|
||||
|
ДОГМАТИКА Прежде, чем приступить к краткому анализу религиозных верований организации «Свидетели Иеговы», нам, сначала следует опереться на великие истины, с благоговением хранимые Святой Церковью. Лишь пребывая в Ее Лоне и верой касаясь драгоценного наследия, Ее оберегаемого, мы, в какой — то мере сможем оценить пагубность той ереси, которую иеговисты называют своим вероучением. Священное Писание о Святой Троице Троица, единосущная и нераздельная — есть центр и средоточие всех догматов. На протяжении первых веков, когда христианство находилось в стадии становления и развития, догмат о Троице подвергался неоднократно нападкам со стороны людей, ограничившихся рациональными умозаключениями. Бог, ограничив человеческий разум, открыл Себя в Св. Придании и в Св. Писании, на основании которых и выправился догмат о Святой Троице. Открыв Себя в догмате, Он хочет, чтобы человек пережил и усвоил данное Им откровение всем своим сердцем, открывая его лично для себя. Если этого не произойдет, то человек останется лишь начетчиком, исповедующим то, с чем он остается во внутреннем конфликте. Недостаточно просто сказать, что Св. Троица — это великая тайна. Это То, перед Кем благоговейно замолкали в апофатическом созерцание величайшие умы человечества. И как все Божественное, Она также доступна и простому смиренному верующему. Это Тайна, Которую еще ни один тварный разум (благоговеющий перед ней) не вознамерился исчерпывающе изъяснить. Поскольку «свидетели» имеют искаженное представление о Св. Придании, они отказываются от него, конструируя свою богословскую систему «только» на Св. Писании (вернее на произвольно вырваных из общего контекста стихах, интерпретируемых ими с помощью комментария «Изучения Писаний»). По этой причине мы сознательно не будем прибегать к помощи Св. Придания, так как имеем своей целью показать, что и на основе Св. Писания иеговистское учение — не состоятельно. Итак, Церковь, основываясь на Св. Писании, дает нам понимание Бога, как — Отца, — Сына и — Святого Духа. Что же говорит нам Слово Божие о Святой Троице? Обратившись к Ветхому Завету, мы можем встретить явное указание на то, что Бог — не Единоипостасен: Быт.1:1–в начале сотворил Бог … В этом тексте слово Бог (евр. — Элохим), имеет грамматическую форму множественного числа, но глагол «сотворил» (евр. — бара), употребляемый здесь, стоит в единственном числе. Быт.1.26 — и сказал (ед. число) Бог (Элохим — мн.ч.): сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему … Множественное число, наверное указывает на то, что Бог не создавал человека по Образу Своему и ангелов, но сказано: «… по образу Нашему…» Зачем Единому (в смысле Единоипостасному) Богу говорить о Себе во множественном числе? Прошу заметить, что здесь не сказано: «… по образам (и подобиям) Нашим…». Мы нигде, никогда не найдем, чтобы Бог говорил о Себе и твари — «Мы», «Нас», и т. д. Он всегда противопоставляет Свое бытие бытию тварному (Ис. 55, 8.) Быт.3.22 — и сказал Господь (Ягвэ — ед.ч.): … сойдем же и смешаем там язык их… Далее в В.З. имеется много мест, прямо и косвенно поддерживающих Божественное откровение, выраженное в том, что Бог — един по существу (естеству) и троичен в Лицах (или Ипостасях). Мы не ставим себе целью объяснить (в отличие от «свидетелей») или примерить со своим разумом внутреннюю жизнь Святой Троицы. Откровение догмата человеку не объясняет того КАК существует Бог (если вообще термин «существует» применим к Нему), но лишь указывает на бытие Отца, Сына и Святого Духа в триипостасном существе Божьем (Мф.28,19.). Но это и понятно, так как в человеческом понимании отсутствуют образы, достаточные для рационального объяснения этого «возвышеннейшего из всех догматов», и тем более слова для его разъяснения. Каким образом все Лица Святой Троицы остаются совершенно равными между Собой, когда Бог — Сын от Отца рождается, а Дух Святой от Отца исходит? По обычному и потому ограниченному, человеческому разумению, (исключения