|
||||
|
Глава 8 Измены Понятие «супружеской измены»
Явление, которому посвящена эта глава, не так просто, как это может показаться на первый, поверхностный взгляд. В одних случаях измена вызывает у людей осуждение, в других — восхищение, в третьих — всего лишь досужий интерес. Она может быть и трагедией, и драмой, и комедией — в зависимости от характера главных действующих лиц и сопутствующих обстоятельств. Измена равно может стать и смертельной ошибкой, и единственно верным решением. Как утверждают этнографы и историки, само понятие «супружеская измена» возникло лишь на определенных стадиях сексуальной жизни людей. В примитивных племенах мужчины и женщины обладали большой свободой и могли вступать в сексуальные связи без особой оглядки на своих прежних половых партнеров. Только после возникновения моногамной семьи и укрепления имущественных прав мужчины последний стал кровно заинтересован, чтобы именно его наследнику досталось все его имущество. Для этого он должен был быть уверен, что это его гены оплодотворили яйцеклетку женщины, с которой он живет, и то, что имущество, которое он потом и кровью создавал, завоевывал и приумножал, достанется его прямому потомку, а не постороннему ребенку, несущему чужеродные гены. Таким образом, по мере усиления института частной собственности, выделения из первобытного племени семьи и усиления в ней роли мужчины, измена сексуальному партнеру из рядового биологического поступка со временем превратилась в серьезное преступление против нравственности и общественного порядка. Религия тоже внесла свою лепту в этот вопрос, закрепив связь супругов и назвав прелюбодеянием не только соответствующее физическое действие, но даже помыслы в этом направлении. Только с конца XIX века, по мере разрушения типичной патриархальной семьи, возрастания роли женщин и расширения ее сексуальных свобод отношение общества к супружеским изменам стало постепенно смягчаться. Следует отметить, что эмоциональное неприятие измен порождено не только тем, что обманутому мужу приходится передавать право собственности на свое имущество генетически чужеродному ребенку. Практика усыновления, которая существовала еще в Древнем мире, показывает, что мужчина в принципе может достаточно спокойно относиться к тому, что имущество будет наследовать не его прямой потомок. Гораздо болезненнее во все времена люди реагировали на тот факт, что им предпочли другого человека, который оказался лучше их по каким-то параметрам: умнее, богаче, красивее, обольстительнее и т. д. Измена принижает самооценку человека, которому изменили, а это всегда вызывает негативную эмоциональную реакцию. Вильгейм Райх в своей книге «Сексуальная революция» писал по этому поводу: «Требование супруга в моногамности его жены также имеет свои особые индивидуальные причины. Экономическая основа требования моногамности, судя по предшествующему опыту, не находит непосредственного выражения. Мы имеем дело, прежде всего, со страхом перед конкурентом, в основном пред таким, кто обладает более высокой потенцией, кроме того, супруг боится возможности получить от общества клеймо рогоносца». Вильгельм Райх выделяет в ревности два вполне самостоятельных элемента, один из которых относится к чувствам, а другой — к разуму. Первый элемент отражает душевную боль, вызванную тем, что любимый предпочел тебе другого человека, а значит, ты теперь любим гораздо меньше, чем ранее. Второй элемент основан на чувстве собственника, и негативные эмоции связаны с ощущением человека, которого лишили части имущества, пусть даже если в качестве имущества выступает близкий человек (жена или муж). В книге «Сексуальная революция» Райх фактически оправдывает супружеские измены. Он пишет, что нормальная ревность не должна превращаться в выражение претензии собственника, а желание, направленное на другого партнера, должно признаваться естественным и само собой разумеющимся. В этой своей работе в полемическом задоре он восклицает: «Никому не придет в голову упрекать другого человека за то, что он не носит охотно годами одну и ту одежду, или за то, что его раздражает одна и та же еда. Только в сексуальной сфере исключительность обладания превратилась в значительную эмоциональную ценность, так как смешение экономических интересов и сексуальных отношений расширило естественную ревность до масштабов претензий на собственность. Бесчисленные примеры учат, что верность, к которой побуждает совесть, со временем вредит сексуальным отношениям. Этому противостоит множество примеров, ясно свидетельствующих, что случайная связь с другим партнером идет только на пользу сексуальным отношениям, которые как раз были готовы оформиться в брачные». Ж. Гарнье. Очевидное преступление Анализируя понятия «верность» и «измена», следует помнить, что глубинные психологические мотивы, лежащие в основании этих явлений, могут быть поразительно разнообразными. По этому поводу Этьен Рей писал: «В верности есть немного лени, немного страха, немного расчета, немного усталости, немного пассивности, а иногда даже немного верности». Что же касается причин измен, то их может быть еще больше, поэтому их обсуждению посвящен весь следующий раздел. Причины измен
Причин измен может быть множество, причем большинство из них принадлежит к одной из трех категорий: сексуальной неудовлетворенности, психологических проблем между супругами и корысти, под которой я понимаю желание за счет «левого» секса улучшить свое материальное положение или социальный статус. По другой классификации все измены можно разделить на две категории: в одних случаях человек сам инициирует супружескую неверность, а в других его принуждает к этому третье лицо (примером может быть два варианта «служебного романа»: в одном, сотрудница первой начинает «строить глазки» своему шефу, со временем соблазняя его, а в другом — шеф так настойчиво ухаживает за свой сотрудницей, что в итоге ей остается или уйти с работы и рассказать обо всем мужу, либо уступить домоганиям своего начальника). Каждая из предложенных классификаций измен имеет свои сильные стороны, однако для нашего исследования более продуктивной является первая, в которой причины неверности делятся на физиологические, психологические и материальные. Измены на физиологической основе, хотя и не являются ведущей причиной супружеской неверности, все же достаточно распространены и связаны с сексуальной неудовлетворенностью одного из супругов в связи с пониженной потенцией брачного партнера, разными ритмами половой активности или проблемами, связанными с индивидуальными особенностями строения половых органов. Этой категории измен способствуют длительные отлучки одного из супругов (командировки, экспедиции, поездки в санатории и на курорт поодиночке и проч.), но брачные партнеры могут испытывать неудовлетворенность и при постоянном наличии второго супруга в доме: например, если у мужа из-за напряженного труда снижается либидо и случаи исполнения его супружеского долга становятся все более редкими и формальными. И. Анчуков «Признавайся, что ты в ней нашел?» Измены по психологическим причинам более часты, особенно у женщин, которые более требовательны к словам, знакам внимания, предварительным ласкам и прочим «мелочам», с точки зрения мужчин. Оно и понятно — у сильного пола эякуляция практически равноценна оргазму, в то время как у женщины все далеко не так однозначно. Чтобы испытать максимально полное наслаждение от секса, она должна почувствовать себя если не любимой, то, по крайней мере, действительно желанной, и горе мужчине, который не может дать своей даме этого ощущения! За примером далеко ходить не будем — возьмем «Спид-инфо». Диалог пациентки с врачом-сексологом:
