Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Помнил ли похороны Ленина Тофик Бахрамов?
  • Кавказский футбол: с дракой и стрельбой
  • Украинское судейство: с розыгрышами и шутками
  • Марк Рафалов

    МАРК РАФАЛОВ – мэтр отечественного судейского цеха. Известен не только своим эталонным арбитражем, но и выдающимся чувством юмора. Сегодня – автор нескольких книг по истории отечественного футбола, эксперт, регулярно выступающий на страницах многих средств массовой информации.

    Помнил ли похороны Ленина Тофик Бахрамов?

    В 1960–х годах практически во всех странах – членах ФИФА была введена возрастная квота для судей. Пятьдесят лет – и закругляйся. Наиболее предприимчивые арбитры, которым не хотелось расставаться с любимым делом, находили пути к омоложению. Все знали, что бакинский рефери Тофик Бахрамов родился в начале 1920–х годов. Однако вдруг в одном из печатных изданий появляется дата его рождения – 1926 год. И как – то на весенних сборах судей возникла полемика по этому вопросу. Бахрамов твердо стоит на своем – в 1926–м родился. И тут кто – то спрашивает:

    – Слушай, Тофик, как ты мог родиться в двадцать шестом, если сам рассказывал, что слышал гудки, когда в двадцать четвертом Ленина хоронили?!

    Другая история с бакинцем случилась уже в Москве. Как – то Бахрамов с тбилисцем Георгием Баканидзе прилетели в столицу на очередной матч, и вечером мы с ними втроем пошли в ресторан. Сидим, ужинаем, и вдруг солист ресторанного оркестра произносит:

    – Дорогие друзья, у нас в зале присутствует знаменитый судья Тофик Бахрамов. Мы хотим исполнить в его честь песню.

    Публика аплодирует, Бахрамов встает, кланяется. На лице довольнейшая улыбка. Потом садится и доверительно говорит нам:

    – А все – таки приятно, когда тебя узнают и приветствуют.

    На что ему Баканидзе отвечает:

    – Чудак ты, Тофик. Если бы я им десятку не послал, черта с два они тебя узнали бы.

    Кавказский футбол: с дракой и стрельбой

    В 1964 году тбилисские динамовцы впервые стали чемпионами СССР и лишили грузинские застолья модного до этого события тоста: «Живи до тех пор, пока тбилисское «Динамо» не станет чемпионом СССР по футболу». Участвовали в этой победе судьи или нет, утверждать не берусь, но судить на Кавказе всегда было делом непростым.

    Однажды арбитр Иван Лукьянов судил матч в Баку, где «Нефтяник» играл как раз с тбилисским «Динамо». «Матч века», «кавказское дерби» и много других эпитетов. Стадион забит до отказа, трибуны беснуются. И вдруг откуда – то из толпы раздается выстрел из ракетницы, и горящий шар вылетает на поле.

    Лукьянов останавливает игру, подходит к трибуне и громко говорит:

    – Еще один выстрел, и я игру прекращаю!

    На что ему в ответ:

    – Ара! Играй дальше. Стрэлять не будэм. Ракета больше нэт!


    В конце 1980–х во втором дивизионе выступала команда азербайджанского города Казах. На судей там не только оказывалось давление перед матчем, но их даже частенько били после игры. Не избежал такой участи и один очень известный в те годы арбитр международной категории.

    Сразу же после окончания завершившегося ничейным исходом матча народные мстители украсили его физиономию огромным фингалом. Понимая, что инцидент может получить нежелательную огласку, местные спортивные воротилы предложили судье в виде компенсации морального урона десять тысяч рублей.

    – Мы так всем даем, если что случается, – заявили арбитру.

    – Но я – то рефери ФИФА!

    – Рефери ФИФА? Ну хорошо, дадим пятнадцать!

    Украинское судейство: с розыгрышами и шутками

    В послевоенные годы матчи чемпионата СССР судил арбитр Михаил Белянин, отличавшийся неистощимым юмором. Однажды накануне очередного тура в Харьков поступила от него телеграмма, сообщалась дата приезда, номер поезда и вагона. Утром на вокзале судью встречал администратор команды Борис Гуркин. Поезда в те годы таскали еще паровозы, поэтому на крупных станциях, где менялись поездные бригады, остановки длились порою больше часа.

    Администратор сразу ведет судью на площадь перед вокзалом к автомобилю. Но когда проходят мимо вокзального буфета, Белянин его останавливает и говорит: «Куда торопишься? Неплохо бы начать с чайной». Гуркин мгновенно ориентируется, на столе чайной появляются закуска, водка и все, чего только хотелось судье. Через некоторое время он снова пытается вытащить арбитра к авто, но тот встает, берет свой чемодан и жмет Гуркину руку:

    – Спасибо, друг, но мне обратно в вагон надо. Я ведь не в Харькове, я в Ростове судить должен.


    Осенью 1969 года на Украине в Днепропетровске судил уже я сам. Результат игры был очень важен для «Днепра», но еще важнее был для них исход встречи, проходившей параллельно в соседнем Запорожье. В одном из эпизодов мяч оказался в центре поля у выступавшего раньше за киевское «Динамо», а теперь перешедшего в «Днепр» именитого Андрея Бибы. И тут на стадионе раздался характерный щелчок дикторского микрофона: сейчас будет объявление. Трибуны замерли, остановился и Биба с мячом. Я как раз находился рядом с игроком. В этот момент днепропетровца атаковал молодой игрок команды соперников, пытаясь отобрать мяч. Биба посмотрел на него сердито:

    – Да погоди, дай послушать.

    Парень растерялся перед именитым противником. Биба же дослушал объявление про встречу в Запорожье и, сказав: «Вот теперь можно и поиграть», – проскочил мимо стоявшего соперника к воротам.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.