|
||||
|
Глава 3 УЧИМСЯ ДИАГНОСТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТИПЫ
Зачем посвящать отдельную главу экспресс-диагностике, если мы уже подробно описали каждый базовый поведенческий тип? Тем более учитывая, что на основе модели Марстона разработаны и существуют несколько «нормальных» тестов, с помощью которых в течение 20-30 минут можно с высокой степенью надежности оценить необходимого нам человека, его мотиваторы, особенности работы в команде и т. п. Однако в деловом общении ни тридцати минут, ни желания нашего оппонента быть оцененным у вас не будет. Поэтому в этой главе мы постараемся дать вам индикаторы, которые в той или иной мере будут помогать вам в оценке поведенческого типа оппонента и выбора эффективного способа взаимодействия с ним. Почему для определения поведенческого типа человека недостаточно информации, изложенной в предыдущей главе? Безусловно, есть люди, которые ведут себя так, как им хотелось бы вести себя, и не скрывают своих симпатий и антипатий. Но большинство из нас научилось скрывать свои истинные желания и мотивы, научилось вести себя в соответствии с общепринятыми правилами. «С раннего детства людей учат тому, что «правильное поведение» – это то поведение, которое от них требуют те, кто в состоянии дать им некое вознаграждение»[6]. Чаще всего на работе представители разных поведенческих типов ведут себя очень похоже, в соответствии с корпоративными нормами, гарантирующими вознаграждение в виде зарплаты, трудоустройства, продвижения по службе. Как же определить, кто перед вами находится? Для экспресс-диагностики поведенческого типа собеседника рекомендуется обращать внимание на следующее. 1. Одежда и аксессуары. «Встречать человека по одежке» – не такое уж и глупое правило. Одежда, прическа, аксессуары могут многое рассказать о человеке. 2. Мимика, жесты, походка, взгляд человека. Слова человека могут врать, но то, как он говорит, ходит, смотрит, чаще всего отражает его истинный поведенческий тип. 3. Кабинет или рабочее место. На рабочем месте человек проводит почти половину осознаваемой жизни. Люди стремятся сделать свое рабочее место максимально удобным и комфортным, тем самым приоткрывая наблюдательному человеку свои преференции. 4. Типичные высказывания. Слова являются выражением мыслей и отношений человека, поэтому вкупе с остальным желательно обращать внимание и на слова собеседника. 3.1. «D». Нам нужна одна победа... мы за ценой не постоим!
Черная запыленная машина с тонированными стеклами, пересекая линии дорожной разметки, активноперемещалась в плотном городском потоке.... «Наверное, он опаздывает...» – подумают некоторые очевидицы происходящего... Если мы посмотрим на определение поведенческих типов, которое мы представили выше, не возникнет и тени сомнения, к какому типу принадлежит хозяин данного автомобиля. Сложно представить «D» спокойно стоящим в пробке. Соблюдение правил и спокойное принятие действительности подходит для других, но только не для него, он не из того «квадрата». Итак, «D» вышел из автомобиля. Как он выглядит? И есть ли в нем что-то, что поможет нам быстро определить его поведенческий тип? Как мы помним из характеристик типов, главное для «D» – это победа любой ценой. Поэтому... выглядеть он может по-разному. Как его внешний вид может помочь ему победить в этой нелегкой борьбе за первенство? Основное – это та цель, которая должна быть достигнута, и он может менять свой внешний вид в зависимости от заданных борьбой условий. Но неизменным для «D» остается желание показать свой статус. Отсюда описанная выше крутая машина с черными стеклами. В начале карьеры «D» старается выглядеть более крутым, чем на самом деле, тратит на одежду и аксессуары больше денег, чем может себе позволить. Но как показать свой статус тому «D», который поднялся на самую вершину? У всех его подчиненных самые дорогие костюмы и часы, самые крутые машины. Как выделиться среди них? Вы, наверное, слышали о том, что Билл Гейтс приходит на заседания правления компании Майкрософт в джинсах, в то время как все остальные члены правления сидят в деловых костюмах. О том, что «D» и полторы тысячи лет назад ничем не отличались от тех, что живут сейчас, свидетельствует следующий пример.