В этом случае «вина» за супружескую измену почти целиком ложится на женщину, однако нередко бывает так, что в измене жены виноватым прямо или косвенно оказывается обманутый супруг. Известная киноактриса 40-х годов Марлен Дитрих говорила по этому поводу: «Почти каждая женщина хотела бы хранить верность, трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, ради которого можно было бы хранить ее». Что же может толкнуть жену в объятия другого мужчины? Увы, но список мотивов супружеских измен достаточно длинный. Если мужчина не старается в достаточной мере удовлетворить жену в постели (существуют супружеские пары, в которых жена годами не испытывала оргазма, а полное сексуальное удовлетворение получила только с любовником), если он груб и неласков в общении, если он невнимателен к жене, если он скуп, если неинтересен… и т. д. В этих случаях его место в супружеской постели может занять другой — более нежный, внимательный и обаятельный. Иногда муж может сам подталкивать жену к супружеской измене. Классическим примером такого рода является сюжетная линия фильма «Развод по-итальянски» с Марчелло Мастрояни в главной роли. Главный герой фильма, которого играет Мастрояни, влюблен в очаровательную девушку, но развод в католической Италии в принципе запрещен, и тогда томимый страстью любовник провоцирует свою жену на внебрачную связь. «Застукав» ее на месте преступления, он «в порыве ревности» (позже суд учтет состояние аффекта и скостит срок!) убивает жену и, отсидев в тюрьме несколько лет, женится на прекрасной синьорине. Как-то мне рассказали похожую историю, но с другой мотивировкой. Один достаточно богатый предприниматель, владеющий фабрикой кожгалантереи, сам провоцировал жену на измены, а порой лично возил ее на свидания к любовникам. Он делал это для того, чтобы оправдать свои собственные многочисленные любовные приключения и заглушить сильное чувство вины перед женой. Несмотря на то что количество его женщин ежегодно исчислялось десятками, он всегда мог сказать супруге: «Ты ничем не лучше меня, так зачем обвинять друг друга? Пусть каждый имеет право на маленькое приключение». Как тут не вспомнить высказывание Франсуа Ларошфуко: «Перестав любить, мы радуемся, когда нам изменяют, тем самым освобождая нас от необходимости хранить верность». Третий вид измен — из корыстных побуждений. Как правило, он вызывает наибольшее моральное осуждение и в определенных случаях смыкается с проституцией. Причем не важно, что получает человек за постороннюю половую связь: деньги, дорогой подарок, повышение в должности или роль в новом фильме. Такая измена, по своей сути, является лишь разновидностью коммерческой сделки, а смешение любви и бизнеса редко дает хороший результат. Интересно, что в «конторах», специализирующихся на интимных услугах, не так уж редко работают замужние дамы, поправляющие таким образом свой бюджет. Один-два раза в неделю они покидают своих супругов и отправляются работать «диспетчером в таксопарке», «в командировку», «на суточное дежурство в больнице» или придумывают другие столь же «правдоподобные» версии. Как ни странно, мужья им верят и, более того, стараются не задумываться, откуда у супруги появляются красивые новые вещи и почему по возвращении с работы от нее иногда пахнет спиртным. Ответы типа «Отмечали день рождения сослуживца» принимаются с поразительной доверчивостью. При низком доходе (особенно если мужчина работает в социальной сфере или на полуживом оборонном заводе) некоторым мужьям просто страшно открыть глаза на правду, и они изо всех сил делают вид, что в семье все «о’кей». Если вернуться ко второй классификации измен, в которой главным является вопрос «Кто виноват?», то мы можем обнаружить страшную для мужей истину: в наше время стойкость женщины к измене чаще всего определяется не ее моральными нормами, а настойчивостью и опытностью потенциального любовника. Как говорили древние римляне, «целомудренна лишь та, которую никто не пожелал», подразумевая, что женщине всегда было очень трудно противостоять умелому и настойчивому ухажеру, тем более если ее муж давно уже не проявляет этих качеств дома, а цветы и подарки дарит два раза в году: на Восьмое марта и в день рождения (мужчин, которые совершают подобный поступок трижды — еще и в годовщину свадьбы, — принято называть заботливыми и внимательными). Кроме того, у любовника имеется дополнительное преимущество, которое зачастую сводит на нет все попытки мужа повысить свою сексуальную привлекательность в глазах жены — новизна. К мужу привыкают, как к привычному предмету домашней обстановки, а любовник еще не познан, а потому особенно интересен для женщины. Ибо пока в партнере остается хоть капелька тайны, он будет притягивать и завораживать. Итак, в отличие от наскучившего супруга, его потенциальный дублер обладает рядом весьма привлекательных качеств: он нежен и внимателен, он не успел надоесть, он готов выполнять все капризы женщины, (одно это обстоятельство настолько восхитительно, что может заменить все остальные!), он страстен и щедр. Все это дало основание с горечью сказать русскому беллетристу начала XIX века А. Измайлову: «Если женщина говорит тебе, что останется верна всю жизнь потому, что так хотела, не верь ей. Есть сила, более могущественная, чем все обеты и долги, и есть искушения, против которых устоять нельзя. Если женщина устояла до конца, это только потому, что ее обошло такое искушение. Или она держала себя за версту от соблазна. Или она рыба». Из этого весьма пессимистичного заявления, однако, можно сделать хотя бы один конструктивный вывод: существует, по крайней мере, один способ удержаться от измены — «держаться за версту от этого соблазна». Этот способ одинаково применим и к женщинам, и к мужчинам. Просто мужчин соблазняют реже, чем женщин. И не потому, что женщины не хотят этого делать. Дело в том, что наши культурные традиции не одобряют таких инициатив, и женщины с радостью перекладывают всю ответственность за внебрачные связи на «этих похотливых мужиков». Выгода в такой стратегии очевидна: и общественные нормы соблюдены, и желаемый результат, в конце концов, достигается. В зависимости от сопутствующих обстоятельств различают несколько видов измен: служебный роман, курортный, командировочный, секс с соседкой (соседом), с подружкой жены (с другом мужа), свадебную измену (когда в разгар веселья кто-то из супругов совершает молниеносный половой акт с кем-то из гостей) и другие виды измен, подробно разбирать которые мы не будем из-за ограниченности объема книги. Служебным романам посвящены масса материалов в периодической прессе, исследования специалистов и кинофильмы. В свое время лента Эльдара Рязанова под таким названием была в числе наиболее любимых советскими людьми. В том кинофильме все сложилось удачно: серый неприметный работник влюбился