Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Как работал Наполеон
  • Портрет дня
  • Анализ
  • Портрет недели
  • Анализ рабочего времени: Дела, Сервис, Пустота
  • Анализ личного времени
  • «Пустота или нет?» – Разговор с виртуальным Шефом
  • Ревизия: Что я хочу и что я делаю
  • Привести жизнь в порядок
  • День Кривой и Правильный
  • Александр Любищев
  • Картография моей жизни

    Как работал Наполеон

    Послушайте историю. Молодой человек родом из города Крыжополя без каких-либо связей, только собственным умом и усилиями, в тридцать лет становится президентом России (а вам сейчас сколько?), и через всего десять лет его усилиями лежащая в разрухе Россия становится одной из сильнейших европейских держав…

    Фантастика? Не угадали: это было. Только это было во Франции – в стране, которая от России ничем принципиально не отличается. И один молодой человек, такой же, как вы, все это действительно сделал. Родом он был из провинции Корсика, а звали его – Наполеон. Так вот, еще раз: от вас он не отличался ничем. Ну, может быть, только своим умением работать.

    Знакомьтесь!

    «Поднявшись с рассветом, в халате, он просматривает личную корреспонденцию и газеты, принимая во время утреннего туалета врача, архитекторов или своего библиотекаря; пока он лежит в ванне, ему читают срочные депеши. Он одевается, покидает свои апартаменты в 9 часов, принимает офицеров, членов своей семьи или сановников. Он завтракает в 9.30, но далеко не всегда, так как затягивающиеся аудиенции нередко позволяют ему выйти к столу только к 11 часам. Ему жалко тратить время на еду, и он разделывается с этой неприятной обязанностью за 7–8 минут. Но эту короткую паузу он использует для того, чтобы принять артистов или ученых и назадавать им кучу вопросов.

    После короткого отдыха в апартаментах императрицы он отправляется в свой кабинет и погружается в работу, то есть в управление империей, которая занимает половину Европы и насчитывает 83 миллиона жителей. В соседнем топографическом кабинете разостланы карты, планы, схемы и статистические таблицы, они в случае нужды у него всегда под рукой. Он бросает шляпу и шпагу на кресло и, расхаживая взад и вперед, диктует секретарю. Его тексты носят отпечаток этой нервной ходьбы: фраза прекрасно построена, но проста, так как его внимание занимают лишь идеи. В то время как секретарь начисто переписывает этот словесный поток, чтобы превратить его в текст депеш, Наполеон открывает присланные ему министерские досье и читает их, не пропуская ни одной детали, постоянно требуя комментариев, испещряя пометками почти все документы. Какой еще монарх с такой тщательностью изучал столько деталей! От него ничто не ускользнет. Он скрупулезен в том, что касается императорского бюджета… «Получено 44 800, израсходовано 39 800, остаток 5000, плюс 15 000 поступлений в марте, который кончается, итого 20 000. 30 марта. Н.».

    Когда он наконец садится за обед на короткую четверть часа, он успевает дать указания гофмаршалу, прочесть срочные депеши или послушать выдержки из прессы. После кофе он возвращается в кабинет, оставляя Жозефине заботу о гостях, и вновь принимается за диктовку или чтение. Улегшись в 10 часов, он поднимается среди ночи, читает докладные, а главное – изучает в деталях армейские дела, откладывая в своей памяти передвижение полков, этапы трудного марша, число батарей, следит за ежедневным состоянием казны и финансов. Часто будит секретаря, и диктовки возобновляются…» (Бен Вейдер, «Блистательный Бонапарт»). Это был ежедневный каторжный труд, но в этом и была жизнь, смысл жизни императора Франции. А как живете вы?

    Портрет дня

    Составьте список дел своего обычного рабочего дня с утра до вечера. За основу возьмите ваш реальный, завтрашний день, но вполне допустимо, если вы вспомните и ваш обычный, уже прошедший день. Итак,

    Вы проснулись: с чего начинаете свой день? Какие первые дела? Утренняя зарядка? Завтрак? Или сразу проверить электронную почту? Что дальше, включая все дела работы и всё после работы?

    Я предложил бы сделать это в режиме Испытания. Условие: у вас будет 7 минут. Вам нужно написать список дел, из которых будет состоять ваш день, включая и рабочее, и личное время. Дела можно писать коротко, одним словом; записывать их в любом порядке просто как вспоминается; когда что делаете – указывать не нужно: только название дела. Например: «Обед». Или: «Составление плана дня». Может быть: «Телевизор» или «Форум». Длительность дела определим от 3 до 30 минут.

