Онлайн библиотека PLAM.RU


СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

Вопрос. Почему религиозность у части населения сохраняется и социалистическом обществе?


Ответ. В результате коренных социально-экономических преобразований, покончивших с эксплуатацией и классами в нашей стране, были подорваны социальные корни религии. Это привело к массовому отходу советских людей от церкви. А приобщение широких масс трудящихся к активной общественной жизни, целенаправленная работа Коммунистической партии и общественных организаций обеспечили господство в обществе научного материалистического мировоззрения, которое стало нормой сознания и поведения подавляющего большинства граждан. В то же время под влиянием религии еще остается часть людей. Участвуя в жизни страны, честно выполняя свой гражданский долг, некоторые граждане все еще продолжают исповедовать различные формы религии.

Какие же причины обусловливают религиозность? Религия подвержена воздействию общесоциологического закона — отставанию общественного сознания от общественного бытия в большей мере, чем другие формы общественного сознания. Это объясняется, во-первых, тем, что религиозное сознание в отличие, например, от политических и правовых идей в большей степени удалено от экономической жизни и поэтому изменяется значительно медленнее. Во-вторых, религия как специфическая форма общественного сознания включает в себя значительно больше житейских представлений, привычек, которые весьма устойчивы к переменам. Когда мы говорим, что при социализме социальные корни религии подорваны и в основном ликвидированы, тем самым предполагаем, что сохраняются еще какие-то остатки этих корней, какие-то условия, которые являются причинами сохранения религиозности в социалистическом обществе. К таким причинам относился ряд явлений. В значительной мере религиозные воззрения части советских людей сохраняются вследствие их недостаточной социальной активности. Нередко верующие стоят в стороне от общественной жизни, но участвуют к общественном производительном труде. Данные изучения религиозности населения показывают, что в некоторых религиозных общинах до 80 процентов их численности составляют пенсионеры и люди, оторванные от трудовых коллективов.

Несмотря на громадные достижения нашего общества в народном образовании, у нас еще немало людей, у которых общеобразовательный уровень невысокий. Как правило, это люди, занятые ручным, малоквалифицированным трудом. У них ограниченные социальные интересы и духовные запросы. Степень религиозности им присуща в большей степени, чем высококвалифицированным рабочим, труженикам села. Практически почти нет религиозных людей среди научных работников, врачей, деятелей литературы и искусства, научно-технической интеллигенции.

Заметным фактором сохранения религиозности в нашем обществе остается влияние капиталистической системы. «Многочисленные идеологические центры империализма, — отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, — стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность». Буржуазные идеологи не без основания считают, что сохранение религиозных пережитков создает благоприятные социально-психологические условия для распространения в нашем обществе буржуазной идеологии.

Чтобы удержать верующих в своем лоне, церковь активно использует религиозные обряды. Они привлекают часть населения своей традиционностью, красочностью. Совершение религиозных обрядов, как и других культовых действий, представляет собой хорошо отрепетированный за века спектакль, оказывающий социально-психологическое воздействие на верующих. С помощью обрядов и молебнов церковники приобщают верующих к практическим религиозным отношениям, регулируют их поведение, контролируют действия.

Особую роль в сохранении религиозности в нашей стране играют служители культа, руководители сектантских общин. Они оказывают непосредственное влияние на верующих, внушая им божьи «истины», убеждают их в том, что религиозные воззрения не противоречат идеалам социализма и даже помогают трудящимся в построении нового общества. Учитывая возросшую социальную активность советских людей, священнослужители стремятся привлекать верующих к активному участию в деятельности религиозных общин (в церковных советах, хорах, в работе по уборке и охране культовых зданий).

Анализ религиозности в социалистическом обществе показывает, что условия, способствующие сохранению религии в нашем обществе, будут устраняться в ходе дальнейшего коммунистического строительства. Будут устранены все остатки социальных корней, расширится власть человека над природой, будут обеспечены высокий уровень культуры и творческая социальная активность широких масс, свободных от всяких религиозных предрассудков.


Вопрос. Что означает свобода совести?


Ответ. Свобода, воля… Извечная мечта, цель человечества и предмет социальной демагогии в обществе угнетения. Социализм покончил со спекулятивными манипуляциями свободой, превратил мечту в быль. Он освободил человека от экономического рабства, эксплуатации, социально-политического бесправия и духовного гнета.

Ликвидация духовного гнета включает в себя освобождение человека от невежества, темноты, суеверий, религиозных предрассудков, которые веками держали его в плену ложных представлений. Освобождение человека из плена духовной несвободы и означает действительное освобождение его совести.