в свою начальницу, которая под влиянием этого чувства буквально расцвела и из сухой «служаки» превратилась в очаровательную женщину. На самом деле большая часть служебных романов не столь романтична. Если они и завязываются, то впоследствии приносят множество неприятностей своим героям. Этому сопутствует, с одной стороны, постоянная близость любовников (особенно невыносимая во время неизбежных ссор и размолвок), а с другой — сложности в поддержании контактов во внерабочее время (что особенно тяжело воспринимается, когда отношения между влюбленными переживают период расцвета). В общем, получается, как в песне «Связанные одной цепью», и этой чугунной цепью является совместная работа. Это касается ситуаций, где партнеры занимают примерно равное служебное положение. Если же один из любовников является начальником другого, то ситуация еще более усложняется. Как писал Эрик Берн, «босс и секретарша — обычное сексуальное отношение, даже перед лицом здравого смысла, но такой двойной контракт рискован. Многие женщины могут быть как хорошими секретаршами, так и хорошими любовницами, но не легко быть и тем и другим для одного и того же мужчины, и часто одно мешает другому». К этому надо добавить, что зачастую (особенно в нашей стране, где юридическая культура и права человека находятся в зачаточном состоянии) сексуальная связь между начальником и его подчиненной нередко носит принудительный характер. И. Анчуков «Идиот, не мог себе бабу найти…» Второй по частоте встречаемости вид измен связан с отлучками одного из супругов. Это могут быть командировки (кажется, все возможные варианты подобных ситуаций уже рассмотрены в многочисленных анекдотах) и поездки на курорт поодиночке, которые особенно нравятся женщинам. По крайней мере, так можно понять из восторженного высказывания известного психолога Ольги Арнольд, которая писала в книге «Искусство быть счастливой»: «Господи, что бы мы делали без этих курортных романов! Отдушина в нашей серой жизни, эмоциональный всплеск, которого иногда хватает на годы, мечта «о морях и кораллах», о другой жизни, где будни как наши праздники!» По поводу таких «отдушин» можно сказать, что, с одной стороны, они, возможно, и позволяют «стряхнуть пыль» с надоевших и ставших привычными супружеских отношений, но, с другой стороны, они подвергают брак серьезным испытаниям. Если после такого курортного романа кто-то из супругов войдет во вкус вольной жизни и сексуальных приключений на стороне, брак может развалиться. Последствия измен — «плюсы» и «минусы»
У измен, как и любого другого явления, есть свои «плюсы» и «минусы»: что-то она человеку дает, чего-то лишает. К положительным сторонам измен можно отнести следующие:
Отрицательных моментов у измен тоже предостаточно.
Соотношение «плюсов» и «минусов» нарушения супружеской верности постепенно меняется по мере развития событий и далеко не в пользу измены. Эту закономерность можно проиллюстрировать жизненным примером, услышанным мною когда-то в ростовской пивной. Чем-то я понравился одному мужчине лет тридцати пяти — сорока. Впрочем, может быть, с его возрастом я ошибся, ибо после четвертой кружки пива все лица становятся на один манер: красные и добрые, а уж после шестой опорожненной емкости разницы между тридцатилетними и пятидесятилетними вообще не просматривается — все они переходят во вневозрастную категорию «мужики». Первое время мы пили пиво параллельно, а потом, согласно закону Лобачевского, стали понемногу сближаться. Сначала он предложил мне бок восхитительного донского рыбца — весьма ценимой среди знатоков рыбы, на что я сделал ответный жест, угостив его солеными сухариками (жест чисто символический, ибо с умело провяленным рыбцом может сравниться только балык из осетрины, да и то не всегда). В общем, мы разговорились, а как известно, перечень мужских тем за кружкой пива весьма ограничен и обычно включает в себя женщин, футбол и политику. В тот день у моего случайного приятеля повестка заседания, по-видимому, была ограничена первым пунктом, потому что после короткого представления (звали его Сергеем) он сразу обозначил тему своего монолога. — От баб одна суета, — проникновенно заявил он, придвинувшись почти вплотную к моему лицу. — …и суета сует, — привычно развил я тему, пытаясь сохранить первоначальную дистанцию. — Но сначала-то у меня было все нормально, — задумчиво произнес Сергей, меланхолично четвертуя золотистую рыбину. — А дальше — все хуже и хуже. — Он обреченно махнул рукой и залпом осушил половину кружки. — Разбавляют, суки… — огорченно констатировал мой новый друг и без перехода добавил: …а вчера она мне сказала: «Или чтобы я никогда в жизни больше не слышала по телефону голос этой стервы, или забирай свои шмотки и катись к чертовой матери!» А куда я пойду? У Ноны однокомнатная в Аксае, а у нас двухкомнатная «сталинка» в центре. Если разменивать, то как Галина с детьми жить будет? То-то и оно! — он добил очередную кружку и отхлебнул из следующей. — Галина — это жена? — сделал я робкую попытку прояснить ситуацию. — А кто же еще? — он посмотрел на меня как на придурка и на одном дыхании выпалил всю историю — по сути обычную, но поучительную своей типичностью, я бы даже сказал хрестоматийностью. В общем, жил Серега себе спокойненько до тридцати четырех лет, работал наладчиком на вертолетном заводе, нормально зарабатывал, имел жену и двоих детей и изредка погуливал, будучи в командировках — но в меру, исключительно для снятия пагубных последствий воздержания (не онанизмом же ему заниматься в его возрасте — чай не мальчик!). Подобных измен за десять лет супружеской жизни было у него штук пять-шесть, и особого удовольствия они ему не приносили — скорее смутное беспокойство и угрызения совести, да еще страх: не подцепил ли он какую-нибудь заразу. Так было до тех пор, пока он не познакомился с Ноной — у нее каблук попал в решетку дождевого слива, а Серега, как истинный джентльмен, предпочел опоздать на работу, но вызволить из беды туфельку привлекательной незнакомки. Слово за слово — они познакомились, встретились пару раз, а третья встреча завершилась бурным сексом у нее дома. На первых порах, по словам Сергея, это был какой-то фейерверк чувств, праздник тела и именины сердца. Они словно с цепи сорвались. Нона за четыре месяца до этого развелась с мужем, и постоянного мужчины у нее не было, поэтому она обрушила всю накопившуюся сексуальную энергию на Серегу. Тот период своей жизни он считает едва ли не лучшим. Он был по уши влюблен в очаровательную, темпераментную женщину, которая отвечала ему взаимностью. Дома его ждали послушные дети, горячий борщ и выглаженные рубашки. Он пользовался всеми этими благами одновременно и балдел, как сын турецкого султана, впервые вступивший в права наследства папиным гаремом. Потом как-то совсем незаметно первый период его любовной связи перешел во второй, уже не такой безоблачный. Его постоянные отлучки из дома, опоздания с работы, легкий запах чужих духов и снижение энтузиазма при выполнении супружеского долга постепенно стали складываться в сознании жены в смутные догадки. Отношения дома стали неуклонно портиться, да и с Ноной пошли размолвки. Она все отчетливее стала понимать, что вынуждена делить любимого мужчину с другой женщиной, а если