из которого не составляют и «Свидетели Иеговы») такое отношение между лицами — есть признак субординации (подчиненности). Что есть рождение Сына? Что есть исхождение Св. Духа? Символ Веры св. Афанасия, гласит: «… да единого Бога в Троице, и Троицу в Единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть Ипостась Отча, ино сыновня, ино Святого Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святого Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух … Тако: Бог (есть) Отец, Бог (есть)Сын, Бог (есть) и Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог… Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца самого есть, НЕ СОТВОРЕН, НЕ СОЗДАН, НО РОЖДЕН. Дух Святый от Отца НЕ СОТВОРЕН, НЕ СОЗДАН, НИЖЕ РОЖДЕН, НО ИСХОДЯЩ… И в сей Троице ничтоже первое ниже последнее, ничтоже более или менее, но целы три Ипостаси, соприсносущны суть Себе и равны». Мы все конечно знаем, что в Св. Писании отсутствует понятие «Троица» (впрочем, как отсутствует и «Иегова», см. ниже главу «Перевод Новый Мир»). Однако совершенно ясно оно раскрывает, что Отец — Бог, Сын — Бог, Дух Святой — Бог. Прежде, чем перейти к более детальному рассмотрению учения о Св. Троице и Богочеловестве, как этому учит Священное Писание и Церковь, мы предлагаем ознакомиться с тем взглядом, который культивируют «Свидетели Иеговы» относительно Святой Троицы и, в частности, что касается Божественного естества Сына Божия и Святого Духа. Здесь и ниже приводятся цитаты, опубликованные в брошюре» Let God be True» (т. е. пусть Бог будет истинным), и в журналах «Сторожевой башни», выпускаемых с 1946 г. по 1979 г.: О Св. Троице «вкратце учение о Троице сводится к следующему: Существует три бога в одном — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три — равновластны, единосущны и предвечны… Вывод очевиден: автор учения о Троице — сатана… Человеку, который искренно хочет познать истинного Бога и служить Ему, трудно будет полюбить и молиться какому — то трехглавому, чудовищному богу… (цитируется дословно, выделение мое ОС) Учение о Троице не было не при Иисусе, не у первых христиан… Очевидная истина в том, что сатана пытается скрыть от богобоязненных людей истину об Иегове и Его Сыне Иисусе Христе. Троицы уже нет… Любая попытка обосновать учение о Троице ведет к путанице. Учение о Троице искажает смысл Ин.1:1,2 затуманивает его и не делает ничуть понятнее… О Сыне Божьем: «Писание говорит о Сыне Божьем, о Слове как о божестве, сильном божестве, но не как о всемогущем Боге, Который есть Иегова… Другими словами, Христос был первым и не посредственным творением Иеговы Бога … Библия говорит, что Бог один… И Он больше, чем Сын… Сын же, первородный, единородный, творение Божие, имеет начало. То, что Отец больше и старше Сына, разумно, понятно и подтверждается Библией… Иисус был Сыном Божьем. Не самим Богом… Сам факт, что Иисус был послан на землю, подтверждает, что он был меньше Бога Отца … Конечно, ап. Иоан, был не настолько бездумен, чтобы утверждать, что некто (Слово) был у Бога и в тоже время был Им (Богом)… Рождение Христа не было воплощением… Он освободился от всего небесного и духовного. А всемогущий дух Бога перенес жизнь Его Сына с небес во чрево еврейской девы из рода Давидова. В результате этого чуда родился человек Иисус… Он не был небесным гибридом, человеком и в тоже время духовной личностью, он был плотяным… О Святом Духе «… святой дух — невидимая сила Всемогущего Бога, которая подвигает его служителей исполнять Его волю … Что касается «Святого Духа» как якобы третьей ипостаси Троицы, мы уже убедились, что ЭТО НЕ ЛИЧНОСТЬ, а действующая сила Бога… Книги Писаний в один голос говорят, что святой дух Бога — не личность, а сила, с помощью которой Бог достигает Своих целей и исполняет Свою волю…». Читая эти (или подобные этим) слова, невольно чувствуешь ледяное дыхание преисподни, веющее дьявольской ненавистью к Богу и ко всему Божественному. Хотелось бы от чистого сердца напомнить