    То, что занимает меньше 3 минут, будем сейчас считать мелочью: включил свет, прошел к столу, сел на стул, налил кофе… – такие мелкие действия делами называть не будем. А то, что занимает больше 30 минут, это уже Объединение дел, скорее Задача, а не одно дело. Двухчасовое совещание, состоящее из шести вопросов, лучше записать как шесть вопросов: шесть дел.

    Вопрос: сколько дел за это время, за 7 минут, вы напишете? Сделайте это на отдельном листке. Засеките время, и – за работу!

    Анализ

    Чтобы подводить первые итоги, подсчитайте количество пунктов.

    Меньше 10 – наверное, вы не постарались. Потому что вы же не бездельник, да?

    11–15 – неплохо для начала. Наверное, вы писали только самое главное и не детализировали.

    16–20 – хорошо: неплохая детализация, вы видите свой день достаточно подробно.

    21–25 – отлично, сильный результат!

    26–30 – супер. Вы можете собой гордиться!

    Почему?

    Позитивный настрой

    Легкое вспоминание дел обычно связано с позитивным жизненным и деловым настроем. Любимые и внутренне близкие дела обычно вспоминаются первыми, по крайней мере – быстрее. Дела, которые не хочется делать, вспоминаются в последнюю очередь: о них не хочется думать.

    Вы можете опираться на это, чтобы точнее проанализировать особенности своей работы в течение дня. А именно, разделите день на четыре условные части: утро до работы, работа до обеда, работа после обеда, вечер после работы. Какой фрагмент дня вам вспоминался быстрее и легче всего, какой был в тумане и вспоминался с трудом? Во время освоения тайм-менеджмента эта информация вам окажется очень нужна, пока просто зафиксируйте для себя: хорошее вспоминание говорит об освоенности этого отрезка времени и дел, провалы в памяти и трудности во вспоминании обычно свидетельствуют об усталости, о делах, с которыми не справляешься, и о работе, которую не любишь.

    Легких вам вспоминаний! Хорошего вам будущего!

    Вы у руля

    Легче и точнее свои дела помнят те, кто является хозяином своей жизни. Если дела задают – вам, вы едва ли можете их прогнозировать. «Что сегодня будешь делать? – Не знаю, что скажут…» Если свои дела определяете вы, вы можете их запланировать и составить их список, вы можете знать их заранее.

    Более крепкая память у более ответственных людей. Даже если список дел «дается сверху», то ответственный человек делает их своими, выполняет их как то, что планирует он сам, добиваясь результата. Менее ответственные люди загружают себя работой лишь настолько, чтобы начать ее делать. А помнить о задании, доводить его до конца… – ну, это как получится.

    Крепкой вам памяти!

    Конкретика и детализированность

    Большое количество дел пишет не тот, кто делами перегружен, а тот, кто знает, из каких конкретных дел и деталей состоит его работа. Тот, у кого развита способность видеть те дела, которые он делает.

    Этим способом при приеме на работу некоторые опытные кадровики оценивают деловые качества, а точнее – уровень организованности претендента: «Перечислите дела вашего обычного дня на вашей предыдущей работе!» – а дальше наблюдают, сколько и с какой скоростью вы дела вспоминаете.

    Мы помним: длительность дела мы определили от 3 до 30 минут, средняя продолжительность – 15 минут. Рабочее время в среднем 500 минут. Сколько дел умещается в рабочее время? – 33 дела. Ладно, 30. Но – не 10. Вы – не бездельник. У бездельника день состоит из: «Проснулся. Поел… А дальше не помню…» А чем детализированее и конкретнее вы видите свой день, тем точнее вы ставите перед собой задачи, тем эффективнее вы работаете.

    Возможно, кого-то подвели слишком общие описания. «Подготовить позицию к переговорам» – неплохая формулировка, но слишком общая. Конкретнее было бы:

    Подготовить тезисы: формулировки и аргументацию,

    Сделать презентацию в PowerPoint`е,

    Согласовать с шефом,

    Сделать презентацию на общей встрече,

    Собрать обратную связь и уточнить формулировки.

    Если учесть, что каждый пункт здесь занимает от 10 до 30 минут, именно такие, конкретные формулировки дел оказываются самыми точными. И именно такие, конкретные, формулировки позволяют каждое небольшое дело сделать максимально эффективно.