говорить прямо, то не делить, а подбирать остатки. Нерегулярные встречи урывками, на бегу, которые ранее придавали какую-то остроту и пикантность их размеренному существованию, начали все больше раздражать женщину, и это раздражение все чаще обращалось на любовника. Праздники и выходные — дни, которые так приятно проводить с любимым человеком, Нона проводила одна в своей пустой квартирке, а ее воображение услужливо рисовало ей ехидные картинки счастливой семейной жизни ее Сереженьки. — Ты прикинь, Юрок, — в этом месте своей печальной исповеди Сергей схватил меня за рукав, а голос его предательски дрогнул. — Вечером Восьмого Марта договорился я с Петровичем из профкома, что будто бы у нас в цехе трубы прорвало и что станок мой заливает. Звонит Петрович мне домой: «Так, мол, и так, надо тебе срочно в цех». Я шапку на голову и прямо из-за праздничного стола к моей зазнобе. По дороге заскочил на рынок, купил цветов, вина, закуски разной — и в Аксай. Прихожу (уже часов девять было). Встречает меня Нона, вся в слезах. Я ей цветы, а она меня этими цветами — прямо по морде! Я, говорит, из-за тебя весь день дома проторчала, а ты только под ночь явился не запылился. Так и выставила за дверь. Я домой, а там мне жена допрос устроила — почище гестапо Штирлицу. Почему, говорит, если у вас воду прорвало и ты станок свой спасал, то руки у тебя такие чистые и даже грязи под ногтями нет? Вот Шерлок Холмс в юбке! В общем, чем дальше — тем хуже: дома супруга исподлобья смотрит, ко всем звонкам прислушивается, а после работы обнюхивает меня, как такса, что на таможне героин ищет. С Нонкой секс стал другой. Во-первых, новизна прошла, все перепробовали, искра пропала. С другой стороны, упреки и жалобы в постели еще ни одному мужику эрекцию не улучшали. На этой почве у меня сбои стали получаться. А когда женщина не удовлетворена в полной мере, у нее характер вообще портится. Ну а потом Галина все узнала — мир не без добрых людей. Светка, подружака ейная, чтоб ей век оргазма не видать, засекла нас в кафешке на Сельмаше и настучала моей благоверной. И тут такое началось! Пошли крики, скандалы, посуда биться начала. Три тарелки об пол, две — об меня. Сергей наклонил голову, раздвинул сальными руками волосы и показал мне маленький розовый шрам на темечке. — А это осколок от заварного чайника. Если б не пригнулся — без глаза точно бы остался. Я перед этим часа полтора с Галиной отношения налаживал, почти помирились, и тут, как назло, Нонка позвонила. Хотела со мной на день рождения к знакомой сходить. Жена ближе к телефону оказалась, ну, они и сцепились. Минут пятнадцать молнии друг в друга метали, а потом Галка как хрястнет трубку на аппарат да как швыранет в меня чайник. Я за притолоку успел спрятаться и голову наклонил, но один осколок мне прямо в темечко влетел. И пошла моя жизнь наперекосяк. Дома скандалы через день. Нонка кричит, что если я ее люблю, то должен бросать семью и уходить к ней. Галка то гонит из дому, то говорит, что если я брошу любовницу, все простит и забудет… Дети дуются и не разговаривают со мной целыми днями, особенно старшая дочка. В общем — сущий ад. — Сергей посмотрел красными и мутными от слез глазами на невесть откуда взявшуюся четвертинку водки и спросил: «И что мне теперь делать?» Я мысленно поставил себя в его положении и так же, как и мой собеседник, впал в мрачное оцепенение. Мы приняли по «соточке» и побрели по домам. Уже много позже, подбирая материалы для книги, я узнал, что согласно статистике примерно 60 % мужчин разрывают отношения с любовницей и возвращаются в семью, 20 % уходят к подруге и 20 % мечутся между женой и любовницей, месяцами и даже годами находясь во взвешенном положении. Еще один примечательный факт: по статистике 70 % вскрывшихся измен для женщин заканчивается новым браком, в то время как только 28 % мужчин решаются уйти из своей семьи. Исходя из этих цифр, психологи делают выводы, что мужчины больше «изменяют телом», в то время как женщины — больше «душой». В завершение этого раздела — факты из мира науки, которые показывают, что склонность к изменам (по крайней мере у животных) может определяться на генетическом уровне. Группа исследователей под руководством Ларри Янга из университета Эмори (США) научилась управлять брачным поведением мышей с помощью пересадки генов. Наблюдая грызунов, ученые установили, что некоторые виды склонны иметь только одного полового партнера на протяжении всей жизни, причем в клетках мозга таких животных было обнаружено повышенное количество белка ViaR. Тогда ученые ввели ген, отвечающий за выработку этого белка, в мозг полигамных грызунов — мышей-полевок, которые часто меняют половых партнеров. Эксперимент был проведен с молодыми самцами, не имевшими сексуального опыта. После введения гена их посадили в одну клетку с самками. Каждый из испытуемых грызунов выбрал себе подругу и после этого не отходил от нее ни на шаг. Попытки ученых отвлечь «верного рыцаря» от «дамы сердца», познакомив его с другой мышкой, не увенчались успехом.[22] Что делать?
Даже перед тем, как открыть шкаф, сперва постучи. Жанна Голоногова Теперь от описания измен пора перейти к более важному в практическом отношении вопросу: «Что делать?». В том смысле, что делать, чтобы их не было, и как поступать, когда сей неприятный факт уже свершился? По первому пункту спектр предлагаемых мер напоминает набор противоугонных устройств, которые придумали автомобилисты, пытающиеся всеми правдами и неправдами предотвратить угон любимого транспортного средства. Как известно, для этой цели все средства хороши, начиная от амбарного замка и злой псины на цепи и кончая сверхсложными электронными устройствами с вибро-, фото- и термодатчиками. Примерно таким же способом пытались мужчины обезопасить неприкосновенность своих подруг. Амбарные замки и цепные кобели перед теремами любимых женушек были в ходу во все времена. В Средние века в связи с длительными командировками на Ближний Восток (отбывающие в средиземноморский круиз феодалы называли их «крестовыми походами») были придуманы «пояса верности» — хитроумные устройства из кожи и металла, которые не позволяли женщинам вести сексуальную жизнь (по крайней мере до тех пор, пока дворцовый слесарь не подбирал к ним новый ключ). В знаменитой коллекции оружия в замке Эрбах сохранились два таких пояса. В Африке в подобных случаях поступали еще проще: частично зашивали половые губы или продевали в них кольцо. Толку от этого все равно было мало. Если женщина сильно хочет, она найдет способ свое желание удовлетворить. Поэтому самое лучшее средство, которое может придумать мужчина — это удовлетворять свою подругу так, чтобы других мужчин ей уже не хотелось. Причем речь идет не столько о физическом удовлетворении, сколько о психологическом — женщина должна ощущать себя любимой и желанной. А. Вильетт. Пояс верности Ну а что же делать, если мужчина вовремя не принял всех необходимых мер, так сказать, расслабился, проявил халатность и беззаботность, а когда опомнился, «черное дело» было уже сделано? Здесь наступает пора праведного гнева, который во все времена и в разных странах принимал самые разнообразные формы. Историк Плутарх отмечает, что одни из самых древних морально-правовых законов, установленных