Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 3.1. Становление и развитие российской сертификации
  • 3.2. Правила и порядок проведения сертификации в Российской Федерации
  • 3.3. Основные правила и положения системы сертификации ГОСТ Р
  • 3.4. Система аккредитации в Российской Федерации
  • 3.5. Сертификация услуг
  • 3.6. Стандарты ИСО 9000 в российской сертификации
  • 3.7. Перспективные задачи сертификации
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список
  • Глава 3

    Особенности проведения сертификации в Российской Федерации

    3.1. Становление и развитие российской сертификации

    Российская сертификация молода. Она введена в действие с января 1993 г. в соответствии с законом «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности потребительских товаров. В дальнейшем было принято еще более двадцати законов, вводящих сертификацию разных видов продукции.

    Предшественницей российской сертификации в СССР была сертификация отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах, и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда поставлялись советские товары.

    В 1984 г. правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандарт ввел в действие «Временный порядок сертификации продукции машиностроения». Советский Союз присоединился к международным системам сертификации электробытовых товаров (МЭК-СЭ), электронных компонентов (МСС ИЭТ) и автотранспортных средств по правилам ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) ООН. Были разработаны национальные правила проведения работ по сертификации продукции, аттестации производств и аккредитации испытательных лабораторий. Сертификаты соответствия выдавались Госстандартом.

    В 1987 г. странами-членами СЭВ и Югославией была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). Эта система предусматривала проведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов, она фактически вводила международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию производств. Был установлен знак соответствия системы. Сертификаты СЕПРО СЭВ в каждой стране выдавались уполномоченными государственными органами. В СССР таким органом стал Госстандарт. Система была введена в действие с января 1988 г.

    Государственные испытания продукции осуществлялись специально аттестованными Госстандартом головными организациями. Таких организаций было более 200.

    К 1991 г. в СССР с участием зарубежных экспертов были аккредитованы 14 испытательных центров, аттестовано несколько производств.

    Вместе с тем в стране существовали и другие формы оценки продукции: аттестация по категориям качества; государственные испытания, которым подвергалось около 30 % продукции, аттестованной по категориям качества; государственный надзор за стандартами; система разработки и запуска продукции в производство. На государственных предприятиях существовал технический контроль, и изделия маркировались реквизитами стандартов и технических условий, по которым они выпускались.

    В Российской Федерации после распада СССР аттестация по категориям качества, государственные испытания продукции и государственная приемка были официально отменены.

    С 1993 г. в стране стали создаваться одна за другой системы обязательной и добровольной сертификации, объектом деятельности которых является закрепленная за ними номенклатура товаров или услуг. К середине 1997 г. в России было зарегистрировано и действовало 82 системы порядков и правил обязательной сертификации и 51 система добровольной сертификации товаров и услуг. Самой большой системой сертификации является национальная Система сертификации ГОСТ Р, созданная и управляемая Госстандартом.

    Организация и проведение работ по обязательной сертификации, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области контроля качества и безопасности товаров и услуг возложена законом на Госстандарт России.

    Госстандартом России были разработаны общие документы, определяющие правила и порядок проведения сертификации в общероссийском масштабе: «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», стандарты по сертификации систем качества, требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. д.

    Развитие российской системы регулирования безопасности и качества продукции идет в основном в русле эволюции мировой практики, однако в значительной мере методы, схемы и организация сертификации в России модифицируются, приспосабливаются к особенностям современного состояния отечественной экономики.

    Во-первых, растет число объектов обязательной и добровольной сертификации. В России обязательная сертификация охватывает 60 % продукции, производимой в стране. Этот процесс предопределяется принятием и введением в действие законов и других нормативных актов, которые регулируют вопросы сертификации. Федеральные законы, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, ввели обязательную сертификацию на ряд объектов, ранее не охваченных сертификацией. Так, например, закон «О связи» предусматривает обязательную сертификацию средств связи; закон «Об информации, информатизации и защите информации» – информационных систем, баз и банков данных; закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» ввел обязательную сертификацию алкогольной продукции.

    На предприятиях России начали проводить сертификацию производств и систем качества. К середине 1996 г. в стране прошло сертификацию более 250 производств и несколько десятков систем качества. Разработаны и реализуются региональные программы качества, важным элементом которых является сертификация систем качества на предприятиях региона.

    Во-вторых, соответственно растет число органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий. К 1997 г. в России действовало 647 органов по обязательной сертификации и 1885 испытательных лабораторий. В том числе на базе организаций Госстандарта функционировало 255 органов по сертификации и 93 испытательные лаборатории.

    В-третьих, происходит совершенствование нормативной базы сертификации.

    Российские нормативные документы, полученные в наследство от Советского Союза, создавались без учета сертификации. Для некоторых видов продукции в ГОСТ вообще не были установлены характеристики и нормы безопасности, во многих стандартах на потребительские товары не содержались требования, направленные на охрану природной среды. Для некоторых видов продукции отсутствовали стандартные методы испытаний для определения показателей безопасности.

    Интеграция России в мировую экономику предполагает гармонизацию российских стандартов со стандартами партнеров, обеспечение совместимости и взаимного признания результатов отечественной и зарубежной сертификации. В этих целях Российская Федерация развивает деятельность в таких международных организациях, как МГС СНГ, ИСО, МЭК, ЕЭК ООН.

    Госстандарт России принимает участие в работе Межгосударственного совета стран-участниц Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ (МГС). В 1996 г. МГС был признан ИСО как региональная организация под названием «Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации». Госстандарт в МГС сохраняет единое нормативно-техническое пространство в СНГ.

    Госстандартом России подписаны двусторонние соглашения по сотрудничеству и взаимному признанию результатов работ по сертификации с национальными органами по сертификации стран СНГ, а также Австрии, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Германии, Израиля, Китая, Кубы, Республики Корея, Монголии, Польши, Словакии, Финляндии, Чехии.

    К началу 1998 г. Россия входила в 8 международных систем и соглашений по сертификации. Ведется работа по присоединению к другим авторитетным международным организациям, таким, как Соглашение между членами Международного союза железных дорог (вагоны и подвижной состав), Соглашение в рамках Европейского союза Федерации по химической продукции, Соглашение в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (сельскохозяйственные и лесные тракторы и прицепы), Соглашение в рамках Международной ассоциации по маркировке текстильных изделий и т. д. Ведется также подготовка к ассоциированному участию России в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вопросам оценки соответствия.