    Другое дело, что для удобства запоминания имеют смысл частные дела, где можно собирать, упаковывать в основные Задачи дня. 30 дел в одной голове уложить в память затруднительно, но если их правильно скомпоновать, все становится проще. Память нормально удерживает около семи объектов, поэтому оптимально, если в расписании дня будет до 7 основных задач, а каждая задача может состоять из нескольких (до 7) дел. У вас даже оказывается запас…

    Портрет недели

    Чтобы хорошо сделать день, нужно видеть план предстоящего дня. Чтобы правильно построить свою неделю, нужно записать все основные дела недели и задуматься о их составе и расположении. Начните с простого: разграфите лист на блоки «понедельник». «вторник» и так далее, в каждый блок запишите все дела вашей обычной недели.

    «В магазин за продуктами», «фитнес», «заправить машину», «гости» или «учеба» – дела недели.

    У вас пять минут, вспомните и напишите не менее 20 дел. Скоро вам это очень пригодится…

    Анализ рабочего времени: Дела, Сервис, Пустота

    Есть время рабочее, есть время личное…

    Ну, это не совсем правда. Чем более творческой жизнью живет человек, чем больше он любит и заботится, тем труднее ему определить, где – Работа, а где – Личное. Ведь если Работа – любимая, она становится уже Личным, а если всерьез относиться к Личному, это уже видится Работой.

    Многие женщины так себе и формулируют: «У меня две работы – Работа и Дом». И работа дома бывает и более трудной, и ответственной.

    Итак, в рамках вашего рабочего времени все записанные вами ваши дела (сложенные вместе и дела дня, и дела недели) разложите на три группы:

    Дела – собственно продуктивная деятельность, которая будет кем-то оценена и оплачена.

    Например, выполнил заказ, обслужил клиента, провела урок, завершил переговоры…

    Сервис – от этого вперед не продвигаемся, нам за это никто не заплатит, но без этого нельзя двигаться дальше.

    Составили план дня. Поговорили с коллегой, обидевшейся на шефа, привели ее в чувство. Решили вопрос с пожарной инспекцией. Размялись, понаклонялись, восстановили затекшие спину и ноги. Еще раз пересчитали деньги. Убрали лишние вещи со стола.

    Пустота – время провели, результат – ноль. На деловом языке такие дела иногда называют Времяпожирателями или Времяпоглотителями, в непосредственном общении – Пустотой или Фигней.

    Чем занимался вчера полчаса после разговора с шефом? – Ну, фигней…

    Пустотой оказываются иногда и неконструктивные переговоры, и чрезмерно разросшиеся совещания. Чаще это компьютерные игры в рабочее время, путешествия по бескрайним просторам Интернета, затянувшиеся перекуры, неторопливые и веселые беседы за очередной чашечкой кофе – все, чем вы успешно отвлекаете себя от работы.

    Кстати, вы не забыли записать это в делах вчерашнего дня? Критерий помните: более 3 минут…

    Сложив все время по каждой из этих категорий, нарисуйте круговую диаграмму по использованию вами рабочего времени. Если ваш результат напоминает диаграмму № 1 (соотношение 7/1/2), поаплодируйте себе, если результат склоняется к диаграмме № 2 (соотношение 5/2/3), наверное, стоит что-то менять.

    Диаграмма № 1Диаграмма № 2

    Анализ рабочего времени с помощью этих категорий: «Дела», «Сервис» и «Пустота» сразу дает очень красочную картину и рисует убедительные перспективы вашей жизни, когда вы ее измените.

    Анализ личного времени

    Личное время

    Мы начали делать анализ рабочего времени, потому что с работой обычно разбираться проще. Анализ личного времени делать труднее, но у вас уже есть опыт: приступим!

    Итак, ваша ближайшая задача разложить все, что вы делаете в свое личное время, на три категории: «Дела», «Сервис», «Пустота».

    Начали!

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    Пустота в личное время

    Наверное, легче всего разбираться с Пустотой. Чаще всего сюда можно отнести такие до боли понятные вещи, как:

    Собраться с друзьями, выпить.

    Без комментариев.

    Просмотр замечательных телевизионных программ в обрамлении плотной рекламы.

    Пустота…

    Что нам пишут в газетах?

    Нам – не пишут ничего, и читать нам это не нужно. Это Пустота.

