|
||||||||||||||||||||||
|
Зенитная пушка С-60 и ее семейство Война выявила потребность в более мощных зенитных автоматах, чем 37-мм пушка 61 К. Разработка 57-мм автоматической зенитной пушки С-60 была начата в 1944 г. в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина. Конкурентами ЦАКБ были ОКБ завода № 88, разработавшее проект 57-мм пушки со схемой автоматики от 61К, и КБ завода № 4, разработавшее проект 57-мм пушки с поршневым затвором и длинным ходом ствола. ГАУ признало проекты заводов № 88 и № 4 неудовлетворительными, и поручило продолжать работы только ЦАКБ. Опытный образец С-60 прошел полигонные испытания в конце 1946 г. В ходе испытаний было обнаружено много конструктивных недостатков. Исправление их заняло почти три года. В августе — сентябре 1949 г. доработанный образец С-60 успешно прошел полигонные испытания на НИЗАП, и в январе 1950 г. установка под названием «57-мм автоматическая зенитная пушка С-60» была принята на вооружение. Автоматика С-60 работала за счет энергии отдачи при коротком откате ствола. Ствол состоял из трубы, копира и дульного тормоза. На трубе был собран пружинный накатник. Труба представляла собой моноблок, выполненный вместе с казенной частью. Затвор — поршневой, продольно-скользящий, располагался в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его обеспечивалось пружинами досылающего механизма, расположенными на гидравлическом буфере и в остове затвора. Питание пушки — магазинное, в магазине 4 патрона. Тормоз отката — гидравлический веретенного типа. Станок с платформой состоял из верхней части, платформы и нижней части. В верхней части находились две щеки, связанные между собой трубой, пружинный уравновешивающий механизм, качающийся, тянущего типа, обе колонки которого расположены между щеками станка. На платформе станка установлены стол для обоймы с патронниками и три сиденья расчета. При стрельбе с прицелом на платформе находились пять человек расчета, а при работающем ПУАЗО — два или три человека. Ход повозки — неотделяемый; подрессоривание — торсионное. Колеса применены от грузового автомобиля ЗИС-5 и имели губчатое наполнение покрышек. При непрерывной стрельбе после 50—60 выстрелов температура наружной поверхности ствола увеличивалась до 400°—450°С, после чего ствол необходимо было охлаждать. Охлаждение ствола производилось прокачиванием охлаждающей жидкости через канал ствола с помощью специальной установки. Последняя придавалась каждой пушке и перевозилась в кузове артиллерийского тягача или автомобиля. При действии охлаждающей установки в течении 3—4 мин температура ствола понижалась до 80°—100°С. Батарейный комплект следящих приводов ЭСП-57 предназначался для наведения по азимуту и углу возвышения батареи 57-мм пушек С-60, состоящей из восьми или менее орудий. При стрельбе использовались ПУАЗО-6-60 (ПУАЗО-5 или ПУАЗО-6) и радиолокационная станция орудийной наводки СОН-9. Приводами ЭСП-57 можно было осуществлять следующие виды наводки пушек: автоматическую дистанционную наводку пушек батареи по данным ПУАЗО (основной вид наводки); полуавтоматическую наводку каждой пушки по данным автоматического зенитного прицела; ручную наводку пушек батареи по данным ПУАЗО при помощи нуль-индикаторов точного и грубого отсчетов (индикаторный вид наводки). Время перехода в рабочее состояние составляло не более 5—7 с (для пушек ранних выпусков это время составляло 13 с). Обстрел следующей цели был возможен не менее чем через 1 мин при стрельбе с зенитным прицелом или через 1,5—2 мин с ПУАЗО. Все орудия располагались на удалении не свыше 50 м от центрального распределительного ящика. Источником питания ЭСП-57 и ПУАЗО служила передвижная станция трехфазного питания СПО-30 (230 В, 50 Гц). Вместо СПО-30 можно было использовать промышленную сеть трехфазного тока (220 В, 50 Гц) через распределительный щит станции питания. Для питания 6-орудийной батареи мог быть применен агрегат питания АП-24 мощностью 24 кВт. Серийное производство пушки было начато в 1950 г. Производство стволов и установок велось на заводах № 4, 7, 92, 235 и 946. Данные по валовому выпуску приведены в табл. № 10.