    Вместе с тем гармонизация государственных стандартов с международными (региональными) затягивается. Доля государственных стандартов, гармонизированных с международными, в общем фонде российских стандартов составляет лишь 20 %, в то время как в развитых странах 70–80 %.

    Медленно идет гармонизация российских систем сертификации и аккредитации с международными (ИСО/МЭК) и региональными (ЕС) документами и практикой проведения работ по сертификации и аккредитации, в то время как это является непременным условием вступления во Всемирную торговую организацию.

    В-четвертых, растет разнообразие процедур оценки и подтверждения соответствия.

    Маркировка продукции знаком соответствия там, где это возможно, – более надежное свидетельство безопасности изделия и прохождения им обязательной сертификации, чем письменный документ. Обязательная маркировка продукции знаком соответствия предусмотрена рядом законов Российской Федерации, а также «Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

    Завоевывает признание и добровольная сертификация, идет поиск ее оптимального соотношения с обязательной. К 1 июня 1996 г. обязательной сертификации подлежало в законодательно регулируемой сфере 40 % продукции и 30 % услуг. В 1996 г. доля сертифицированной продукции в общем объеме производства промышленных изделий составила 31,7 %. Из общего объема сертифицированной промышленной продукции 17,1 % было экспортировано. Добровольные системы сертификации охватили 15 % продукции и 18 % услуг, из них 6 % и 5 % соответственно предусматривали сертификацию систем качества. Расширение сферы добровольной сертификации позволило бы ей активнее способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров.

    3.2. Правила и порядок проведения сертификации в Российской Федерации

    Сертификация в Российской Федерации направлена на достижение следующих целей:

    • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

    • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

    • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

    • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

    • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

    • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

    Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителя» и других нормативных актах.

    Для признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом настоящие правила по сертификации в Российской Федерации гармонизированы с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО 9000 и 10000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации.

    При сертификации должно осуществляться информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.

    При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

    Сертификация проводится в рамках соответствующих систем сертификации, создаваемых федеральными органами исполнительной власти или юридическими лицами, взявшими на себя функции органов по добровольной сертификации.

    Участниками сертификации являются: национальный орган по сертификации (Госстандарт России), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории. Функции участников сертификации определяются законодательством.

    Национальный орган по сертификации выполняет следующие функции:

    • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;

    • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия и ведет их государственный реестр;

    • публикует официальную информацию о правилах сертификации, о действующих системах сертификации и знаках соответствия;

    • готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов, знаков соответствия, протоколов испытаний), представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации;

    • рассматривает апелляции по вопросам сертификации.

    Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены организация и проведение обязательной сертификации, в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

    • создают системы сертификации;

    • устанавливают правила и процедуры проведения сертификации в этих системах;

    • осуществляют выбор схем сертификации;

    • определяют центральные органы систем сертификации (или могут выполнять функции центральных органов по сертификации);

    • обеспечивают аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, выдают им лицензии на проведение определенных видов работ;

    • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации и представляют в Госстандарт России информацию о них в установленном порядке;

    • определяют правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

    • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

    • рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

    • представляют на государственную регистрацию в Госстандарт России системы сертификации и знаки соответствия.

    Юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации:

    • формирует структуру системы добровольной сертификации;

    • устанавливает ее правила и знак соответствия;

    • регистрирует систему и знак соответствия в Госстандарте России;

    • представляет заявителю необходимую информацию о правилах сертификации;

    • ведет реестр этой системы.

    Если в системе аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же однородной продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

    Сертификацию проводят по схемам, установленным системами сертификации. При этом сертификацию отечественной и импортируемой продукции проводят по одним и тем же правилам.

    На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат соответствия.

    Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в государственном реестре.

    Официальным языком является русский, на котором оформляются все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т. п.).

    Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции осуществляется заявителем в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

    При возникновении спорных вопросов по поводу деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации, в Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, проводящие эти работы.

    Сертификация продукции содержит ряд последовательных процедур, выполняемых ее участниками.

    При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям нормативных документов.

    При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

    Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом состояния производства продукции, срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации).

    Срок действия сертификата на партию продукции или каждое изделие не устанавливается. Однако сертификат не должен использоваться, если на сертифицируемую продукцию кончился срок службы (годности).

    При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

    В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делают запись о проведенной сертификации и указывают номер и дату выдачи сертификата.

    Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в конкретной системе сертификации. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец), в соответствии с лицензией на применение знака соответствия, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет (если это предусмотрено схемой сертификации) орган по сертификации в течение всего срока действия сертификата в форме периодических (не реже одного раза в год) и, при необходимости, внеплановых проверок. Проверки включают испытания образцов продукции и другие операции, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

    Внеплановые проверки могут проводиться при поступлении информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих государственный или общественный контроль. Результаты оформляют актом, в котором дается оценка испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата.

    По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, указанным в сертификате.

    Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. В противном случае действие сертификата отменяется, а лицензия аннулируется.

    Информация о приостановлении или отмене действия сертификата доводится органом по сертификации до сведения соответствующих служб федеральных органов исполнительной власти.

    Необходимым условием осуществления деятельности по сертификации в Российской Федерации является существование системы сертификации. Каждая система и ее знак соответствия проходят государственную регистрацию в Госстандарте России.

    Самая большая система по охвату объектов сертификации, количеству органов по сертификации и испытательных лабораторий – Система сертификации ГОСТ Р, возглавляемая Госстандартом России. В нее входит большое число систем сертификации однородной продукции.

    Система сертификации однородной продукции создается при необходимости конкретизации общих правил применительно к совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков.

    Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом: наличия аналогичной международной системы, общности назначения продукции, требований к ней, общности конструкции и методов испытания продукции.

    Систему сертификации однородной продукции, как правило, возглавляет центральный орган системы сертификации.

    В системе сертификации однородной продукции устанавливаются:

    • номенклатура товаров, подлежащих сертификации в данной системе;

    • нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация, проверяемые требования и используемые методы испытаний;

    • структура системы, функции ее участников;

    • схемы сертификации, применяемые в данной системе;

    • правила отбора и идентификации образцов для испытаний;

    • правила нанесения знака соответствия;

    • условия и правила признания (использования) протоколов испытаний и сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями;

    • порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

    • порядок рассмотрения апелляций.

    Наиболее крупными системами сертификации однородной продукции являются системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, электрооборудования, сельскохозяйственной техники.

