Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Как судья может помочь хозяевам?
  • Арбитр на страже Федора Черенкова
  • Алексей Спирин захотел быть как Пушкин
  • Юрий Савченко

    ЮРИЙ САВЧЕНКО – известный в прошлом арбитр, инспектор ФИФА, глядит на наш футбол не только с трибуны, но и с той стороны, с которой рядовому болельщику увидеть его не суждено. Этим его истории и хороши.

    Как судья может помочь хозяевам?

    Этот случай произошел со мной давно, когда я еще совсем молодым арбитром работал в первой лиге союзного футбольного чемпионата. В одном из доверенных мне матчей хозяева владели полным преимуществом, постоянно атаковали, но забить никак не могли. Мяч просто не шел в ворота, что они ни делали. Время постепенно шло, а результата добиться не получалось.

    В одной из атак – уже, может быть, сотой по счету в этой игре – полузащитник хозяев промчался по флангу и прострелил в штрафную. Защитник с трудом дотянулся до мяча, но тот отскочил от штрафной недалеко, буквально на пару метров. И на него тут же набежал другой игрок хозяев. Я находился рядом с эпизодом и видел, что футболист колеблется: самому ударить или отпасовать в край. А поскольку я сам совсем недавно закончил играть, то у меня как – то непроизвольно вырвалось:

    – Бей, чего ждешь!

    Парень что было сил приложился к мячу, и тот, просвистев над головами защитников, влетел прямо в девятку. Гол! Этот футболист ко мне поворачивается и так удивленно смотрит:

    – Спасибо, товарищ судья!

    К счастью, никто не подумал после этого эпизода, что я подсуживаю хозяевам.

    Арбитр на страже Федора Черенкова

    Однажды в 1980–е я судил в «Лужниках» игру «Спартака» и «Динамо». Погода была плохая, дождь, про синтетический ковер тогда и не слыхивали, и поле развезло. А значит, было больше борьбы и фолов, чем красивого футбола. И больше всего доставалось, разумеется, техничным игрокам, в частности Федору Черенкову.

    В одном из моментов защитник «Динамо» пытался в подкате выбить мяч у Федора, но не успел и, зацепив его за ноги, свалил прямо в грязь. Я зафиксировал нарушение, штрафной. И, подбежав, собирался было показать провинившемуся желтую карточку. Но тот так жалобно на меня смотрел и руками разводил: мол, я не специально, не хотел нарушать. Пока я колебался, сбежалась чуть ли не вся команда «Динамо». Карточку показывать уже вроде бы поздно. Тогда я их очень строго всех взглядом обвел:

    – Значит, так! Следующего, кто Черенкова тронет, тут же выгоню с поля без разговоров. Поняли?

    Они дружно закивали и разошлись. И до конца игры старались Федора вообще по возможности стороной обходить, лишь бы красную карточку не получить. После матча Черенков ко мне подошел, пожал руку:

    – Спасибо, хоть вы дали чуть – чуть поиграть по – человечески.

    Алексей Спирин захотел быть как Пушкин

    В 1984 году я судил в Ленинграде, в числе группы других судей, Мемориал Гранаткина. Нашим руководителем был Николай Гаврилович Латышев, который старался по возможности разнообразить досуг арбитров и устраивал нам различные культпоходы. В один из свободных дней мы всей группой отправились на экскурсию в Царское Село, где, естественно, посетили пушкинский лицей.

    Идем по залам лицея вслед за экскурсоводом – милой девушкой, которая рассказывает нам про Пушкина, как он здесь жил, учился, начинал писать стихи. И вдруг в одном из залов она видит, как совсем молодой тогда арбитр, Алексей Спирин, отстал от всех и внимательно где – то сбоку рассматривает какую – то физическую машину. Дело в том, что Алексей – физик по образованию, вот он и заинтересовался прибором. Экскурсовод говорит:

    – Не отставайте, пожалуйста. Двигайтесь вместе со всеми, а то рискуете пропустить что – нибудь интересное.

    Спирин отвечает:

    – А мне и тут интересно: занятная машина.

    – Тем не менее присоединяйтесь к группе, – настаивает девушка.

    – Не беспокойтесь, лучше я тут сбоку пока постою, на этом месте, – не сдается Спирин.

    – В таком случае вам, наверное, не помешает узнать, – отвечает экскурсовод, – что это не просто место, а то самое, откуда ученик лицея Саша Пушкин прочитал перед комиссией, публикой и Державиным свои «Воспоминания в Царском Селе». Отсюда началась его слава, отсюда он сделал первый шаг к званию великого поэта. Понимаете, где вы встали?

    Спирин задумался и говорит:

    – Тогда, пожалуй, вы идите дальше, а я тут еще немного постою. Вдруг и на меня тоже подействует, и я вслед за Пушкиным тоже стану великим. Великим судьей.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.