действовать точечным методом, общаясь, прежде всего, с людьми, которых они хорошо знают. Сенсорику свойственно контактировать с людьми определенного склада, тогда как интуит без труда расширяет круг контактов, включая в него людей, которые, казалось бы, должны находиться вне сферы его интересов. Контакты этиков, как и все остальное у людей данной преференции, носят очень личный, теплый характер, а стиль логиков более бесстрастен. Рационалы задают меньше вопросов, которые в большей степени логически организованны, а иррационалы могут расспрашивать обо всем на свете целый день! Одна технология поиска — и множество способов ее применения. Пути к успеху: использовать свои плюсы Большинство ENFJ, благодаря комбинации своих сильных сторон и талантов, с легкостью, а нередко и с удовольствием, занимаются поисками работы. Вообще, ENFJ — асы в этом деле! А поскольку многие консультанты по профессиональной ориентации — также ENFJ, неудивительно, что какие-то типичные рекомендации по поиску работы скроены словно по мерке этого типа. Если вы — ENFJ, ознакомьтесь с наиболее эффективными для вас методами поиска работы. Разработайте и осуществите творческий и логически организованный план поиска работы — Заранее установите критерии, которым должна удовлетворять работа, которая бы вас устроила. Не упускайте из внимания наиболее важные пункты, которые вы изначально сочли решающими. Рассмотрите потенциальные варианты, беседуя с людьми и используя иные источники информации. Узнайте как можно больше обо всех вариантах еще до собеседования. — Используйте свои творческие способности, чтобы предвидеть последствия ваших действий, и определите, как именно вы сможете извлечь максимум выгоды. Майкл помог близкому другу найти новое место и в результате отказался от работы в администрации средней школы, решив обратиться к карьере консультанта. Поскольку опыта оплачиваемой работы в данной области у него не было, он решил использовать в качестве модели те методы, которые он использовал, помогая другу. Прежде чем побеседовать с директором небольшой консалтинговой фирмы, Майкл отослал ему свое резюме и описание своего содействия другу, приложив ясно написанное сопроводительное письмо. В письме перечислялись шаги, которые Майкл рекомендовал предпринять другу, вследствие которых друг получил прекрасную работу. Письмо заканчивалось заверением, что Майкл с такой же энергией и проницательностью готов будет помочь другим людям. В ходе собеседования проявите горячее желание работать и уверенность в себе — Как можно скорее установите теплый и дружественный контакт, чтобы доказать, что людям будет с вами легко. — Говоря о своих возможностях, прежней работе и о причинах вашего желания сменить ее, выражайтесь определенно и ясно. Бенджамин умел поддерживать у окружающих уверенный взгляд на жизнь. Сам же, готовясь к важному собеседованию, успешно воспользовался поддержкой и одобрением жены. При этом в разговоре он избавился от нервозности и перечислил вслух свои сильные стороны и достижения. На собеседование он приехал рано утром, оставил машину на некотором расстоянии от места назначения и погулял несколько минут, повторяя про себя аргументы, поддерживающие его уверенность в себе. Это нехитрое упражнение привело к тому, что его самооценка сыграла в его пользу. Создайте и активно используйте обширную сеть контактов — Большую часть предварительных исследований проводите в форме информативных бесед; знакомьтесь с людьми, работающими в интересующей вас области или исполняющими обязанности, которые представляют для вас особый интерес. — Обратитесь к друзьям, родным, старым знакомым; расскажите им, что ищете новую работу, и попросите их связать вас с кем-нибудь, кто мог бы быть вам полезен. Ивлин захотела найти новую работу в сфере подготовки персонала. Она обратилась ко всем знакомым. Но большинство ее знакомых занимались не этим и не знали никого, кто мог бы дать ей квалифицированный совет. Тогда Ивлин обратилась в профессиональную организацию инструкторов и консультантов. К обеду она не знала никого из присутствовавших, но поставила