|
||||
|
ГЛАВА 5 Механизм действия энкодов
Энкоды по механизму своего действия – это рефрейминг – старая мысль в новом обрамлении. Существует много видов рефрейминга, рассматриваемых в их в контексте исследования энкодов. Переопределение. Новая трактовка одного или нескольких элементов сообщения, влекущая за собой неожиданные для партнера последствия. Инициатор рефрейминга[31] предлагает партнеру задуматься, что это могло бы означать, если взглянуть с другой стороны (поместить в новые рамки, новый контекст). В психотерапии, откуда этот прием родом, рефрейминг-переопределение чаще всего означает замену негативного утверждения позитивной формулировкой того же содержания. Так, болтливость можно назвать общительностью, трусость – осторожностью, скупость – бережливостью, несдержанность – ярким темпераментом и т.д. и т.п.
«Неклассический» рефрейминг, построенный на фонетической подмене:
Если же речь идет об энкодах, то переопределение, содержащееся в них, может иметь характер, противоположный щадящему психотерапевтическому: Партнер: «Давай зайдем с другой стороны…» Вы: «Не крути меня, как кубик Рубика!» Или: Партнер: «Давай зайдем с другой стороны…» Вы: «Я целиком на твоей стороне!» Или: Партнер: «Давай зайдем с другой стороны…» Вы: «А разве у меня есть выбор? А разве у тебя есть выбор?» …Да уж, честно говоря, задачи энкода «психотерапевтическими» не назовешь, если иметь в виду противостояние тем, кто пытается манипулировать нами. Ему-то, сопернику, возможно, и понадобится зайти ко мне на прием, зато вам они (энкоды) могут очень даже пригодиться, чтобы отпала необходимость визита к психотерапевту.
Увы, я не знаю автора этого замечательного поэтического энкода, но думаю, что вскорости слова станут народными… Кстати, ответить на них можно тоже энкодом: «Настоящий мужчина скорее отдаст женщине самого себя, чем то, что она попросит». Работа с последствиями убеждений. Имеется в виду манипуляция с последствиями убеждения, которые, будучи незначительными, на первый взгляд, могут повлиять на всю жизнь. От своего одноклассника по 2-й физико-математической школе в Москве я слышал: «Гении не имеют детей!» Это было сказано 40 лет назад. Не знаю, состоялся ли гений соученика, но слышал, что детей у него нет. Самосбывающееся пророчество? Такие пророчества неплохо бы атаковать энкодами (разумеется, если вы сочувствуете парню). Например: ¦ «Серебро должно быть трескучим!» ¦ «Да таким, как ты, нужно еще при жизни памятник ставить. Бронзовой отливочки. И незаполненным приглашением туда, куда тебе давно пора». ¦ «Знаю, тебе страшно… Но мне ведь тоже…» ¦ «Это похоже на засаду, верно?» ¦ «Ты обладаешь способностью сказать “нет” с помощью своего тела»[33]. Еще один пример работы с последствиями: ¦ «В самом главном бою победитель не получает ничего». Не слишком веселый рефрейминг, не правда ли?.. Обыгрывание намерений. В каждом поведении есть позитивное намерение. Извлечь его – это заглянуть под поверхность высказывания, нащупав скрытые установки. Но энкоды порою извлекают и разоблачают намерения партнера, которые могут быть лично вам неприятны. ¦ «Необязательно говорить гадости, чтобы признаваться в любви!..» ¦ «Иногда руку помощи протягивают для того, чтобы спрятать другую, с козырем!» ¦ «А если мы назовем сегодняшний день “спокойный понедельник”?» (партнер нервничает, суетится, поэтому и наезжает; наезд – это не лучший способ успокоиться). ¦ «Я, кажется, уловил, к чему ты меня склоняешь…» Детализация. Рассматривая высказывания собеседника в увеличительное стекло (только особенно не застревайте на созерцании!), вы можете обратить его внимание на то, чего он сам в должной мере не замечает.
Иными словами, при детализации вы извлекаете тот элемент высказывания, который позволит адресату изменить убеждение. Энкоды, рассчитанные на перемену убеждения, должны произноситься с должной иронией или глубокомыслием (в позе роденовского мыслителя, например): ¦ «А это идея!» ¦ «Богатая идейка!» ¦ «Давненько я не говорил слово “супер”!» Укрупнение. Укрупняя, мы привлекаем внимание адресата к тому, что исходное убеждение является частью какой-то более широкой системы. Примеры: «Я читаю слишком медленно…» «Зато вы способны буквально прожить каждую строчку, вступить в мысленный диалог с героями, растянуть удовольствие…» Из клинических случаев профессора Каценеленбойгена (есть ли такой психолог, не знаю, но если есть, прошу прощения, совпадение случайное; честно говоря, думаю, мне подошел бы такой псевдоним…):
Другой случай из практики профессора Каценеленбойгена (на этот раз речь идет обо мне, уж точно…):
Или, например, ваш собеседник с жаром говорит о каком-то событии из своей жизни, которое, на ваш взгляд, лишь повод для хвастовства, но, по сути, лишено глубокого содержания. Он – Вам: «А я!», «А я!», «А я!», ….!!! Вы – ему: «Вот ради этого и стоит жить!» Таким образом, мелкое событие, на которое напирает ваш собеседник, демонстрируя свое превосходство, превращается с вашей подачи в грандиозную ценность, чуть ли не в смысл его жизни. Или: «Серебро должно быть трескучим…» Контрприем. Подыскать и предложить собеседнику ситуацию, в которой присутствуют компоненты исходного убеждения, но они находятся в ином отношении друг к другу. Иначе говоря, исключения из правила, которое ваш собеседник возводит чуть ли не в абсолют. Если уж такие самоочевидные вещи, как Пятый постулат Эвклида[35] могут быть поставлены под сомнение, то чего уж тут сомневаться в «опровержимости» любых житейских суждений?