древнегреческим правителем Солоном, довольно строго карали за измену. Он пишет: «Наиболее несообразны из законов Солона те, которые касаются женщин. Он позволял, например, всякому, заставшему у своей жены любовника, убить ее, а того, кто соблазнил свободную женщину или совершил над ней насилие, наказывал штрафом в 100 драхм». Иоганн Блох в книге «История проституции» приводит другие древние обычаи, касающиеся измен: «по закону Селевка, прелюбодею выкалывали глаза. Чаще же государственное законодательство карало за проступки такого рода более или менее значительными позорными наказаниями. Так, например, у кумейцев мужчину и женщину, застигнутых в прелюбодеянии, сажали на осла и возили по городу. В Лепреуме прелюбодея и его сообщницу присуждали к пожизненному лишению прав; кроме того, его в течение трех дней гоняли связанным по городу, а ее в течение одиннадцати дней выставляли в легком нижнем платье на рынке у позорного столба. В Афинах, кроме денежного штрафа и лишения прав, применялись еще телесные наказания. В Риме муж, поймавший свою жену на месте преступления, имел право убить ее, а к совершившему прелюбодеяние с его женой мог применить любой акт мести (убийство, оскопление, изуродование носа и т. д.). То же самое имел право сделать и отец. В 18 году до н. э. император Август издал знаменитый закон, который наказывал не только за нарушение супружеской верности, но и за половые сношения с незамужними и вдовыми свободными женщинами. Наказаниями служили: конфискация имущества, телесное наказание, изгнание. Что касается мести со стороны пострадавшего, то закон допускал убийство обоих виновных. При позднейших императорах закон этот был еще более ужесточен благодаря введению смертной казни. Таким образом, в древние времена человек, узнавший о предательстве своего супруга, мог довольно сурово расправиться с коварным изменщиком. А как поступать в наше время? Здесь возможны несколько путей, которые условно делятся на два варианта: «смирение» и «борьба». Первый путь реагирования малоперспективен, ибо ставит потерпевшую сторону в полную зависимость от ветреного супруга: тот будет изменять и далее, а христианское смирение могут с достоинством нести далеко не все люди. Если обманутый супруг выбирает второй путь — «борьбы», то он должен хорошо подумать и выбрать один из двух вариантов реагирования: «выгнать — отвергнуть» или «вернуть обратно к себе». При этом следует помнить, что согласно законам термодинамики любую неустойчивую систему гораздо сложнее сохранить, нежели разрушить, а поэтому порвать отношения с изменившим супругом, выгнать его из дома или уйти самой (самому) проще, чем попытаться возродить в двух сердцах умирающую любовь. В любом случае надо постараться по возможности «свести на нет» лишние эмоции и опереться на рассудок и здравый смысл. И. Анчуков «Хотел хоть дома отдохнуть…» Если же обманутый супруг (или супруга) не хочет смириться с необходимостью делить своего сексуального партнера с кем-то еще, то ему (ей) придется предпринять определенные усилия для того, чтобы вернуть любовь своего давнего избранника и восстановить мир в семье. Лишние эмоции в этом случае только мешают делу. Сначала нужно удостовериться, что муж действительно загулял, а если не удается его «застукать» на месте преступления, то важно выяснить, подошел ли он к той черте, когда готов бежать за первой же юбкой и кидаться в любую постель. В Америке уже возникла специальная профессия — «проверяльщицы супружеской верности», одной из представительниц которой является 25-летняя Тэмми Грин. Надо сразу сказать, работа у нее необычная. Она получает гонорар от недоверчивых жен, по заказу которых проверяет их мужей на стойкость. По фотографии находит испытуемого в любимом им баре и подсаживается к нему. Если тестируемый начинает вдруг рассказывать, что его жена умерла шесть месяцев назад и он страшно одинок, а потом приступает к поглаживанию Тэмминых коленок, она под каким-нибудь предлогом оставляет его и по телефону сообщает о результатах подозрительной супруге. Той остается только взять такси, быстро прибыть на место преступления и самолично убедиться, насколько нежным и сексуальным бывает порою ее супруг. Увы, но стойкость к соблазнам американских мужчин далека от идеала. Как оказалось, свыше 80 % женатых мужчин, проходивших с помощью «подсадных уток» проверку на верность, очень быстро признавались им, что недавно овдовели или развелись. Ну а потом — коленки. Теперь перейдем к разбору типичного способа реагирования на супружескую неверность. Когда женщина узнает (или догадывается), что у ее благоверного появился кто-то «на стороне», то она, как правило, включает типичный арсенал ревнивых жен: слезы, упреки, скандалы, угрозы и т. п. Однако такое поведение не только не усиливает любви мужа к своей супруге, но, наоборот, добивает ее. Но как же по-другому поступать обманутой жене? Не хвалить же своего беспутного мужа? Если не удается вернуть его по-хорошему, значит, нужно добиться своего по-плохому — так, чтобы ему небо с овчинку показалось. Раньше, при советской власти, у женщин были мощные помощники: местком и партком, которые, используя силу трудового коллектива и авторитет партии, насильно загоняли упирающегося мужа обратно в лоно семьи. Сейчас женщине приходится надеяться только на собственные силы — вот и приходится ей одной вести отчаянную борьбу за свою дражайшую половину. Только вот результаты такой борьбы почему-то обратно пропорциональны затраченным усилиям: чем больше плачет жена по ночам, чем больше кричит на мужа, тем более чужим он становится. Эти меры годятся только для слабых мужчин, как огня боящихся скандалов и женских слез. Но такие и изменяют редко, и еще реже уходят из дома к любовнице. А что же делать с остальными загулявшими мужиками, которые отвернули свой лик от поднадоевшей жены, обратив свой вожделенный взор на другую женщину? Прежде всего, следует отметить, что одной из наиболее часто встречающихся причин супружеских измен является привыкание к половому партнеру, притупление остроты ощущений от сексуальной жизни. Новая подруга мужа может быть менее привлекательной, чем законная супруга, или не блистать интеллектом, но у нее есть одно неоспоримое преимущество — новизна. Поэтому жена должна (если она хочет не только сохранить семью, но и оживить угаснувшие чувства) разбить стереотип привычности в глазах мужа. Плакать или ругаться не имеет смысла. Куда более эффективным средством является резкая смена имиджа, которая должна заставить мужика обратить внимание на внезапно изменившуюся жену. Была брюнеткой — стань блондинкой. Носила длинные волосы — сделай прическу типа «каре»; купи себе новое платье, смени духи и макияж, поэкспериментируй с походкой и тоном голоса. Пусть это будет игра, но игра не на его нервах, а в свое удовольствие. Создай себе идеальный образ и вживись в него. Если не нравятся звезды Голливуда, обратись к персонажам книг или придумай вымышленный образ. Главное здесь — стать другой, непривычной для мужа, а значит — снова волнующей и притягательной. Никаких слез, только легкое, с презрительным оттенком удивление по отношению к существу, не сумевшему по достоинству оценить по чистой случайности попавшее в его руки сокровище. Неплохим средством