себе задачу: уйти домой, познакомившись по меньшей мере с тремя людьми, которые могли бы снабдить ее полезной информацией. Она ушла, приобретя четверых новых знакомых. Рассмотрите недоступные пока варианты — Тщательно обдумайте варианты работы, которые могли бы радовать вас. Не торопитесь принимать решение, пока у вас нет значительного списка. Расспросите людей, которые вас хорошо знают: какая работа, по их мнению, подошла бы вам. — На собеседовании покажите свое умение находить области применения ваших навыков и опыта в интересах потенциального работодателя. На протяжении большей части жизни, с самого детства, Линдси занималась социальной работой на общественных началах. Когда ее дети пошли в школу, она решила найти такую работу, на которой ее тяжелый труд стал бы оплачиваться. Но она не была уверена в том, насколько будут востребованы ее навыки на рынке труда, поскольку прежде никогда не получала вознаграждения за то, что делала. Она обратилась к нам, и мы посоветовали ей устроить мозговой штурм вместе с кем-нибудь из друзей. Линдси с сестрой решили вместе поужинать и во время ужина провести мозговой штурм. После этого Линдси вновь пришла к нам с длинным списком специальностей, которые показались ей привлекательными. В ходе сеанса мы вместе выработали еще один список специальностей, на которых Линдси могла бы использовать опыт, полученный ей в процессе работы в различных гражданских, церковных и медицинских учреждениях. Очевидней всего была ее любовь к театру, а также склонность к организации и развитию производств. После бесед со многими старыми друзьями она получила работу координатора сбора средств для городского художественного совета на неполную ставку. Это была работа мечты Линдси, и за считанные месяцы она получила полную загрузку. Аккуратно следуйте всем этапам процесса поиска работы, в особенности тщательно соблюдайте правила вежливости — Скрупулезно выполняйте все обязательства, являйтесь на встречи вовремя или чуть раньше назначенного времени. Эпилогом встреч должны стать благодарственные или иные письма. — Используйте вашу отличную память: запоминайте такие индивидуальные сведения, как имена, а также любую информацию, которую вы получили в ходе ваших исследовательских действий. Дебби разработала систему, позволяющую избегать досадных промахов, когда искала место специалиста по подбору персонала в университете. Она завела серию информационных карточек — на каждого потенциального работодателя и на каждого человека, кто проводил с ней собеседования. В некоторых случаях ей приходилось предстать перед комиссией, и тогда у Дебби появлялись карточки на каждого члена комиссии. Затем Дебби отмечала карточки условными цветами, обозначавшими конкретный колледж или университет. Узнав что-то новое, пообщавшись с кем-нибудь, Дебби делала дополнительные записи, поэтому она владела всей информацией, которую ей удалось собрать на сегодняшний день относительно каждого места работы. При такой системе Дебби не упускала из виду ни одного человека, ни единой подробности в ходе поисков. Когда же она наконец получила желаемое предложение и была зачислена в штат, то смогла известить об этом всех, с кем ей довелось встречаться. Возможные ловушки Хотя каждый человек уникален, все же у многих ENFJ имеются общие потенциальные белые пятна. Мы подчеркиваем слово «потенциальные», поскольку для кого-то некоторые из перечисленных ниже проблем действительно актуальны, а для кого-то вовсе не представляют опасности. Знакомясь с этими проблемами, вы, наверное, обратите внимание на то, что они относятся не только к поискам работы. Возможно, вы уже испытали последствия этих своих слабостей в других сферах вашей жизни. Было бы, конечно, нелишне при чтении каждого пункта оглянуться на прошлый опыт и спросить себя: «А ко мне это относится?» А если ответ положительный, то: «Каким образом эта особенность помешала мне добиться чего-то, чего я желал?» Не исключено, что вы заключите: ключом к преодолению слабостей является развитие ваших третьей и четвертой функций, сенсорики и логики. Многие из приведенных советов