Онлайн библиотека PLAM.RU


  • ГНОСТИЦИЗМ И КЛАССИЧЕСКИЙ УМ
  • Часть Третья

    ГНОСТИЦИЗМ И КЛАССИЧЕСКИЙ УМ

    До сих пор мы рассматривали гностический мир идей кактаковой не глубже, чем через случайные ссылки на культурнуюподоплеку, против которой он выступал. Рассказ велся о егоотношениях с иудаистским и христианским окружением, котороебыло пришлым в мире греко-римской цивилизации. Гностицизмпо отношению к этим более близким системам мысли былнеортодоксален и разрушителен, но его революционныйхарактер полностью вышел на свет только в противовесклассическому языческому миру представлений и ценностей,поставленного во главу конфликта. Этот мир, как мыуказывали во вступительной главе, представлен в егоэллинистической версии космополитической, светскойкультурой эпохи, обладающей долгой и внушительной историей.По сравнению с ней гностическое движение, помимо того, чтооно было чужеземным, было еще и выскочкой, не имеющимзаконных родителей: какое бы наследие оно ни вынесло изсвоего отчасти восточного прошлого, оно было свободноизменять его смысл по своему усмотрению. Уже одно этосвидетельствует о его нетрадиционности.


    Истинную подоплеку новизны гностического движения померкам вселенской истории предоставляет больший мир, вкотором оно возникло, и это движение представляет,по-видимому, почти намеренный антитезис долго создававшимсяумственным и нравственным отношениям этого мира. Этиотношения поддерживались идеологической традицией,греческой как по происхождению, так и по ее почтенныминтеллектуальным достижениям. Она действовала как великоеконсервативное средство в эпоху возрастания духовногонапряжения и пугающего распада.


    Гностический вызов был одним из выражений кризиса,который испытывала культура в общем. Чтобы понятьгностицизм как таковой, надо понять его вызов -- неотъемлемую часть его сущности. Несомненно, понимание,которое заключено в его изначальном посыле, принадлежит емупо праву. Но без эллинистической контрпозиции, противкоторой он боролся, гностицизм не имел бы той значимости вмировой истории идей, которую он обрел как по своейисторической форме, так и по своему внутреннему содержанию.Масштаб того, чему он бросил вызов, наделяет его отчастисобственным историческим размахом. И его бытие "впервые"при этом понимании и "различиях" наполнилось опьянениембеспрецедентности, приукрасило его внешность не меньше, чем его сущность.


    Следующее сопоставление, размещая гностицизм всоответствующей ему современной обстановке, выявит сбольшей ясностью, что было в нем нового, чему он бросалвызов и что он означает в истории понимания человекомсамого себя.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.