|
||||
|
36. Статистика цен потребительского рынка Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг. Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные: 1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке; 2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств. Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов. 1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической: P1= ?P1j / n, где n – число зарегистрированных цен. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен. ip = P1 / P0. 2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне. Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле: P1= ??? х d, где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов. 3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории. Используется модифицированная формула Ласпей—реса: Ip = [?(Pjt / Pj0) ? Pj0qj0] / [?(P1j / P0j) ? Pj0qj0], где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом; Pj0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|