|
||||
|
Победа над змием и восхождение О способе, которым вестник побеждает змия и похищает унего сокровище, в тексте рассказывается не много. Он простоутверждает, что змий заснул, то есть испытал то, чтовестник испытал прежде. То, что здесь относится кочарованию, в других источниках объясняется тем фактом, чтоСвет -- это как слишком большая порция яда для Тьмы, аТьма -- для Света. Так, в мандейской космогонииИзначальный Человек, видя неминуемое поражение при встречес силами Тьмы, "дает себя и своих пятерых сыновей в пищупятерым сыновьям Тьмы -- как человек, который, имеяврага, подмешивает смертельный яд в пирог и дает его ему"(согласно Феодору бар Конаи). Благодаря этой жертве яростьТьмы действительно "усмиряется". Здесь связь гностическогомотива Спасителя с древним солярным мифом очевидна: темагероя, позволяющего чудовищу себя поглотить, а потомпобеждающего его изнутри, чрезвычайно широко распространенав мифологии всего мира. Ее переход из природной религии всимволику спасения мы наблюдаем в христианском мифе осошествии Христа во ад, который собственно принадлежитдуалистической установке и является исконно христианским. ВОдах Соломона мы читаем: "Ад увидел меня и ослабел;((Ode XLII, 11-13)) Мандеи в основном буквально сохранили оригинал,неодухотворенную форму мифа. В их главном трактате о спускеСпасителя в нижние миры, Хибил, бог-спаситель следующимобразом описывает свое приключение:
Автор Гимна, очевидно, не интересовался такими грубымиподробностями. Восхождение начинается со сбрасывания грязных одежд,руководствуется и подстрекается оно письмом, которое естьсвет и голос в одно и то же время. Оно функционирует также, как Истина в параллельном пассаже из Од Соломона: "Я поднялся к свету, как на колеснице Истины,((Ode XXXVIII, 1-3)) В нашем повествовании, однако, руководство письмамотивируется тем, что мы должны назвать высшей точкойвосхождения, встречей возвращающегося сына с его одеяниями.Этот пленительный символ требует особого комментария. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|