    Разборки с близкими, показывающие, как они не правы.

    Увлекательная Пустота.

    Лазить по Интернету, сидеть в Аське.

    Святое дело, она же тупая Пустота.

    Очень интересное общение на форуме.

    Это не Дело. И не Сервис. Это – приятная, но Пустота…

    Переживания о том, что вы снова занимаетесь фигней.

    Хорошее времяпровождение…

    Размышления о проблемах, мешающих вам правильно жить.

    Например, о том, что вы постоянно занимаетесь чем-то не тем…

    Беседы с близкими о том, какие у вас проблемы.

    Тема нескончаемая. Пустота.

    Чтение книг о важных вопросах жизни.

    Что вы изменили в жизни после прочтения последней главы? Если ничего, то для вас это – Пустота. Впрочем, если чтение помогает вам в борьбе с бессонницей, чтение переходит в категорию Сервис. Чтобы чтение перешло в разряд Дела, у вас должны быть Цели по собственному развитию, под цели вы подбираете соответствующие книги, читаете нужные главы, спрашиваете с себя результат, меняете собственную жизнь… Очень мало людей умеет читать так, чтобы это становилось – Делом.

    Еще раз покушать, тем более что чтение утомило и поесть уже немного хочется. Тогда почему бы и нет?

    Уход от дела, классическая Пустота.

    Впрочем, если вы спортсмен и у вас стоит задача набрать вес – это уже Дело, и мало кого волнует, хочешь ты есть или нет. Надо.

    «Пустота или нет?» – Разговор с виртуальным Шефом

    Дело – это то, что Надо. А Хочется или нет – вопрос второй.

    При правильном отношении это еще и Хочется.

    А Пустота, как правило, это то, что – Хочется, к чему Тянет, что Получается… А когда Хочется, мы всегда горазды объяснить (придумать), почему это еще и Надо. Люди – большие придумщики, и мы часто врем себе, придумывая себе смысл того, в чем на самом деле смысла нет. Чтобы разбираться более честно, я пользуюсь следующим приемом.

    Я представляю, что я работник, а надо мной есть Шеф, и все, что нужно, это задать ему вопрос об оплате данного дела. Я задаю ему вопрос: «Шеф, вы заплатите мне зарплату за то, что я возьму сегодняшнюю газету и почитаю интересный мне раздел «НОВОСТИ, СЛУХИ, СЕНСАЦИИ»? Ответ отрицательный… Шеф не будет платить за мои разборки с близкими, за мои переживания, за мое общение с друзьями и за чтение интересных книг. Значит, это – не Дело.

    Когда Хочется, мы всегда горазды себе объяснить, почему это еще и Надо

    Конечно, если вы сможете показать Шефу, что недолгий разговор с вашим другом даст вам нужную для дела информацию, если какая-то книга повышает вашу квалификацию и принесет продукт, который можно продать, подарить и это будет нужно – значит, это дело не Пустота. Как минимум, нужный Сервис. А может быть, и прямое Дело.

    Главное – вы сможете это доказать Шефу?

    «Разговор с виртуальным Шефом» – прекрасный прием, но он дает четкие ответы только в рамках рабочего времени. А кто может быть Шефом в рамках личного времени? Самые дорогие и уважаемые вами люди: муж или жена. Ваши родители. Ваш сын или дочь. Священник или кто-то, выполняющий для вас роль Учителя по жизни. Может быть, это вы сами, когда думаете о перспективах и смысле своей жизни, когда вы с ясной головой и в полной ответственности.

    То, что не соответствует вашим целям, вам не нужно

    Приятель стучится вам в Аську – поболтать будет приятно. Вашей жене это нужно? Ребенку? Родителям? Нет, не нужно. Как вы сами оцените это «поболтать в Аське», когда пишете свои цели на год, когда простраиваете свое будущее? Вам это хочется, но вам это – не нужно. Значит – не нужно.

    То, что не соответствует вашим целям, вам не нужно.

    Деловой эпилог

    Если у вас прямо сейчас родилось горячее желание что-то изменить в своей жизни – пойдите ему навстречу: примите решение. Конкретное, в письменном виде.

    Например, «В 22.00 вместо просмотра телевизора иду гулять».

    Или известите о нем кого-то из друзей и близких.

    «Решил освободиться от телевизора: кому подарить?»

    Или просто сделайте сразу.

    Возьмите с полки компакты с компьютерными играми, сломайте их руками и выкиньте в ведро.