Совесть как нравственная категория является одним из выражений самосознания личности, то есть осознание человеком себя личностью, понимание им своего места среди людей. Самосознание позволяет человеку избирательно определять способ и принципы своей деятельности, контролировать свои поступки. Но чтобы человек действительно мог сознательно выбирать, направлять и контролировать свою деятельность, его надо освободить от невежества, суеверий и религиозных предрассудков. В этом и состоит свобода совести в широком смысле слова. «Религия, — писал В. И. Ленин в 1905 году, — есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством». Без освобождения от религии нет подлинной свободы личности, так как без свободы духа, свободы самосознания она не сможет в полной мере пользоваться социально-экономическими и политическими свободами.

До XVIII века понятие «свобода совести» означало не более как веротерпимость и свободу выбора религии. Свобода совести противопоставлялась господству официальных религий. Мало что изменилось в понимании свободы совести при капитализме: «…буржуазная «свобода совести», — писал К. Маркс, — не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести…»

Действительное содержание понятия «свобода совести» раскрыли основоположники марксизма-ленинизма: «…рабочая партия… — говорил К. Маркс, — стремится освободить совесть от религиозного дурмана». В. И. Ленин рассматривал свободу совести как составную часть политических свобод. При этом он исходил из вывода Маркса, что для того, чтобы покончить с политической зависимостью трудящихся от религии и церкви, необходимо отделить церковь от государства.

В царской России орудием духовного и политического гнета была православная церковь. Присвоив себе единоличное право совершения гражданских обрядов, она осуществляла постоянный духовный и политический контроль за большинством населения. Вместе с правительством травила лиц, не принадлежащих к господствующей религии. За свободомыслие многие люди ссылались на каторгу и поселение.

Атеистическое свободомыслие преследуется законом многих капиталистических стран. Ни в одной буржуазной конституции не признается право граждан быть атеистами и вести антирелигиозную пропаганду. В ряде буржуазных стран до сих пор сохраняются религиозные клятва, присяга. В армии США, например, текст солдатской присяги дополнен словами: «Да поможет мне бог». «Единый военно-судебный кодекс» США предусматривает строгую ответственность за помехи в религиозном воспитании.


Вопрос. Что означает отделение церкви от государства?


Ответ. Первым шагом к политическому освобождению трудящихся является полное отделение церкви от государства. «Государству не должно быть дела до религии, — писал В. И. Ленин, — религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии… Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников».

Ленинские положения о религии стали программными требованиями партии, которые она начала претворять в жизнь сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть отменила всякие национально-религиозные привилегии и ограничения, провозгласила свободу вероисповедания для мусульман, буддистов и верующих других религий, положила конец вмешательству церкви в семейно-брачные отношения.

Законодательно свобода совести была закреплена в декрете Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который явился актом большого социально-политического значения, положившего начало подлинному освобождению трудящихся от духовного гнета религии.

Согласно декрету каждый советский человек имеет право придерживаться какой угодно религии или не веровать, то есть быть атеистом. Право такого выбора принадлежит только его совести, его самосознанию. Советский человек не испытывает религиозного воздействия в школе, ему не навязываются религиозные взгляды, когда он еще не обладает социальным опытом для свободного выбора. Декрет запретил также религиозное воздействие через политические, хозяйственные и культурно-просветительные организации, исключив вмешательство церкви в дела этих учреждений. Он отменил всякие государственно-религиозные церемонии, религиозную клятву и присягу, а также принудительные меры к верующим, запретил оказывать церкви финансовую поддержку со стороны государственных органов. Религиозные объединения декрет объявлял частными обществами, существующими за счет добровольных пожертвований верующих и создающимися исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.

Отделение церкви от государства означало также прекращение вмешательства государства во внутренние дела церкви. Тем самым религиозным организациям обеспечивались необходимые условия для их самоуправления и удовлетворения религиозных потребностей верующих.

В соответствии с ленинским декретом в социалистическом обществе обеспечено на деле равенство прав всех граждан независимо от их религиозной принадлежности. «Граждане СССР, — записано в статье 34 Конституции СССР, — равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положении, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».

В целях обеспечения действительного равенства верующих и неверующих в нашей стране из всех официальных документов изъято прямое или косвенное упоминание вероисповедной принадлежности граждан.

В нашем обществе религиозные верования не являются основанием для ущемления советских граждан в их конституционных правах, однако и их атеистические убеждения не могут быть причиной для возбуждения к ним вражды и неприязни.

