|
||||
|
44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Ребенок включается в целую систему коллективов. Включение в учение заставляет ученика подчинить свою жизнь строгой организации и режиму. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Если моральные суждения учащихся классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–V классов, помимо этого, пытаются анализировать опыт других людей. В отличие от детей 7–8 лет, ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать моральные поступки по собственной инициативе. Характерологические проявления младших школьников отличаются противоречивостью и неустойчивостью. Иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются привычными формами сложившегося в жизни поведения. Но нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. Младшие школьники отличаются импульсивностью. Причина этого – в потребности к активной внешней разрядке. Еще одна возрастная особенность – общая недостаточность воли. Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Это протест против необходимости жертвовать тем, что «хочется» во имя того, что «надо». Важной возрастной особенностью является подражательность. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности, а с другой – таит некоторую опасность. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию – все это необходимо для опоры в воспитании. К началу обучения в III классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения. Ученики III и особенно IV классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Устойчивые потребности в соединении с привычным и устойчивым способом их реализации составляют качества личности. Поступление в школу означает изменение позиции, освоение новой социальной роли. Для детей учение в школе – это обретение новой социальной позиции. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|