Встретившись с «D» вы почувствуете крепкое рукопожатие, увидите прямой взгляд, услышите громкий голос. «D» часто производит впечатление спешащего куда-то. Для него характерно разговаривать сразу с несколькими людьми одновременно, бесцеремонно обрывать разговор или перебивать собеседника. Поэтому иногда он может восприниматься окружающими как дерзкий, грубоватый или безрассудный человек. У «D» наблюдается постоянная готовность к конкуренции. Он стремится доминировать и может провоцировать конфликт.
При высказывании своего мнения «D» обычно открыт и прямолинеен. Он говорит то, что думает, резок и даже саркастичен, но не злопамятен. Может «взорваться» и не соглашаться с коллегами, руководителями и подчиненными. Кабинет или рабочее место «D» в первую очередь подчеркивает его статус: большой стол, высокое «директорское» кресло, портрет президента на стене. На стенах часто можно увидеть оружие, дипломы. Так как жизнь «D» посвящена борьбе с враждебным окружением, в его кабинете вполне вероятно найти большой сейф или шредер для бумаг. Типичные высказывания «D»: • «Давайте помнить об основном, мне кажется, мы слишком углубляемся в детали...» • «Хватит размышлять, давайте уже делом займемся...» • «Мы потеряем время, если станем...» • «Да хватит воду лить, задача ясна, давайте расходиться...» 3.2. «I». В красивом человеке все должно быть красиво...
Как-то, проходя обучение по системе оценки на основе модели DISC (мы еще не прошли тестирование на определение своего типа, а только познакомились с моделью), я спросил у своего коллеги, к какому типу он, по его мнению, относится? «А сам-то как думаешь?» – с усмешкой ответил вопросом на вопрос мой коллега, переведя взгляд на свои красные ботинки с золотыми вставками.... «I» одевается модно. Если не получится модно, то – броско! Окружающие обязательно обратят внимание на его оранжевый галстук с зелеными огурцами, «золотые» часы размером с Биг-Бен или спортивное, пусть уже не новое, но еще привлекающее взгляды авто. Ярчайшим представителем типа «I» является Остап Бендер.
На рабочем месте «I» вы обязательно увидите то, что должно подчеркнуть его уникальность.
Также кабинет «I» будет отличать довольно серьезный беспорядок, повсюду будут расклеены стикеры, бумаги могут лежать на окнах, на полу. На рабочем столе может быть много прикольных, но бесполезных безделушек.
В поведении «I» очень дружелюбен и при общении выглядит заинтересованно. Он быстро уменьшает дистанцию, иногда, рассказывая свои истории и шутки, может сократить расстояние до некомфортного. Это тот тип людей, появление которых оживляет окружающих – истории, рассказы собирают аудиторию, необходимую для удовлетворения их потребности в признании. Хотя и аудитория получает свои «бонусы»: зрелище, праздник. «I» воспринимает мир как «вкусную конфету», которую необходимо съесть. Различные события отвлекают его, и, как следствие, он может опоздать на деловую встречу или переговоры. «I» отличает бурная жестикуляция, эмоциональная речь, насыщенная оригинальными жаргонными словечками, яркая мимика. Типичные высказывания «I»: • «Великолепная идея!» • «Думаю, что я легко смогу его уговорить...» • «Не беспокойтесь, это я точно смогу сделать. Я же профи!» • «Я знаю кое-кого, кто может оценить данную работу по достоинству». 3.3. «S». И нам приятно, что вам приятно!
