|
||||
|
Глава 7 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ 7.1. Бизнес-ланчи и другое неформальное общение В целом описанные выше правила делового взаимодействия не изменяются в зависимости от степени формальности встречи. В этой главе мы покажем, как общаться с различными поведенческими типами вне офиса. Давайте более подробно рассмотрим вопрос «словесных поглаживаний», который мы затронули в теме «установление контакта» при совершении продаж. Правила «малого разговора» едины для переговоров в офисе и вне офиса, только время, затраченное на «малый разговор» при общении вне офиса, будет значительно больше, чем на формальных переговорах. Также время «малого разговора» и его направленность с различными типами будут разными. Особенно хочется выделить «I» – общаясь с ним на отвлеченные темы, вы можете уйти очень далеко от того, что хотели выяснить. Кроме этого, мы хотели бы здесь обсудить целесообразность неформального общения с каждым из типов личности. Будет ли бизнес-ланч способствовать достижению соглашения и налаживанию отношений? Какое неформальное общение наиболее комфортно для каждого из типов личности? Куда пригласить «D», чтобы показать им, что вы с ними «одной крови», что вам можно доверять и строить отношения на равных? Тут возможны два варианта: статусный и свойский. Статусный вариант: «D» будет приятно сходить в очень дорогое и престижное место, подчеркивающее статус, как ваш, так и самого «D». Он будет тяготиться медленным обслуживанием и классической музыкой, но зато потом сможет небрежно упомянуть о посещении этого места в общении с другими людьми. Свойский вариант: пригласите «D» на какое-нибудь динамичное мероприятие: картинг, боулинг, прыжки с парашютом. Желательно, чтобы в вашем отдыхе присутствовал элемент соревновательности. Дайте «D» «выпустить пар» соперничества на дорожке боулинга, а потом заговорите с ним о деле. «I» обожают неформальное общение. Бизнес-ланчи – один из наиболее действенных инструментов налаживания контакта с ними. Стоимость обеда или ужина не принципиальна, главное, чтобы место было стильное и оригинальное. Можно пригласить «I» даже в какой-нибудь модный бар или ночной клуб. Скорее всего, «S» вечерами торопятся домой к семье. Предложите им пообедать вместе. Не стоит выбирать слишком вычурные или манерные места. Найдите ресторан с хорошей вкусной кухней и уютной атмосферой. Неформальное общение будет полезно для налаживания отношений с «S», ведь для них важно знать, с каким человеком они ведут бизнес. Развивая неформальное общение, можно пригласить «S» на обед или ужин вместе с супругой. Меньше всего пользы для дела принесет неформальное общение с «С». Во-первых, вам вряд ли удастся их куда-нибудь вытащить. Во-вторых, если вы все таки этого добьетесь, они не получат от обеда или ужина особого удовольствия. Представители этого поведенческого типа считают, что бизнес – отдельно, личная жизнь – отдельно. Личность партнера по бизнесу не имеет значения, важно то, что он может предложить и насколько он эффективен в работе. Если же обеда или ужина с «С» не избежать, то приглашайте их в солидное, дорогое место с хорошей кухней и негромкой музыкой. И не старайтесь быстро сокращать дистанцию в общении. Делайте это постепенно, от встречи к встрече. 7.2. Письменное общение У каждого из типов личности есть наиболее предпочитаемый способ общения. Для «D» это директивное устное общение (telling), для «I» – убеждение (selling), для «S» – слушание (listening), а для «С» – письменное общение (writing). Поэтому одно из самых распространенных утверждений теории продаж «лучше один раз встретиться, чем сто раз написать» верно не во всех случаях. При этом письменное общение в целом не следует сбрасывать со счетов. Оно имеет такие преимущества перед устным, как: • большая ясность и структурированность; • возможность повторного прочтения; • надежное доказательство в случае недопонимания и спора. Поэтому, осознавая приоритетность живого общения в продажах и переговорах, давайте все-таки посмотрим, до какой степени может быть успешно использовано письменное общение в работе с представителями различных типов личности. Письменное общение с «D» просто необходимо для закрепления устных договоренностей, потому что «D» склонны торговаться до последнего, используя любые запрещенные приемы. Завершая переговоры с «D», просто необходимо оговорить с ними, что в течение дня вы пришлете им письменное резюме переговоров и что они обязательно должны ответить письменно, что согласны с этим резюме. В целом переписка с «D» может приносить положительные результаты, потому что «D» ценят свое и чужое время и предпочитают решать вопросы оптимальным способом. Они не одобряют пышные переговоры по пустякам и считают, что простые вопросы нужно решать, переписываясь по электронной почте. С ними часто возникает обратная проблема: те вопросы, которые они считают простыми, могут на самом деле быть непростыми и требовать встречи. И приходится убеждать «D» в необходимости такой встречи.