будет непросто реализовать. И все же, чем больше вы будете прибегать к названным функциям, тем меньше проблем у вас будет впредь. Старайтесь не принимать решения исключительно на основе личных чувств — Применяйте объективный анализ, и тогда вам будут лучше видны последствия ваших возможных поступков. Помните: хорошее видение причинно-следственных связей не относится к числу ваших природных дарований, так что советуйтесь с друзьями, которые в этом сильнее вас. — Не отвергайте представившийся вариант только из-за того, что в данной организации вам кто-то не нравится. Также не стоит выносить суждения о работе вообще или об организации только на основании личной симпатии к одному человеку. Не принимайте близко к сердцу критику и неодобрение — Относитесь к конструктивной критике и реакциям на ваши действия так, как на то рассчитывал ваш оппонент. Поддержка, одобрение со стороны родных и друзей помогут вам не опускать руки в период поисков работы, который иногда бывает весьма тяжелым морально. — Если вам отказывают в приеме на работу или в собеседовании, постарайтесь взглянуть на случившееся самокритично. Смотрите на это как на состязание; проверьте, можете ли вы в этом состязании победить. Сосредоточьтесь на сборе всех нужных фактов — Уделяйте внимание не только людям, но и деталям, фактам. Не игнорируйте менее интересные для вас задачи, которые приходится решать в процессе поиска работы, не ограничивайтесь одними новыми знакомствами. — Не оценивайте сказанное вам по первому впечатлению; будьте готовы задавать разнообразные вопросы, чтобы в конце концов составить верное представление о вашей будущей работе или о компании. Старайтесь реалистично смотреть на свои перспективы и на других людей — Умейте видеть людей такими, какие они есть, отдавайте себе отчет в ограничениях, вызванных их личными качествами. Сознательно не позволяйте себе идеализировать кого-либо или выражать кому-либо беспрекословную преданность. — В случаях конфликтов или непонимания встречайте неприятности лицом к лицу, не пытайтесь избегать их, позволяя им тем самым разрастаться и запутываться. Не спешите с решениями — Тщательная предварительная разведка не позволит вам бросаться в омут, не взвесив все обстоятельства. Прежде чем ответить на какое-либо предложение, попросите время на размышление и убедитесь, что предложение вам в самом деле подходит. — Если вы не подавите в себе стремление раз навсегда закрыть вопрос, то, может быть, упустите иные возможности, находящиеся в пределах вашей досягаемости; вас также подстерегает опасность согласиться на предложение не той работы, к которой вы по-настоящему стремились. Последний штрих: менять работу или менять... Ключ к успеху для ENFJ Теперь вы всерьез изучили свой тип, а значит, видите, как ваши природные преференции позволяют вам лучше соответствовать определенным родам занятий. Кроме того, вы понимаете, что знание сильных и слабых сторон, которыми вы обязаны типу, обеспечит вам успех в поиске работы. Впрочем, вы, ENFJ, сознаете, что вас не в равной мере привлекает каждая работа из тех, что перечислены в разделе «Популярные профессии». Очередной и заключительный шаг будет состоять в том, чтобы сузить поле поиска и выбрать именно то дело, которому вы действительно хотели бы себя посвятить. Помимо типа, на степень вашего удовлетворения работой влияют и другие факторы — личные ценности, интересы, навыки. Чем больше вы и ваша работа соответствуете друг другу, тем лучше вы себя чувствуете. Так что будьте готовы использовать все, что вы узнали (из этой книги и из жизни), и разработайте стратегический план карьеры. В этом вам помогут приемы, приведенные в главе 24, которая называется «Подводя итоги». Но, вполне возможно, вы примете решение остаться (пусть на какое-то время) на вашей нынешней работе или с вашим нынешним работодателем. Для этого может найтись много разумных причин: финансовые затруднения, пожелания близких, неблагоприятное положение на рынке труда в вашей области, попросту неподходящий момент. Не падайте духом! Знания, почерпнутые вами из этой книги, могут помочь вам сохранять хорошее настроение, даже добиваться успеха и на нынешней работе. А когда придет время для решительных шагов, у вас сформируется гораздо более ясное представление о том, куда идти и как оказаться там, где вам нужно быть. «Итак, если вы не можете получить любимую работу (пока!)