этим «знатокам Библии», что — «… страшно впасть в руки Бога Живого», и что — «… хула на Духа Святого не простится человекам». Священное Писание о Божественной природе Иисуса Христа «Свидетели Иеговы» прекрасно понимают, что если Христос окажется Ягвэ, сущим, т. е. истинным Богом, то вся, абсолютно вся их «теология» распадется, как карточный домик. Показав, что Ягвэ и Христос — одно и тоже Лицо, мы обнаружим явную несостоятельность и натянутость их богословских спекуляций. Итак, давайте обратим внимание на то, что говорит Св. Писание о нашем Спасителе. «Свидетели Иеговы» очень любят цитировать Втор. 6, 4–где говорится следующее: «Слушай Израиль: Господь, Бог твой — Господь един» (Шема Исраэль, Ягвэ Элохейну — Ягвэ эхад). Т. о. они доказывают. что истинный Бог — только один — Эхад (между прочим, слово «Эхад» обозначает единство. Это же слово использует для одного дня и ночи — «день один» Быт.1:5, и для обозначения единства между мужчиной и женщиной — одна плоть). Далее мы приведем знаменитые мессианские, пророческие тексты, которые даже «Свидетели», относят ко Христу: «Итак Сам Господь (Ягвэ) даст вам знамение: се дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил — букв. — Бог (или Ягвэ, т. к. Ягвэ — «единственный Бог») с нами. Ис.7:14. Единственный верный перевод имени «Эммануил» — с нами Бог. А поскольку нет другого (истинного) Бога, кроме Ягвэ (Ис.43.10–11), то Иисус Христос и Ягвэ — одно и тоже Лицо. Он пророчествовал о Себе, и пророчество это исполнилось, как это описал св. Матфей 1:18–23. «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог КРЕПКИЙ, ОТЕЦ ВЕЧНОСТИ, Князь Мира (Ис.9.6). Это пророчество заключает в себе то о чем с трепетом писал св. ап. Павел: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1Тим.3:16). Сам Ягвэ обещал жить среди людей, как человек. В этом тексте приведены непередаваемые качества Бога: Кто, кроме Иеговы — Бог крепкий? Кто, кроме Бога — Отец вечности? Здесь же на память приходит и имя — «Михаил», являющееся одним из имен Сына Божьего, которое переводится «Кто таков, как Бог?». «Иеговисты» пытаются игнорировать этот стих, говоря, что Христос — могущественный бог, но не Всемогущий, каким является только Ягве. Они приводят, как аргумент, текст из посланий св. ап. Павла — 1Кор.8:5 — «есть так называемые боги, или на небе, или на земле…». Помещая этот стих в свой контекст, они имеют только две подходящие альтернативы: либо Христос — не истинный Бог (а следовательно, Он — «ложный» Бог), что для них не приемлемо, либо Иисус Христос — истинный Бог (и тогда получается, что есть два истинных Бога), что для них также не приемлемо. Хочется также привести на вид места Священного Писания, где Христос и Ягвэ, представлены в одних и тех же образах: Ягве Иисус Христос Слава- Ис. 42, 8; Мф. 16,27 Творец- Ис. 40, 28; Еф. 3,9 Искупитель—Ис. 33, 22;Деян. 4,12 Судья- Ис. 33, 22; Ин.5,22 Царь- Ис. 33, 22; Апок.19, 11–16 Скала- Втор 32,3–4; 1Кор. 10, 4 Начало и Конец—Ис. 41, 4; 1,8–11 В Евангелии от св. ап Иоана 8:58, мы читаем: «Иисус сказал им: истинно, истинно, говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда (иудеи) взяли каменья, чтобы бросить в него…». Здесь Иисус сказал тоже самое, что сказал Моисею, стоявшему у Неопалимой Купины: почти полторы тысячи лет до своего рождения. Это ясно уже из того, что иудеи собирались побить Его камнями. По древнееврейскому законодательству, побивали камнями только в пяти случаях: 1. Богохульство: Лев.24,10–23; 2. Разговор с духами: Лев.20,27; 3. Пророчество или какое либо действие, влекущее за собой поклонение другим богам: Втор. 13, 5–10; 4. Наказание детей (взрослых сыновей) за непокорность: Втор. 21, 18–21; 5. Блуда — и прелюбодеяния: Лев.20,10; Втор. 22, 21–24. Очевидно, что иудеи хотели казнить Христа, не за какой — то побочный проступок (оскорбление или еще что — либо), а за богохульство. Что из вышесказанного могло быть богохульством? Только — «Я есмь сущий (т. е. Ягвэ)». Сам