Уважая свободу совести верующих, следует уважать и свободу совести атеистов. Тот, кто игнорирует эти конституционные требования, может подвергнуться наказанию в судебном порядке. Например, в Уголовном кодексе РСФСР (равно как и других союзных республик) в статье 143 предусмотрены наказания за действия, препятствующие совершению религиозных обрядов, а в статье 227 — за посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов.

В прошлом церковь оказывала большое влияние на семейно-правовые отношения. После Октябрьской революции регистрация актов гражданского состояния (рождение, брак, смерть) была передана в ведение государственных органов. Таким образом, были устранены препятствия для вступления в брак лиц различных вероисповеданий и национальностей.

Отменено преследование в судебном порядке граждан, отрицающих существование бога, за «ересь» и «богохульство». Отделение школы от церкви имело важное значение для ликвидации духовного гнета. На основании декрета во всех учебных заведениях было запрещено преподавание религиозных вероучений. Школа полностью освободилась от влияния церкви и получала широкие возможности для воспитания подрастающего поколения в духе научного материалистического мировоззрения.

Граждане сохранили право обучать и обучаться религии частным образом. Родители могли обучать детей религии, но, по первых, по их обоюдному согласию, а во-вторых, без привлечения к этому процессу других лиц и без какого-либо принуждения. К сожалению, эти положения закона нередко нарушаются отдельными сектантами. В некоторых общинах пятидесятников, баптистов-инициативников обучение детей религии осуществляется принудительно, побоями. Детей водят на собрания единоверцев, где их подвергают религиозному воздействию. С раннего возраста их настраивают на враждебное отношение к неверующим и существующим порядкам. В Московской области, например, баптисты-инициативники накануне 1 сентября проводили беседы с детьми, убеждая, что «школа будет отвлекать их от господа. Мир — враг верующих, а школа — оружие сатаны, ее назначение — вырастить детей слугами дьявола» и т. д.

Иногда отдельные главари экстремистских групп сектантов, нарушая советские законы, создают специальные школы и кружки для обучения религии детей, пытаются организовать религиозные митинги и шествия на улицах. Естественно, такие действия влекут за собой наказания в судебном порядке. Такие лица подвергаются правосудебному воздействию не за религиозные воззрения, а за нарушение советских законов, а порой и за глумление над нашими общественными нормами жизни. Когда «Мы сталкиваемся, — отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, — с фактами нарушения социалистических законов, с подрывной политической деятельностью, лишь прикрываемой религией, то поступаем так, как требует наша Конституция».

Правовые нормы, определенные декретом об отделении церкви от государства и статьей 52 Конституции СССР, составляют основу всего законодательства о религиозных культах и политики Советского государства в отношении религии и церкви. Их содержание отражает глубоко демократический характер нашего строя, подлинный гуманизм социалистического общества, исключающие применение насилия над советским человеком, его убеждениями.

Равноправие всех советских граждан вне зависимости от их отношения к религии, на деле обеспеченное социалистическим строем, является одним из факторов монолитного единства общества развитого социализма.


Вопрос. Как обеспечивается свобода совести в СССР?


Ответ. Одна из главных отличительных черт Конституции СССР состоит в том, что она не только провозглашает свободы и права, но и гарантирует их осуществление конкретными экономическими и социально-политическими мерами. Так обстоит дело и со свободой совести.

В статье 52 Конституции записано: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается».

Важнейшей гарантией свободы совести является отделение церкви от государства и школы от церкви. Конституция законодательно закрепляет важнейшие завоевания социалистической демократии, широкие права и свободы всех граждан Советского Союза, независимо от их отношения к религии, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и других различий. Без этого нет подлинной свободы совести.

Свобода совести находится в тесной связи с другими правами и свободами граждан СССР. Например, трудно представить свободу совести без права на образование, на пользование достижениями культуры, без равноправия мужчин и женщин и других конституционных прав и свобод. Необходимо отметить, что права и свободы советских людей гарантируются всей нашей политической системой, неуклонно растущим материальным благосостоянием и культурным уровнем нашего народа, растущей социальной однородностью общества.

Широкие права и свободы советских граждан неотделимы от выполнения ими своих обязанностей, и прежде всего от обязанности «уважать права и законные интересы других лиц» (Конституция СССР, ст. 65), не наносить ущерба интересам общества и государства. Например, советские законы запрещают использовать религиозные собрания для политических выступлений против интересов государства, подстрекать верующих к уклонению от гражданских обязанностей, совершать обряды, наносящие вред здоровью граждан, обманные действия с целью возбуждения суеверий. Все эти ограничения носят глубоко гуманный характер и ни в какой мере не ущемляют свободу совести.

Таким образом, советское законодательство в полной мере обеспечивает конституционные гарантии свободы совести.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.