Письменное общение с «I» стоит свести к минимуму. Это не их стихия. Во-первых, они не любят читать письма, особенно длинные, во-вторых, они все равно ответят на письмо устно. Заставить «I» прочитать что-либо длиной более одного абзаца – большая проблема. При этом они могут часами обсуждать вопрос устно в поисках оптимального решения. И тем не менее письменное резюме встречи в общении с этими не очень организованными людьми может явиться для вас страховкой на случай последующего недопонимания. Даже если «I» отложат вашу бумажку, не читая, вы можете в нужный момент напомнить им о ней. Они ее, конечно, к этому моменту потеряют, но могут вспомнить, что она была. Если это было электронное письмо, «I» будет проще найти его.
Письменное общение с «S» полезно и результативно. У «S» все бумаги и документы в порядке, они обязательно и обстоятельно ответят на ваше письмо, правда, возможно, с некоторой задержкой. Если вы хотите ускорить процесс решения вопроса с «S», переходите на устное общение. Опять же стоит прислать «S» письменное резюме устной беседы, это улучшит мнение «S» о вас как об организованном человеке. Но слишком увлекаться письменным общением с «S» не стоит. Все-таки устное общение более комфортно для них.
Письменное общение – наиболее комфортная форма общения для «С». Поэтому в общении с ними стоит отдавать ей приоритет. «С» удобно решать большинство вопросов посредством переписки. Договариваться о встрече также с ними удобнее всего по электронной почте. Они, скорее всего, сами пришлют вам письменное резюме устной встречи. Главное, на что надо обращать внимание в переписке с «С», – тщательно проверять и перепроверять свои письма и документы. «С» не прощают не только фактических ошибок, но даже опечаток в тексте!
7.3. «Птичий язык» DISC «Птичий язык» DISC – это феномен, который возникает в коллективе, в котором значительная часть сотрудников прошла обучение модели DISC. В офисе такой компании постоянно можно услышать высказывания типа: «Его дишность прет из всех щелей!», «Он сделал такой сишный проект!», «Это была очень айская вечеринка». Подобные словечки приживаются в коллективе сразу и надолго. В чем причина такой «прилипчивости» «птичьего языка» DISC и есть ли от этого польза? Отвечая на первую часть вопроса, можно сказать следующее. Нам представляется, что людям всегда приятно осознавать принадлежность к какой-то особой группе людей, тайному обществу, закрытому клубу, знающему больше других. Знание модели DISC и использование терминологии DISC дает людям такое преимущество. И это, на наш взгляд, только идет на пользу коллективу и компании. Почему «птичий язык» DISC полезен? Во-первых, общее знание, общая тайна сплачивает людей. Какое удовольствие – перемыть косточки какого-либо «чужака», диагностируя и оценивая его по системе DISC! При этом если кто-то посторонний и подслушает разговор, то все равно ничего не поймет. Во-вторых, «птичий язык» DISC позволяет сглаживать конфликты в коллективе. Сравните два замечания: «Перестань на меня все время наезжать!» или «Не стоит все время демонстрировать мне свою дишность, я прекрасно помню твой поведенческий тип». Во втором замечании меньше агрессии, есть элемент шутки. Или еще пример: «Твой длиннющий занудный отчет никто читать не будет! Переделай его» или «Ну это просто гиперсишный отчет! Его под силу прочитать только таким же, как ты, «сишкам». Упрости и сократи его для нас, простых смертных». В-третьих, использование языка DISC заставляет сотрудников невольно переходить от оценки людей, от навешивания ярлыков к их диагностике и анализу. Задумываясь над поведенческим типом другого человека, мы вспоминаем, что движет этим человеком, почему он ведет себя так, а не иначе. Это примиряет нас с поведением этого человека, делает нас терпимее. Например: «Послушай, она все время болтает, трещит без умолку. У меня голова пухнет. С учетом того, как она одевается, это явная «ай»! Ну, понятно, ей нужно много внимания. С этим ничего не поделаешь!» Упражнение 17 Смягчите следующие высказывания при помощи языка DISC. 1. Послушай, перестань тормозить, надо принимать решение! 