Иисус говорил о Своей Божественной природе, за что иудеи, превратно понимая закон, и хотели побить Его камнями. Греческое словосочетание — «Ego Eimi» (Я есмь), нельзя перевести ни прошлым, ни будущим временем. Взяв любой справочник, или учебник древнегреческой грамматики, мы сможем убедиться в том, что «Eimi» — это абсолютная форма глагола «Есть» или «быть». В Новом Завете она встречается несколько раз, например, в Ев. от Иоана 8,24,28; 13,19; 18,5- является аналогом употребления этого слова в Септуагинте (в греческом переводе Ветхого Завета), в которой таким образом переведено с еврейского языка «Ягвэ» (Втор. 32, 39; Ис. 43, 10;46,4). Таким образом, на страницах Священного Писания, перед нами встает образ Сына Божиего, Иисуса Христа, который и есть — «Ягвэ», Бог крепкий, Отец вечности. Священное Писание о Божественной природе Святого Духа Как мы уже могли убедиться выше, иеговисты отвергают Божественную сущность Святого Духа, признавая Его за «активную силу Бога — Иеговы», как они это написали в своем переводе Библии. Но слово Божие, не говоря уже о Священном Придании, раскрывают нам третью Ипостась Святой Троицы, как Имеющую неотъемлемое личностное свойство. Естественно, мы не станем отрицать, что под выражением «Дух Божий» подразумевается и Божественная духовная сила, посредством которой Бог: упорядочивает первобытный хаос (Быт. 1, 2), оживотворяет (Быт. 2, 7), поддерживает жизнь (Иов.27,3; Ис. 42, 1–6), руководит судьбами человека и человечества (Иов.32,8; Агг.2,6), помазует на служение царей, пророков и священников (Ис. 11, 23). Но вместе с тем, Дух Божий (Дух Святой) есть третья Ипостась Святой Троицы, которая предвечно (т. е. вне времени) исходит от Бога Отца (Ин.15,26), прибывает в Сыне (Рим.8,9) и посылается в мир Сыном, исходя от Отца (Ин.15,26). Он равен Отцу и Сыну и вместе с Ними прославляем (Мф.28,19). Он — единосущен Отцу и Сыну (1Ин.5,7 — этот текст сохранился только в Ватиканском и Александрийском кодексах Нового Завета; Мф.28,19). За исключением личных свойств Бога — Отца и Бога — Сына, Святому Духу присущи все непередаваемые Божественные свойства: Он — Вездесущь (Ин.14,26; Рим.8,9), Всемогущ (1Кор. 12, 7), Вечен (Ин.14,16), Он — Творец (Иов.33,4) и т. д. Даже в переводе «Нового Мира», выполненным иеговистами, Святой Дух способен: свидетельствовать (Ин.15,26), наставлять (Ин.16,13), говорить (Деян.13,2), предсказывать (Деян. 21,10–11). А также, Его можно оскорблять (Еф,4–30), огорчать (Ис.63–10), Ему можно солгать (Деян.5,3–4). Очевидно «свидетелей» смущают слова св. ап. Луки, который написал в кн. Деяния апостолов, что они в день Пятидесятницы «исполнились Святого Духа» (Деян.2.4). Они спрашивают: «Как человек может быть исполнен личностью?». Такие и подобные этим вопросы, попадают в область схоластики, а следовательно, могут быть интерпретированы, как угодно. Мы же, сохраним к этому почтительное отношение и будем помнить, что «тело человека суть храм живущего в нем Святого духа»(1Кор. 6, 19). Камнем преткновения, для иеговистов, являются выражения, свидетельствующие о личных свойствах Того или Другого Лица Святой Троицы. Мы имеем в виду «рождение» (Сына), и «исхождение» (Святого Духа). Хочется ответить здесь словами о. Михаила Помазанского: «… хотя смысл выражений: «рождение» и «исхождение» не постижим для нас, однако, это не уменьшает важности этих понятий в христианском учении о Боге. Они указывают на СОВЕРШЕННУЮ Божественность Второго и Третьего Лиц. Бытие Сына и Духа нераздельно покоится в самом существе Бога Отца; отсюда и выражение о Сыне: «… из чрева… родихъ тя ». Из чрева — из существа. Посредством слов «рожден» и «исходит» Бытие Сына и Духа противополагается бытию всякой тварности, всего, что сотворено, что вызвано волей Божией из небытия. Бытие из существа Божия может быть только Божественным и Вечным. Рождаемое бывает всегда той же сущности, что и Рождающее; а творимое и созидаемое — иной сущности, низшей, и является тварной по