Недавно автор этих строк услышал странную идею – зачем нужна эта ваша наука психология, ведь все о человеке уже есть в пословицах и поговорках, дошедших до нас из глубины веков? В том-то и дело, на каждую такую пословицу приходится пословица с противоположным смыслом, пословицы «спорят» друг с другом, как если бы острословы издревле вступали в дуэль, используя вместо шпаг и пистолетов отточенные стрелы конкурирующих смыслов. Вот некоторые примеры того, что я назову сложным словом «самоконфронтация». Человек оспаривает свои собственные утверждения. Первый пример – из Марины Цветаевой («Тоска по Родине»):
Другой пример – из «Незнакомки» Александра Блока:
Дальше у поэта – помните – череда бесконечно романтичных видений, которым предается завсегдатай ресторанов с сомнительной репутаций (первая самоконфронтация). Там и девичий стан в шелках, и шляпа с вуалью, под которой «очи синие бездонные», и «берег очарованный, и очарованная даль». И тут «поплывший» вместе с лирическим героем читатель как обухом по голове получает вторую самоконфронтацию:
Расхожий афоризм, «in vino veritas», повторенный в конце в русском переводе, – чем не ушат холодной воды на голову романтика в ресторане? Введенная деталь переворачивает смысл всего, что было сказано до этого… От высокой поэзии перейдем на твердую почву энкодов. Поставим под удар смысл сообщения партнера: Партнер: «Тебя на мякине не проведешь…» Вы: «А ты меня не обманываешь?» или «А ты ловкач!..» Это прекрасный пример поединка «энкод против энкода». В дальнейшем мы будем иногда использовать этот подход. Другой результат. Механизм этой формы рефрейминга можно определить так: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вместо того чтобы сразу «брать быка за рога», опровергая или нейтрализуя исходное убеждение партнера, инициатор привлекает внимание адресата к другим результатам, вытекающим из ситуации, и возможностям. Пример: ¦ «У меня плохая память». ¦ «Это хороший знак. Глупости – не застревают, стереотипы – не складываются, ничто не мешает мыслить…»[36] Еще пример: ¦ «У меня плохая память». ¦ «А как с креативностью?» Еще один: Вас критикуют за арифметические ошибки: ¦ «Видать ошибся?» А вы: ¦ «Ведь я человек искусства…» Энкоды по своей функции, как мы уже отмечали, переворачивают привычку поддерживать и поощрять. Поэтому тут уж скорее «не было б несчастья, да счастье помогло…». Примеры: ¦ Боюсь обмануть твои ожидания, приятель!.. ¦ Да ты страшный человек (= Мягко стелет, жестко спать). ¦ Да подо мной любая мужиком станет! ¦ «Ай, вы хитрец! Если б не знали, не спрашивали бы!» (Михаил Жванецкий) Гиперболизация ответственности. Смысл данной формы рефрейминга в том, чтобы комически обыграть взгляд партнера на свою и чужую роль в общем деле, в той или иной ситуации значимого для обоих взаимодействия. Часто речь идет о размолвках, упреках, жалобах одного на другого. Проиллюстрировать этот термин можно, обратившись к практикам НЛП[37]. В своей книге «Структура магии» Джон Гриндер и Ричард Бендлер вводят очень важное различение между тем, что они называют «Глубинной Структурой» и «Поверхностной Структурой» высказывания. В глу бинной структуре «живут» подлинные результаты жизненного опыта человека, а «поверхностная структура» – это то, что непосредственно высказывается.