    Кроме системы сертификации ГОСТ Р функционируют более двадцати систем обязательной сертификации, организованные различными федеральными органами исполнительной власти: на железнодорожном транспорте, в космической технике, по проводке изделий на пожарную безопасность, средств связи и др. Взаимодействие между ними осуществляется на основе соглашений.

    Зарегистрировано большое число (более 40) систем добровольной сертификации. Они организованы федеральными органами исполнительной власти и отдельными юридическими лицами. К числу таких систем относят Систему советской ассоциации качества, системы сертификации в строительстве города Москвы, водолазных услуг, систем качества и др.

    3.3. Основные правила и положения системы сертификации ГОСТ Р

    Система сертификации ГОСТ Р организована Госстандартом России и функционирует в соответствии с законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

    В Системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и зарубежной продукции, а также услуг, систем качества, производств отечественных и зарубежных организаций.

    Система ГОСТ Р обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий по всей номенклатуре продукции

    и услуг, подлежащих обязательной сертификации на основе соответствующих законодательных актов.

    Сформированная сеть аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий может использоваться также для проведения добровольной сертификации (при наличии соответствующей области аккредитации).

    Взаимодействие системы ГОСТ Р с другими системами сертификации осуществляется на основе соглашений, заключаемых Госстандартом России с органами (организациями), возглавляющими соответствующие системы.

    Система ГОСТ Р взаимодействует с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам сертификации, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний.

    Система ГОСТ Р включает подсистемы (системы сертификации однородной продукции, услуг), в которых осуществляется сертификация определенной продукции (услуги) с учетом специфики ее производства (исполнения), обращения и использования, требований международных систем сертификации и соглашений, участником которых является Российская Федерация. На правах подсистемы действует Регистр систем качества.

    Формирование систем сертификации однородной продукции (услуг) осуществляется, исходя из возможности использования единых правил проведения сертификации.

    Объективность и достоверность сертификации в системе ГОСТ Р обеспечивается компетентностью и объективностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также компетентностью экспертов, сертифицированных в установленном порядке. Организационную структуру системы ГОСТ Р образуют Госстандарт России – руководящий орган системы ГОСТ Р; Совет системы ГОСТ Р; Центральная апелляционная комиссия; Орган инспекционного контроля; Реестр системы ГОСТ Р; научно-методический центр системы ГОСТ Р; центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг); научно-методические центры систем сертификации однородной продукции (услуг); Регистр систем качества; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры).

    Руководящий орган выполняет следующие функции в системе ГОСТ Р:

    • формирует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг);

    • выдает лицензии органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам) на право проведения работ в системе ГОСТ Р на основе установленных критериев;

    • организует и координирует деятельность участников системы ГОСТ Р;

    • утверждает организационно-методические документы системы ГОСТ Р;

    • создает и (или) утверждает системы сертификации однородной продукции (услуг), правила (порядки) сертификации в этих системах;

    • определяет и утверждает центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг);

    • осуществляет контроль за деятельностью центральных органов систем сертификации однородной продукции (услуг), Регистра систем качества, органа инспекционного контроля, центральной апелляционной комиссии;

    • устанавливает формы и содержание сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

    • устанавливает по согласованию с компетентными органами порядок оплаты работ по сертификации;

    • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации;

    • взаимодействует с органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

    Совет системы ГОСТ Р является совещательным органом, формирующим предложения для принятия решений руководящим органом системы ГОСТ Р, касающиеся функционирования системы ГОСТ Р, совершенствования деятельности ее участников, нормативно-методического обеспечения и др.

    Центральная апелляционная комиссия рассматривает жалобы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации и их полномочий в системе ГОСТ Р, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановки и отмены действия сертификатов и лицензий.

    Основная функция Реестра – регистрация участников системы ГОСТ Р, организационно-методических документов по сертификации, применяемых в системе ГОСТ Р, и предоставление официальной информации о зарегистрированных объектах по запросам заинтересованных сторон.

    Центральный орган осуществляет следующие функции:

    • организует работы по формированию системы сертификации однородной продукции (услуг), осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;

    • подготавливает предложения по правилам системы сертификации однородной продукции (услуг);

    • рассматривает апелляции по поводу неправильных действий органов по сертификации, испытательных лабораторий, участвующих в системе;

    • определяет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях и экспертах по сертификации;

    • разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции (услуг), сертифицируемой в системе;

    • участвует в работах по совершенствованию организационно-методических и нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе.

    Научно-методические центры осуществляют:

    • разработку организационно-методических документов систем сертификации однородной продукции (услуг) и изменений к ним;

    • сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации однородной продукции (услуг) и предоставление ее Центральному органу;

    • методическую помощь участникам системы сертификации однородной продукции (услуг).

    Право на проведение работ в стстеме ГОСТ Р имеют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, получившие лицензию от руководящего органа системы ГОСТ Р.

    При выдаче лицензии учитывают:

    • количество органов сертификации и испытательных лабораторий;

    • необходимость данного участника для обеспечения требуемого объема работ по сертификации в регионе;

    • возможность данного участника осуществлять работы в рамках международных (региональных) систем сертификации и др.

    Непосредственную работу по сертификации осуществляют собственные специалисты органа с привлечением экспертов по сертификации, аттестованных в Регистре системы сертификации персонала, образованном Госстандартом России.

    Сертификация включает следующие основные этапы: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы (модели); проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, оценка, проверка производства и т. п.); анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия; выдачу сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия; инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

    Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация.

    При положительных результатах орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия.

    В системе ГОСТ Р для продукции и услуг применяются две формы сертификатов – для обязательной и добровольной сертификации. При необходимости сертификат соответствия дополняется приложением, конкретизирующим сферу его распространения. Кроме того, в системе ГОСТ Р применяются сертификаты установленной формы для систем качества и производств.

    При сертификации механических транспортных средств и прицепов (автомобилей, автобусов, троллейбусов, электромобилей, мотоциклов, мопедов и прицепного состава) сертификат выдается в виде «одобрения типа транспортного средства».

    При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции или услуг орган по сертификации должен уведомить об этом территориальный орган Госстандарта России по месту расположения изготовителя продукции или исполнителя услуг для своевременного оформления запрета на реализацию данной продукции или оказание услуг.

    При обязательной сертификации продукция маркируется стандартизованным знаком соответствия.