отношению к Творящему». Итак мы видим, что «Свидетели Иеговы», не признавая Божественной сущности Сына Божия и Святого Духа, сотворили себе «Бога — Иегову» по своему «образу и подобию», комфортно уместив Его в свой понятийный аппарат, для которого не существует понятия «тайна». Милостиво позволив Богу Отцу быть всемогущим «Богом — Иеговым», они, вторгшись в Тринитарную жизнь, восстановили «истину», которая, как оказалось, была искажена «полуязыческой Церковью». Иеговисты сознательно забыли то благоговение и трепет, с которым Отцы Церкви подходили к этим вопросам, вынуждаемые оградить Истину от разбушевавшихся ересей, терзавших Апостольскую Церковь. Не зря ведь, богословие Семи Вселенских Соборов, названо Богословием на коленях. Ибо только так можно было противостоять тем разрушительным ересям, наследниками которых являются сегодняшнее «Свидетели Иеговы». Только по Тринитарным вопросам они вобрали в свое «вероучение» целый букет таких ересей, как арианство, монофизитство, монофелитство и т. д. со всеми их издержками и последствиями. Священное Писание о человеке В вопросах антропологии «Свидетели Иеговы» не изменили Своему принципу упорного зачастую бездумного противостояния историческому христианству. В отличие от большинства сект, они не имеют совершенно никаких точек соприкосновения в своем богословии будь то с Православием или Католичеством. Вопрос о бессмертии человеческой души имеет огромное значение. Ибо отрицание бессмертия души влечет за собой, подчас, необратимые последствия для человека исповедующего это заблуждение. Оно искажает понимание вечной участи (вечная жизнь или вечная смерть), влияет на понимание спасения, искажает природу Церкви и даже Царства Божьего. Неверное понимание человеческой души влечет за собой иконоборство и упраздняет, как таковую, Церковь Торжествующую. Прежде чем перейти к более детальному изложению этой темы, посмотрим, что относительно этого говорят сами «Свидетели Иеговы» (Нижеследующие цитаты приведены по брошюре — Let God be True — и журналов Сторожевой Башни за 70–е годы): «…Человек объединяет в себе две вещи, а именно: «прах земной» и «дыхание жизни». Взаимодействие этих двух вещей (или факторов) произвело живую душу или творение, именуемое человеком… Мы видим, что утверждение церковников бессмертии души человека, который тем и отличается от животных, не имеет основания в Святом Писании… … Внимательное изучение Святого Писания дает неоспоримые свидетельства того, что душа человека смертна. Бессмертная душа не может умереть, но Слово Божие в Иез. 18,4 говорит о людях: «Ибо вот, все души — Мои… душа согрешающая, та умрет». … Ясно, что даже человек Иисус Христос был смертен. Не было у Него бессмертной души. Иисус, душа человеческая умер… Итак видно, что учение о бессмертной природе бессмертной души — дело рук змия(дьявола)… …Только святое Писание дает реальную надежду тем, кто действительно ищет Бога Иеговы и Его путей…». Как мы видим, их заявления звучат более чем категорично. Но человек непредвзято изучающий Священное Писание, никогда не сможет сказать подобного, если не будет лгать самому себе. Для святых Отцов Церкви этот вопрос был настолько очевиден, что на эту тему в ранний (первоапостольский) период Церкви никогда не было ни полемик, ни пререканий. Однако для «свидетелей» это не может быть каким — то доводом. Поэтому мы вновь обращаемся к Священному Писанию. «И сказал Бог: да произведет земля пресмыкающихся, душу живую; … И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их…» Быт.1, 20–21. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их…» Быт. 1, 24. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божью сотворил его…» Быт. 1, 26–27. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт. 2, 7 Из этих слов С. Писания мы видим, что человек отличается от всех остальных Богом сотворенных существ. И отличие это заключается не только во владычестве человека над всею тварью, но и в том, как он создан. Во — первых, человек — образ и подобие Божье, и к его сотворению Бог подошел особо, в конце всего. Во — вторых природа человека происходит не только из «праха земного», как вся тварь, но и из Божественного дуновения. По этому человек, по сути своей, состоит из двух начал: природы плотской и природы духовной. Эта дихотомия яркой канвой проходит через все Св. Писание, что особенно заметно в Новом Завете. Итак, на основании Книги Бытие мы увидели, что человек — не однороден по своему естеству. Душа (или Дух) человека и плоть — два самостоятельных начала, образующих цельную человеческую личность. Тело имеет своим началом землю, а душа — Божественное дыхание. Тело — вещественно, душа — духовна. Тело — частица земли, душа — частица Божества. Таким образом человек представляет собой органическое соединение земного и небесного материального и духовного. Иеговисты учат, что душа твари — это ее(его) кровь. А так как кровь разлагается вместе с телом, то так же уничтожается и душа. Об этом говорится в книге Бытие 9,4–5; Левит 17,14; Втор. 12, 23. Мы видим, что во всех этих текстах говорится о телах животных, а не человека. О человеке же сказано только, что в крови его — жизнь, т. е. без крови тело умирает, следовательно и душа без крови перестает быть в теле. Хотя Св. Писание и приписывает душу как животным так и человеку, тем не менее оно различает ее по происхождению (Быт.1–2гл). И душа и тело животных произошло от земли, а о душе человека Библия говорит двояко: «душа» (по евр. — нефеш-) употребляется по отношению к человеку, когда речь идет о низших сторонах его духовной жизни (любопытство, лень, и иные душевные качества — чем обладают в какой — то степени и животные); но когда в Св. Писании говорится о высших сторонах человеческой натуры (Вера, Разум, высокое Чувство, Бессмертие), тогда употребляется слово «дух» (евр. — руах-), которое никогда, за исключением одного раза (Еккл. 3,21) не соотносилось с душой животных. У «свидетелей» есть также мнение о том, что душа имеет не духовную природу а телесную. Об этом, кажется, свидетельствуют тексты, где говорится не только о том, что ее можно съесть, но и что она сама хочет есть (Числ. 11,6), ее можно искать уловить (1Цар. 24, 12), что душа умирает (Иов. 7,15) и т. д. Как мы уже упоминали душу нельзя смешивать с душой животного, так как душа(дух) человека есть самостоятельное начало: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который и дал его» (Еккл. 12.7). Этот дуализм прослеживается и в Новом Завете, особенно в посланиях св. ап. Павла: «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся…»(Гал.5,17), а так же Ис. 38, 12; Мр. 14, 38; 2Кор. 5, 1–10. Все эти тексты говорят о том, что душа (дух) — отдельная самостоятельная субстанция. Но остановится на этом означало бы сказать только половину правды, т. к. только и душа(дух) и тело составляют целого человека (1Фес. 5, 23). По всей вероятности, новозаветные авторы, говоря о человеке, выражали его природу иносказательно. Поэтому, если у человека нет выдержанной концепции, он рискует запутаться в терминологии, и стать автором какого — то нового «открытия» в Св. Писании, которое не приведет ни к чему хорошему. В лучшем случае он посчитает себя за «восстановителя развалин истины», которая «пострадала от языческих церковников». Собственно это и случилось со «Свидетелями Иеговы». Тем не менее не мешало бы им напомнить, что одними и теми же словами библейские авторы выражают совершенно разные понятия — «Крест» — как вещественный предмет (Мф. 27,32), и как страдание (Мр. 10, 21); «Чаша» — как сосуд (Мф. 10,24), и как те же страдания (Мф. 26,42) и т. д. Понятие «душа» в Св. Писании употребляется не только по отношению к животному или человеку, но и к Богу (Иов.23,13; Пс. 10, 5; Иер. 5, 9; Суд. 10,16). И это не пример заурядного антропоморфизма. Нелепо приписывать Богу наши человеческие, греховные качества, и на основании одного слова, обозначающего духовную природу бога и