«Я люблю тебя, Ольга!» – это то, что ощущает субъект высказывания (глубинная структура высказывания). «Ну… в общем… Ольга… это…» (несколько шаржированная нами поверхностная структура). Приведем пример того, что можно было бы назвать «гиперболизацией ответственности», из книги «Структура магии»:
В другом примере (мы его также берем из «Структуры магии») ответственность за происходящее полностью возлагается субъектом высказывания на себя:
Эта генерализация[38], как отмечают авторы книги, неявно связана с утверждением, что между заботой пациента (или отсутствием заботы) о других людях и любовью этих людей по отношению к пациенту существует необходимая причинно-следственная связь. Можно ответить на это, например, так: «Если вы будете заботиться о других людях, будут ли они {непременно} любить вас?» {всегда} Заметим, что в провокативном, «энкод-контексте» «переворачивание» представлений достигается более жестким способами: «Настоящее искусство любви к ближнему – это умение играть на дудочке. Даже кобры и те бросятся вам на грудь с поцелуями…» Обращение высказывания на самое себя (рекурсия). В этом случае условие или критерий, заданные в исходном утверждении, «перенацеливают» на себя. Убеждение вступает в поединок с самим собой. Люди моего поколения и старше должны были знать наизусть ленинское определение материи: «Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и данную человеку в его ощущениях». Логик А.А. Зиновьев добавил в это определение всего одно слово. Получилось: «Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и данную человеку в его ощущениях Богом». Пафос бытия материи как объективной реальности мгновенно улетучивается. Утверждение конфронтирует с самим собой. Детская шутка из незапамятных времен. Как расшифровывается слово «Дуня?» Ответ: «Дураков У Нас Нет…» «А “я”?» Английская шутка-аналог: «Успех любой истории определяется двумя моментами: во-первых, недосказанностью...» (Те, кто попались, спросят: «А во-вторых?..») Примеры рекурсивных энкодов: «Дурак!» «Это одно из немногих твоих достоинств». или «Дурак!» «Это сближает». Иерархия ценностей (критериев). Это – последовательность приоритетов, на основе которой человек или группа решает, как действовать в определенной ситуации. Зная об иерархии ценностей человека, инициатор может применить к одному из компонентов исходного утверждения более общий, более высокий в иерархии критерий, что ведет к переосмыслению всей ситуации в целом: Пример: «Забыть дату нашей свадьбы – то же самое, что забыть нашу любовь». «Что важнее – иметь хорошую память или действительно любить?» Здесь мы предлагаем матричные энкоды («Зачем тебе А, если у тебя есть B?»); символы «А» и «B» можно ввернуть в энкод буквально: • – У меня вопрос: «Что важнее – А или B?» – В каком смысле? – Любовь или глупость? • (Если вы хотите убедить кого-то бросить вредную привычку – пить, курить, переедать.) Ведь это похоже на правду: без легких оно лучше, чем без курева. Дело говорю? Или – без печени оно лучше, чем без бутылки; без любовницы оно лучше, чем без жратвы и т.п. (По сути, это матричный энкод – см. Приложение «1001 энкод на все случаи жизни»: «Зачем тебе “А” – легкие, печень, секс, если у тебя есть “B” – сигареты, водка, сальце с лучком?») • Ну, конечно, рак легкого – это потом, а бросить курить нужно прямо сейчас. Чего ж тут сравнивать? • В ответ на неисчислимые жалобы; а также в ответ на два последних энкода[39]: Есть болезнь, от которой умирают все. Это – жизнь. Изменение контекста или изменение размеров рамки. Этот прием предполагает переоценку многих ситуаций или подчеркивание значений в новом контексте определенного поступка, обобщения или суждения. Таким новым контекстом может стать: 1) более длинный отрезок времени; 2) точка зрения большинства (или отдельно значимого человека); 3) более широкий взгляд на суть вещей. Примеры из консультативной практики (В.П. Шейнов).
Позиция восприятия. Выделяются три позиции: 1) восприятие ситуации со своей точки зрения; 2) восприятие ситуации с точки зрения другого лица (собеседника, партнера, адресата); 3) восприятие себя «со стороны». Специалисты в области НЛП в этой связи говорят об «ассоциированном» (когда я смотрю изнутри) и «диссоциированном» (взгляд извне) состояниях.
Среди способов эффективного психологического воздействия на людей широко распространен метод «работы на стульях» – консультируемый пересаживается с одного стула на другой, «проживая» состояния, который мог бы испытать кто-то еще, помимо него. Иногда – это родители, учителя, «шефы» или любимый человек, а иногда (пересаживаясь на другой стул) человек превращается в самого себя в детском возрасте. Перевод в восприятие «со стороны» – это когда мы, например, говорим: «Опомнитесь! Посмотрите на себя со стороны… Вот вы сейчас сердитесь на этого человека, а если бы вы оказались на его месте, как бы вы себя повели и как чувствовали бы себя?» Энкод-анекдот (этот жанр мы пока рассматриваем как пример расширения области энкод-посланий):
Не злоупотребляйте энкодами, но и не отказывайте себе в удовольствии! Может быть, вы уже почувствовали, что знание энкодов позволяет справиться с непростой задачкой: «Что важнее для нас – как обращаться с напильниками или коллайдерами, или такие “глупости”, как любовь к ближнему, уважение к себе, яркость общения...» Энкоды хороши своей обобщенностью – их можно использовать то так, то этак в самых разных жизненных ситуациях, использовать «почти без примерки». Однако «уж совсем без примерки» (без репетиции в воображении, без проигрывания возможных последствий) применять энкоды в общении с суровым начальником (того хуже – военачальником любого ранга[41]), с пьяными, психически неустойчивыми людьми все же не советуем. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|