    Право на применение знака соответствия при обязательной сертификации предоставляется заявителю органом по сертификации выдачи лицензии.

    При подтверждении соответствия продукции (услуг) всем требованиям государственного стандарта заявителю может быть выдана лицензия на применение знака соответствия государственным стандартам.

    Инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, услугами, производствами и системами качества осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов, при необходимости привлекая на договорной основе к работам по инспекционному контролю сторонние организации.

    Ответственность за результаты инспекционного контроля несет орган, проводивший сертификацию.

    Правила инспекционного контроля за сертифицированными продукцией, услугами устанавливаются соответствующими документами системы ГОСТ Р.

    Основой информационного обеспечения деятельности в системе ГОСТ Р является реестр системы ГОСТ Р, содержащий сведения об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, о сертифицированных продукции, услугах, системах качества, производствах, утвержденных системах сертификации однородной продукции (услуг).

    Данные реестра системы ГОСТ Р Госстандарт России периодически публикует в своих изданиях или в специальных справочниках.

    Официальный язык системы ГОСТ Р – русский, на котором оформляются все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т. п.). По просьбе заявителя допускается оформление сертификата на других языках.

    При возникновении спорных вопросов заинтересованная сторона может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородной продукции (услуг), технический центр регистра систем качества, а в случае несогласия с их решениями – в центральную апелляционную комиссию.

    Апелляции рассматриваются по вопросам, связанным с деятельностью центральных органов, органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов и заявителей в части нарушений правил сертификации, аккредитации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и лицензий, оплаты работ.

    Организационно-методической базой системы ГОСТ Р являются:

    • общие правила сертификации в Российской Федерации;

    • стандарты и другие организационно-методические документы по аккредитации в Российской Федерации;

    • документы о порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации;

    • межгосударственные соглашения с государствами-членами стран СНГ по вопросам стандартизации и сертификации;

    • международные соглашения по стандартизации и сертификации, к которым присоединилась Россия;

    • документы международных организаций по сертификации;

    • комплекс организационно-методических документов, определяющих структуру, функционирование и различные аспекты деятельности cистемы ГОСТ Р в целом и ее участников.

    Комплекс документов Cистемы ГОСТ Р содержит пять классификационных групп: общесистемные правила; правила сертификации применительно к категории объектов; правила сертификации однородной продукции (услуг); правила сертификации специфических по производству, обращению и применению объектов; правила и рекомендации отдельных процедур сертификации.

    Организационно-методическими документами конкретного участника, входящего в организационную структуру системы ГОСТ Р, являются положение, руководство по качеству и другие процедурные документы.

    Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в cистеме ГОСТ Р составляют государственные стандарты, строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, другие документы, определяющие обязательные требования к объектам сертификации и методам их контроля (испытаний).

    Нормативную базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, техническая документация на продукцию.

    Информация о документах для подтверждения соответствия в системах сертификации однородной продукции содержится в правилах (порядках) этих систем.

    3.4. Система аккредитации в Российской Федерации

    В Российской Федерации формируется национальная система аккредитации.

    Основные положения национальной системы аккредитации установлены в комплексе государственных стандартов Российской Федерации «Система аккредитации в Российской Федерации» серии 51000, разработанных в соответствии с Европейскими стандартами серии 45000.

    Комплекс стандартов разработан в рамках Государственной системы стандартизации Российской Федерации в соответствии с потребностями создания и развития современной национальной системы аккредитации и устанавливает основные требования к участникам Системы аккредитации в Российской федерации и порядок проведения работ.

    Система аккредитации в Российской Федерации включает следующих основных участников: аккредитующий орган (органы); экспертов по аккредитации; объекты аккредитации и аккредитованные организации.

    Аккредитующий орган реализует единую политику, устанавливает специальные требования, правила процедуры и управления для проведения аккредитации, аккредитует объекты и выдает им аттестат, соответствующий в определенной области, проводит регистрацию и учет аккредитованных объектов.

    Аккредитующий орган должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.2—95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу».

    Эксперты по аккредитации осуществляют экспертизу документов, представленных для аккредитации, проводят аттестацию заявителей, подготавливают документы для рассмотрения и принятия решения в аккредитующем органе и осуществляют инспекционные проверки за аккредитованными объектами.

    Эксперты должны быть аттестованы (сертифицированы) в установленном порядке для выполнения работ по аккредитации определенных объектов.

    Кроме того, эксперты, назначаемые для проведения аккредитации конкретных заявителей, должны:

    • быть осведомлены о критериях аккредитации, возможных дополнительных требованиях соответствующей процедуре и документах по аккредитации;

    • иметь технические навыки в проведении конкретных работ (испытаний, сертификации и др.);

    • уметь пользоваться эффективной системой связи;

    • не зависеть от чьих-либо интересов, которые могли бы заставить эксперта действовать в предвзятой, не конфиденциальной и дискриминационной манере;

    • обладать квалификацией, обеспечивающей способность выполнять возложенные на него функции.

    Аккредитующий орган ведет регистрацию экспертов и регулярно проводит их ревизию. В регистр данных включают фамилию и адрес эксперта; должность в организации, где он работает; образование и специальность; опыт работы по специальности; подготовку в области обеспечения качества, аккредитации и поверки; опыт работы в аккредитации; дату последней проверки регистрационных данных.

    Экспертам для проведения работ аккредитующий орган предоставляет новейшие методические указания, а также соответствующие рабочие документы, содержащие инструкции по проведению аккредитации и всю необходимую информацию о порядке ее проведения.

    Объектами аккредитации являются:

    • лаборатории, осуществляющие испытания, измерения, калибровку;

    • органы по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества;

    • метрологические службы юридических лиц, осуществляющие поверку средств измерений;

    • организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

    3.5. Сертификация услуг

    В соответствии с международным стандартом ИСО 9004-2 и ГОСТ 50646—94 услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

    В зависимости от назначения и объекта обслуживания услуги разделяют на материальные и нематериальные (социально-культурные).

    Под материальной услугой понимают деятельность исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом этой деятельности, как правило, является преобразованная продукция (например отремонтированный самолет).

    Сертификация в сфере услуг делится на обязательную и добровольную.

    Обязательная сертификация проводится с целью обеспечения безопасности результатов услуги, например сертификация автотранспортных и экспедиторских услуг.

    Основная цель добровольной сертификации связана с расширением бизнеса, повышением конкурентоспособности услуги и увеличением ее надежности, например сертификация в области консалтинга.

    Обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов «О сертификации продукции и услуг»; «О безопасности дорожного движения»; «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»; «О защите прав потребителей».

    Объектами сертификации в сфере услуг могут быть сама услуга; организация, предоставляющая ее; персонал, производственный процесс; система управления качеством организации, предоставляющей услуги.

    Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации». Согласно этому документу в состав участников системы сертификации услуг могут входить руководящий орган – Госстандарт Российской Федерации; центральные органы; научно-методический центр – ВНИИС; методические центры (отраслевые НИИ); аккредитованные органы сертификации и испытательные лаборатории; аккредитованные органы по сертификации систем управления качеством.

    Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам, необходимым при выполнении услуги. Они включают оценку выполнения работы или оказания услуги; проверку результатов проведенной работы или оказанной услуги; инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами.

    Действия, которые осуществляют эксперты соответствующего органа по сертификации в рамках этих трех составляющих схемы, представлены в табл. 3.1.

    Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают: аттестацию профессионального мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

    Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой.

    Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг, осуществляются в соответствии с Положением о системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

    Согласно российскому законодательству наряду с обязательной сертификацией допускается добровольная сертификация услуг.

    В системе ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по сертификации услуг.

    Таблица 3.1


    В качестве нормативной базы сертификации услуг применяются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов услуг. К нормативным документам для обязательной сертификации предъявляются определенные требования. В них должны быть указаны нормы безопасности для жизни и здоровья потребителей и их имущества; экологические параметры; требования к методам проверки услуги, технологическому процессу исполнения, мастерству исполнителя и к системе обеспечения качества. При добровольной сертификации нормативный документ предлагает заявитель.

    Сертификационные проверки услуг (что идентично сертификационным испытаниям продукции) выполняют эксперты аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре системы сертификации ГОСТ Р. Проверки обычно проводятся на месте оказания услуги. При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, а при отрицательных – заявителю выдается решение об отказе. Заявитель также может получить лицензию на применение знака соответствия и проставлять его на ярлыках, документации, квитанциях и т. п., а также использовать в рекламных целях в течение срока действия сертификата (не более трех лет).

    Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.

    Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг необходим опрос потребителей путем анкетирования, личных интервью и т. п. Обычно этим занимаются социологические центры, службы маркетинга, местные органы управления, а также сами исполнители услуг. По результатам инспекционного контроля принимаются решения в соответствии с российскими правилами сертификации. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Периодичность планового устанавливает орган по сертификации. Внеплановый назначается органом по сертификации при наличии претензий потребителей и замечаний контролирующих органов.

    По расчетам экспертов, к 2000 г. до 70 % деловой активности переместится в сферу услуг. Конкуренция на этом рынке постоянно усиливается, как из-за расширения видов предлагаемых услуг, так и по причине постоянного увеличения производителей однотипных услуг. Качество услуги, так же как и на товарных рынках, стало определяющим фактором ее конкурентоспособности; вот почему сертификация услуг как объективная оценка их качества достаточно широко развита в зарубежных странах.

    Для любой оценки важно определить критерии. Выбор критерия сертификации услуг, как отмечено выше, – важная, но наиболее трудная ступень оценки соответствия услуги. Интересен подход к качеству услуг в Японии. Японские специалисты по вопросам качества предлагают условно классифицировать параметры качества услуг на основе их значимости для потребителей. С этой точки зрения следует различать:

    • «внутреннее» качество, которое не находится в поле зрения потребителей (например техническое обслуживание);

    • «материальное» качество, заметное для потребителя (качество товара, гостиничного обслуживания, ресторанного питания и т. п.);

    • «нематериальное» качество, видимое потребителем (правдивость рекламы, грамотно оформленная документация, доступные пониманию инструкции по пользованию, информационное этикетирование и т. п.);

    • «психологическое» качество (гостеприимство, вежливость, внимательность и др.);

    • время обслуживания.

    Подобный подход позволяет более достоверно оценивать соответствие услуги ожиданиям и предпочтениям потребителей и вырабатывать надлежащие критерии для сертификации.

    Определенным достижением мирового опыта по оценке услуг можно считать принятие ИСО международного стандарта ИСО 9004-2 «Руководящие указания по услугам», который является методической основой для национальной стандартизации и сертификации услуг.

    К характеристикам, определяющим требования к услугам, в общем плане относятся: время ожидания, соблюдение сроков исполнения, численность персонала и единиц оборудования и прочие количественные характеристики; степень доверия потребителей, безопасность, вежливость, эстетичность, удобство, гигиеничность и другие качественные характеристики.

    3.6. Стандарты ИСО 9000 в российской сертификации

    Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы является необходимым условием для их выживания и дальнейшего развития.

    В то же время более чем 70-летний предыдущий период развития отечественной промышленности создал существенные структурные и технологические деформации, препятствующие решению этой задачи. К ним относятся:

    • низкий технический уровень и качество продукции, поставляемой в гражданскую сферу, обусловленный, прежде всего, отсутствием необходимых стимулов и конкуренции (к концу 80-х годов доля продукции гражданского назначения, соответствующей лучшим зарубежным аналогам, не превышала 5—10 %);

    • устаревшая материально-техническая база производства, не позволяющая рассчитывать на успешную деятельность в условиях свободного рынка (доля технологического оборудования, эксплуатируемого 15 лет и более, составляет на большинстве предприятий более 70 %);

    • деформация размерной структуры производства с доминированием крупных и средних предприятий и практическим отсутствием малых предприятий, приспособленных к гибкому реагированию на изменяющуюся рыночную конъюнктуру;

    • жесткая централизованная система планирования материально-технического обеспечения и распределения продукции часто без должного учета издержек производства и влияния на конечные результаты деятельности предприятий.

    В связи с изложенным очевидно, что решение проблемы адаптации предприятий к условиям рыночной экономики невозможно без их коренной структурной и технологической перестройки, включая модернизацию структуры и системы управления предприятием; техническую и технологическую модернизацию производства для организации выпуска конкурентоспособной продукции; рационализацию хозяйственных связей и др.

    При этом возникает закономерный вопрос о принципах и механизмах такой перестройки применительно к деятельности конкретного предприятия.

    На сегодняшний день для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов ИСО 9000.

    Основным аргументом в пользу такого подхода является то, что указанные стандарты:

    • ориентированы на рыночные отношения;

    • аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав;

    • универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным видам деятельности;

    • признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий.