    Если все время делать все, что надо, в конце концов будешь жить так, как ты хочешь

    Ревизия: Что я хочу и что я делаю

    Когда вы работали с Колесом жизни, вы записали свои задачи на год. Попозже вы их конкретизировали, переписав в ответственном формате. Итого, у вас есть ваши Цели на год: это то, что вы продумали и хотите. Перепишите свои цели на год еще раз, расставив их по приоритетам.

    Теперь, с другой стороны, у вас есть фотография реальности: список тех дел, которые составляют вашу жизнь, те дела, которые вы записали как дела дня и дела недели.

    Можете вычеркнуть Пустоту,

    с нею мы уже разобрались,

    можете вычеркнуть Сервис

    о нем мы еще поразмышляем,

    в итоговом списке оставьте одни Дела.

    А теперь главный вопрос: то, что у вас называется Делами, у вас соответствует вашим Целям? Вы занимаетесь тем, что планировали, тем, что хотели? Насколько одно соответствует другому? То, чем у вас занят обычный день, то, чем у вас занята обычная неделя – насколько соответствует целям года? Насколько вы собой довольны?

    Анализ сделайте четко, как в бухгалтерии. Дело есть? Под какую статью, под какую Цель? Какой Цели оно соответствует? Смотрим дело, ищем в целях. Смотрим цели, ищем в делах.

    По итогам вы можете дать себе два важных ответа.

    Первый: Я доволен собой: я человек целеустремленный. Я занимаюсь тем, что я выбрал как Цели, я занимаюсь тем, что мне нужно.

    Соответственно: так держать!

    Второй: У меня появились новые творческие размышления, что мне с моей жизнью надо делать. Что я могу и хочу изменить в своей жизни.

    В связи с этим, естественно, приняты следующие решения: раз, два, три.

    Привести жизнь в порядок

    Цель стоит, я знаю, что я этого хочу и это мне надо. Но вижу, что день за днем я ничего в этом направлении не делаю, не занимаюсь, я занята все время чем-то другим. Я себе это сообщила, и забыть это теперь мне будет сложно.

    Что я буду делать с этим открытием?

    Понятно, что у человека, нацеленного на результат, должно быть соответствие. У болтуна – соответствия не будет. Если вы написали цель одну, а список дел дня про другое – значит, вам нужно с собой договариваться: или менять цели года, или переписывать список дел. Либо не пудрить себе мозги и отказаться от этих вещей, либо менять свою жизнь и, проснувшись, каждый день делать что-то другое.

    Как правило, в той или иной степени каждому приходится делать и то, и другое. Итак,

    Взаимная корректировка Дел и Целей

    Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе.

    Будьте реалистами!

    От каких-то целей стоит отказаться. Если какая-то цель регулярно вами забывается и просто никак не укладывается в вашу жизнь, возможно, вы к ней просто не готовы.

    Ведь все равно не делаю и, похоже, делать не буду. Тогда зачем себя мучить?

    Если вы купили абонемент в фитнес, но спустя две недели регулярных занятий, пострадав, стали иногда пропускать, а спустя месяц стали пропускать чаще, чем ходить, – возможно, это не та конкретная форма, которая вам подходит.

    Далеко ездить, не нравится обстановка, плохо проветривается – много мелочей, которые оказываются определяющими.

    Поищите другой фитнес, поэкспериментируйте с другими вариантами: бальные танцы, йога, карате, волейбол – либо утренние пробежки в ближайший парк.

    Возможно, в вашей жизни есть дела, которые не отражены в Целях. Если у вас не было целей по отдыху и спорту, а вы почему-то спортом и отдыхом «без разрешения» занимаетесь, то едва ли стоит прекращать спорт: правильнее эту цель поставить, записать и после этого заниматься спортом продуманно: тогда, когда это удобно, и столько, сколько необходимо. Сформулировать, с какими показателями вы хотите прийти к концу года, после чего спортом и отдыхом заниматься осознанно: с уважением и гордостью к тому, что вы делаете.

    И спрашивать с себя результаты.

    Что-то в Делах все равно приходится менять. К примеру: просмотр вечерних сериалов есть, Целей на год таких не ставил. Может быть, это отдых? Да нет, прогуляться было бы куда как полезнее. Итого: вместо сериалов в моей жизни появляется… Что?

    Спорт? Курсы по ораторскому мастерству? Психологические тренинги? Театральный кружок? Игры или прогулки с детьми?