являются букеты цветов, приносимых домой от «коллег по работе», или уклончивые ответы о происхождении присланного по почте подарка (не важно, что его придется отправить самой себе). И вообще, ничто так не способствует возвращению мужа к жене, как ощущение, что у супруги вдруг появляются поклонники, шансы которых предпочтительнее. Единственное уточнение: желательно, чтобы для зарождающейся ревности мужа не было однозначного подтверждения. Только догадки… Вы можете сходить в кино или кафе с другом, оставшимся со студенческих времен, или сослуживцем, чтобы потом между делом сообщить об этом мужу. Некоторые женщины возразят автору: новые платья, смена прически, качественные духи — все это стоит денег, и немалых. Согласен. А сколько стоит разрушенная семья? Для того чтобы внести свежесть и спонтанность в супружеские отношения, не жалко никаких денег. Их можно занять, заработать, получить, продав что-то, безусловно, менее ценное, чем любовь, но игра стоит свеч. Опыт показывает, что даже если мужа не удается вернуть, то измененная внутри и снаружи женщина получает мощный заряд уверенности в себе, большой потенциал самоутверждения, который помогает ей удачно устраивать свою личную жизнь. Интересный подход к явлению измены продемонстрировал автор известного романа «Что делать?» русский писатель Чернышевский, который прекрасно отдавал себе отчет в том, что насильно удержать возле себя женщину практически невозможно, запреты будут только разжигать желания и усиливать сопротивление. Конечно, если женщина тебе не особенно дорога, то можно расстаться с ней, но что делать, если любовь сильна, но, увы, с жуткой неумолимостью перетекает в разряд безответной. Чернышевский предложил необычный в XIX веке способ вернуть себе любимую женщину. Он считал, что если женщина собирается уйти к другому, то следует отпустить ее, сделав ее своим другом (если уж не удалось остаться любовником). Нужно окружить ее такой пеленой понимания, заботы и терпимости, которой она не находила прежде ни в одном мужчине. И когда ее новое увлечение поблекнет, ей захочется снова почувствовать рядом человека, который уважает ее как личность и принимает такой, какая она есть. И тогда она вновь вернется, чтобы испытать это приятное чувство, а потом захочет отблагодарить за него, ну а лучший способ благодарности женщины известен… Так дружба, родившаяся на месте угасшей ранее любви, поможет ей вновь разгореться. В своем дневнике он писал «Если моя жена захочет жить с другим, я скажу ей только: «Когда тебе, мой друг, покажется лучше воротиться ко мне, пожалуйста, возвращайся»». И потом, гораздо позже Чернышевский поступил так, как писал в юности. Такая стратегия любви непроста в исполнении и чревата риском полной потери любимого. Но, с другой стороны, она оставляет надежду вернуть обратно любимого человека, что становится невозможным в случае резкого разрыва, сопряженного со скандалами и взаимной ненавистью. Ведь почти у каждого человека, покинувшего свою прежнюю «половинку», хотя бы раз возникает желание вернуться обратно. И если он знает, что его с пониманием и любовью, не упрекая за вероломство, примут обратно, он с благодарностью ухватится за такое предложение. В подтверждение такой стратегии поведения хочется привести письмо в газету «Спид-инфо» от одного из ее читателей:
Интересная приписочка, не правда ли? Мужской шовинизм налицо. Нам, мужикам, можно, а женам — ни-ни. Куда честнее было бы признать обоюдным право на сексуальные контакты на стороне. Тогда мужчины долго думали бы, прежде чем решаться на измены. Но в России традиционный жизненный уклад пока принимает сторону супруга, поэтому если мужчина изменяет женщине с другой, это воспринимается с осуждением, но как само собой разумеющееся, а если женщина изменяет мужчине, да еще с другой женщиной, то это вызывает шок, как это произошло с великим русским писателем Иваном Буниным. Он всегда отличался влюбчивостью, а его жена Вера Николаевна закрывала на это глаза, потому что была уверена, что Ян (так она называла его на иностранный манер) любит только ее. Но однажды ее уверенность подверглась суровому испытанию. К ним на виллу приехала молодая и очаровательная писательница Галина Кузнецова, с которой у Бунина завязался роман. Другие женщины до этого тоже увлекали великого беллетриста, но эта страсть захватила обоих всерьез и надолго. Они стали жить втроем: Бунин, Галина и Вера Николаевна, причем все трое делали вид, что ничего особенного не происходит — просто одна писательница несколько месяцев (а потом и лет) гостит у другого писателя. Гуляет с ним по вечерам, берет уроки писательского мастерства, вместе с ним обедает, слушает музыку и т. д. Получалось, что Бунин являлся мужем сразу двух женщин — своей законной жены, отношение к которой он определял по-толстовски, объясняя, что любит Веру Николаевну, как самого себя, и потому не может говорить о какой-то особенной любви (не станешь же признаваться в любви к своей руке или ноге?), и — Галины, радовавшей и вдохновлявшей его своей молодостью и обаянием. Многие, кто был в курсе бунинской семейной истории, только диву давались мудрости и терпению Веры Николаевны, которая прилагала поистине титанические усилия, чтобы, поборов естественную неприязнь, по-христиански полюбить свою соперницу (чего ей это стоило, знает один Бог). Галина Кузнецова, со своей стороны, тщетно пыталась обрести душевное равновесие, смириться с Верой Николаевной, не думать о будущем. Такая жизнь продолжалась почти семь лет! Даже в Стокгольм на присуждение Бунину Нобелевской премии по литературе они отправились втроем (в Швецию — «шведской семьей»). Однако вскоре после этого победа, одержанная на литературном поприще, обернулась поражением в любви. Вскоре Кузнецова познакомилась с Маргаритой — сестрой литератора Федора Степуна, и связала с ней свою жизнь. О лесбийской любви тогда знали мало, и Бунин был шокирован и оскорблен. Ему, мнившему себя знатоком любовных наук, вдруг открылось нечто, о чем он даже и не подозревал. И как ни мучался и негодовал новоиспеченный нобелевский лауреат, а любовь Галины вернуть обратно не смог. Ревность
Вот письмо читательницы в редакцию газеты «Спид-инфо» из Астрахани:
Вариантов ревности бесконечное множество. Последствия ее тоже бывают самые разнообразные: от позитивных (муж, вовремя заметивший попытки супруги «гульнуть на сторону», начинает оказывать жене повышенные знаки внимания) до весьма трагических (в состоянии аффекта убил жену и любовника, а потом наложил руки и на себя). Эволюция ненависти также мало предсказуема — она может усиливать существующую любовь, заменить ее на ненависть или убить вовсе, оставив после себя лишь равнодушие. Считается, что ревность связана с любовью, но как? — вот в чем вопрос. Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит», связав любовь и ревность воедино, и люди приняли на веру это положение и стали руководствоваться им в своей жизни. В сборниках мудрых я обнаружил другое по характеру высказывание неизвестного автора, которое кажется мне более глубоким и психологичным по своей сути, чем афоризм знаменитого богослова. Оно гласит: «Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять. Согласитесь, что при таком подходе ревность теряет большую часть своей привлекательности. Профессор И. Шевелев говорил, что ревность — это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а С. Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность — сестра любви, подобно тому, как дьявол — брат ангелу». Ревность бывает разная, в одном случае она вызывает понимание и одобрение со стороны окружающих, в другом — презрение. Вильгейм Райх в книге «Сексуальная революция» писал о ревности: «Боль, возникающая от представления о том, что любимый партнер обнимает другого, вполне естественна. Это естественную ревность необходимо строго отличать от ревности собственника». Тем не менее существует мнение, что ревность полезна для любви. Например, у уральского писателя Валерия Брускова есть афоризм: «Костер любви питается дровами ревности», а некоторые психологи вообще считают, что ревность отражает уровень притязания личности, поэтому бороться с ней вредно, ибо такая борьба снижает конкурентоспособность человека. Скорее всего, все дело в пропорциях — ведь даже самое целительное лекарство, применяемое без меры, может причинить вред, в то время как частицы ядовитых мышьяка и ртути входят в состав гомеопатических снадобий. Поэтому врач И. Шевелев вывел следующий постулат: «Ревность — яд: в малых дозах стимулирует любовь, в больших — убивает». При этом «мужская» и «женская» ревность различаются между собой. Марсель Ашар писал, что мужчина ревнует к своим предшественникам, а женщина — к тем, кто придет после нее. Кроме того, мужская ревность более активна и яростна, а женская чаще несет элемент пассивности и обреченности. Стендаль так писал об этом в своем трактате «О любви»: «Что касается ревности у женщин, то они недоверчивы, они рискуют неизмеримо большим, чем мы, они приносят больше жертв во имя любви, к их услугам гораздо меньше развлечений, и главное гораздо меньше возможности проверить поступки любовника. Женщина чувствует себя униженной ревностью; создается впечатление, что она гоняется за мужчиной; ей кажется, что она стала посмешищем для своего любовника и что он издевается над ее нежными порывами; у нее неизбежно появляется склонность к жестокости, а между тем она не может убить соперницу на законном основании. Поэтому женская ревность должна быть страданием еще более ужасным, если только это возможно, чем ревность мужская. Это предел того, что может вынести, не разбиваясь, человеческое сердце, полное бессильного бешенства и презрения к себе». С другой стороны, ревнуя сама, женщина требует и проявления подобных чувств от своего партнера, недаром же существует афоризм «Женщина редко прощает нам ревность и никогда не прощает ее отсутствие». Х. Бидструп. Ревность Из чего же состоит ревность? Франсуа Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ней только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Оноре де Бальзак полтора века спустя уточнил: «Ревность у мужчин складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия». Парадокс состоит в том, что нередко в семье ревнует именно тот из супругов, который сам в наибольшей степени склонен к нарушению супружеской верности. Польский писатель Станислав Вапняк писал: «Подозревать женщин в неверности нас заставляют не их измены, а наши собственные». М. Веллер пишет: «Повод к ревности означает: я менее хозяин жизни, чем полагал, чем могу или мог бы, я менее всемогущ, чем хочу и полагаю возможным. Вот чего человек перенести не может!!!» Отсюда вытекает, что мало ревнуют предельно уверенные в себе люди, а сильнее ревнуют те, у кого больше комплексов и занижена самооценка. «Если бы Отелло был белым, молодым, красивым и куртуазно образованным, — предполагает Веллер, — он бы высморкался в этот проклятый дареный платок и лег к Дездемоне в койку заниматься любовью, всех и делов». Не знаю… Красивые, как и богатые, между прочим, тоже плачут. И что-то я не встречал в жизни абсолютно уверенного в себе человека. Просто «крючок» для неуверенности у каждого свой. Один сомневается в своей внешности, другой — в потенции, третий — в уме. Может быть, только полные дебилы лишены сомнений и комплексов. Сам Веллер в другом месте своего трактата также пишет, что от ревности никто не застрахован: «Всегда найдется кто-то получше тебя. Всегда накопятся отрицательные эмоции, которые требуют какого-то выхода, привязки к какому-то внешнему объекту, повода, персонификации. Всегда захочется, чтоб любимая была тебе «еще больше что-то», ибо нет в мире совершенства и нет совершенству предела. Всегда найдется платочек, чтоб накинуть его на шейку — хотя бы в мыслях, хотя бы на миг. А вы что решили — что можно прожить нормальную жизнь, никогда не ревнуя? Успокойтесь, покой нам только снится, как заметил на заре веселого XX века поэт». Чувство ревности может приводить к негативным последствиям, ведущим к разрушению семьи. Во-первых, она приводит к ухудшению взаимоотношений между супругами. Подозрения, упреки, слежка, слезы и скандалы делают жизнь двух людей под одной крышей невыносимой, что в итоге может привести к разводу. Во-вторых, внешние проявления ревности оказывают неблагоприятное воздействие на психику ребенка, если таковой имеется в семье. Дети очень чутко и остро реагируют на отношения родителей, и ссоры на почве ревности могут приводить к возникновению у детей острых невротических реакций, последствия которых могут неблагоприятно проявляться в течение многих лет. В-третьих, ревность из-за предполагаемой измены одного из супругов может приводить к измене (уже реальной) второго члена семьи. Это так называемая «измена в отместку». «Раз он позволяет себе такое, то и я не останусь в долгу!» Бывают и более трагикомические ситуации, когда муж, доведенный до крайности беспочвенными подозрениями супруги, решает, что если и страдать, так за дело, и решается на измену, хотя до сцен ревности супруги совершенно не собирался этого делать. В реальной жизни случаются вообще анекдотические случаи, которые показывают, к каким неожиданным последствиям может приводить ревность. Так, в одной семье женщине наскучила ровная и однообразная семейная жизнь, и она решила внести немного остроты и разнообразия в ее спокойное течение. Она начала ревновать мужа: контролировать время возвращения его с работы, нюхать его волосы на предмет наличия в них запахов посторонних духов и тщательно осматривать воротнички его рубашек в поисках чужой губной помады. Но улик, как назло, не было! Тогда она купила косметический карандаш и забросила его за диван, а потом, во время генеральной уборки, на глазах мужа, как бы случайно, обнаружила его. «Разгневанная» супруга предъявила «доказательство» измены супругу и устроила ему образцово-показательную сцену ревности, злорадно представляя, как ничего не подозревающий муж будет жалко оправдываться по поводу злополучного карандаша. Сначала все шло по плану, но когда супруга добавила жару, случилось страшное: муж слегка побледнел и признался в том, что она его вконец достала, и что он действительно несколько раз приводил в их квартиру любовницу, и что если она хочет, то он готов с ней развестись. Это признание, как громом, поразило бедную женщину. Она не знала, что и сказать — начиналось все очень забавно, и ей совершенно не нужно было его признание, эта несуразная правда, но слово — не