    Чтобы возродить все лучшие отечественные традиции, необходимо принять «концепцию постоянного улучшения качества», которая является главной в деятельности передовых инофирм и основой в стандартах ИСО 9000. Именно эта концепция не только влияет на качество изделий, но и кардинально изменяет результаты деятельности во всех областях любой фирмы.

    В ее основе заложена концепция постоянного улучшения всех сфер деятельности, минимизации всех видов потерь, персональной ответственности за результат своего труда и оплаты в соответствии с качеством труда. Эта концепция, реализованная в рамках современной философии качества, позволяет создать систему с потенциальными возможностями много большими, чем предусмотрено в стандартах ИСО 9000.

    Одной из важнейших причин тяжелого состояния российской экономики является крайне низкий уровень управления и организации труда.

    Уже на протяжении более чем трех десятилетий в нашей стране постоянно возрастают неоправданные потери материально-энергетических и трудовых ресурсов во всех без исключения отраслях промышленности.

    Иностранных партнеров восхищает и даже настораживает глубина и наукоемкость наших разработок, но и одновременно удивляет рутина организации труда и примитивная трактовка качества. Имеют место даже и такие мнения: «Ни одна самая современная технология, опущенная в рутину советской организации труда и советского понимания качества, не даст ожидаемого результата и обречена на деградацию».

    Отсутствие практики корректного и объективного учета потерь (издержек) и их анализа с целью сокращения привело к расточительности, безответственности, разбазариванию природных богатств. Великая держава, занимающая первое место по залежам полезных ископаемых, нерачительно растрачивая ограниченные природные богатства и энергию, придет к невосполнимым потерям не только для нее, но и для всего человечества.

    Все потери (трудовые, материально-энергетические, а также потери комплектующих, элементной базы и т. д.) компенсируются предприятиями и организациями за счет увеличения себестоимости, что приводит к неоправданно высоким ценам на все виды товаров и услуг при крайне низком качестве и, как следствие, к потере конкурентоспособности продукции, деградации производства и обнищанию масс. Так, на некоторых предприятиях от 30 до 70 % себестоимости составляют неоправданные внутрипроизводственные потери.

    При внимательном и вдумчивом изучении стандартов ИСО 9000 становится понятной главная идея методологии обеспечения качества, которая основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ. Качество – не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда.

    Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (разработка – производство – потребление), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

    Японский специалист К.Исикава писал, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К.Исика-ва писал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик – изготовитель – потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности, состоятельности страны.

    Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая – невежество стоит денег и очень дорого обходится; вторая – качество приносит деньги (так как связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет; третья – главное достояние – это люди, как внутри предприятия, так и за его пределами. Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек, кадровую политику.

    Разработка и внедрение системы качества – одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество – это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства. Качество – это будущее России.

    3.7. Перспективные задачи сертификации

    За годы реформ на рынке Российской Федерации в основном созданы условия для свободного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов в удовлетворении потребительского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.

    Вместе с тем на рынке страны реализуются значительные объемы некачественной опасной отечественной и импортной продукции, употребление которой наносит существенный вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу потребителей.

    Среди основных причин реализации на потребительском рынке некачественных и опасных товаров и услуг можно отметить следующие:

    • свободный допуск хозяйствующих субъектов к деятельности, связанной с производством и реализацией товаров и услуг, без соответствующих условий для осуществления действенного контроля за качеством продукции;

    • появление большого числа недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг;

    • отсутствие действенного механизма, препятствующего поступлению в розничную торговую сеть большого объема товаров, не прошедших или не проходивших сертификацию (в 1999 г. объем таких товаров превысил 1 млрд руб.) или сопровождаемых фальшивыми копиями сертификатов (на сумму 1,85 млрд руб.);

    • несоблюдение условий хранения, транспортирования и реализации товаров непосредственно в торговой сети;

    • низкая результативность государственного надзора и контроля за качеством товаров вследствие практического отсутствия государственного финансирования, слабой защиты государственных контролеров.

    В этих условиях актуальным является формирование приоритетных направлений государственной политики, исходя из необходимости комплексного подхода к вопросу обеспечения качества и безопасности товаров на всех стадиях жизненного цикла продукции: проектирования, производства, обращения на рынке, применения, утилизации и уничтожения отслуживших свой срок товаров. Для каждой из этих стадий существуют специфические для данной стадии формы и методы контроля, как внутреннего, так и внешнего.

    На стадиях создания продукции (проектирование и изготовление) используются такие формы контроля, как приемочные испытания опытных образцов, проверка соответствия производства установленным требованиям (санитарным, противопожарным и др.), контроль при лицензировании деятельности, выдача разрешений на производство и применение. Завершающим этапом контроля продукции на этом дорыночном периоде ее существования является сертификация, проводимая для обеспечения доступа продукции на рынок.

    Следующим этапом является контроль за рынком, который производится органами государственного контроля и надзора.

    Таким образом, сертификация является лишь одним элементом, направленным на защиту потребительского рынка от опасной и некачественной продукции. Только понимая реальные возможности сертификации, ее роль и место во всей совокупности мер по защите российского рынка и каждого потребителя, можно определить эффективные направления ее развития и совершенствования.

    Такие направления были определены концепцией совершенствования действующей в стране сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия, принятой Госстандартом России в конце 1997 г.

    Необходимость и своевременность разработки концепции была вызвана тем, что дальнейшее развитие рыночных отношений, увеличение масштабов обязательной сертификации, необходимость интеграции в мировую экономику и, в частности, стремление вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), вызвали противоречие с действующей в стране довольно «жесткой» системой обязательной сертификации.

    Концепция разработана с учетом «Соглашения по техническим барьерам в торговле» (ВТО, ГАТТ), директив ЕС, руководств ИСО/МЭК, практики сертификации в Российской Федерации и в зарубежных странах.

    В то же время концепция предусматривает определенную преемственность нового механизма подтверждения и действующего механизма сертификации.

    Основная цель концепции – обеспечить разумный баланс между риском общества и издержками на сертификацию. Ведь затраты на сертификацию ложатся на себестоимость продукции и, следовательно, отражаются в цене товаров и услуг. В то же время сертификация как определенное препятствие в продвижении товаров на российском рынке неоправданно снижает товарооборот.

