|
||||
|
32. Статистическое изучение конъюнктуры рынка Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на рынке системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции. Конъюнктура рынка имеет четыре принципиальные отличительные черты: динамичность, пропорциональность, вариабельность и цикличность. Поскольку рынок по своей сути склонен к стихийности, следовательно, его параметры подвержены колебаниям как случайным, так и периодическим. Основными показателями конъюнктуры рынка являются: 1) масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле—продаже товара, количество предприятий; 2) степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения; 3) тип рынка (конкурентный, монополистический); 4) динамика рынка (изменение параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции); 5) степень деловой активности (число и размер заказов, объем и динамика сделок); 6) уровень устойчивости – колебания основных параметров рынка в динамике и пространстве; 7) уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке); 8) сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность); 9) цикличность рынка (положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла); 10) средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности). Производственный потенциал определяет максимальные возможности товарного предложения. Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка – количество товара, которое рынок способен приобрести за определенный срок при данных условиях. Для исследования конъюнктуры рынка используется метод построения системы индексов деловой активности – показателей динамики основных характеристик рынка производства товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев – показателей общей экономической ситуации: уровня занятости, учетной ставки ЦБ РФ, объема инвестиций. Дополнительные индикаторы: численность потребителей, уровень дохода, территориальная структура розничных продаж, а также готовность населения к расходам. Метод конъюнктурного тестирования представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок развития рынка – это рост, стабильность, понижение, каждой из которых присваивается соответствующий балл. Источником информации о рынке и рыночных процессах является отчетность предприятий, поставляющих и продающих товары. Отчетность: о поставке товаров; о розничном товарообороте; о товарных запасах; о затратах; о прибылях. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|