Боевое крещение С-60 приняла в ходе Корейской войны в 1950—1953 гг. Но первый блин был комом — сразу выявился массовый отказ пушек. Были отмечены некоторые дефекты установки: обрывы лапок экстрактора, засорение магазина питания, отказы уравновешивающего механизма. В дальнейшем были также отмечены непостановка затвора на автоматическом шептале, перекос или заклинивание патрона в магазине при подаче, переход патрона дальше линии досылки, одновременная подача двух патронов из магазина на линию досылки, заклинивание обоймы, предельно короткие или длинные откаты ствола и др. Вину за некачественное изготовление деталей С-60 возложили на маршала артиллерии Яковлева, начальника ГАУ Волкотрубенко и ряд руководителей завода № 4. Все они была арестованы, но самому Грабину Сталин даже выговора не объявил. Конструктивные недостатки С-60 исправили, и пушка благополучно сбивала американские самолеты как в Корее, так и позже во Вьетнаме. До конца XX в. пушка С-60 успешно применялась почти во всех локальных конфликтах. С 1947 г. ЦНИИ-58 под руководством Грабина приступило к разработке зенитной самоходной установки С-68 на танковой базе. В установке был использован автомат от С-60. Причем детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого автомата. Охлаждение стволов — воздушное. Уравновешивание качающейся части — грузовое. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. Привод наведения работал от электродвигателя постоянного тока и задействовал универсальные гидравлические регуляторы скорости. Пушка устанавливалась в открытой сверху большой башне (диаметр погона 1800 мм). Станок пушки крепился к днищу башни. Боекомплект САУ состоял из 300 пушечных выстрелов, из них 248 выстрелов снаряжены в обоймы и размещены в башне (176 выстрелов) и в носовой части корпуса (72 выстрела). Остальные выстрелы в обоймы не снаряжались и укладывались в специальные отсеки под вращающимся полом. Механизм взаимной замкнутости позволял вести автоматический огонь двумя способами: с блокировкой последнего выстрела в обойме и без блокировки. Подача обойм производилась заряжающим вручную. Прицел — автоматический зенитный, построительного типа. Управление приводами пушки производилось наводчиком по данным прицела. Корпус машины изготовлен из катаных броневых листов. Толщина брони 13 мм (кругом). Двигатель В-54 — дизельный четырехтактный, бескомпрессорный. Источником электропитания служили шесть аккумуляторных батарей 6-СГЭН-140М или 6-МСТ-140 с напряжением 12 В и генератор постоянного тока напряжением 28 В и мощностью 3 Вт. В 1948 г. был изготовлен первый образец пушки. Но испытания выявили много конструктивных недостатков. Поэтому опытные образцы пушек дорабатывались в 1951—1953 гг. Опытный образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование «изделие 500», в армии она имела марку ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 были проведены в 1950 г. Государственные испытания закончились в декабре 1954 г., а в 1955 г. установку приняли на вооружение. Серийное производство С-68 было начато лишь в 1957 г. на заводе № 946, в том же году завод изготовил 249 пушек. Шасси ЗСУ-57-2 изготавливались в Омске на заводе № 174. К недостаткам ЗСУ-57-2 следует отнести необходимость вручную управлять приводами наведения, отсутствие радиолокационной системы наведения и соответственно возможность стрельбы только по видимым целям. Нельзя было и вести стрельбу с ходу. Кроме того, машина не была полностью герметизирована и не могла преодолевать районы с радиоактивным заражением. Несколько слов стоит сказать и об автоматических пушках Грабина большего калибра. В 1953—1955 гг. в ЦНИИ-58 была создана 76-мм автоматическая зенитная пушка С-78 с гидравлическим следящим приводом ГСП-76 и ее модификация — 76-мм зенитная пушка С-78А с прицелом С-89А и электроприводом ЭСП-76. Конструктивно установки С-78 и С-78А были очень близки к С-60. Автоматика их работала за счет энергии отдачи ствола при коротком его ходе. Затвор — поршневой. Питание патронами обойменное. Досылка патронов производилась принудительно с помощью затвора. Ствол был снабжен дульным тормозом с эффективностью 44%. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пружинный. В ходе стрельбы производилось непрерывное водяное охлаждение ствола. Вес автомата (качающейся части) С-78А составлял 1730 кг. Осколочный снаряд весом 5,8 кг имел начальную скорость 1000 м/с. Темп стрельбы — до 80 выстрелов в минуту. Пушки С-78 и С-78А прошли в 1954—1955 гг. полигонные испытания. В 1955 г. в НИИ-58 был разработан технический проект 100-мм автоматической пушки С-106А и колесной повозки С-113 к ней. Ствол пушки имел дульный тормоз с эффективностью 40%. Затвор — вертикальный клиновой. Применено непрерывное водяное охлаждение ствола. Заряжание — унитарное. Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Питание пушки патронами осуществлялось с помощью магазина, установленного в районе цапф пушки над стволом. Магазин состоял из трех частей: приемника, транспортера и барабана. Приемник вмещал в себя только два патрона и был размещен справа от ствола. Механизм подачи патронов из приемника взводился при откате. Первый патрон выносился на линию досылки, а второй в это время продвигался на место первого. Подпитка приемника патронами осуществлялась с помощью транспортера и барабана. На транспортере помещалось восемь, а в барабане одиннадцать патронов. Транспортер приводился в действие от электродвигателя, установленного на лафете орудия. Стрельба из пушки велась снарядами весом 15 кг с начальной скоростью 1118 м/с, т. е. пушка имела лучшую баллистику, чем любые другие отечественные сухопутные и морские 100-мм пушки. Досягаемость по высоте была не менее 18 км. Темп стрельбы составлял 60 выстрелов в минуту для снарядов с ударным взрывателем, и 45 выстрелов в минуту для снарядов с дистанционным взрывателем. Вес автомата равнялся 4,5 кг. Работы над С-106А были прекращены так же, как и над остальными сухопутными зенитными орудиями. Все эти интереснейшие орудия не пошли в производство. Причем основной причиной были не их конструктивные дефекты, неизбежные при отладке любой новой системы, а обвальное сокращение работ в области зенитной артиллерии, предпринятое по указанию Н.С. Хрущева. |
|
||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||||||||||||||||||||
|