|
||||
|
12. Статистика доходов и расходов Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога. К таким факторам относятся: 1) численность налогоплательщиков (ni); 2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si); 3) процентная ставка налога (Кi). Произведение уровней трех названных факторов дает сумму уплаченного налога (Ui): Ui = ni ? Si ? Кi. Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора применяется индексный метод анализа. Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков, сумму полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога. Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина на12б ционального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эластичности. Важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны считается эффективная ее бюджетная система, так как из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, науки, образования, здравоохранения и т. д. В связи с этим необходимо постоянно проводить финансовый мониторинг бюджетной системы РФ. Выполненные на основе данных статистики результаты анализа современного состояния и тенденций развития бюджетной системы России свидетельствуют о следующем: 1) в бюджетной системе РФ собирается значительная часть финансовых ресурсов страны; 2) финансовые ресурсы, концентрируясь в бюджетной системе РФ, имеют свойство увеличиваться; 3) сильная централизация бюджетных средств на федеральном уровне РФ; 4) особенность российской бюджетной системы состоит в превышении расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышении доходов федерального бюджета над его расходами. Данное явление противоречит общемировой практике, так как в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|