человека, утверждать равное достоинство и одинаковость существа этой природы у Творца и Его твари. Точно так же безрассудно не делать разницы между душой человека, и душой всей подвластной ему живности, утверждая, что она обретается в его крови, и поэтому может быть уничтожена. Все прекрасно знают места Св. Писания, где Бог имеет: зрение, слух, ноги, обоняние и т. д. Но разве может здравомыслящий человек утверждать, что Бог, Который есть Дух, имеет физическое тело (и все, что связано с ним). Это — абсурд. Так и человеческая душа не может быть тем же самым, что и душа животного. Сам Создатель человека сказал: «… И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить»(Мф.10,28). «Бог же не есть Бог мертвых но живых, ибо у Него все живы»(Мф.20,28). Царь Езекия, ожидая смерти молился Богу так: «… Жилище мое (т. е. тело) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский (сравн. 2Кор. 5, 1–10), я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что ты пошлешь мне кончину». Товит просил Бога: «… твари со мною, что Тебе благоугодно, повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю»(Тов.3,6). Когда «свидетели» будут читать о «смерти» или «истреблении» души, пусть помнят о том, что богач и Лазарь тоже умерли (Лук.16,19–31). Умерли так же и те, кто жил во времена Ноя, к которым во ад сходил Спаситель (2Петр. 3, 16). Учение Священного Писания об аде и вечных муках Таким образом мы подошли к вопросу о том, что такое смерть. Для «Свидетеля Иеговы» смерть это небытие, т. е. полное отсутствие признаков сознания. Но Св. Писание нигде не говорит о смерти, как о прекращении «всего» человека. Если «жизнь» — это бытие в Боге, то «cмерть» — это бытие вне Бога, это инобытие во «тьме внешней». Св. ап. Матфей записал слова самого Сына Божия: «Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 8,11–12; а также — Мф.22,13; 13.42,50; Иуд.13). Пророк Даниил о последних днях мира говорит так: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, которого не было с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»(Дан.12,1–2). По свидетельству самого Христа, грешники услышат страшные слова: «… идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготовленный дьяволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»(МФ. 25,41–46). «Свидетели Иеговы» совершенно произвольно подходят к понятиям «вечной жизни» и «вечной смерти», так ка вечную жизнь они понимают буквально, а вечную смерть в «переносном смысле», на что выше приведенный текст не дает никаких оснований. Если они не воспринимают вечных мук буквально, то и вечную жизнь им так же не следует воспринимать буквально. Но мы видим, что вечная жизнь и вечная смерть — это полярности одной реалии. Как есть жизнь в «Божественном свете», что является Раем, так есть бытие и «во тьме внешней», что является адом. Всякое созданное Богом существо, (разумное и одухотворенное), не было предопределен Им на погибель изначально, но было создано для вечной жизни. Поэтому никто из людей не обделен интуитивным знанием Высшего и Благого(Ин. 1,9). Потому то и будет мучится отступник, так как инобытие, восстание против Бога, которое он избрал, не откроет ему смысла его бытия. Он, предназначенный быть Образом и Подобием Божьим стал, по сути, «образом и подобием» дьявола. Он, которого Бог призвал в «чудный свой свет», онтологически, всем сердцем своим слился с тьмой. Он никогда не забудет своего первоназначения, никогда не сможет принять ад, как естественную среду своего бытия, потому что он — «Дыхание уст Божьих». Что может быть страшнее этого? Никакой огонь не сравниться с этой, поистине адской мукой. Иеговисты говорят, что идея ада противоречит божественной справедливости и любви. Но не удивительно ли для них то, что Сам Бог «… так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Где справедливость Его Святой Жертвы. Человек с благоговением принявший эту смерть уже не сможет сказать, что Бог еще как — то «должен» доказать нам