    Встречи с друзьями… Тут надо разбираться. С какими друзьями, с какими задачами? Возможно, стоит просто уточнить задачи и формат встреч, тогда появится соответствие целям.

    Бенджамин Франклин регулярно встречался с друзьями, на каждой встрече делались доклады по актуальным тематикам и проводились дискуссии, где каждый учился отстаивать ту или иную позицию максимально убедительно и не задевая оппонентов.

    Подведите итоги: поставьте все необходимое в расписание

    Перепишите Дела дня и Дела недели так, чтобы в вашем новом образе жизни все необходимое – было. Переписав, расставьте их по приоритетам – в соответствии с приоритетами Целей на год. Получилось?

    Договоритесь сами с собой об организующей конкретике.

    Например, как это делаю я. Мне нужно написать книгу, у меня это в целях стоит, дальше это нужно делать, делать каждый день. Как я с собой договорился? Пять дней в неделю, кроме субботы и воскресенья (с утра до вечера занят в Синтоне), я делаю одно из двух: «15 минут» или «3 абзаца». То есть либо пишу книгу 15 минут, хотя бы гляжу на открытый файл с текстом книги,

    А если я смотрю, я обычно начинаю что-нибудь с этим делать,

    Либо пишу три абзаца любой величины.

    Это просто, это конкретно, это обязательно. И лучше это сделать с утра, потому что нельзя ложиться спать, если это не сделано.

    Что для вас может оказаться такой организующей конкретикой?

    День Кривой и Правильный

    Сегодня начинается с будущего. Твоя жизнь всегда формируется тем, как ты видишь свое завтра, твоими образами и картинками будущего. Если ты хочешь, чтобы каждый твой день был красивым и осмысленным, вначале ты должен этот день увидеть: сформировать образ и картинку твоего Правильного дня.

    Хороший день начинается с картинки хорошего дня

    Правильный день

    Инвентарь: друг или коллега. В хороших семьях вполне подойдет муж/жена.

    Учебное задание: «Представь и расскажи свой образцовый (такой, о котором мечтается) нормальный рабочий день с утра до вечера. С чего начнется у тебя этот день, в каком стиле ты его начнешь и как продолжишь? Распорядок этого дня? Дела этого дня? Как ты будешь преодолевать возникающие в этот день затруднения? Что или как ты сделаешь в этот день, чтобы ты мог этим днем гордиться? Как ты достойно завершишь этот день?»

    Собственно рассказ обычно укладывается в 7–10 минут.

    Кривой день

    Чтобы оттенить особенности вашего Правильного дня, вспомните, а что такое для вас – Кривой день? День, который пошел не так, как хотелось, день, который принес вовсе не то, о чем задумывали с утра? Где, в чем отличия этого дня от дня Правильного?

    Если вы отвечаете: «День был какой-то несобранный, неудачный, тусклый» – это пустой ответ. Не рассказывайте про день, рассказывайте про себя: как вы строите один и другой день? Какими делами, каким порядком дел ваш Кривой день отличается от Правильного?

    Итак, по каким ключевым пунктам вы отличаете, что этот день Кривой, а этот Правильный? Ключевой пункт – это четкий признак, что именно здесь, в этом месте расходятся две дороги: дорога дня Правильного и дорога Кривого дня.

    Например, это может быть пункт «Зарядка».

    Либо я проснулся и сразу пошел умылся и начал, хоть немного, делать зарядку, либо сразу прыгнул за компьютер и начал смотреть пришедшие за ночь письма… Это четкий признак: начинается кривой день. Письма никуда не убегут, а день начинается неправильно.

    Какие вы вспомните другие ключевые пункты, которые вас сворачивают не туда. Включились в работу, не написав план на день? Вечером, за ужином, взяли в руку пульт и включили телевизор?

    Примите решение и запишите его в блокнот. Что актуально – оформите на лист A4 и повесьте там, где нужна эта напоминалка.

    …Многие конкретные вещи формулируются лучше, когда мы вроде бы отвлечены и думаем о другом. Но если это другое подталкивает нас к основному вопросу, решение подсознательно зреет и вдруг, неожиданно, приходит само.

    Вдруг следующая история жизни поможет нам принять решения о себе?