На рабочем столе мы видим фото супруги, отдельно стоящие фото детей и собаки. Рядом стоит цветок, а вокруг различные приятные мелочи... Рабочее место хорошо организовано, и возникает ощущение, что все находится на своих местах и как-то по-домашнему. Как мы говорили, «S» сложнее всего диагностировать по внешним проявлениям. Здесь мы можем пойти методом исключения. Например, у «I» на фото акцент сделан на нем, а у «S» – на близких. Человек мягок и ненапорист, значит, это не «D». Внешне «S» тоже не выделяется. Носит неброскую ненавязчивых тонов одежду. Он как бы вписывается в окружающую среду и не выделяется из нее, становясь с ней единым целым, и не нарушает гармонии. Общаясь с ним, вы встретите спокойное внимание и доброжелательность. «S» дружелюбен и мягок. Может выглядеть соглашающимся. Иногда «S» производит впечатление человека, имеющего собственное мнение, но не озвучившего его. Сделав «S» новое неожиданное предложение, вы можете почувствовать некоторое сопротивление. Он будет задавать вопросы с целью прощупать ситуацию и будет отстаивать уже сложившийся порядок вещей.
Как мы уже упоминали ранее, проблема с диагностикой «S» может возникнуть потому, что им свойственно подстраиваться под собеседника, отзеркаливать его поведение. Типичные высказывания «S»: • «Давайте выслушаем мнение всех сотрудников». • «Думаю, что это не стоит того, чтобы затевать спор». • «Если вас это устраивает, то устраивает и меня». • «Я полностью поддерживаю политику компании». • «В том, как мы выполняли работу до последнего времени, есть свое рациональное зерно». 3.4. «С». Нормальные герои всегда идут в обход!
После того как вы прочли описание типа «С», которое мы давали выше, у вас могло возникнуть ощущение, что это «очкарики», невзрачно одетые люди и т. п. Но мы знаем представителей данного типа, носящих одежду очень известных, «правильных» брендов. Почему? Просто окружающая среда для них враждебна, а им нельзя выделяться. Но если мы еще раз посмотрим на описание данного типа, то увидим, что «С» очень боится совершить ошибку. С этой точки зрения, носить известный, заслуживший доверие бренд = уверенность в правильном выборе. Посмотрев на «С», мы увидим точно подобранный под цвет обуви ремень, отутюженные брюки и ...всегда чистую обувь. На рабочем месте «С» царит порядок. Каждая вещь выполняет свою функцию. На стене мы не увидим фото друзей, близких и родных. Чаще всего там будет находиться необходимая рабочая информация: графики, схемы. Информация личного характера скрыта от глаз посторонних. При взаимодействии с данным типом вы почувствуете их точность и пунктуальность. На встречи и переговоры в отличие от «D» и «I», которые могут опоздать, он приедет в точно назначенный срок, может, даже чуть раньше. В общении «С» осторожно проявляет чувства – ведь мир враждебен! Это выражается в его жестах, которые сдержанны и функциональны. Рукопожатие «С» будет «скупым и кратким», или же вообще он попытается избежать тактильного контакта. Представьте, что будет чувствовать «I», если он будет оппонентом на этой встрече: «Я не интересен?!» «D» может почувствовать вызов и начнет готовиться к борьбе. Только «S» примет его таким, какой он есть. Работая с таким человеком, вы увидите, что планы для него не только на бумаге – они являются его жизнью. Он точно придерживается установленных правил, стандартов и процедур. Если вы увидите его проходящим мимо и предложите обсудить свою новую идею, ждите, что он предложит вам встретиться позже, узнав, сколько времени потребуется на обсуждение. После чего согласует день и время. Но будьте готовы к серьезному разговору – ему необходимы расчеты, цифры, аргументы.
Расскажем вам один случай, который хорошо иллюстрирует эту мысль.