    Основные положения концепции сводятся к следующему:

    • способы подтверждения соответствия формируются исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями и с учетом положительного отечественного опыта работы по схемам сертификации) и ранжируются по степени «жесткости» – от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции (услуг) третьей стороной;

    • основным признаком доступа на рынок товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия, служит маркировка его единым знаком соответствия (знаком доступа на рынок). Продукция, маркированная единым знаком доступа на рынок, должна свободно обращаться по всему экономическому пространству России;

    • информация о введении или изменении технических норм, правил и процедур подтверждения соответствия заблаговременно доводится до заинтересованных организаций, в том числе зарубежных.

    Без преувеличения можно сказать, что с момента принятия концепции деятельность Госстандарта России, его институтов, территориальных органов в области совершенствования сертификации неукоснительно подчинена ее реализации.

    Первым этапом решения этой проблемы явилось внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и принятие постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766, касающихся введения в России наряду с процедурой обязательной сертификации принятия декларации соответствия поставщиком продукции. Это позволило частично «разгрузить» сертификацию от продукции, формально подпадающей под сертификацию, но не представляющей существенной опасности для потребителя.

    Согласно принятому Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О сертификации продукции и услуг“ декларация о соответствии имеет ту же юридическую силу, что и сертификат соответствия.

    Такая замена вызвала некоторую озабоченность в определенных кругах специалистов и общественности. Однако переход на декларацию о соответствии не должен снизить уровень защиты потребителей от опасной продукции в силу установленных условий и ограничений принятия декларации.

    Во-первых, декларацию можно принять только на продукцию, включенную в утвержденный правительством Российской Федерации перечень изделий, не представляющих повышенной опасности.

    Во-вторых, декларацию могут принимать только лица, подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации, что дает возможность применять соответствующие санкции к недобросовестным поставщикам.

    В-третьих, декларация может быть принята изготовителем (продавцом) на основании имеющихся у него документов, подтверждающих соответствие этой продукции установленным требованиям, в том числе и обязательных документов, выданных органами государственного надзора (гигиенические заключения, ветеринарные обязательства и т. п.).

    Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, изготовитель (продавец, исполнитель) должен обеспечить подтверждение соответствия своей продукции обязательной сертификацией.

    Требования к декларации о соответствии гармонизированы с положениями Руководства ИСО/МЭК 22 и европейским стандартом EN 45014. В отличие от декларации о соответствии, применяемой при обязательном подтверждении соответствия в Европейском сообществе, российская декларация регистрируется в органе по сертификации.

    Эта дополнительная мера необходима, чтобы проследить декларируемую продукцию и придать декларации юридическую силу в условиях специфического российского рынка, когда большинство товаров являются импортными и поставляются посредниками, не имеющими устойчивых связей с изготовителями.

    В целях реализации постановления правительства Российской Федерации № 766, а также совершенствования обязательной сертификации в течение 1999–2000 гг. были разработаны и утверждены новые и внесены изменения в следующие документы:

    • изменения и дополнения «Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции», которые установили, что знак соответствия при подтверждении декларацией применяется только на основании ее регистрации без выдачи соответствующей лицензии, а сам знак должен отличаться от знака, предусмотренного обязательной сертификацией;

    • изменение № 1 ГОСТ Р 50460– 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования», согласно которому при декларации соответствия знак должен иметь код органа по сертификации;

    • изменение № 1 Правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе», в котором приводятся формы и правила заполнения декларации о соответствии, заявки-декларации, заявления о регистрации декларации о соответствии;

    • правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», в которых, в частности, установлена единая стоимость регистрации декларации о соответствии – две минимальные заработные платы;

    • «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». Изменения касаются уточнений, дополнений, исключений отдельных позиций, а также идентификации продукции, по которой может приниматься декларация о соответствии, и продукции, подлежащей маркированию защищенными знаками соответствия;

    • «Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации» (приложение к приказу ГТК от 12 мая 1999 г.) с внесенными в список изменениями;

    • «Список товаров, подтверждаемых декларацией о соответствии и не требующих представления документа о соответствии при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации»;

    • рекомендации по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Анализ состояния производства при сертификации продукции»;

    • «Правила проведения сертификации в Российской Федерации» (новая редакция; в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России). В новой редакции Правил уточнены функции участников сертификации и правила ее проведения с учетом изменений в законодательстве, существенно доработаны термины и определения, внесены требования к системам сертификации;

    • «Правила сертификации производственного оборудования» (в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России). Правила распространяются на оборудование, сертификацию которого можно провести только после монтажа у заказчика, а также на оборудование, уже находящееся в эксплуатации (в случае, если законом предусмотрена необходимость иметь на такое оборудование сертификат соответствия, например на оборудование для производства алкогольной продукции).

    Правительством Российской Федерации было принято постановление № 11054 от 2 октября 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам сертификации продукции и услуг». В частности, были внесены изменения и дополнения в «Правила продажи отдельных видов товаров», касающиеся введения декларации о соответствии.

    Однако не все намеченные мероприятия удалось осуществить. Не удалось реализовать позицию Госстандарта России в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов», который содержит правовые нормы, противоречащие Гражданскому Кодексу Российской Федерации, законам «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей».

    Законопроект, принятый Государственной Думой 4 декабря 1998 г. в третьем чтении, но отклоненный Советом Федерации, дорабатывается согласительной комиссией Минздрава, Госстандарта и Минсельхозпрода России, которым удалось достичь взаимопонимания и выработать юридически корректные формулировки по большинству спорных положений. Однако согласительная комиссия Федерального собрания не учла эти предложения и приняла за основу законопроект от 4 декабря 1998 г.

    В настоящее время в соответствии с поручением правительства Российской Федерации подготавливаются предложения по внесению изменений и дополнений в этот закон.

    Не удалось выпустить новую редакцию «Порядка ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации». На стадии регистрации в Минюсте этот документ был подвергнут критике в основном по вопросу о возможности ввоза на таможенную территорию ряда товаров (при определенных условиях) без сертификата соответствия.

    Не удалось решить вопрос о заверении копий сертификатов центрами стандартизации и метрологии. Внесение соответствующих изменений в постановление правительства Российской Федерации № 55 от 19 января 1998 г. оказалось невозможным из-за противоречий с действующим законодательством о нотариате.

    Задержалась разработка и утверждение документа о системе добровольной сертификации Госстандарта России, предусматривающей проведение сертификации на все требования стандартов.

    Много нареканий вызвало Постановление правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. (с изменениями и дополнениями) о маркировании знаками соответствия, с учетной информацией к ним, защищенными от подделок. В определенной степени это вызвано недостатками утвержденной Минторгом России и Госстандартом России «Инструкции о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации».