воробей… В общем, со временем они помирились, семью сохранить удалось, но вот прежнего мира и спокойствия там нет и уже, по-видимому, не предвидится. В-четвертых, ревность может достигать такой силы, что приобретает навязчивый характер и проявляется в агрессивных действиях, направленных на супруга или его предполагаемых сексуальных партнеров (психиатры считают, что «бред ревности» относится к наиболее трудно излечимым психическим заболеваниям). Когда ревность приобретает характер сверхценной идеи, мысль о неверности супруга начинает неотступно преследовать человека и занимает доминирующее положение в его сознании. Любые факты, порой совершенно не относящиеся к сфере межличностных отношений, интерпретируются как бесспорные доказательства измены: «молчащий» звонок по телефону — «звонил соперник, ждет, пока она возьмет трубку…», новая губная помада, прическа — «чего это она так вырядилась?..», плохое настроение у жены — «скучает по своему любовнику…» Далее, ставшая уже патологической ревность начинает влиять на поведение: устраиваются внезапные возвращения домой, «встречи» с работы, нанимаются частные детективы для слежки за неверной супругой, в квартире устанавливаются прослушивающие устройства — все зависит от того, насколько далеко зашел болезненный процесс и от уровня материальных возможностей. На стадии формирования бреда ревности у человека полностью исчезают сомнения в измене, подозрения сменяются уверенностью, и переубедить такого человека с помощью объективных доводов уже невозможно. Соответственно, и меры борьбы с изменой приобретают крайне изощренный характер. Так, в своей лекции один из профессоров психиатрии приводил пример больного алкоголизмом, страдающего бредом ревности (кстати, такое сочетание встречается очень часто), который, уходя на работу, заставлял супругу надевать своеобразный «пояс верности», сделанный им самим из брезента, шнурков и металлических заклепок. По мнению большинства психиатров, сверхценные и бредовые идеи ревности в отношении прогноза на выздоровление крайне неблагоприятны и лечатся с огромным трудом. Поэтому, дорогие читатели, если вы уж слишком зацикливаетесь на неверности вашего супруга, помните, что любую, даже самую неприятную и сильную эмоцию, можно остановить внутренним усилием, пока она не достигла крайней интенсивности и не начала «жить самостоятельной жизнью», уже не считаясь с вашим сознанием. Ревность — не такое уж безобидное явление, порой она приобретает довольно дикие формы (вплоть до убийств и обливания серной кислотой) и может стать сущностью психического заболевания. Все вышесказанное наталкивает на мысль, что ревность, несмотря на ее внешнюю близость к чувству любви (она как бы растет на ней), является далеко не тем чувством, которое следует холить, лелеять и взращивать в своей душе. Не холим же мы блох только на том основании, что они живут на нашей любимой собачке? Так и ревность паразитирует на любви, бессовестно пользуясь ее энергетикой. Ревность — чаще всего только следствие нашей слабости (причем нередко, слабости надуманной, воображаемой). Истоки ее таятся в заниженной самооценке, в страхе потерять объект любви. Это сорняк нашей души, и, не вырвав ее корней, уничтожить ее невозможно. Чем больше мы будем рвать и топтать ее стебли и листья, тем более буйно будет она оплетать нашу психику, пока не задушит ее совсем (что случается в случае бреда ревности). Мотивов для ревности может быть несколько, и прежде всего каждый человек должен понять, какой из них лежит в основе его личной ревности. Это может быть, например, низкая самооценка, страх потерять любимого, обостренное честолюбие или эгоизм. Если главной опорой ревности является заниженная самооценка («Я простой парень, а она такая красивая — поклонники так и вьются…» или «Я всего лишь медсестра, а он адвокат, конечно, на него бабы будут вешаться»), то главной целью работы над собой является ее повышение. Нужно четко осознать, что нельзя принудить человека к любви. Любовь можно зажечь, ее можно завоевать, в конце концов, любовь можно заслужить, но выпрашивать ее бесполезно. Поэтому если вы хотите, чтобы вам не изменяли, сделайте себя достойным такой сильной и преданной любви. Станьте умнее, богаче, обаятельнее, образованнее, остроумнее, красивее… (предварительно определив, что больше всего привлекает в людях вашего избранника). Причем (и это очень важно!) меняться в лучшую сторону, «расти» над собой следует не для него, а для себя!!! Это не должна быть жертва ради любимого («Я ради тебя пошла на шейпинг»; «Я для тебя сделала новую прическу»; «Я из-за тебя устроился на новую работу и теперь получаю в два раза больше…»). Вы сами должны получать огромное удовольствие от занятий спортом, прически, повышенных доходов и проч. Если вы хотите избавиться от ревности, вы, прежде всего, должны научиться получать удовольствие и гордость от самого процесса самоусовершенствования, и можете не сомневаться, что ваш любимый оценит происходящие с вами изменения… и не только он (или она). Все время помня о главной цели этого процесса (держа в голове тот облик «идеального „Я“, к которому вы стремитесь), нужно научиться радоваться каждой, даже маленькой победе на этом пути, используя эти победы для повышения своей самооценки, как повод для большей любви к себе. Чем больше вы будете любить себя, тем большую ценность вы будете иметь в глазах других людей — хотя некоторым этот тезис кажется непривычным, его истинность подтверждена самой жизнью. Если в основе вашей ревности лежит привязанность к партнеру, замешенной на страхе потерять его, повышение самооценки тоже не помешает, но в этом случае стратегия мышления должна быть несколько иной. Вы должны отчетливо осознать свое одиночество в этом мире (одиночество, наиболее четко описанное Буддой), а связь со своим сексуальным партнером следует рассматривать всего лишь как временный этап своего личностного роста. Да. В настоящий период времени вы любите этого человека, и любите очень сильно, но был период, когда вы совершенно не знали о его существовании, и тем не менее нормально жили без него. Не исключено, что когда-нибудь вы охладеете к нему, и вас захватит новая любовь, возможно, что даже более интересная и глубокая, так почему же вы должны так страдать по поводу столь временной эмоциональной привязанности, как будто бы вам предназначено жить вечно? Третий вид ревности, замешенный на эгоизме, самый сложный для коррекции, так как человек, страдающий этой разновидностью ревности, фактически низводит своего партнера до уровня вещи, а точнее — части своего тела. Он не допускает даже мысли о том, что другой человек может любить еще кого-то, кроме него, ведь не имеет же права на принятие самостоятельных решений рука или нога! Такой вид ревности самый деспотичный, а потому чреват «бунтом на корабле». Чтобы такой бунт не стал неожиданным, ревнивцу следует по-новому взглянуть на своего партнера и разглядеть в нем личность, которая имеет право на самостоятельные поступки (но, с другой стороны, и общаться с личностью гораздо интереснее, чем с вещью). Примечания:2 Это подтверждает народное наблюдение, что все хорошее в жизни пролетает очень быстро. 22 Газета «Поиск», № 38, 2001. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|