Типичные высказывания «С»: • «В рамках нашего бюджета мы могли бы достичь только...» • «Таким образом мы никогда не достигнем цели. Давайте я еще раз проверю расчеты». • «Мы уже все просчитали, а вы просто меняете сроки и говорите, что все получится». • «Это кто-нибудь проверял?» 3.5. Кейсы для самостоятельной работы Первая и очень важная задача использования DISC в продажах и переговорах – диагностика доминирующего поведенческого типа партнеров по бизнесу или покупателей. Мы очень подробно разобрали теорию такой диагностики. Теперь постарайтесь решить несколько кейсов для того, чтобы попрактиковаться в диагностике. Упражнение 8 Портрет креветки. Когда я работала в компании, торгующей замороженными морепродуктами, мне приходилось вести переговоры с одним закупщиком крупнейшей розничной сети Санкт-Петербурга. Назовем его К. К. был молодым человеком лет 28, среднего роста, средней полноты, носил неприметные, но дорогие костюмы и светлые рубашки с темными галстуками. Приведу пример одного общения с ним. Мы встретились в его офисе для перезаключения договора о поставках замороженных креветок на следующий год. После короткого приветствия, упершись взглядом в свои бумаги, К. сообщил мне следующее: «Для перезаключения нашего договора в течение недели вы должны предоставить мне следующую информацию в письменном виде по электронной почте...» Далее он перечислил длинный список учредительных и финансовых документов, часть из которых уже предоставлялась год назад. Ничего, подумала я, не привыкать, соберу. Но дальше началось самое интересное: «Также я прошу вас заполнить прилагаемую анкету на четырех листах, описывающую ваш товар. Прошу обратить особое внимание на пункт такой-то и предоставить мне подробную информацию о месте отлова креветки». – «Атлантический океан, северная его часть», – ответила я. «Нет, в анкете должно быть точное указание глубины, с которой креветка добывалась, – абсолютно серьезно возразил К. – И еще фотография отдельной креветки». – «Но они же лежат у вас в торговом зале! Пойдите и посмотрите на них!» – не выдержала я. На что К. спокойно возразил: «Таково правило. Сам я пойти в торговый зал не могу, у меня есть более важные дела. Мне нужна фотография креветки крупным планом по электронной почте». Как же меня подмывало спросить его, какой портрет креветки ему нужен – в профиль или анфас! Определите доминирующий поведенческий тип К. Переговоры с попугаем. Дело было много лет назад. Дистрибьютор продуктов питания одного из пяти крупнейших городов России никак не хотел сотрудничать с моей компанией-поставщиком. Несколько лет мы уговаривали его, и вот наконец владелец компании согласился встретиться со мной и моими сотрудниками. Мы приехали к нему в офис в центре города, нас провели в огромный, очень дорого обставленный кабинет. Но кабинет я успела рассмотреть и оценить несколько позже. Первое, что я заметила, войдя в него, был средних размеров попугай, который пролетел через комнату прямо на меня, спланировал и плюхнулся мне на плечо. Вслед за попугаем из глубины офиса нам навстречу вышел и хозяин соответственно компании, офиса и попугая. Это был невысокий мужчина средних лет, в дорогих делового фасона брюках и рубашке без галстука. Он одарил каждого из нас крепким рукопожатием и широкой улыбкой, но не сделал ни малейшей попытки освободить меня от попугая. Наоборот, заметил, что попугай – его лучший, если не единственный друг, что он живет в его кабинете, потому что жена выгнала попугая из дома за плохое поведение. С попугаем на плече я последовала за стол переговоров. Мои попытки вежливо расстаться с попугаем каждый раз заканчивались провалом. Попугай упорно нарезал круги вокруг моей головы по плечам, спине и груди в течение всех двух с половиной часовв переговоров. Ни разу за это время владелец компании не предложил запереть его в клетку. Переговоры были жесткими и сложными, требовали полной концентрации, безошибочного воспроизведения множества цифр. Но внутренний голос подсказывал мне, что правильное общение с попугаем не менее важно для результата переговоров, чем общение с его владельцем. Эти переговоры запомнились мне на всю жизнь. Определите доминирующий поведенческий тип владельца компании. Перри Мейсон. Постарайтесь на основании нескольких небольших диалогов определить поведенческий тип главного героя книг Эрла Стенли Гарднера, адвоката Перри Мейсона.
Бархатные коготки. Постарайтесь определить поведенческий тип посетительницы Перри Мейсона из книги Э. С. Гарднера «Бархатные коготки».
|
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|