свою Любовь. Говоря же о справедливости вечных мук, мы не можем (а точнее — не имеем права) судить Божественное Провидение. Священное Писание о воскресении Иисуса Христа «Свидетели Иеговы» учат: «Господь наш был предан смерти во плоти, но оживлен был в духе… Воскреснув, Он не был более человеком. Он воскрес, как духовное творение… Иисус не может быть вторым Адамом… Иисус Христос возвращается не как человек, а в духовной славе… Очевидна истина Писания, что глаз человека не увидит Его во время второго пришествия и что Он не придет во плоти… Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р.Х., но не видимо для людей…». Итак, как мы видим, «свидетели» отвергают Воскресение Сына Божьего во плоти, утверждая, что «Его тело разложилось на газы или… сохраняется где — то, ка грандиозный мемориал Божьей любви[2]». Это далеко не новая мысль. Ересиархи, мучившие Апостольскую Церковь, предлагали и такой вариант церковной христологии. Сам Господь наш предсказывал Свое телесное Воскресение, говоря о «храме Тела Своего»(Ин. 2,19–21). В Евангелии имеется самое непосредственное указание Христа на то, что Он (и после Воскресения) — Человек. «Они смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; Но Он сказал им: для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это показал им Руки и ноги… И взяв (печеную рыбу и сотовый мед) ел перед ними»(Лук. 24,36–43). При изучении этого текста мы понимаем, что любая иная интерпретация его связана с препарированием Священного Писания. Как можно это слова «еще как — то» понимать, если Христос ясно сказал: «… для чего такие мысли входят в сердца ваши?», когда ученики подумали, что перед ними не человек а дух. В своей христологической интерпретации, свидетели ссылаются на св. ап. Петра 3,18–где говорится: «…(Христос) быв умерщвлен по плоти, но ожил духом…». Но в этом тексте говорится о том, что Христос сошел Своим Духом в ад до Своего Воскресения. А по воскресении своем Он, человек Иисус Христос (1 Тим.2,5), явился в теле Своим ученикам. Они утверждают, что Христос вернулся на землю в 1914 году, так же «Духом», т. е. невидимо, и пребывает сейчас в мире, где борется с властями «тьмы»(т. е. с полит. государствами) через Своего «Пророка — Сторожевую Башню». Это нельзя назвать полуправдой, т. к. здесь нет ни капли истины. Они строят свои постулаты на словах Христа: «мир уже не увидит меня», т. е. людям, говорят они, не дано будет Его увидеть. Но Христос также сказал и следующее: «Вот, Я наперед сказал вам… Ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие сына человеческого… Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»(Мф.24,25–27). Христос также сказал: «… се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Как же тут можно утверждать, что Христос стал присутствовать на земле только с 1914 года, да еще и не в Теле? Они аргументируют это тем, что греческое слово — parussia — «пришествие» переводится (по их пониманию), как «присутствие». Конечно это слово может иметь подобный оттенок, но оно никогда не употреблялось для обозначения «невидимого присутствия». Например св. ап. Павел в своем послании к коринфянам говорит о прибытии Стефана. «Parussia» подразумевает здесь прибытие и явное присутствие ученика ап. Павла вместе с ним. Но по отношению ко Христу это слово никогда не означало «присутствия», но всегда говорило о «пришествии», т. е. о видимом возвращении. Таким образом мы видим, что «Свидетели Иеговы», извратили Св. Писание в угоду своему пониманию Бога, мира, человека, и те выводы, которые они насаждают среди духовно необразованных людей, для многих и многих могут окончиться фатальным исходом. Пришествие нашего Господа будет таким, каким представляют его нам два мужа в белой одежде, которые сказали ученикам, стоявшим на горе, по вознесении Христа: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»(Деян. 1,11). Примечания:2 «Изучение Писаний» т.5, стр. 454 |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|