    Александр Любищев

    В 1918 году Александр Любищев, преподаватель Таврического университета в Симферополе, сформулировал цель своей жизни: создать естественную систему организмов. То, что сделал Менделеев в химии, он решил сделать в биологии – и, шире, в истории эволюции. В частности, подкорректировать теорию Дарвина: ему думалось, что тупым случайным перебором не создается та математически выверенная красота и великолепие, которые видим мы в природе.

    «Для установления такой системы необходимо отыскать что-то аналогичное атомным весам, что, я думаю, найти путем математического изучения кривых в строении организмов, не имеющих непосредственно функционального значения… математические трудности этой работы, по-видимому, чрезвычайно значительны… К выполнению этой главной задачи мне придется приступить не раньше, чем через лет пять, когда удастся солиднее заложить математический фундамент… Я задался целью со временем написать математическую биологию, в которой были бы соединены все попытки приложения математики к биологии», – писал молодой преподаватель в 1918 году.

    Ему 28 лет, на жизнь – то есть на работу – он поставил себе 90 лет. Далее составил план жизни и начал трудиться вместе со всей страной по пятилеткам – только своим личным пятилеткам. План – отчет. Отчет недельный. Месячный отчет. Годовой отчет: это уже многостраничная ведомость, целая тетрадь. Отчет за 5 лет, план на 5 лет вперед.

    Планы подробные, с разделами и подразделами: математика, таксономия, эволюция, энтомология, история науки…

    Много ли времени занимали сами эти отчеты и планы? Не более двух процентов от времени собственно работы. Подробный месячный отчет занимал от 1,5 до 3 часов, план на следующий месяц – 1 час. Годовой отчет – 17–20 часов.

    Какое совпадение планов и отчетов? По главным делам запланированное и сделанное у Любищева сходится с точностью до одного процента.

    «Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто. Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой.

    Часто люди говорят, что они работают по 14–15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удавалось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто – 7–8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто».

    Подробно считалось все, с точностью до 5 минут, особо внимательно разбиралось время, посвященное цели жизни, прямой научной работе.

    «Август 1965 года: 136 часов 45 минут рабочего времени первой категории.

    Основная научная работа – 59 ч. 45 м.

    Систематич. энтомология – 20 ч. 55 м.

    Дополнит. работы – 50 ч. 25 м.

    Орг. работы – 5 ч. 40 м.

    Итого 136 ч. 45 м.»

    Он использует каждую минуту, любые так называемые «отбросы времени»: в любой пешей прогулке он собирает насекомых; когда на заседаниях начинается болтовня, он решает задачки. Английский и немецкий языки он выучил в основном во время поездок в трамваях.

    Это и была его Система: беречь каждую минуту своей жизни. Свою Систему он создал еще до того, как поставил в своей жизни цель.

    За два года до постановки цели жизни, в 26 лет, а точнее, 1 января 1916 года Саша Любищев дал себе обет: научиться отслеживать и беречь время своей жизни. Время – невосполнимо. С тех пор, с 1916 года по 1972-й, по день смерти, пятьдесят шесть лет подряд, Александр Александрович Любищев аккуратно записывал расход времени. Любое свое действие – отдых, чтение газет, прогулки – он отмечал по часам и минутам.

    Его дочь рассказывала, что в детстве, когда она и брат приходили к отцу в кабинет со своими расспросами, он, начиная с ними общаться, делал при этом отметки на бумаге: отмечал время.

    Действительно, учитывалось все. Отчет за 1938 год: кроме обязательного учета рабочего времени (экология, энтомология, оргработа, Зообиологический институт и Плодоягодный институт), учтено все личное время: общение с людьми, передвижение, домашние дела. Чтение научной и художественной литературы на разных языках – 9 000 страниц, 247 часов. Написано 552 страницы научных трудов, из них напечатано 152 страницы. Развлечения – 65 раз.

    Далее список просмотренных спектаклей, концертов, выставок и кинокартин.

    Что бы он ни делал, он помнил, зачем он это делает, для какой цели. По итогам чтения каждой книги – ее конспект: то содержание, которое соответствовало целям чтения. По итогам нескольких конспектов – критический разбор, в котором Любищев формулирует уже свое видение предмета. Когда подходит время статьи – у профессора Любищева уже все готово, он пишет ее быстро. И на каждой его статье стоит «цена»: количество часов и минут, потраченных на ее подготовку и написание (все раздельно).

    Используя эту систему, он мог добиваться целей, заведомо превышающих возможности обычного человека.