2. У тебя, что часов нет? Ты опять опоздала! 7.4. Влияние на смешанные типы личности В разных главах мы уже говорили, что в каждом человеке присутствуют в той или иной пропорции характеристики все четырех поведенческих типов, а также познакомились с особенностями смешанных поведенческих типов. Давайте теперь посмотрим, каковы особенности влияния на представителей смешанных поведенческих типов, имея при этом в виду общение, оказание поддержки и предпочтительное партнерство. DI (или ID)[9] Как общаться. С представителями таких смешанных типов личности надо держаться дружелюбно, фокусировать внимание на действиях, которые необходимо предпринять в рамках работы. В общении надо быть краткими. Следует заранее быть готовым к тому, что представители этого поведенческого типа могут вести себя эмоционально, перескакивать с темы на тему. Лучше не стоять на пути этих людей. Как оказывать поддержку. Во-первых, выслушать их и помочь разобраться в проблеме. Таким людям надо дать понять, что им не обязательно выигрывать каждый спор, иногда надо просто расслабиться и отпустить ситуацию. Их очень ободряет напоминание об их социальном статусе, о том, чего им удалось добиться. Предпочтительные партнеры: SC, SCD, SI, CS. SC (или CS) Как общаться. Таких людей не следует торопить, на них не следует оказывать давление. Будьте рациональны и логичны, терпеливо отвечайте на вопросы. Полезны невербальные проявления дружелюбия. Как оказывать поддержку. Надо уважать их желание побыть в одиночестве, все обдумать. Они лучше воспринимают невербальную, молчаливую поддержку. Следует очень осторожно и без давления внушать им веру в свои силы. Предпочтительные партнеры: I, IС, DI, IS, ISC, SC. DC (или CD) Как общаться. Говорить с ними следует открыто, логично, четко по делу, немногословно. Следует хорошо подготовиться к встрече и безупречно владеть материалом. Как оказывать поддержку. Не вмешиваться, оставить их в покое. Предпочтительные партнеры: ID, IS, ISC, SI, SC. IS (или SI) Как общаться. Общаться с этими людьми следует максимально дружелюбно, неформально, не допускать агрессии в их адрес. Надо приготовиться к продолжительному и не очень структурированному общению. Не следует давить на них, им надо давать время для принятия решения. Это особенно важно для SI. Как оказывать поддержку. Им необходимо дружелюбное внимание, их надо выслушать. А затем помочь укрепить самооценку, подчеркнуть их положение в коллективе. Предпочтительные партнеры: для SI: D, DI, DI, ID, DC; для IS: S, SC, SD, SCI. IС (или CI) Как общаться. С этими людьми надо говорить четко и по делу, терпеливо отвечать на их вопросы. Но при этом следует позволять им выражать свои мысли и чувства, не перебивать и не сдерживать их. Следует позволить им взять инициативу общения в свои руки. Как оказывать поддержку. Дать им высказаться, если они этого хотят. Или дать им возможность побыть наедине с собой, если в этот момент в них «проснулся другой предок». Предпочтительные партнеры: SC, SC/D, CS, IS. DS (или SD) Как общаться. В общении с такими людьми не следует проявлять агрессию или давление, надо вести себя дружелюбно и быть логичными и немногословными, концентрировать внимание на обсуждении действий. Как оказывать поддержку. Не навязываться и не вставать на пути, проявлять дружелюбие, быть гибкими. Предпочтительные партнеры: ID, DI, I, 1С, IS, CS, CSD.
|
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|