... Полюбите свою» Простая истина: подавляющее большинство видов деятельности (за исключением сборочного конвейера) допускают гибкость в подходах. Как же «вписать» вашу сегодняшнюю работу в систему ваших потребностей? Укажем некоторые способы. — Посещайте семинары по развитию навыков общения и сами проводите их. — По возможности избегайте конфликтов личного характера с коллегами. — Предлагайте свое содействие в подготовке стратегических планов вашей организации. — Создайте «группу поддержки», которая помогала бы людям справляться с личными и (или) профессиональными проблемами. — Вызовитесь представлять интересы вашего подразделения или компании перед публикой. — Ограничьте «неформальные совещания» с коллегами, в особенности если вы чувствуете, что чрезмерно устали или попали в безнадежное положение. — Постарайтесь (очень постарайтесь!) прощаться с рабочими проблемами, покидая рабочее место. — Подумайте о возможности консультировать, инструктировать других в том деле, которым занимаетесь сами. — Ежедневно (еженедельно, когда захочется) отправляйте электронное письмо кому-нибудь из друзей. — Дайте начальству понять, что испытываете прилив сил, когда вас ценят. — Занимайтесь тем же, что прежде, но в другой организации. Как ENFJ делают из лимонов лимонад Сара работала помощником руководителя некоммерческой медицинской организации. Компания ей нравилась, она верила в благородство ее целей, но многие мелкие аспекты работы тяготили ее. А поскольку ей повсюду приходилось рекламировать организацию и ее цели, ей захотелось получать деньги за эту работу. В тот момент в отделе общественных связей вакансий не было, поэтому Сара в свободное время ездила по школам в качестве волонтера и рассказывала о своей организации. Она трудилась не покладая рук. Полгода спустя вакансия открылась. Сара попросилась на эту должность и была принята. Чтобы получить нужное, используйте то, что есть Короче говоря, вот лучшая формула успеха: извлекайте пользу из плюсов и компенсируйте минусы. От того, насколько вы овладеете этим искусством, будет зависеть ваш провал или успех, полюбите вы свою работу или возненавидите. Для вашего удобства ниже мы приводим список ваших возможных сильных и слабых сторон. Каждый ENFJ неповторим, но при этом многие из данных здесь характеристик могут относиться к вам. Среди ваших плюсов могут обнаружиться: — Блестящие способности к общению и презентациям — Харизматическое лидерство, способность добиваться согласия — Энтузиазм, умение налаживать сотрудничество — Решительность и талант организатора — Стремление «сбросить шоры» и обратиться к новым горизонтам — Способность к сопереживанию и предвидению реакций других; неподдельная забота о людях — Разнообразие интересов, способность к быстрому обучению — Умение видеть общую картину, пути применения идей и действий — Желание добиваться целей и стремление к высокой производительности — Глубокая преданность работе, в которую вы верите Среди ваших минусов могут обнаружиться: — Нежелание работать над темами, идущими вразрез с вашими ценностями — Тенденция к идеализации людей и человеческих взаимоотношений — Трудности в работе при наличии конкуренции или напряженности в коллективе — Нетерпимость к схемам или людям, работающим неэффективно или не в одном с вами ключе — Стремление отворачиваться от конфликтов и игнорировать неприятные моменты — Склонность к поспешным решениям, не основанным на достаточной информации — Нежелание подчиняться, отторжение дисциплины — Ошибки, вызванные торопливостью — Склонность руководить в мелочах, нежелание отказаться от первой роли Использовать плюсы легко! Секрет успеха ENFJ — научиться: Замедлять бег, делиться ответственностью и принимать происходящее не так близко к сердцу. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|