    В настоящее время эта инструкция дорабатывается и после утверждения, регистрации в Минюсте России и опубликования вступит в силу.

    Основными направлениями работ Госстандарта России являются:

    • проект закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Необходимо провести согласование с отдельными министерствами и ведомствами, представить законопроект в правительство Российской Федерации, доработать по замечаниям правительства и принять участие в работах по прохождению законопроекта в Государственной Думе;

    • во исполнение постановления правительства Российской Федерации № 766 от 7 июля 1999 г. проведение анализа применения декларации о соответствии и представление в правительство Российской Федерации предложений об изменении и дополнении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии;

    • разработка новой концепции стандартизации и сертификации в сфере услуг;

    • разработка правил сертификации продукции и услуг, включая правила подтверждения соответствия продукции установленным требованиям в Российской Федерации (вместо Порядка проведения сертификации продукции в российской Федерации), изменений «Положения о Системе сертификации ГОСТ Р», правил по сертификации услуг общественного питания, по ремонту бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, услуг автомобильного транспорта, розничной торговли;

    • постепенный переход на сертификацию систем качества на соответствие стандартам ИСО 2000;

    • перерегистрация систем обязательной сертификации в связи с изменением законодательства в этой области;

    • развитие добровольной сертификации на соответствие всем требованиям стандартов.

    Вторым этапом реализации концепции совершенствования сертификации стала разработка проекта нового федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Новый закон разработан Госстандартом России с участием ряда федеральных органов исполнительной власти взамен действующего закона «О сертификации продукции и услуг».

    Необходимость разработки нового закона определяется тем, что действующий закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый в 1993 г. и дополненный Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ, не может в полной мере регулировать механизм подтверждения соответствия, не отвечает современным требованиям развития российского товарного рынка, интеграции России в мировую экономическую систему и не полностью соответствует Соглашению по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО).

    В новом законопроекте предусмотрены следующие принципиальные положения:

    • введение обобщающего понятия, принятого в международной практике, «Подтверждение соответствия», которое осуществляется как третьей, так и первой сторонами;

    • изготовитель, исполнитель (первая сторона) с учетом схем подтверждения соответствия вправе принимать декларацию о соответствии, основанную на собственных доказательствах, полученных с участием органа по сертификации (третьей стороной);

    • обязательное подтверждение соответствия может осуществляться также путем сертификации продукции и услуг без принятия декларации о соответствии;

    • предусмотрены схемы подтверждения соответствия, определяющие способы доказательств соответствия продукции и услуг с учетом их потенциальной опасности. Схемы устанавливаются в номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, разработанной на основе перечней, утверждаемых правительством Российской Федерации;

    • введение знака доступа на российский рынок товаров и услуг. Основанием для применения знака доступа на рынок является зарегистрированная декларация о соответствии или сертификат соответствия.

    • создание механизма уполномочивания организаций в качестве органов по обязательной сертификации, аналогичный принятому в Европейском сообществе;

    • в целях разделения деятельности по сертификации и аккредитации, предусмотренной международными документами, аккредитация организаций в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) будет проводиться в российской системе аккредитации, которая устанавливается федеральным законом. На переходный период до принятия этого закона сохранено действие абзаца пятого ст. 9 закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в части аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) федеральными органами исполнительной власти.

    • предусмотрен государственный контроль и надзор в сфере обращения на российском рынке продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

    • в области добровольной сертификации установлены необходимые требования к системам добровольной сертификации и к их участникам.

    Принятие и введение в действие настоящего закона будет способствовать снижению затрат изготовителей (продавцов, исполнителей) на проведение обязательного подтверждения соответствия без увеличения риска опасности реализуемых на российском рынке товаров, услуг, развитию малого предпринимательства, ускорению товарооборота на российском рынке, созданию благоприятных условий для развития международной торговли и вступлению России в ВТО и другие международные организации.

    Следует отметить намерение всех государств – участников СНГ перейти к механизму подтверждения соответствия.

    В соответствии с протоколом № 3—99 заседания научно-технической комиссии по сертификации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, состоявшегося в Минске 21–22 сентября 1999 г., Госстандарт России представил на очередное заседание комиссии проект Региональной концепции перехода к механизму подтверждения соответствия, разработанный на основе ранее представленных Госстандартом России и одобренных комиссией основных положений региональной концепции.

    Контрольные вопросы

    1. Отличается ли порядок сертификации в России от зарубежной практики?

    2. Приведите примеры продукции, подлежащей обязательной и добровольной сертификации.

    3. Приведите примеры российских систем обязательной и добровольной сертификации.

    4. Какие законы составляют правовые основы сертификации в России?

    5. Каковы функции Центрального органа системы сертификации?

    6. Что такое Регистр систем качества?

    7. В чем состоят основные особенности сертификации услуг?

    8. Перечислите основные перспективные задачи сертификации в России.

    Библиографический список

    1. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М.Г.Круглов, С.К.Сергеев, В. А.Такташов и др. – М.: Издательство стандартов, 1997.

    2. Воробьева Т.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. 1998. № 1.

    3. Егорова Л. Г. Опыт и перспективы сертификации систем качества / Стандарты и качество. 1997. № 11.

    4. Версан ВТ., Чайка И.И., Раков А.В., Теркель А.Л. Проблемы дальнейшего развития российской сертификации: пути решения // Стандарты и качество. 1997. № 10.

    5. Руководство ИСО/МЭК2. Общие термины и определения в области стандартизации и сертификации.

    6. Общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации. Система сертификации ГОСТ Р. Общие положения.

    7. Общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации.

    8. Общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации. Система сертификации ГОСТ Р. Правила ведения государственного реестра.

    9. Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг.

    10. Крылова Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Юнити-Дана, 1999.

    11. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя – М.: ВНИИС, 1998.

    12. Крель Н.П., Захаров М.Г., Пархотин И.И. Международные стандарты ИСО серии 9000 как инструмент эффективной реструктуризации предприятий оборонного комплекса // Проблемы продвижения продукции и технологий на внешний рынок. 1997. Специальный выпуск.

    13. Алексеев А.В., Михайлова Н.В., Федотов АТ. Доработка систем качества с целью сертификации (программы доработки, проблемы, пути решения) // Сертификация, конверсия, рынок. 1996. Специальный выпуск.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.