    Когда Любищев понял, что для выполнения цели своей жизни ему нужно работать и вширь, и вглубь, стать одновременно и узким специалистом, и универсалом, он поставил такую задачу и таким человеком стал. Как отмечали друзья и коллеги, диапазон его знаний был просто огромен. Заходила речь об английской монархии – он мог привести подробности царствования любого из английских королей; говорили о религии – выяснялось, что он хорошо знает Коран, Талмуд, историю папства, учение Лютера, идеи пифагорейцев… Он знал теорию комплексного переменного, экономику сельского хозяйства, социал-дарвинизм Р. Фишера, античность… Он все это знал, потому что он выделял на это время и использовал время строго по назначению.

    «У Александра Александровича Любищева были свои, совершенно особые отношения со Временем. Он был свободен от желания обогнать, стать первым, превзойти, получить… Он любил и ценил Время не как средство, а как возможность творения. Относился он к Времени благоговейно и при этом заботливо, считая, что Времени не безразлично, на что его употреблять. Оно выступало не физическим понятием, не циферблатным верчением, а понятием нравственным. Время потерянное воспринималось как бы временем, отнятым у науки, растраченным, похищенным у людей, на которых он работал. Он твердо верил, что время – самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этики», – писал о нем Даниил Гранин, посвятивший ему книгу «Эта странная жизнь».

    Изо дня в день он повышал норму требований к себе, не давал никаких поблажек. Он работал с удовольствием, работал с каждым годом все больше и все лучше. В пятьдесят лет он работал лучше, чем в сорок, в семьдесят – лучше, чем в шестьдесят: росло количество и качественных страниц, и революционных идей.

    Без всяких компьютеров, без машинистки, написать полторы тысячи страниц за год! Отпечатать 420 фотоснимков! 1967 год, Любищеву уже семьдесят семь лет.

    Александр Александрович Любищев прожил 82 года и умер в Тольятти, куда приехал прочесть ряд лекций.

    Каков его отчет за прожитую им жизнь?

    Прежде чем спрашивать это с Саши Любищева, хорошо спросить это с самого себя…

    Выполнил ли Любищев намеченную программу? Нет, он ее не выполнил. Он не успел. Поставленная им задача оказалась настолько громадной, что при любой интенсивности работы времени его человеческой жизни физически не хватило. Бывают задачи, объективно превосходящие возможности одного, отдельно взятого человека: жизнь никому не обещала, что она будет укладываться в наши ожидания.

    Другое дело, что по пути своих исследований он качественно продвинул сразу несколько наук: биологию, зоологию, энтомологию, генетику, математику, систематику, философию, историю науки, кибернетику. Никто, даже близкие Александра Александровича Любищева, не подозревали величины наследия, оставленного им. Работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, защите растений, теории эволюции, атеизму… Классические работы по дисперсионному анализу, теория систематики… Собственно, он является основателем и разработчиком системы учета времени, сегодня называемой тайм-менеджментом.

    Всего более пятисот листов статей и исследований: это двенадцать с половиной тысяч страниц машинописного текста.

    Услышьте: он стал не просто признанным специалистом в данных отраслях, он стал тем, кто раздвигал границы этих наук и вел других специалистов за собой. Разработка нового математического аппарата применительно к биологии, новое осмысление проблемы происхождения видов – он был одним из тех, кто готовил новое понимание биологии. Он сеял – зная, что не увидит всходов. Он делал это, потому что знал: то, что он делает, пригодится. Он будет обязательно нужен тем, кто останется жить после него.

    Итоги

    Он не нажил денег и славы, не получил в подарок дачи. Любищев скромно жил в далеком Ульяновске и занимался своим делом. Кто-то видел в нем неудачливого провинциального профессора, но это был человек гармоничный и счастливый, причем счастье его было наивысшей пробы.

    Он не стал основателем школы, у него не было учеников, кого бы он учил. Но у него всегда было много тех, кто сами учились у него: не конкретным наукам, а тому, как надо жить и мыслить. Так бывает, когда нам встречается человек, которому известно, зачем он живет, для чего…

    Здоровья не самого крепкого, он, благодаря разумному режиму, прожил долгую и здоровую жизнь. Он дружил с теми, кого уважал, и любил тех, кто действительно любил его.

    Он всегда занимался тем, что хотел, тем делом, что выбрал. Он один сделал столько, сколько могли сделать несколько научных институтов.

    Его жизнь не была подвигом. Это было больше, чем подвиг: простая правильная жизнь.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.